Таким образом князья Ван-гу были de jure зятьями монгольских ханов и, кроме того, носили наследственный титул князей Гао-тана (Гао-тан-ван ); весьма возможно, что они имели резиденцию в прежнем Тянь-дэ-цзюнь (хотя история не говорит этого), подобно тому, как ныне князья Тумота живут в городе Кукухото. Созвучие имен Ван-хан и Ван-гу (Ungkhan и Ongu) подало повод к смешению племен и лиц, которое, во времена М. Поло, по-видимому, было общим между европейцами в Китае; М. Поло и Иоанн де-Монте Корвино переносят титул пресвитера Иоанна с погибшего Ван-хана на знатную фамилию Ван-гу. Георгий их есть, несомненно, Колигисы, правнук Алахуша; что это имя есть христианское, то подтверждается другими свидетельствами; так, в полку из Асу (Azes) ханской гвардии был Колигисы (варианта: Коурги † 1311 г.) и сын его Димидир; 82 как происхождение из христианского народа, так и имя сына, Димидир Timitir (Démétrius), показывают, что и Колигисы был христианин; потом в Описании Чжэнь-цзяна 83 упоминается, что в числе правителей области был Колигисы Еликэунь, т. е. Колигисы христианин, и сын его Лухо (Luc). Колигисы соответствует Georgius’y М. Поло и И. де-Монте Корвино. По М. Поло Колигисы был потомок пресвитера Иоанна, но по биографии его, он приходился Алахушу правнуком, а далее Алахуша мы не знаем предков Колигисы; 84 по времени он был пятым ханским зятем из племени Ван-гу. По особой ханской милости (Хубилая) Колигисы женат был в одно время на двух принцессах (что несколько колеблет убеждение в его христианстве; разве что снисхождение христианских миссионеров было столь же велико, как и ханская милость). Время его смерти 1298–99 г. согласно с указанием письма И. де-Монте Корвино от 1305: Ante sex annos migravit ad Dominum. По смерти его остался малолетний сын его Чжу-ань , который вошел в наследственные права княжества уже на возрасте, в 1310 г. 85 История хвалит Колигисы за его мужество и любовь к просвещению. Далее упоминания его сына нет известий о судьбе этого дома. Argons. Нельзя допустить, что М. Поло употребил монгольское Эркэун, как монголы называли христиан, и разумел под этим именем помесь язычников и магометан; он был хорошо знаком с христианами в Китае и конечно не мог не знать общепринятого у монголов для них названия. Если принимать показание М. Поло буквально, то трудно догадаться, нужно ли разуметь под именем магометан вообще все магометанские племена, или какое-либо особое. 86 Во времена М. Поло магометане вообще называемы были Бусумань, иногда Мусумань; другое для них название, Хойхой, начавшее уже принимать смысл общий, преимущественно прилагалось к магометанам Западного Туркестана. Уклоняясь от бесполезных гипотез по сему вопросу, я обращусь к более положительным указаниям Китайской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

Расцвет несторианской церкви в Золотой Орде пришелся на XIII-XIV вв. Католицизм Никколо и Маттео Поло перед ханом Хубилаем. Миниатюра из кн. «Livre des merveilles du monde» XV в. (Paris. fr. 2810. Fol. 4v) Никколо и Маттео Поло перед ханом Хубилаем. Миниатюра из кн. «Livre des merveilles du monde» XV в. (Paris. fr. 2810. Fol. 4v) Начало распространения католицизма на территории совр. М. связано с дипломатической и миссионерской деятельностью францисканцев в Монгольской империи и гос-ве Юань в XIII-XIV вв. (см. также в ст. Китай ). В сер. XIII в. папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) и франц. кор. Людовик IX (1226-1270) направили к великим ханам М. ряд посольских миссий, наиболее известные из к-рых возглавляли францисканцы Джованни дель Плано Карпини (Иоанн из Пьян-дель-Карпине) и Гильом де Рубрук, достигшие Каракорума. В описаниях своих путешествий они сообщили, что среди монгольских племен были христиане, придерживавшиеся Церкви Востока, а также небольшая община католиков-пленников из Вост. Европы. Зимой 1266 г. в Ханбалык прибыли венецианские купцы братья Никколо и Маттео Поло и были приняты ханом Хубилаем, к-рый поручил им передать послание папе Римскому с просьбой направить к нему проповедников христианства и прислать лампадное масло из гробницы Христа в Иерусалиме. В 1271 г. они передали папе Григорию X полученное от Хубилая письмо и в том же году, взяв с собой Марко, сына Никколо, отправились через Иерусалим обратно к великому хану. В 1275-1292 гг. семейство Поло находилось при дворе хана Хубилая. По возвращении домой Марко Поло рассказал европейцам о разнообразии присутствовавших в империи Юань религий, в т. ч. о существовании там христ. общин. В тот же период правитель (ильхан) гос-ва Хулагуидов Аргун отправил в Европу в качестве посла монаха-несторианина Раббана бар Сауму, к-рый сообщил европ. монархам, что среди монголов много христиан, пользовавшихся расположением монг. правителей. В 1289 г. папа Николай IV (1288-1292) направил Хубилаю посольство под руководством францисканца Иоанна из Монтекорвино (ок.

http://pravenc.ru/text/2564110.html

Образ П. получил богословское развитие в НЗ: в синоптических Евангелиях запечатлен путь Иисуса Христа в Иерусалим - св. город, где Ему предстоит претерпеть страдания и воскреснуть (Мк 8. 27; 9. 33-34; 10. 1, 17, 32, 46, 52; Лк 9. 51-19. 28). В Евангелии от Иоанна Сам Христос называет Себя Путем, идя по которому верующий приходит к Отцу (Ин 14. 6). П. на Св. землю до арабского завоевания Паломники приходят в Иерусалим ко Гробу Господню. Миниатюра из «Книги чудес света» Марко Поло. Ок. 1410–1412 гг. (Paris. fr. 2810. F. 125r) Паломники приходят в Иерусалим ко Гробу Господню. Миниатюра из «Книги чудес света» Марко Поло. Ок. 1410–1412 гг. (Paris. fr. 2810. F. 125r) В христианстве наиболее ранние случаи П. засвидетельствованы во II в. Во 2-й пол. II в. Сардский еп. Мелитон посетил Св. землю, чтобы, по словам Евсевия Кесарийского, «в точности узнать о ветхозаветных книгах, будучи уверен, что это лучше делать там, где Спасение было проповедано и исполнено» ( Euseb. Hist. eccl. IV 26. 14). В нач. III в. сщмч. Александр , епископ одного из городов в Каппадокии (впосл. епископ Иерусалима), совершил «путешествие в Иерусалим ради молитвы и истории тех мест» (Ibid. VI 11. 2). В этом свидетельстве ключевое слово - «молитва» (εχ): настоящий паломник посещает св. места не в поиске новых знаний и впечатлений, а ради сугубого молитвенного общения с Богом и Его святыми, к-рому способствует непосредственное пребывание в местах их земной жизни и погребения. Первоначально П. совершались именно на Св. землю, и прежде всего в Иерусалим, чему сильно способствовали обретение Честного Креста Господня св. равноап. царицей Еленой (Флавией) и возведение по приказу св. равноап. имп. Константина I Великого базилик Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме и Рождества Христова в Вифлееме. Уже в IV в. вслед. окончания гонений, резкого роста числа христиан и укрепления их правовой защищенности П. на Св. землю быстро обрели популярность в среде рим. сенаторской знати, что даже вызвало горько-ироническое предостережение блж.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

2011. S. 74-76): в них зафиксированы количественные всплески П. в 30-х гг. (в 1027 была отменена морская блокада, установленная Византией на сообщение с мусульм. Востоком, введенная в 1016) и в 80-90-х гг. XI в., хотя ситуация в Палестине отличалась после 1070 г. сугубой политической нестабильностью вслед. постоянных войн за преобладание в регионе между Фатимидами и сельджуками. Нек-рым объяснением этому противоречию может служить улучшение паломнической инфраструктуры на Св. земле в тот период: в 1070 г. амальфитанским купечеством по договору с фатимидским губернатором в Иерусалиме был устроен особый гостиный двор св. Иоанна Милостивого для бедных паломников - одна из первых построек позднейшего ордена госпитальеров. П. на Св. землю в эпоху существования Иерусалимского королевства крестоносцев (XII-XIII вв.) и в позднее средневековье (до Реформации) Паломники поднимаются на гору Синай к мощам вмц. Екатерины. Миниатюра из «Книги чудес света» Марко Поло. Ок. 1410–1412 гг. Мастер часослова Бусико (Paris. fr. 2810. F. 154v) Паломники поднимаются на гору Синай к мощам вмц. Екатерины. Миниатюра из «Книги чудес света» Марко Поло. Ок. 1410–1412 гг. Мастер часослова Бусико (Paris. fr. 2810. F. 154v) Принципиально новая ситуация для паломников на Св. землю сложилась после 1-го крестового похода с образованием лат. королевства с центром в Иерусалиме - «королевства паломников» ( Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002. С. 23-32; франц. оригинал вышел в 1953). И терминологически (именуясь peregrinus, т. е. паломник), и внешне (получая символические атрибуты паломника - посох, суму и нашивавшийся на одежду крест), и по внутреннему самоощущению крестоносец был вооруженным паломником. Охрана паломнических центров и путей к ним, создание и поддержание паломнической инфраструктуры были главной задачей крестоносных гос-в на Ближ. Востоке в лице и светской, и церковной властей, а также специальных орденов рыцарей-монахов - госпитальеров-иоаннитов, тамплиеров и, позднее, Тевтонского ордена .

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Его дочь Рита (Стефания) была выдана за Иоанна Бриенния, племянница Филиппа - за никейского имп. Феодора I Ласкаря. Царь Хетум I присягает в верности монголам. Миниатюра из рукописи: Haiton de Coricos. La Fleur des Estoires de la Terre d’Orient. 1400–1410 гг. (Paris. Fr. 12201) Царь Хетум I присягает в верности монголам. Миниатюра из рукописи: Haiton de Coricos. La Fleur des Estoires de la Terre d’Orient. 1400–1410 гг. (Paris. Fr. 12201) Придворная культура К. А. с кон. XII в. испытывала все более сильное влияние западноевроп. феодальных обычаев; внедрялось европ. феодальное право, были введены в действие Антиохийские ассизы, переведенные на армянский. Мн. политические термины заменялись лат. аналогами; ближайшие вассалы Левона теперь имели титулы баронов (вместо арм. понятия «нахарары»). Левон также укрепил союз с рыцарскими орденами. Госпитальеры (см. Мальтийский орден ), которые присутствовали в Киликии уже с 1149 г., получили во владение Селевкию, Норперт и др. пункты и, т. о., должны были защищать зап. границу К. А. Тевтонскому ордену была пожалована крепость Амуда и неск. окрестных замков ( Chevalier. 2009). В это же время морские порты К. А. были открыты для европ. торговли, предоставлены привилегии генуэзцам и венецианцам. Победа мамлюков над армянами в битве при Мари в 1266 г. Миниатюра из рукописи: Le Livre des Merveilles et autres récits de voyages et de textes sur l’Orient. 1410–1412 гг. (Paris. Fr. 2810) Победа мамлюков над армянами в битве при Мари в 1266 г. Миниатюра из рукописи: Le Livre des Merveilles et autres récits de voyages et de textes sur l’Orient. 1410–1412 гг. (Paris. Fr. 2810) В 1201 г., после смерти кн. Боэмунда III и перехода власти в Антиохии к Боэмунду IV, началась война за «антиохийское наследство», продолжавшаяся с переменным успехом в первые 2 десятилетия XIII в. Борьбой между христ. гос-вами воспользовались Халебский эмират и Иконийский султанат, к-рые в 1206 и 1216 гг., согласуя свои действия с кн. Боэмундом IV, нападали на К. А. Стремление К.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

2. Епархии Додеканесского архипелага , который вошел в состав Греции уже после Второй мировой войны. Среди них митрополии островов: Родос (митрополит Хризостом), Кос (митрополит Нафанаил), Лерос, Калимнос и Астипалеи (митрополит Паисий), Карпафос и Касос (митрополит Амвросий). 3. Критская архиепископия , имеющая статус полуавтономной Церкви. Глава – архиепископ Ириней. Критская Церковь имеет свой Синод, состоящий из всех архиереев Церкви. Адрес: Archbishopric of Crete Agiou Mina str., 25. 71201 Herakleion, Crete тел.: (2810) 288658, (2810) 335860, (2810)33586. факс: (2810) 288658. URL: http://www.iak.gr E-mail: knosou@iak.gr, info@iak.gr Кроме Критской архиепископии, расположенной в столице острова Ираклионе, в Церковь входят также восемь епархий: Митрополия Гортины и Аркадии (митрополит Макарий) Митрополия Рефимны и Авлопотама (митрополит Евгений) Митрополия Кидонии и Апокорона (митрополит Дамаскин) Митрополия Ламбы и Сфакии (митрополит Ириней) Митрополия Иерапитны и Ситии (митрополит Евгений) Митрополия Петры (митрополит Нектарий) Митрополия Кисама и Селина (митрополит Амфилохий) Митрополия Аркалохории, Кастеллии и Вианна (митрополит Андрей) На Крите действуют несколько церковных учебных заведений . Официальным периодическим изданием Критской Церкви является журнал «Апостол Тит». 4. Патмосская экзархия Экзархия входит в прямое подчинения Патриарха. Кроме острова Патмос, она включает ряд близлежащих островов: Липсы, Агафонисос и Аркии. Ядром экзархии является ставропигиальная обитель св. Иоанна Богослова . Патриаршим экзархом Патмоса является игумен обители архимандрит Антипа (Никитарас). В состав экзархии входит также Пещера Откровения, в которой св. евангелисту Иоанну Богослову ок. 95 года по Р.Х. было дано Откровение. Ответственным за Пещеру является иеромонах Исидор. тел.: (30-247) 31234. На Патмосе существует также церковное училище, основанное в 1713 году св. Макарием Калогерасом. 5. Святая Гора Афон Афонская монашеская «республика» юрисдикционно принадлежит Вселенскому патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ, в данный момент Родопольский Хризостом (ему можно писать по адресу: Megisti Laura, 63086, Karyai, Mount Athos).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Забота о поклонниках не много их беспокоила, так как число первых до крымской войны не доходило до 10 в год, с этого лишь времени оно, постоянно увеличиваясь, доходит ныне до 300 человек в год. Деятельная пропаганда почти не входила в круг деятельности францискан Святой земли. В течение 93 лет с 1768 г. по 1861 г. ими обращено было в латинство 3641 человек, в том числе около половины, 1702 – было православных, 1468 – армян, коптов и сириан, 203 – протестантов, 21 – евреев и 287 неверных. Не более внимания обращали они на свою туземную паству, число которой к началу описываемого нами периода едва переходило за 1000 человек, и на которую влияние францискан распространялось лишь в соседстве их монастырей. Главною затем и можно сказать единственною заботою францискан Святой земли было сохранение принадлежащих уже им святых мест и приобретение новых. Отсюда постоянная и нескончаемая их борьба с православными и армянами, на которую шли большею частью все получаемые ими из Европы пособия, среднюю ежегодную цифру которых с 1650 по 1850 г. можно определить в 75000 р. В 40-х годах цифра общих ежегодных доходов францискан Святой земли дошла до 130000 р., из которых напр. в 1846 г. было израсходовано: на содержание до 100 монахов – 20000 р., на ежегодные подати – 4000 р., на уплату процентов по долгам – 66000 р. и пашам – 17000 р., всего 107000 р. Для полноты только очерка латинской общины в Святой земле до 1840 г. следует упомянуть еще о кармелитских монахах. Монастырь их на горе Кармеле, совершенно разрушенный в 1821 г. Абдаллою пашой акрским, под предлогом, что он может служить притоном для греческих пиратов, был вновь сооружен усилиями и энергией, единственного оставшегося в живых после погрома, кармелитского монаха фра Джиованни Баптиста из Фраскати, который в течение 6 лет исходил почти всю Европу и Америку и на собранные 1 200 000 фр., причем пожертвования присылались ему даже из России, соорудил одно из величественнейших зданий, приветствующее подъезжающего морем к Святой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

21 Кроме францискан, до 1840 года в Палестине мы встречаем еще лишь Кармелитов. Но ни кармелиты, ни другие представители латинства на востоке, а тем более униаты, не имели такого значения там, какое имели францискане. 22 Уже в первом окружном послании архиепископа по делу об учреждении епископства в Палестине проглядывало пренебрежительное отношение к «менее совершенно устроенным протестантским церквам Европы», – менее, очевидно, нежели англиканская епископальная церковь . 24 Англичане и раньше, как мы могли видеть, не сочувствовали единению с протестантами-немцами, а после и совсем обособились от них. 25 Сообщения И. П. Палестинского Общества т. II, стр. 218. Спб. 1891. При этом справедливо добавляется: «Замечательно, что немецкий путешественник видел только благодатную почву и немцев и совсем просмотрел густое туземное население, имеющее несомненно большие права на эту почву, чем светловолосые и голубоглазые колонисты, ожидаемые из Германии». – Там же, стр. 219. 29 Дело в том, что явившись в Иерусалим без средств и поневоле сделавшись только гостем францискан, поначалу Валерга естественно рассчитывал, что по крайней мере часть доходов францисканских монахов будет в его полном распоряжении. Францискане же не хотели уступать ему ни своих прав, ни доходов, хотя большая часть сих последних шла из Европы на то же дело, ради которого прибыл и Валерга. И лишь с большим трудом, при содействии Франции и самого папы, Валерга наконец (после Крымской войны) добился того, что все доходы францискан стали поступать в его полное распоряжение. 30 Латинский патриарх имеет помещение обширное, построенное Валергой, в одном квартале с храмом Воскресения, недалеко от прежнего, выходившего фасадом на главную Иерусалимскую площадь близ означенного храма. 31 Раньше мы замечали, что папа римский, после потери светской власти в Риме, от которой в принципе и доселе не отказывается, как бы невольно обратил взоры свои на Иерусалим, как на почву, наиболее благоприятную для осуществления своих вожделений насчет возвращения себе светской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Такую догадку делает и В. А. Плугин, не обосновывая, правда, почему пелена Софьи Палеолог предназначалась для иконы «Троицы» и противореча тем самым своим же рассуждениям в отношении аналогичной пелены Василия III . Для В. А. Плугина также очевидно, что «Троица» Рублева не могла быть написана для вновь построенного каменного храма Троице–Сергиева монастыря, подобную точку зрения автор представляет явным «анахронизмом»  . Но существуют и серьезные искусствоведческие разработки, которые показывают, что «Троица ветхозаветная» действительно написана для каменного Троицкого храма 20–х годов XV века (Е. Я. Осташенко, Л. И. Лифшиц). Вместе с тем мы показали, что в XV веке «Троица» Рублева находилась в Сергиевом монастыре, а это приводит к однозначному выводу о написании иконы для деревянного храма Троицы 1412 г. В этом храме «Троица» Рублева и находилась все время, пока на месте деревянного Троицкого храма в 1476 г. не была выстроена каменная церковь Святого Духа (в которой и была, очевидно, оставлена). И только в начале XVI в., в связи с переделкой иконостаса каменного Троицкого храма, икона Рублева была перенесена в главный собор Троице–Сергиева монастыря и стала его храмовым образом. Существует косвенный признак того, что Рублевская «Троица» в 1412 г. уже существовала и находилась в Троице–Сергиевом монастыре. Имею в виду любопытную судьбу писца Лествицы 1412 г. Варлаама, который трудился в «обители преподобнаго игумена Сергиа» и сделал запись об освящении церкви 25 сентября 1412 г. (Троиц. 156. Л. 252). В приписке он называет себя «странным» (т. е. странником, пришлым). С другой стороны, Т. Б. Ухова считает заставку рукописи «чуждой канону Троицкого монастыря» и связывает ее с традицией новгородского монастыря Рождества Богородицы на Лисичьей горке; таким образом, Варлаам, предполагает исследовательница, являлся новгородским мастером, выходцем из Лисицкого монастыря . Развивая эти наблюдения, А. Г. Бобров приходит к выводу, что Варлаам–писец, монах Лисицкого монастыря, являлся тем самым игуменом Лисицкого монастыря, который упомянут в приписке Тактикона Никона Черногорца 1397 г., а в 1410 г. был избран Новгородским архимандритом (и оставался им до 1419 г.)  . Через Варлаама и Лисицкий монастырь можно протянуть связующую нить и объяснить появление на створках Софийского панагиара 1435 г. (при владыке Евфимии, бывшем игумене Лисицкого монастыря!) гравированного изображения Святой Троицы, иконографическая композиция которого чрезвычайно близка к «Троице» Андрея Рублева!

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Поиски способов положить конец церковной схизме в нач. 10-х гг. XV в. были тесно связаны с политическими интересами поддерживавших 3 пап светских правителей. Авиньонский антипапа Бенедикт XIII к 1414 г. лишился союзников во Франции и в Италии; он пользовался покровительством Фернандо I, кор. Арагона (1412-1416), который, однако, был убежденным сторонником единства католич. Церкви и побуждал папу к переговорам с др. претендентами на Папский престол. Юрисдикцию Бенедикта XIII признавали королевства Арагон, Кастилия, Наварра, часть диоцезов Сицилии. Римский папа Григорий XII, лишившись после 1410 г. поддержки Свящ. Римской империи и итальянских княжеств, оказался в зависимости от кор. Владислава I Дураццо (1386-1414), правителя Неаполитанского королевства. После нескольких военных кампаний владения кор. Владислава Ib Центр. Италии стали граничить с землями, принадлежавшими Флоренции, с территорией Папской области, к-рую стремился вернуть себе антипапа Иоанн XXIII, а также с имперскими землями, на к-рые претендовал кор. Сигизмунд I. Т. о., общей целью флорентийской знати, Иоанна XXIII и кор. Сигизмунда I стало ослабление кор. Владислава I и предотвращение его дальнейших завоеваний в Италии; в качестве одного из факторов, способствовавших такому ослаблению, рассматривалось низложение папы Григория XII и восстановление единства католической Церкви. Воспользовавшись поддержкой Людовика II Анжуйского, Иоанн XXIII в 1410-1411 гг. смог отвоевать у кор. Владислава I Рим и др. города Папской области. После неудачных военных действий Людовика II Анжуйского на юге Италии Иоанн XXIII в 1412 г. согласился заключить мир с кор. Владиславом I и признал его права на Неаполитанское королевство, а тот признал Иоанна XXIII законным папой. Григорий XII, лишившись т. о. наиболее сильного союзника, бежал в Римини, где находился под защитой верного ему правителя города - кондотьера Карло Малатесты (1368-1429). В этот период помимо Римини и др. земель, подчиненных Малатесте, Григория XII признавали законным папой Римским лишь в некоторых диоцезах Германии. Т. о., после 1412 г. Иоанн XXIII обладал наибольшим влиянием, имея поддержку почти на всей территории Италии и в большей части герм. земель Свящ. Римской империи. Вместе с тем мир с кор. Владиславом I был непрочным, т. к. уже в 1413 г. войска короля Неаполя вновь заняли Рим, и Иоанн XXIII был вынужден бежать под защиту Флоренции. Иоанн XXIII полностью поддержал избранный флорентийской знатью курс на создание мощного политического союза Свящ. Римской империи, Флоренции, Венеции, княжеств севера Италии и городов Папской области для противостояния кор. Владиславу I (подробнее о взаимосвязи политических и церковных событий в нач. 10-х гг. XV в. см.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 15-48).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010