Пред этим писал ты, возлюбленнейший брат Анатолий, с святой горы (вероятно Нитрийской) ко мне в Скит и просил разъяснить тебе символическое значение монашеской схимы Египетской, полагая, что не без разумного основания она имеет такое отличие от всех других форм человеческих одеяний. Охотно перескажу тебе, что сам узнал об этом от святых Отцов. Кукуллий есть символ благодати Спасителя нашего Бога, осеняющей ум иноков и покровом своим защищающей их во Христе младенчество от тех, которые непрестанно покушаются наносить им удары и причинять раны. Носящие его на голове своей, с крепкою и действенною верою поют: если не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе трудится зиждущий и бдит стрегущий ( Псал. 126,1 ). Такие вопияния внедряют смирение и искореняют гордость, это древнее зло, низвергшее на землю Люцифера, воссиявающего заутра. То, что обнажены у них руки 60 , показывает безлицемерность их жизни. Ибо тщеславие умеет прикрываться и давать тень добродетели, ловя всегда славу у людей и отгоняя веру, как говорит Спаситель: «како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы яже от Единого Бога не ищете» ( Иоан. 5, 44 )? Добро не должно быть для чего-либо другого, напротив, все другое должно быть для него. Если это не будет допущено, явно будет, что подвизающее нас к деланию добра ценнее для нас самого добра, а это было бы крайней нелепостью – воображать нечто высшее Бога и говорить так. Аналав (наш параман), крестообразно переплетающий их плечи, есть символ веры во Христа, приемлющей (Ьнблбмвбнпэпзт) кротких, всегда устраняющей препоны и доставляющей деятельности беспрепятственность. Пояс, вяжущий их чресла, отлагает всякую нечистоту и возвещает: добро человеку жене не прикасатися ( 1Кор. 7, 1 ). Милоть имеют они, как всегда «мертвость Господа Иисуса на теле своем носящие» ( 2Кор. 4, 10 ), как подавляющие все неразумные телесные страсти, душевное же зло пресекающие приобщением добра, и как любящие нищету и бегающие многоимания, яко идолослужения. Жезл есть древо жизни, всех, кои берут его в руки и на него опираются, обязывающий утверждаться на Христе. Вот сокращенно каких вещей символом служит схима! (Облекая в нее), св. Отцы всегда говорят им такие слова: Дети! веру делает твердою страх Божий, а его – воздержаник, это делают неуклонным терпение и надежда, от которых рождается бесстрастие, порождение же бесстрастия есть любовь, а любовь есть дверь к познанию физическому, которое преемлет богословие и верховное блаженство. И этого о священной схиме и поучении старцев на настоящую пору достаточно. Теперь будем говорить о жизни деятельной и знательной, не все то, что видели (у старцев) и слышали (от них), но что и другим пересказывать получили от них заповедь, разделив касающееся деятельной жизни на сто глав, а касающееся знательной – на 650, и иное скрыв, иное прикрыв, да не дадим святая псам, ниже пометаем бисера пред свиньями ( Матф. 7, 6 ), что однако ж ясно для тех, кои идут вслед их тою же дорогою.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Разделы портала «Азбука веры» Аналав (от греч. νλαβος) – принадлежность облачения монаха великой схимы – то же, что параман монаха малой схимы; небольшой четырёхугольный плат с изображением страстей Господних. Аналав представляет собой четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлет плечи монаха, украшен крестами. Аналав известен с IV века и первоначально имел практическое значение – он стягивал одежду монаха, чтобы та не мешала во время работы. В древности аналав представлял собой предмет, сплетенный из веревки и из кожаных шнуров – с этим связаны и древнерусские наименования аналава: «плетцы» или «плети». Аналав возлагается при пострижении в великую схиму. Согласно принятым в Православной Церкви редакциям богослужебных книг, при постриге в великую схиму аналав (или схима, имеющая на себе его изображение) возлагается на постригаемого со словами: «Брат наш имярек приемлет аналав, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, восприемляй крест свой на рамех и последуяй Владыце Христу. Рцем о нем, Господи помилуй». Содержащаяся в этих словах Евангельская цитата ( Мк.8:34 ) объясняет символическое значение аналава. Цитаты об аналаве «Одною из принадлежностей иноческого одеяния издревле был аналав. В древнейшем виде он представлял собою два ремня или плетеных шнура, которые, соединяясь крестообразно, перекрестием, с одной стороны возлагались на рамена, с другой – на грудь (в виде буквы Х). Иногда к перекрестию на спине прикреплялся четвероугольный кожаный плат с изображением на нем креста. Как самое перекрестие ремней, так и на рамное изображение креста должны были напоминать иноку несение креста Спасителем. Кроме креста, аналав имел изображения великих событий Евангельской истории (праздников) и т. п. С течением времени аналав был видоизменен по материи и форме своего построения: при этом прежний вид его получил новое название – параманд, а новый вид принял прежнее название – аналав. В настоящее время параманд (прежний аналав) возлагается на всякого инока, а аналав (измененный) – только на принимающего схиму (одежда высшего пострига)». протоиерей Николай Троицкий Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/analav

Разделы портала «Азбука веры» Схима (греч. σχημα – образ, внешний вид) с высшая ступень православного монашества . Она следует после рясофора и представляет собой более глубокую ступень отречения от мира . Схима разделяется на малую и великую . Малая схима называется также  мантия , поскольку монах получает право носить длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте, покрывающую рясу. Пострижение в малую схиму сопровождается произнесением обетов послушания, нестяжания и девства, дарованием нового имени. Малосхимник облачен в параман, рясу, клобук, носит сандалии (см. облачение ). За малой схимой следует великая схима. Ее также называют Великий ангельский образ, что означает совершенное отчуждение от мира ради единения со Христом. Чин пострижения в Великую схиму напоминает чин пострижения в малую, поскольку монах произносит по сути те же обеты. В то же время пострижение в великую схиму означает их более строгое исполнение. При пострижении монаху дается новое имя. Вместо клобука он надевает кукуль в виде остроконечного капюшона, покрывающего голову и плечи, украшенного пятью крестами. На монаха возлагается аналав – подобный параману четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам, объемлющий плечи схимника и украшенный крестами, означающий принятие креста в последовании Христу. Облачение схимника – ряса, аналав, куколь, мантия, чётки, сандалии. Великосхимник обычно живет в монастыре отдельно. Великосхимник-архиерей должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом). Пострижение в схиму дает монашествующему особую благодать для подвижничества. Благодать схимы названа свв. Отцами вторым крещением . Схима – не награда за добродетели, а повод к умножению монашеских подвигов. Малая схима: Великая схима: Цитаты о схиме «Схима указывает, что носящий ее мертв, или есть мертвец, но живой. Мертв для сей жизни, а живет другою жизнию. На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может. Если у вас это самораспятие есть, или вы усердно желаете его и готовы для него на все, то это будет свидетельствовать, что вы готовы для схимы». свт. Феофан Затворник Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/sxima

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные облачения – 1) совокупность утвержденных Церковью применительно к разным случаям предметов одеяния и принадлежностей архиерея , священника , диакона , монаха; 2) действие, связанное с надеванием этих предметов и принадлежностей; 3) ризы; 4) одеяние, одежда. По своему значению облачение делится на: Внебогослужебное облачение духовенства – одежды, отличающие духовенство от мирян. Внебогослужебным облачением  диакона являются подрясник и ряса, священника – подрясник и ряса (отличительная особенность – наперсный крест); архиерея – подрясник , ряса , мантия , клобук , наперсный крест и панагия . Богослужебное облачение клира – одежды, в которых церковно- и священнослужители совершают богослужение. Некоторые из этих одежд являются символами благодатных дарований, и без них священнослужитель совершать богослужение не может. Богослужебным облачением являются: Некоторые богослужения священник (и архиерей) могут совершать без фелони (саккоса). В качестве награждения священникам дается право ношения  скуфьи , набедренника , камилавки , креста с украшениями, палицы и митры. Богослужебные одеяния духовенства имеют общее название – «ризы» и соотносятся так, что священник имеет все диаконское облачение и сверх того – присущее его сану; епископ имеет все священническое облачение и сверх того – присвоенное его архиерейскому достоинству. Богослужебные облачения бывают разного цвета в зависимости от празднования данного дня. См. цвет облачения . Монашеское облачение – одежда, символически изображающая свойства, обязательные для монаха (облачение рясофорного монаха как подготовительной степени монашества не несло такого смысла). Так, например, куколь (лат. «капюшон») – верхнее одеяние монаха великой схимы, представляющее остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи, – именуется «шлемом Спасителя» и выражает духовную закрытость, защищенность монаха от влияния земных страстей. Облачением рясофорного монаха являются ряса и камилавка; монаха малой схимы – хитон , параман , ряса мантия, клобук; монаха великой схимы – хитон, аналав , ряса, мантия, куколь. Почему священники носят необычную одежду? Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/oblachenie

Аналав. Аналав (от глагола αναλαμβ νειν, воспринимать) есть четвероугольная вещь со шнурками, пришитыми по углам, объемлющая все плечи монаха; почему и называется у римских писателей scapulare, наплечник или нарамник. В настоящем же действии этот аналав или нарамник есть то же, что и на монахах параман (παραμ νδυα), т.е. прибавление к мантии. Таковой аналав или нарамник, опускаясь сверху от шеи на шнурках и разделяясь на стороны, обнимает мышцы под руками и, располагаясь крестообразно на груди и раменах, теми же шнурками обвивает и стягивает одежду: и таким образом, опоясав монаха, делает его способным ко всякому делу. Что касается духовного значения, то аналав или параман, крестообразно обвитый на раменах монаха, есть знак веры во Христа. Симеон Солунский (в гл. 273) пишет: «аналав делается из кожи животного, – в знак умерщвления мирских привязанностей, – спереди и сзади от плеч крестообразно имеет знамение креста, или, лучше сказать, изображает самый крест». Подобное же говорит об аналаве и авва Дорофей в первом своем поучении. §8. Кукуль слагается в осьмый день Молитва во еже сняти кукуль. Как новопросвещенные после крещения в продолжении семи дней пребывали при всех церковных службах в белой одежде, так и монахи после пострижения должны то же число дней молитвенно присутствовать при всех церковных службах во всех своих вышеозначенных одеждах. В осьмый день (по мнению некоторых, в пятый) они всенародно в церкви, с молитвою настоятеля, слагают с себя кукуль, как отличительнейшую от прочих монашеских степеней принадлежность, дабы обратиться к телесному труду и повседневному рукоделию. После сего они уже сами без особенного благословения со стороны настоятеля возлагают на себя этот кукуль и слагают его с себя, смотря по надобности. Но первое снятие его не бывает без молитвы, без нового увещания и без поучения, произносимого настоятелем пред лицем всей братии. Читать далее Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Когалым. Храм мученицы Татианы . 9 сентября 2018 года/     Рассказывает священник Александр Волков . Фото автора. - С.50; Соловки . 21 августа 2017 года  /Рассказывает священник Александр Волков . Фото Олега Варова. - С.50-51. Школа «Фомы». Суть вещей: Параман. [Инфографика]. Параман — (от греческого — «добавление к мантии») — часть монашеского  облачения в виде квадратного отреза ткани с четырьмя лентами на углах. На нем вышит крест, на котором распяли Христа, и другие орудия Его пыток. Ленты связываются вместе на груди, образуя крест, а сам плат держится на спине. О символике парамана пишет авва Дорофей: «Мы носим на раменах своих знамение креста, как говорит Господь: возьми крест свой и последуй Мне»; Три вида параманов: Малый — носят простые монахи под облачением постоянно. Аналав — носят схимонахи. Великий — носит Патриарх Московский и всея Руси, надевая его поверх подрясника только перед богослужением; Разъяснения к вышитым на парамане изображениям : Гора Голгофа. Глава Адама. Надпись по периметру плата. Крест. Терновый венец. Надписи у Креста. Трость с губкой. Копье. Ил.: Облачение Патриарха Кирилла перед интронизацией. Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; Аналав схимонаха; Великий параман (с пояснением изображений на нем). Фото; Иерусалим, Храм Гроба Господня. Так сегодня выглядит место распятия Иисуса Христа. Фото//Фома. - — февраль 2019. - С.52-53. - (раздел « Люди », рубрика « Школа “ Фомы ”. Суть вещей »). Иерей Игорь Спартесный , клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (Москва), отец пятерых детей. « Как мой брак чуть не развалился и что его спасло ». Рассказ священника . [Два года назад умерла моя супруга. Этот рассказ — о ней, обо мне. И о нашей борьбе за любовь]. Подготовила Дарья Теленкова . Фото Рината Зинатуллина и фото из семейного архива Спартесных//Фома. - — февраль 2019. - С.54-59. - (раздел « Люди »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает председатель попечительского совета радио «Вера» Павел Ульянов //Фома. - — февраль 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-190-...

Аналав — небольшой четырёхугольный плат с изображением креста — служит напоминанием монаху о вольных страданиях Христа Спасителя. Параман, имеющий на себе надпись «Аз язвы Господа моего на теле моём ношу (Гал 6. 17)», напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом, распиная плоть со страстьми и похотьми (ср. Гал 5. 24) скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергей Ш. 15 апреля 2016, 00:01 Отец Кукша-один из столпов Церкви, на которых зиждется истинная вера. Уже стар отче, слаб телом, но великую силу Веры имеет.вот на кого надо равнятся. Антон Добролюбов 4 апреля 2015, 17:16 Хороший Ольга 1 октября 2014, 23:59 Спаси Господи, отче Кукша,за молитвы ваши святые за всех нас грешных и окаянных и за всю жизнь вашу в назидание нам данную ! Земной поклон вам , от всех нас грешных , а особенно от неверующих,только вашими молитвами и живы .Дивен Господь во Святых Своих ! о. Константин 1 октября 2014, 20:55 Дмитрий Овчинников! Зачем отца схиероиподиакона обижаете? ;-) Он не пономарь, а священнослужитель. Иподиакон - высший клирик. Помоги Господи отцу схиероиподиакону Кукше! Иван Иванов 28 июля 2014, 22:06 Да, серьёзный дед. German Sholupov 12 мая 2014, 06:32 Спаси Господи схимонаха Кукшу!!! Ксения 12 марта 2014, 15:05 Дай Вам Бог доброго здоровья и чистого послушания в схиме. Лидия Зыкина 11 марта 2014, 18:43 Спаси,Господи,тебя Схимонах Кукша и многая лета! батюшка,моли Бога о нас. Igor 10 марта 2014, 23:53 Pomolites za menya greshnogo Igorya otche Kuksha. Вера 10 марта 2014, 01:30 Спаси, Господи, люди твоя. Дорогой Батюшка, желаю Вам благая лета, а многая даровал Вам Господь Бог наш. Прошу Ваших молитв, раба Божия Вера. Галина 9 марта 2014, 08:27 Вот это да! Милосердный Господь даровал своему верному рабу целый век жизни! Велик Бог в милостях своих! Николай Богданов 9 марта 2014, 02:42 Вот это, настоящий пономарь! Димитрий Власов 9 марта 2014, 01:45 Милости Божьей,вам Отче. jelena 8 марта 2014, 22:33 MNOGAJA LETA! Moli BOGA o nas ,Otse Kuksa !

http://pravoslavie.ru/69018.html

Литургия оглашенных – вторая часть литургии, на которой могут присутствовать оглашенные, т. с. готовящиеся к причащению и кающиеся в грехах, отлученные от причащения. Мантия – черная верхняя одежда без рукавов, которую носят монашествующие православной церкви. Цветная мантия – архиерейская. Митра – головной убор в облачении высшего христианского духовенства; у православных – круглой формы, нередко из драгоценных металлов, украшенный жемчугом, драгоценными камнями, эмалью. Митрополит (греч. metropolites – человек из главного города) – священнослужитель высшей (третьей) степени христианской церковной иерархии; титул присваивается за особые заслуги перед церковью. Мощи – останки святых, обладающие, по церковному учению, способностью творить чудеса и служащие предметом почитания. Каждый храм имеет частицу мощей какого-либо святого, зашиваемую в антиминс (см.). Омофор (греч. букв, «плечо ношу») – священническое облачение в виде широкой ленты (с изображениями креста), носимой на плечах; знак отличия архиерея. Осанна (свр.: Помоги нам! Спаси!) – молитвенное восклицание на богослужениях. Этим криком народ приветствовал Иисуса Христа, когда Он торжественно въезжал в Иерусалим. Панагия (греч. пресвятая, церковный эпитет Богородицы) – 1) в православии маленькая иконка с изображением Богородицы, нагрудный знак архиерейского достоинства; 2) просфора в честь Богоматери, которая употребляется в числе пяти служебных просфор на таинстве причащения. Панихида (греч. всенощная) – заупокойная церковная служба, богослужение, совершаемое над умершим, а также в годовщину его смерти. Параклет (греч. утешитель) – в Евангелии от Иоанна эпитет Святого Духа, третьего лица Троицы. Параман, аналав – принадлежность монашеского одеяния из двойных перевязей крестовидной формы (символизирует тот крест, который берет на себя инок, чтобы следовать за Христом). Параэкклезиарх – находящийся при экклезиархе (см.), его помощник. Патерик (лат. pater– отец) – отечник; в православной церковной литературе – сборник жизнеописаний подвижничества монахов.

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Монашествующие подразделялись на три степени: новоначальных (рясофорных), малосхимников (их обычно и называли монахами) и великосхимников (их часто называли схимниками). К XIX в. в «великую схиму» посвящались чаще престарелые или очень больные малосхимники, что, по мнению одного из соловецких старцев, было связано с трудностью обетов, принимавшихся великосхимни- ками (безмолвия и затворничества). В соответствии с «чином» менялась и одежда инока: первоначальным полагалась ряса и камилавка (шапочка из вяленой шерсти), малосхимникам – монашеская мантия и клобук («шлем спасения»), а великосхимникам – кукуль (вид капюшона, закрывающий не только голову, но и плечи, грудь и спину, с изображениями креста на них). Кроме того, малосхимникам полагался кожаный пояс, «параман», надевавшийся крестообразно, а великосхимнику аналав (четырехугольный кусок ткани или кожи, закрывающий плечи и завязывающийся крестообразно на поясе) 901 . Кроме монашеского одеяния, инокам полагались по уставу рубашки, кафтаны и шубы, которые должны были быть сделаны из недорогих тканей и мехов, а устав Иосифа Волоцкого предусматривал и то, что для получения новой одежды монах должен был предъявить ветхую. Обряд пострижения – важный момент в жизни инока, но только начальный момент его продвижения духовного. Преп. Елеазар так описывал этот чин: в ночь перед пострижением послушника отводят в особую келью и повелевают проводить ночь без сна. Игумен избирает из братии старца, который мог бы наставлять новоначального инока. Старец молит игумена не возлагать на него такого тяжелого бремени, признавая себя самого нуждающимся в наставлении и руководстве. Игумен делает ему замечание за ослушание, и старец повинуется и берет у игумена благословение. Готовящегося к пострижению вводят в церковь , снимают с него мирские одежды и облекают в рясу. Перед царскими вратами на аналое ставят Евангелие и кладут ножницы. После того, как священник или монах совершат обряд по чину, целуя Евангелие, спрашивает нового инока о его имени, и тот называет свое имя. Из его рук берут Евангелие, игумен призывает старца и передает его в послушание старцу. Старец ведет инока сначала к храму преп. Зосимы и Савватия, а потом в свою келью, совершив все по келейному чину, читает с ним часы и кадит образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свою жизнь монахи посвящают исполнению заповедей Господних и дают для этого при пострижении особые обещания. Эти обещания, или обеты, требуют от подвижника целомудрия, добровольной нищеты и послушания своему духовному наставнику для достижения христианского совершенства. После пострижения монах постоянно живёт в монастыре. В постриге иноку даётся новое имя, подвижник как бы рождается новым человеком, освободившимся от прежних грехов и начинающим тернистый путь духовного восхождения к Богу. Перед тем как отречься от мира и вступить в монашескую жизнь, мирянин становился послушником и проходил трёхлетнее испытание (этот срок соблюдался не всегда и не везде, как, впрочем, и сама стадия послушничества, которой не могло быть при постриге тяжелобольного). Послушник получал благословение носить рясу и камилавку. После этого он назывался рясофором, то есть носящим рясу. Рясофор не давал монашеских обетов, а только готовился к ним. Само монашество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схиму. Соответственно эти степени различались и по одеждам, которые носились монахами. Постриженный в малый ангельский образ носил на себе параман (небольшой четырёхугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник с кожаным поясом и рясу. Поверх этой одежды он покрывался мантией – длинным плащом без рукавов, а на голову надевал клобук с намёткой (длинным покрывалом). Постриженный в малый образ получал монашеское имя и становился «манатейным» монахом (то есть носящим мантию). Малый образ является подготовкой к принятию схимы, которой достигают далеко не все монахи. Только после многолетней достойной иноческой жизни монах мог получить благословение на пострижение в великую схиму. Схимники облачались отчасти в такие же одежды, что и монахи малого образа, но вместо клобука надевали куколь, а на плечи схимник возлагал аналав, четырёхугольный плат с изображением крестов. Все монашествующие на запястье левой руки непременно носили чётки – шнурок с узелками или шариками, предназначенными для счёта молитв и поклонов. В Древней Руси и у старообрядцев была известна и другая форма чёток – так называемая «лестовка», кожаный ремешок с нашитыми небольшими складками-листочками, которые перелистывают во время молитвы. Чётки напоминают о том, что молиться монах должен постоянно. Да и все монашеские одежды имеют символическое значение и напоминают монашествующему о его обетах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010