Посему, возлюбленные, поспешая к намеренному, «к почести вышняго звания» ( Флп. 3:14 ), и будучи недалеки от венцов, не ослабляйте доброго усердия, но и последующим за вами передайте оное в той же силе, в какой прияли от предшественников. О тех же, которые услаждаются пока суетою и труды, которые надлежало посвятить добродетели, тратят на труды земные, пожалейте как о трудящихся напрасно и сеющих «в плоть», от которой можно пожать «истление» ( Гал. 6:8 ). Глава 52 Не слишком упорно препирайтесь с ними как с погрешающими в том, что прилично жизни апостольской. Ибо, кого не убедило дело, тех не усрамит слово, как способных более не стыдиться увещаний, чтобы не показать, будто бы они явно уличены и обличения всем обнаруживают их безуспешность, и, если приимете их благосклонно, чтобы не подать такой о себе мысли, будто бы они побеждены молчанием. Если бы склонны они были к исправлению, то прежде человеческих увещаний уважили бы паче поучительные слова Господа, которые изрек Он, обращая речь к многостяжательному: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищым.., возьми крест... и гряди вслед Мене» ( Мф.16:24, 19:21 ). Сам Господь, чтобы удобно было идти ему «путем узким и тесным», снимает с него то бремя, которое, как оно ни тяжело и ни трудно, любят они, делая тем для себя затруднительным и даже совершенно невозможным вход в Царство, Самою Истиною уподобленный игольным ушам (см. Мф. 19:24 ) и едва приемлющий душу, обнаженную от житейских забот и свободную от тревог, и притом когда она, может быть, отстраняет от себя это и усиливается пройти боком 20 по тесноте и неудобопроходимости врат, которые сдавливают и боком входящие тела, даже не обремененные грузом тяжелых нош. Как же те, которые, как о вещах драгоценных, заботятся о соре и о том, что еще хуже сора, скажут: «Вот мы оставили все и пошли вослед Тебе»( Мф. 19:27 ), не оставив даже и того, что еще и не приобретено ими, иноческую жизнь соделав как бы поводом к купле, а не к любомудрию? Она и действительно есть повод к величайшей купле, но – будущих благ, а не настоящих пышностей и нищетою, скудостию и всем оным, что кажется ныне суровым, доставляет там наслаждение всеми приятностями, человеку неизвестному и неславному дает дерзновение пред Богом и вечную славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

- Еще одно слово, - сказал Виктор, - вы, господа идеологи, летая по поднебесью, любите помыкать нами, бедными смертными, которые, как ты говоришь, роются в соре: нельзя ли не так решительно? - уж пускай Мальтус бог с ним; но Адам Смит, великий Адам Смит, отец всей политической экономии нашего времени, образовавший школу, прославленную именами Сэя, Рикардо, Сисмонди! не слишком ли резко обвинить его в явной нелепости, а с ним и целые два поколения. Неужели на род человеческий нашло такое ослепление, что в продолжение полустолетия никто не заметил этой нелепости? Фауст. - Никто? Нет, я следую совету Гете: " Wilhelm Meisters Wanderjahre " я хвалю без зазрения совести; но когда я принужден порицать кого-нибудь, то всегда стараюсь поддержать свое мнение каким-либо важным авторитетом. В начале нашего века жил человек по имени Мельхиор Жиойа, о котором английские и французские экономисты упоминают в истории науки, для очистки совести, хотя, верно, никто из них не имел терпения прочесть около дюжины томов in 4ь, написанных смиренным Мельхиором, - этот чудный подвиг глубокомыслия и учености. В 1816 году он приложил к своей книге См. " Nuovo prospetto delle scienze economiche " , 6 v. in 4ь, Milano, 1816, tomo V, parte sesta, p. 223. Stato della scienza таблицу, которую, не без иронии, назвал: " Настоящее состояние науки " ; в этой таблице он свел разные так называемые аксиомы политической экономии Адама Смита и его последователей; из таблицы явствует, что эти господа просто самих себя не понимали, несмотря на обманчивую ясность, за которою они гонялись. Так, например, Адам Смит, великий Адам Смит доказывает, что труд есть первоначальный и не первоначальный источник народного богатства; Adam Smith (франц. изд. 1802 года), t. I, p. 5 и t. IV, р. что усовершенствование промышленности зависит вполне и не зависит от разделения работ; Ibidem, t. Ill, p. 543 и t. I, p. 17-18; t. I, p. 11 и t. II, p. что разделение работ есть и не есть главнейшая причина народного богатства; Ibidem, t. I, p. 24-25 и t. I, p. 262-264; t. I, p. 29 и t. II, p. 370, 193, 326, 210; t. III, p.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

— Как в Соре! — добавил Тук и проснулся. Было ясное утро, он ровно ничего не помнил из своих снов, да и не нужно было — нечего заглядывать вперед. Он вскочил с постели, взялся за книгу и живо выучил свой урок. А старая прачка просунула в дверь голову, кивнула ему и сказала: — Спасибо за вчерашнее, голубчик! Господь да исполнит лучший твой сон. А маленький Тук и не знал, что ему снилось, зато знает это Господь Бог! Мотылёк Мотылек вздумал жениться. Естественно, ему хотелось взять за себя хорошенький цветочек. Он посмотрел вокруг: цветки сидели на своих стебельках тихо, как и подобает еще не просватанным барышням. Но выбрать было ужасно трудно, так много их тут росло. Мотыльку надоело раздумывать, и он порхнул к полевой ромашке. Французы зовут ее Маргаритой и уверяют, что она умеет ворожить, и она вправду умеет ворожить. Влюбленные берут ее и обрывают лепесток за лепестком, приговаривая: «Любит? Не любит?» — или что-либо в этом духе. Каждый спрашивает на родном языке. Вот и мотылек тоже обратился к ромашке, но обрывать лепестков не стал, а перецеловал их, считая, что всегда лучше брать лаской. — Матушка Маргарита, полевая ромашка! — сказал он. — Вы умеете ворожить! Укажите же мне мою суженую. Тогда я хоть сразу могу посвататься! Но ромашка молчала — она обиделась. Она была девицей, а ее вдруг назвали матушкой. Как вам это понравится? Мотылек спросил еще раз, потом еще — ответа все нет. Ему это надоело, и он полетел прямо свататься. Дело было ранней весной. Всюду цвели подснежники и крокусы. — Недурны, — сказал мотылек, — миленькие барышни. Только… зеленоваты больно! Мотылек, как и все юноши, искал девиц постарше. Потом он оглядел других и нашел, что анемоны горьковаты, фиалки немножко сентиментальны, тюльпаны-щеголихи, нарциссы — простоваты, цветы липы и малы и родни у них пропасть, яблоневые цветы хоть и почти как розы, да недолговечны: пахнуло ветром — и нет их, стоит ли и жениться? Горошек понравился ему больше всех: бело-розовый, просто кровь с молоком, нежный, изящный, да и на кухне лицом в грязь не ударит. Мотылек совсем уж было собрался посвататься, да вдруг увидел рядом стручок с увядшим цветком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

— Раб Божий, я вижу его, и ужасный страх объял меня; скажи мне: что нужно для спасения души моей? Андрей снова сказал ему: — Поверь мне: если ты не послушаешь меня, я нашлю его на тебя, чтобы он тебя замучил и чтобы о твоем посрамлении услышали не только одни сии граждане, но и все четыре страны вселенной; берегись же и исполни то, что я тебе говорю. Услыхав сие, инок убоялся и обещал исполнить все, что приказывал святой. И тотчас Андрей увидел, что с востока пришел могучий дух в образе молнии и коснулся того змия, уничтожая силу последнего; змий же, не будучи в силах вынести сие, превратился в ворона и исчез. Также погиб и черный эфиоп, и снова над тем иноком принял власть ангел Божий. Расставаясь с иноком, блаженный заповедал ему: — Смотри, ничего не рассказывай обо мне, а я стану вспоминать тебя в моих молитвах день и ночь, дабы Господь Иисус Христос направил тебя на добрый путь. После того инок пошел и раздал нищим все свое золото, и еще более был впоследствии прославлен Богом и людьми; многие приносили к нему золото, чтобы он раздавал его бедным. Но он приказывал жертвователям раздавать его своими руками, говоря: — Какая для меня польза заботиться о чужом соре? В то время, когда он жил так, как подобает иноку, с радостным лицом в видении явился ему святой Андрей, показал ему на поле светлое дерево, имеющее цвет сладкого плода, и сказал: — Возблагодари Бога, отче, за то, что Он исторг тебя из пасти змия и соделал твою душу подобной цветоносному дереву. Постарайся же сей цвет обратить в плод сладкий. Сие прекрасное дерево, которое ты видишь, есть изображение твоей души. Придя в себя, инок еще более окреп в духовном делании и всегда приносил благодарение Богу и угоднику Его Андрею, наставившему его на путь спасения. Святой Андрей так благоугодил Богу и столь возлюбил его Господь, что однажды он был, подобно Апостолу Павлу, восхищен до третьего неба (2 Кор.12:2) и слышал там неизреченные глаголы и созерцал незримые для смертного красоты рая. О сем поведал он сам перед своей кончиною верному своему другу Никифору.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Е.В.Романенко Нил Сорский и традиции русского монашества. Нило-Сорский скит как уникальное явление монастырской культуры Руси XV-XVII вв. Источник 1. Основные принципы скитского жития по древним источникам Около 1485 г., возвратившись из паломничества во Святую Гору Афон, преподобный старец Нил вместе со своим учеником Иннокентием поселился в лесу на реке Соре, за «пятнадесят поприщ» от Кирилло-Белозерского монастыря. На Соре он бывал и раньше, когда, будучи монахом Кириллова монастыря, разбирал межевые дела с соседним Ферапонтовым монастырем 1 . Очевидно, место тогда понравилось преподобному старцу своей уединенностью и пустынностью. Болота, «мхи великие и непроходимые» делали его труднодоступным для мирских людей. Преподобный Нил выбрал Copy как место, удобное для жизни по скитскому обычаю, общий принцип которого он так сформулировал в своих главах «О мысленном делании»: «еже с единем или множае с двема братома житие» 2 . Традиция скитского жительства восходит к первым векам монашества, основатель которого в Египте преподобный Антоний Великий († 356) после 20 лет затвора, как сообщает его житие, жил в окружении своих учеников (РГБ. Вол. собр., 630, л. 100). Хотя это не был скит со своим определенным уставом и правилами жизни, но в нем соблюдался основной принцип скитского жития – иноки всегда могли пользоваться наставлениями своего старца и спасались рядом с ним. Именно о таком устройстве монастыря преподобного Антония Великого сообщает и скитский патерик (в тексте все цитаты из скитского патерика приводятся по списку рукописи XVI в. из библиотеки Нило-Сорского скита): «Поведа... Кроние, презвитер Нитрийскым яко некогда унынию нападшу ми. Ползы ради приидох к авве Антонию и дошедшу ми в монастир долнии идеже ученици его седяху и ждах его видети. Когда убо десятый день схождааше когда же пятыи яко же хотяше ему Бог открыти по потребе сошедшихся» (РНБ. Кир.-Бел., 20/1259, л. 2 – 2 об.). Первые египетские монастыри скитского типа основали ученики преподобного Антония – святой Аммон и преподобный Макарий Великий , Египетский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Т.В.Чумакова Скачать epub pdf Постриженник Кирилло-Белозерского монастыря, много лет проведший на Афоне и в Студийском монастыре, Нил Сорский по возвращении на Русь основал на реке Соре скит. Первоначально скитская жизнь на р.Соре регламентировалась «Преданием» Кирилла Белозерского, но вскоре Нил Сорский создал свое «Предание», известное в устной традиции как «О жительстве святых отець сие предание старца Нила Пустынника учеником своим». Идеи, изложенные в «Предании» были развиты в обширном «Уставе» Нила Сорского . В «Предисловии» к «Уставу» кратко сформулированы основные тезисы учения Нила Сорского, который опирался на представление о том, что человеческий ум – образ Божий, и преобразовать его можно через избавление от «множественности». Воссоединению разрозненных душевных частей мешают «страсти». Поэтому аскету для того, чтобы восстановить «разум истинный», необходимо практиковать «усмирение страстей». «Страсти» локализованы в телесном органе – сердце, откуда исходят в виде «помышлений зла». В борьбе со страстями обычная молитва бесплодна, поскольку не затрагивает ум, поэтому «делание сердечное», необходимо должно сопровождаться «мысленным блюдением», и «умным хранением различными беседами». Борьбу добра и зла в человеке Нил Сорский называет «мысленной борьбой», к анализу которой, обстоятельно рассматривая последствия развития греховной мысли и давая указания о избавлении от нее, он приступает уже в «Предисловии». Нил Сорский разделяет точку зрения Григория Синаита  и других церковных мистиков о том, что страсти противоестественны природе человека, это случайный недуг. И цель жизни аскета, стремящегося достичь личной святости, преобразиться, состоит в освобождении от страстей и достижении первобытной чистоты. С первых строчек предисловия к «Уставу» очевидны антропологические интенции Нила Сорского , его стремление к целостному видению человека. Сорский считает человека в его современном («падшем») состоянии не вполне человеком, и «истинным» человеком для старца является Адам до того, как он «вкусил» с древа познания добра и зла. «Вкусив» запретный плод, Адам нарушил божественную заповедь, и «повредил» не только душу, но и

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/pr...

До настоящего времени оно не сохранилось как единое целое. Древнейшая скитская опись книг дошла до нас только от XVII в., но уже в середине XVIII в. манускрипты были переданы в Кирилло-Белозерскую киновию. Изучение рукописей показало, что и ранее часть из них попадала в другие обители. На сегодняшний день в различных собраниях библиотек и музеев выявлено около 100 рукописей скита на Соре. Книжное собрание пустыни формировалось традиционными путями: за счет вкладов, покупки и переписывания манускриптов. По большей части оно пополнялось именно вследствие копирования рукописей, так как сорский скит имел свою специфику: по уставу заволжского старца в его обитель принимали только грамотных иноков, и переписка книг была их основным «рукоделием». Часть книг пустыни сохранила имена вкладчиков. Так, в середине XVI в. княгиня Анна Кубенская вложила в Нилову пустынь роскошное Евангелие, Василий Михайлович Тучков, приближенный к великокняжескому двору, человек начитанный и даже близкий литературной среде, подарил Прологи. Следует упомянуть также Арсения Елассонского, грека, прибывшего на Русь в 1588 г. в свите патриарха Иеремии II и преподнесшего в качестве вклада в скит Служебник. Изучение помет и вкладных записей дало возможность выявить и другие имена вкладчиков и таким образом проанализировать связи Нило-Сорской пустыни с другими книжными центрами. Так, на протяжении всего времени существования Соловецкого монастыря наблюдается интерес его иноков к духовной жизни Нило-Сорской пустыни. Преподобный Нил был постриженником Кириллова монастыря. После паломничества по Афонским обителям, основывая пустынь на реке Соре, он взял за основу древний Устав скитского жительства. Список этого Устава, как свидетельствует запись на рукописи Соловецкого собрания, принес в Соловецкий Анзерский скит в начале XVII в. монах Дионисий по прозвищу Крюк по просьбе основателя Анзерского скита преподобного Елеазара. Помимо Дионисия в XVII в. в Соловецком монастыре находились и другие иноки Белозерья, например Макарий Сибирец оставил несколько рукописей и в Кирилло-Белозерской и Соловецкой киновиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Стоит в 15 верстах от города Кириллова при реке Сорке (Соре), впадающей в реку Бородаву. Скит преподобного Нила Основана в 1480-е годы преподобным Нилом Сорским , иноком Кирилло-Белозерского монастыря . Постепенно стали собираться к преподобному Нилу и другие монахи. Преподобный Нил дал своим ученикам скитский устав , на основе уставов бытовавших тогда на Православном Востоке где он до этого побывал, почему и пустынь его сначала называлась скитом . При нем же был построен и храм в честь Сретения Господня . По преставлении преподобного Нила в 1508 году на месте его захоронения монахи положили камень, а позднее поставили часовню. После смерти основателя скит продолжал оставаться небольшим, монахов в нем было немного. В 1515 году в скиту жили священник, дьякон и двенадцать старцев. Как и при Ниле Сорском, все имущество, пища и одежда их были общими. Слава преподобного Нила росла и Московские князья взяли скит под свою защиту и на свое материальное обеспечение. Вторым храмом обители стала такая же небольшая, как и первая, деревянная церковь Ефрема Сирина с трапезной. Царь Иван Грозный , посетивший скит в 1569 году, хотел поставить в нем каменную церковь, но преподобный Нил, явившись к нему в сонном видении, запретил нарушать предание скитской нищеты, поэтому долгое время скит оставался полностью деревянным. Есть известие, что и позже воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. По отписным книгам первой половины XVII века, в нем имелись, кроме двух церквей, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, часовенка над гробом основателя, сторожка, житница, амбар, ледник, конюшня и старая мельница. Приписной скит В 1641 году Нилов скит по указу царя Михаила Федоровича приписали к Кирилло-Белозерскому монастырю , что позволило несколько оживить ремонтные и строительные работы. Были возведены новая колокольница и небольшая холодная церковь во имя Третьего обретения Честной Главы Иоанна Предтечи над захоронением основателя скита. Строилась церковь на государево жалованье (десять рублей) и вклады (шестьдесят рублей двадцать девять алтын две деньги). Вкладчиками являлись ярославец Федор Федоров Неждановский, Кондратий Лукин с товарищами и боярин Борис Иванович Морозов. Через несколько лет в церкви установили деревянную резную золоченую раку, В этой церкви висели и самые дорогие иконы из имеющихся в скиту. Серебряные оклады на иконах и серебряные сосуды, появившиеся во второй половине XVII века, тоже были вкладными. Вкладами и перепиской книг пополнялась и библиотека скита - в 1641 году она насчитывала семьдесят книг, а в 1689 году уже сто сорок, являясь значительным для того времени собранием. Число монахов в скиту постепенно уменьшалось и составляло в конце XVII века всего пять-шесть человек.

http://drevo-info.ru/articles/11273.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010