ап. Тит (64 или 67 - ок. 106, пам. 25 авг.); св. Филипп (60-70-е гг. II в., пам. зап. 11 апр.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330-340, пам. 8 авг.); сщмч. Кирилл (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.); сщмч. Петр Новый (после 304, пам. греч. 14 и 16 июля); Павел (упом. ок. 325); Елиан (упом. в 343); Василий I (упом. в 381-382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в., без пам.); прп. Евмений (кон. IV - нач. V в. или ок. 668, пам. 18 сент.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449-457); Феодор (упом. в 536-553); Синесий (V-VI вв.); Еварест (V-VI вв.); Георгий (?) (VI в.); Иоанн I (упом. в 597-599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 667-668); Василий II (упом. в 681-691); Стефан I (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.); свт. Андрей Критский (ок. 710-740, пам. 4 июля); Илия I (упом. в 787); Никита I (VIII в.); Никита II (VIII в.); Иоанн II (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий III (847-858, впосл. архиепископ Фессалоникийский, пам. греч. 1 февр.); Василий IV (упом. в 880); Илия II (после 920, не позднее 961); Андрей II (кон. X в.); Никита III (X в.); Стефан II (упом. в 1027-1030); Иоанн III (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин I (кон. X - нач. XI в.); Илия III (упом. в ок. 1120-1130); Василий IV (1-я пол. XII в.); Константин II (1-я пол. XII в.); Николай I (сер. XII в.); Иоанн IV (упом. в 1166-1172); Мануил I (2-я пол. XII в.); Мануил II (2-я пол. XII в.); Николай II (упом. в 1195-1221); Никифор I Мосхопул (упом. в 1285-1322); Антоний Омологет (упом. в 1306); Илия IV (XIV в.); Макарий (упом. в 1357); Анфим, митр. Афинский (1365/66-1370); Игнатий, митр. Ст. Патр (упом. в 1381); Прохор, митр. Ставропольский (упом. в 1410); Паисий Гортинский (упом. в 1439); Неофит (Пателарий) (1646/47 или 1652-1679); Никифор II (Скотакис) (1679-1683); Каллиник I (1683-1687); Арсений I (1687-1688); Афанасий (Каллиполитис) (1688-1697); Каллиник II (1697-1699); Арсений II (1699-1701); Иоасаф (Киминис) (1702 - ок. 1710); Константин (Халкиопулос) (1711-1716, 1719-1722); Герасим I (1716-1719); Даниил (1722-1725); Григорий, еп. Гортинский (ок. 1725); Герасим II (Летидзис) (1725-1755); Анфим (1756); Герасим III (1756-1769); Захария (Маридакис) (1769-1786); Максим (Прояннакопулос) (1786-1800); Герасим IV (Пардалис) (1800-1821); Мефодий (1823); Каллиник III (1824-1830); Мелетий I (Николетакис) (1831-1839); Порфирий (Фотиадис) (1839); Каллиник IV (Гаргаладос) (1839-1842); Каллиник V (Хугиас) (1842-1843); Хрисанф (1843-1850); Софроний I (1850); Дионисий I (1850-1856); Иоанникий (1856-1858); Дионисий II (Харитониадис) (1858-1868); Мелетий II (1868-1873); Софроний II (1873-1877); Мелетий II (1877-1882); Тимофей I (Кастринояннакис) (1882-1897); Евмений II (Ксирудакис) (1898-1920).

http://pravenc.ru/text/166273.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ Зосима [греч. Ζσιμος], прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и Афанасий Комментарисий [греч. Αθανσιος Κομενταρσιος], мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.). Греч. Мученичество З. (BHG, N 2476) впервые было опубликовано Ф. Алькеном в 1952 г. на основании текста 2 рукописей (Vat. gr. 1660, X в.; Bodl. Baroc. 148, XV в.). По мнению издателя, Мученичество составлено не ранее нач. V в.; в качестве terminus ante quem он предложил Вселенский III Собор (431). 2-я редакция Мученичества (BHG, N 2477), известная по более поздним спискам XV-XVI вв. (Taurin. B. III. 31), не издана. Согласно Мученичеству, З. подвизался в горах, живя с дикими зверями. Он был схвачен и приведен к правителю Дометиану в г. Аназарв в Киликии. З. исповедал себя христианином и обличил языческих богов. Тогда Дометиан приказал жечь его уши раскаленным железом, затем бросить мученика в котел с нечистотами. Когда З. подвесили вниз головой с камнем на шее, на судилище пришел лев и человеческим голосом исповедал Христа. Пораженный правитель приказал освободить З., к-рый вместе с животным вернулся в горы. Через некоторое время к З. пришел А. К. (смотритель тюрьмы; судебный секретарь ( Halkin. 1952. P. 260. Not. 5)), к-рого он обратил к вере и крестил. По молитве святых разверзлась скала и приняла З. и А. К. и льва. В ВМЧ митр. Макария сказание о З. и А. К. содержится под 4 янв., 11 апр. и 28 сент. (ВМЧ. Янв., дни 1-6. Стб. 167-171; Апр., дни 8-14. Стб. 353-356; Сент., дни 25-30. Стб. 2183-2186). Кроме того, под 19 сент. ВМЧ приводит сказание о мч. Зосиме, пустыннике, пострадавшем в г. Назарете, А. К. в этом рассказе не упоминается (ВМЧ. Сент., дни 14-24. Стб. 1252-1253). В Четиях-Минеях, составленных свт. Димитрием, митрополитом Ростовским , говорится, что З. и А. К. пострадали при имп. Диоклетиане (284-305). В комментариях к сказанию о мч. Зосиме пустыннике (пам. 19 сент.) он отождествляется с З.

http://pravenc.ru/text/200049.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Восточные (нехалкидонские ) Церкви ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ДАДИВАНК мон-рь в исторической обл. Арцах Вел. Армении, на востоке совр. Кельбаджарского (Карвачарского) р-на Азербайджана ДАДИШО ИЗ БЕТ-АРАМАЕ Дадишо из Бет-Арамае (ок. 529-604), мон.-несторианин, настоятель «Великого монастыря» на горе Изла (близ г. Нисибин, ныне Нусайбин, Турция) ДАДИШО КАТРАЯ (2-я пол. VII в.), восточносир. мон. и аскетический писатель из региона Бет-Катрае (зап. побережье Персидского зал., совр. Катар), автор неск. сочинений аскетико-мистического содержания ДИОНИСИЙ БАР САЛИБИ [Иаков бар Салиби] († 1171), сиро-яковитский митр., богослов и писатель, одна из центральных фигур т. н. Сирийского Возрождения (XII-XIII вв.) ДЭБТЭРА в Эфиопской Церкви особая категория мирян, получивших духовное образование и выступающих во время богослужений в роли певчих и танцоров ЕВГЕНИЙ [Мар Авгин (Авген, Евген)] († 363), чудотворец, прп. (пам. сиро-яковитская 20/21 апр., 2, 15 нояб., 3 марта; пам. несторианская в 1-ю или 3-ю пятницу Входа (Обновления Церкви)) ЕВСТАФИАНЕ одна из 2 крупнейших монашеских конгрегаций Эфиопской Церкви, основанная в нач. XIV в. эфиоп. св. Евстафием ЕВСТАФИЙ (1273 - 1352), эфиоп. мон., реформатор церковного благочиния, основатель монашеской конгрегации евстафиан ЕФРЕМ I Бар Саум, Мар Игнатий (1887 - 1957), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 1933) ЗАККА I Ивас, Мар Игнатий (род. 21.04. 1933), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 14 сент. 1980) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗА-МИКАЭЛЬ АРАГАВИ (вероятно, кон. V - нач. VI в.), св. Эфиопской Церкви, один из девяти преподобных (пам. эфиоп. 14 тэкэмта (11/12 окт.))

http://pravenc.ru/rubrics/121942_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА († 816), исп. (пам. 18 апр.), еп. Халкидонский. Согласно краткому сказанию в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), К. был родом из К-поля. С раннего детства возлюбив Бога, он избрал монашескую жизнь и вместе со своим другом прп. Авксентием проводил время в аскетических подвигах. Место подвижничества святых неизвестно. Вскоре К. был избран на архиерейскую кафедру г. Халкидон (ныне Кадыкёй, в черте Стамбула). Во время его архиерейского служения при имп. Льве V (813-820) возобновилось иконоборчество . Иконоборцы безуспешно пытались заставить К. отказаться от почитания икон, но святой был твердым поборником православия, за что он был смещен с кафедры и арестован. Затем его вновь призвали на кафедру, но К. не примкнул к иконоборцам и боролся с ними до самой смерти, претерпев вместе с прп. Авксентием много лишений и преследований. На Халкидонской кафедре преемником К. стал митр. свт. Иоанн (пам. греч. 18 июля; пам. визант. 17, 18, 19, 28, 29 июля), который также противостоял ереси иконоборчества. Мощи К. были положены в ц. св. Апостолов. Архиеп. Сергий (Спасский) отмечает, что скорее всего имеется в виду не храм Апостолов в К-поле, а ц. во имя Петра и Павла в Руфинианах (предместье Халкидона). Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 582; SynCP. Col. 612-613; ЖСв. Апр. С. 290-291. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 146; Bazoche P. Cosma//BiblSS. Vol. 4. Col. 219; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 258; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 236. Е. М. Беленькая Рубрики: Ключевые слова: АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Васильевич Орлов (1878 – 1941), свящ., исп. (пам. 14 апр., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2458797.html

Силы (Кукиариса) о том, что житийный цикл П. следует видеть в памятниках искусства на Балканах и в М. Азии, поздне- и поствизант. фресках храмов на о-ве Крит и на Пелопоннесе, нуждается в уточнении (в отличие от почитания в Древней и Польско-Литовской Руси). В греч. традиции, как церковной, так и светской, циклы страданий святой с именем Параскева соотносятся с П., напр. на иконе письма изографа Митрофана Хиосского из мон-ря Каракал на Афоне (1776). В среднике фигура святой представлена как кефалофор: она держит на правой руке перед грудью чашу со своей главой, подобно прор. Иоанну Предтече или вмч. Георгию (чаша, нимб над усеченной главой и левая рука святой обложены металлическим окладом идентично нимбу вокруг головы самой мученицы). В правой поднятой руке она держит наперевес крест. Средник обрамляет житийный цикл из 16 клейм: исповедание веры пред царем, мучение раскаленной шапкой, железными когтями, ввержение в котел (2 раза), явление ангела с обетованием венца или 2 ангелов, исцеляющих измученное тело святой, низвержение идолов, усекновение главы и поклонение усеченной главе и погребение П. Сама святая в среднике изображена в платье и мафории темных цветов. В руководстве В. Д. Фартусова П. упоминается под 25, а не 26 июля, как преподобномученица. Ее рекомендуется писать «римского типа», средних лет, худую, в белой тунике, темной короткой мантии и белом апостольнике, на свитке следовало помещать надпись, указывающую на ее аскезу ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 363). Лит.: Σλας (Κουκιρης), αρχιμ. Ο κκλος του βου της αγας Παρασκενς της Ρωμαιας και της εξ Ικονου στη χριστιανικ τχνη. Αθνα, 1994; Χατξολη Γ. Η δεσποτικ εικνα της αγας Παρασκενς απ το τμπλο του ομνυμου ναο της σινοιχας Βαρουσου Τρικλων//Τρικαλιν, 1997. Τ. 17. Σ. 213-238; Εικνες της Ιερς Μονς Καρακλλου/Συν. Ε. Τσιγαρδας. Αγιον Ορος, 2011. Σ. 344-347. М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2579000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ (IX в.?), свт. (пам. греч. 26 апр. и в первые субботу и воскресенье авг.- в Соборе всех Самосских святых; пам. зап. 29 апр.), еп. Самосский (?). Согласно сведениям, собранным в 1370 г. Петром Наталисом (BHL, N 4844), Л. род. на греч. землях; время его жизни неизвестно; ради Христа оставил он все мирское и стал мучеником не телом, но душой. Еще при жизни этот подвижник прославился чудесами. Неизвестно, где епископствовал Л., но умер он на Самосе, откуда его мощи были увезены венецианцами в Мефону (венецианская крепость Модон, ныне Метони) на Пелопоннесе, затем - на о-в Закинф, оттуда в 1005 г.- в Маламокко и, наконец, в 1109 г.- в Венецию, где сначала они находились в ц. св. Сервила, а с 1615 г.- в ц. Санта-Мария-дель-Умильта. В наст. время мощи считаются пропавшими. Большинство исследователей относят время жизни Л. к IX в., но М. Варвунис переводит фразу Петра Наталиса «in Graeciarum partibus natus» не как «родился в греческих пределах», а как «родился в эллинской ереси». На этом основании он делает вывод, что святой происходил из семьи язычников и жил скорее всего в IV-V вв., в любом случае до VII в., пока еще на греч. землях оставались общины язычников. В 1995 г. по инициативе митр. Самосского и Икарийского Евсевия (Пистолиса) на Самосе было возрождено почитание Л. как епископа этого острова ( Εσβιος (Πιστολς). 2000. Σ. 8). В составленных архим. Никодимом (Аеракисом) службе и молебном каноне Л. всегда упоминается как епископ Самосский ( Νικδημος (Αερκης). 2000. Σ. 13-14, 29) и так был внесен в Синаксари ( Αγαθγγελος, π. Θαναρου. Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2005. Τ. 4: Απρλιος. Σ. 302). В синаксарном Житии Л. описывается как благочестивый, смиренный и человеколюбивый пастырь, защитник правосл. веры, наставник благочестия. Ист.: ActaSS. 1738. Apr. T. 3. Р. 625-626; Εσβιος (Πιστολς), μητρ. Η ορτ τν ν Σμ διαλαμψντων Αγων// Νικδημος (Αερκης), ρχιμ. Αισματικ Ακολουθα κα Ιερ Παρκλησις πντων τν Προστατν Αγων τς Εκκλησας τς Σμου. Σμος, 2000. Лит.: Viard P. Leone, vescovo, venerato a Venezia, santo//BiblSS. Vol. 7. Col. 1228; Follieri E. Santi di Metone: Atanasio vescovo, Leone Taumaturgo//Byz. 1971. Т. 41. P. 398; Αγαθγγελος, π. Θαναρου, Μαλτζου Χ., Μορνι Ε. Ιερ λεψανα Αγων τς καθ μς Ανατολς στ Βενετα. Αθνα, 2005. Σ. 211-212; Στερης Γ. Θιλοσοφα και Θεολογα του Νικολου επισκπου Μεθνης Νικλαος Μεθνης και Αγιος Λων//Βυζαντινς Δμος. 2010/2011. Τ. 17/18. Σ. 422-423; Βαρβονης Μ. Γ. Λων επσκοπος Σμου (ante 7 αι.): Ανμεσα στην ιστορα και στην αγιολογα//Ιστορας μριμνα: Τιμητικς τμος στον καθηγητ Γ. Ν. Λεοντσνη. Αθνα, 2011. Σ. 145-156. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2463223.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 21 , С. 108 опубликовано: 12 мая 2014г. ИГНАТИЙ прмч. (пам. 20 февр.), Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские. Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Преподобномученики Русской Православной Церкви Валаамский в честь Преображения Господня мужской монастырь - см. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь Игнатий, прмч. (пам. 20 февр.), Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские См.также: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых) АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/293435.html

Почитание А. в Византии скорее всего было вызвано политикой имп. Юстиниана I, направленной на защиту внешних границ империи от нападений кочевников с юга и рассчитанной на альянс с Эфиопией. В Хронике Патриарха Евтихия Александрийского среди построек Юстиниана на Синае упомянута церковь А. в крепости Эль-Кульзум (араб. название Клисмы); примерно столетием позже об этой церкви упоминает Абу-ль-Макарим. Возможно, распространение почитания А. было тесно связано также с церковной политикой Юстиниана. Этим, видимо, и объясняется исчезновение из греч. текста молитвы о сохранении эфиоп. правителей, поскольку к тому времени стало уже ясно, что Эфиопская Церковь эволюционирует в направлении, отличном от халкидонских вероопределений. Ист.: BHG, N 193; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1895. Τ. 5. Σ. 360-367; Eutychius. Annales/Ed. L. Cheikho. Beirut; P., 1906. P. 202-203; . / . , 1962. С. 56-70. Лит.: Am é lineau E. Histoire des monastères de la Basse-Égypte. P., 1894. P. 405-406; Delehaye H. Les martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. T. 40. P. 5-154, 299-363; David J. Athanase (48) de Clysma//DHGE. T. 4. Col. 1378; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 508; Esbroeck M. van. L " Ethiopie à l " époque de Justinien: St. Arethas de Nagran et St. Athanase de Clysma//IV Congr. Intern. di Studii Etiopici (Roma, 10-15.04.1972). R., 1974. Vol. 1. P. 117-139; idem. Athanasius of Clysma//CoptE. Vol. 1. P. 304-306; Raineri O. Passione di Athanasio di Clysma//OCP. 2001. Vol. 67. Fasc. 1. P. 143-156. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)

http://pravenc.ru/text/76854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (V в.), патриарх Александрийский (?). В 490 г. выдвигался на Александрийскую кафедру от умеренной монофизитской партии. Ко времени смерти Петра III Монга , монофизитского патриарха Александрийского (489), И. уже был диаконом ( Liberat. Breviar. 18). Свт. Софроний I , патриарх Иерусалимский (на основании синодика к Сергию I , патриарху К-польскому, к-рый зачитывался на VI Вселенском Соборе), считал, что И. связан с окружением монофизитского богослова Петра Ивера , еп. Маюмского; это может указывать на палестинское происхождение И. Однако в Газе вокруг Петра Ивера объединились и мн. выходцы из Египта, к-рых он знал по Александрии, где неоднократно бывал. Поставление И. на епископскую кафедру вызвало скандал в александрийской монофизитской общине ввиду необычности совершения акта рукоположения: сторонники И. возложили на него руки только что почившего Епифания, митр. Перги Памфилийской, от имени которого И. был поставлен на служение. Т. о. И. получил прозвище Мертворукоположенный (νεκροχειροτμενος). Большинство александрийских монофизитов признали поставление И. незаконным и избрали вместо него Афанасия II , к-рый и фигурирует как законный преемник Петра Монга в офиц. «Истории Александрийских патриархов». Сторонники И. образовали раскольническую группу внутри монофизитской общины, получившую название «исаиане» ( Tim. Const. De recept. haer. 14. Col. 45). Эта партия отличалась острой нетерпимостью в отношении Халкидонского Вселенского IV Собора, что сближает ее с акефалами, не признававшими даже Петра III Монга за его поддержку «Энотикона» имп. Зинона, церковно-политического документа, направленного на урегулирование споров между православными и монофизитами. О дальнейшей деятельности И. сведений нет. Ист.: Liberat. Breviar. 18. Col. 1029; ACO II. Vol. 2. Pt. 1. P. 480, 484. Лит.: Le Quien. OC. T. 2. P. 420; Assemani. BO. T. 2. Sect. 4. (s. p.); Davids T. W. Esaias//DCB. Vol. 2. P. 189. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/674820.html

341-342 НИКОЛАЙ (Орбелиани) (1672-1732) митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель 342-344 344-346 344-346 346-348 348-349 349-350 350-351 351-352 НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф 352-353 НИКОЛАЙ (Чолокашвили), архиеп. Алавердский (1695-1731) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви 353-355 355-358 358-359 359-360 360-372 НИКОЛАЙ I МИСТИК (852-925), патриарх К-польский (1 марта 901 - 1 февр. 907 и с 15 мая 912), свт. (пам. греч. 16 мая) 372-374 374-375 375-378 378-380 380-381 381-382 382-383 382-383 383-385 385-386 386-389 389-390 НИКОЛАЙ V католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1479-1488), 1-й предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) после разделения Грузии 390-391 НИКОЛАЙ VIII (Багратиони), свт. (пам. груз. 18 февр.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский; 1584-1589) 391-392 НИКОЛАЙ IX (Иотамович Амилахвари), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1675-1688, 1692-1695) 393-394 НИКОЛАЙ I [Николай Великий (ок. 820 - 13.11.867, Рим), св. (пам. зап. 13 нояб.), папа Римский (с 24 апр. 858) 394-416 416-422 НИКОЛАЙ III (между 1212 и 1220 - 1280; до избрания папой - Джованни Гаэтано Орсини), папа Римский (с 25 нояб. 1277) 422-424 424-427 НИКОЛАЙ V (ок. 1258 - 1333; до избрания папой - Пьетро Райнальдуччи), антипапа (12 мая 1328 - 25 авг. 1330) 427-428 428-431 НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (1796-1855), имп. Всероссийский с 19 нояб. 1825 г., фактически с 14 дек. 1825 г., царь Польский и вел. кн. Финляндский 432-450 НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/L.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010