Русские смягчили эти суровые черты, сделав главным человеческое уничижение Христа, при этом, однако, нисколько не преуменьшив значение Его божественного величия. Это уничижение, или лишение достоинства в глазах людей, обычно называют греческим словом κνωσις [кенозис], заимствованным из Послания апостола Павла к Филиппийцам: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:5–8 ). Он «уничижил Себя Самого», и именно это самоуничижение (κνωσις), это чувство абсолютного смирения божественной любви можно назвать отличительным признаком русского образа Христа. Добавив к неохалкидонскому образу византийского Христа это «уничижительное» видение, Россия несет ответственность за введение более мягкого взгляда на Христа, что выразилось в таком памятнике русского литургического песнопения, как «Канон Иисусу Сладчайшему». Так русская духовность соединяет Крест и Воскресение, и в этом отношении является гораздо более «западной» в своей духовной мысли, чем Византия. II. Русское богослужение: географическая карта души 1. Центральное место литургии в Русском Православии Какую роль литургия играет в формировании и выражении русскою духа, и какие характерно русские национальные черты этот дух привнес в богослужение, унаследованное от Византии? Пожалуй, самая поразительная особенность русской литургии – ее исключительная важность, ее непреходящее основополагающее место в жизни Русской церкви. Никакая другая церковь , ни Восточная, ни Западная, не может сравниться с Русской православной церковью в том, какое значение в ней придается богослужению. Современный западный интерес к восточному богослужению целиком и полностью обусловлен общением с русским православием в эмиграции, и наступившее некоторое разочарование объясняется знакомством с литургической жизнью других православных церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

С своей стороны считаем нужным обратить внимание на одно обстоятельство, которое не оценено, как того заслуживает. «Не поверю, сказал Фома, – если не увижу на руках Его ран от гвоздей»... Допустим, что Фома сомневался в воскресении Христа, что ему нужны были внешние доказательства факта, внешние признаки, по которым он мог бы узнать Воскресшего; имеет ли в таком случае смысл его заявление? Если к матери приведут сына, которого она потеряла двадцать лет тому назад еще пятилетним ребенком, она, чтобы узнать его, будет искать какой-нибудь памятной «родинки» на его теле, будет выглядывать в его лице хотя бы одну знакомую черточку его былого выражения, будет приглядываться к цвету его тела, ощупывать его волосы. Таких ли внешних признаков хотел апостол Фома? такого ли внешнего доказательства хотели другие апостолы? Если бы неверие Фомы было следствием его рассудочного сомнения, он, конечно, искал бы внешних признаков убеждения. Но на самом деле, то, чего он требовал, не было внешним знакомым признаком лица. «Не поверю, если не увижу на руках Его ран от гвоздей». Но разве помимо Его ран на руках и ногах и ребрах не было в Его лице ни одной знакомой ученикам черты? разве не был им дорог и близок Его голос, Его взор? И напротив – почему бы им так запомнились раны на руках и ногах от гвоздей и на ребрах от копья? Это еще было бы понятно в отношении к Иоанну, который стоял при кресте и видел истечение из пронзенного ребра Господа крови и воды, у которого это видение неизгладимо напечатлелось в памяти. Но остальные ученики еще раньше, чем были изъязвлены руки, ноги и ребра Господа, рассеялись и не стояли при Его кресте. Конечно, они знали об этих ранах, они были для них символом страданий Господа, как крест Его символом их спасения, но, очевидно, не психологическое значение признаков узнавания приводило им на память эти раны... Наконец, вдумайтесь в эти слова: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Со своей стороны, считаем нужным обратить внимание на одно обстоятельство, которое не оценено, как того заслуживает. «Не поверю, сказал Фома, – если не увижу на руках Его ран от гвоздей» ... Допустим, что Фома сомневался в воскресении Христа, что ему нужны были внешние до­казательства факта, внешние признаки, по которым он мог бы узнать Воскресшего; имеет ли в таком случае смысл его заявление? Если к матери приведут сына, которого она потеряла двадцать лет тому назад еще пятилетним ребенком, она, чтобы узнать его, будет искать какой–нибудь памятной «родинки» на его теле, будет вы­глядывать в его лице хотя бы одну знакомую черточку его былого выражения, будет приглядываться к цвету его тела, ощупывать его волосы. Таких ли внешних признаков хотел апостол Фома? Такого ли внешнего дока­зательства хотели другие апостолы? Если бы Неверие Фомы было следствием его рассудочного сомнения, он, конечно, искал бы внешних признаков убеждения. Но на самом деле, то, чего он требовал, не было внешним знакомым признаком лица. «Не поверю, если не увижу на ру­ках Его ран от гвоздей». Но разве помимо Его ран на руках и ногах и ребрах не было в Его лице ни одной знакомой ученикам черты? Разве не был им дорог и близок Его голос, Его взор? И напротив – почему бы им так запомнились раны на руках и ногах от гвоз­дей и на ребрах от копья? Это еще было бы понятно в отношении к Иоанну, который стоял при кресте и видел истечение из пронзенного ребра Господа крови и воды, у которого это видение неизгладимо запечатлелось в памяти. Но остальные ученики еще раньше, чем были изъязвлены руки, ноги и ребра Господа, рассеялись и не стояли при Его кресте. Конечно, они знали об этих ранах, они были для них символом страданий Господа, как крест Его символом их спасения, но, очевидно, не психологи­ческое значение признаков узнавания приводило им на память эти раны... Наконец, вдумайтесь в эти слова: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Этот голос изъявлял, что Его рождение последует для людей с того времени, как Он сделается известным им. 89. – Ты хорошо знаешь – сказал Трифон, – что весь народ наш ожидает Христа, и мы признаем, что все приведенные тобою места из Писаний сказаны о Нем; я признаюсь также, что имя Иисус, данное сыну Навину, расположило меня согласиться и на это 476 . Но мы сомневаемся, надлежало ли Христу быть так бесславно распятым, ибо в законе сказано: «… проклят всякий распятый» 477 , так что я весьма затрудняюсь поверить этому. Что Писания говорят о том, что Христос имеет пострадать, это ясно; но мы желаем знать, можно ли доказать то, что Он претерпит род страдания проклятый в законе? – Если бы – отвечал я, – Христос не имел пострадать, и пророки не предсказали, что через беззакония народа Он будет веден на смерть, обесчещен, бит и сочтен между беззаконными, и будет веден как овца на заклание Тот, Коего род, по слову пророка, никто не может изъяснить, – то справедливо можно было бы удивляться. Но если это характеризует и указывает Его всем, то как можем и мы не веровать в Него смело? И все, кто поняли слова пророков, скажут, что это – Он, а не другой, если только они услышат, что Он был распят. 90. – Научи же нас – сказал Трифон – из Писаний, чтобы и мы поверили тебе. Что Христос имеет пострадать и быть веден как овца, мы это знаем; но надлежало ли Ему быть распятым, и так постыдно и бесславно умереть смертью, проклятою в законе, – докажи нам, потому что мы не можем даже понять это. – Ты знаешь – отвечал я, – что пророки свои слова и действия, как и вы согласились, открывали в притчах и прообразах, прикрывая содержащуюся в них истину, так что многое не могло быть легко понятым всеми, дабы потрудились желающие найти ее и узнать. – Мы признали это, – сказали они. – Слушай же – сказал я, – что далее следует. Моисей первый показал это кажущееся проклятие Его посредством знамений, которые он сделал. – О каких это говоришь ты – спросил Трифон. – Когда народ – отвечал я – воевал с Амаликом и сын Навина, названный Иисусом, управлял сражением, то сам Моисей молился Богу, распростерши руки свои на обе стороны; Он же и Аарон поддерживали их весь день, чтобы они не опустились от его утомления. Ибо, если он что-нибудь опускал из этого знамения, представлявшего крест, то как написано в книгах Моисея, народ был побеждаем; если же он оставался в этом положении, то Амалик был побеждаем в той же степени, и сильный имел силу от креста. Не потому народ одерживал победу, что Моисей так молился, но потому, что в то время как имя Иисуса было во главе битвы, сам он делал знамение креста 478 . Ибо, кто из вас не знает, что та молитва весьма умилостивляет Бога, которая совершается с плачем и слезами, с повержением на землю и коленопреклонением? Таким именно образом ни он сам, ни другой кто, сидя на камне не приносил молитв. И даже камень был символом Христа, как я уже показал 479 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Скачать epub pdf Слово на Великий Пяток. О кресте и о разбойнике Недавно говорил я брачное слово Ревекке, а сегодня возглашаю надгробное Происшедшему от Ревекки, потому что сегодня празднуем Владычнему гробу, соделавшемуся ковчегом жизни. Сегодня празднуем царственному гробу, который стал окном во гроб. Сегодня ликовствуем при ковчеге, который трехдневнего Мертвеца скрывал в смерти. Сегодня торжествуем при мировлагалище мира. Сегодня веселимся при могиле, уготованной Мертвецу. Сегодня приходит Крест, и радуется тварь, потому что Крест – путь заблудшим; Крест – упование христиан; Крест – узда богатым; Крестпамятник победы над демонами, помощь беспомощным, надежда обуреваемых, заступник вдов, упокоение скорбящих, цель старцев; Крест – оружие вечное, мудрость неученых, проповедь апостолов, целомудрие дев; Крест – безопасность вселенной; Крест – уничтожение идолов, сила бессильных, разрешение расслабленных, покров нагим; Крест – воскресение мертвых, жезл хромым, низложение горделивых, победа над диаволом; Крест – надежда отчаянных, стена воюемых, судия неправых, страж младенцев; Крест – свет сидящим во тьме, любомудрие варваров, закон беззаконным, похвала мучеников; Крест – радость иереев, низпровержение капищ, соблазн иудеям, врачевство болящим; Крест – хлеб алчущим, путеводитель слепым, утешение нищим, покаяние невоздержным; Крест – пестун юношей, кормчий плавающих, отец сирот; Крест – советник праведных, глава мужей, великолепие царей, свобода рабов, проповедь пророков; Крест – упражнение монахов, основание Церкви, разрушение идольских жертвенников, источник жаждущим. Сегодня приходит Крест и – преисподняя разорена. Сегодня пригвождены руки Иисусовы, и разрешены узы мертвецов. Сегодня дерзнули на христоубийство, и извращен путь мертвых. Сегодня кровавый поток излиялся в гробы, и орошенный ад процвел. Ныне весь день туда и сюда влачим был Иисус, каждый час дня благословивший Своими страданиями; рано приведен к судящему в претории Пилату, оттуда предан иудейской дерзости на поругание до шестого часа; потом три часа терпев мучение от прободения гвоздями, прекращает страдание Свое смертию; после сего, прежде часа двенадцатого, снимается с древа, уподобившись уснувшему льву.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

На тоне «Анфимова» «...крест высотой 3,7 м сохранился хорошо, аббревиатура в его верхней части». В настоящее время состояние креста по-прежнему хорошее. В нижней части столба нами обнаружена незафиксированная нашими предшественниками, трудно различимая надпись (см. описание) (рис. 15). Следующий от Нижней Золотицы крест, экспедицией О. В. Овсянникова был обнаружен в с. Инцы. Мы же нашли незафиксированный ею крест на тоне «Могилка», расположенной между тоней «Анфимова» и Инцами (рис. 17). Кроме этого, нами зафиксирован крест на бывшей тоне «Катериниха», поставленный в 1999 году (рис. 16). Описание крестов Кандалакшский залив. Село Кереть Крест 1 Местоположение. Развилка улиц Передней и Задней. Описание памятника. Деревянный восьмиконечный крест из бруса сечением 7х14 см с крышей из досок с «пиками» на концах, высота 205 см. Соединение брусьев «в полдерева». Нижняя часть креста сгнила, он установлен на помосте, нижней частью вставлен в основание из досок и опирается на деревянный брус, установленный сзади креста. Помост сделан из досок. На кресте надписи: «ЦРЬ СВЫ», «ОН», ХСЪ», «СНЪ «НИКА», «МЛ РВ», «ГГ», «КТ», «К. Т. П. И. В. С. В. Т. П. С. И.» > На кресте сохранились следы покраски. К кресту привязаны куски ткани с вышитыми на них восьмиконечными крестами 361 . Крест 2 Местоположение. Найден лежащим у амбара. Описание памятника. Крест сделан из бруса сечением 19x12 см. Брусья соединены «в полдерева». Нижняя часть с косой перекладиной утрачена (сгнила). На кресте следы от крыши и надписи: «Ц. СВЫ», «ОН» ХС» «СНЪ «КТ». Поверхность креста подгнившая. Остров Кемлудский Крест 3 Местоположение. Крест расположен восточнее строений кордона, на верхней части каменного мыса, на высоте, приблизительно, 10 м над водой. Описание памятника. Восьмиконечный деревянный крест, обращен лицевой стороной на юг. Крест укреплен в основании грудой камней, округлой в плане (диаметр около 1,5 м) и высотой 65 см. Сам крест имеет высоту 1,7 м. Столб креста сделан из бруса прямоугольного сечения 12x15 см, в верхней части он частично разрушен, и сечение его – 15x9 см. На столбе закреплены 3 перекладины. Верхняя – из доски длиной 63 см, прибита гвоздями, судя по ее размерам, она поздняя. Средняя перекладина, длиной 124 см, сделана из стесанного с одной стороны бревна, диаметром 10 см, крепится к столбу в полбревна. На ней сохранились следы резьбы. В настоящее время возможно различить лишь 4 круга – по два на концах перекладины, надписи практически исчезли. Нижняя перекладина – из доски сечением 5x9 см закреплена наклонно, один конец ее уходит в камни. Воз

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Остров Великий Семужья тоня Остатки креста 6 В 10 м к востоку от избы расположена разрушенная каменная насыпь, рядом с которой лежит сильно сгнивший столб креста. Видимо, он был в ней укреплен. Длина столба 284 см. Полуостров Кузокоцкий Тоня Подволочье (Чупанда) Остатки креста 7 Описание памятника. От креста сохранился столб, лежащий на земле. Сечение столба 13x19 см, длина 294 см. В столбе сделаны пазы для перекладин на половину толщины бруса. Рядом, к востоку от остатков креста, находится развал каменного гурия, в который он был установлен. Терский берег Тоня Тетрина Крест 8 Восьмиконечный крест расположен в 30 м к юго-востоку от избы, установлен в 1999 году краеведом из Умбы А. Б. Комаровым. Сориентирован по компасу. Тоня (?) Крест 9 (рис. 6) Сделан из трехкантного бруса сечением 20x20 см, задняя сторона и нижняя часть столба – круглые. Высота столба 3,1 м. На столбе вырезаны надписи: «ϖ...H, КТ, КТП, ВС, ТС, МЛ, РВ, ГА», под ними изображены череп и кости. Ниже черепа круглая часть столба украшена фигурной порезкой, идущей вокруг столба и расположенной параллельно пазу косой перекладины. Тоня Трухинская Крест 10 (рис. 7) Столб от восьмиконечного креста расположен в 20 м к юго-востоку от избы. Сделан из трехкантного бруса сечением 18x17 см. Высота столба 2,55 м. На столбе вырезаны надписи: «ϖ... КТ, ГГ, ГА», череп с костями и дата «1915». Рис. 6 Крест 9 Рис. 7 Крест 10 Рис.8 Крест Тоня Турилово Крест 11 (рис. 8) Восьмиконечный крест расположен в 200 м к юго-западу от избы. Столб креста сделан из бревна, отесанного на один кант сечением 23x20 см. Перекладины сделаны из досок сечением 23x6 см. Высота креста 3 м, размах 1,45 м. На кресте вырезаны надписи: «ϖ..., Ъ, ...Б, КТ, РБ». Столб креста сильно треснул по всей высоте и связан в нескольких местах веревками. Крест привязан к, врытому позади него, столбу. Средняя перекладина привязана к столбу веревкой. Крест 12 Нижняя часть спиленного креста. Расположена в 1 км на восток от ручья Ольховка. Сделана из отесанного на один кант бревна сечением 20x20 см. Высота 87 см. Сохранились вырезанные надпись: «Г» и череп с костями.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

II. Λ. 11111., II. Μ. можно, она (как и верхняя) более позднего происхождения. Опорный столб креста, видимо, был сломан, а оставшаяся верхняя часть его затем снова установлена. Фрагмент нижней части, длиной, приблизительно, 40 см, лежит рядом на каменном основании. Крест хорошо виден с моря, и, возможно, служил ориентиром для судов, указывая вход в небольшую тихую бухту. Крест сориентирован неправильно – лицевой стороной на север. Крест 4 Местоположение. Установлен на южном берегу острова Кемлудский, приблизительно в 70 м западнее кордона «Красный». Крест установлен на верхней части берегового склона, на высоте приблизительно 5 м над уровнем моря, на расстоянии около 8 м от верхней границы литорали. Описание памятника. Восьмиконечный деревянный крест, высотой 255 см установлен в узкой (30–45 см) трещине в скальной породе и укреплен в ней грудой небольших камней. Размах креста 127 см. Крест обращен лицевой стороной к северу. С южной стороны крест подпирают (видимо, установленные позже) доска высотой 130 см и два скрепленных проволокой бревна высотой 100 см и 40 см. Столб креста сделан из круглого бревна, диаметром 18 см, почти наполовину стесанного с лицевой части. Перекладины, креста соединены со столбом в полбревна и закреплены гвоздями. Все они полукруглые в сечении, из стесанных бревен. Все части креста покрыты реэьбой – традиционными надписями и символами. Надписи следующие: «ЦРЬ СВЫ», «ОН», ХСЪ», «СНЪ БЖИ», «КТ», «МЛРБ», «ГГ», «НИКА», «ГА», «К. Т. Π. В. И. С. В. Т. П. И. С.», «ДВБИРВС... ДБОЛЕНС». Почти все буквы, за небольшим исключением, еще возможно разобрать. Сохранность креста удовлетворительная, но, если не принять мер по сохранению, возможно скорое исчезновение резьбы и разрушение памятника. Островок Красный Крест 5 Местоположение. Расположен на южном берегу острова. Описание памятника. Восьмиконечный деревянный крест ориентирован лицевой стороной на юго-юго-запад. Основание укреплено в груде камней, высотой около 60 см, размерами 1x1,50 м в плане. Высота креста 2,2 м. Столб креста сделан из стесанного по вертикали почти наполовину бревна, полукруглого, в сечении, 17x13 см, верхняя часть его сильно разрушена. Верхняя перекладина, размером 16x52 см, закреплена в паз и прибита кованым гвоздем; средняя 18x164 см, из обтесанного бревна, крепление «в полбревна». Нижняя перекладина, судя по форме и надписи: «ЦРЬ СВ», является верхней перекладиной от другого креста. Она сделана из тесаного, с одной стороны, бревна, размеры 15x15 см. Прибита более современными гвоздями выше паза утерянной наклонной перекладины. На лицевой стороне креста частично сохранились традиционные надписи: ХРЪ», «СНЪ БЖ», «КТ», «МЛ», «РБ», «ГГ». Все слова и буквы заключены в круглые «клейма». На камнях, у основания креста, и вокруг них лежат остатки деревянной конструкции, возможно, части разрушенной домовины. Состояние памятника аварийное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

И третье. Крест — это не только единичный феномен, связанный с Голгофой, со страданиями Спасителя. Крест есть некая постоянно пребывающая в человеческой жизни ценность, почему Господь и говорит: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя» (см. Мк. 8:34 — 9:1). То есть отвергни то, что тебе дорого, чего бы ты хотел достичь, то, что для тебя действительно важно, — отвергни, ибо это не самое главное. Возьми крест свой — не Мой Крест, не Голгофский Крест, который никто не может нести. Свой крест на себя возьми, свои страдания, которые тебе ниспосылаются, и следуй за Мной. Что означают эти слова? Они означают только одно — что крест, несение скорбей и страданий без ропота, с терпением, мужественно, с верой в Бога, спасает человека. Как тот самый Голгофский Крест, так и наши с вами кресты нас спасают, если мы несем их с верой в Бога, мужественно, терпеливо, без ропота. Как Голгофский Крест помог спасти весь род человеческий, снять с него ответственность за общечеловеческие прегрешения, сохраняя ответственность каждого пред Богом за личные дела, так и наши кресты, которые мы несем, нередко спасают других. 27 марта 1811 года Государь Император Александр I своим указом создал вооруженную охрану России, то, что теперь мы называем Внутренними войсками. Сегодняшний день является памятным для всей нашей страны, а для воинов Внутренних войск — их профессиональным праздником. И сегодня вместе с нами молились эти воины, во главе с главнокомандующим Внутренними войсками России. Если продолжить рассуждение о кресте, то можно сказать, что крест, который сегодня, в мирное время, несут воины Внутренних войск России, спасает жизни тысяч и тысяч людей. Несение этого креста помогает нашему Отечеству жить в мире, не давая враждебным силам изнутри и извне разрушать наше Отечество. Мы знаем, что именно Внутренние войска Российской Федерации, как ни один иной род войск, сегодня несут потери в живой силе, и все это в мирное время. Этот крест несут на себе молодые люди, сильные, подготовленные, я бы сказал, элита нашего народа — как говорит командующий Внутренними войсками России, подлинно золотая молодежь страны. Какую другую элитную группу можно поставить рядом с вами? Кто еще готов жизнью своей защитить жизнь другого человека в мирное время? И сегодня, когда мы слышим о том, что уничтожена или захвачена группа террористов, что в том или ином боестолкновении погибли наши ребята, очень часто речь идет именно о военнослужащих Внутренних войск России.

http://patriarchia.ru/db/text/3611226.ht...

Царь Михаил Федорович в грамоте константинопольскому патриарху описывает крест со слов ватопедского игумена Игнатия как «крест Животворящего Древа, на нем же распят был Господь наш Иисус Христос , с которым ходили благочестивые греческие цария на недругов своих, царь Константин и иные древние цари» 83 . Через двадцать лет царь Алексей Михайлович со слов другого афонского игумена Дамаскина, приехавшего за милостыней в 1652 году, описывает святыню как «животворящий крест Господень, положение благочестивого царя Феодосия, которой крест сделал благочестивый царь Константин с того образа, каков ему крест Христов явился на небеси о победе на нечестиваго царя Максентия» 84 . О форме и внешнем виде присланной святыни не известно ничего, однако, по всей видимости, это был не выносной крест, а небольшая ставротека-реликварий 85 , которая могла быть частью – серединой другого креста, тем более что «крест Константина» был известен в Ватопеде и после его присылки в Россию. Н. П. Кондаков в отчете о поездке по монастырям Афона, описывая хранящуюся в Ватопеде святыню, отмечал: «Крест Константина не представляет древнего памятника. Возможно, что современный крест заступает место исчезнувшей древности и относившейся, быть может, ко временам Константина, хотя не Великого, но Багрянородного. Современный крест шестиконечный, спереди обит бархатом и серебряными бляхами (…)по концам рукавов укреплены круглые бляхи сизображениям евангелистов и архангелов, наведенными финифтью XVII века (…). Вышина креста 1,5 метра» 86 . Описанная Кондаковым афонская святыня – традиционный выносной запрестольный крест, украшенный серебряными «звездами», мог быть изготовлен после того, как насельники Ватопеда убедились в нежелании русского правительства возвращать святыни, которые, как считал Алексей Михайлович, принадлежали ему по царскому праву 87 . Вряд ли возможно установить, является ли ватопедский крест копией с утраченного русского «креста Константина», или речь идет о двух разных святынях, однако приведенный материал позволяет говорить о том, что в XVII веке, так же как и во времена болгарских Асеней, в представления о «кресте Константина» входили две составляющие – он мог украшаться камнями (металлическими бляхами-звездами) и содержать частицу Св. Древа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010