Неск. описаний К-поля были составлены путешественниками 1-й пол. XV в. В 1403 г. столицу Византии посетил Руй Гонсалес де Клавихо, посол кор. Кастилии Энрике III ко двору эмира Тимура. Флорентиец Кристофоро Буондельмонти между 1414 и 1430 гг. путешествовал по островам Эгейского м. и по крайней мере дважды был в К-поле. В «Книге островов архипелага» ( Buondelmonti. Liber insularum archipelagi. 2007) он приводит не только подробное описание города, но и один из первых его графических планов. Заслуживает упоминания описание К-поля в «Путешествии за моря» бургундца Бертрандона де ла Брокьера, к-рый, однако, больше внимания уделял не описанию архитектурных и религ. памятников, а заметкам этнографического характера. Термин «итинерарий» иногда используется применительно к средневек. сочинениям, в к-рых описываются путешествия, не связанные с паломничеством. Так, Гиральд Камбрийский назвал «Итинерарием по Уэльсу» рассказ о поездке по Уэльсу в 1188 г. в свите архиеп. Кентерберийского Балдуина, проповедовавшего в поддержку 3-го крестового похода ( Giraldi Cambrensis Itinerarium Cambriae//Opera. L., 1868. Vol. 6. P. 3-152). По форме близки И. произведения Джованни дель Плано Карпини , Гильома де Рубрука (он назвал свою книгу «Итинерарий»), Марко Поло, Одорика из Порденоне и др. Практика паломничеств евреев в Иерусалим возникла, вероятно, еще во времена вавилонского пленения и сохранялась после разрушения Второго храма, хотя первые описания подобных поездок датируются лишь XII в. Средневек. поэт и философ Иегуда Галеви рассказал в стихах о своем плавании из Испании в Египет (1140). Обширный фактический материал содержится в «Книге странствий» испан. раввина Вениамина Тудельского, к-рый более 10 лет (ок. 1160-1173) путешествовал по торговым делам по Испании, Юж. Франции, Италии, Балканам, М. Азии, Сирии, Палестине, Египту, Аравии и Месопотамии (рус. пер.: Вениамин Тудельский. Книга странствий//Три еврейских путешественника/Пер., примеч.: П. В. Марголин. М.; Иерусалим, 2004. С. 65-196). В сер. 70-х - сер. 80-х гг. XII в. Палестину посетил Петахия Регенсбургский, побывавший также на Руси, в Крыму, Закавказье, Сирии и Месопотамии (рус. пер.: Кругосветное странствие рабби Петахии Регенсбургского//Там же. С. 263-318). Практика поездок в Палестину сохранялась вплоть до Нового времени (см.: Путешествия в Эрец-Исраэль//Краткая евр. энциклопедия. М., 1996р. Т. 6. Стб. 895-900). С XIII в. складывается традиция деперсонализированных путеводителей по почитаемым иудеям местам, гл. обр. по местам погребения ветхозаветных героев и почитаемых мудрецов талмудической эпохи ( Roth C. Itineraries of Erez Israel//EncJud. Vol. 10. P. 817-818).

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ Саркофаг блж. Одорика в ц. Беата-Верджине-дель-Кармине в Удине, Италия. 1771 г. Саркофаг блж. Одорика в ц. Беата-Верджине-дель-Кармине в Удине, Италия. 1771 г. [Одорико да Порденоне; лат. Odoricus de Portu Naonis; итал. Odorico da Pordenone] († 14.01.1331, Удине, Италия), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке. Источники Основной источник сведений о жизни О. из П.- его соч. «Донесение о чудесах у восточных татар» (Relatio de mirabilibus orientalium Tartarorum; также известно как «Описание путешествия» (Itinerarium)), к-рое он, будучи уже тяжелобольным, в мае 1330 г. продиктовал на латыни мон. Гульельмо из Соланьи в конвенте св. Антония в Падуе (Relatio. 2016. Р. 4-5, 104; также см.: Reichert. 1992. S. 165-166). Считается, что мон. Гульельмо почти не редактировал записанный под диктовку рассказ О. из П. (sicut ipse ore proprio exprimebat, sic ergo scribebam; см.: Andreose. 2007. P. 469-487): в нем нередко нарушена хронологическая последовательность событий, имена и названия вост. местностей часто искажены до неузнаваемости, встречаются и др. признаки записи устной речи ( Reichert. 1992. S. 148-149). «Донесение...» не всегда достоверно: О. из П. часто верил своим информантам «на слово», есть сведения легендарного и фантастического характера ( Свет. 1968. С. 113). Тем не менее францисканец обладал и незаурядной наблюдательностью. Так, он довольно точно описал особенности родового строя племен батаку и минангкабау на Суматре, привел ценные сведения о народах Юж. и Вост. Азии (Там же. С. 114-115). В 1331 г. в Авиньоне чеш. францисканец Генрих Глацкий сделал 1-ю копию с рукописи «Донесения...» и к 1340 г. закончил одну из самых ранних редакций этого сочинения (Relatio. 2016. Р. 5; также см.: Di Palma. 2005). Самые ранние сохранившиеся рукописи «Донесения...» датируются 40-70-ми гг. XIV в. (Relatio.

http://pravenc.ru/text/2578221.html

Долгое время Иоанн из Монтекорвино проповедовал один, затем к нему прибыл герм. францисканец Арнольд. Летом 1307 г. папа Римский Климент V получил донесение Иоанна (его считали без вести пропавшим). Понтифик направил в К. 7 францисканцев, которых возвели в епископский сан. Иоанн из Монтекорвино был назначен архиепископом Ханбалыка, в его юрисдикцию вошли все владения монголов (in toto dominio Tartarorum - булла «Rex Regum» от 23 июля 1307). Из отправленных папой миссионеров в К. прибыли только 3: Андрей из Перуджи, Перегрин из Кастелло и Джерардо Альбуини; они и рукоположили Иоанна из Монтекорвино (1313). Т. о., Иоанн стал главой католич. миссий в Азии, в нек-рых источниках его называли «патриархом всего Востока» (patriarcham totius Orientis). Вскоре в К. отправились еще 3 францисканца, однако в Ханбалык прибыл только Петр из Флоренции. Краткие сведения о деятельности миссионеров приведены в сочинении итал. францисканца блж. Одорика из Порденоне († 1331), к-рый посетил К. в 20-х гг. XIV в. По его свидетельству, католич. миссии действовали в Янчжоу и в Зайтуне, Одорик доставил туда останки 4 францисканцев, принявших мученическую смерть в Индии. Вероятно, Одорик провел нек-рое время в Ханбалыке, помогал архиеп. Иоанну из Монтекорвино, но точных сведений об этом нет. Путешественник утверждал, что хан (скорее всего Есун-Тэмур (имп. Тайдин; 1323-1328)) относился к миссионерам с почтением, принимал благословение католич. епископа. После кончины Иоанна из Монтекорвино на Ханбалыкскую кафедру был назначен францисканец Николай (сент. 1333), но ему не удалось достичь К. В 1336 г. по просьбе высокопоставленных аланов, исповедовавших католич. веру, хан Тогон-Тэмур (имп. Хуэйцзун; 1333-1370) послал в Европу генуэзского торговца Андало да Савиньоне, поручив ему позаботиться о назначении епископа. В 1338 г. папа Бенедикт XII направил в К. миссионеров во главе с легатом Иоанном из Мариньолли († 1358/59). Легат прибыл в Ханбалык со свитой из 32 чел.; в авг. 1342 г. он получил аудиенцию у хана, который принял его благословение и выделил миссионерам содержание. Через несколько лет Иоанн из Мариньолли вернулся в Европу, пообещав хану, что в К. вскоре будет направлен епископ в достоинстве кардинала. Во 2-й пол. XIV и в XV в. Папский престол назначал на кафедру Ханбалыка епископов (так, в марте 1370 был назначен францисканец Гийом дю Пра), но, по-видимому, никому из них не удалось прибыть к месту служения.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Таким образом, может быть, хотя отчасти, хотя только с отрицательной стороны выяснится еще очень неясно сознаваемый ныне идеал истинного противомухаммеданского миссионера. Вся история западного миссионерства после разделения церквей удобно разделяется на два довольно большие периода: период средневековый – до реформации и период новый – с реформации до наших дней. Западное миссионерство обоих этих периодов отличается одно от другого, хотя и несущественно, главным образом только по характеру своих внешних проявлений и по силе напряжения, но тем не менее довольно резко. Средневековые западные миссии не были строго организованы; новые же были организованы с высшей степени стройно и строго. Средневековые миссии характеризуются военным насилием и дипломатическими интригами, новые же – иезуитством. Эти и подобные черты западного миссионерства вообще необходимо должны были отразиться в частности и на миссионерстве противотатарском. Поэтому западные миссии против татар мы в своем изложении разделим на два отдела: на миссии средневековые и миссии новые и будем рассматривать их в связи с общим состоянием миссионерских методов и средств на западе в данную эпоху. При составлении настоящего исторического очерка, мы старались по возможности основываться на первичных источниках, на различных современных описываемым событиям документах и исторических известиях. Для средневекового отдела такими источниками служили для нас: 1) Переписка пап и европейских государей с татарскими ханами. Эта переписка помещена частию в сочинении Одорика Райнальда, продолжателя Барония: Annales ecclesiastici (изд. 1788 – 1750. Lueae), частию в сочинении Ваддинга: Annales Minorum (изд. 1642 – 1648. Lugduni. I – VII). В этих сочинениях письма пап, государей и ханов приводятся в различных местах при рассказе о сношениях упомянутых Лид между собою. Из сочинений Райнальда и Ваддинга эта переписка была выбрана Мозгеймом и издана им в приложении к его сочинению: Historia Tartarorum ecclesiastica (1741. Helmst). Здесь напечатаны в хронологическом порядке, за исключением весьма немногих, почти все письма пап, европейских государей, татарских ханов и других лиц, относящиеся к истории взаимных отношений татар и христиан в средние века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

В 1211 году Арсуф был уже малый город и разрушенный, а в пределах его водились сарацинские разбойники. Так описал его Вильбранд Ольденбургский, который тогда едва с большим страхом дошел до него из Кесарии. Но в этом городке, как и в других, с дозволения сарацин, еще проживали западные христиане и с ними, как сейчас узнаем, братья больничары Св. Иоанна Предтечи. – А Caesarea vel Stratone magno timore transimus Arsiw (Arsuf), quae est civitas parva et destructa, tempore treugarum a nostris inhabitata, multos in finibus suis habens latrunculos saracenos. Et notate, quod hae civitates et dictae et dicendae in perditione Terrae Sanctae a saracenis fuerunt distructae, praeter Jaffa, quam nostri tempore Henrici imperatoris, – proh pudor! – perdiderunt... Haec civitas sicut et reliquae a nostris, pace a paganis eis indultae, inhabitari consuevit 231 . В Арсуфе до 1265 года по милости магометан кое-как держались больничары Св. Иоанна Предтечи и хозяйствовали там. Но в этом году (Wilken’s Kr.) они лишились права хозяйства и правителю сего города и наследникам его ежегодно стали платить дань в 88 000 византийских милий золотом, платили ее и в 1283 году, по заверению паломника [очевидца] Бурхарда (он же Брокард) в составленном им тогда описании мест Св. Земли: De Caesarea III leucis contra austrum est villa Assur (Arsuf) dicta; quondam tamen Antipatris dicebatur ab Antipatre, patre Herodis magni. Quae fuit fratrum de hospitali sancti Johannis, qui licet eam perdiderunt, tamen solvunt domino de Assur et haeredibus eius XXXVIII milia byzantinorum aureorum singulis annis 232 . В 1330 году, по свидетельству тогдашнего паломника Одорика, Кесария, столица Палестины, была уже разрушена и необитаема, – nunc est destructa 233 . Сдается, что около сего же времени запустела Аполлония, по реклу [рекомая] Арсуф. 22, Вторник. Новый день, новая поездка [из Яфф(ы)] к роднику воды Рас ель-Айн, из которого вытекает река Одже. Хотелось там видеть, как из земли выходит первая струя [первый ток] речной воды, как она увеличивается и что тут было создано людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...