Флоренский следующим образом истолковывает молчание Христа: Христос и был живой истиной 963 . Такой взгляд на познание характерен для русской религиозной мысли. Мораль. Н.В. Бугаев полагал, что при помощи понятия монады можно объединить явления материальные с нравственными 964 . Монада есть принцип, объединяющий природу и общество. Целью любой монады является этическое совершенствование: «100. Основа жизни и деятельности монады – этическая: совершенствоваться и совершенствовать других. 101. Совершенствоваться – значит увеличивать свой психизм» 965 . Совершенствование идет путем стремления низшей монады достичь идеала, сообщаемого высшей монадой: «Она подвигается вперед, благодаря усилиям подняться в своем развитии до высшего идеала, являющегося у ней в связи с деятельностью монады высшего развития» 966 . Высшая монада является живым носителем этого идеала. Иерархия монад не превращается в дурную бесконечность, но завершается Безусловным. Так, Н.В. Бугаев рисует контуры монадологической морали, в которой моралью для низшей монады будет живая высшая монада и, в конце концов, безусловное. Здесь моралью являются не правила, и не законы, но благодать; не кодекс морали, но Жития Святых и Евангелие. И Π. А. Некрасов говорит о нисходящей от Авторитета иерархии авторитетов, являющихся живыми носителями и Истины, и Морали: «...высшие разумные начала самостоятельно существовали всегда в мировой жизни, а затем сообщены были человеческому роду в лице его родоначальников» 967 . У Π.А. Флоренского мораль не есть схемы, формулы, нормы, а живая личность Иисуса Христа: «Саму совесть надо поверять и исправлять по безусловному образцу. Но подчинение ее формуле, хотя бы и свыше данной, было бы уничтожением единственности и незаменимости личности, ее безусловной ценности: святыня личности – именно в живой свободе ее, в пребывании выше всякой схемы. Личность может и должна исправлять себя, но не по внешней для нее, хотя бы и наисовершеннейшей норме, а только по самой себе, но в своем идеальном виде... Это возможно во Христе, во Плоти Своей показывающем каждому Божию идею о нем; то есть это возможно лишь через опыт, через личное общение, через непрестанное вглядывание в Лик Христов, через отыскание в Сыне Человеческом подлинного себя, подлинной своей человечности» 968 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Все это согласно с русским преданием о походе Святослава на Волгу и битвах его с козарами, ясами и касогами. Так отомстил Святослав приволжскому народонаселению за недавние поражения руссов. По всем вероятностям, ко времени этих походов Святослава относится подчинение Тмутаракани русскому киевскому князю. На возвратном пути с востока Святослав, говорит летопись, победил вятичей и наложил на них дань. С этого времени начинаются подвиги Святослава, мало имеющие отношения к нашей истории. Греческий император Никифор, угрожаемый войною с двух сторон, - и со стороны арабов и со стороны болгар - решился по обычаю вооружить против варваров других варваров: послал патриция Калокира к русскому князю нанять его за 15 кентинарий золота и привести воевать Болгарию. Калокир, говорят греческие историки, подружился с Святославом, прельстил его подарками и обещаниями; уговорились: Святославу завоевать Болгарию, оставить ее за собою и помогать Калокиру в достижении императорского престола, за что Калокир обещал Святославу несметные сокровища из императорской казны. В 967 году Святослав с своею дружиною отправился в Болгарию, завоевал ее и остался жить там в Переяславце на Дунае; он княжил в Переяславце, говорит летописец, а Русь оставалась без князя: в Киеве жила престарелая Ольга с малолетними внуками, а подле была степь, откуда беспрестанно можно было ожидать нападения кочевых варваров. И вот пришли печенеги, оборонить было некому, Ольга затворилась в Киеве со внуками. Бесчисленное множество печенегов обступило город, нельзя было ни выйти из него, ни вести послать, и жители изнемогали от голода и жажды. На противоположной стороне Днепра, говорит предание, собрались ратные люди в лодках, но не смели напасть на печенегов и не было сообщения между ними и киевлянами. Тогда последние встужили и стали говорить: " Нет ли кого, кто б мог пройти на ту сторону и сказать нашим, что если они завтра не нападут на печенегов, то мы сдадимся " И вот вызвался один молодой человек: " Я, - сказал он, - пойду " " Иди! " - закричали ему все.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Впрочем, нельзя не согласиться и с тем, что иные – обязанности по отношению к ближнему монаха-пустынножителя, который ничем от мира не пользуется и не зависит, и иные – монаха, окруженного миром, хотя бы и отделенного от него каменною оградою. Раз монахи позволяют, чтобы мир служил им «от имений своих», долг и любви и правды требует, чтобы и монах послужил несчастным и нуждающимся мира – все равно благотворительными ли то заведениями, иди частною помощию. Иначе – его отношение к миру ничем не лучше будет недостойной монаха эксплуатации мира. 13 Ноября. 966. Есть что-то особенно сладостное в Имени Сладчайшего Спасителя нашего «Иисус Христос», когда произносишь Его с чувством и остановкою на нем всего внимания твоего и сердца. Удивительно ли, что это имеет не только сладость, но и силу: страшную для бесов, целительную для болезней и спасительную во всякой нужде и потребности. «Именем Моим … бесы ижденут» ... ( Мк.16:17 ). 14 Ноября. 967. – «Все еже о нас смотрение исполнив» ... Каким благолепным образом? Вои Он висят на Кресте – поруганный оплеваниями, заушениями, бичеваниями, облитый кровию, покрытый ранами, посреди разбойников, не имея вида, ниже доброты... О, человек! узнай же, что Господь не мог иначе для тебя раскрыть Свое дивное человеколюбие, не мог иначе и лучше показать, как ты дорог Ему, как любовь Его к тебе снедает Его! … 14 Ноября. 968. Одно ли стояние телом в Церкви доставляет нам достойное приготовление ко святейшему таинству Причащения? По-видимому, мы склонны думать так, не считая грехом того, что ежеминутно отлучаемся мыслями своими от Господа, чтобы витать вдали Его, у предметов наших временных суетных попечений, страстей, привязанностей, пороков и слабостей. И все это не только без всякого препятствия со стороны нашего сердца, готовящегося к приему Господа, но и при его содействии. Удивительно ли, что оно, вслед за Господом, принимает в себя по-прежнему сатану своих привязанностей, и действует, и живет по его злой воле и вождению, а не по завету и управлению своего истинного Владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

По возвращении в Симонов, я нашел конфиденциальную записку Обер-Прокурора Св. Синода от 12-го ч. за 58 следующего содержания: Обер-Прокурор Святейшего Синода свидетельствуя совершенное почтение Его Преосвященству, Преосвященному архиепископу Савве, имеет честь препроводить, для прочтения и обсуждения, предназначенную к внесению в Святейший Синод записку о съездах духовенства и покорнейше просить о возвращении оной поминовании надобности». После всенощной был у меня Харьковский священник Н. Сокольский и сообщил мне следующие харьковские новости: 1) начальница женского Епархиального училища А. В. Кушен уволена от должности, по поводу известного позорного случая с одною из воспитанниц училища, и 2) Ректор Семинарии протоиерей М. Разногорский переведен в Екатеринославскую семинарию, вследствие разлада с преподавателями. В этот день был народный праздник на Ходынском поле. 22 ч. Воскресенье. В этот день Государь Император и Гооударыня Императрица изволили отправиться в Троицкую Сергиеву Лавру, для поклонения тамошней Святыне. В этот день послано было мною письмо Руф: П. Ржаницыну, доставившему мне в прошедшем году подлинные письма блаженной памяти Митрополита Филарета к родному дяде, преосвященному Алексию, архиепископу Тверскому. Вот что я писал: «Спешу препроводить к Вам несколько экземпляров только что вышедшей из типографии книги под заглавием: «Письма М. Митрополита Филарета к покойному архиеп. Тверскому Алексию». Из подписи под заглавием книги Вы усматриваете, с какою она издана целью 967 , а из Предисловия к ней Вы узнаете, почему с такою именно целью 968 изданы письма незабвенного для меня Иерарха к приснопамятному и родственному Вам святителю. Надеюсь, что Вы одобрите издание книги с такою благою целью. Принося Вашему Высокородию искреннюю благодарность за оказанное мне доверие, призываю на Вас и на присных Вам Божие благословение. Ваш усердный слуга и Богомолец». В тот же день мною получены были письма от Управляющего Тверскою Казенною Палатою А. К. Жизневского и от профессора Киевской Д. академии А. Д. Воронова.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

И так истинное покаяние должно состоять в оставлении грехов. Надобно оставить гнев, зависть, сребролюбие, неправду, и тогда получишь отпущение грехов. К сему тебя возбуждает сам Бог, когда говорит: измыйтеся и чисти будете. И потом глаголет Господь: приидите, и истяжимся, и аще будут грехи ваша яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю 965 . Как бы так Бог к тебе сказал: ты хощешь иметь грехов прощение, изрядно! Я тебе обещал сие; но приди, говорит Он, истяжимся. Повелел Я, во-первых, проповедовать покаяние; а потом уже отпущение грехов. Где же покаяние твое? Где истинная и живая вера? Если ты иметь будешь покаяние, то получишь и отпущение грехов; и хотя бы были грехи твои, яко червленое, то есть так закрашены глубоко и так велики, что ни небо, ни земля их истребить бы не могли: однако ж убелятся яко снег и яко волна. Отсюда всякому узнать можно, что кто кается и умерщвляет свои грехи, то есть, злобу, гнев, нечистоту, зависть: тот получает и прощение грехов. А где отпущение грехов, тамо вся благая смертью Христовою приобретенная последуют. Тамо вместо клятвы благословение Божие; вместо гнева милость Божия подается. О любезное покаяние! чрез тебя грешник в число праведных приемлется, из сына тьмы сыном света делается, и из наследника вечной смерти, наследником вечного царствия удостоевается. Покаяние подобно Иордану. Неман, погрузившись во Иордане, исцеление тела получил: тако кто каяся о грехах своих, погружается в слезах и рыдании, тот приемлет от Господа души исцеление. Покаяние подобно жезлу Агасфера царя; кто прикасался жезлу Агасфера, получал милость: тако кто кается о грехах, получает от Господа милость, и приобретает великое благоволение 966 . Покаяние подобно змее медяной, вознесенной Моисеем в пустыни. Израильтяне, будучи угрызены от змиев, егда взираху на змию медяну, поставлену Моисеем на знамени, оживаху 967 . Тако кто кается о грехах и с несомненною верою притекает ко Христу, прося очищения беззаконий, тот получает оживление души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Закрыть itemscope itemtype="" > Запретим секты на уровне закона! Депутат Госдумы Сергей Гаврилов жестко выступил на заседании по вопросу противодействия развитию сектантства в России 25.09.2015 967 Время на чтение 3 минуты Председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности и координатор Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей депутат Сергей Гаврилов жестко выступил на первом заседании группы по вопросу противодействия развитию сектантства в России, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба депутата. «Многие из нас помнят начало 90-х, когда на фоне ряда проблем Россия подверглась нашествию самых опасных деструктивных сект, которые служили во много прикрытием для разложения и обрушения нашего единства, нашего мира, нашей духовной целостности. И должен напомнить, что, будучи депутатом в 90-е годы у нас в Тульской области появилась секта адвентистов, причем с огромными деньгами, с крайне агрессивным стилем поведения. Потом ситуация немного успокоилась. Но сейчас мы видим, к сожалению, чудовищный ренессанс этого чудовищного явления. Обращаясь к последним фактам - зверское убийство сектантом своей семьи в Нижнем Новгороде, система прослушивания и контроля со стороны сайентологов за прихожанами, часто видим факты издевательства над христианскими символами, с мошенническими не безызвестными махинациями секты бога Кузи!» – подчеркнул Сергей Гаврилов. «Мы, депутаты, прекрасно понимаем, что каждая из этих сект работает над своей общественной нишей. Кто-то работает с пожилыми одинокими стариками, кто-то с молодёжью, особенно с теми людьми, которые переживают состояние стресса и оказались в сложном положении. Под видом различных психологических курсов " как быстро заработать миллионы " , " как стать лидером " , " как преодолеть кризис " на людей оказывается самое настоящее психологическое давление, это давно стало выгодной кормушкой. Затягивают людей в свои ряды через недобросовестную якобы религиозную рекламу, через соцсети. И, что важно, целью сект является не только материальная выгода, желание ограбить, опустошить карманы и отобрать жилье. А первостепенная задача сект в том, чтобы разорвать единство мира, сделать из людей духовно опущенных, часто экстремистов. Мы видим это с точки зрения распространения неоязыческих сект, в том числе на Северном Кавказе. Неслучайно, что многие из этих сект участвуют в войне с мирным населением Донбасса со стороны Украины. Эти явления, финансируемые из-за рубежа, на наш взгляд, представляют серьезную угрозу национальной безопасности России», - отметил Сергей Гаврилов

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/25/za...

Значит, Соломоново храмоздательство было только временным проявлением и обусловленным применением пророческого предречения, почему последнее, будучи словом Божиим, отсылало ко всецелой реализации в том же духе, но в совершеннейшей силе. При таком положении знаменательно, что в подлинном тексте говорится о или потомстве во всей непрерывности генеалогического преемства до конечного увенчания, а в параллельной редакции 1Пар.17:11 категорически упоминается о «семени Давида из сынов его» в неограниченном смысле. Следовательно, по своему существу это библейское свидетельство опять оказывается пророческо-мессианским 964 , как подобные выражения и понимались в библейском употреблении (см. 2Кор.6:18 и ср. Откр.21:7 ). Вторая цитата подкрепляет и разъясняет предшествующую. Она редактирована в форме будущего и относилась лишь к имеющему быть воцарению, с которого только и должно было начаться предсказанное богосыновство в рождении от Бога на царство. Соответственно этому и во втором псалме разумеется мессианское сыновство в том моменте, когда его незыблемость гарантировалась окончательно в качестве натурального преимущества по рождению или происхождению. В этой концепции хронологическое обозначение приобретает особенную важность в оригинале и сохраняет её в новозаветном комментировании, о котором нельзя сказать, будто σμερον удержано просто по точности копирования 965 и для автора не заключало ни малейшей ценности 966 . Нужно принять обратное и по вербальной конструкции фразы, где вся сила в вопросе о возможности исторического бытия данного случая, а с предметной стороны требовалась ссылка на совершившийся факт, что недопустимое для Ангелов действительно было с Новозаветным Ходатаем. Теперь всё затруднение будет и специальной энергии хронологического указания. В псалме рисуется торжество победного воцарения, и буквалистически его должно мыслить при σμερον. Это есть день царственного утверждения помазанника Божия 967 . Однако хронологический штрих не обнимается простым констатированием события, ибо тогда не достигал бы цели при всяких суждениях о происхождении и достоинстве псаломского изображения 968 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДАЛЬБЕРТ [лат. Adalbertus] ( 20.06.981), первый архиеп. Магдебурга (с 968), хронист, миссионер. Из канцелярии Кёльнского архиеп. Викфрида А. в 953 г. перешел на службу в качестве нотария при дворе герм. кор. Оттона I ; видимо, с 958 г. находился в трирском мон-ре св. Максимина. В 961 г. в ответ на просьбу киевской св. кнг. Ольги прислать епископа и священников по приказу Оттона I был рукоположен во епископа Руси и отправлен в Киев, но его миссия по не вполне ясным причинам потерпела неудачу (возможно, посольство Ольги было только средством политического давления на Византию, к тому же вскоре в Киеве пришел к власти язычник кн. Святослав Игоревич ). Уже в 962 г. А. вернулся в Германию. В 963-965 гг. А. сотрудничал в канцелярии наследника престола, буд. имп. Оттона II , в 966-968 гг. аббат Вайсенбургского мон-ря (Эльзас, совр. Франция). Миссионерский опыт А., несомненно, сыграл свою роль при назначении его на организованную в 968 г. Магдебургскую архиепископскую кафедру, главной задачей к-рой была миссионерская деятельность среди славян. Весьма вероятно, что продолжавшее, несмотря на неудачу А., существовать de jure рус. еп-ство Германской Церкви должно было войти в состав Магдебургского архиеп-ства. Деятельность А. в качестве архиепископа ознаменовалась существенными культурными достижениями, в частности расцветом школы при кафедральном соборе в Магдебурге, в к-рой обучались известные миссионеры Адальберт , еп. Пражский, и Бруно Кверфуртский , хронист Титмар Мерзебургский . Общепризнано, что перу А. как историографа принадлежит Продолжение хроники Регинона Прюмского (Continuatio Reginonis), охватывающее 907-967 гг. и продолжающее традиции каролингской общеимперской анналистики, в к-ром и содержатся наиболее подробные сведения о миссии А. на Русь. Соч.: Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Ed. F. Kurze. Hannover, 1890. Лит.: Wattenbach W., Holtzmann R. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Die Zeit der Sachsen und Salier/Neu besorgt. von F.-J. Schmale. Darmstadt, 1967. Bd. 1. S. 166-170; Claude D. Geschichte des Erzbistums Magdeburg bis in das 12. Jh. Köln; W., 1972. Bd. 1. S. 114-135; Hauck A. Erzbischof Adalbert von Magdeburg als Geschichtsschreiber//Festschrift für W. Schlesinger. Köln; W., 1974. Bd. 2. S. 276-344; Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. М., 1993. С. 101-130; он же. Русь и Германия в IX-X вв.//Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед., 1991 г. М., 1994. С. 61-80. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.)

http://pravenc.ru/text/63442.html

Вопросы и молитва Δξα ν ψστοις Θε... составляют особенность первоначальной студийской редакции чина великой схимы и сближают с нею в этом пункте (как и в других, указанных выше, пунктах) чины великой схимы по рукописям 967, 73 (274) и 568. XXXVII В дальнейшем изложении чина великой схимы по Евхологиям 967, 73 (274) и 568 мы ограничимся наиболее крупными особенностями чина. 1 . Евхологий 967 относить обряд лобызания великосхимника монахов к концу литургии. Евангелие выносить и держит в руках игумен. При целовании братией св. евангелия и великосхимника поется: τροπριον χ. α’. πγνωμεν, δελφο, το μυστηρου τν δναμιν... στ. γαπσατε τν Κριον... στ. γαλλσωνται... χ. πλ. α’. Τ στδιον τν ρετν νωκται... στ. Δετε κοσατε... Δξα κα νν. Σ δυσωπομενος Μητρα... Процессия монахов в трапезу с новопросвященным, которого держит за правую руку νδοχος, совершается с обычными песнопениями: τροπριον Κριε, Κριε, πβλεψον... στ. ποιμνων... στ. καθμενος,.. στ. ξγειρον... στ. Θες, πστρεψον... Δξα κα νν, θεοτοκον· σαι μς... При пении этих же песнопений монахи возвращаются из трапезы в храм. В трапезу и из трапезы они идут с возженными свечами и с кадильницей. Евхологий 967 указывает совершать торжественную процессию в трапезу с новопросвещенным в течение семи дней. В течение этого же срока 967 запрещает новопостриженному снимать с головы куколь и вообще слагать с себя какую-либо из великосхимнических одежд; исключение допустимо в случае крайней нужды. 2 . Евхологий 73 (274), после указа о целовании и замечание, что ново-постриженный великосхимник стоить с возженной свечой вблизи царских врат (πλησον τν γων θυρν το βματος), помещает ектенью; за ектеньей – возглас Яко свят еси..., апостольское чтение из II соборного послания св. апостола Петра I, 2–10, и евангельское чтение из Mp. VIII, 34–IX, 1 . Апостол предваряется пением «Елицы во Христа» вместо «Трисвятого». Если нет литургии, то пред апостолом возглашается прокимен, гл. 6: «Работайте Господеви со страхом»..., ст. «Господь просвещение мое» 441 ...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Иоанн XIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1623). (РГБ) Иоанн XIII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1623). (РГБ) Деятельность И. на Римском престоле во многом определялась церковной политикой имп. Оттона I. Под председательством императора и папы в Риме (в янв. 967 и в янв. 968) и в Равенне (в апр. 967) прошли Соборы, на к-рых присутствовали итал. и герм. епископы. Решением Собора в Равенне были учреждены архиепископская кафедра в Магдебурге (1-й архиеп. Адальберт рукоположен 18 окт. 968, после смерти архиеп. Вильгельма Майнцского и архиеп. Бернарда Хальберштадтского) и подчиненные ей кафедры Майсена, Цайца и Мерзебурга. Организация нового архиеп-ства должна была способствовать распространению христианства среди слав. населения, проживавшего к востоку от Эльбы. По просьбе императора И. утвердил аббата мон-ря Фульда в статусе примаса всех галльских и герм. аббатств (дек. 969) и закрепил за аббатством все пожалованные ему ранее привилегии. Др. крупнейшему имперскому мон-рю - Санкт-Галлену папа также даровал привилегии и отправил туда частицы мощей св. Иоанна Крестителя. И. лояльно относился к стремлению императора усилить контроль над основными еп-ствами Германии (см. в ст. Имперская церковь ), утверждая избранных в Германии архиепископов и не вмешиваясь в отношения герм. правителя с церковными иерархами. В 967 г., в ходе Собора в Равенне, И. наложил повторное (первое в 962) отлучение на Геральда, бывш. архиеп. Зальцбургского, политического соперника Оттона I. На Рождество 967 г. папа короновал прибывшего в Италию сына императора 12-летнего Оттона II . Впосл. И. участвовал в переговорах Оттона I с визант. имп. Никифором II Фокой о женитьбе Оттона II на визант. принцессе Феофано и отправил в К-поль послание, в к-ром призвал «греческого императора» заключить союз с «Оттоном, августейшим императором Римским». Сформулированное т. о. воззвание лишь осложнило и без того трудные переговоры, к-рые вел в К-поле посол Оттона I Лиутпранд Кремонский ( Liutprandus Cremonensis. Relatio de legatione Constantinopolitana. 47//MGH. Script. Rer. Germ. T. 41. P. 200-201). Договоренность была достигнута после смерти имп. Никифора II Фоки; 14 апр. 972 г. И. обвенчал Феофано с Оттоном II.

http://pravenc.ru/text/469696.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010