В то время в Иверской обители жил старец по имени Гавриил, родом грузин. Он отличался строгостью жизни и простотой нрава; летом удалялся безмолвствовать на вершину неприступных скал, зимой сходил с гор в нижайшие места или в обитель; всегда носил власяницу, питался былием, пил одну воду и жил как земной ангел и небесный человек. Сему благочестивому старцу явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая небесным светом, и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь; потом войди в море и ступай с верой по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец объявил настоятелю о сем видении, и наутро все монахи Иверской обители, с молебным пением, с кадилами и лампадами, выступили на морской берег: Гавриил вошёл в море, чудодейственно прошёл по водам, как по суше, и сподобился принять в свои объятия святую икону. Иноки с благоговейною радостью встретили её на берегу, устроили там молитвенную храмину, в коей три дня и три ночи совершали молебствие пред иконой: потом внесли её в соборную церковь и поставили в алтаре. В следующий день, перед заутреней, монах, зажигающий лампады, войдя в храм, не нашёл в нём новоявленной иконы. После долговременного искания иноки обрели её на стене, над монастырскими воротами, и отнесли на прежнее место: но в следующее утро снова нашли её над воротами. Подобное перенесение образа в церковь и чудесное возвращение его на ограду обители повторялось многократно. Наконец, Пречистая Дева опять явилась во сне тому же Гавриилу и сказала ему: «Объяви братии, чтобы они более не искушали Меня. Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые в горе сей будут жить добродетельно, с благоговением и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар; и вот вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет!» Братия, услышав от Гавриила об этом видении, исполнились несказанной радостью; построили небольшого объёма во славу Пресвятой Богородицы храм при вратах обители и в нём поставили чудотворный Её образ местным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Иверская» Пред иконой Пресвятой Богородицы «Иверская» молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Иверская Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 13-301-0017) Кондак 1 Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавшии щит крепкий, стену необоримую и стража неусыпна. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти: Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Икос 1   Ангел  предстатель  с  небесе  послан  бысть  рещи  Богородице:  радуйся,  и  со  безплотным  гласом  воплощаема  Тя  зря,  Господи,  ужасашеся  и  стояше,  зовый  к  Ней  таковая: Радуйся, Еюже радость возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго Воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся,  Невесто  Неневестная.  Кондак 2   Видящи  Святая  Себе  в  чистоте,  глаголет  Гавриилу  дерзостно:  преславное  твоего  гласа  неудобоприятельно  души  Моей  является:  безсеменнаго  бо  зачатия  рождество  како  глаголеши,  зовый:  Аллилуиа. Икос 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Я забылся на минуту, мне казалось, я стою в нашей Иверской часовне, и вот сейчас раздастся вечерний звон Ивана великого. Икона Богоматери Иверской, искони нам родная, сияла предо мной в иконостасе, в великолепной ризе, пожертвованной усердием граждан Московских, и пред нею горит многолиственный серебряный подсвечник, также дар боголюбивой Москвы, как гласит его надпись. Я узнал на ланите Пречистой Девы ту заветную рану, которую нанёс ей варвар, покаявшийся от ужаса при виде истекшей крови, и прозванный здесь святым варваром; ибо окончил дни свои в молитве и посте. Обратились к Богу истинному и другие хищники сарацинские, некогда ограбившие обитель Вратарницы; и не только покаялись, но и все свои сокровища отдали для обновления опустошённых ими храмов. Вам известно, что икона сия ещё в IX веке, при иконоборце императоре Феофиле, брошена была в море одной благочестивой старицей никейскою, чтобы спасти её от поругания. Пробывши многие годы во глубине пучины, она приплыла наконец на берег афонский к новой обители, где извлёк её из волн благочестивый иверец Гавриил. Малая церковь с агиасмою и теперь знаменует на берегу место явления иконы, но Владычица избрала Себе; пристанище при вратах обители Иверской, и там соорудили Ей малую церковь , как некий священный кивот. Но из актов монастырских не мог я узнать времени Её чудного явления, которое, однако, долженствовало быть не ранее исхода X века; ибо тогда только основана обитель. Три блаженных её ктитора, все трое иверцы, – Иоанн, Евфимий сын его и родственник Георгий, происходили от царственного рода Багратионов, из области Таосской, где сосредоточилась в то время вся сила династии Грузинской, ибо оттоле вошёл великий Баграт Куропалат на трон всея Иверии. Иоанну, воеводе и ближайшему советнику своих царей, пришло пламенное желание безмолвия, и, по заповеди Евангельской, оставив всё красное мира, ради креста Господня, он начал сперва испытывать силы свои в одной из пустынных обителей родины, потом переселился на гору Олимпийскую, прославленную подвигами великого Аввы Иоанникия, и, услышав, наконец, о пустынном Авве Афанасии, происходившем из соседнего ему Трапезунта, к нему устремился на Афон, чтобы довершить под руководством столь славного вождя подвиг, не менее славно им самим начатый. С любовью принял великий Афанасий ратоборца духовного, не как новоначального, но как равного себе, и с ним разделил заботы о возникавшей тогда Лавре; его посылал он к императорам греческим, по делам церковными; потому что Иоанн был известен Кесарям, по своему высокому роду и доблестям воинским, и ему заблаговременно хотел поручить Авва устройство Лавры после своей кончины. В одно из сих странствований, сердце отшельника Иоанна было утешено нечаянным свиданием с близкими, и новый подвижник приобретён им Афону в лице сына.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иверская икона Божией Матери Ко дню памяти 23.02.2024 1477 Время на чтение 5 минут 26 октября 1648 года в Москву из афонского Иверского монастыря привезли точную копию Иверской иконы Божьей Матери. Привезли её во времена правления царя Алексея Михайловича, по инициативе архимандрита Новоспаского монастыря (будущего патриарха Никона). Эту икону поместили в Никольско-Греческом монастыре, рядом с Красной площадью. А потом для Иверской иконы построили часовню у Воскресенских ворот, перед входом на главную площадь страны. Положение на ближайших границах России тогда было очень напряжённым. Население южных окраин бывшей Руси очень тяготилось многочисленными набегами турока, поляков, грабежами, жестокостью и поборами польских панов, притеснениями, интригам униатов, иезуитов. Несколько раз обращались украинс кие казаки к царю Алексею с просьбой о присоединении. Царь их поддерживал материально и морально, но вступать в новую войну с Польшей остерегался. И только в 1654 году произошло торжественное воссоединение России с Молороссией. Началась война, Войска царя Алексея быстро продвигались на запад, занимали смоленские, белорусские, литовские земли. На юге казаки под управлением Богдана Хмельницкого освобождали Украину от поляков и турок. К царю пошли послы из Грузии, из Румынии, из греческих и славянских областей, подвластных Турции, они просили царя принять их в своё подданство. У православных, славянских, угнетённых народов появилась мечта освободиться от тягостного и бесправного ига поработителей. Но насторожилась Европа. В войну вступила Швеция. Польша предложила перемирие. Иверская икона пришла на Русь очень вовремя. В Москве знали про историю этой иконы. Она сама в столпе света приплыла к берегам Святой горы в 11 веке. Там уже слышали историю про то, как икона, которую, спасая от иконоборческих властей, опустили в морские воды, недалеко от Никеи, сама встала во весь рост и поплыла. И вот 200 лет спустя она появилась у берегов Афона. Одному благочестивому монаху Гавриилу, из Иверского монастыря, Богоматерь явилась во сне, и повелела ему с верую идти по водам и забрать в монастырь эту икону.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

«Повествование» содержит ряд дополнительных деталей по сравнению с др. версиями: прп. Петр Афонский был пленником в Аравии; события в Никее датируются временем после взятия арабами Амория (авг. 838); на 2-ю ночь икона переместилась в монастырский виноградник, находившийся на расстоянии мили от Иверского мон-ря, и др. (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 6 об., 15, 22 об., 25 об.). Иверская икона Божией Матери, с клеймами Сказания. 50-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Иверская икона Божией Матери, с клеймами Сказания. 50-е гг. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») В версии BHG, N 1070, 1070b, 1070c и 1070е включены чудеса от И. и. Помимо общей фразы о множестве исцелений недужных, слепых, хромых, бесноватых и о чудесной помощи во время недостатка муки, вина и масла (Ath. Iver. gr. 593. Л. 232, 233 об.; ГИМ. Син. греч. 436. Л. 27, 34-35; Προσκυνητριον. 1857. Σ. 15, 17; Bury. 1897. P. 96, 98) приводится чудо о нападении пиратов на Иверский мон-рь. В списке Ath. Iver. gr. 593 они названы сарацинами (Л. 232), в ГИМ. Син. греч. 436 - агарянами (Л. 27 об.), в «Воспоминании» и в «Проскинитарии...» - персами (Προσκυνητριον. 1857. Σ. 15; Bury. 1897. Р. 96). Некий Амир (т. е. эмир), возглавлявший араб. флот из 15 судов, зная о богатстве афонских обителей, решил разграбить Иверский мон-рь. Монахи вместе со священными сосудами и И. и. успели укрыться в башне. Пираты, разорив мон-рь, удалились, но ночью их постигла Божественная кара - разразившаяся буря потопила все корабли, кроме корабля Амира. Раскаявшись, тот пожертвовал значительные средства на восстановление мон-ря. Согласно «Повествованию», эмир принял постриг в Иверском мон-ре и построил монастырские укрепления (ГИМ. Син. греч. 436. Л. 34), в более поздних источниках иверским монахом стал его слуга, ранивший икону. С этими версиями сходно описание обретения И. и., сделанное М. Гедеоном по рукописи 1613 г. из мон-ря Пантократора (без шифра). В него добавлен текст о гласе, раздавшемся от находившейся в море иконы, что только старец Гавриил, подвизающийся на М.

http://pravenc.ru/text/293359.html

При императоре Феофиле иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. 26 октября. ПРАВМИР. Православная Церковь чтит память иконы Божией Матери Иверской. Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею. Читайте также: Иверская — икона с пронзенным ликом Настоящее Иверская: икона-путешественница Возвращение Иверской в Новодевичий монастырь (ФОТО) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/pravoslavnye-chtut-pam...

р.б. Татьяна 2014/04/08, 13:14:56 Пресвятая Богородица! Прости, помоги, помилуй! Избавь, Богородица Афон от клеветы! Нас от информационной войны на ТВ, радио, интернете. Елена. 2014/04/07, 12:23:37 Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Андрей 2014/04/06, 00:28:17 ПРОШУ МОЛИТВ О ПРИСНОПОМИНАЕМЫХ МАРИИ, ГЕОРГИИ,ВЛАДИМИРЕ И Н/ПР АНГЕЛИНЕ-10.04-40 дней! 2014/04/05, 19:18:34 Помяни,Царица Небесная, приснопоминаемую Галину у Божиего Престола,замолви молитву о ее душе ! Слава Богу за всё!!! Екатерина 2014/04/05, 01:33:16 ПРОСИМ МОЛИТВ О НЕПРАЗДНОЙ ТАТИАНЕ,БЛАГОПОЛШУЧНЫХ РОДАХ! ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА ИВЕРСКАЯ, ПОМОГИ ЕЙ! О ЗДРАВИИ: Владислава,Георгия,отроковицы Дарии,Ангелины,Владимира,Владимира,младенца Аллы,Нины. Христины,Елены. Слава Богу за всё!!! ГЕОРГИЙ 2014/04/03, 14:57:01 Пресвятая Матерь Божья Богородица Дева Мария Царица Небесная! Молю тебя помоги рабе Божьей Надежде моей доченьке . Прости меня грешную.Молю тебя помоги рабе божьей Надежде сдать экзамены по китайскому языку ,уехать в Китай учиться и найти работу там. Дай ей здоровья и силы.Помоги ей найти хорошего доброго любящего мужа, быть счастливой, родить здоровеньких детей. Помоги молю тебя. Во имя Отца и сына и Святого духа. Аминь. 2014/04/03, 10:15:32 матерь божия помоги 2014/04/01, 21:11:30 2014/04/01, 19:22:42 Пресвятая Богородица Иверская! Прости нас грешных р.б.Наталью рб.Елену, рб.Ангелину рб.Петра рб.Ирины рб.Татьяну рб.Гелю отр.Александру рб.Михаила рб.Александры рб.Марию рб.Раису рб.Илью рб.Юру рб.Татьяну. рб.Илью избави нас от лукавого,покрой нас Своим омофором,не остави нас грешных. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.Аминь. Наталья 2014/03/26, 10:30:16 Просим молитв Богородицы о здравии болящих Сергия и Ольги. Фотиния,Сергий 2014/03/26, 10:28:15 Помяни,Пресвятая Богородица,новопреставленную инокиню Самуилу у Престола Божиего! Сергий,Ольга,Маргарита

http://isihazm.ru/?id=363&c_pid=18

Празднование 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой седмицы …Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом. Патриарх Алексий II Иверская икона Божией Матери      По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню. В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».

http://pravoslavie.ru/1944.html

163 Дело имеретинской епархиальной канцелярии по обшей описи за 1894 г. 141. «По отношению Гавриила, епископа имеретинского, об открытии в Кутаисе православной семинарии», л. 2–3. 166 Отношение епископа Гурийско-мингрельской епархии на имя епископа Имеретинского Гавриила, от 2 августа 1895 г. за 2919. Дело имеретинской епархиальной канцелярии «Об открытии в городе Кутаисе духовной семинарии» 141 (по общей описи), листы 267–268. 167 Отношение епископа Сухумского Арсения на имя епископа Имеретинского Гавриила, от 20 июля 1895 г. за 1003, там же., лист 260. 168 Отношение Кутаисского городского головы на имя преосвященного Гавриила, от 12 августа 1895 г. за 1298. Там же., лист 277. 171 Дело экзаршей канцелярии 1878 год, 218, «Об открытии Тифлисского женского епархиального училища». 172 Журнал педагогического заседания совета Тифлисского епархиального женского училища за 1899 год, 1–26. 173 Журнал определения училищного совета при Святейшем Синоде, от 23–28 июля 1899 года, за 539. 178 О типографиях при царях грузинских. Акты кавказской археографической комиссии; т. II, стр. 1047–1048. 181 См. письмо пензенского епископа Гаиоза (Бараташвили) к Цицианову об уступке грузинскому благородному училищу типографии его. Акты кавказской археографической комиссии; т. II, стр. 1130–1136. 183 Дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы по первому столу грузинского отделения, 255, 1882 г., л.3, 8–9. 186 Дело Грузинско-имеретинской Синодальной Конторы по первому столу грузинского отделения, 432 за 1890 г. 190 Следует заметить, что привезенный покойным П. И. Иосселиани список не есть, однако, копия с Афонского её списка, исправленного рукою св. Евфимия Святогорца (1028 год), но с другого списка грузинской Библии, приобретенного Торникием еще задолго до основанного на Афоне – Иверского монастыря. Это видно по дате, имеющейся на нем (978 год) и по отсутствию на нем поправок рукою св. Евфимия. 191 Архивное дело канцелярии экзарха Грузии за 1817 год, 32: «О введении в штатное положение церквей священнослужителей по Грузии», л. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Т. о., он относит время появления иконы в Иверон к более раннему сроку, периоду игуменства прп. Иоанна, и в подтверждение цитирует опубликованный Церковным музеем Грузинского Экзархата пергаменный Афонский сборник, содержащий Житие прп. Евфимия, где нет сведений о чудесном обретении иконы в настоятельство прп. Евфимия, но говорится о том, что иверские монахи уже к началу правления прп. Евфимия, перед тем как «вступать в церковь... сначала преклоняли колена и творили молитву перед образом Божией Матери, что на вратах храма»     По мнению ученого, в том же году, когда икона была пущена по воде вдовой из Никеи, отшельник Гавриил (Натроев полагает, что он и подвизавшийся во время прп. Иоанна инок Гавриил - разные лица) по распоряжению игумена Афо Павла вытащил икону из воды и принес ее в монастырь (находилась в мон-ре Афо свыше 160 лет). Ок. 982 г. в связи с обустройством Иверон и возведением там кафоликона прп. Иоанн перенес икону «Портаитиссы» на ворота Иверон (Натроев. 1909. С. 94-105). Ж.-Б.-Ф. Питра предположил, что прп. Гавриил и визант. гимнограф Гавриил одно и то же лицо.     В наст. время общепринятым стало отождествление Гавриила, обретшего икону Портаитиссы, с Гавриилом, упоминаемым в Житии преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев.     За время игуменства прп. Евфимий приобрел для Иверон большие территории как на Афоне, так и за его пределами: Магулу монастырь Фессалоникийца во имя вмч. Пантелеимона, Сисик, вотчины Сисикского мон вблизи Иерисса  и др.             Типикон прп. Евфимия    По совету свт. Арсения Ниноцминдского и Иоанна (Грдзелисдзе) прп. Евфимий, оставив переводческую деятельность, отказался от настоятельства, отклонил предложение визант. имп. Василия II Болгаробойцы занять вакантную кафедру Кипрского архиепископа и перебрался в скит св. Евфимия, к-рый он приобрел в Фессалонике для Иверон Продолжая занимать должность епитропа в Великой Лавре, он и здесь стал вводить суровые правила Типикона Иверон, что вызвало недовольство монахов. Они выразили протест, имп. Константин VIII для ознакомления с обстоятельствами дела вызвал прп. Евфимия в К-поль, где 13 мая 1028 г. святой скончался в результате несчастного случая: его сбросил мул, напуганный нищим. Тело преподобного перевезли в Иверон и погребли в ц. св. Иоанна Предтечи

http://isihazm.ru/1/?id=1870

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010