ИОАНН Павлович Перебаскин (1862-1918), мч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Костромских святых) ИОАНН Васильевич Попов (1867-1938), мч. (пам. 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), богослов, патролог, проф. МДА ИОАНН Николаевич Рыбин (1898-1937), мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН Ильич Сельманов (1900-1937), мч. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Семенович Шувалов (1884-1938), мч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), псаломщик ИОАНН [Иоанн Болгарин] († 1784), нмч. (пам. в Соборе Афонских преподобных во 2-ю Неделю по Пятидесятнице; пам. греч. и болг. 5 марта) ИОАНН Васильевич Калинин (1854 (по др. данным, 1860 или 1861-1951), свящ. , священноисп. (пам. 18 апр., 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Кевролетин Иван Афанасьевич; 1875-1961), иеросхим., преподобноисп. (пам. 14 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Михайлович Блинов (1874-1932), исп. (пам. 19 марта, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОАНН Сергеевич Васильев (1869-1932), ктитор, исп. (пам. 23 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Леонтьевич Летников (1860-1930), исп. (пам. 12 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), ктитор ИОАНН Устюжский, прав. (пам. 29 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) - см. Иоанн и Мария, праведные, Устюжские ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИОАНН (кон. XVI - нач. XVII в.?), блж., Христа ради юродивый (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Можайский

http://pravenc.ru/rubrics/122338_26.html

ап. Тит (64 или 67 - ок. 106, пам. 25 авг.); св. Филипп (60-70-е гг. II в., пам. зап. 11 апр.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330-340, пам. 8 авг.); сщмч. Кирилл (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.); сщмч. Петр Новый (после 304, пам. греч. 14 и 16 июля); Павел (упом. ок. 325); Елиан (упом. в 343); Василий I (упом. в 381-382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в., без пам.); прп. Евмений (кон. IV - нач. V в. или ок. 668, пам. 18 сент.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449-457); Феодор (упом. в 536-553); Синесий (V-VI вв.); Еварест (V-VI вв.); Георгий (?) (VI в.); Иоанн I (упом. в 597-599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 667-668); Василий II (упом. в 681-691); Стефан I (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.); свт. Андрей Критский (ок. 710-740, пам. 4 июля); Илия I (упом. в 787); Никита I (VIII в.); Никита II (VIII в.); Иоанн II (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий III (847-858, впосл. архиепископ Фессалоникийский, пам. греч. 1 февр.); Василий IV (упом. в 880); Илия II (после 920, не позднее 961); Андрей II (кон. X в.); Никита III (X в.); Стефан II (упом. в 1027-1030); Иоанн III (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин I (кон. X - нач. XI в.); Илия III (упом. в ок. 1120-1130); Василий IV (1-я пол. XII в.); Константин II (1-я пол. XII в.); Николай I (сер. XII в.); Иоанн IV (упом. в 1166-1172); Мануил I (2-я пол. XII в.); Мануил II (2-я пол. XII в.); Николай II (упом. в 1195-1221); Никифор I Мосхопул (упом. в 1285-1322); Антоний Омологет (упом. в 1306); Илия IV (XIV в.); Макарий (упом. в 1357); Анфим, митр. Афинский (1365/66-1370); Игнатий, митр. Ст. Патр (упом. в 1381); Прохор, митр. Ставропольский (упом. в 1410); Паисий Гортинский (упом. в 1439); Неофит (Пателарий) (1646/47 или 1652-1679); Никифор II (Скотакис) (1679-1683); Каллиник I (1683-1687); Арсений I (1687-1688); Афанасий (Каллиполитис) (1688-1697); Каллиник II (1697-1699); Арсений II (1699-1701); Иоасаф (Киминис) (1702 - ок. 1710); Константин (Халкиопулос) (1711-1716, 1719-1722); Герасим I (1716-1719); Даниил (1722-1725); Григорий, еп. Гортинский (ок. 1725); Герасим II (Летидзис) (1725-1755); Анфим (1756); Герасим III (1756-1769); Захария (Маридакис) (1769-1786); Максим (Прояннакопулос) (1786-1800); Герасим IV (Пардалис) (1800-1821); Мефодий (1823); Каллиник III (1824-1830); Мелетий I (Николетакис) (1831-1839); Порфирий (Фотиадис) (1839); Каллиник IV (Гаргаладос) (1839-1842); Каллиник V (Хугиас) (1842-1843); Хрисанф (1843-1850); Софроний I (1850); Дионисий I (1850-1856); Иоанникий (1856-1858); Дионисий II (Харитониадис) (1858-1868); Мелетий II (1868-1873); Софроний II (1873-1877); Мелетий II (1877-1882); Тимофей I (Кастринояннакис) (1882-1897); Евмений II (Ксирудакис) (1898-1920).

http://pravenc.ru/text/166273.html

В древнейшей редакции Студийского устава служба В. отсутствует; в Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 318-319) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 58) последование В. соединено с последованием прор. Авдия , совершается служба с «Аллилуия». В иерусалимских Типиконах различных редакций последование В. также соединяется с последованием прор. Авдия. Праздничного знака служба не имеет, до кон. XVII в. Типиконы предписывали совершение службы с «Аллилуия» (включая старопечатные московские издания). С кон. XVII в. в Типиконах дается формулировка «Аллилуия или тропарь», соответственно в Минеях и Типиконах начинает выписываться общий тропарь мученику 4-го гласа: «        ». В совр. греч. Минее тропаря нет. Кроме тропаря в корпус песнопений В. входят песнопения: кондак 4-го гласа, подобен «Явился еси»: «      »; канон 4-го гласа творение Феофана, с акростихом «Τος καρτερος σου, Βαρλαμ, μλπω τνους. Θεφνους» (Терпеливые твои, Варлааме, пою болезни. Феофан), ирмос: «ρδβλθυοτεΑισομα σοι Κριε Θες μου» (          ), нач.: «Τας τς σν θλσεως λαμπηδσι, περιλαμπμενος μς» (Твоего страдания светлостями нам озаряемым); неск. стихир. Песнопения В. засвидетельствованы уже в студийских Типиконах и Минеях. В греч. Минее указан другой седален. А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/154161.html

Пространное житие святого переведено на слав. язык в кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В XVI в. пространное и краткое жития включены под 13 мая в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 160-161). В нек-рых греч. синаксарях в этот же день упоминается Александр, еп. Тиверианский, как предполагают, одно лицо с А. Р., неверное понимание жития к-рого привело к появлению в тексте епископского сана и названия несуществовавшей кафедры. Память этому святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского; в XVI в. она внесена под 13 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 161). Гимнография В серии Analecta Hymnica Graeca был издан канон А. Р., не вошедший в печатные Минеи (AHG. Vol. IX. P. 152-157). По греч. рукописи 1431 г. (Ath. Vatop. 1145. Fol. 78v - 83) известен канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) А. Р. («Δετε μυστικς δελφο» - Ταμεον. Ν 605. Σ. 199-200), многие тропари к-рого совпадают с опубликованным в AHG, однако он надписан именем св. Александра Хиосского. Ист.: BHG, N 48-49; Феофилакт. История. VI 8; VII 26; ActaSS. Maii. T. 3. P. 197; ActaSS. Mart. T. 3. P. 687-688; ЖСв. Май. С. 443-463. Лит.: Dufourcq A. Alexandre (10)//DHGE. T. 2. Col. 176; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 180-181; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 26; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 95. А. И. Макаров, А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/64392.html

ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАЛЕСТИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в рус. иконографической традиции название, закрепившееся за образом типа «Одигитрия» Дексиократуса ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий ПАНКРАТИЙ (I в.?), сщмч. (пам. 9 февр., 9 июля; пам. зап. 8 июля), почитается как 1-й епископ Тавромения (ныне Таормина, Сицилия) «ПАНТАНАССА» «Пантанасса», один из эпитетов Божией Матери, употребляющийся с IV в. и вошедший в название ряда Ее икон, посвящение храмов и мон-рей ПАНТЕЛЕИМОН (нач. 80-х гг. III в.- 27.07.305), вмч. Никомидийский (пам. 27 июля), называемый также Пантелеимон Целитель ПАПА (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.) ПАПИЙ, ДИОДОР, КОНОН И КЛАВДИАН мученики Памфилийские (Атталийские)(пам. 3 февр.; пам. греч. 4 февр., 25 окт.; пам. зап. 26 февр.), пострадали при имп. Деции (249-251) в г. Атталия (Памфилия) ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская ПАРАСКЕВА (XVI в.), прав., Пиринемская, Пинежская (пам. в Соборе Новгородских святых - в 3-ю Неделю по Пятидесятнице) ПАРАСКЕВА (в миру Ирина Ивановна; между 1795 и 1807 - 1915), Дивеевская, более известна как Паша Саровская, блж. (пам. 22 сент. и в Соборе Дивеевских святых) ПАСОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Пасовская Цареградская; отдельного дня памяти нет), чудотворная, находится в ц. Рождества Христова с. Уланок Суджанского р-на Курской обл.

http://pravenc.ru/rubrics/123180_20.html

В этом же памятнике Д. еще раз упомянут 18 дек. без указания места мученичества, что является обычным для данного Мартиролога повторением памяти мученика под одним числом разных месяцев. Дата 18 мая была включена Цезарем Баронием в состав Римского Мартиролога (XVI в.) и стала основным днем памяти Д. в Зап. Церкви. В визант. синаксарях и в греч. минеях память Д. указана под 13 окт. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в ряде синаксарей семейства B (по классификации И. Делеэ) содержится краткое Житие Д., согласно к-рому он занимал высокую должность в городском совете. «Отбросив как сор все земные блага ради приобретения Христа», Д. не только открыто исповедовал себя христианином, но и громогласно обличал и даже высмеивал Кулькиана. В синаксаре Paris. gr. 1589 (XII в.) говорится, что Д. был родом из г. Никополя (Эпир, Греция). Прп. Никодим Святогорец считает, что Д. происходил из рода т. н. Скинополитов (ο Σκηνοπολται). Р. Харрис предположил, что обозначение памяти Д. в греч. и рим. календарях под 2 датами связано с древним языческим культом Диоскуров Кастора и Поллукса, однако Делеэ и П. Франки де Кавальери показали несостоятельность его гипотезы. Ист.: ActaSS. Mai. T. 3. P. 145; MartHieron. P. 62, 79, 154; MartRom. P. 195; SynCP. Col. 136; Quentin H. Passio S. Dioscori//AnBoll. 1905. Vol. 24. P. 321-342; Quentin H. , Tisserant E. Un version syriaque de la Passion de S. Dioscore//AnBoll. 1921. Vol. 29. P. 333-344; MartHieron. Comment. P. 260, 323, 650-652; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 339-340. Лит.: BHL, N 2203 e-f; Сергий (Спасский). Месяцеслов Востока. Т. 2. С. 318; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 324-327, 352-353; Aubert R. Dioscore (1)//DHGE. Vol. 14. Col. 506-507; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 96; Sauget J. M. Dioscoro//BiblSS. Vol. 4. Col. 662-663. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)

http://pravenc.ru/text/178504.html

Почитание А. в Византии скорее всего было вызвано политикой имп. Юстиниана I, направленной на защиту внешних границ империи от нападений кочевников с юга и рассчитанной на альянс с Эфиопией. В Хронике Патриарха Евтихия Александрийского среди построек Юстиниана на Синае упомянута церковь А. в крепости Эль-Кульзум (араб. название Клисмы); примерно столетием позже об этой церкви упоминает Абу-ль-Макарим. Возможно, распространение почитания А. было тесно связано также с церковной политикой Юстиниана. Этим, видимо, и объясняется исчезновение из греч. текста молитвы о сохранении эфиоп. правителей, поскольку к тому времени стало уже ясно, что Эфиопская Церковь эволюционирует в направлении, отличном от халкидонских вероопределений. Ист.: BHG, N 193; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1895. Τ. 5. Σ. 360-367; Eutychius. Annales/Ed. L. Cheikho. Beirut; P., 1906. P. 202-203; . / . , 1962. С. 56-70. Лит.: Am é lineau E. Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894. P. 405-406; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. T. 40. P. 5-154, 299-363; David J. Athanase (48) de Clysma//DHGE. T. 4. Col. 1378; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 508; Esbroeck M. van. L " Ethiopie à l " époque de Justinien: St. Arethas de Nagran et St. Athanase de Clysma//IV Congr. Intern. di Studii Etiopici (Roma, 10-15.04.1972). R., 1974. Vol. 1. P. 117-139; idem. Athanasius of Clysma//CoptE. Vol. 1. P. 304-306; Raineri O. Passione di Athanasio di Clysma//OCP. 2001. Vol. 67. Fasc. 1. P. 143-156. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)

http://pravenc.ru/text/76854.html

Ист.: BHG, N 1888-1888е; ActaSS. Iun. Т. 3. P. 813-816; MartRom. P. 245; PG. 117. P. 504 [Минологий Василия II]; Latyšev. Menol. P. 79-82; SynCP. Col. 757; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 249-251; ЖСв. Июнь. С. 451-457. Лит.: MartRom. Comment. P. 246; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 185; Kunze K. Zosimo//BiblSS. Vol. 12. Col. 1501; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 165. А. М. Гагинский, Э. Габидзашвили Гимнография Память З. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) 19 июня без богослужебного последования. В древних памятниках Студийского и Иерусалимского уставов , а также в совр. богослужебных книгах память З. отсутствует, однако по рукописям известны нек-рые песнопения в честь З.: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Ζσιμον αν τν φερνυμον πθ (Восхвалю носящего имя Зосима с любовью), ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Ζων τν πντων θλητς (Жизнь всяческих, страстотерпец); канон авторства Иосифа плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Τν Ζωσμου μλψωμεν νθεον χριν. Ιωσφ (Зосима воспоем боговдохновенную благодать. Иосифов), ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Τατην σου τν φωσφρον (Твой светоносный) (Ταμεον. Σ. 220-221). Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/200003.html

Миритоем было установлено, что они принадлежат 2 мужчинам в возрасте 60-70 и 35-40 лет. На останках сохранились следы пыток и отсечения головы. В исследовании мощей принимала участие церковная комиссия, созданная по указанию архиеп. Томисского Феодосия (Петреску). В дек. 2001 г. святыни были переданы Румынской Православной Церкви и помещены в кафедральном соборе г. Констанца. В сел. Дунавэцу-де-Жос близ руин Алмириды ведется строительство мон-ря в честь Е. и А., где предполагается поместить их мощи. Лит.: Suceveanu A. et al. Halmyris: Monografie arheologica. Cluj; Napoca, 2003; Miritoiu N., Soficaru A. D. Analiza antropologic osemintelor umane descoperite în cripta bazilicii de la Halmyris (Murighiol, judetul Tulcea)//Peuce Tulcea, 2003. T. 14. P. 531-580; iidem. Osteobiographical Study of the Human Remains Discovered in the Crypt of Murighiol (antique Halmyris) Basilica//Il Mar Nero. R., 2005. T. 5; Zahariade M. The Halmyris Episcopal Basilica and Martyrs " Crypt//Ibid. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.)

http://pravenc.ru/text/190023.html

Болландист И. Делеэ , а вслед за ним и др. исследователи разделили греч. Н. на 4 группы ( Delehaye. 1966. P. 247-248). К 1-й группе относятся жертвы политических волнений и репрессий как, напр., сщмч. Захария , митр. Коринфский († 1684; пам. греч. 30 марта), нмч. Михаил Пакнанас († 1771; пам. греч. 30 июня, 9 июля), прмч. Димитрий († 1808; пам. греч. 18 авг.) и сщмч. Григорий V, патриарх К-польский († 1821; пам. 10 апр.), пострадавший во время восстания 1821 г. Ко 2-й группе относятся христиане, которые при различных обстоятельствах отказались отречься от веры, и мусульмане, принявшие христианство и казненные в соответствии с мусульманским законом, в т. ч.: Ахмед Калфас († 1682; пам. греч. 24 дек., 3 мая), Иоанн из Коницы († 1814; пам. греч. 23 сент.), Константин из агарян († 1819; пам. греч. 2 июня). Напр., по свидетельству рим. католич. миссионера в Смирне Ф. Лукаса, в 1649 г. в Фиатире (М. Азия) были казнены 23 принявших христианство турка. Третью группу составляют «добровольные», или «самопризванные» (ατκλητοι), мученики, желавшие подражать «древним» мученикам: Роман Карпенисийский († 1694; пам. греч. 5 янв., 16 февр.), Авксентий К-польский († 1720; пам. греч. 25 янв.), прмч. Макарий († 1527; пам. греч. 14 сент.) и др. К 4-й, наиболее обширной группе (более 52 чел.), относятся те, кто решили пострадать за Христа, чтобы своей кровью искупить прежнее вероотступничество: Димитрий († 1803; пам. греч. 13 или 14 апр.), Иоанн Болгарин († 1784; пам. в Соборе Афонских преподобных - во 2-ю Неделю по Пятидесятнице; пам. греч. и болг. 5 марта), Константин Русский († 1742; пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 26 дек.), Никита Нисиросский († 1732; пам. греч. 21 июня) и др. Следует отметить, что ни одно церковное постановление не принуждало раскаявшихся в отступничестве христиан искупить этот грех кровью. Напротив, это был личный выбор каждого - публично исповедовать Христа в противовес прежнему отречению. После духовной подготовки, получив благословение духовника, «отпавшие» открыто исповедовали веру, что обычно заканчивалось мученической смертью. Еще одну группу составляют христ. миссионеры, к-рые укрепляли дух своих единоверцев или проповедовали мусульманам и иудеям.

http://pravenc.ru/text/2577845.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010