При бездетности Феодосия II, императорской властью облекалась сестра его, девица Пульхерия, приверженка Флавиана и папы Льва. Ради укрепления власти, Пульхерия, оставаясь старой девой (ей было 52 г.), вступила в формальный брак с 58-летним сенатором Маркианом и короновала его. До сих пор это была церемония старо-языческая. Пульхерия первая побудила нового КПльского архиеп. Анатолия составить и выполнить чин церковный. Археологи думают, что·по этому случаю впервые введен был, кроме возложения диадемы, и библейский ритуал помазания. Хрисафий был казнен. Евтих выслан из столицы. Наивный провинциал Диоскор не хотел верить, что дворцовая революция свергла и «его диктатуру. Как сочлен местного диэцезального управления Египтом, он дерзнул даже не признавать законности нового императора Маркиана. Но вскоре увидел свой промах. Еще вчера все и все ему покорялись – и вдруг все уплыло из его рук. В 449 г., тотчас после Разбойничьего Собора и изгнания Флавиана, Диоскор прибыл в КПль и, как триумфатор, собственноручно поставил архиепископом столицы своего апокрисиария (т. е. резидента здесь от александрийской кафедры) Анатолия. Но Анатолий, как житель столицы, не был слеп. Он ясно видел безвозвратность переворота и, изменив Диоскору, поставил себя на службу новому курсу: – ликвидации всей акции Евтиха-Диоскора и ориентации богословия на томос папы Льва, присланный в КПль еще до Разбойничьего Собора. Нарочитая делегация папы в лице двух епископов и двух пресвитеров требовала ради мира церковного подписи томоса папы. Анатолий первый подписал его. За ним бросились подписывать сотни епископов, жалуясь, что подписывались ранее под деяниями Диоскора по насилию. Подписал и ставленник Диоскора на Антиохийской кафедре – Максим. Параллельно и в самый Рим сыпались покаянные письма епископов. Риму казалось, что все благополучно устраивается, что никакого более собора не нужно, раз подписались под посланием папы. Roma locuta, causa finila est. Не понимали, что у Востока иное умонастроение, что для умиротворения его мало авторитарных декретов. Нужно еще укрощение стихии встревоженного «общественного мнения» через процедуру соборных состязаний, через эту нелегкую дань партийным течениям в богословии. Соборы для Востока – это громоотводы, паллиативы и лекарства от догматических лихорадок, разрежавшие на время остроту болезни и способствовавшие ее залечиванию в длительности времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В Риме, во время отсутствия пап, итальянцем Риензи вновь была сделала попытка восстановить древнее республиканское управление (1347 г.). Во всех других странах Европы государственное право начало выделяться из области церковного права, и получать самостоятельное значение; везде стал распространяться такой взгляд, что государственная власть также непосредственно и самостоятельно установлена от Бога, как и папская, и что области духовной и светской власти должны быть строго разграничиваемы. Смуты, происходившие во время раскола, бывшего в римской Церкви, и реформация XVI века нанесли еще более тяжкий удар и духовному и политическому влиянию пап. Вследствие этого папы в XV и XVI веках уже перестают мечтать о распространении своего политического господства на весь мир или на всю Европу. По отношению к различным государствам, находящимся вне Италии, папы становятся вынужденными довольствоваться тем, чтобы сколько возможно поддерживать в них свое духовное влияние. На политические же дела различных государств они по временам приобретают влияние только косвенным образом чрез духовников разных королей и королев, чрез кардиналов министров, чрез духовенство и монашество, в вообще чрез так называемую в западной Европе клерикальную партию. За то тем с большею ревностию папы в XV, XVI и дальнейших веках сосредоточивают силу своего политического влияния на непосредственно принадлежащих им итальянских областях. В Европе в это время во всех странах совершалось утверждение монархических начал над прежними феодальными, округление государственных границ, приведение сил различных государств к так называемому политическому равновесию. Папское государство становится совершенно в ряд других государств, и папы также как в другие государи, стараются округлить и расширить свои владения, укрепить в них монархический принцип, подавить остатки феодальной вольности, устроить государственный порядок, и занять в общеевропейской политике влиятельное место в ряду других государей. Для укрепления своей власти в Италии и обеспечения своего влияния в европейской политике, папы употребляют все те средства, какими пользуются другие государи, – заключают союзы, делают договоры, заводят интриги, совершают подкупы ведут войны, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

К 4-й группе относится 5 писем папы Льва I Великого (440–461 гг.), посвященных целиком смещению с Александрийской кафедры Тимофея Элура и замене его Тимофеем Салофакиолом 41 : (стр. 117–119) – императору Льву I от 17 июня 460 г.; (стр. 119–120) – письмо Геннадию Константинопольскому , одновременное и аналогичное с (стр. 120–121) – письмо Тимофею Салофакиолу; (стр. 121–122) – письмо клиру Александрии и (стр. 123–124) – письмо десяти египетским епископам, поддерживающим Тимофея Салофакиола. Все три последних письма писаны одновременно – 18 августа 460 г. Характерно для этой группы то обстоятельство, что эти пять писем Льва I, посвященные одному и тому же вопросу и написанные им в два приема в течение двух месяцев (17 июня и 18 августа 460 г.), сохранились до нашего времени только в „Collectio Avellana”, и нигде в весьма многочисленных (и еще при жизни папы Льва Великого обнародованных) списках его писем (специальных сборниках и смешанных кодексах) этих писем нет. Все издатели писем папы Льва Великого начиная с Пасхазия Кенеля 42 , Петра Какциария 43 , братьев Баллерини 44   и кончая последним изданием Э. Шварца 45 , ни водной рукописи, кроме „Collectionis Avellanae”, не нашли даже следа этих пяти писем папы Льва Великого 46 . Это имеет весьма важное значение для суждения о редакторе „Авелланы”, методах и целях его работы и характере всего „Сборника” в целом. Так как письма эти подлинны (и никто в этом никогда не сомневался), то остается только предположить, что редактор „Авелланы” взял их непосредственно из папского архива или видел их в Константинополе и в Александрии (вероятно, было и то и другое). Далее, ни один сборник известных до сих пор писем Льва I не преступает хронологически даты 103 и 104 письма (по изд. Е. Schwartz " а) 47 , т.е. 17 августа 458 г., а эти пять писем датируются 460 г. Значит редактор „Авелланы” присоединил их к своему „Сборнику” как редчайшие документы, как дополнение к уже известному 48 . К 5-й группе – 14 писем папы Симплиция: к Василиску – одно стр. 124–129); к Зинону – четыре стр. 135–136; стр. 139–141; стр. 144–145 и стр. 147–149); к Акакию – восемь стр. 129–130; стр. 130–133; стр. 138–139; стр. 142–144; стр. 146; стр. 149–150; стр. 151–154 и стр. 154–155); к духовенству Константинополя – одно стр. 133–135).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время к возвеличению католической церкви эти самые деятели проводят новые догматы, для поднятия в народе упавшего религиозного чувства изобретают новые служения (культ сердца Иисусова), для сбора денег выдумывают новые средства и т.д. и т. д. Одним словом, ни один из бывших орденов не обнаруживал такой многосторонней деятельности в пользу папства, не действовал с такой энергией и с таким упорством, как орден иезуитов. Хвала и честь ордену, но не хвала и честь латинской церкви, которая считает себя христианской! Чтобы дать понятие о том могущественном значении, какое имеет этот орден для латинской церкви, довольно напомнить, что генерал ордена иезуитов величается черным папою. Конечно, это говорится иронически, но в этой иронии слышится самое существо дела, т.е. великое значение главы иезуитов в Рим 66 . в) папский двор или курия, которая составляет третью опору единства латинской церкви. Курия – это есть плотно сложившаяся около папы корпорация лиц, которые заинтересованы в его положении, чрез него живут и им пользуются. Над курией нет никакой власти; папа выходит из нее и есть не больше как представитель и покорный слуга ее интересов. В своем одиночестве и обособлении от всех и всего он бессилен пред нею и не может вступить в какую-либо борьбу с нею. Если бы существовало учреждение вселенских Соборов в древнем духе и значении, он мог бы опереться на него; но теперь он лишен этого средства; курия никогда не допустить папу до Собора в древнем смысле. Да теперь и поздно; с определением догмата о непогрешимости папы значение Соборов устранено навсегда. Поэтому, повторяем, борьба папы с курией невозможна. Положение папы (в лучшем случае) похоже на положение матки у пчел в улье; она дает жизнь пчелам и единство всей жизни улья, но за то она окружена бдительным надзором рабочих пчел и без них никуда не может двигаться. Подобно – и папа; он постоянно под надзором своей курии, и потому его положение, блестящее по виду, в официальной обстановке, печально по существу, печально в частной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Издание Высокопр. Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского. Тверь. 1888, стр. 110. Письмо к Обер-Прокурору Святейшего Синода, Графу Александру Петровичу Толстому, 54, от 26 февраля 1862 г. 50 Статья без подписи, но в «Алфавитном указателе к собранию мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам», она решительно приписывается митр. Филарету. См. предисловие стр. XIII и самый указатель стр. 284 и 399. – Спб. 1891 г. – Содержание, способ выражения, и язык статьи с несомненностью указывают, нам думается, на м. Филарета, как на её автора. 51 Академическая речь, произнесенная с сокращениями на годичном акте Московской Духовной Академии 1-го октября 1895 года. 56 Так изображают достоинства папы сами латиняне, которым даже при всем желании быть беспристрастными в оценке личности папы и его деятельности трудно удержаться от преувеличений в похвалах ему. Но, по-видимому, действительно, Лeb XIII может быть причислен к лучшим папам. 57 Что нарочитая торжественность празднования юбилея папы отчасти была вызвана желанием приверженцев папы устроить демонстрацию против врагов его, это и само собою понятно, и подтверждается тем, что произошло в сентябре 1895 г. Сентября 8 / 20 1895 г. Итальянское правительство шумно праздновало двадцатипятилетний юбилей со времени завоевания Папской области, взятия города Рима и присоединения их к Итальянскому королевству, чем докончено было объединение Италии. Хотя торжество это было чисто национальным праздником Италии, воспоминавшей завершение своего объединения и хотя Итальянское правительства, устрояя это торжество, не желало намеренно досаждать папе, или делать демонстрацию против него и против Латинской церкви, тем не менее приверженцы папы, понимая, что это празднование крайне неприятно папе, выразили ему сочувствие присылкой писем, телеграмм и денежных пожертвований. 59 По-видимому, не безнамеренно папа в энциклике не удостоил назвать Фотия патриархом, а Игнатия назвал патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его не было и на Ватиканском соборе: из 764 отцов собора – 163 оставили Рим под разными предлогами, чтобы только спасти свою совесть, не раздражая папы; 81 не участвовали в голосовании; 91 воздержались от подачи своего голоса, 61 изъявили условное согласие, 85 вотировали против папской непогрешимости и только 283 безусловно согласились на Ватиканское определение, приблизительно то число прелатов, какое было содержимо на иждивении папы. Можно ли после этого говорить о единстве? Если таким образом нет единства в самом епископате, и если непогрешимая истина определяется только подачей голосов, то, без сомнения, папе принадлежит право или пристать к большинству, или принять и утвердить мнение меньшинства. А если это так, и если для засвидетельствования единства папы с епископатом довольно и ста епископов, как учат латинские богословы, а у него в Риме найдется гораздо большее число епископов, которые состоят при его дворе и из раболепного служения ему готовы принять за богооткровенную истину всякое его мнение, то единство папы с епископатом и епископата с папой не представляет никакого ругательства в кафедральности и потому непогрешимости папского определения. Во-первых, такого единства нет, а во-вторых, это мнение единство всегда можно искусственно подобрать и составить, и потом выдать за общее, вселенское единство. Но помимо всего этого, теория папского главенства, возвеличивая римского епископа и умаляя значение прочих епископов, подает основательный повод спросить: может ли епископат представлять какой-либо авторитет в деле определений? Во-первых, такого единства нет, а во-вторых, это мнимое единство всегда можно искусственно подобрать и составить, и потом выдать за общее, вселенское единство. Но помимо всего этого, теория папского главенства, возвеличивая римского епископа и умаляя значение прочих епископов, подает основательный повод спросить: может ли епископат представлять какой-либо авторитет в деле определений? Но теория папского главенства не может. Епископы суть викарии папы, дают ему присягу, как своему господину, и относятся к нему также, как пресвитеры по отношению к своему епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

В документах беатификационного процесса самого Пия IX образ «страдающего папы» появляется также довольно часто. Одним из таких примеров может служить ситуация, случившаяся 22 октября 1867 г. в Риме, когда в результате взрыва пороха, заложенного в канализацию недалеко от Ватикана, погибло 27 человек. Виновных в терроризме, двадцатилетних Джузеппе Монти и Гаэтано Тогнетти, сразу взяли под стражу, заставив признаться в преступлении. В ходе разбирательства были выявлены каналы финансирования этого взрыва на средства враждебного Пьемонта. После года следствия Пий IX подписал смертный приговор террористам, который был приведен в исполнение. Акты беатификации говорят о моральных страданиях папы, который скорее помиловал бы осужденных, но вынуждено казнил их из-за настойчивых протестов родственников погибших [x] . Таким образом, казнь двух юношей стала скорее поводом, чем препятствием к причислению Пия IX к лику блаженных. Особо образ «страдальца» проявился после разгрома Франции в скоротечной франко-прусской войне, когда французский гарнизон был отозван из Рима, и 20 сентября 1870 года объединенные итальянские войска, войдя в Рим, положили конец существованию Папского государства. Это событие, официально ставшее завершением национального освобождения Италии и концом эпохи Рисорджименто, послужило для Пия IX поводом публично объявить себя в ноябре того же года «узником Ватикана». Стоит отметить, что это принесло папе ощутимый доход, о чем имеются многочисленные свидетельства. Не без юмора можно сослаться на письмо настоятеля русской церкви в Риме архимандрита Александра (Кульчицкого), будущего епископа Костромского, жившего в «Вечном городе» с 1871 по начало 1878 года. В переписке с Витебским епископом Саввой (Тихомировым) за 1872 год он писал, что такой образ папы был привлекателен не только для верующих католиков, но и для экзальтированной русской аристократии, подолгу жившей в Италии и считавшей своим долгом как-то утешить «сидящего в клетке» епископа Рима: «…А Папа? Рассказать разве, как он заигрывает с нашими барами и барынями, – как такие-то получили от Папы целый воз цветов, а такая-то – пышный букет, третья же – только ветку оливкового дерева… и пояснить затем: притча сия означает, что такие-то внесли динарий св. Отцу, находящемуся в темнице – 100 тысяч франков русским золотом, такая-то 10 тысяч, а последняя совсем поскупилась…» [xi] .

http://bogoslov.ru/article/4339894

Когда пьемонтский король Виктор Еммануил, сделавшийся королем объединенной Италии, отказался от этой мысли, известный вождь итальянских патриотов – Гарибальди сам несколько раз покушался овладеть Римом. Только вмешательство иностранной политики и сила иностранных войск сохранили светскую власть папы, до новых взрывов народного раздражения, или до новых перемен в направлении европейской политики, которые неминуемо должны последовать, так как никакими усилиями, никакой фальшью нельзя поддержать того, что отжило свой век. Папство очевидно доживает последние времена своего светского могущества. Замечательно, однако ж, что именно в это то время, когда светская власть папы особенно сильно стала колебаться, проявилась между ультрамонтанскими писателями особенная ревность к поддержанию ее. С конца прошлого столетия стало появляться много сочинений в пользу светской власти папы, исполненных самыми неестественными софизмами. Между ними одно из первых мест занимают сочинения известного графа де-Местра. При папе Пие IX литература и полемика по вопросу о светской власти папства особенно усилились на западе Европы. Впрочем мнения самих католических писателей по этому предмету сильно расходятся. Только самые ярые ультрамонтаны защищают полную неприкосновенность светской власти папы во всем ее statu quo, и стараются доказать, что эта власть непрерывно связана с самою духовною властию церкви, и на ней держатся все интересы религии, права государей, спокойствие и благосостояние народов и т. д. Другие более умеренные писатели высказывают такой взгляд, что хотя светская власть и нужна для поддержания духовной самостоятельности папы, но при этом вопрос о большей или меньшей обширности папских владений не имеет большого значения; папам можно вставить один город Рим; а все остальные их владения отделить к итальянскому королевству. Еще более решительные допускают, что так как Рим, по своим историческим преданиям, не может быть отделен от Италии, то папу можно бы переселить в какое-нибудь другое место, но все таки в качестве независимого владетеля известного города или области.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Он жил чистым аскетом, и несколько овощей и рыбы составляли единственную его пищу. Он совсем не выходил из дома, но ежедневно совершал мессу в своей небольшой домашней церкви; и здесь служитель его часто слышал, как он молился за человека, который раньше был защитником церкви, а теперь ее гонителем. При этом он не оставлял исполнения обязанностей, которые лежали на нем, как на папе, насколько это возможно было при данных обстоятельствах. Иметь при себе секретаря ему не было дозволено, и поэтому должность секретаря у него исполнял служитель. Император зорко следил за всем этим и даже вскрывал всю корреспонденцию папы, выжидая, когда наступит момент для заключения с ним мира. Во Франции возник крайне трудный вопрос. Наполеон именно назначил новых епископов. Но для них необходимо было каноническое утверждение со стороны папы, и можно было предполагать, что при данных обстоятельствах папа откажет в нем. Министр исповеданий посоветовал Наполеону, во избежание этого неприятного столкновения с папой, прямо отправить новоизбранных епископов в свои епархии, хотя это было явным нарушением конкордата. И действительно, некоторые из новых епископов получили приказ немедленно отправиться в свои диоцезы и во всех своих грамотах титуловаться епископами, «не ожидая канонического посвящения». Также он хотел поступить и с высшим епископом Франции, кардиналом Фешом, архиепископом лионским, который носил титул «примата Галлии» и с 1808 года управлял и архиепископией парижской. Когда кардинал заколебался в этом отношении и высказался в том смысле, что он но может занять парижской архиепископии, не получив утверждения папы, то император до крайности разсердился и решил даже предоставить эту архиепископию другому кардиналу, Мори. Император хотел, во что бы то ни стало, смирить папу, и решил совершенно лишить его всякой возможности сообщаться с внешним миром. Ночью в начале января 1811 года в помещение папы внезапно вошел префект савонский и произвел у него домашний обыск. Все комоды у него были раскрыты, развернуты были даже все одежды папы, как и его служителя, чтобы исследовать, не спрятано ли что-нибудь в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Ловцы бывают разные. И Апостолы, по обетованию Иисуса Христа ( Матф. 4:19 ), сделались ловцами людей и своей евангельской проповедью уловили в мрежу Церкви целые народы; а с другой стороны, Римские цезари и мухаммеданские калифы также уловили, но только огнем и мечем, множество народов – первые в свое царство, а последние в свое царство и в свою веру; и Нимрод замышлял объединить под своей властью все народы мира. Различны ловцы, не одинаковы способы ловитвы, различны и конечные результаты ловли. Это хорошо выражено в следующей церковной песне: языцы иногда размесишася дерзости ради столпотворения: языцы же ныне просветишася славы ради благоразумия. Тамо бо осуди нечестивыя согрешения: здесь же просветил есть Христос ловцы Духом. Тогда упражняшеся разньство на томление: ныне обновляется согласие ко спасению душам нашим 58 . Папы – ловцы смешанного характера. Распространяя христианство среди язычников, они подражают Апостолам; однако даже и в этом благом деле они коренным образом отличаются от Апостолов тем, что Апостолы распространяли истинное христианство, а папы распространяют христианство, извращенное лживыми мнениями человеческими. По властолюбию и притязанию владычествовать над всем миром папы – Нимроды и водятся духом, совершенно противоположным тому духу, который жил в Апостолах и пребывает во всех истинных последователях Христа. Апостолы и все истинные последователи Христа помнили и соблюдали слова Его: Не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель Христос; все же вы братья. И отцем себе не называйте никого на земле: ибо един у вас Отец, который на небесах. И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник Христос. Больший из вас, да будет вам, слуга ( Матф. 23:8–11 ). И, действительно, разве кто-нибудь из Апостолов предъявлял права на обладание всей вселенной, хотя бы чисто духовное? Соединяя с духовной властью светскую власть, папы уподобляются Римским цезарям, которые были и царями над вселенной и верховными жрецами, а называл себя наместниками Бога на земле, папы подражают даже худшим, безумным цезарям, в роде Калигулы и Нерона, которые поставляли себя наравне с богами и требовали себе божеских почестей от народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010