сорока мучениках 1295 ; 24 марта – «чтение Григория Чудотворца », т. е. слово Григория Неокесарийского на Благовещение, а 25-го – слово (чтение) Златоуста (кроме слона Андрея), помеченные лишь в Евергетидском Типиконе под 25 марта 1296 ; 26 марта – неопределенно «чтение праздника»; 30 апреля – похвала ап. Иакову Заведееву 1297 ; 8-го мая – похвала ап. Иоанну Богослову 1298 ; 15-го июля – похвальное слово Василия великого муч. Кирику и Иулитте 1299 ; 15 августа, вместо слов Андрея Критского , – «чтение Василия Великого » 1300 и слово (чтение) Иоанна Дамаскина 1301 ; 29 августа, вместо слова Алексеевского Устава (Скачет Иродия), – толковательное слово (46-ое) на ев. Матфея 1302 . На дни памяти апостолов – 6-го октября (память ап. Фомы), 14 ноября (память ап. Филиппа), 16 ноября (память ап. Матфея), 11 июня (память ап. Варфоломея) – в Синаксаре делается отметка «чтение и похвала апостолу», под которой можно разуметь как указание или на одно похвальное слово (чтение – похвала), или на «воспоминание» (чтение с похвалою), или же и на воспоминание (каковое Алексеевский Устав имеет на все указанные дни, кроме 11-го июня – дня памяти ап. Фомы) и на похвальное слово одновременно. Житийно-повествовательная группа линейного круга Синаксаря включает в себя около половины произведений, имеющих заглавия (начал не указывается), общие с произведениями таковой же группы Алексеевского Устава, и несколько произведений лишних, по сравнению с последней. Первого рода произведения падают в обоих Уставах на дни (включая сюда и указанные сейчас дни памятей апостолов): 1, 6, 15, 20, 24 1303 , 26, 30 сентября, 6, 7, 12, 20, 21, 26 октября, 13, 14, 16, 17, 23 (в Синаксаре 24-го), 25 1304 , 27 ноября, 5, 7, 11, 12, 13 декабря, 15, 17, 23, 28, 30 (в Синаксаре 26-го), 31 января, 13 февраля 1305 , 9 марта, 23 апреля, 2 1306 , 5, 8, 15, 20 1307 , 27 июля, 1 1308 августа; 4 декабря (в день памяти нескольких святых) указано неопределенно «житие святого», точно так же 28 декабря – «житие святых»; 17 декабря, вместо «воспоминания пророку Даниилу», – «житие трех отроков»; 30 ноября, вместо «воспоминания об апостоле Андрее», появившегося, как и все воспоминания об апостолах 1309 , в X веке – более древнее – хождение св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Ярославле на Мытном дворе, в 1889 и 1890 годах перестроенная по новому плану и фасаду в память чудесного события 17 октября 1888 года. 2) Дом каменный трехэтажный, в котором помещаются священноцерковнослужители Собора. Дом находится близ Собора, на берегу Волги, – построен в два этажа митрополитом ростовским и ярославским Ионой Сысоевичем в 1690 г. для временного пребывания архиереев ростовских, любивших иногда по несколько месяцев проживать в Ярославле. К дому этому принадлежали два каменных одноэтажных флигеля и церковь «на полатках» во имя святителя ростовского Леонтия. Церковь соединялась с домом посредством крытых переходов. В этом доме имела двукратное пребывание императрица Екатерина ИИ-я, посещавшая Ярославль в 1763 и 1767 годах. В первом году монархиня здесь пребывала с 25-го мая до 28-го числа, а во втором – с 9-го мая до 13-го. По открытии ярославского наместничества, в этом доме жили гражданские губернаторы, а по перенесении кафедры архиерейской из Ростова в Ярославль (в 1786 г.) дом этот перешел в собственность кафедрального Собора. В 1831 году он перестроен с накладкой на капитальные стены второго этажа каменного же третьего этажа. Существовавший при доме храм святителя Леонтия разобран в 1809 г., флигеля же – в 1820 году. Святыня, временно пребывающая в соборе Ярославский кафедральный собор принимает в свод стены, освященные его собственной святыней, еще другие святыни – четыре чудотворные иконы: 1) Толгскую Божией Матери, приносимую в неделю Расслабленного или третью по Пасхе из Толгской обители и провожаемую туда 1-го июля; 2) Владимирскую Богоматери, приносимую 3-го июля из ростовского Успенского Собора и провожаемую 22-го того же месяца; 3) Тихвинскую Богоматери, приносимую 3-го августа из ростовского Рождественского женского монастыря и провожаемую 26-го августа, и 4) святителя и чудотворца Николая, приносимую 8-го сентября из костромского Бабаевского монастыря и провожаемую в октябре месяце. II. Икона Владимирской Божией Матери. Написание этой иконы, принадлежащей ростовскому Успенскому Собору, относится к XI веку и тесно связано с именем преподобного Алипия, иконописца киевопечерского, который учился живописи у греческих художников, строивших великую церковь Печерской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В Керчи проходит траурный митинг и панихида по жертвам нападения на колледж 18 октября, 2018. Новостная служба О жертвах и пострадавших молятся по всей России 18 октября. ПРАВМИР. В Керчи проходит траурный митинг и панихида по жертвам нападения на политехнический колледж. В Республике Крым с 18 октября объявлен трехдневный траур. Во всех церквях епархии проходят панихиды по жертвам нападения. О жертвах и пострадавших в результате нападения также молятся по всей России. В память о погибших проходят минуты молчания и траурные акции, в адрес родных погибших поступают соболезнования со всего мира. В российских городах  создают стихийные мемориалы в память о жертвах трагедии, к которым люди несут цветы, свечи и иконы. Прямую трансляцию траурного митинга в Керчи ведёт RT. Нападение  на Керченский  политехнический колледж  произошло днем 17 октября. По данным силовиков, студент 4-го курса колледжа 18-летний Владислав Росляков взорвал в здании бомбу и начал расстреливать учащихся и преподавателей. После нападения он покончил с собой. По последним данным, погибли 20 человек, более 40 ранены. Следственный комитет и Росгвардия изначально заявляли о теракте. Позже СК переквалифицировало дело с теракта на убийство двух и более лиц. Русская Православная  Церковь  поможет  пострадавшим в результате нападения – во всех храмах объявлен сбор помощи для пострадавших.  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 декабря, 2023 7 декабря, 2023 18 октября, 2018 18 октября, 2018 17 октября, 2018 19 апреля, 2024 22 марта, 2024 22 декабря, 2023 21 декабря, 2023 9 декабря, 2023 7 декабря, 2023 18 октября, 2018 18 октября, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-kerchi-prohodit-trau...

5) 6-го августа, в день Преображения Господня, из Кафедрального Собора в Спасопреображенский монастырь. 6) 15-го августа, в день Успения Пресвятыя Богородицы, из Богородицкого женского монастыря с иконою Казанской Божией Матери в Кафедральный Собор, откуда – в Успенский Собор к литургии. 7) 2-го октября, в день воспоминания взятия Казани Царем Иоанном Васильевичем Грозным, бывает крестный ход из Кафедрального Собора в церковь Киприана и Устины, что в Спасопреображенском монастыре. 8) 4-го октября, в день обретения мощей св. Гурия, из Казанского монастыря в Кафедральный Собор. 9) 22 октября, в день празднования иконы Казанской Божией Матери, из Кафедрального Собора в Богородицкий женский монастырь. 10) 6-го января, в день Богоявления Господня из Кафедрального Собора в реку Казанку. 11) 4-го апреля, в память избавления государя Императора от угрожавшей опасности из Кафедрального Собора на Ивановскую площадь для благодарственного молебствия. Этот ход установлен с 4 апреля 1866 г. Этим ходом Св. Синод хочет навсегда сохранить молитвенное воспоминание о дне великой Божией милости, явленной к церкви и Державе Российской спасением драгоценной жизни Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича от преступного покушения злодея. И Св. Синод положил учредить повсеместно ежегодно, в 4 апреля совершены крестного хода в губернских городах из Кафедральных Соборов на городския площади для принесения Господу Богу молебствия с коленопреклонением и целодневным звоном 78 . 12) В день Преполовения бывает крестный ход из Кафедрального Собора на реку Казанку, для водоосвящения. 13) В день Сошествия Св. Духа, из Богородицкого женского монастыря с иконою Казанской Божией Матери в Духосошественскую церковь . 14) 23-го июня в день Владимирской иконы Божией Матери, из Богородицкого женского монастыря с иконою Казанской Божией Матери в Кафедральный Собор, откуда – во Владимирский Собор к литургии. 15) 26-го июня, в день встречи чудотворной иконы Седмиозерной Смоленской Божией Матери, из Кафедрального Собора за реку Казанку для встречи иконы. Крестный ход выступает из Кафедрального Благовещенского Собора по окончании в оном литургии, с святыми иконами: Казанския Богоматери и святителей казанских чудотворцев Гурия, Варсонофия и Германа, с горугвями и крестами и со множеством народа на встречу иконе Смоленской Богоматери за реку Казанку, и там, вместе с начальствующими города, ожидает прибытия иконы в устроенной палатке.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

26 . Сергий Радонежский, скончавшийся 25-го сентября 1392-го года. Местное празднование преп. Сергию в самом Троицком монастыре, как со всею вероятностью следует думать, началось тотчас или в самом непродолжительном времени после его кончины, ибо он прославился как великий чудотворец еще при своей жизни 1294 . —85— Не знаем, было ли нарочитым образом установлено ему общецерковное празднование или он сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы, но в 1447–48-м году он уже называется в числе великих, весьма немногих тогда, чудотворцев Русской земли 1295 . 27 . Димитрий Прилуцкий, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря, который находится в 5-ти верстах от Вологды (при луке реки Вологды, от чего название), скончавшийся 11-го февраля 1392-го года. Местное празднование ему в его монастыре, по всей вероятности, установлено не позднее того, как начали твориться при его гробе чудеса, а эти последние, по записи о них, начались с 1409-го года. К концу XV века из местного монастырского празднование превратилось не только в местное епархиальное, но и в более или менее общерусское. 28 . Илия, в схимонашестве Иоанн, архиепископ Новгородский, скончавшийся 7-го сентября 1186-го года. В 1439-м году по особому устроению Божию обретены были его мощи, при чем он сам являлся во сне тогдашнему архиепископу Новгородскому Евфимию и назвал себя единым от святых. По сему случаю и было установлено архиепископом Евфимием местное празднование его памяти 1296 . 29 и 30. Князь Новгородский Владимир Ярославич, сын Ярослава Великого, скончавшийся 4-го октября 1052-го года, и мать его Анна, скончавшаяся в 1050-м году. Под тем же 1439-м годом, что выше, в Новгородских летописях сообщается, что архиепископ Евфимий позлатил и подписал гробы князя и его матери и уставил творить их память на всякое лето или ежегодно октября в 4-й день. Как будто первоначальное установление памяти было установлением не празднования, а —86— поминовения 1297 , и что из поминовения в празднование оно превратилось только уже потом. Если принимать это, то относительно превращения поминовения в празднование можно будет думать, что тут имели приложение приведенный нами выше слова принадлежащего неизвестному автору жития св. Владимира: «да аще быхом имели потщание и мольбу приносили Богу зань в день представления его, вида бы Бог тщание наше к нему прославил бы и»... Если же архиепископ установил не поминовение, а празднование, то мы ничего не можем сказать о причине установления празднования, кроме того, что князь был ктитором или строителем Софийского собора, в котором покоятся его мощи 1298 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Василиана, Пролог: «сей преподобный в царство Маркиана... вниде в Константинград», – Святитель: «Скончася, а вниде прежде за Феодосия великого давней пред Феодосием. А в царство Феодосия великого святая Матрона в монастырь Вассианов вниде, изменивши одежди женские. Зри Ноября 9-го» (Пролог, ч. I, л. 155). 28-го октября – священномуч. Кириака. Пролог: «сей св. Кириак... бысть епископ Иерусалимский по Макарии», Святитель: «Negat hoc chronologia Patriarcharum Hierosolimiarum in Actis ss., may III t. XVIII f. (Листы не указаны – прим. изд.). Разве между изгнанием и возвращением Кирилловым, иже марта 18-го. Vide Acta ss. may 1 t. die 4, f. 439» (ibid., f. 221). 15-го декабря – св. Стефана Сурожского. Пролог: «патриарх Герман, призвав святого, благослови»; Святитель: «Неправда, еще на той час не было патриарха Германа, але хто инший, а Герман потом настал»; и ниже, где снова повторяется Герман, «от тут правда, уже був тут св. Герман, а там вышей не Герман був» (л. 461, ч. II). 21-го января – преп. мученика Максима исповедника . Пролог: «сей бяше во времена Константина брадатого»; Святитель: «Противен себе Пролог, тут кажет, же св. Максим бяше в царство Константина брадатого, правнука Ираклиева, а августа 13-го тогож св. Максима поведует быти в царство Консты внука Ираклиева и так... (слово не разобрано – А. Д.) сие. Бо той Конста был еретик и мучил св. Максима, а Константин брадатый был православный, з него и собор вселенский шестой был. Ираклий родил Константина, Константин – Консту, а Конста родил брадатого Константина, царя православного». (Пролог, ч. II, л. 597). 23-го января – память шестого вселенского Собора. Пролог пишет, что 170 отцев собрались на Феодора Фаранского и Онория, епископа Римского и Кирилла Александрийского , – Святитель возмущается: «Трясца тобе Киевская и огнева, – не на Кирилла, а на Кира, – Кирилл святой бе, а Кир еретик» (ibid., ч. II, л. 604-й). 5-го марта – преп. Марка постника. Пролог приписывает ему чудо исцеления детеныша гиены; Святитель: «Сие чудо не Марково, но Макариево, зри ианнуария 19-го в житии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Нынешняя каменная, во имя Нерукотворенного Спаса, церковь с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Введения, построена в 1758 году, при Елизавете Петровне, по благословению новгородского митрополита Дмитрия, а освящена 1765 года, января 17-го дня, по благословению Гавриила, архиепископа с.-петербургского и ревельского. Строителем ее, по документам 1780 года, считается ладожский купец Семен Третьяков. О прежней, деревянной церкви, в указе Синода, от 4-го октября 1756 г., дозволявшем постройку каменной церкви, сказано: «а прежнюю ветхую деревянную церковь , разобрав, буде что годится к каковому церковному строению, то на оное употребить, а прочее употреблять на печение просфор». На каменную церковь храмозданная грамота выдана митрополитом Димитрием 1758 года, февраля 22-го дня. Климентовская церковь холодная. Теплая церковь, во имя Нерукотворенного Спаса, с приделами Рождества Предтечи и Введение. Прежний антиминс Климентовской церкви был освящен новгородским архиепископом Феофаном 1733 года мая 2-го дня. Антиминс на престоле Спасском освящен епископом Смарагдом 1833 года, февраля 5-го, и подписан митрополитом Серафимом. Антиминсы Введенского и Предтеченского приделов освящены архиепископом Гавриилом 1796 года, сентября 17-го дня. В 1874–78 гг. Климентовская церковь возобновлена прихожанами, в память посещения храма и прихода высокопреосвященнейшим митрополитом Исидором (29-го, 30-го и 31-го июля 1878 г.). Перестройкой храма заведывала комиссия из священника Верольского, диакона Стефановского, церковного старосты Столярова, купцов: Г. Ф. Нестерова, Илиодора Матф. Кострова, Ив. Григ. Федорова и мещанина Якова Феокт. Феоктистова. Храм был переделан, обновлен вне и внутри, и расписан по стенам. Архитектором при постройке был Конст. Вас. Фортунатов иконостас писал художник Колчин. Обновленный храм освящен преосвященным Гермогеном 1878 г., июня 30-го дня. Кроме обновления храма устроен новый дубовый престол и жертвенник; верхняя доска престола сделана из кипариса; устроены новые облачения и многие предметы церковной утвари, напр. дарохранительница (пожертв. Ковригин), ценою в 250 р.; напрестольный крест (купчихи Федоровой) в 100 р.; хоругви, ценою в 600 р. – купца Евсевиева. Вся переделка храма стоила 14,079 р 36. коп. При освящении храма на престол возложен новый антиминс, а под престолом – св. мощи в сребропозлащенном ковчеге.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1-го Сентября. Память св. Симеона Столпника. На утрени после первой кафизмы – чтение. «От днесь начинаем чести Метафраст Логофета Симеона, и Маргарит Златоустов, и толкование посланий св. Апостола Павла. По 6-й песни канона – пролог. Если случится 1-е Сентября в неделю, то в конце вечерни – чтение в посланиях апостольских. На утрени – чтение в толкованиях Евангельских, еже на ряду. После третьей песни канона – чтение жития св. Симеона Столпника. После шестой песни канона – пролог». 8-го Сентября. Рождество Пресвятых Богородицы. На вечерне – чтение в посланиях или праздника. На утрени по обычных кафизмах – чтение в Евангелии толковом. После шестой песни канона читается пролог. 14-го Сентября. Воздвижение Креста Господня. На вечерне – чтение слово о честном древе. На утрени по кафизмах – чтение праздника. По шестой песни канона – пролог. 1-го Октября. Покров Пресвятой Богородицы. На вечерне – чтение; на утрени по кафизма – чтение. 21-го Ноября. Введение во храм Пресвятой Богородицы. На утрени чтение в Евангелии толковом; по 6-й песни читаем пролог. 6-го Декабря. Святителя Николая Архиепископа, Мирликийского Чудотворца. На вечерне – чтение от жития святого: на утрени по кафизмах – чтение; по 6-й песни читаем пролог. 25-го Декабря. Рождество Господа нашего Иисуса, Христа. На вечерне – чтение в толковании, еже от Матфея, слово 4-е. На утрени по первой кафизме – чтение в толковом Евангелии Златоуста, еже от Матфея, о празднике; по второй кафизме – чтение в толковании Златоуста: по 6-й песни – пролог. 1-го Января. Обрезание Господне. На утрене по кафизмах читаем в Евангелии толковом; по 6-й песни – пролог. 6 " го Января. Крещенье Господне. На вечерне – чтение праздника. На утрени после первой кафизмы – чтение в Евангелии толковом, еже от Матфея; по второй кафизме – чтение в Евангелии толковом, еже от Матвея; после третьей песни – чтение... 2-го Февраля. Сретение Господне. На вечерне – чтение праздника. На утрени по кафизмах – чтение во Евангелии; по 6-й песни – пролог. 25-го Марта. Благовещение, Пресв. Девы Марии. На

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

6) В 438 г., по единодушному желанно Константинопольских христиан и по совету Патриарха Цареградского Прокла, Император Феодосий Младший соизволил на перенесение мощей св. Иоанна Златоуста из Коман – место заточения и кончины святителя – в Константинополь, на его святительский престол. Память 27-го января. (Минея-Четья). 7) В 845 г. перенесены были мощи преподобного Феодора, игумена Студийского, из Херсониса Акритова в Царьград и положены были в одном месте с мощами св. Платона, дяди его, и св. Иосифа, Епископа Солунского, брата его. Память 26-го января. (Месяцеслов Вершинского). 8) В 846 г., по совету Патриарха Мефодия, благочестивая Царица Феодора повелела перенести мощи св. Никифора, Патриарха Цареградского, из Проконнеса, куда заточен —618— 1872 г. он был Императором Львом Армянином за иконопочитание, в Константинополь. Память 13-го марта. (Минея-Четья). 9) По изволению Греческого Императора Льва Философа (886–911 г.), перенесены были с острова Кипра в Царьград мощи св. Праведного Лазаря. Память 17-го октября. (Пролог). 10) По воле Болеслава, князя Чешского, в 932 г. (по другим, в 935 г.) перенесено было нетленное тело убиенного брата его, Князя Вячеслава, из города Болеславля в Прагу и положено в церкви св. Вита. Память 4-го марта. (Пролог). 11) В 944 г. перенесен был из Едеса в Царьград Нерукотворенный Образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Празднование в 16 д. августа. (Минея-Четья). 12) В 1087 г., по особенному откровению Божию перенесены были мощи Святителя и Чудотворца Николая из Мир-Ликийских в Бар, Апулийский город в. Италии. Память 9-го мая. (Минея-Четья). 13) В 1206 г., перенесены были из Мглина (в Болгарии) в г. Тернов мощи св. Илариона, Епископа Мглинского; а в недавнее время (около 1860 г.) они тайно перенесены из Тернова в Константинополь. Память первого перенесения совершается церковью в 21-й д. октября. (Пролог. – Святые Южных Славян, соч. Филарета, Архиеп. Черниговского, Отд. II, стр. 162–3, Чернигов, 1865 г.). II. В Церкви Российской: 14) В конце XII в., перенесены были русскими иноками из Иерусалима в Киев нетленные мощи Преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

24 . Димитрий Прилуцкий, основатель Спасо-Приглуцкого монастыря, который находится в 5-ти верстах от Вологды (при луке, т. е. излучине, кривизне реки Вологды, от чего название), скончавшийся 11-го Февраля 1392-го года. Местное празднование ему в его монастыре, по всей вероятности, установлено не позднее того, как начали твориться при его гробе чудеса, а эти последние, по записи о них, начались с 1409-го года. К концу XV века из местного монастырского празднование превратилось не только в местное епархиальное, но и в более или менее общерусское 113 . 25 . Илия, в схимонашестве Иоанн, архиепископ Новгородский, скончавшийся 7-го Сентября 1186-го года. В 1439-м году по особому устроению Божию обретены были его мощи, причем он сам являлся во сне тогдашнему архиепископу Новгородскому Евфимию и назвал себя единым ох святых. По сему случаю и было установлено архиепископом Евфимием местное празднование его памяти 114 . По указу царя Алексея Михайловича и по благословению патр. Никона мощи архиепископа Илии – Иоанна были перенесены из «темницы» или из подпольного склепа Софийского собора, в котором они дотоле лежали, на верх, в самый собор, и при сем установлено было вторичное ему празднование 1-го Декабря – Собр. лem. III, 191 –192. 26 и 27. Князь Новгородский Владимир Ярославич, сын Ярослава Великого, скончавшийся 4-го Октября 1052-го года, и мать его Анна, скончавшаяся в 1050-м году. Под тем же 1489-м годом, что выше, в Новгородских летописях сообщается, что архиепископ Евфимий позлатил и подписал и покрыл покровами гробы князя и его матери и уставил творить их память на всякое лето или ежегодно Октября в 4-й день. Как будто первоначальное установление памяти было установлением не празднования, а поминовения 115 , и что из поминовения в празднование оно превратилось только уже потом. Если принимать это, то относительно превращения поминовения в празднование можно будет думать, что тут имели приложение приведенные нами выше слова принадлежащего неизвестному автору жития св. Владимира: «да еще быхом имели потщание и мольбу приносили Богу зань в день представления его, вида бы Бог тщание наше к нему прославил бы 17;»... Если же архиепископ установил не поминовение, а празднование, то мы ничего не можем сказать о причине установления празднования, кроме того, что князь был ктитором или строителем Софийского собора, в котором покоятся его мощи 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010