Папская Комиссия Ecclesia Dei запретила участие женщин-министрантов в экстраординарном служении мессы, т.е. в том случае, если месса совершается не по реформированному после Второго Ватиканского Собора чину, а по одному из древних чинов. Ватикан. 9 июня. ПРАВМИР — С 1994 г. в Римско-католической Церкви практикуется допущение девушек и женщин к несению низшего алтарного служения. Девушки могут участвовать в мессах в качестве министрантов и облачаться в некоторые священные одежды (например, альбу – аналог православного стихаря). В обязанности католического министранта входит подготовка литургии, каждение верующих, помощь священнику в облачении и омовении рук перед евхаристической литургией, осуществление звона в богослужебный колокол. Министранты во время мессы могут читать Священное Писание, руководить пением народа, следить за исполнением основных церемоний, возжигать свечи и участвовать в шествиях. Также во время архиерейского богослужения министранты носят книгу, посох и митру епископа и в целом исполняют обязанности соответствующие обязанностям православных иподиаконов. Таким образом, фактически, в Римско-Католической Церкви разрешено служение женщин в качестве, аналогичном православному служению алтарников, чтецов и иподиаконов. При этом женщины-министранты не получают никакого специального священного посвящения, их литургические функции считаются делегированными. Однако недавно Папская Комиссия Ecclesia Dei запретила участие женщин-министрантов в экстраординарном служении мессы, т.е. в том случае, если месса совершается не по реформированному после Второго Ватиканского Собора чину, а по одному из древних чинов. Последнее время очевидно просматривается стремление Ватикана ограничить богослужебные новшества, введенные в период реформ после Второго Ватиканского Собора. Ограничение участия женщин в алтарном служении является еще один шагом на этом пути. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/katoliki-nalozhili-ogr...

В документе подчеркивается, что на тему вакцин уже высказывалась Папская академия защиты жизни в тексте, озаглавленном «Нравственные рассуждения о вакцинах, изготовленных на основе клеток, происходящих из человеческих абортированных эмбрионов» (2005). На эту тему высказалась в 2008 году и Конгрегация вероучения в руководстве Dignitas Personae. В 2017 году Папская академия защиты жизни вновь вернулась к этому вопросу в особом пояснении. Итак, ссылаясь на названные документы, в своем новом пояснении Конгрегация вероучения утверждает, что в содействии злу существуют разные степени ответственности (дифференцированная ответственность). Например, при использовании клеточных линий незаконного происхождения ответственность тех, кто принимает решение о ее производстве, не идентична ответственности тех, кто не имеет власти решать. В этом смысле, когда недоступны вакцины против КОВИД-19, которые можно назвать безупречными с этической точки зрения, например, если такие вакцины не предоставляются в распоряжение врачей или если у граждан нет выбора, использовать вакцины против КОВИД-19, в разработке и производстве которых применялись клеточные линии абортированных эмбрионов, является морально допустимым. Конгрегация поясняет: в этом случае степень соучастия во зле аборта (пассивное материальное содействие) расценивается как отдаленная. Нравственный долг избегать такого пассивного материального соучастия не является обязательным к исполнению, если существует серьезная опасность, такая, как, например, распространение патогенного фактора, которое невозможно остановить другими способами. Именно такой опасностью является распространение вируса SARS-CoV-2, вызывающего КОВИД-19, поясняется в тексте. В этой ситуации можно использовать все виды вакцин, признанных клинически безопасными и эффективными, с уверенностью, что применение таких вакцин не является формальным соучастием в аборте, от которого происходят клеточные линии вакцины. Вместе с тем допустимость использования таких вакцин не означает допустимость, даже косвенную, практики аборта, и предполагает, что те, кто используют эту вакцину, отвергают аборт. Поэтому фармацевтические компании и правительственные агентства призываются производить, одобрять, распространять и предлагать этически приемлемые вакцины, которые не создают нравственных проблем ни для медработников, ни для пациентов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Интересно замечание о. Каброля: " Не нужно удивляться, что современная Римская литургия гораздо менее схожа с первоначальными формами, чем литургии Мозарабская, Галликанская, Амвросиева и в особенности восточные. Папы обладали властью, которая позволяла им изменять те или иные части обихода, и они этим пользовались " [ 17 ]. — " В Римской литургии с V по VII вв. произошли такие существенные изменения, подробности которых мы не знаем " , — говорит о. Каброль [ 18 ]. Иными словами, папская власть сочла возможным порвать связь с древним Преданием Церкви, связь, которую Восток сохранил в течение веков. Наличие эпиклезы в Римской литургии V в. и ее исчезновение потом является бесспорным, научно признанным фактом. Следует, однако, оговориться, что не все ученые единомысленны в этом. Если, с одной стороны, о. Каброль, Казель, Фортескью, Хоппе, Раушен и Салавиль признают это, то о. Пюниэ, Эдм. Бишоп, Батиффоль, Молиэн и Варэн к этому историческому выводу относятся сдержаннее. Для объяснения вопроса об эпиклезе в Римской литургии Бухвальдом было выдвинуто особое объяснение. Сначала в Римской мессе была эпиклеза Логоса. Впоследствии, т.е. при Папе Льве Великом (440-461), Логос-эпиклеза была заменена эпиклезой Святого Духа, а при Папе Григории I (590-604) и эта эпиклеза была упразднена, и месса приняла свою теперешнюю форму. Все это имело место после Папы Геласия (494-496), но до составления так называемого " Геласиева Сакраментария " , т.е. до вв. Молитва " Per quem haec omnia " [через Которого все сие] есть, якобы, остаток эпиклезы Логоса, " Supplices te " [моля Тебя], остаток заменившей ее эпиклезы Духа [ 19 ]. Как ни интересна эта гипотеза, она все же не в состоянии объяснить причины столь существенных перемен в западном литургическом мировоззрении. То, что папская власть очень велика и что она быстро распространилась по лицу всего западного мира и дальше, вне пределов Вечного Города, — это все общеизвестный факт. Но что же влияло на такие перемены в евхаристическом и вообще сакраментальном учении? Литургика есть воплощение в культе известных догматических истин. Эти две области, вероучения и богослужения, тесно соприкасаются и взаимно проникают друг в друга. Перемены в одной должны свидетельствовать о переменах в другой. Освящение Даров происходит то так, то иначе, то силой эпиклезы Логоса, то эпиклезой Духа, а то потом одними установительными словами Господа, — и все это на протяжении двух-трех веков свидетельствовало бы о каком-то догматическом индифферентизме. Правильно ли это исторически? Ведь исторический метод, напомним слова Батиффоля, не знает ничего, кроме истории.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

831 Об этом подлоге см. исследование Орлова М. свящ. Liber Pontificalis, как источник для истории римского папства и полемики против него. Спб. 1899 г. 832 Подлинный, первоначальный сборник – «Hispana» или «Collectio Hispana», составленный в Испании в VII в. (между 663 и 636 г.) не Исидором севильским , а его современником, содержал каноны 45 соборов и 102 подлинные декретальные послания римских епископов. Этот сборник положен в основу и фальсификатором IX в., внесшим в него подложные документы и приписавшим свой, будто бы испанский сборник, «св. Исидору епископу», которого молва считала составителем первоначальной «Hispana». «Hispana» в свою очередь составлен по образцу канонического сборника римского монаха Дионисия малого (VI в.), заключавшего подлинные законодательные документы. См. примеч. переводчика к ст. Овербека. Бесспорн. преимущества и пр. Хр. Чт. 1882 г. II 387, а также у проф. Беляева, Папская непогрешимость. 83 стр., у проф. Остроумова. Оч. прав церк. права. § 39, стр. 358–377, и Павловского Л. А. Лжеисидоровские декреталии и их значение в истории развития папской системы (Хр. Чт. 1862 г. I т.) 834 Но и это не обошлось без грубого и невероятного подлога, каковым был сборник вымышленных или искаженных свидетельств восточных соборов и отцев: Златоуста, Кирилла иерус., Кирилла алекс. и какого-то еще Максима в пользу папского главенства. Сборник этот передан был Фоме папою Урбаномъ ІV, не подозревавшим обмана, как важная ученая находка. Об этом и других подлогах см. у прот. Лебедева. О главенстве папы. 193–203 стр. Беляева Н. Я. проф. Догмат папской непогрешимости. I в. 62–91. 171–201 стр. 835 Литература. – Беляева Н. Я проф. Догмат папской непогрешимости. Вып. I Папский догмат в процессе образования и развития до XIV в. Каз. 1882 г. Его же. Теория папской непогрешимости в сопоставлении с фактами истории (речь) Каз. 1882 г. Ястребова Μ. Ф. Католический догмат о непогрешимости папы. (Тр. Киев. Ак. 1881 г. 11). – Чельдона проф. Бостон. унив. Папская непогрешимость в свете истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

232 Даниил, епископ Винчестерский († 746). На одном из документов со­хранилась его подпись: Ego Daniel Dei plebis famulus et speculator (Даниил, слуга и хранитель народа Божия). (См.: Cartularium saxonicum: a collection of charters relating to Anglo-Saxon history. Vol. I. London – New York, 1885. 170). 233 Имеются в виду солдаты византийского императора на территории Равеннского экзархата, образованного при новом делении империи импе­ратором Ираклием (610–641). 234 Сравнение с иудейским календарем под влиянием Беды Достопочтен­ного: De temporum ratione (cap. 11)/Bedae opera de temporibus I Ed. C. W. Jones. Cambridge – Massachusetts, 1943. S. 203. 236 В западных источниках по церковному праву это определение не нахо­дит подтверждения, но оно содержится в греческом памятнике «Постанов­ления апостолов» (ср. изд.: Р. А. de Lagarde. Constitutiones apostolorum. Bd. ILL Lipsiae, 1862. S. 13). 238 Письмо Бонифация, в котором он рассказывал папе о своих миссионер­ских трудах, и ответное письмо папы с приглашением в Рим не сохранились. Бинна в дальнейшем нигде не упоминается. 240 Память святого апостола Андрея совершается 30 ноября по юлианско­му календарю, действовавшему в то время в Римской Церкви. 241 Имя Бонифаций уже использовалось в письмах (см., например, пись­мо 12, с. 205 настоящего издания). Таким образом, можно сделать вывод о том, что оно было дано уже во время первого путешествия в Рим. 243 Папская привилегия, которой подтверждается принятие Бонифация и его спутников в общение с Римским престолом (familiaritas sanctae sedis), не сохранилась. 244 Рекомендательное письмо к «славному герцогу Карлу» (Carli ducis gloriosi) знает только житие Бонифация, которое составил Отло (см.: Vitae sancti Bonifatii archiepiscopi Moguntini/Hrsg. von W. Levison 11 Monumenta Germaniae Historica. Scriptores rerum Germanicarum. Bd. I. Hannover – Leipzig, 1905. S. 129). Под 20 оно было помещено им в собрание писем Бонифация. Но охранительное письмо, помещенное под 22 в собрании писем Бони­фация, не имеет никакого отношения к упомянутому письму папы. В противном случае папская канцелярия употребила бы для обращения к Карлу Мартеллю не титул dux, а либо patricius (см. письмо 24, с. 209 настоящего издания), либо princeps Francorum (см. письмо 45, с. 225 настоящего изда­ния). Отло, переписывая письмо 24, убирает в нем титул patricius.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несколько надёжных агентов неутомимо хлопочут в Риме, чтобы получить от папы удовлетворение королевским желаниям; но обстоятельства сложились в это время так неблагоприятно для Генриха, что все их старания должны были остаться тщетными. Папа Климент VII находился тогда в самом затруднительном положении; он вёл войну с императором Карлом V и эта война была для него весьма несчастливою. В то самое время, когда король Англии стал обращаться к нему с своими сомнениями, папские области были заняты императорскими войсками, Рим был взят штурмом, а Климент сидел сперва осаждённый в замке св. Ангела, а потом искал спасения в бегстве и, переодетый, укрылся в Орвието. Дело о разводе только ещё более усложнило те затруднения, в которых и без того находился папа. Удовлетворение Генриховой просьбы для Климента во многих отношениях было неудобным и нежелательным. Самое основание, на которое опиралось желание Генриха, неприятно было для папы. Признать незаконность брака, основанного на диспенсации, значило согласиться с тем, что папская власть не имеет права давать такие диспенсации, значило призвать несправедливым и уничтожить то, что сделано было его–же предшественником: а это было все то–же для папства, что поднять руку на самого себя. Тем более мог призадуматься над этим Климент, потому что он жил в такое время, когда папская власть и без того отовсюду подвергалась возражениям и нападкам, и когда потому всякая мера, сколько–либо подрывающая её авторитет, была весьма опасною. Политические условия, в которых находился Климент, не давали ему также возможности легко склониться на просьбу английского короля. Катарина Арагонская была родною тёткой по матери императору Карлу V и последний заявил папе, что он твёрдо намерен защищать интересы своей родственницы. Идти против желаний этого могущественного государя, имевшего тогда громадное влияние в Европе и особенно в Италии, захватившего в свои руки большую часть владений римского престола, для Климента было почти невозможно, так как самое политическое существование его в значительной мере зависело от снисходительности к нему его победителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Нередко родственники понтифика получали вознаграждение: напр., родственники папы Римского Павла V из семьи Боргезе были избавлены от уплаты налогов; за время понтификата племянники папы получили 158 должностей, денежные и земельные пожалования. Патронат и непотизм были тесно связаны с системой управления Папской областью и всей католич. Церковью, поэтому решения Тридентского Собора в данном отношении часто не выполнялись. Система патроната объединяла управление Церковью с др. адм. системами Нового времени, прежде всего со светскими гос-вами. Тем не менее папские владения представляли собой 1-е гос-во нового типа с регулярной армией, прямым налогообложением; здесь впервые возникли постоянные дипломатические представительства (нунциатуры), появилась централизованная система управления. В управлении Папской областью Римские понтифики придерживались политики меркантилизма, финансируя строительство дорог и морских портов и поощряя развитие промышленности и торговли в своих владениях. В XVI в. папская курия претерпела существенные изменения, прежде всего это коснулось роли кардиналов в деле управления католич. Церковью. Если в средние века кардиналы курии фактически составляли совет при папе Римском, а в нач. XVI в.- ближний круг папского двора, то к кон. столетия они перестали представлять собой «сенат», умерявший власть Римского понтифика, и были поглощены папской адм. системой. В посттридентский период папы редко советовались со всей коллегией кардиналов, предпочитая полагаться на кардиналов-непотов и секретариат. Превращение куриальных кардиналов в должностных лиц папской администрации завершилось проведенной папой Сикстом V реформой курии. Изданной им 22 янв. 1588 г. буллой «Immensa Aeterni Dei» учреждалось 15 постоянных конгрегаций. Шесть из них ведали светскими делами в управлении Римом и папскими владениями (снабжение продовольствием, флот, налогообложение, ун-т Сапиенца в Риме, строительство дорог, мостов и водоснабжение, папский совет). Церковными проблемами занимались Конгрегация инквизиции (создана папой Павлом III в 1542), Конгрегация сигнатуры (папская канцелярия), Конгрегация Индекса запрещенных книг, Конгрегация обрядов, Конгрегация Собора (надзирала за выполнением решений Тридентского Собора), Конгрегация монашествующих, Конгрегация секулярного духовенства и Конгрегация книгопечатания. В 1622 г. к этой группе прибавилась Конгрегация пропаганды веры, руководившая миссионерской деятельностью католич. Церкви. Римская курия, т. о., стала главным элементом в управлении католич. Церковью, превратившись в систему учреждений Папского престола, действующих от имени папы Римского в различных сферах.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Latinit, под словом Camelaucum. Когда папы изменили свою тиару из повязки в нынешнюю высокую конусообразную шапку, неизвестно, но вероятно после того, как в Европе явились Арабы (Испания) с их тюрбанами или теми же головными повязками и когда таким образом оказалось предосудительное и соблазнительное тождество. Теперешняя папская тиара имеет надетыми на себя три венца, и дело должно представлять так, что папы, перестав носить повязку, как таковую, надели её на свою митру (богослужебный головной покров, общий папам со всеми епископами, тогда как тиара составляет их исключительную принадлежность,– тёмное происхождение митры, вероятно, подобно происхождению нашей митры, о чём сейчас ниже). Т. е. мы хотим сказать, что в этих вещах теперешней папской тиары, которых сначала был один и которые дошли до трёх только в позднейшее время, должно видеть древнюю повязку (митра епископская у католиков с раздвоенным верхом, а папская тиара с одиноким или цельным, но надетый на неё венец должен был сплотить её верх, как обруч, в одно). Название тиара,– τιρα, tiara, из персидского и означает головную повязку в виде тюрбана (чалмы), бывшую национальным головным покровом Персов. Что касается до головного покрова патриархов Александрийских, то сведения о нём не только не достаточны, но и как будто не согласны между собой. Патриарх Александрийский Тимофей, преемник с 460г. Тимофея Елура, носил прозвание Σαλοφακολος, что значит бело-тюрбанный (из египетского σαλς – белый и взятого в египетский греческого φακολιον или φακελιον, что значит тюрбан, чалма,– у Дюканжа в Gloss. Graecit. под словом φακελιον, cfr Византия Κωνσταντινουπ. III, 402). В Менологии императора Василия святые Афанасий и Кирилл Александрийские , под 18 января, ч. II, стр. 116, представлены в своеобразных (ничем не украшенных) скуфьях, похожих на наши женские повойники или чепцы. Но Вальсамон о своём времени говорит, что патриарх Александрийский служит, покрывая голову своей повязкой (у Ралли и П. IV, 539 fin.: ερουργε μετ το ατο λρου κεφαλν καλυπτμενος).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПСКАЯ БИБЛЕЙСКАЯ КОМИССИЯ [Итал. Pontificia Commissione Biblica], консультативно-адм. орган в составе Римской курии , комиссия экспертов в области библеистики для коллегиального принятия решений по актуальным научно-богословским вопросам, связанным с интерпретацией Свящ. Писания в соответствии с основными положениями католич. вероучения. П. б. к. учреждена папой Римским Львом XIII (1878-1903) апостольским посланием «Vigilantiae studii memores» от 30 окт. 1902 г. Еще в энциклике «Providentissimus Deus» от 18 нояб. 1893 г. папа отмечал необходимость активного развития библейских исследований в лоне Римско-католической Церкви в непосредственной связи с научными достижениями того времени в ответ на рационализм и модернистскую критику Свящ. Писания. В состав П. б. к. (также Совет по распространению библейских исследований (лат. Consilium studiis Sanctae Scripturae provehendis)) с центром в Риме входят постоянные члены- кардиналы (первоначально 3, впосл. 5 чел.) во главе с президентом и консультанты (первоначально 12 чел., потом их число было увеличено), в т. ч. секретарь комиссии. Все члены П. б. к. избираются на 5 лет лично папой Римским из числа известных католич. ученых, богословов и библеистов разных национальностей, придерживающихся различных взглядов в области актуальных вопросов библейского богословия (Enchiridion Biblicum. 40. 139). Основными задачами П. б. к. были заявлены: 1) всестороннее развитие филологических и смежных с ними исследований, включая изучение древних вост. языков и экзегетических трудов авторов иных вероисповеданий с целью обоснования ответа на модернистскую критику; 2) научное обоснование авторитета Свящ. Писания в свете учения Римско-католической Церкви, искоренение пагубных для католич. веры идей, ставящих понимание Свящ. Писания в зависимость от «системы внешних знаний» (Ibid. 40. 141); 3) развитие библейских дисциплин, имеющих непосредственное отношение к толкованию Свящ. Писания и практическим нуждам верующих (ср.: Ibid. 78. 806); 4) контроль за ходом дискуссий католич. ученых, когда смысл отдельных мест Свящ. Писания не представляется возможным раскрыть на основании святоотеческой традиции.

http://pravenc.ru/text/2578943.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Папская академия защиты жизни заявила о «параллельной пандемии» 03.01.2022 21:04 Версия для печати Фomo: vamicannews.va Ватикан, 3 января. «Пандемия и воспитательная задача»: так озаглавлен новый документ Папской академии защиты жизни, посвященный детям и подросткам во времена КОВИД-19, передает Vatican News . Хотя клинические проявления вируса в случае детей умеренны, психосоциальный стресс, которому подверглись несовершеннолетние, привел к различным патологиям, которые позволяют говорить о «параллельной пандемии». Она «глубоко отразится на психике детей, в особенности подростков», - утверждается в документе. Эта «параллельная пандемия» не может оставаться без внимания старшего поколения, хотя бы потому, что дети «доверяют способности взрослых интерпретировать нынешний застой, проявляя устойчивость и креативность, необходимые для того, чтобы извлечь из него урок». Есть несколько позитивных аспектов, которые, как утверждается в тексте, можно почерпнуть из сложившейся ситуации. Во-первых, во время последних трагических месяцев мы смогли убедиться в устойчивости молодых поколений. Несмотря на пережитые травмы и тяжелые условия жизни они по-прежнему устремлены в будущее. Кроме того, опыт пандемии – это хорошая возможность для того, чтобы внушить детям доверие к науке, прежде всего в отношении создания новых вакцин.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010