11.10 Собор преподобных Оптинских старцев Тропарь, глас 6: Православныя веры светильницы,/монашества непоколебимии столпи,/земли Российския утешителие,/преподобнии старцы оптинстии,/любовь Христову стяжавшии/и души своя за чада полагавшии,/молитеся ко Господу,/да утвердит земное Отечество ваше в Православии и благочестии//и спасет души наша. Кондак, глас 3: Воистину дивен Бог во святых Своих,/пустынь оптину якоже вертоград старчества явивый,/идеже богопросвещеннии отцы,/тайная сердца человеческаго ведуще,/народа Божия печальницы доблии явишася:/сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/и Божии премудрости научиша,/страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша./Ныне же, во славе Божии пребывающе,/молятся непрестанно о душах наших. Собор преподобных Оптинских старцев Собор преподобных Оптинских старцев. Составляют четырнадцать святых: преподобный Лев (†1841, память 11 октября), преподобный Макарий (†1860, память 7 сентября), преподобный Амвросий (†1891,. память 10 октября и 27 июня), преподобный Моисей (†1862, память 16 июня), преподобный Антоний (†1865, память 7 августа), преподобный Иларион (†1873, память 18 сентября), преподобный Анатолий (†1894, память 25 января), преподобный Исаакий (†1894, память 22 августа), преподобный Иосиф (†1911, память 9 мая), преподобный Варсонофий (†1913, память 1 апреля), преподобный Анатолий (†1922, память 30 июля), преподобный Нектарий (†1928, память 29 апреля), преподобноисповедник Никон (†1931, память 25 июня), преподобномученик Исаакий (†1938,. память 26 декабря). Преподобный Лев (в миру – Лев Данилович Наголкин) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В 1797 году Лев Данилович поступил в Оптину пустынь. В 33 года он был пострижен в монашество с именем Леонид и принял священство. Монашеский путь отец Леонид проходил в различных обителях под руководством старцев схимонаха Феодора и иеросхимонаха Клеопы – учеников преподобного Паисия Величковского (†1794, память 15 ноября). Вернувшись в 1829 году в Оптину пустынь и приняв здесь постриг в великую схиму с именем Лев, он стал основателем и вдохновителем старчества. В первое время старчество подвергалось кривотолкам, притеснениям и гонениям, и преподобному Льву пришлось вынести многие и горькие скорби: недоброжелатели обвиняли его в самовольном нарушении монашеских правил, в лжеучении, в возмущении монастырской жизни. Ему запретили принимать людей, но жаждущие получить от него духовную помощь преодолевали все запреты и преграды. Старец, исполненный Христовой любви к ближним, говорил: «Я к себе никого не зову, а кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу. Особенно в простонародии многие погибают от неразумия. Как могу презреть их вопиющие духовные нужды?» Со словами: «Ныне со мной милость Божия!» – иеросхимонах Лев скончался 11 октября 1841года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В настоящий день, в заключение всех великих праздников – Светлого Воскресения Христова, преславного Вознесения Его на Небо и ниспослания от Отца Святаго Духа на Апостолов, Святая Церковь торжественно совершает память всех святых, от века благоугодивших Богу и прославленных Богом, уже торжествующих на Небе великую победу Победителя смерти и ада, нашего Спасителя. Это – благословенный плод страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это – благодатные плоды пришествия Всесвятаго Духа Божия и пребывания Его в Церкви Христовой. Это – первенцы искупленного Кровью Христовой и обновленного благодатью Духа Божия человечества, приведенные Богу Отцу Иисусом Христом. Так как сегодня Церковь прославляет добродетели, творит память всех святых, которые просияли на востоке, западе, севере и юге, начиная от самого создания мира до настоящего времени, которых и сосчитать всех нельзя, ибо и имена многих из них неизвестны, то и установлено праздновать память их всех вместе, чтобы они, соединенные между собой добродетелями, не разделены были и торжеством. Поэтому ныне мы празднуем память древнейших Патриархов – праотцев, которые, веруя Божественным обетованиям о Пришествии в мир Искупителя, жили этой верой, пребывая на земле яко страннии и пришельцы ( Евр. 11:13 ). Творим память ревностных Пророков, которые, предвозвещая Пришествие Христово, обличали пороки и нечестия народа своего, побуждали его приготовить себя покаянием к сретению грядущего Господа, грозили судом и казнями нераскаянным, за что и терпели поношения, гонения и страдания от своих единоплеменников. Творим память святых и славных Апостолов, которые, оставив все, последовали за Христом и среди искушений, гонений и страданий проповедовали в мире Евангелие Христово, которые, просветив и облагодетельствовав весь мир своей проповедью, сами терпели скорби и лишения, болезни и страдания, мучения и смерть. Празднуем память непобедимых мучеников, которые за исповедание имени Христова терпели многообразные страдания, муки и казни.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

архим. Кирилл (Павлов) Кто слушается Закона Божия, тот спасется. Слово в Неделю Всех святых Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, рабов Твоих (имена), но сотвори с нами по милости Твоей, Врачу и Исцелителю душ наших. Настави нас ко пристанищу хотения Твоего, просвети очи сердец наших в познание Твоея истины, и даруй нам прочее время настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами Святыя Богородицы и всех святых, яко Твоя держава и Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Молитва В настоящий день, в заключение всех великих праздников – Светлого Воскресения Христова, преславного Вознесения Его на Небо и ниспослания от Отца Святаго Духа на апостолов, – Святая Церковь торжественно совершает память всех святых, от века благоугодивших Богу и прославленных Богом, уже торжествующих на Небе великую победу Победителя смерти и ада, нашего Спасителя. Это благословенный плод страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Это благодатные плоды пришествия Всесвятаго Духа Божия и пребывания Его в Церкви Христовой. Это – первенцы искупленного Кровью Христовой и обновленного благодатью Духа Божия че­ловечества, приведенные Богу Отцу Иисусом Христом. Так как сегодня Церковь прославляет добродетели, творит память всех святых, которые просияли на востоке, западе, севере и юге, начиная от самого создания мира до настоящего времени, которых и сосчитать всех нельзя, ибо и имена многих из них неизвестны, то и установлено праздновать память их всех вместе, чтобы они, соединенные между собой добродетелями, не разделены были и торжеством. Поэтому ныне мы празднуем память древнейших патриархов – праотцев, которые, веруя Божественным обетованиям о Пришествии в мир Искупителя, жили этой верой, пребывая на земле яко странный и пришельцы ( Евр. 11:13 ). Творим память ревностных пророков, которые, предвозвещая Пришествие Христово, обличали пороки и нечестия народа своего, побуждали его приготовить себя покаянием к сретению грядущего Господа, грозили судом и казнями нераскаянным, за что и терпели поношения, гонения и страдания от своих единоплеменников.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Макарий, святитель, митрополит Московский и всея Руси († 1563; память 30 декабря/12 января и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Святитель Макарий родился в Москве около 1482 года в семье благочестивых родителей и при крещении был наречен Михаилом в честь Архистратига Божия Михаила (память 6/19 сентября и 8/21 ноября). Род его не отличался знатностью, но в нем было много людей духовного сословия. Отец Михаила Леонтий вскоре умер, и мать его, возложив упование о воспитании сына на Бога, постриглась в инокини с именем Евфросиния. Тогда и юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя служению Богу; он удаляется послушником в монастырь преподобного Пафнутия Боровского. Приняв постриг с именем Макарий в честь знаменитого православного святого аскета-пустынника Макария Египетского († 391; память 19 января/1 февраля), будущий святитель начинает свои первые монашеские подвиги. В 1523 году инок Макарий, пройдя все духовные степени – чтеца, иподиакона, диакона и пресвитера, 15 февраля, в воскресенье, в заговенье на Великий пост , был поставлен митрополитом Даниилом в архимандриты в Лужецкий Рождество-Богородицкий монастырь близ города Можайска. Приняв попечение об обители, архимандрит Макарий устанавливает в ней традицию соборного поминовения всей преждепочившей монастырской братии, а в монастырском соборе устраивает придел в честь своего небесного покровителя. 4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии – архиепископом Великого Новгорода и Пскова. 29 июля 1526 года архиепископ Макарий приехал на свою Новгородскую кафедру, которая находилась без епископа, по словам летописца, 17 лет и 7 недель, и «бысть при сем архиепископе владыке Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость свою на люди своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть». Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов. Он неоднократно посылает туда священников-миссионеров, в числе которых трудился и преподобный Трифон Печенгский († 1583; память 15/28 декабря), получивший от святителя благословение на проповедь среди язычников, и преподобный Феодорит Кольский († 1571; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых), рукоположенный архиепископом Макарием для проповеди лопарям на их родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

прот. Иоанн Чижевский Отделение четвертое. О благоустройстве храмов Глава I. Храм и его части 1 . Православный христианский храм или церковь , есть особое здание посвященное Триипостасному Богу, в которое верующие, в установленное Церковью время, собираются на общественную молитву и совершения св. Таинств ( Лук.19:45–46 ) и потому храм, как место особенного таинственного присутствия Божия, называется Домом Божиим (Мат.21:31; Иоан.2:13, 25 ; Деян.5:11 ; 1Корф.14:23; 1Тим.3:15 ). Примечание 1. Устав православной Церкви предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Так, божественная литургия может совершаться только в храме (50 прав. Вселен. Собор.), также и все таинства, хотя некоторые например крещение 40 и елеосвящение дозволяется совершать и в домах (II. С. З. 23 мар. 1805 г. 21678; но таинство брака предписано совершать непременно в церкви 41 (т. X, ч. 1, ст. 31, Свод. Зак. изд. 1887 г.; инстр. благоч. § 19, кн. о должн. пресв. приход. § 123). Примечание 2. Определением Св. Син. 12–23 декабря 18 нарта 188 5 / 6 г. за 2899, согласно постановлению собрания Преосвященных, происходившего в июне 1885 г. в Казани, предоставлено право епархиальным Преосвященным разрешать миссионерам и приходским священникам в далеко отстоящих от церквей в инородческих деревнях, в особенности в тех, которые окружены язычниками и магометанами, совершать богослужение с литургией на переносном антиминсе и переносных престолах, в молитвенных домах, часовнях и в других приспособленных к сему зданиях, а равно и в открытых местах. 2 . Каждый Православный христианский храм имеет свое особенное название, смотря по тому, в память какого события из истории веры он устроен и посвящен Богу, или в честь и память угодника Божия, которого общество верующих (приход) избирает своим особенным предстателем пред Господом Богом. Поэтому храмы, или церкви носят названия: Воскресенский – в память Воскресения Господня, Христорождественский – в память Рождества Господня. Рождество-Богородичный в память Рождества Пресвятые Богородицы. Николаевский, Митрофаньевский – в честь сих святителей, Архангело-Михайловский в честь Архистратига Михаила, и проч. В тех городах и селах, в которых несколько церквей, и приходы называются: Воскресенский, Николаевский, Михайловский и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смерть Не забывай о смерти Твердые души не бледнеют при виде своего гроба: он телом на земле, а духом на небесах… Одна императрица еще при жизни приказала изготовить для себя гроб и часто, показывая на него детям, говорила: «Можно ли нам гордиться? Вот куда чрез несколько лет перейдут повелители народов». Польза от размышления о смерти Блаженный Исихий Хоривиг, живший, сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни решился исправиться и для утверждения себя в новой жизни положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келии молчальником, вкушал только хлеб и воду, и день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хоть пред смертью он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий вместо всякого поучения воскликнул: «Простите меня, братие! Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешать». И с этими словами предал дух свой Господу. – И подлинно, не может согрешать! «Поминай поздняя твоя, и вовеки не согрешиши», – учит премудрый сын Сирахов ( Сир.7:39 ) («Пролог», 3 окт.). Память о смерти Св. Иоанн Милостивый, патриарх александрийский, желая навсегда сохранить память о смерти, приказал устроить для себя гроб, но не отделывать его окончательно, и поставил в обязанность мастерам, чтобы они и в праздничные дни приходили к нему и в присутствии всех громогласно говорили: «Гроб твой, владыко, доселе еще не окончен, итак, прикажи докончить его, ибо смерть приближается, как тать, и ты не знаешь, в какой час она придет». Таким напоминанием блаженный Иоанн понуждаем был непрестанно хранить память смертную и всегда быть в готовности к переходу от временной жизни к вечной (журнал «Воскресное чтение»). Грустная смерть Одного священника позвали к постели умирающего богача. Священник опустился на колени у постели больного и хотел, молясь за него, взять его руку. Но, к удивлению священника, больной не хотел протянуть ему руки. Когда больной умер и подняли одеяло, то в сжатой руке нашли ключ от ящика с деньгами. Сердце и рука до последнего вздоха принадлежали земле, а между тем бедный богач ничего не мог взять с собою. Рассказы о блаженной кончине праведников

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Казанская икона Божией Матери Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский. Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября). Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери. Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону. 28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. " Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием " . Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства. Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

http://patriarchia.ru/db/text/914157.htm...

Слово в день Рождества Христова и в воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия Галлов и с ними 20 язык Источник . И приклони небеса (Господь), и сниде ( Ис. 17, 10 ). Двух великих явлений благодати Господней для нас торжественно днесь память празднуем: память Божественного воплощения – Рождества Иисуса Христа Бога, сошедшего с небес, яко дождь на руно – тихо и смиренно во утробу Святой Девы, и явившегося младенцем в Вифлееме, нам по всему, кроме греха, подобным человеком, чтобы победить врага человеков, исполина адского: и память явления во дни наши силы Господней, чтобы избавить отечество наше и нас, погибавших под мечем исполина земного. Так, тот же самый Господь Иисус снизшел тогда силою своею на Русскую землю, поражая страхом гнездившияся в ней полчища врагов. Его это дух воодушевил и подкрепил все воинство православное, возбудил весь народ Русский, и подвиг против врага всемирного самыя силы природы: и возгреме с небесе Господь, и Вышний даде глас свой; и ниспосла стрелы, и разгна я, и молнии умножи, и смяте я ( Псал. 7, 14–15 ). Почему же два различные явления в один день мы воспоминаем и торжествуем? Потому что они имеют одну внутреннюю связь между собою. Это несомненно: нужно только смотреть на все великия события из одного главного сосредоточия их, – величайшего из всех явлений в мире, – явления Бога во плоти, и мы приметим эту связь, увидим во всех великих событиях руку Божию, всем управляющую и все направляющую к великой цели царствия Христова. Посвятим же несколько минут на разсмотрение этой связи всемирных событий с единым главным – явлением на земли Иисуса Христа, направленным к цели возрастания Церкви святой. Я вление Бога во плоти, говорит Апостол, есть велия благочестия тайна ( 1Тим. 3, 16 ). Подлинно, это великая тайна во всей истории рода человеческого и всего мира, и есть средоточие всего великого в роде человеческом. Все всемирные произшествия на земле называет само св. Писание сошествиями Божиими на нее; то есть: явлениями торжественными силы, правды, премудрости, благости и других величайших совершенств Бога вечного и неограниченного. До явления Сына Божия во плоти на земли, все снизшествия Божии были приготовлением к сему совершеннейшему и величайшему из всех явлений. А после воплощения Господня и пребывания Богочеловека на земле с человеками, все явления Божия суть уже последствия и какбы продолжение того же единственного сошествия Божия. И в самом деле, если бы от вечности не было предположено снити с небес во времени предвечному Богу – Иисусу Христу на грешную, отверженную землю нашу, то и не было бы ни предшествующих, ни последующих; а было бы только одно пришествие Сына Божия – страшное и гневное – для истребления земли с преступными человеками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Luzhin...

272. Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (Говорено в Троицкой Лавре июля 5-го; напечатано в Твор. Св. Отц. 1852 г. и в собр. 1861 г.) 1852 год Помянеши Господа Бога твоего ( Bmop. VIII. 18 ). Благоговейно творя память преподобного и богоносного Отца нашего Сергия, мы исполняем заповедь Апостола: «поминайте наставники ваша» ( Ebp. XIII. 7 ). Сия Апостольская заповедь приводит мне на память заповедь Пророческую: «помянеши Господа Бога твоего». И это не по одному подобословию, но по причине более существенной. Благочестно творимая память святых есть отрасль, которой корнем должно быть благоговейное памятование о Боге, так как и благодать святых есть отрасль от живоносного корня Божией силы, или луч от источного света Божия. Чтобы отрасль могла зеленеть, цвести и приносить плод, для сего потребен живой корень. Так, чтобы творимая о святых память была благотворна, для сего надобно, чтобы живое памятование о Боге всаждено было в сердце. Итак, мы не уклонимся от предмета настоящего празднования, но еще послужим оному, если войдем в некоторые размышления о заповеди: «помянеши Господа Бога твоего». Сию заповедь предложил народу Божию Пророк Моисей, в великом поучении, которое произнес к нему в конце своего пророческого и законодательнаго служения, и вписал в книгу Второзакония. «Слыши израилю» ( Втор. 6:4 ), – говорил Пророк, ты прошел достопамятное поприще четыредесятилетнего странствования под непосредственным руководством Божиим; идет время, в которое ты должен будешь оправдать данное тебе руководство тем, чтобы уметь руководствовать и самому себя. В земле обетованной «не с нищетою снеси хлеб твой» ( Bmop. VIII. 9 ) «и ясти будеши и насытишися» ( Bmop. VIII. 10 ): как воспользуешься ты настоящим благополучием? «Помянеши весь путь, имже проведе тебе Господь Бог твой» ( Bmop. VIII. 2 ), опасности, сквозь которые ты прошел, трудности, которые преодолел, чудеса, которых был свидетелем и предметом: какое употребление сделаешь ты из сих воспоминаний прошедшего? – Указую тебе путь правды и спасения: вспомни Бога, виновника всех сих благ. «Помянеши Господа Бога твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

За семнадцать с лишним лет правления архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви и устраивает монастыри. В 1554 году архиепископ Пимен, как почитатель памяти блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского († 1392; память 27 июля/9 августа), выстроил над гробом его храм во имя святого великомученика Пантелеймона, память которого празднуется в день кончины блаженного Николая, 27 июля. 30 апреля 1558 года им открыты мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, затворника Печерского († 1108; память 31 января/13 февраля и 30 апреля/13 мая), по особому видению. Во сне явился ему муж с едва заметной бородой и сказал ему: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу». Проснувшись, Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. По распоряжению архиепископа Пимена игумен Московского Даниловского монастыря Иоасаф написал вторую редакцию Жития святителя Никиты. В 1560 году архиепископ Пимен основал Введенский Тихвинский женский монастырь. В 1566 году освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовом погосте, а в 1568 году – новую церковь Николая Чудотворца. Заботился владыка Пимен и о старых храмах: в 1557 году «обложил» Никитинскую церковь, в 1558 году поновил придел Иоакима и Анны в Софийском соборе, а через два года устроил в соборе царское и святительское места, в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1558 году архиепископ Пимен организовал доставку и торжественную встречу чудотворных икон, взятых царским войском в Нарве, в 1561 году провожал три образа, затребованных царем из Софийского собора. Для Софийского собора был отлит самый большой новгородский колокол-благовестник в 500 пудов, который в 1570 году царем Иваном Грозным был перевезен в Александровскую слободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010