Ep. Ioan. Hier. Epistola ad Ioannem episcopum Hierosolymorum Иннокентий, папа Римский (Innocent.) Ep. ad Ioan. Epistola ad Ioannem episcopum Hierosolymorum Ep. ad Hieronym. Epistola ad Hieronymum Stromata Ориген (Orig.) De prine. De principiis Exp. in Prov. Expositio in Proverbia Fragm. in Prov. Fragmenta in Proverbia Орозий (Orosius) Apol. Liber apologeticus contra Pelagianos Dialogus de vita Joannis Chrysostomi Hist. Laus. Historia Lausiaca Петр Диакон (Petrus Diacon.) De vir. ill. De viris illustribus Проспер Аквитанский (Prosp.) Chron. Chronicon Apologia ad Anastasium Romanae urbis episcopum Apol. contr. Hieronym. Apologia contra Hieronymum De adult. lib. Origenis De adulteratione librorum Origenis Praef. in lib. De princ. Praefationes in libros Origenis De principiis Сириций, папа Римский (Siricius) Ep. Epistolae Созомен (Sozom.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Сократ (Socr.) Hist. eccl. Historia ecclesiastica Сульпиций Север (Sulp. Sever.) Dial. Dialogi Феодор Мопсуестийский (Theodor. Mops.) Comm. in Iona. Commentarius in Ionam prophetam Феофил Александрийский (Theophil. Alex.) Ep. Epiph. Epistola ad Epiphanium Ep. synod. Epistola synodica ad episcopos Palaestinos et ad Cyprios III. Справочные издания и патрологические серии BHL Bibliotheca Hagiographica Latina. Bruxellis, 1898–1899. Corpus Christianorum. Series Latina. Brepols, 1954–. Corpus Christianorum. Series Graeca. Brepols, 1977–. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1866–. Clavis Patrum Latinorum/Ed. E. Dekkers. Brepols, 1961. Clavis Patrum Graecorum/Ed. M. Geerard. Brepols, 1974–1998. Vol. 1–5. Dictionnaire de theologie catholique. T. I–XV. Paris, 1903–1950. Die griechischen christlichen Sriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Berlin–Leipzig, 1897– Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1844–1864. Sources Chretiennes. Paris, 1942– Читать далее Источник: Блаженный Иероним Стридонский библеист, экзегет, теолог=St. Jerome of Stridon biblical scholar, exegete/А.Р. Фокин ; Отд. по делам молодежи Русской Православной Церкви [и др.]. - Москва : Центр библейско-патрологических исслед., 2010. - 224 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

575 Клариссы, ordo sanctae Clarae – наряду с миноритами и терциариями считается Вторым орденом св. Франциска. Орден основан Кларой Шиффи из Ассизи в сер. 13 в. на основе необычайно строгой редакции францисканского устава, которая была смягчена св. Бонавентурой и Урбаном IV. В результате последовавшего за этими деяниями раскола в ордене образовалась группа сторонниц первоначальных правил («кларисски», «простые женщины», «орден Смирения») и «урбанисток», признавших новый устав. В связи со стремлением к строгости во Франции возник орден сестер Ave Maria, в Италии в 1631 г. – еще более суровый орден кларйссок, а в 1676 г. – орден клариссок–отшельниц св. Петра Алькантарского. 576 Орден возник на религиозно–благотворительной основе в сер. 11 в., устав его, установленный магистром Раймондом де Пюи в Иерусалиме, утвердил в 1113 г. Пасхалий II. 577 Milites Templi, Templarii; орден создан девятью французскими рыцарями во главе с Гуго Пайенским и Готфридом Сент–Омерским в Иерусалиме в 1118–1119 гг. для защиты паломников и упрочения государств крестоносцев в Сирии и Палестине; устав был разработан при содействии Бернара Клервоского в 1128 г., обнародован на соборе в Труа, в Шампани, и утвержден папой Гонорием II; в дальнейшем были изданы буллы Milita Dei, Quantem utilitatem и Milites Templi, укрепившие позиции рыцарей–монахов. 578 Ordo domus Sanctae Mariae Theutonicorum, также Deutscher orden и Kreuzritterorden; основан в 1128 г. в Иерусалиме, с 1189 г. перенял военный характер и устав тамплиеров, который был утвержден в 1191 г. Климентом III. 579 Domus Sanctae Mariae Theutonicorum in Lyvonia и Deutscher orden to Lyffland, основан в 1237 г. 580 Fraters ensiferi, T.n.fraters militia Christi; основан создателем Ливонского государства рижским епископом Альбертом фон Буксгевденом и папой Иннокентием III в 1202–1204 гг. на основе устава тамплиеров. 581 Создан братьями С. и Г. Гомес Фернандо Барриентос в 1156 г.; папа Александр III утвердил его как духовно–рыцарский орден с уставом св. Бенедикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в них незаметно исторической критики. На западе уровень этой критики был ещё ниже, чем на востоке. Поэтому самые легендарные рассказы находят там себе веру. Вспомним такой чудовищный подлог, как Лже-Исидоровы Декреталии (IX в.). Там папы первых трёх веков цитируют по Вульгате, появившейся только в V веке. Римские императоры, которые известны как гонители христиан, издают указы, благоприятные для церкви Христовой. Папа Кондрат II века переписывается с александрийским патриархом Феофилом конца IV века. Сотни самым грубым образом сфабрикованных документов в этом собрании встречены с полным доверием. Только с XV века они встречают протест: Виклефа в Англии, Лаврентия Валны – в Италии. Но мнения этих учёных были приняты за необыкновенный либерализм. Этот факт показывает, что в западной церкви, в средние века, не было благоприятных условий для развития церковной историографии. Какие материалы можно найти для церковной истории в западной богословской литературе? Литература Карфагенской церкви Западная богословская литература начинает развиваться с начала III века и в первое время не в тех странах, где теперь господствует христианство, а там, где ныне христианства уже не существует, в сев. Африке, в Карфагенской церкви. Здесь в первые века христианства жило весьма даровитое племя, но потом, к несчастью, задавленное разными политическими обстоятельствами. Среди него впервые в III веке зародилась латинская христианская литература. Здесь писали Минуций Феликс  и  Тертуллиан . Произведения Минуция, одного из лучших христианских апологетов, но довольно кратко, не имеют особенного исторического значения. Но труды Тертуллиана имеют большое значение для христианства первых 3-ёх веков. Его апология к Септимию Северу, его сочинения против некоторых еретиков – Маркиона, Праксея, Гермогена и общее сочинение против всех ересей (de praescriptione hereticorum), его нравственные обличения,– всё это показывает большое знакомство Тертуллиана с духом и обстоятельствами того времени. Правда, в воззрениях этого писателя нельзя видеть чистого выражения правильных христианских воззрений. Он часто вдаётся в излишнюю строгость, доведшую его до увлечения пуританизмом Монтана. Но всё-таки эти сочинения дают важный материал для истории церкви III-ro века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Schol. Hist. eccl. III 4), отменявший решения этого Собора, и возвратил в Александрию Тимофея Элура. Эти действия вызвали возмущение клира и жителей К-поля во главе с Патриархом Акакием ; и хотя Василиск поспешил отменить свой закон, издав «Антиэнкиклион» (Ibid. III 7), открытое недовольство горожан стоило узурпатору короны. Имп. Зинон, к-рого пытался отстранить Василиск, вернул себе престол и отменил все меры в пользу монофизитов: на Александрийскую и Антиохийскую кафедры были поставлены правосл. епископы. Но в 482 г. с его стороны была предпринята попытка объединить сторонников и противников Халкидонского Собора на основании догматических формул, к-рые допускали широкое толкование. С этой целью был обнародован «Энотикон», составленный, вероятно, Акакием К-польским и от имени императора адресованный Египетской Церкви (текст: Ibid. III 14). На деле этот документ, формально не отрицавший Халкидонского Собора, не оправдал надежд. Он оказался неприемлем для большей части монофизитов и вызвал протест приверженцев Халкидонского Собора, став причиной церковного раскола между Римом и К-полем - т. н. Акакианской схизмы , продолжавшейся до 519 г. В правление имп. Анастасия I (491-518) политика примирения религ. партий на основе «Энотикона» продолжилась в полной мере. Однако православные как на Востоке, так и на Западе протестовали против вмешательства светской власти в дела Церкви. В 493 г. папа Геласий I в письме к Анастасию, подчеркивая противозаконность этого, сформулировал теорию о двух силах: «Две силы, августейший император, по преимуществу управляют этим миром, это - священный авторитет архиереев и царская власть, и между ними тем важнее значение священников, что они и за самих царей должны дать ответ Господу на суде Его… В делах веры ты должен подчиняться их законным распоряжениям, а не начальствовать над ними; не их покорять твоей воле, а сам руководиться их суждением» ( Gelasii I Ep. 12. 2//Epistulae Romanorum Pontificum/Ed. A. Thiel. Braunsberg, 1867; рус. пер.: Болотов.

http://pravenc.ru/text/372674.html

2194 Прот. ересей I, 25, 6 по русск. пер. Преображенского в памятниках древн. христ. письменности, стр. 105. Москва. 1868. 2199 §§ 85, 88, 100; русск. пер. Преображенского в Памятн. древн. христ. письмен., т. III, стр. 288, 296, 312. Москва. 1862. 2202 Stromat. II, cap. 5; III, cap. 17; VI, cap. 17; русск. пер. H. И. Корсунского стр. 193, 195, 382, 767. 2211 Из Евсевия известно, что уже в конце II-ro века в Осроене существовала церковная организация, а отсюда можно заключать о продолжительном существовании здесь христианства. 2212 II кн. 29–30: «Hanc epistolam attulit Ananus, Abgari cursor, semelque eam Salvatoris imaginem, quae in oppido Edessa extat». 2214 Впрочем эта история не везде была принята с таким единодушным доверием, и еще много ранее на римском соборе папа Геласий высказался о ней с недоверием и отнес её к числу апокрифических; но современные иконоборству папы признавали её подлинною и ссылались на сказание о Нерукотворенном образе в своей полемике с иконоборцами. В суеверной литературе византийских легенд это послание Иисуса Христа к Авгарю заняло впоследствии довольно видное место и вместе с описанием наружности Христа признавалось целительным средством против разных болезней. Выражением этого верования служит следующее послесловие к этому посланию в некоторых славянских рукописях: «Сие же послание идеже аще будет кто на пути или на рати или на мори, или огнем жегому или трясавицею налиму или пены точащу, или неисцельные страсти имущи или кая сим подобна да раздрешаться сия вся о Господе Иисусе Христе». Больной должен был носить на себе бумажку с написанным на ней посланием, а над опасно больным прочитывал особый заговор с молитвою об этом священник. 2218 Ректор Киевской академии высказал здесь мысль, которую с ним разделяли некоторые наши епископы, что при множестве у епархиального архиерея дел заведование духовными школами составляет для них непосильную тяготу. Опыт жизни засвидетельствовал, что единоличное управление духовными школами оказалось неудовлетворительным и устав 1814 г., учредив в семинариях правления, а в академиях конференции, подчинил духовные училища семинариям, семинарии академиям, а все духовные учебные заведения центральному управлению – комиссии дух. училищ. Комитет по пересмотру устава духовных семинарий, учрежденный в 1866 г., нашел обременительным для архиерея непосредственное заведование делами семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бернард поясняет это на примере солнца: мы можем видеть солнце не таким, каково оно есть само по себе, но только его свет, которым освещается воздух и окружающие предметы; и даже этого мы не могли бы видеть, если бы не имели некоего подобия солнечного света внутри себя в своих глазах; и если наши глаза будут затуманены, мы потеряем это подобие и не сможем видеть солнечный свет. Таким же образом и Бога, “Солнце Правды, просвещающего всякого человека, грядущего в мир, просвещенный человек может видеть в этом мире так, как Он просвещает (sicut illuminat), поскольку человек в чем-то подобен Богу; но так, как Он есть (sicuti est), человек совершенно не может видеть (omnino non potest), поскольку человек еще не имеет совершенного подобия Богу” (Там же, XXXI.2). Однако представляется весьма вероятным, что Бернард оставляет такую возможность для людей в будущем веке (а для Ангелов уже в настоящем), поскольку хотя он и говорит, что никто из людей, находясь в этом смертном теле, не мог и не может видеть Бога, как Он есть; однако тот, кто будет достоин, “сможет Его увидеть, находясь в теле бессмертном” (Там же, XXXI.2; ср. XXXIII.6; XXXIV.1; Слова на разл. темы, IX). В этом отношении Бернард остается в рамках западной богословской традиции, начинающейся с Августина и резко противоположной православному учению о Божией непостижимости 15 . IV. Влияние Бернард Клервоский оказал значительное влияние на современную ему церковную жизнь. Силу и чистоту его учения высоко ценили папа Александр III и Иннокентий III. Начиная с XIII века к сочинениям Бернарда обращались многие школьные проповедники, профессора, богословы, такие как Фома Аквинский и др. Богословы францисканской школы многое позаимствовали у Бернарда. Особенное влияние Бернард оказал на христианскую мистику, в частности, на Гуго и Ришара Сен-Викторских, Бонавентуру 16 и особенно на автора трактата О подражании Христу (De imitatione Christi), несущего явный след стиля и идей Слов на Песнь песней и трактата О ступенях смирения.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

харистикий ), Мануил I запретил основывать новые мон-ри в К-поле и др. крупных городах В. и., а также передавать в дар монашеским обителям имущество в полную и безусловную собственность. Однако Комнинам не удалось достичь взаимопонимания с Церковью в вопросе об отношениях с папством. Внешнеполитические соображения подталкивали императоров к достижению согласия с Римом. Первоначально стремление к союзу с папством было обусловлено тяжелым положением империи в связи с норманнской агрессией на Балканах (1081-1085); после восстановления внешнеполитических позиций Византии зап. политика Комнинов определялась идеей возрождения единой Римской империи с визант. императором во главе и с единой Церковью. Кульминацией этой великодержавной политики стало обращение Мануила I к папе Александру III в 1167 г. с предложением признать его единственным императором в обмен на восстановление церковного единства (Мануил даже предложил понтифику К-польский престол). С 1089 г. Рим благожелательно относился к попыткам Комнинов пойти на сближение, требуя, однако, в качестве непременного условия политического союза признания папского примата. Но этот союз не был заключен из-за упорного сопротивления визант. епископата и монашества, поддержанного широкими кругами общества; крестовые походы и экспансия итал. торговцев вызвали устойчивый рост антизап. настроений; латинофильство имело место лишь в среде интеллектуальной и политической элиты. В вопросе о союзе с Римом имп. власть оказалась в полной изоляции. Эпоха латинского завоевания (1204-1261) Захват К-поля крестоносцами в 1204 г. явился переломным моментом в истории визант. цивилизации. Трагические события 1204 г. ознаменовали разрыв между зап., католическим, и вост., православным, христианством. Римский престол воспользовался падением В. и., чтобы взять К-польский Патриархат под свой полный контроль; папа Иннокентий III утвердил в К-поле «латинского» патриарха Томмазо (Фому) Морозини (1204) и не разрешил греч. духовенству избрать своего Патриарха, хотя бы и подчиненного Римскому престолу (1208).

http://pravenc.ru/text/372674.html

(1.01.1431, Хатива, Валенсия - 18.08.1503, Рим; мирское имя - Родриго Борджа ), папа Римский (26. 08.1492-18.08.1503). Племянник папы Каллиста III , к-рый в 1455 г. назначил его, ставшего к тому времени д-ром права в Болонском ун-те, нотарием Римской курии, в 1456 г. кардиналом и вице-канцлером Римского престола. Ему удавалось совмещать должности аббата Субьяко (1471), епископа Жероны (1457-1458), Валенсии (1458-1492), Карфагена (1482-1492) и Мальорки (1489-1492). Молодой прелат, получавший огромные доходы и считавшийся одним из самых богатых людей своего времени, вел жизнь, более подобающую светскому вельможе (имел неск. внебрачных детей), что вынудило папу Пия II в 1460 г. осудить его за скандальное поведение. Несмотря на это, при наличии еще 3 претендентов Родриго Борджа был единогласно избран папой 11 авг. 1492 г. После избрания папой А. действовал скорее как один из итал. князей в интересах своего маленького гос-ва. Его целью стало укрепление позиций собственного семейства в Италии и Испании; он стремился выделить из папского гос-ва Романью и передать ее во владение сыну, Чезаре Борджа. Папа был втянут в Итальянские войны и постоянно играл на противоречиях Франции и итал. гос-в, хотя поначалу папское гос-во было единственным в Италии, к-рое могло реально противостоять Франции: в 1494 г. А. отказался признать франц. кор. Карла VIII королем Неаполя, в 1495 г. был инициатором создания антифранц. Святой Лиги, объединившей герм. имп. Максимилиана I (1493-1519), испан. кор. Фердинанда V и Венецию. Поддерживал борьбу с гуситскими движениями в Моравии и Богемии. Еще в начале своего понтификата выступил организатором крестового похода против турок, в ходе к-рого в 1498 и 1499 гг. было одержано неск. побед; в мае 1500 г. А. снова обратился к послам Франции, Испании, Англии, Неаполя, Венеции и Флоренции с призывом объединиться против общего врага; папу, однако, поддержали только Испания и итал. гос-ва - их объединенный флот одержал неск. побед над мусульманами в 1500 - нач. 1501 г., но подписанный в 1502 г. Венецией мир свел на нет успехи христ. армии. В 1493 г. А. буллой «Inter caetera divini» утвердил разграничительную линию, проведенную западнее Азорских о-вов и разделявшую зоны колонизации Испании и Португалии. Согласно этому постановлению, испан. и португ. монархи получали право контролировать действия Церкви на вновь открытых землях. Отпраздновав 1500-й юбилейный год с необычайной торжественностью, А. не откликнулся на призывы к реформе Церкви - составленная в 1497 г. булла, содержавшая проект реформы, так и осталась на бумаге, а флорентийский реформатор Иероним Савонарола , призывавший бороться со злоупотреблениями духовенства, был отлучен им от Церкви и казнен (23 мая 1498). Умер А. летом 1503 г., по офиц. версии, от малярии, но скорее всего, по мнению многих современников, он был отравлен.

http://pravenc.ru/text/64310.html

Но франко-прусская война, потребовавшая крайнего напряжения сил обеих враждующих сторон, заставила Наполеона III вывести войска из Рима, а вскоре затем окончилась, как известно, жестоким разгромом Франции и низложением, и пленом ее императора. Такой оборот событий был смертным приговором для светской власти папы. С удалением французских войск из Рима королю Италии очищен был путь к его давно желанной столице, а общественное мнение страны громко требовало, чтобы он не медлил сделать этот последний шаг. Особою нотой 29 авг. 1870 г., итальянское правительство заявило державам Европы о необходимости для себя занять Рим и присоединить папские владения к королевству Италии; вместе с тем и итальянская армия двинулась к границам церковной области. Король Виктор-Эммануил собственноручным письмом извещал Пия IX о предстоящем занятии Рима королевскими войсками и убеждал его, ради блага родной страны, добровольно уступить неизбежному ходу событий, предлагая ему, как главе церкви, полную независимость и свободу действий, но святой отец не хотел вступать ни в какие сделки с врагами церкви. Итальянские войска обложили Рим, где, по приказанию палы и при его личном участии, совершались усиленные общественные моления. Слабый папский гарнизон не в силах был оказать серьезное сопротивление осаждающим, а потому, когда, при начавшейся 20-го сентября бомбардировке, пробита была брешь у Porta Pia, папа торжественно заявил протест против насилия пред собравшимися у него представителями иностранных держав и приказал поднять белый флаг на замке св. Ангела. На следующий день королевские войска вступили в Рим, а папа затворился в своем Ватикане. После, всенародного голосования, в октябре издан был декрет о присоединении папских владений к королевству и о перенесении в Рим его столицы, а в декабре и Виктор-Эммануил водворился в Квиринальском дворце. – Тотчас по занятии Рима большинство здравомыслящих католиков могло еще беспокоиться за будущую судьбу своего церковного главы; но такому беспокойству уже не могло быть места после того, как итальянский парламент, так называемым законом о гарантия (3 мая 1871 г.), точно определил положение папы в Риме и его отношение к королевству.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Относительно исторического происхождения римского учения об индульгенциях нужно заметить следующее. Индульгенцией (indulgentia – снисходительность, милость) называлось в первые века церкви Христовой ослабление церковных епитимий, наложенных на некоторых из кающихся грешников, по вниманию к особенному расположению и настроенности последних. В VIII-м веке в латинской церкви появилось мнение, будто можно совершенно откупаться от епитимий, налагаемых духовниками во время исповеди. В IX-м веке папа Лев III-й выдумал грамоты, разрешающие грехи человека, и учредил продажу их в церквах 119 . В XI-м веке, при папе Григории VII-м (Гильдебранде), известном деспоте, присвоившем себе безусловную монархическую власть над церковью, в римской церкви стало утверждаться мнение, что папа имеет право разрешать души не только от грехов, но и от наказаний за грехи, даже помимо таинства покаяния. В силу такого несправедливо и нечестиво присвоенного себе права, римские епископы стали объявлять разрешения, или индульгенции, первоначально тем из христиан, которые принимали участие в Крестовых походах для освобождения Святой земли; затем, папы стали раздавать и индульгенции за какие-либо благотворения и особенно за пожертвования в их пользу. Таким образом малу по малу индульгенции превратились в богатый источник материальных доходов для пап, и были причиной громадного вреда для нравственности людей того времени, потому что многие, приобретши индульгенции, стали легкомысленно относиться к таинству покаяния, считая его как бы излишним и ненужным для очищения совести. Продажа индульгенций производится и по настоящее время в римской церкви 120 . Догматическое основание учения об индульгенциях римские богословы видят в словах Спасителя, коими дарована пастырям церкви власть вязать и решить ( Мф. 16:19 ; Мф. 18:18 ). Но эта власть, по учению отцов церкви, например, св. Амвросия Медиоланского , св. Кирилла Александрийского  и друг., должна иметь применение исключительно в таинстве покаяния, и должна выражаться в смягчении и уменьшении церковной епитимии, налагаемой на кающегося при таинствах покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010