к. Игоря совершается местно 5 Июня», и можно думать, что поправка сделана на основании достоверного полученного сведения. В Черниговском соборе мощи князя положены были не в самой церкви, а в башне, которая пристроена к церкви с западной стороны и которая называлась по древнему теремом, – Ипатск. лет. под 1150-м годом, стр. 288 fin. В настоящее время, вероятно, с того же нашествия Монголов, что выше, мощей князя не существует. 84 Лаврент. летопись под 1175-м годом, 2-го изд. стр. 352, Академ. летопись под 1238-м годом, стр. 493, и Ипатск. лет. под 1175-м годом, 2-го изд. стр. 403. 85 Скончавшийся по двум противоречащим между собою показаниям Патерика Печерского (у Симона о создании церкви и о зодчих) в 1072-м или 1073-м году, т. е. за два года или за один год до преп. Феодосия. 86 Называет Антония святым и как будто в точном смысле этого слова или святым формально канонизованным и помянутое выше слово в субботу сыропустную, егда память творим святых отец, написанное до нашествия Монголов, Восток. стр. 611. 87 Мощи преп. Антония, как мы сказали выше, никогда не были открываемы и до сих пор остаются под спудом, см. о них Описания Киево-печерской Лавры митр. Евгения гл. XIV (А о том, что иным поклонникам в конце XVI века показывали в Печерском монастыре мнимые главы препп. Антония и Феодосия, если только сами поклонники не сочинительствуют, см. в Описании рукописей Троицкой Лавры 734).-Память преп. Антония в Печерском монастыре и вообще Киевской Руси всегда была празднуема 7-го Мая, которое принимается за день его кончины; в старых Московских святцах она-то мод 7-м Мая, то, и большею частью, под 10-м Июля (cfr Onucahuя рукописей той же Лавры 245), а теперь, со времени Устава патр. Иоакима 1682-го года, – согласно с Печерским монастырем 7-го Мая. 88 В сказаниях о св. Леонтии говорится, что мощи его обретены в виде целого тела, но теперь они, вероятно, со времени разорения Ростова и в нем его соборного храма Поляками 14-го Октября 1608-го года, под спудом, см. сочинение гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1796 Устав напечатан, как мы указывали выше, в III томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографич. Комиссией. 1797 Вел. кн. Георгий или Юрий Всеволодович пал в битве с Татарами на Сити не 4-го Февраля, а 4-го Марта, так что установители празднования его памяти ошиблись на целый месяц. 1798 Проявление мощей значит обретение мощей; в другом уставе Московского Успенского собора, напечатанном в VI томе Вивлиофики Новикова, вместо: проявление мощей и стоит именно: обретение мощей, – стр. 211. Но обретение мощей было 14-го Июня, – Никон, лет. VI, 41 и Воскресенск. лет. в Собр. летт. VIII, 171. Что значит в данном случае «проявление мощей» и по какому поводу установлен был праздник, это объясняют святцы с летописью, напечатанные в Москве, в 1648-м году, в которых читается под 4-м Августа: «Проявление мощей иже во святых отца нашего Петра митрополита Московского: святитель Пётр митрополит явися благочестивой царице Анастасии (т. е. супруге Грозного, вступившей в брак с ним 13 Февраля 1547-го года и скончавшейся 7-го Августа 1560-го года), не повелевая никомуже гроб свой раскрывати никогда, и повеле ей своею печатию раку запечатлети, и того дня уставиша праздник сей праздновати», см. в Памятниках Московской древности Снегирева стр. 7 (в каталоге Русских святых половины XVII века, находящемуся в академич. ркп. 201, читается о празднике нашего дня: «в 4 день явление иже во святых отца нашего Петра митрополита Московского и всеа России благочестивой царице Анастасии», – л. 326 об.). 1799 Преосв. Сергий в Полном месяцеслове Востока, I, 315, говорит, что со времени патр. Иоакима перестали быть вносимы в печатные книги: под 13-м Июня Андроник Московский и под 31-м Июля Никодим Кожеезерский, но, вероятно, он разумеет не 48-ю главу Устава и не святцы, а Пролога. 1800 Память митр. Ионы, положенная собором 1547-го года на 30-е Марта (вместо 31-го, составляющего действительный день его кончины) в XVI веке праздновалась в Московском Успенском соборе, в разные дни, как укажет царь или патриарх. В Выходах государей записаны дни её празднования; 29:30 и 31 Марта, 1:4, 16:21, 23 Апреля, 13 Мая и 6 Июня. Почему перенесена, намять с 30 Марта на 15-е Июня, сказать не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вашего Превосходительства покорнейший слуга и брат Епископ Игнатий. Телеграмма настоятелю Троице-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию (Малышеву) от 1 мая 1867 года в 9 час. 12 минут [ 1366 ] Просят приехать на похороны Епископа Игнатия седьмого мая Вас, Чихачова, Яковлева, Гедеона. Иеромонах Каллист. Сведения о погребении Преосвященного Игнатия Брянчанинова [ 1367 ] …В день погребения 7-го мая (5-го) отслужена… о. архимандритом Игнатием (Малышевым) соборная Божественная Литургия с панихидою.   Присутствовали: Племянники родные 1. Александр 2. Николай Семеновичи Брянчаниновы 3. Петр Дмитриевич Паренсов 4. Алексей Петрович Брянчанинов Бибиковы: 5. Елена 6. Параскева Ильиничны 7. Варвара Чичерины: 8. Александра Александровна 9. Саша Константинович 10. Ольга Павловна, урож. княжна Голицына Аскоченские: 11. Виктор Ипатьевич   Много было других, молившихся об упокоении новопреставленного. Письма отправлены от Преосвященного: 1) От 24-го апреля князю Михаилу Дмитр. Волконскому 2) От 25-го апреля Ивану Никитичу Глазунову 3) От 25-го апреля М. П. Бибиковой 4) От 25-го апреля в моем письме (П. П. Яковлева) 5) А. П. Плещеевой 6) С. И. Снессоревой При погребении было до 5000 человек. Капитала осталось после усопшего 7 копеек и долгу 70 рублей, которые поручил заплатить на имеющего получиться за два месяца пенсиона. Из письма игумена Антония (Бочкова) [ 1368 ] 1 мая уведомили меня по телеграфу о кончине Преосвященнейшего Игнатия. А накануне я благодарил его письмом за присланные последние тома его сочинений: письмо мое застало его во гробе. Служил по новопреставленном две обедни сам и две панихиды собором, но память о нем останется в душе моей навсегда. После вашего преподобного Нила Сорского Преосвященный Игнатий был вторым и, может быть, последним монашеским учителем и писателем, а по силе слова, по ясности изложения своего аскетического учения — первым и единственным. Никто из современников не мог равняться с ним в знании Отеческих писаний. Это была живая библиотека Отцов. Учитель плача, новый Иеремия, скончался к этому пророческому дню, и последователь преподобного Нила погребен в день его памяти. Вся седмица мироносиц, по Евангелию Иоанна, как бы посвящена усопшим, и вся Вселенская Церковь воздала эту честь новопреставленному невольно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2) Антиминс на холсте, «священнодействованный преосвященным Леонидом, архиепископом Сарским и Подонским, лета мироздания 7235, от рождества же Христова 1727, месяца сентемврия в 3-й день». Антиминс хранится в золоченой раме, на стене Троицкого алтаря. 3) Деревянный крест, в позолоченной раме, с надписью: «Освятися жертвенник Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Святителя Николая Чудотворца, при державе всепресветлейшего державнейшего Императора и Самодержца Всероссийского, Петра Великого, отца отечества, по благословению Правительствующего Синода, в лето 1723 Индикта 11-го мая дня, на память священномученика Мокия». Вероятно, крест находился под престолом Никольского придела. 4) В стене главного алтаря, на железной доске, начертано: «во имя Отца, Сына и Св. Духа основана сия церковь в честь Св. Живоначальные Троицы, при державе Благочестивейшей Государыни Императрицы Елизаветы Петровны самодержицы Всероссийской, благословением преосвященнейшего архиепископа Силивестра С.-Петербургского и Слютенбургского, в бытность командующего капитана Алексея Михайлова, сына Харламова. Августа 3-го дня, 1758 года». Население Колпина постоянно возрастало. Заводы, состоя в морском ведомстве, комплектовались рекрутами, по мере развития работ. Рекруты, поступив на завод, вступали в брак и селились на заводской земле. Дети их числились кантонистами и, после обучения в заводской школе, поступали в число рабочих. Рабочие, выходя, по выслуге лет в отставку, оставались навсегда в Колпине, а способные к работам служили на заводе по вольному найму. Мастеровые составляли собою 8 рот 6-го рабочего экипажа; дети их и дети отставных мастеровых составляли 7-ю и 8-ю роту учебного морского экипажа. Так образовалось нынешнее население Колпина. С 1-го января 1863 года рабочий экипаж и роты кантонистов упразднены. Некоторые рабочие остались по вольному найму. Причт Колпинской церкви, с 1773 по 1800 год, составляли два священника, диакон и два дьячка. С 1800 по 1829 год был уже один священник. Вот имена прежних священников: Николай Григорьев и о. Михаил, служившие около 1773 года; Петр Львов, поступивший в 1774 г. на место о. Михаила; Василий Никитин, заменивший с 1779 г. Николая Григорьева; Адриан Федоров, из здешних диаконов, заменивший Петра Львова в 1787 году; Петр Шишов, поступивший в 1794 году на место умершего о. Адриана; в 1800 году в составе причта был один священник Петр Шишов, умерший 25-го июля 1805 г. и на место его поступил из здешних диаконов Михаил Петров Львов; по смерти его (27-го мая 1809 г.) поступил в священники здешний диакон Захар Семенов; по смерти его (10-го января 1823) поступил Евлогий Логиневский; по переводе Логиневского в Петербургский морской госпиталь поступил Василий Лепешинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сюда относятся: 17 января память св. Антония В. с богослужением в храме Воскресения; эта память торжественно праздновалась и палестинскими подвижниками 45 ; чтения для нее – Пс. 115:6 : Честна пред Господем, Евр. 11:32–40 , Пс. 114 : Возлюбих, яко услышит, Мф. 10:37–42; 19 января – импер. Феодосия В. († 17 января 395 г., – в константинопольских месяцесловах 9 и 10 ноября) также в храме Воскресения: Пс. 132 : Помяни Господи Давида: 1Тим. 2:1–7 , Пс. 20 : Господи силою Твоею, Лк. 7:1–10; 7 маяпамять Знамения Креста Господня в Иерусалиме (351 г.): богослужение назначается пред Голгофой и чтения на нем – Пс. 96:6 : Возвестиша небеса правду Его, и видеша вси людие славу Его, послание св. Кирилла Иерусалимского о названном чуде импер. Констанцию, Гал. 6:14–18 , Пс. 97 : Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь, Мф. 24:30–35; 18 мая – в Вифлееме, память младенцев, избиенных по повелению Ирода: в константинопольских месяцесловах такая память положена на 5-ый день Рождества (29 дек.), в лекционариях евангелие об этом назначено на 3-й день Богоявления; память 18-го мая, по-видимому, имеет связь с праздником египетских церквей 19 мая, когда они вспоминают пришествие Господа в Египет 46 , что, в свою очередь, является пережитком древней памяти Рождества Христова 47 ; праздник 18 мая указывает одна лишь парижская рукопись и ставит его пред 50-цей: не стоял ли он в какой-либо связи с памятью 40-го дня по Пасхе, когда, по описанию Эферии, в Вифлееме совершалось бдение? Для данной памяти назначен двойной комплект чтений, одни из них почти тождественны с константинопольскими Евр. 2:11–18 и Мф. 2:16–18 , другие же, вероятно, иерусалимские – Пс. 8:3 : Из уст младенец: Деян. 12:1–24 , аллил.: Пс. 102 : Благослови душе моя Господа, Пс. 24:1 : Господня земля и исполнение ея 48 , Лук. 14 (вероятно, 12) Лк. 14:41–53 . К иерусалимским же чисто памятям следует отнести – свв. епископов иерусалимских – Кирилла и Иоанна (вероятно, II-ro, 386–407, насадителя монашества в Палестине) 12 и 29 марта, а также – пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

-Установление поста в праздник Воздвиженья относится к 7 веку. Царь Персидский Хозрой, при нападении на греков, когда овладел Иерусалимом, то вместе с другими сокровищами храма похитил и древо креста Христова. 14 лет крест Христов находился в руках неверных. Когда же Ираклий, император греческий, победил сына Хозроева, Сироя, то принудил его возвратить вместе с пленниками и крест. Перенесение креста Христова из Персии в Иерусалим сопровождалось чудом. Когда Император Ираклий, встретив крест, взял сам нести его до храма, то у ворот на гору Голгофу был остановлен невидимою силою. Патриарх Захария, сопровождавший крест, по внушению ангела, объявил, что Сын Божий нес древо креста на Голгофу не в царском величии, как он в царской короне и порфире, а в смиренном образе раба. На другой день в простом одеянии, босой, царь взял и беспрепятственно внес крест Христов во храм, откуда он был похищен персами. В память сего чуда в день Воздвижения и положен пост. Сентября 26-го, праздник св. Иоанна Богослова См. 8-го мая. Октябрь Какие праздники в октябре месяце? В октябре бывают следующие праздники: 1-го, Покрова Пресв. Богородицы, 5-го, четырех святителей Московских и всея России: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, 22-го, Казанской иконы Пресв. Богородицы. Кроме их, менее чтимый праздник 24-го, иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». К какому разряду относятся праздники октября? Все к разряду средних. 1-го Октября, праздник Покрова Богородицы Скажите о празднике Покрова Пресв. Богородицы. Праздник этот установлен в память чудесного явления Божией Матери на воздухе в молитве пред Сыном своим и Господом И. Христом. Некогда – это было в 10 стол. (в 911 году) в царствование Льва премудрого – сарацины, т. е., арабы, вторглись в Грецию, и положение греческих христиан было очень опасно, так как неприятель был очень силен, а они очень слабы. В горьком своем положении обратились они с молитвою, к своей неоднократной Заступнице Пресв. Богородице, чтобы Она исходатайствовала им помощь у Сына своего Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

6) В 438 г., по единодушному желанно Константинопольских христиан и по совету Патриарха Цареградского Прокла, Император Феодосий Младший соизволил на перенесение мощей св. Иоанна Златоуста из Коман – место заточения и кончины святителя – в Константинополь, на его святительский престол. Память 27-го января. (Минея-Четья). 7) В 845 г. перенесены были мощи преподобного Феодора, игумена Студийского, из Херсониса Акритова в Царьград и положены были в одном месте с мощами св. Платона, дяди его, и св. Иосифа, Епископа Солунского, брата его. Память 26-го января. (Месяцеслов Вершинского). 8) В 846 г., по совету Патриарха Мефодия, благочестивая Царица Феодора повелела перенести мощи св. Никифора, Патриарха Цареградского, из Проконнеса, куда заточен —618— 1872 г. он был Императором Львом Армянином за иконопочитание, в Константинополь. Память 13-го марта. (Минея-Четья). 9) По изволению Греческого Императора Льва Философа (886–911 г.), перенесены были с острова Кипра в Царьград мощи св. Праведного Лазаря. Память 17-го октября. (Пролог). 10) По воле Болеслава, князя Чешского, в 932 г. (по другим, в 935 г.) перенесено было нетленное тело убиенного брата его, Князя Вячеслава, из города Болеславля в Прагу и положено в церкви св. Вита. Память 4-го марта. (Пролог). 11) В 944 г. перенесен был из Едеса в Царьград Нерукотворенный Образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Празднование в 16 д. августа. (Минея-Четья). 12) В 1087 г., по особенному откровению Божию перенесены были мощи Святителя и Чудотворца Николая из Мир-Ликийских в Бар, Апулийский город в. Италии. Память 9-го мая. (Минея-Четья). 13) В 1206 г., перенесены были из Мглина (в Болгарии) в г. Тернов мощи св. Илариона, Епископа Мглинского; а в недавнее время (около 1860 г.) они тайно перенесены из Тернова в Константинополь. Память первого перенесения совершается церковью в 21-й д. октября. (Пролог. – Святые Южных Славян, соч. Филарета, Архиеп. Черниговского, Отд. II, стр. 162–3, Чернигов, 1865 г.). II. В Церкви Российской: 14) В конце XII в., перенесены были русскими иноками из Иерусалима в Киев нетленные мощи Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. А. Турилов Гимнография В древнем иерусалимском Лекционарии, сохранившемся в арм. переводе V в., память К. отмечается 22 мая (см.: Renoux. Lectionnaire arménien. P. 337); указан прокимен (Пс 131. 1), Апостол (1 Тим 2. 1-7), аллилуиарий из Пс 20, Евангелие (Лк 7. 1-10). В более поздней версии этого же Лекционария, дошедшей до нас в грузинском переводе, память К. также отмечается 22 мая (см.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Т. 2. P. 11), дается общее указание «все царям» и ссылка на 19 янв. (пам. имп. Феодосия Великого ; богослужебное последование 19 янв. (см.: Ibid. T. 1. P. 30) то же, что и на память К. 22 мая в арм. переводе Лекционария). В том же памятнике 29 янв. отмечается явление К. Креста Господня (Ibid. P. 33); К. упоминается в тропаре службы этого дня («Господи, Моисею иногда...») в иерусалимском Тропологии, сохранившемся в груз. переводе ( Метревели. Иадгари. С. 85; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 360). Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 14, 296), память К. отмечается 3 сент. без богослужебного последования; 21 мая празднуется совместная память равноапостольных К. и Елены: на Пс 50 поется тропарь 4-го гласа Το Σταυρο σου τν τπον ν οραν θεασμενος (            ), на литургии - прокимен (Пс 46. 7), читают Апостол (Гал 1. 11-19 или Деян 26. 1, 12-20) (если 21 мая попадает на период Пятидесятницы), аллилуиарий со стихом из Пс 131, Евангелие (Ин 10. 2-5, 27-30), поется причастен (Пс 32. 1). В различных редакциях Студийского устава отмечается общий день памяти К. и равноап. Елены - 21 мая. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 344-345), отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, последование равноапостольных К. и Елены включает отпустительный тропарь 3-го гласа         (в совр. богослужебных книгах это один из седальнов), кондак, канон, неск. стихир-самогласнов и подобнов. Указанием на достаточно высокий праздничный статус этой памяти является пение тропарей канона с повторением и светильна «Свят Господь Бог наш...» по 9-й песни. Для литургии указания те же, что и в Типиконе Великой ц., за исключением причастна (Пс 111. 6).

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Как ни парадоксально это выглядит на первый взгляд, покушение на Цесаревича сплотило Русский мир - и отечественный, и иностранный. Во время оставшейся части пути Великий Князь получал обращения и письма поддержки не только с родины, но и других стран. Чуткое православное сердце прекрасно понимает, что значит молитва всего русского народа за Наследника Цесаревича. После покушения несколько дней Великий Князь приходит в себя, принимая на борту крейсера «Память Азова» депутации японцев с извинениями и соболезнованиями. Свой день рождения, 6-го Мая, Великий Князь Николай Александрович встречает далеко от дома в японском порту Кобэ. По распоряжению Государя Императора Александра III после «инцидента в Оцу» программа пребывания Наследника в Японии была спешно свернута. Не состоялось даже участие в освящении собора святителя Николая в Токио, специально приуроченное к визиту Царского Сына. Отплыв 7 (19) мая из Кобэ, Цесаревич 11 (23) мая прибывает во Владивосток. В целом во Владивостоке Великий Князь пробыл 11 суток: с 11 по 21 мая ( 23 мая - 2 июня по новому стилю ) 1891 года. Этот визит оставил неизгладимый след в истории Приморья. В дни пребывания в городе будущий Государь заложил железнодорожную станцию «Владивосток», начало железнодорожной ветки, сухой док, памятник адмиралу Г.И. Невельскому и др. День 25 мая ежегодно отмечался во Владивостоке как городской праздник. Из Владивостока Августейший путешественник продолжил свой маршрут по родным просторам. 21-го мая был назначен отъезд Цесаревича в Хабаровск, затем далее через Сибирь в Петербург. Двигаясь по родной земле, путешественники посетили следующие города и прилегающие земли: Хабаровск, Благовещенск, Чита, Иркутск, Красноярск, Ачинск, Томск, Тобольск, Омск, Оренбург, Уральск, Самара, Пенза, Рязань, Москва , Санкт-Петербург. 4 (16) августа 1891 г. царский поезд подошёл к станции Тосно под Санкт-Петербургом, где Великий Князь Николай Александрович был встречен Августейшими родителями. Уникальное по тем временам путешествие закончилось. Его итоги до сих пор имеют важнейшее значение для нашей страны.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/21/...

Будучи сам щедр и человеколюбив, Константин строго обличал любостяжателей и хищников; узаконил отказывать по смерти имущество в пользу Церкви. Утверждая всех в вере и благочестии, Равноапостольный старался воспитать и детей своих в духе святой и спасительной веры Христовой. Константин обратил ко Христу весьма многих язычников; иные приняли христианство по сознанию неосновательности и ничтожности своих древних суеверий; другие по желанию пользоваться благоволением царя, который очень почитал и любил христиан, иные, прилежно вникая в учение Христово, привлечены были ко Христу чудесами и видениями. В это время вступили в лоно Церкви Христовой целые города и народы, сами разрушали языческие капища и созидали храмы Господу. По основании Константинополя в 330 году благочестивый царь украсил и освятил и этот новый Рим многими христианскими храмами. Желая отличить соимённый себе город, он украсил его многими молельнями, великолепными церквами мученикам и величественными зданиями и, этим почтив память святых, вместе посвятил Богу их и сам свой город. Константин признал справедливым – город, украшенный его именем, очистить от всякого идолопоклонства, чтобы в нём нигде не поражали зрения не только мнимые изображения богов, но и сами жертвенники, обагрённые кровью животных. В новой своей столице он создал и освятил храм вечной Премудрости Божией, отчего храм получил имя Софии; в честь святых 12-ти Апостолов, в котором царь завещал похоронить себя, чтобы по смерти быть участником в молитвах, которые будут приносимы в этом храме; смежный с Софией храм мира во имя св. Ирины (18-го сент.); во имя св. мученицы Евфимии (16-го сентября) в Халкидоне; Мокия (11-го мая) на месте храма Геркулесова; св. Прокопия (8-го июля); св. Акакия (7-го мая); св. Агафоника (22-го авг.); храм св. Иоанна Богослова, названный Евдомом (βδομος – седьмой), потому что он в 7 верстах от города, на Европейском берегу моря, названном анапл (у пристани); церковь св. Архангела Михаила, прославившуюся впоследствии многими благодатными знамениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010