8:34). И: «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:33). «И если кто... не возненавидит отца своего и матери, и братьев и сестер, и жены и детей... он недостоин Меня» (См. Лк. 14:26; Мф. 10:37). И еще: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть... ни для тела вашего, во что одеться... Ищите прежде Царства Божия... и это все приложится вам» (Мф. 6:25, 33). И: «Не берите с собою ни золота, ни серебра... ни двух одежд» (Мф. 10:9—10). «Если хочешь быть совершенным, — говорил Господь, — продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и следуй за Мною, взяв крест» (Мф. 19:21; Мк. 10:21). «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20).    И еще сказано: «Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19:12). Скопцы, то есть живущие целомудренно, — это божественные апостолы. И самые первые, начало всем девственникам — великий апостол и евангелист Иоанн Богослов, Иаков, брат его, и святой апостол Павел, о которых говорится, во многих местах Священного Писания, что они были девственниками. Также и святой апостол Андрей Первозванный (Память 30 ноября.) был девственником: о нем написано, что он жил чистой жизнью, без жены, и сначала был учеником великого Иоанна, Предтечи и Крестителя. Также и святой апостол Филипп, из двенадцати (Память 14 ноября.), проводил целомудренную жизнь: это ясно видно из описания его путешествий. Был девственником и святой апостол Фома, как сам он о себе свидетельствует в молитве своей, говоря так: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, Ты соблюл меня чистым от осквернения с женщинами». Великий апостол Петр и прочие апостолы, которые имели жен, услышав учение Христа о девстве и целомудрии и о том, что желающий спастись должен отвергнуться от всех наслаждений, от отца и матери, от жены и чад, и не только отвергнуться от жены и чад, но и самую душу и тело отдать за правду и благочестие, — услышав и восприняв это божественное учение, они отвергли сию временную жизнь, оставили отечество и родных, имения, жен и чад и приступили к трудному и жестокому житию, к целомудренной жизни и посту.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Величание: «Прославляем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и хвалим всеславное Твое успение».     Стихи из псалмов: «Воскликните Богу, вся земля, пойте славу имени Его» (Пс. 65:1-2). «Торжествуйте перед Царем Господом» (Пс. 97:6). «Славьте Его, благословляйте имя Его» (Пс. 99:4). «В городе Господа сил, в городе Бога нашего» (Пс. 47:9). «Избрал Господь Сион, возжелал Его в жилище Себе» (Пс. 131:13). «Славное возвещается о Тебе, город Божий» (Пс. 86:3). «Бог утвердит его на веки» (Пс. 47:9). «Святое жилище Всевышнего» (Пс. 45:5). «Сила и великолепие во святилище Его» (Пс. 95:6). «Буду петь и воспевать во славе моей» (Пс. 107:2). «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс.115:4). «Спокойно ложусь я и сплю» (Пс. 4:9). «Возвратись, душа моя, в покой Твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя» (Пс. 114:7). «Господь правосуден, сокрушает гордость грешников. Стань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего» (Пс. 128:4, 131:8). «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни» (Пс. 92:5). «Сделаю имя Твое памятным в род и род» (Пс. 44:18).     Ирмосы и первый канон, гл.1 .     Песнь 1.     Ирмос: «Красующаяся Божественною славою священная и знаменитая память Твоя, Дева, всех верующих собрала к веселию, и они, вслед за Мариам, поют с хором под звуки тимпанов Твоему Единородному, ибо Он торжественно прославился».     Припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас».     Тропари:    1. «Собор невещественных небожителей окружал в Сионе Твое Божественное тело, и множество Апостолов, внезапно стекшись от пределов вселенной, тогда же стали перед Тобою, Богородица. С ними и мы, Чистая Дева, прославляем честную Твою память».    2. «Почести победы над природою приобрела Ты, Чистая, родивши Бога; но, подражая Своему Творцу и Сыну, Ты сверхъестественно подчиняешься законам природы. Поэтому и, умерши, восстаешь, чтобы жить вечно с Сыном».     П. 3. : «Созидающая и сохраняющая мир Божия премудрость и сила, Христе, непоколебимо и неподвижно утверди Церковь, ибо Ты Один Свят, во святых пребывающий».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“И если кто… не возненавидит отца своего и матери, и братьев и сестер, и жены и детей, он недостоин Меня”(См. Лк. 14, 26; Мф. 10, 37.). И еще: “Не заботьтесь для души вашей, что вам есть… ни для тела вашего, во что одеться. Ищите… прежде Царства Божия… и это все приложится вам”(Мф. 6, 25, 33.). И: “Не берите с собою ни золота, ни серебра… ни двух одежд”(Мф. 10, 9 — 10.). “Если хочешь быть совершенным, — говорил Господь, — продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и следуй за Мною, взяв крест”(Мф. 19, 21; Мк. 10, 21.). “Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову”(Мф. 8, 20.). И еще сказано: “Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного”(Мф. 19, 12.). Скопцы, то есть живущие целомудренно, — это божественные апостолы. И самые первые, начало всем девственникам — великий апостол и евангелист Иоанн Богослов, Иаков, брат его, и святой апостол Павел, о которых говорится, во многих местах Священного Писания, что они были девственниками. Также и святой апостол Андрей Первозванный (Память 30 ноября.) был девственником: о нем написано, что он жил чистой жизнью, без жены, и сначала был учеником великого Иоанна, Предтечи и Крестителя. Также и святой апостол Филипп, из двенадцати (Память 14 ноября.), проводил целомудренную жизнь: это ясно видно из описания его путешествий. Был девственником и святой апостол Фома, как сам он о себе свидетельствует в молитве своей, говоря так: “Господи Иисусе Христе, Боже мой, Ты соблюл меня чистым от осквернения с женщинами”. Великий апостол Петр и прочие апостолы, которые имели жен, услышав учение Христа о девстве и целомудрии и о том, что желающий спастись должен отвергнуться от всех наслаждений, от отца и матери, от жены и чад, и не только отвергнуться от жены и чад, но и самую душу и тело отдать за правду и благочестие, — услышав и восприняв это божественное учение, они отвергли сию временную жизнь, оставили отечество и родных, имения, жен и чад и приступили к трудному и жестокому житию, к целомудренной жизни и посту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

— Теперь я знаю, что «любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28): я искала исцеления очам телесным, а нашла вместе с тем и исцеление очам душевным. Я была одержима скорбью о смерти моего сына, теперь же имею его на небе, предстоящим Богу во славе, с пророками и мучениками; с ними он всегда радуется и с Лонгином в Царствии Христовом носит крест — знамение победы, посреди ангелов, и как ученик Лонгина радостно воспевает: «воистинну Божий Сын сей бе» и есть и будет. Царство Его — Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Слава Ему во веки. Аминь [ 5 ].   Кондак, глас 4: Весело возрадовася церковь, в память днесь приснопамятнаго страдальца Логгина, взывающи: ты моя держава, Христе, и утверждение. Память 17 октября Страдание святого преподобномученика Андрея Критского Прошло много времени с тех пор, как прекратились многочисленные жестокие гонения на Христову Церковь, воздвигнутые злочестивыми царями и князьями. После сего Церковь Божия, как бы насажденная на плодоносной земле, и напоенная честною кровью рабов Божиих, распространилась по всем концам земли. В доме Господнем водворился мир и единение веры, процветало благочестие, в людях утверждались добрые нравы, заповеди Господни были соблюдаемы и верующие преуспевали во всех добродетелях. Тогда диавол, завидуя сему, стал отвращать верующих от Христа. Однако он стал действовать не явно, как прежде, но скрытно, — со свойственным ему лукавством. С этою целью он среди самих христиан возбудил иконоборство. По наущению диавола между христианами появились люди, которые, под видом ревности о Боге, стали отвергать почитание святых икон. Диавол внушил сие людям для того, чтобы они, отринув икону Христа, отринули от себя и Самого Христа, — потому что все, что бывает изображаемо на иконе, относится к тому, чей лик изображен на ней. И вот ненавистник человеческого спасения, диавол, возбудил к сему царя Константина, — не равноапостольного, просветившего мир верою Христовою, а другого, с тем же именем, прозванного Копронимом, то есть гноеименным [ 1 ], так как он сперва осквернил гноем купель своего крещения, а потом и Церковь Христову — своею безбожною ересью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус. Евангелие от Матфея (а с ним – и весь Новый Завет) открывается родословием Спасителя. Подобные книги родства мы видим и в Ветхом Завете . В книге Бытия это родословия Адама, сынов Ноевых, Фарры (отца Авраама), Измаила, Исаака и Иакова. Конечно, о потомках Каина в книге Бытия тоже сказано, и довольно подробно. Но надписания «книга родства» в этом случае нет – Каин и его потомки как бы выпали из течения человеческой истории, которая одновременно является историей Божия Промысла . В Ветхом Завете родословие надписывается именем родоначальника. «Вот родословие Адама…» (Быт 5) – читаем мы о потомках первочеловека вплоть до Ноя и его сыновей. Но в Евангелии книга родства надписана именем Богочеловека – далекого потомка Авраама. И мы понимаем, почему это так: вся эта цепочка поколений, все эти незабвенные имена – они имели не только причину, но и цель: воплощение Бога от Девы, пришествие обетованного Мессии на землю. И вот теперь это обетование сбылось, цель достигнута: Сын Божий становится Сыном Девы. Родословие, которое мы слышим сегодня, свидетельствует, что Господь Иисус Христос, наш Творец и Спаситель, вписан в историю Своего народа, в историю человечества. Его рождение, земная жизнь, смерть и воскресение – центральная, важнейшая страница всемирной истории. Но и прочие страницы этой великой книги остаются на своем месте, и нам по-прежнему дороги и повествования о ветхозаветных праведниках – Ное, Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе, и их родословия. Мы помним эти имена и дорожим ими. Дороги нам и иные имена. Когда в храме или дома мы молимся о упокоении в Небесном Царствии душ наших родственников, друзей, всех тех, кого мы любили и продолжаем любить, мы просим Бога сотворить им вечную память. Да и сама молитва о живых и усопших нередко называется поминовением. На проскомидии священник вынимает частицу из отдельной просфоры «в честь и память преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» – мы осмеливаемся напоминать Богу о Его Пречистой Матери!

http://pravmir.ru/ivan-bozhij/

В 1652 году при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Ва­силия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который еще раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, со светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какою страдальческою смертью и за что умер скрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия. В марте 1670 года старцу Тихону, основавшему за 10 лет пред тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волоса­ми, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом. «Я – тот самый Василий, – говорил явившийся, – о котором много говорят в народе и который замучен воеводою Пушкиным». Тихон за 500 верст отправился в Мангазею, которая теперь уже прихо­дила в запустение и уступала свое значение новой Мангазее 460 . Он обрел в указанном месте нетленное тело и 10 мая принес его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывав­ших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне на месте древней Мангазеи и теперь видят звериные шкуры, – приношения юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 года сохраняются иконы святого Василия Мангазейско- го. На одних он представляется свежим, белокурым юношею, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображен Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение в честь святого Василия 461 . Почитая память святого Василия, повторим учение апостола о до­бродетели, за которую пострадал Василий. Храни себя чистым, – поуча­ет Апостол ( 1Тим. 5, 22 ). Заботься о том, чтобы быть святым телом и душой (см. 1Кор. 7, 34 .). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идо- лослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9–10 ). Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор. 6, 13 ). Блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф. 5, 3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол. 3, 5 ). День двадцать четвертый. Страдание Стефана и Петра, мучеников Казанских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В конце концов, жертва хвалы стала православной Божественной Евхаристией, в которой завершаются дела Божии о спасении людей. «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» ( Пс.49:23 ). Так, слава Божия предстает как спасение человека – Господь делает с человеком то, «чтобы отвесть душу его от могилы и просветить его светом живых» ( Иов.33:30 ). В книге Иова не раз говорится о делах Божиих как о чудных. Здесь надо понимать, что чудо в Священном Писании – это дело Божие, согласное с Его хотением и волей, когда побеждается установленный естества чин и закон. Господь «делает великое, неисследимое и чудное без числа» ( Иов.9:10 ). Благодарность и вечное славословие требует памяти«Памятными сделал Он чудеса Свои...» ( Пс.110:4 ). Память о делах Божиих устанавливается в том, что роды человеческие, следующие друг за другом, связаны единым делом – восхвалять дела Божии и возвещать о Его могуществе ( Пс.144:4 ). Праведник, положивший все упования на Бога своего, знает одно только благо – «чтобы возвещать все дела» Его ( Пс.72:28 ). «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни» ( Пс.117:17 ). Ко всем нам сквозь века обращено: «Возвещайте между народами дела Его» ( Пс.9:12 ). И параллельно этому слово о славе – «Возвещайте в народах славу Его» ( Пс.95:3 ). Еще раз видим тождество дел Господних и славы Божией. Даже Богомыслие состоит в памятовании дел Божиих: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» ( Пс.142:5 ). (Заметим, что Божии руки имеют дела, а человеческие руки – труд.) Всякое узаконение Божие утверждает память Его дел – именно для постоянства пребывания в зрении Бога человеку даются заповеди жизни. «Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы... не забывать дел Божиих и хранить заповеди Его...» ( Пс.77:5,7 ). Псалмопевец говорит, что за невнимание и забвение «дел рук» Божиих Господь разрушит беспамятных и не воскресит их ( Пс.27:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В новозаветном Писании есть также несколько указаний, свидетельствующих о существовании веры в молитвы святых, переселившихся в мир загробный. Ап. Петр выражает уверенность, что и по отшествии из этой жизни он будет заботиться поддерживать в просвещенных им христианах память о его наставлениях: «буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это (т. е. его наставления) на память» ( 2Пет.1:15 ). На чем основывается эта уверенность апостола, как не на общецерковной вере в возможность молитвен- —311— ного общения и ходатайства пред Богом умерших за живых? Св. Иоанн Богослов видел в откровении, как «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Апок.5:7 ). Он же слышал, как святые мученики вопияли громким голосом, обращаясь к Богу: «доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Апок.6:10 ). Важно здесь свидетельство о самом факте молитвенного обращения святых к Богу; если же содержанием молитвы является в настоящем случае просьба об отмщении врагам Христовым, то тем естественнее признать возможность молитвенного ходатайства святых о милости Божией их братиям по вере. Так, на основании вышеуказанных свидетельств слова Божия, а еще более – на основании того общего библейского воззрения, что Церковь земная и Церковь небесная составляют единое живое тело Христово, члены которого находятся в тесной связи и взаимообщении любви, наша православная Церковь никогда не переставала и не перестанет обращаться к молитвенному предстательству святых небожителей, памятуя слова псалмопевца, что «очи Господни обращены на праведников, и уши Его к воплю их» ( Пс.33:16 ). Не так, однако, умствуют сектанты наши, пашковцы. Они, не долго задумываясь, объявляют врагом Божиим всякого, кто обращается за ходатайством к кому-либо кроме Иисуса Христа, и в частности – молитвенное призывание святых, отшедших в вечность, кощунственно приравнивают чародейству и волшебству духовызывателей, т. е. в сущности тоже объявляют тягчайшим преступлением против Бога. 309 Иначе, впрочем, и быть не может. Если православный догмат о молитвенном предстательстве за нас святых стоит в неразрывной связи и составляет только обратную сторону другого догмата – о нашей молитве за усопших, то там, где отрицается этот последний, не может быть принят и первый. Поставляя дело спасения каждого человека в исключи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В новозаветном Писании есть также несколько указаний, свидетельствующих о существовании веры в молитвы святых, переселившихся в мир загробный. Ап. Петр выражает уверенность, что и по отшествии из этой жизни он будет заботиться поддерживать в просвещенных им христианах память о его наставлениях: «буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это (т. е. его наставления) на память» ( 2Пет. 1:15 ). На чем основывается эта уверенность апостола, как не на общецерковной вере в возможность молитвенного общения и ходатайства пред Богом умерших за живых? Св. Иоанн Богослов видел в откровении, как «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» ( Апок.5:7 ). Он же слышал, как святые мученики вопияли громким голосом, обращаясь к Богу: «доколе, Владыка святой и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Апок.6:10 ). Важно здесь свидетельство о самом факте молитвенного обращения святых к Богу; если же содержанием молитвы является в настоящем случае просьба об отмщении врагам Христовым, то тем естественнее признать возможность молитвенного ходатайства святых о милости Божией их братьям по вере. Так, на основании вышеуказанных свидетельств слова Божия, а еще более – на основании того общего библейского воззрения, что Церковь земная и Церковь небесная составляют единое живое тело Христово, члены которого находятся в тесной связи и взаимообщении любви, наша православная Церковь никогда не переставала и не перестанет обращаться к молитвенному предстательству святых небожителей, памятуя слова псалмопевца, что «очи Господни обращены на праведников и уши Его к воплю их» ( Псал.33:16 ). Не так, однако, умствуют сектанты наши, пашковцы. Они, не долго задумываясь, объявляют врагом Божиим всякого, кто обращается за ходатайством к кому-либо кроме Иисуса Христа и в частности – молитвенное призывание святых, отшедших в вечность, кощунственно приравнивают чародейству и волшебству духовызывателей, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: «Доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен, ибо сегодня получил приобщение» («Беседы» Григория Двоеслова , кн. 4, гл. 55). Итак, если молитвы за умерших столь для них потребны и столь спасительны, будем усердно совершать их, особенно за Литургией, во время принесения Бескровной Жертвы за живых и умерших. Еще больше любви мы покажем к умершим, если к участию в нашем молении за них будем приглашать и других благотворениями в память их. Такие благотворения вызывают благодарность в одолжаемых нами и побуждают их молиться за тех, в память которых делаются одолжения. (См. «Сборник для назидательного чтения», еп. Виссариона, издание 1891 г., стр. 77–86). III. Будем же, братие, всегда молиться об умерших, руководимые духом христианской любви к ним, которая николиже отпадает. Приложение к беседе 1. А Основание молитв Церкви за умерших поучению слова Божия и св. отцов Что молитвы Св. Церкви за умерших, принесение Бескровной жертвы за преставльшихся сильны извести содержимых во аде на свободу славы чад Божиих – в Царство Небесное, на это есть прямые указания Священного Писания . 1) Предостерегая нас от молитвы за ближних, неугодной Богу и бесплодной для них, св. ап. Иоанн Богослов дает такую заповедь : «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин.5:16 ). Но все, умершие с истинным раскаянием, свободны от смертного греха уже по тому одному, что они раскаялись, «ибо грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают и жестоковыйно (упорно) восстают на благочестие и истину... В таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения» (VII Вселенского собора прав. 5). Стало быть, все умершие с истинным покаянием, хотя бы прежде и находились в смертных грехах (а тем более если не находились), принадлежат к числу тех ближних наших, за которых нам заповедано молиться без всякого сомнения и колебания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010