Лит.: ИРИ. Ч. 2. С. 505-506; Травин В. Описание моск. Николаевского греч. мон-ря. М., 1876; Леонид (Кавелин), архим. Ист. заметки о моск. мон-рях: Спаса Старого (ныне Заиконоспасского) и Николы Чудотворца Старого (ныне Никольского Греческого) в связи с летописью моск. пожаров с XIV по XVIII ст.//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Смесь. С. 98-109; Каптерев Н. Ф. Рус. благотворительность монастырям Св. Горы Афонской в XVI-XVIII ст.//ЧОЛДП. 1882. Май. С. 445-461; он же. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 19142; Царский, патриарший, ставропигиальный Пречестный и священный мон-рь Иверской Богоматери-Портаитиссы, на Св. горе Афонской и зависимый от него моск. Николаевский греческий мон-рь: Сказание об иконе Божией Матери Иверской-Портаитиссы. М., 1894; Гавриил, архим. Моск. Николаевский греч. 2-кл. мон-рь, зависимый от Афонского ставропигиального Патриаршего и царского Портаитского Иверского мон-ря. М., 1900; Указатель церквей и часовен Китай-города. М., 1916. С. 6-7; Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. [Вып. 1]. С. 286-317; Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992; Сорок сороков. 1992. Т. 1: Кремль и мон-ри; Жилякова А. В. Местопребывание греков в Москве во 2-й пол. XVII в.//УЗ РПУ. 2000. Вып. 5. С. 159-174; Кусов В. С. Земли Московской губ. в XVIII в. М., 2004. Т. 1. С. 152; Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1; Фонкич Б. Л. Чудотворные реликвии Христ. Востока в Москве в сер. XVII в.: Икона Иверской Богоматери. М., 2004; Шахова А. Д. Никольский греч. мон-рь в Москве в XVII-XVIII вв.//3-и чт. пам. проф. Н. Ф. Каптерева (Москва, 26-27 окт. 2005 г.): Мат-лы. М., 2005. С. 96-100; она же. Никольский греч. мон-рь в Москве в XVII - 1-й пол. XVIII вв.//РиХВ. 2015. Вып. 4/5. С. 334-349; Романюк С. К. Москва, Китай-город: Путев. М., 2007; Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери: (Очерки истории отношений Греческой Церкви с Россией в сер. XVII в. по док-там РГАДА). М., 2010. С. 246-247; Тимошина Л. А. Моск. Никольский («Большая глава») мон-рь во 2-й пол. XVII в.: Взгляд изнутри//Каптеревские чт. М., 2015. Вып. 13. С. 89-125.

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ВАРФОЛОМЕЙ Католикос Мцхетский (Картли), занимавший кафедру в сер. 90-х гг. VI в. и, возможно, вторично в 20-х гг. VII в. ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый ГАВРИИЛ III (Сапарели), Католикос-Патриарх во времена царствования Баграта IV (1027-1072) и Георгия II (1072-1089), приблизительно в 1065-1080 гг. ГАРДАМОТКУМАЙ в древнейшем Иадгари (списки VII-VIII вв.) особая, наиболее ранняя разновидность воскресных тропарей ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_2.html

Слава, и ныне, Богородичен: Под кров Твой, Пречистая Дево, прибегающих не презри, и мольбу принеси о нас Человеколюбцу Богу, еже спастися рабом Твоим. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Ч естна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Ч то воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? В сякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 43. По 50-м псалме стихира, глас 6: Возсия нам от земли сокровище,/мощи твоя, преподобне Гаврииле,/яже радостию лобызающе, молим:/осияй ны, отче, любовию твоею/и озаритися сердцам нашим моли/любовию к Богу и человеком. Канон, глас 7, егоже краегранесие: И верския земли винограде, напой верных. Песнь 1 Ирмос: М анием Твоим на земный образ преложися/прежде удоборазливаемое водное естество, Господи./Темже, немокренно пешешествовав, Израиль/поет Тебе песнь победную. Иверския земли винограде, преподобне Гаврииле, напой божественным веселием верных, на похвалу тебе сошедшихся, от пианства уныния истрезвляя, печалей изымая и радости о Бозе исполняя нас. Воинство фараоново в воде древле Моисей потопи, ты же, отче Гаврииле, молитвою к Законодавцу духи злобы поднебесныя низринул еси, сего ради людем путевождь ко спасению показался еси. Егда пройде Израиль море Чермное, песнь победную Богу воспе, и ты, отче, научаеши ны не человеком, но Единому Богу славу воздавати, славно бо прославися. Богородичен: Р ожденнаго от Тебе поем, Дево, и Господа нарицаем, но греси наши на ны вопиют. Моли, Мати Божия, да не услышим глас оный: отыдите от Мене, не вем вас. Ин канон, глас 6. Ирмос: Я ко по суху, пешешествовав Израиль/по бездне стопами,/гонителя фараона видя потопляема,/Богу победную песнь поим, вопияше. Рачение пламенное к вере правей имея и любовию ю преумножая, святый старче Гаврииле, укажи и нам путь правый, вводяй в живот вечный. Избранный сосуд Святаго Духа яви тя Господь, отче Гаврииле, темже и благоухание твоих молитв, яко фимиам благовонный, присно восходит к Богу. Яко имеяй от Бога дерзновение ходатай быти грешников, моли, преподобне, спасти души наша от плена греховнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В столпе огненне явльшуюся Богоматере икону видевше,/возопиша постников иверских лицы:/о Владыко, сподоби нас прияти икону Матере Твоея во утешение странствия нашего;/ты же, Гаврииле, дерзай и вниди в море,/и приими во объятия твоя сокровище, нам являемое,/да будет нам страж неусыпный, покров же, и радость всем христианом,/и хранительница, от бед и напастей избавляющая. Песнь 7 Ирмос: Божия снизхождения/огнь устыдеся в Вавилоне иногда,/сего ради отроцы в пещи радованною ногою,/яко во цветнице ликующе, пояху:/благословен еси, Боже отец наших.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Господем,/но, Владычице моя Богородице,/яко Благая угаси огнь Его праведнаго гнева Твоим теплым ходатайством, да поем Ему:/отец наших Боже, благословен еси.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. В пещи искушений и бед опаляемыя ороси, Богомати, струями Твоих щедрот,/да посрамятся врази наши и да разумеют вси,/яко Ты едина еси Владычица Богородица, по всей вселенней славимая.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Престоле Царя Славы, Честнейшая Херувим, одушевленный храме, в немже вселися Господь,/твердь Небесная, на нейже возсия Солнце правды, Христос,/Тя поем, Богомати, и превозносим во вся веки.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Ты еси веселие и в пустынях живущим,/Ты еси и стольнаго града утешение и похвала, Дево Марие,/препетая и превозносимая во веки.  Песнь 8 Ирмос: Седмерицею пещь/халдейский мучитель/Богочестивым неистовно разжже,/силою же лучшею спасены сия видев,/Творцу и Избавителю вопияше:/отроцы, благословите,/священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Поют Тя Ангельския силы, превозносит человеческий род,/благословят Тя вся тварь, Пречистая Дево Богородице./Приими и от Мене, недостойнаго, приносимое Тебе хваление.  Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Пойте, иноцы Афона,/благословляй, земле Иверская,/превозноси, вся стране Российская, Благую Владычицу,/реки чудес от Своея чудотворныя иконы источающую./Хвалим, благословим, покланяемся Ти, Богородице, поюще и превозносяще во вся веки. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-presv...

Кроме патриархов и других лиц, которые так или иначе служили нашим послам в Константинополе, русское правительство имело еще целый многочисленный штат тайных политических агентов, которые, проживая в Турции, находились в постоянных сношениях с Посольским приказом, куда они присылали свои вестовые письма с подробным изложением того, что замечательного в каком-либо отношении происходило в различных местах Турции. Как велико было число этих агентов, видно из того, что в период времени между 1630 и 1660 годом в числе их встречаются митрополиты: севастийский, веррийский, фессалийский, тырновский, приконийский, халкидонский, назаретский, вифлеемский, коринфский, варнский. Кроме митрополитов, в числе русских агентов, присылавших свои отписки в Посольский приказ, встречаются за указанное время архимандриты: Амфилохий, Венедикт, Парфений и другие; затем молдавский учитель Гавриил Власьев, цареградский инокосвященник Дионисий, иерусалимский протосинкелл Гавриил, иерусалимский иеромонах Дионисий и греки-бельцы: Иван Петров Тафрали, Мануил Константинов, Фома Иванов и другие. В число тайных русских политических агентов поступали прежде всего те лица, которые оставались в Москве на государево имя, но через несколько лет опять оставляли Россию и возвращались на Восток. Не желая по своем отъезде из Москвы прекращать выгодные для них сношения с русским правительством, они поступали обыкновенно в число его тайных агентов и начинали присылать в Москву вести о турецких поведениях в надежде получать за это милостыню. Так, севастийский митрополит Иосиф, в 1630 году оставшийся в Москве на государево имя и отпущенный опять на Восток в 1634 году, немедленно присылает государю грамоту, в которой заявляет, что он прибыл в Константинополь, был здесь у патриарха и принят им ради царской грамоты, с ним посланной, с великою любовью, что он по делам царским перед обоими патриархами толмачил и служил, сколько мочи и силы было. Затем Иосиф начинает присылать в Москву ряд грамот с политическими вестями, тем более что он, по его словам, успел свести короткое знакомство с приказными султана 356 . Точно так же и веррийский митрополит Аверкий, оставив Москву и поселившись в Молдавии, начинает присылать отсюда грамоты в Москву с политическими вестями; так же поступает и долго живший в Москве и известный у нас по книжным исправлениям иверский архимандрит Дионисий и другие лица 357 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

779 Багалей – История колонизации... 127 стр. Напр., новые села Верхоценской волости Тамбовского уезда, как видно из писцовой книги 1678 года, населены пришлыми людьми из следующих уездов: Шацкого, Козловского, Тамбовского, Романовского, Доброго городища, Темниковского Усманского, ст. Елатьмы, с Венева, с Сапожка, Рязанского уезда, Ряжского, Скопинского, Касимовского, Михайловского, Тульского, Нижегородского, Ломовского, Арзамасского, Белевского, Коломенского, Зарайского, Воронежского, Владимирского, Переяславского, Стародубского, Елецкого и друг. уездов. (Лет. Зап. Археогр. Комис., IV, Материалы, 44). 782 Доп. Акт. Ист. VI, 137, XII, 72. После смутного времени, войн, народных волнений и моровых поветрий половины XVII в. в России на пространстве 500 верст, по сказаниям иностранцев, едва можно было встретить 10 женщин и одного мужчину (Иконников. Опыт исследования о культурном значении Византии в Русской истории, стр. 141). 785 Опис. Докум. и Бум. Арх. Мин. Юст. IV, 66, 101, л.л. 15–16, кн. 99. Ср. Каз. патр. прик. кн. 97. л. 13. 789 Соловьев. Истор. России III, XIII, гл V; Акт. Ист. IV, 202, 226. Дополн. Акт. Ист. VI, 2, стр. 4–30; 12 стр. 56–74. Тяжелая подать, воевода, подъячий, земский староста и разбойники выживали крестьянина и заставляли его уходить дальше за камень в Сибирь, говорит Соловьев. В второй пол. XVII в. в Москву пришла весть, что Устюжский уезд пустеет. Приехавшие мирские челобитчики – на вопрос: отчего у них бегут крестьяне? ответили: крестьяне бегут от больших податей, от воеводских налогов и посулов и от солдатских поборов, потому что сверх всяких податей воеводы князь Гавриил Мышецкий и Яков Змеев брали с нас – с 240 сошек деньгами на год слишком по 2 рубл., да хлеба – по осьмине ржи и по осьмине овса. У воеводы Якова Змеева было два племянника, которым давали с сошки по 2 гривны. Было много других платежей. Кружечные дворы увеличивали зло – крестьяне пропивались. (Соловьев. Ист. Рос. III, XIII 731–733, 1035–1037). С таких крестьян не только не приходилось брать, наоборот, приходилось им давать. Известен случай, когда вместо того, чтобы брать с крестьян патриаршего Иверского монастыря, обедневших от хлебного недорода, сверхгодового оброка, наметного перебора и всяких государевых податей и т. п., пришлось выдать им монастырских 1000 руб. деньгами и 500 четверт. хлебом (Акт. Ист. IV, 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Препятствия же, которые мы можем сделать, чтобы возбранить Ее приготовлениям к уходу, это показать истинное покаяние, покаяться в прегрешениях ваших, которыми вы виновны пред Царицей Спасения, словом, делом, мыслию, волею или неволею, совершенно отступить и больше не делать тех гадостей, которые делали. Если же не желаете покаяться, как я вам говорю, то дадим весть прежним святым отцам, чтобы пришли и проводили Царицу Спасения, Которая не по произволению Своему удаляется отсюда. Преподобнейшие отцы! Восстаньте, и окажите милость сей Горе честной, чтобы воспрепятствовать Царице Спасения удалиться с Горы сей, сосуда спасения; но нет возможности воспрепятствовать, так как не пожелают они покаяться; ради сего нет возможности воспрепятствовать. Если же покаются чистым покаянием, припадут к ногам Царицы Спасения, говорим: станут жить монашескою жизнию — с чистым сердцем, с подобающею чистотою спасения, с возделыванием пути спасения, но не пути погибели, если сие сделают, то я ручаюсь вам, что воспрепятствована будет Царица от Своих приготовлений к уходу. Если же не покаетесь чистым покаянием, то никак не может быть воепрепятствована Царица Спасения от уготовлений Своих к уходу. Если люди будут оставаться нераскаянными, сидеть во тьме и сени смертной, не станут каяться в возделывании ими путей погибели, дабы прийти на путь жизни монашеской, на путь спасения, то будет невозможно воспрепятствовать уходу Царицы Спасения. Восстаньте же, преподобные отцы, чтобы проводить Ее так, как вы Ее и предусретили, не удерживайте Ее. Востань, преподобие Гаврииле, чтобы проводить Царицу Спасения, так как ты предусретил Ее в пришествии Ее (т.е. востань, дабы проводить Иверскую икону Божией Матери, как ты ее встретил). Восстаньте, горы и холмы, теснины и пещеры, чтобы проводить освободительницу вашу, благодетельницу, которая вас освятила, избавила вас от вселения демонов, господствовавших над вами, благословила вас, и стали вы вселением спасения. Глава 85. Святогорцы, обратитесь к покаянию! О, иноки Афона! Что это сотворили вы! Горы, холмы, ущелья и пещеры печальны, вследствие того, что спасение приготовляется удалиться отсюда, а вы погружаетесь в путь погибели, путь спасения с себя скидываете.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Сталин никогда не был всевластным тираном. Но даже если бы ему действительно принадлежала неограниченная власть в стране, ему бы всё равно не могло быть подвластно всё, что в ней происходило. Ни один командир, полководец не делает всегда то, чего бы ему хотелось, ему всегда мешает противник. Сталину, понятно, приходилось и отступать, и идти на вынужденные компромиссы. Всё дело в том, какова главная цель. На войне, как на войне. И Кутузову приходилось отступать, он вынужден был даже оставить Москву (которую Сталин не оставил в 1941-м). Не жалко ли было Михаилу Илларионовичу Москву сдавать? Жалко до слез. Но пришлось сделать это ради того, чтобы сохранить армию, а значит Россию. «Россией управляет Матерь Божия Державная» - Запомни: Россией управляет Матерь Божия Державная! - говорил старец протоиерей Тихон Пелих (+17.07.1983 г.) одному из своих духовных чад. Но как управляет? Когда мы с утра обращаемся к Богу, к Божией Матери, читаем утренние молитвы, то у нас потом бывает уже другой день: другие мысли, чувства нас посещают, другие обстоятельства складываются. Тем более, это относится к такому великому духовному событию, как явление Державной иконы Божией Матери. Небесная Царица тогда вмешалась в течение русской истории. Она Сама объявила об этом явлением Своей Державной иконы - как объявила афонским монахам явлением Иверской иконы (обретенной преподобным Гавриилом, родом из Грузии), что Она желает быть их Игуменией, Вратарницей и хранить их обитель до последнего дня. Русская история пошла после этого уже иначе. После 1917 года события в России, покоренной властью, назвавшей себя «большевицкой», «советской», всё более уходили в сторону от того пути, который ей уготовали новые властители страны, а с середины 30-х годов пошли в чем-то прямо вспять. Так неисповедимы пути Промысла Божия, так сильна оказалась православная самодержавная русская традиция, которой дала новую силу Державная Владычица, что проявилась эта традиция в нашей жизни и в это время, и так, как этого вовсе не ждали.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/15/...

III. Испания. IV. Галлия. V. Ретия, Носикон, Паннония. VI. Италия. VII. Сардиния, Сицилия. VIII. Сарматия Европейская. IX. Дакия. X. Македония. XI. Мавритания Тингитанская. XII. Северная Африка. XIII. Мармарика Африк. и Египет. XIV. Ливия, Нубия, Абиссиния до Лунных гор. XV. Малая Азия. XVI. Сарматия Азиатская. XVII. Колхида, Кавказ, Прикаспие. XVIII. Сирия. XIX. Месопатамия. XX. Аравия, Персидский залив. Скифия внутрь Имайских гор. XXI. Сирика т.е. Китай. XXII. выше Индии. XXIII. Индия. XXIV. Индия вне Гангеса. XXV. Тапровани, остров. Из числа сих карт сняты мною только 8, кои представляют Россию, Придунайские Области, Афонскую гору с ее окрестностями, Египет, и Скифию с Китаем. На вопрос, почему бы не снять все? отвечаем: Deus nobis otium non fecit. При первом взгляде на литографированные карты всякий заметит, что градусы на них означены сбивчиво. Как я нашел их в подлиннике, так и снял. Что касается названий мест, то они написаны точь в точь с подлинными, но сами буквы – моего почерка, исключая нескольких местоназваний у устья Волги, кои скопированы с подлинника для показания почерка карт. Ватопедские карты весьма любопытны. Без сомнения, они списаны были с других подобных карт в одно время с перепиской всей рукописи. Сличение их с текстом Птоломея удостоверит, согласны ли они с ним, или нет, но во всяком случае они достойны внимания и исследования. Архимандрит ПОРФИРИЙ УСПЕНСКИЙ . Отделение I Статья 1. Уставы монастырей и скитов Св. горы Афонской Монастыри. Устав, начертанный Святогорцами и утвержденный Царем Иоанном Цимисхием. Протат. Подобный Устав, утвержденный Константином Мономахом. Протат. Определение отношений Прота Св. горы к Патриарху Цареградскому, изложенное к хрисовуле Анроника Ангела Комнина. 6821, ноября Инд. 11. Иверский. Устав отношений монастырей Афонских к Проту Св. горы, начертанный Собором, бывшим на Афоне под председательством Солунского Митрополита Гавриила, и утвержденный Патриархом Антонием. 6902, мая Инд. 2. Протат. Устав, данный Святогорцам Мануилом Палеологом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

2014/05/09, 09:06:31 Пресвятая Матушка, Богородица! Умоляю Святыми Твоими мольбами врачуй и спаси моего брата, раба Божьего Виктора, от опухоли в кишечнике и прочих недугов! Умоли сына Своего Иисуса Христа простить р. Б. Виктору все его согрешения. Слезно прошу, будь ему надеждой и опорой. Защити его от всякого зла. Помоги, о Царица Небесная, преодолеть моему братику все тяготы исцеления! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Раба Божья Марина 2014/05/05, 08:25:33 Матушка Божья!!! Прости меня,помоги мне,дай вылечиться,благослови меня на выздоровление. Аминь!!! р.б. Людмила 2014/04/09, 07:58:03 Родная наша Пречистая Богородица! Заступница наша за нас недостойных грешников.Прошу тебя пречистая Богородица помоги моему стершему сыночке рабу божьему Анатолию он давно кашляет и кашель не проходит и моему младшему сыночке рабу божьему Дмитрию у него вросшие ногти уже много лет мучается ребенок. Пречистая пресвятая Богородица не оставь моих деток помоги на тебя грешница уповаю .Еще прошу за мамочку свою р.б. Любовь вся больная, за мужа р.б.Сергея завесим от алкоголя и курева, за брата р.б. Сергея завесим от алкоголя и курева, за отчима р.б. Владимира завесим от алкоголя и курева, за племянника р.б. Никиту плохое зрение, и за себя недостойную грешницу невроз с навязчивыми идеями страх панические атаки. Милая наша Богородица нет таких слов на свете которые бы я могла тебе сказать как я тебя люблю и верю тебе, только ты можешь спасти наши души. Ты всегда нас уберегаешь от всего плохого на свете. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу На Свете . Аминь 2014/04/07, 15:13:03 Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Андрей 2014/03/27, 12:26:54 Пресвятая Богородица помоги справиться с телесными болезнями или перенести их достойно,Помоги справиться с сомнениями и сделать правильный выбор.Помоги р.б Александре,Марие,Марие,огради их от врагов.

http://isihazm.ru/1/?id=647&c_pid=3

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010