Стебненский и Мальмерицкий кресты по своему происхождению принадлежат, очевидно, отдаленной эпохе, говорят, кирилло-мефодиевской. И в самом деле, небольшой размер крестов, равнораменность (не только равномерность обеих частей креста, но и одинаковость расстояния обоих концов продольного дерева от концов поперечника) – признаки, сближающие эти кресты с образцами византийскими; а довольно неискусная отделка крестов, как бы, указывает на их очень раннее происхождение, если только не предполагать в их более позднем творце вообще неискусного мастера. По-видимому, менее сходства с византийскими образцами может представлять крест мальмерицкий, неравномерный, три верхние конца которого, как бы, в виде полумесяца расширяются к своим оконечностям; но это основание не настолько решительно, чтобы могло уничтожить древность креста и его византийское происхождение, твердо запечатленные народной традицией. В Моравии таких крестов находится не менее. Так, например, один из таких крестов нашли недалеко от деревни Дубровицы, при дороге, ведущей в Палонику. В длину этот крест около 1 метра, в ширину вокруг, более, чем 1 / 2 м., толщина же его равняется 1 / 4 м. Форма креста не отличается каким-либо изяществом, – вытесан он довольно грубо. На середине креста находятся две хронологические даты (1171 и 1773), из которых первая обозначает, может быть, время выделки креста, а вторая, – время, может быть, переставления креста на другое место. Другой, подобного рода, крест находится в Вилимове близ Намешти в Оломоуцком округе, недалеко от местной церкви. Передняя сторона выступает приблизительно на 80 сантиметров в высоту, задняя – немного выше. Крест вытесан из камня и оброс мхом. Третий крест можно видеть около Оломоуца в Великой Сенице, – стоит перед статуей св. Фомы, а прежде стоял на холмике. Высота креста почти 1 метр, ширина около 1 / 2 м. По направлению длины креста выбито маленькое углубление. В том же Оломоуцком округе недавно найдены и другие, подобные же, кресты. 1) Крест огницкий, выделанный из камня, – не имеет теперь ни головы (верхней части), ни обоих концов поперечника. Действительная (прежняя) высота его не отличалась много от теперешней, имеющей около 1 1 / 2 м., из которых около 50 см находится в глуби земли; ширина креста при земле около 67 см., при поперечных концах, около 60 см.; толщина же неодинакова: внизу около 20 см, а вверху 14 см. На передней стороне памятника до сих пор хорошо сохранилось изображение креста, имеющее в вышину около 56 см., в ширину, в обоих концах поперечника, около 38 см. Даже в своем не цельном виде огницкий крест весьма много приближается к крестам равномерным, хотя более точное сходство с этими последними он представлял бы при сохранении своих утраченных частей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Самый большой в мире купольный крест освящен в Севастополе Севастополь, 29 июля 2012 г. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь освятил крест Свято-Никольского храма в Севастополе, который является самым большим в мире и изготовлен по инициативе моряков Черноморского флота, сообщил начальник отдела информационного обеспечения ЧФ капитан 1 ранга Вячеслав Трухачев. " Одним из мероприятий празднования Дня ВМФ в Севастополе стало проведение чина освящения нового креста Свято-Никольского храма-памятника на Братском военном мемориальном кладбище Севастополя. Навершие высотой 7,5 м и массой 23,5 т изготовленное из уральского гранита, является самым большим в мире. Оно признано заменить прежний крест, расколовшийся от времени и повреждений " , — сказал Трухачев. По его словам, с инициативой изготовления нового креста для христианской святыни вместе с городским духовенством выступили моряки большого десантного корабля (БДК) " Ямал " Черноморского флота, которые являются прихожанами храма. " Они обратились с письмом к шефам, губернатору Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрию Кобылкину с просьбой помочь в восстановлении храма, передает " Интерфакс " . Силами творческо-производственного объединения " Екатеринбургский художественный фонд " крест был воссоздан " , — сказал Трухачев. В богослужении у навершия храма принял участие полномочный представитель президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Игорь Холманских, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации на Украине Михаил Зурабов, командующий Черноморским флотом контр-адмирал Александр Федотенков, члены Военного совета, моряки ЧФ и Военно-морских сил Вооруженных сил Украины. В ближайшее время новый крест взамен временного будет водружен над храмом, являющимся одним из символов Севастополя. Самый большой в мире купольный крест изготовлен для севастопольского храма 29 июля 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55148.html

Добавление горизонтальной нижней перекладины дает нам восьмиконечный крест (KT–III) с двумя вариантами: с перекладиной, скошенной слева направо (KT–III.a) и справа налево (KT–III.б). Примеры первых трех конструктивных типов могут быть найдены с избытком. Наблюдение над фактологическим материалом позволяет выявить в строении крестов такие две особенности общего характера, как Т-образное завершение (которое делает крест из четырехконечного трехконечным, из шестиконечного – пятиконечным и т. д.) и вертикальная равносторонность рукавов (для крестов с пятью и более концами). Используя эти две особенности, строим схему далее (Табл. 1). Простой пятиконечный крест (KT–IV) может быть преобразован в семиконечный (KT–V) с двумя разновидностями – соответственно первому случаю (KT–V.aKT–V.б). Вертикальное уравнение рукавов креста для каждого уже определенного типа дает нам следующую картину: –  KT–VI, родственный KT–II, встречающийся, например, на новгородских каменных крестах (рис. 1); –  KT–VII, poдcmbehhыйKT–III, неоднократно встречающийся, как и предыдущий, на каменных крестах (рис. 2); –  KT–VII.a, poдcmbehhыйKT–III.a, может быть представлен на примере Борисоглебского «стригольнического» креста (рис. 3); –  KT–VII.б, poдcmbehhыйKT–III.б, в историческом материале пока не встречен. Если типы VI, VII, VII.auVII.б приобретут Т-образное завершение, то будут образованы новые конструктивные типы VIII, IX, IX.auIX.б. Конструктивные типы VI–IX,б являются довольно редкими, еще более редки их аналоги, имеющие укороченную нижнюю перекладину. Таким образом появляются типы X, XI, XI.auXI.б для «равнолопастного» ряда и типы XII, XIII, XIII.auXIII.б для ряда с Т-образным завершением. Образовавшиеся в результате процедуры «конструирования» типы XuXIIмorym еще встречаться в вариантах со скошенной нижней перекладиной, что заставляет нас учесть это обстоятельство в таблице и выделить типы Х.а, Х.б, XII.auXII.б. Простой трехконечный крест (тау-крест) учтен в данной конструктивной типологии обособленно. Вполне правомерно, как мне кажется, сохранить его название и обозначить греческой литерой τ (тау). Присвоив конструктивным типам порядковые номера, мы тем самым достигаем определенной степени формализованности той морфологической информации, которую предоставляет каждый конкретный крест. Это самый базовый-уровень, помогающий решить задачу формализации лишь в общем виде, ведь кроме простейших конструктивных типов существует некоторый набор дополнительных конструктивных элементов, учет которых позволил бы более подробно описывать ставрографические памятники. Следовательно, когда мы обозначим все возможные конструктивные элементы определенным шифром, то сможем записывать подробную информацию о кресте (часто довольно сложную) в виде кода или формулы, насчитывающей всего лишь несколько позиций. Это во многом упростит непосредственный процесс описания и обработки материала, сделает его более объективным.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Более пятидесяти миллионов рублей собрано на установку памятника князю Владимиру в Москве 22 июля, 2015. Новостная служба Это более половины необходимой суммы 22 июля. ПРАВМИР. Более 50 миллионов рублей собрано Российским военно-историческим обществом на установку в Москве памятника князю Владимиру. Об этом на пресс-конференции сообщил исполнительный директор РВИО Владислав Кононов. Осталось собрать 94 миллиона рублей на установку памятника: «Я могу сказать, что более 50 миллионов уже собрано на этот проект, то есть наша инициатива по интернет-опросу была сразу же подкреплена серьезными финансовыми вливаниями. Осталось немножко еще собрать, но у нас не было никогда сомнений в том, что мы полностью соберем все необходимые средства», — передаёт ТАСС слова исполнительного директора РВИО. Также Кононов подчеркнул, что РВИО само решило отказаться от установки памятника на Воробьевых горах из-за дорогостоящих работ по устранению геологических рисков. По поводу трёх новых вариантов места для установки памятника святому князю Владимиру Кононов заметил, что проводится именно интернет-опрос, а не голосование: «Это значит, что выбранное москвичами место не будет автоматически местом установки памятника князю Владимиру. Мы проводим срез (опрос) общественного мнения и сообщим комиссии по монументальному искусству, какому месту общественность отдала предпочтение». По словам спикера, всего с 20 июля проголосовали более 20 тысяч человек. Во вторник лидировала Лубянская площадь, а в среду на первое место вышла Боровицкая площадь. Предполагается, что комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме примет решение по новому месту установки памятника князю Владимиру в начале сентября. Что касается самого памятника, то высота его может меняться в зависимости от выбранного места: «Высота самой скульптуры 12,8 м, еще 4 м — это крест, оставшаяся высота — это постамент 7–8 м». Российское военно-историческое общество (РВИО) открыло интернет-опрос  по поводу места установки памятника князю Владимиру. Голосование по трём предложенным вариантам проходит с 20 июля по 20 августа. Проголосовать можно на сайте .

http://pravmir.ru/bolee-pyatidesyati-mil...

Памятный крест и место падения самолета должны в ближайшее время освятить священнослужители 9 июля. ПРАВМИР. В Иркутской области на месте крушения Ил-76 спасатели установили 12-метровый памятный крест. На кресте прикреплен бортовой номер разбившегося Ил-76 — 76840, он был вырезан из хвостовой части лайнера, сообщает МЧС России. Памятный крест и место падения самолета должны в ближайшее время освятить священнослужители. 12-метровый крест сделали и установили на склоне сопки спасатели отрядов «Центроспас» и «Лидер», участвовавшие в поисковых работах на месте крушения самолета. Ил-76 МЧС России пропал утром 1 июля во время тушения лесных пожаров. Обломки самолета нашли 3 июля на склоне сопки южнее населенного пункта Рыбный Уян. Экипаж состоял из десяти человек: командир воздушного судна заслуженный летчик РФ Леонид Филин, второй пилот Алексей Лебедев, штурман Георгий Петров, бортовой инженер Виктор Кузнецов, бортовой радист Игорь Мурахин, бортовые операторы Сергей Сусов, Сергей Макаров, Марат Хадаев, авиационные техники Вадим Жданов и Андрей Машнинов. Экипаж Филина был одним из лучших в авиации МЧС России. Только за время последней работы в Иркутской области они отстояли от пожаров 30 деревень, сел и поселков, в которых проживают более 50 тысяч человек. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 апреля, 2024 29 марта, 2024 4 июля, 2016 4 июля, 2016 4 июля, 2016 13 апреля, 2024 11 апреля, 2024 10 апреля, 2024 8 апреля, 2024 2 апреля, 2024 29 марта, 2024 4 июля, 2016 4 июля, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pamyatnyiy-krest-ustan...

В своем свидетельстве почтенные юристы поясняют, что гигантский христианский крест не следует автоматически рассматривать как символ, насаждающий какую-то религию, поскольку никакого принуждения к вероисповедованию в данном случае не происходит. Юристам также пришлось извернуться, чтобы спустить на тормозах неосторожное заявление, которое успел сделать мэр Пенсаколы, когда отметил, что религиозные символы всегда играли видную роль на общественных территориях страны. Это частное, эмоциональное и неквалифицированное мнение мэра, по словам авторов заключения, не следует трактовать расширительно в отношении данного «сооружения», которое некогда было христианским крестом, но ныне таковым не является. По мнению «друзей суда», высокому суду следует принять во внимание тот факт, что любой латинский крест, установленный на общественной территории, может рассматриваться как светское сооружение по истечении многих лет. Они также подчеркнули тот факт, что данное «сооружение» ныне никак не несет прямого или косвенного принуждения к вероисповеданию, которое запрещено первой поправкой. Конечно, главная проблема «примирителей» состоит в том, что нужно каким-то образом доказать, что христианский крест является чисто светским символом. Защитники креста даже утверждают, что это просто давний традиционный символ, всегда устанавливавшийся на различных мемориалах – в частности, для увековечивания памяти павших героев. Подобные «памятные сооружения», по их утверждениям, никоим образом не насаждают христианство и не имеют с ним ничего общего. Защитники креста приводят и еще один аргумент: он состоит в том, что крест простоял на этом месте уже 75 лет, его установили отцы и деды, а потому он уже овеян исторической аурой, приобрел статус объекта «культурного наследия» и утратил значение религиозного символа. Но в рамках светского мировоззрения и логики, все более распространяющегося в стране, крест всегда и везде остается христианским символом, а потому активный атеист должен выступать с протестом или иском, когда видит крест или иной религиозный символ на общественной территории, где религиозная пропаганда запрещена первой поправкой. Если этого не сделать, то приверженцы религии неизбежно будут пользоваться такими символами для насаждения веры, считают атеисты.

http://drevo-info.ru/news/22864.html

А что ми пишете, что суть у вас и таковые люди, ротники, и крест целуют накриве: ино крест дан от Христа христианам, верой тому покланяться, и истиной и чистотой того честного креста целовать; и целуяй тако крест, освящевает себя, и от болезни и от недугов всяческих исцелевает; а не верой и не истинно целуяй крест, и той убо лжеобщник неисцельно врезает себя, а по писанию, яко богоубийца вменяется таковый поругатель честному кресту. И пишете ми, что и у церквах у вас таковые люди старостят, и на властях сидят и судят: ино таковые ротники и лжеобщники, по писанию, никако могут дел церковных заведать, ни судов судить; и вы от таковых блюдете 2397 и никако власти в церковных делах вдавайте им, ни суда судить. Но вы, священники, учите таковых, о том с покаянием к Богу обратиться и плакать себе, зане христианину православну не дан честной крест в роту, ти именей ища, целовать того; а и на истине 2398 целуяй кто крест до трижды на имениях, на злате и сребре, – и по сем несть тому целования крестного, ни соприобщения с верными. Да и еще что ми пишете, что деи таковые у церквей старостят, с женами законными расступився, а поняв вторую жену или третью, яко прелюбодейцы: и о том таковые треженцы отселе никако дабы старшинствовали в церквах Божьих; зане преже от божественного писания писах вам, како пишут божественные Отцы: «первый брак, пишет, закон, второй прощение, третий законопреступление, и той нужды ради последнего времени человеком введеся, с многим о том рассуждением и смотрением о себе имеющим; како единородную, бессмертную душу от того сладострастия очистить»; и егда же убо пишется «третий брак законопреступление», того ради таковые треженцы никако могут старшинствовать у церквах Божьих, но должны суть о себе попечение и смотрение иметь. Господь же Бог да оградит и соблюдет о всем ваше православие в всяком благоверии и чистоте, с победой о всем на все видимых врагов и невидимых; и с сем 2399 всем Божья благодать и милость 2400 , и молитва моя и благословенье да есть с вами. А дана грамота на Москве, месяца сентября в 23 день, в лето 6936, индикта 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Рис. 22. Распятие на бронзовом кресте из ГИМ (Москва); Рис. 23. Серебряный крест из Музея Бенаки (Афины); Рис. 24. Богоматерь Никопея на бронзовом кресте из ГИМ (Москва) Очень хорошая аналогия внутреннему кресту из Плиски – бронзовый крест из Исторического музея в Москве. М. Rosenberg связывает этот крест с памятниками восточно-христианского искусства и датирует его X веком 449 . Распятие, изображённое на его лицевой стороне, почти совершенно схоже с Распятием, изображённым на втором кресте из Плиски (рис. 22). Мы находим удивительное сходство с этой же сценой, изображённой на лицевой стороне серебряного наперсного креста из музея в Афинах (рис. 23). Сохранившийся нижний шарнир и пальметта перед ним аналогичны таким же из Плиски. Этот крест датирован VIII веком 450 , но А. Фролов предлагает отнести его к эпохе более или менее близкой к 1000 году 451 . Добавим к этим примерам также украшенный чернью крест из коллекции Е. Stathatos, на лицевой стороне которого также изображено Распятие, но отличающееся от уже изученной схемы. Он датирован временем после X века 452 . Распятие – это мотив, наиболее часто встречаемый на самых разных предметах византийской эмали ставротеках, крестах, книжных окладах, диптихах и триптихах. На некоторых из них, датированных IX–X веками. Христос изображён одетым в colobium, с головой, слегка склонённой к правому плечу 453 . На обороте некоторого числа крестов-энколпионов изображается обычно один из иконных типов Богоматери. Среди них самый распространённый – это Оранта, представленная одна или с четырьмя поясными евангелистами 454 . Богоматерь Никопея на обороте внутреннего креста из Плиски – это, наверное, миниатюрная реплика общераспространённого чудотворного образа. Никопея была палладиумом императорского двора в Византии и эмблемой триумфа её армий над врагами 455 . Этот тип относительно редок на предметах мелкой пластики и, точнее, на крестах. Близкая параллель к нашему памятнику – это бронзовый крест из Исторического музея в Москве (рис. 24). На его лицевой стороне, как мы уже указывали, изображено Распятие, а на обороте – Богоматерь Никопея с надписью: Н AГIA ΘЕО[ТОКОС] .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

На могилке стоит белый крест из круглых кусков молодого дубка. Крест прочный, как памятник; его основание, для предохранения от гнили, обожжено на костре и густо обмазано смолой, а белая краска постоянно возобновляется; детям и крестьянам он представляется верхом роскоши, но таким ли кажется он родителям, привыкшим видеть в городе мраморные и литые чугунные кресты и памятники? Могилка аккуратно, в форме гробницы, обложена дерном и засеяна сверху овсом. С этого времени, до тех пор, когда отец Сергий сделал прочную оградку, телятам объявляется беспощадная война. Но вот оградка поставлена и, как и крест, тщательно покрашена. Привезенные из Хвалынска разноцветные анютины глазки пестреют на могилке вместо кудрявой зелени овса, а среди них выделяется крест из незабудок. Во время обычной летней поездки в Самару Евгения Викторовна ухитряется даже привезти венок – крупные жестяные незабудки, несколько нежных фарфоровых белых и бледно-розовых роз и пара веток белой сирени. Венок, окружающий маленькую иконочку Божией Матери, делал наряднее скромный крест. Но теперь, когда решетка, запертая на замок, защищала могилку от телят, появились новые враги – мальчишки. Метко направленными камушками они постепенно разбили все розы на венке; несмотря на то, что оградка была просторна, а ее дощечки часто сбиты и заострены, как-то ухитрились откручивать тонкие проволочки сирени, срывать живые цветы. Только толстая проволока скрепленных по несколько штук незабудок еще выдерживала, да и то один раз Евгения Викторовна видела такой пучок на шапке разгуливавшего по селу рекрута. Впрочем, это, кажется, был единственный трофей, попавший в руки разрушителям; обычно обломки падали в густую зелень около креста, и достать их снаружи не было возможности, но хулиганы все-таки продолжали свое дело. Евгению Викторовну это страшно волновало, бередило еще не зажившую рану. Случалось, она плакала, ходила к матерям замеченных ребят, но все было напрасно. Разрушители отступались только тогда, когда все, что можно, было разрушено.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Раздел 5. Разные сообщения А. Б. Пермиловская. Крест из деревни Кушкопала Деревянные обетные кресты – явление характерное и распространенное для Русского Севера как в XIXbeke, так и в настоящее время. Довольно значительная их часть сохранилась на побережье и островах Белого моря, в бассейнах рек Мезени, Пинеги, на Каргополье. Настоящая небольшая публикация на эту тему дополняет ранее вышедший материал 617 . Уникальным и безусловно самым интересным из сохранившихся крестов на Русском Севере является крест из деревни Кушкопалы Пинежского района, в настоящее время – экспонат Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», его можно увидеть на выставке обетных крестов «Священное дерево» в Георгиевской церкви. Одной из первых этот крест зафиксировала экспедиция института «Спецпроектреставрация» (Москва) в 1967 году 618 . Ранее крест находился в специально построенном для него двухэтажном амбаре. Это один из самых высоких северных крестов, его высота – 6 м 10 см, с подземной частью – 8 м, выполнен из лиственницы. Размер вертикального бруса – 610х42х20,5 см (верх), 42х26 см (низ), верхнее большое перекрестие – 390х43,7х20,5 см. Верхнее малое перекрестие и нижняя наклонная перекладина утрачены. Крест представляет прекрасный образец резьбы по дереву и крестьянской палеографии. Как это часто встречалось в перенесении текста молитвы на поверхность креста, резчик, иногда по причине неграмотности, допускал неточности и ошибки, что мы можем видеть в кушкопольском кресте. Но это не сколько не умаляет эстетической и художественной ценности. Лицевая и особенно задняя сторона креста покрыты, как сплошным узором, вязью, текстом молитвы. На лицевой стороне, на центральной перекладине, вырезано: «Крест – хранитель всей вселенной, красота церковная». Эта надпись отражает сущность и несомненные архитектурные достоинства этого памятника. Перед нами подлинное произведение деревянного зодчества и народной монументальной скульптуры. Наибольший интерес представляет задняя сторона креста, в центральной части которого, вырезан текст пасхальной молитвы:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010