110 Названный так по Сорской обители, им основанной на реке Соре близ Кирилло-Белозерского монастыря. 114 Так, например, в ектении: «о свышнем мире и спасении душ наших помолимся», со словами, «о свышнем мире» иные соединяли понятие о мире ангельском и молились за ангелов. 115 Филарет, И. Р. Ц. II, 40. В древнейшем периоде греческий язык введен был даже в некоторые школы. 116 Так, например, Максим писал: «исповедую всею душою Богочеловека воскресшим из мертвых, а не «бесконечною смертию умерша», как проповедуют Его везде ваши толковые евангелия» (Филарет, И. Р. Ц. III. 112). 117 «Чаем воскресения мертвых и жизни будущая веки, вм. «будущаго века». Множественная форма «чаем» вм. прежней «чаю» внесена была по случаю ереси «жидовствующих», которые ссылались на слово «чаю», как на выражение нетвердой уверенности; употребив глагол во множественном числе, думали усилить множеством лиц твердость ожидания. Пр. Максим замечает, что по смыслу греческого слова, правильнее было бы перевести «жду», а не «чаю». (Филарет. И. Р. Ц. III, 114). 119 Вероятно, тоже по мысли Максима, так как он прежде еще хвалил великому князю венецианского типографа, знаменитого Альда Мануция. 120 См. Трехсотлетие первого друкаря на Руси Ивана Федорова (1583–1883 юбилейное издание Э. Гоппе. С.-Пб. 1883, стр. 3). 121 Эта первая русская типография впоследствии называлась «печатным двором»; он находился на Никольской улице на том самом месте, где теперь помешается Московская Синодальная типография. С того времени Никольская улица стала центром книжной торговли в Москве. 123 «Не зная ни православия, ни кривославия и божественная Писания точию по чернилу проходяще», как отзывался о противниках своих сотрудник Дионисия Арсений, они твердили только, что русские и без наук православны (Филарет, И. Р. Ц. IV, 103,104). 127 «Пусть не будет стыда, – говорил собор, – слушать меньших и от них научаться… Не должно следовать безбожному папскому правилу. Двор римский ( т.е папский) осмелился установить такое правило, что хотя бы папа тьму людей влёк за собою в ад, никто не должен ему сказать: стой! что ты делаешь? Если архиереи и другие настоятели любовно допустят делать замечания и будут исполнять все предписанное, то отцы в сынах и сыны в отцах прибывать будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Далее Карташев приводит несколько выдержек из летописей, гово­рящих о необычайной щедрости князя Владимира и о его неслыханном нищелюбии, когда Владимир не только устраивал обеды для бедных на своем дворе, но и приказал развозить продовольствие по улицам, вык­ликивая тех, кто не мог ходить. По сути дела это уже социальная помощь в государственном масштабе. Деятельность св. Вла­димира Карташев оценивает так: «Таким образом, в начале русского христианства был момент иск­лючительного порыва к исполнению евангельского идеала, подобный по­рыву первобытной иерусалимской церкви к самоотверженному подвигу общения имуществ»/74:129/. Подвиг св. Владимира действительно уникален. Его попытка осу­ществления «глобальной милостыни» вполне созвучна идеям св. Иоанна Златоуста о преображающей роли милостыни в социальной сфере. И плоды этой деятельности безусловно остались в народном сознании многие столетия и во многом определили характерные для русского на­рода особенности отношения к собственности и милостыне. «Стяжатели и нестяжатели». Спор между ними — замечательная страница истории Русской Церкви, в которой выступают все основные стороны проблемы собственности: личный идеал, социальный идеал, церковная собственность, власть и Церковь. Формально спор шел о том, должны или не должны монастыри владеть селами. Св. Нил Сорский на Поместном Соборе 1503г. высказал мнение, «чтоб у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием»/75:72/. Это положение св. Нил подтверждал жизнью в устроенном им на р. Соре ските – крохотной церкви и нескольких келий вокруг, где селятся вместе с Нилом, прошедшим аскетическую школу Афона, его единомышленники — «заволжские старцы». Все ориентировано на безмолвие, изучение Писания и молитву. Общей трапезы нет. Каждый старец ведет свое убогое хозяйство, кормится своим трудом. Допускается продажа «трудов своих рукоделия» (за малую цену)/76:6/, и «милостыня от христолюбцев нужная, а не излишняя». Наконец, «церкви не украшати» и никаких ценных вещей в келлии «не подобает имети». Иначе говоря, нестяжание – как личное, так и коллективное. Причем, настолько радикальное, что «не подлежит творити милостыни»/76:6/, ибо «нестяжание вышше есть таковых подаяний»/76:7/и монах должен творить «душевную милостыню» (помогать брату словом), а не «телесную». Воззрениям св. Нила сочувствовали его ученик Вассиан Патрикеев, позже – св. Максим Грек и некоторые другие. Образовалась «партия» «нестяжателей», которая стала вести острую полемику со св. Иосифом Волоцким и его последователями.

http://azbyka.ru/jekonomicheskie-kategor...

Подвижники XV века не оставили неиспытанным ни одного рода восточной подвижнической жизни. Вот еще три подвижника, сходные по тому, что были в собственном смысле отшельники, но неодинаковые по роду отшельнической жизни, – Павел Обнорский, Савва Вишерский, Нил Сорский – чудные рабы Христовы. Преподобный Нил, из бояр Майковых, постриженник Кириллова монастыря, вместе с учеником своим Иннокентием путешествовал по востоку, чтобы видеть и изучить жизнь подвижников, особенно афонских. По возвращении с востока, на р. Соре поставил он крест, часовню и келью; а когда собралось несколько братий, построен был деревянный храм во имя Покрова Богоматери; как для себя, так и для учеников поставил он правилом не общежительное житие, а строгое скитское. В завещании своем преподобный Нил писал, что, хотя многие просят его, предъявляя желание жить с ним, но так как немногие оказываются исполнителями его правил, то и он не желает принять к себе многих. А из грамоты великого князя Василия, данной вскоре после кончины преподобного Нила, видно, что вся братия скита его состояла из иеромонаха, диакона и 12 старцев. В завещании ученикам преподобный Нил так изображает внешнюю сторону скитского жития: а) Пропитание снискивать трудами рук, но не заниматься даже земледелием, так как оно по сложности своей не прилично отшельнику. б) Только в случае болезни или крайней нужды принимать милостыню, но не ту, которая могла бы служить кому-либо в огорчение. в) Не выходить из скита. г) В церкви не иметь никаких украшений из серебра, даже и для св. сосудов, а все должно быть просто. д) Здоровые и молодые должны утомлять тело постом, жаждой и трудом, а старцам и слабым дозволяется некое успокоение. е) Женам отнюдь не входить в скит. – Немногосложно правило для наружной жизни. Но преимущественный труд и подвиг скитского жития состоит во внутреннем подвижничестве, в бдительности над состояниями души, в очищении ее молитвой и богомыслием. Сие-то подвижничество преподобный Нил изображает довольно подробно в завещании для учеников своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Моли Христа Бога, да и всем православным христианом, в мире живущим, просветит ум и очи сердечная, еже ко спасению, утвердит их в вере, и благочестии, и в делании заповедей Своих, сохранит от лести мира сего и дарует им и нам оставление грехов и к сим приложит, по неложному обетованию Своему, и вся потребная нам ко временному животу. Да, в пустыни и в мире жительствующе, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и честности и Того усты и сердцем прославим купно со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Преподобный Нил Сорский Преподобный Нил Сорский родился в 1433 году. Он происходил из боярского рода Майковых. Монашеский постриг преподобный Нил принял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Некоторое время он жил в обители под руководством опытного старца Паисия Ярославова, впоследствии игумена Троице-Сергиевого монастыря. Затем вместе с иноком Иннокентием святой Нил отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет он прожил на Святой Горе Афон и в монастырях Константинополя, опытно постигая иноческую жизнь и изучая творения святых отцов-пустынников: Антония Великого , Василия Великого , Ефрема Сирина , Макария Великого , Исаака Сирина , аввы Варсонофия, Иоанна Лествичника , аввы Дорофея , Максима Исповедника , Исихия, Симеона Нового Богослова , Петра Дамаскина , Григория Богослова , Нила и Филофея Синайских. Наставления этих святых отцов преподобный воспринял умом и сердцем и превратил их в практическое руководство в своей жизни. После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный Нил не остался жить в нем. Сначала он построил себе келлию недалеко от обители, а затем в 15 верстах от нее, на реке Соре, водрузил крест, построил часовню и келлию и ископал колодец. Когда рядом поселились другие иноки, был воздвигнут храм в честь Сретения Господня. В возникшем монастыре преподобный Нил ввел не общежительный, а новый для Руси скитский устав, по образцу афонских скитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Соре, Иннокентия Охлябинина-Комельского, согласно очень правдоподобной записи в рукописном Сборнике XVIII в., Нил выслал из своего скита: «.. .ученика своего Иннокентия посла в Вологоцкой уездъ на Мрму реку и прорек ему: «Бог тя имать прославити тамо, и твоя обитель общая, а моя пустыня будет тако, какъ при живот моемъ, такъ и по смерти моей, и братія по единому имут житии в келіяхъ своихь“» (РНБ, 0.1.247. Л. 2). Дело в том, что Иннокентий, как это ясно видно из написанных им «Надсловия» и «Пристежения» к сочинениям своего учителя Нила, пришел к убеждению, что жить в кельях монахам подобает по двое или по трое, дабы у отшельника не было «единоборства съ бесы». Нил с этим не согласился и отправил Иннокентия основывать свою Спасо-Преображенскую Комельскую обитель. В его же ските, как мы знаем (Повесть о Нило-Сорском ските XVII в.), и в скитах его последователей в России XVII в. (скит Елеазара Анзерского) и в других странах, как-то: в Молдавии XVIII в. (скиты Василия Поляномерульского и Паисия Величковского) и в Германии XXXXI вв. (скит иеросхимонаха Василия Гролимунда) – осталось неизменным правило проживать инокам в кельях по одному. И остается не нуждающимся в переменах главное поучение Нила Сорского всем своим ученикам и последователям – «испытывать», внимательно читать «божественаа Писаніа». С. А. Семячко (Россия, ИРЛИ). Нил Сорский и традиции старчества на Руси Изучение старческой традиции на Руси имеет не слишком большую историю, и по большей части она касается исследования деятельности монахов Оптиной пустыни. Начало этой истории положил, пожалуй, В. И. Экземплярский , который хотя и выделял 2 типа старчества: «специальное руководство на пути иноческой жизни» и другой тип – он называл его русским старчеством – «новый вид монастырского послушания в деле служения Церкви народу», когда «умудренные опытом жизни старцы-подвижники» выступают «яркими светочами на пути искания народом нашим религиозной правды», – начинал историю старчества на Руси с Паисия Величковского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Преподобный Нил нигде не упоминает своих духовных учителей. Но они наверняка были, так как «умной молитве» нельзя научиться без старца; но, вероятно, его руководители находились не в России, а на Афоне. После своего возвращения из Греции он прожил некоторое время в Свято-Кирилловом монастыре: «близ монастыря сотворих себе келью». Однако в конце концов, спасаясь от мирских посетителей, Нил выбрал для своего скита лесное урочище на речке Соре верстах в 15 от Кириллова монастыря, который оставался центром монашеских колоний отшельников. Историк литературы С. П. Шевырев, посетивший Нилову пустынь в середине прошлого века, так описывает ее природу: «Дико, пустынно и мрачно то место, где Нилом был основан скит. Почва ровная, но болотистая; кругом лес, более хвойный, чем лиственный… Трудно отыскать место более грустное и уединенное, чем эта пустыня…» Здесь построено было несколько хижин-келий вокруг деревянной церкви. Здесь прошла вся жизнь преподобного Нила – в одиночестве, нарушаемом иногда лишь докучливыми гостями из «мира». Преподобный Нил неохотно открывал им двери: «Отвращаеми же от мене не оставляют мене почитати, ниже престают стужати ми, и сего ради смущения бывают нам». В 1489 году, когда Новгородский архиепископ Геннадий вел энергичную борьбу против ереси жидовствующих, он спрашивал Ростовского архиепископа, нельзя ли побывать у него Паисию и Нилу, чтобы поговорить о ересях. Очевидно, это самые влиятельные имена среди заволжцев. Но по всему своему направлению, Нил и Паисий не могли проявить сочувствия к кострам и казням Геннадия. Оба старца присутствовали на соборе 1490 года, который осудил еретиков, но обошелся с ними довольно мягко. Дальнейшее известие о преподобном Ниле относится лишь к 1503 году. На Соборе в Москве, собранном по совершенно иному поводу, неожиданно «нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормились бы рукоделием». Его поддержали белозерские пустынники. Руководители Собора были вынуждены срочно послать за Иосифом Волоцким , уже уехавшим с Собора, чтобы его авторитетом и энергией отстоять церковное землевладение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В 1504 году в Москве в присутствии великого князя Ивана III u ero сына Василия состоялся Собор, приговоривший к смертной казни еретиков, против которых боролись Геннадий Новгородский  и  Иосиф Волоцкий . Начались казни, подобных которым на Руси доселе не видели. 27 декабря того же года в Москве были заживо сожжены в клетках Иван Курицын и его сподвижники, в Новгороде сожгли Юрьевского архимандрита Кассиана и других еретиков, многих адептов ереси посадили в тюрьмы или отправили на покаяние в монастыри. Идейным противником Иосифа Волоцкого был преподобный Нил Сорский , который на Соборе 1503 года предложил, «чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням и кормились бы рукоделием». Благотворительность преподобный Нил считал не соответствующей иноческому образу жизни. По вопросу об отношении к еретикам Нил также резко расходился с Иосифом, не разделяя мнение последнего о том, что еретиков надо подвергать физической расправе. Преподобный Нил принадлежал к той духовной традиции, которую в Византии XIV века олицетворяли афонские монахиисихасты. В молодости он побывал на Афоне и по возвращении на Русь основал небольшой скит на реке Соре, где и провел всю жизнь, занимаясь подвижническими трудами и литературной деятельностью. «Предание о жительстве скитском», принадлежащее перу преподобного Нила, представляет собой систематический свод мыслей святых отцов о борьбе со страстями. Среди наиболее часто цитируемых авторов – Иоанн Лествичник , Исаак Сирин , Симеон Новый Богослов , Григорий Синаит . В отличие от Иосифа Волоцкого , чей устав главным образом посвящен внешним аспектам монастырского устроения, преподобный Нил обращает основное внимание на внутреннее делание и умную молитву, которую он – опять же в отличие от Иосифа – ставил выше церковного псалмопения. Характерна судьба другого духовного наследника «нестяжателей» – преподобного Максима Грека . Он происходил из богатой греческой семьи, в молодости уехал в Италию, где получил образование в ведущих университетах; там же он сблизился с видными гуманистами, такими как Пико делла Мирандола. Под влиянием Савонаролы, чья проповедь произвела на него сильное впечатление, Максим вступил в орден доминиканцев. Однако затем он покинул Италию и в 1505 году стал монахом афонского Ватопедского монастыря, где вскоре прославился своей ученостью. Когда великий князь Василий III Иванович обратился в Константинополь с просьбой прислать ученого грека для сличения имевшихся переводов и составления новых, выбор пал на Максима. По прибытии на Русь Максим занялся переводом Толковой Псалтири, однако, поскольку он не знал русского языка, переводить ему приходилось на латынь, а с латыни толмачи переводили на русский: такой способ перевода, разумеется, не мог обеспечить ему высокое качество. После окончания перевода Псалтири Максим хотел вернуться в Грецию, но ему поручили перевод Толкового Апостола и сличение славянских литургических книг с греческими: при сличении обнаружились многочисленные ошибки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

22 А.П.Лопухин описывает похороны своего учителя в траурно-патетических тонах, но отнюдь не благостный отзыв о похоронах А.Предтеченского у А.Л.Львова, начальника Синодального архива и библиотеки, ученика и земляка покойного: «Недавно хоронили А.И.Предтеченского , 30 лет прослужившего в Академии и пользовавшегося в свое время большою популярностью. Едва пустили отпевать в Академию. На панихиде ни одного академического монаха. Служил его ученик – Николай Гдовский, и с ним один сторонний архимандрит, да протоиерей. Из академических – ни души. На отпевание не пришел ни один студент. Вот как монахи пользуются воспитательными средствами! Ректор не проводил даже из Академии гроб почившего». («Быть может, и в моем песке и соре найдется какая-нибудь крупица...». Дневник Аполлинария Николаевича Львова/подг. текста, вводн. ст. и комм. С.Л.Фирсова//Нестор. Ежеквартальный журнал истории и культуры России и Восточной Европы. 2000. С.72–73). 23 См. некролог П.А.Борковской, написанный дьяконом В.Братановским, в: Новгородские епархиальные ведомости. 1899. С.1309–1311. 26 Републикация по: Памяти покойного А.И.Предтеченского , заслуженного профессора и почетного члена С.-Петербургской духовной академии: [Некролог и речи]. СПб., 1893. 30с. (Извлеч. из 19, 21 и 22 «Церк. вестн.» 1893г.). С.27–30. 27 Младший священник Петр Федорович Забелин (род. в 1859), кандидат С.-Петербургской Духовной академии, уроженец г. Новгорода, сын священника градской Георгиевской церкви. Рукоположен во священники к сей церкви в 1888г. 28 Намек на историческое значение города. Эпитет «Великий» официально не входил в состав топонима до 1999 года. 29 Орнатский Василий Семенович (1818–1904.03.09, †Юрьев монастырь Новгородского уезда) – протоиерей, настоятель Новгородского кафедрального Софийского собора на 1886г. (см.: ШереметевскийВ.Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т.1). По окончании Старорусского духовного училища продолжил обучение в С.-Петербургской духовной академии, которую закончил со степенью магистра в 1843г. В этом же году стал наставником и учителем французского языка Новгородской духовной семинарии, впоследствии – профессором семинарии. В 1850-е годы – священник Дмитриевской церкви, благочинный церквей Торговой стороны, в 1860–1872гг. – настоятель Знаменского Собора, с 1872 по 1904 г, – настоятель Софийского собора. В сфере интересов Орнатского были исторические исследования: он написал биографию архимандрита Фотия, в 1872г. возглавлял комиссию по разбору архива Новгородской духовной консистории с научной целью.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

Аще кто любовию духовною прилепляется мне, такожде советую делати, наипаче же тебе: за неже изначала духовною любовию усвояем ecu мне. И в другом письме: еще аще и ты хощеши, сотворяй по Святых писаниях и по сих разуму тщися делати заповеди Божия и предания Святых Отец. Слава о новом роде иноческаго пребывания, о строгости внутренняго иноческаго делания и о совершенстве, к которому ведет оно душу, расположило многих искать сожительства с блаженным Нилом. Собралось не мало братии. Преподобный Нил, для физических занятий братии и для общей потребы подвижников, устроил на реке Соре небольшую мельницу и задумал о построении, по мере сил своих, хотя небольшой церкви. Место, на котором стояли скитския келлии Ниловой общины, было кругом низко и болотисто. Каждую хижину поэтому строили на небольшом возвышении. Так и для церкви блаженный Нил с братиею насыпали своими руками высокий холм. Труженики имели в виду, чтобы на этом холме устроить для упокоения себя и могильную усыпальницу. На этом холме Нил и построил малую церковь, а впоследствии -здесь же воздвигнут был и другой храм. Устроенная преподобным Нилом церковь освящена была в память Сретения Господня. Устроивши таким образом свою обитель, блаженный Нил устроил в ней и внутренний порядок жизни на особых отшельнических правилах по образцу скитов Афонских. Почему обитель его и названа скитом. Преподобный Нил таким образом почитается в России основателем скитскаго жития в более строгом и точном его устройстве. А для того, чтобы дело его не погибло, как скоропреходящий цвет, он написал и особый устав скитскаго жития под названием: " Предание учеником о жительстве скитском " . " Не неведяше бо богомудрый старец, объясняет составитель молитвеннаго начала к уставу, яко беде велицей подлежит носяй имя пастырское и оставляяй овцы самочинием паствитися и от ограды излазити: зане вскоре таковое стадо в расхищение зверем бывает: пастырь же и юзам, и темнице и многим томлениям за то повинен бывает. Сего ради и отец наш, убоявся прещения такового суда, не оставя нас самочинием водимым быти, но вкратце собрав от божественных Писаний о истинней Православной вере и о дельных завещании предаде нам написано " .

http://isihazm.ru/?id=522

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010