История католических стран не останавливается от подобных ошибок Пия IX или Пия X; «атеистическое», или светское, государство умело защититься от пагубного влияния католицизма. Россия не могла предохранить себя от подобных бедствий, и Царь-Папа не встречал никаких препятствий, которые бы помешали ему производить свои эксперименты над живым телом несчастной страны. Александр III лелеял химеру: превратить Россию в ле­дяной дом; он считал, что преуспел в этом. Но при более близком изучении его государственной политики видно, что он сам одной рукой разрушал то, что создавал другой. В согласии со своими сотрудниками и единомышлен­никами, такими как князь Мещерский, граф Д. Толстой и К. Победоносцев, Александр III работал над осуществ­лением идеала московских царей, над восстановлением московского государства XVII века, деревенского по пре­имуществу и основанного на четком разделении классов. Лично Александр III был большим «другом народа». Это был Царь мужиков, опиравшийся на них. Близкие его «любвеобильному» сердцу крестьяне должны были, по его мнению, всегда подчиняться страху Божию, православию и «обожаемому» Царю. Отсюда целая серия мер, предо­храняющих крестьян от потери классового лица: сохране­ние общины, архаичной сельской формы; защита от раз­дела любой общинной собственности; одним словом, привязывание крестьян к земле. До 1861 года крестьяне принадлежали господину; теперь же все крестьяне госу­дарственные. Над их головами находится господин-Царь: Царь, умеющий постоять за православный народ и его ве­ру, господин, которому следует повиноваться не за страх, а за совесть, потому что он и Царь, и патриарх. Так устано­вилась патриархальная средневековая теократия, искажа­ющая и настоящий теократический идеал — религиозное общество, построенное на любви и свободе, — и настоя­щий государственный идеал — общество, основанное на принуждении во имя триумфа справедливости. Такая подмороженная «мужицкая теократия» нужда­лась в защите от внешних и внутренних врагов. Алек­сандр Ш, благодетель, «любящий отец», был вынужден содержать миллион солдат.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Оба пытались проводить самостоятельную политику при поддержке папства. В 1253 г. патриархом был назначен венецианец Панталеоне Джустиниани. В условиях опасности для существования Латинской империи папа Римский был вынужден т. о. усилить консолидацию с Венецианской республикой. После восстановления Византийской империи Джустиниани бежал в Кандию (ныне Ираклио, о-в Крит), а затем его резиденция располагалась на Эвбее и в Венеции. Последующие патриархи жили в Венеции и Риме. В результате Ферраро-Флорентийской унии произошло объединение правосл. и лат. Патриархатов К-поля. Первое время после смерти патриарха Григория III Маммы лат. патриархами К-поля были принявшие унию правосл. иерархи - бывш. Киевский митр. Исидор , затем бывш. митр. Виссарион Никейский. После основания в 1742 г. апостольского викариата К-поля (с 1990 апостольский викариат Стамбула) лат. Патриархат К-поля стал титулярным; с 1948 г. он оставался вакантным до упразднения папой Павлом VI в янв. 1964 г. Латинский Патриархат Александрии (Лат. Patriarchatus Alexandrinus Latinorum) был титулярным с момента основания в 1-й четв. XIII в. Вероятно, его учреждение было связано с желанием дополнить уже существовавшие лат. аналоги вост. Патриархатов. Самое раннее упоминание о лат. патриархе Афанасии относится к 1219 г., но постоянным титул стал с 1310 г., когда он был дарован папой Римским Климентом V доминиканцу Эгидию из Феррары, ранее занимавшему Патриарший престол Градо. Кафедрой лат. патриарха Александрии в Риме являлась базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. С 1954 г. титул был вакантным, в янв. 1964 г. папа Павел VI упразднил его. Патриархат Западных Индий (Лат. Patriarchatus Indiarum Occidentalium; испан. Patriarcado de las Indias Occidentales). 26 июля 1513 г. арагонский кор. Фердинанд II отправил папе Римскому Льву X прошение о присвоении королевскому капеллану еп. Хуану Родригесу де Фонсеке, возглавлявшему Совет Индий, титула патриарха открытых и завоеванных земель, однако о дальнейшей судьбе этого прошения ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/2463175.html

Падение Эдессы произвело сильное впечатление на Западе. Однако, папа того времени Евгений III не мог стать инициатором и вдохновителем нового крестового предприятия, так как разыгравшееся в сороковых годах в Риме демократическое движение, в котором принимал деятельное участие знаменитый Арнольд Брешианский, создавало для папы в “Вечном Городе” ненадежную обстановку и даже заставило Евгения III на время покинуть Рим. Настоящим инициатором похода был, по-видимому, французский король Людовик VII, а проповедником его, приведшим эту идею в исполнение, был знаменитый монах Бернард из Клерво, огненное слово которого подняло сначала Францию. Перейдя затем в Германию, он убедил принять крест германского государя Конрада III и воодушевил к походу немцев. Надо сказать, что западные народы, наученные горьким опытом первого похода и немало разочарованные в его результатах, уже не выказывали прежнего воодушевления, и на собрании в Везеле (в Бургундии) французские феодалы были настроены против похода. Не без труда Бернард одержал победу над ними, благодаря своему пылкому и убедительному красноречию. В представлении Бернарда первоначальный план Людовика VII принял широкие размеры, которые видоизменяли основную идею походов, а именно освобождение святых мест из рук мусульман; крестовые походы стали выражать идею похода вообще против язычников. Так, благодаря Бернарду, одновременно с походом на Восток было решено организовать еще две экспедиции: против мусульман, которые в это время владели Лиссабоном, и против полабских славян-язычников. Историки сурово относятся к замыслу Бернарда привлечь к крестовому походу Германию. Немецкий ученый, специально занимавшийся вторым походом, Куглер, считает это “в высшей степени несчастной мыслью”; 132 русский ученый Ф. И. Успенский называет это “роковым шагом и большой ошибкой со стороны св. Бернарда” и приписывает участию немцев в походе его печальные результаты. 133 Действительно, вражда между французами и немцами во время похода была одной из его отличительных черт и не могла, конечно, содействовать его успеху.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1983. P. 33). О занятиях и об образе жизни монахов почти нет сведений из-за отсутствия описаний «обычаев» (consuetudines), подобных тем, к-рые создавались в клюнийских мон-рях. Исходя из косвенных данных, можно предположить, что насельники М.-К. были заняты в основном богослужением, чтением и переписыванием книг; работа в скриптории, а также адм. обязанности рассматривались как физический труд, предписанный Уставом св. Бенедикта (labor manuum - Reg. Ben. 48) (см.: Loud. 2007. P. 483-484). Консервативная позиция Дезидерия получила отражение в его ответе аббату Херсфельда, к-рый попросил прислать описание «обычаев» М.-К.: Дезидерий заявил, что его монахи соблюдают только Устав св. Бенедикта и не принимают «чуждые и непривычные обычаи». Аббат осуждал «изобретателей нововведений... множества разнообразных обычаев, несогласных с уставом», негативно оценивал клюнийские правила, которые «нам не нравятся, да и не могут понравиться никому, кто захочет жить в соответствии с уставом». Детальным инструкциям, дополнявшим Устав св. Бенедикта, Дезидерий противопоставлял практику монашеской жизни, неодинаковую в различных мон-рях; такие обычаи не записывались, и усвоить их можно было только благодаря личному опыту пребывания в обители (Die ältere Wormser Briefsammlung/Hrsg. W. Bulst. Weimar, 1949. S. 13-16. (MGH. Briefe; 3)). Несмотря на критическое отношение к клюнийской реформе, в 1083 г. Дезидерий с почестями принял в М.-К. св. Гуго , аббата Клюни, к-рый прибыл в мон-рь, чтобы поклониться святыням. Аббаты обоих мон-рей заключили договор о взаимном поминовении живых и усопших монахов (Chronica monasterii Casinensis. III 51). В источниках неоднократно упоминается о безукоризненной репутации М.-К. как образцового бенедиктинского мон-ря. Авторы, связанные с М.-К., восхваляли достоинства аббата Дезидерия и отмечали высокую дисциплину среди монахов (I carmi di Alfano I. 1974. N 14, 39, 54; Amatus. Historia Normannorum. III 52; Chronica monasterii Casinensis. III Prol.). В 1069 г. папа Римский Александр II поручил Дезидерию вместе с рим.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

279 В своём декрете папа Евгений IV, говоря о видимой стороне таинства священства, имел будто бы в виду просветить армян лишь в том, в чём они разнились от церкви римской, а потому упомянул только о вручении орудий и ни слова не сказал о возложении рук, так как этот последний видимый знак был в постоянном употреблении на всём востоке. Cliernbinus Mayr. Trismegistus juris pontificii. Appendix fit. III, dist. II, car. III, p. 580. – Augustae Vindelicorum 1742, – Perrone Ibid. p. 135–136, – Liebermann. Institutiones theologicae. Tom, V, p. 298. – Moguntiae 1836. 280 Morinus. ib. p. 103, – Mayr, ib. p. 578–581, – Perrone, ib b. 136, 133, – Denny et Lacey. De hierarchia. p. 63, – Puller. The Bull Apostolicae Curae and the Ednardine Ordinal. The Guardian, Sept. 30, 1896, p. 1474. особое издание, Oxford 1896. p. 31–34. 282 Perrone, ibid. p. 133, 136. – Liebermann. Ibid, p. 297–299, – Gasparri. Ibid. p. 551, – Abbé Boudinhon. De la validité des ordinations Anglicanes. Le Canoniste contemporain ou la discipline actuelle de l " église. Paris, 1895, p. 427 284 Ibidem стр. 320. – В подлиннике читается так: in sacramento Ordinis... conferendi materia... est manuum impositio. 285 Указания, свод и толкования этих свидетельств см. напр.: Еп. Сильвестр. Опыт православного догматического богословия. T. IV, стр. 322–352. Киев 1889, – Архиеп. Филарет, Православное догматическое богословие. Часть 2, стр. 328–331. Чернигов. 1865; – Еп. Макарий. Православно-догматическое богословие. Том IV, стр. 31. СПб. 1852, – См. также: Morinus, pars III, exer. II. р. 15, exer. VII, p. 103 и в особенности p. 111, – Martene, tom. I, lib. I, cap VIII, pp. 20–24, 27, – Bingham. Origines ecclesiasticae. The Antiquities of the christian church. Vol. 1, b. II p. 50, 83. London. 1870, – Probst. Sakramente und Sacramentalien in den drei ersten christlichen Jahrhunderten, s 387–389. Tübingen 1872. 286 Ответ на вопрос 109-й. По Моск. изд. 1831 г. стр. 91–92. В греческом тексте: „ ρωσνη ... δι τς πιϑσεως τν χειρν ατν μχρι τς σμερον γνεται χειροτονα; ... ο δ Απστολη χειροτονοντες λλoυς τος πμπασιν ες τ ατ ργον;... Μ τοτην λoιπν τν χειροτοναν… Kimmel. Monumenta fidei ecclesiae orientalis. Pars 1, p. 186–187 – Jenae 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

– так называемое „Gesta de nomine Асасии”, обычно приписываемый п. Геласию трактат „In causa fidei” („В деле веры”) 75 и представляющий собой историческое изложение хода „Акакианской схизмы”, предназначенное, по мнению Швартца 76 , служить инструкцией магистру оффикий правительства Одоакра, Андромаху, посланному для переговоров в Константинополь и уполномоченному папой Феликсом III вести переговоры о возобновлении общения. Другая, более краткая редакция „Gestorum” помещена Гюнтером в III приложении к „Авеллане”, стр. 795–800. – послание п. Геласия епископам Дардании и Иллирии от 3 августа 494 г. в ответ на их льстивое письмо в котором папа предостерегает их снова от общения с Константинополем 77 . – докладная записка (libellus) апокрисиариев Александрийской Церкви в Константинополе (пресвитера Диоскора и чтеца Еремона), врученная легатам папы Анастасия II (496–498), содержащая предостережение против искажения в греческих переводах томоса Льва I и предложение восстановления общения между Римом и Александрией на основе прилагаемого ими исповедания веры (между прочим, почти дословно совпадающего с текстом Энотикона) 78 . – деяния Римского собора при п. Геласии от 13 мая 495 г. относительно снятия отлучения с бывшего легата Феликса III Мизена, осужденного летом 484 г. вместе со своим товарищем Виталием (к тому времени уже умершим) за уступки по отношению к Акакию 79 . И, наконец, последний документ 7-й группы, имеющий значение для истории „Акакианской схизмы”, это (стр. 487–493), представляющий собою письмо папы Симмаха (488–514 гг.) от 8 октября 512 г. (или 5 марта 513 г., об этом ниже) к епископам, духовенству и верующим Иллирии и Дардании, полное самой низкопробной агитации против Константинополя 80 . Относительно общей характеристики этой группы необходимо отметить, что: а) Ряд документов этой группы, в числе 8 95, 99, 101, 103–104), встречаются и в Coll. Berol. 79 36, 40, 31, 37 и 45–46). Причем в последовательном порядке совпадают в обоих сборниках 2 группы писем: Avell. 78–80 ­­ Berol. 38–39 и Avell. 103–104 ­­ Berol. 45–46. 

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Безнравственность и святокупство в церкви, усилились до того, что многие благочестивые люди, потеряв всякую надежду на восстановление святости и порядка в церкви, к исходу первой тысячи лет по Р. X., ожидали пришествия антихриста и конца мира. Эта крайняя деморализация и распущенность папского правления в X и XI веках дала случай усиливавшимся тогда германским императорам (Саксонской и Франконской династии) распространить свое влияние на дела церкви. Императоры Оттон I, Оттон III и Генрих III самодержавно управляли церковными делами: собирали соборы, поставляли, судили и низлагали пап и других епископов, постановляли меры к восстановлению нравственности и просвещения в духовенстве. Но все их усилия мало имели успеха. Им удалось поставить на Римском престоле нескольких хороших пап (между ними особенно замечателен был в конце X века поставленный Оттоном III папа Сильвестр II, ученейший человек своего времени, которого впрочем за его ученость, заимствованную у арабов, современники считали еретиком и волшебником ); но все это имело мало влияния на дела церкви. Между тем вмешательство государственной власти в церковные дела подавало повод к новым беспорядкам и клонилось к унижению самостоятельности церкви. II. Эпоха высшаго развития папской власти с половины XI до XIV века. Гильдебрандовская реформа в западной церкви. Крестовые походы; рыцарские ордена, монашество, схоластика. Стремления пап подчинить себе светских государей. Борьба их с императорами гогенштауфенами и падение этой династии В виду крайней распущенности церковного управления, и вредного влияния мирских лиц на дела церковные (высказывающегося преимущественно в замещении церковных должностей), в западной церкви ко второй воловине XI века, стала усиливаться мысль о необходимости преобразования церкви на новых строгих началах. Мысль эта находила себе всего более приверженцев в западном монашестве, главными центрами которого были тогда аббатства Монте-Кассино в Италии и Клюньи – во Франции. Главными представителями реформаторских стремлений явились в половине XI века: Петр Дамиани – благочестивый аббат и потом кардинал римской церкви, горячий обличитель безнравственности духовенства, и монах Гильдебранд – человек бесспорно умный, строгий к себе и другим, преданный интересам церкви, но в высшей степени жесткий, хитрый, властолюбивый, превратно понимавший интересы церкви и имевший самые преувеличенные понятия о власти папской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

и для обращенных тогда латинскими миссионерами в христианство молдавских куманов или половцев, и была закрыта в XV веке, см. его Geschichte von Ungarn., изд. 2, 1867, т. I, стр. 342 и 465 нач., cfr. Lequien’a Oriens III, 1121). Далее Когальничан говорит, что воеводой Мирчей I была основана латинская епархия арджисская (ibid. р. 110); но это более чем сомнительно. Латинская кафедра никопольская (в Никополе дунайском), о которой говорит он же (ibid. р. 456), может быть и действительно существовала в конце XVIII века (хотя вероятнее разуметь у него православную кафедру рущукскую), но во всяком случае ее открытие должно быть относимо к тому времени, когда Никополь уже не принадлежал валахам. – В 1369 г. воевода валашский Ладислав, по примеру своих предшественников, поручал церковное заведывание католиками своей страны латинскому епископу трансильванскому (см. его грамоту, указанную в предыдущем примечании): вероятно, что и во все последующее время они состояли под властию того же трансильванского епископа. 216 За сим об отношениях пап к валахам и о сношениях последних с первыми известно еще следующее. В 1500 г. папа Александр VI, возобновляя мадьярам и полякам юбилей, данный им для войны с турками, распространил его, никем не будучи прошен, и на жителей Валахии (Тейнера Monumenta Slavorum Meridionalium t. I, р, 542; впрочем под Валахией, provincia Valachiae, может быть должно тут раз уметь не собственную Валахию, а Трансильванию, и юбилей распространяемым не на православных румынов, а на католическо-мадьярское дворянство последней). В 1519 г. воеводы валашский и молдавский посылали посольство к папе с изъявлением готовности принять участие в походе против турок, который был тогда устрояем папою на западе (у Тейнера ibid. р. 571). В 1593 г. папа приглашал воевод валашского и молдавского чрез своего посла принять вместе с другими государями участие в крестовом ополчении против тех же турок (Тейнера Monumenta Poloniae et Lithuaniae t. III, р. 210). -То, что говорят Когальни- чан (Histoire de la Valachie р.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мужественный император Фридрих Барбарусса, начавший борьбу с папою Александром III, не имея возможности одолеть интриг возбужденных против него папством в верхней Италии, должен был признать свои италийские владения лэном папы (1176 г,). В малолетство Фридриха II-ro, папа Иннокентий III, пользуясь междуусобиями, возникшими в Германии между двумя претендентами на императорский престол, Оттоном IV и Филиппом Швабским, приняв сторону Оттона, склонил его к тому, что он отказался от прав патронатства над Римом (1201 г.); таким образом е начала XIII века папы сделались совершенно самостоятельными владетелями Рима. Наконец, после победы над мужественным императором Фридрихом II, и позорной казни последнего Гогенштауфена Конрадина (1268 г.), папы успели не только удержать за собою верховную власть над всеми своими италийскими владениями, но и поставить от себя в значительную зависимость императоров Германских, а за ними и других западно-европейских владетелей. Это время было эпохою сильнейшего возвышения папской власти: духовной и светской. В это время папы по преимуществу могли мечтать сделаться владыками мира не только в религиозном, но и в государственном отношении, и на самом деле стали вести себя по царски, носить двойную и потом тройную корону, выражаться в своих буллах тоном государей, иметь при своих дворах царскую пышность, требовать себе от всех не только простых людей, но и владетельных особ царственных почестей и т. д. В это время, по преимуществу, между приверженцами папства стали развиваться нелепые теории о том, что папа может возводить на престол и низлагать, государей, утверждать или отменять постановляемые ими законы, освобождать подданных от повиновения государям, изменять существующий на земле образ правления и т. д. Но, достигши своего высшего развития, светская власть пап также, как и духовная с XIV века приняла обратный ход, и начала склоняться к упадку. Переселение в Авиньон, поставив пап в зависимость от королей французских, подорвало силу их политического влияния в других странах, и отвлекло их от непосредственного управления итальянскими владениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Но, поскольку проблемы в церковных отношениях так и не были решены, этот проект не получил развития, а после примирения имп. Фридриха с Римской курией в 1177 г. полностью потерял актуальность для папства и Италии ( Magdalino. 1993. P. 86). Впрочем, заключая мир с Фридрихом, папа заставил его поклясться в том, что Германия помирится с К-полем. Во время Латеранского III Собора в 1179 г. папа Александр по-прежнему проявлял интерес к отношениям с М. К. Вскоре после Собора в К-поль были направлены легаты для разъяснений принятых решений М. К. В это же время союз М. К. с Венецией, важный в 40-50-х гг. XII в., постепенно разрушился. Венецианцы неодобрительно смотрели на захват Далмации византийцами, стремились ограничить дальнейшую экспансию М. К. в регион Адриатики и поддерживали союз с Германией. К кон. 60-х - нач. 70-х гг. XII в., напротив, укрепились союзнические отношения Византии с Генуей и Пизой (RegImp, N 1488, 1497-1499). 12 марта 1171 г. М. К. объявил о разрыве отношений с республикой; все венецианцы были изгнаны с территории Византии, их имущество конфисковано (RegImp, N 1500-1501). Началась новая византийско-венецианская война, в ходе к-рой флот М. К. успешно отражал попытки венецианцев нападать на визант. побережья Греции. В 1173 г. имп. Фридрих поддержал Венецию и отправил войско для захвата Анконы, одного из главных городов Италии, находившихся в союзе с М. К., однако осада была безуспешна. В 1175 г. мирные отношения и торговые договоры между противниками были восстановлены, после того как М. К. получил известия о возможном союзе Венеции с Сицилией. Осенью 1158 г. М. К. начал большой поход со своими главными силами в Киликию и Сирию. Готовясь к этому предприятию, М. К. в 1157 г. привлек на свою сторону иерусалимского кор. Балдуина III, к-рый женился на племяннице М. К. Феодоре, в качестве приданого за к-рой Балдуин получил 100 тыс. золотых номисм (RegImp, N 1412). После начала наступления М. К. в Киликию ни Торос II Рубенид, ни Райнальд Антиохийский сопротивляться армии М.

http://pravenc.ru/text/МАНУИЛ I ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010