От редактора Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии Н. И. Троицкий. Крест Христа – «Древо Жизни» Г. Д. Филимонов. Значение луны под крестом, по Афонским памятникам севастьяновского собрания Г.Д. Филимонов. «Похвала кресту» по византийским камеям в Париже и в Москве Раздел 2. Современные исследования К.А. Щедрина. «Крест императора Константина Великого» (К вопросу иконографии) Г. А. Романов. Кресты в крестных ходах Древней Руси В. Г. Пуцко. Византийско-русские бронзовые богослужебные кресты XII–XIII веков Д. В. Пежемский. Новгородский серапионов крест И. А. Стерлигова. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI–XVII веков В. В. Игошев. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков (к вопросу о типологии церковной утвари) И. Г. Харламова. Запрестольный крест XVI века мастера Салмана из собрания Ярославского музея-заповедника Л. Б. Сукина. «Корсунский» запрестольный крест из Переславского Никольского монастыря О. А. Сухова. Чудотворные Сретенский и Виленский кресты из города Мурома Г. М. Зеленская. Монументальные кресты нового Иерусалима Священник Александр Парфенов. Надписи на подпрестольных крестах из храмов Ростовской округи Раздел 3. Музейные коллекции Г. В. Сидоренко. Коллекция крестов- " корсунчиков» В. Е. Гезе – И. С. Остроухова в собрании государственной третьяковской галереи И. С. Родникова. Напрестольные серебряные кресты из собрания псковского музея И. Д. Костина. Серебряные напрестольные кресты XVIII века с вкладными надписями в собрании музеев московского кремля Н. В. Гаврилова. Серебряные напрестольные кресты XVIII века из собрания саратовского художественного музея имени А. Радищева Н. В. Тютюгина. Серебряные кресты в собрании башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова В. Н. Широков. Коллекция выносных крестов в собрании Государственной Третьяковской галереи Раздел 4. Методология ставрографии Д. В. Пежемский. Пути объективизации ставрографических исследований Раздел 5. Разные сообщения А. Б. Пермиловская. Крест из деревни Кушкопала В. Н. Шараев. Крест на волжском берегу Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил.  

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ Предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма, название к-рого определяется местом его нахождения на престоле (жертвеннике) в алтаре. От др. типов крестов, используемых во время литургии и в иных чинопоследованиях, отличается тем, что содержит мощи, а также размером, определенной формой, богатством и изысканностью декора. Особым видом Н. к. является воздвизальный крест, содержащий частицу истинного Древа Креста Господня, т. е. Креста Распятия, и используемый в богослужениях нек-рых праздников (Воздвижения Креста Господня и ряд др.). В древнейших толкованиях на литургию, таких как «Мистагогия» прп. Максима Исповедника (VII в.) или «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств» свт. Германа I, патриарха К-польского (715-730), среди покровов и сосудов на престоле крест как предмет из дерева или металла в драгоценном окладе с изображением Распятия не упоминается. В поздневизант. сочинениях этого жанра Н. к. назван среди алтарной утвари: в соч. «О святой церкви» архиеп. Симеона Солунского (до 1424) короткая 13-я глава посвящена тому, для чего полагаются на престол Евангелие и крест - как символы Христа, Его жертвенности (PG. 155. Col. 706). В трудах по литургике синодального и более позднего периода указаны точное положение Н. к. среди богослужебных предметов на престоле - сразу после покровов, мощей, Евангелия и перед ковчегом-дарохранительницей,- его символическое значение, отмечено, что Н. к. могут быть разного вида ( Вениамин. Новая скрижаль. С. 15; Никольский К., прот. Руководство к изучению богослужения правосл. Церкви. М., 2002. С. 13). При всем типологическом и функциональном многообразии служебных крестов разграничение их форм и функций в средние века не было точно определено. В церкви Св. Софии в Фессалонике алтарный крест (Н. к.) использовался в церковных процессиях, станциональных службах ( Darrouz è s J. Sainte-Sophie de Théssalonique de après un rituel//REB. 1976. T. 34. P. 63). Напрестольные отличаются от др. храмовых крестов, напр. от выносных (запрестольных) или благословенных, размерами: в сохранившихся памятниках XII-XVIII вв. они достигают 30-50 см.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасти Славянский Фонд! Обращение к Президенту России Владимиру Путину сопредседателя Союза Православных Братств России, Украины и Белоруссии Владимира Осипова 28.05.2018 666 Время на чтение 4 минуты Ваше Превосходительство! Уважаемый Владимир Владимирович! От имени многочисленных соратников обращаюсь к Вам с просьбой о передаче в безвозмездное пользование здания, в котором расположен Общественный Международный Фонд славянской письменности и культуры в Москве с 1992 г., т.е. 26 лет, данному Фонду. Фонд создан в марте 1989 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. Президентом Фонда многие годы был великий русский скульптор и пламенный патриот России В.М.Клыков. Международный Фонд славянской письменности и культуры работает на Россию, на Святое Православие, на единение и дружбу славянских народов. У русских почвенников другого культурного центра в Москве по существу нет. Фонд явился инициатором проведения 24 мая в день Святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла ежегодного праздника, который в 1993 г. приобрел статус государственного и отмечается повсеместно. В 1994 г. Фонд осуществил миротворческую миссию «Из варяг в греки» и на набережной греческого гор. Салоники, откуда были родом святые славянские первоучители, и по сей день возвышается воздвигнутый Фондом Благодарственный Поклонный Крест славянских народов. К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне была поставлена Звонница на Прохоровом поле (эпицентр Курской битвы), к 300-летию Российского флота - памятник Петру Первому в Липецке. Были сооружены памятник князю Владимиру в Белгороде, Святому Илие Муромцу в Муроме, Св. Кириллу и Мефодию в Самаре и т.д. Фонд создал и передал в дар городу Москве величественный памятник Святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, передал в дар Пскову памятник Святой княгине Ольге, в дар Курску памятник Святому благоверному князю Александру Невскому, в дар городу Бари (Италия) памятник Святителю Николаю Чудотворцу (установлен у Русской Православной миссии), в гор. Нови Сад памятник Преподобному Сергию Радонежскому и святителю Савве Сербскому в Белграде.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/28/sp...

Крест в небе над Лубянской площадью в Москве появился на несколько минут во время молебна Соловецким новомученикам у Соловецкого камня (см. фото). Его видели все собравшиеся на общественную акцию «Соловецкая свеча» 22 августа в канун праздника Собора Соловецких новомучеников и исповедников (23.08), в том числе и многочисленные сотрудники правоохранительных органов, охранявшие порядок на малолюдной в воскресный вечер Лубянской площади вблизи известных зданий органов безопасности. Крест в небе над Лубянской площадью в Москве появился на несколько минут во время молебна Соловецким новомученикам у Соловецкого камня (см. фото). Его видели все собравшиеся на общественную акцию «Соловецкая свеча» 22 августа в канун праздника Собора Соловецких новомучеников и исповедников (23.08), в том числе и многочисленные сотрудники правоохранительных органов, охранявшие порядок на малолюдной в воскресный вечер Лубянской площади вблизи известных зданий органов безопасности. Организаторы заявили целью акции добиться разрешения властей Москвы и России на установку вблизи Соловецкого камня-мемориала памятного креста и начало строительства православной часовни в память жертв репрессий ХХ века. «Только что здесь на площади мы говорили о установке православного креста на Лубянке с представителями милиции общественной безопасности», – отметил организатор акции директор центра «Свеча памяти» Павел Илларионов. «Они все сомневались, что такое возможно, и кивали при этом на здания ФСБ-КГБ за спиной. «Ну, вы же понимаете…», – говорили они. А я сказал милиционерам: «Скоро увидите своими глазами». Но даже я сам не мог ожидать, что знамение в небе покажется буквально через несколько минут после того как началась молитва Новомученикам». Крест был виден в течение 20 минут, пока продолжался молебен, затем его закрыли набежавшие облака. Выступавший на митинге по окончании молебна профессор Павел Васильевич Флоренский, внук священномученика о. Павла Флоренского сказал, что, по его мнению, какое бы рациональное объяснение этого знака свыше ни существовало, для верующего сердца это чудо не нуждается в комментариях, и теперь он еще сильнее верит, что православный крест и храм-часовня на Лубянке появятся в самом скором времени.

http://pravmir.ru/vo-vremya-molebna-na-l...

Содержание Лицевая сторона – по прямой продольной линии Поперечная линия Креста – на лицевой стороне Задняя сторона Креста – по прямой продольной линии На поперечной линии Креста К какому типу принадлежит Переславский Крест Откуда появился Корсунский Крест в Переславле и когда сделаны украшения на нём     От редакции ТВУАК. Владимирская Учёная Архивная Комиссия с благодарностью помещает статью почтенного исследователя переславской старины о. протоиерея Александра Ивановича Свирелина ввиду интереса описываемого им памятника, хотя и не находит возможным согласиться со многими из выводов автора. Прежде всего, мнение о времени происхождения Креста в X–XI вв. почти ничем не доказывается им – автор ссылается лишь на форму Креста. Более чем сомнительно мнение автора и о времени происхождения наружных украшений в XIV–XVI вв. Судя по прилагаемому к статье рисунку, эти украшения (клеймо и короны) никак нельзя относить ранее конца XVII или начала XVIII вв. Жаль, что автор ничем не примиряет и допускаемое им противоречие о месте нахождения Креста: в середине статьи автор считает его находящимся в XIV–XVI в. в Переславле, а в конце статьи довольно правдоподобно доказывает, что Крест в половине XVII в. принесён в Переславль из Суздаля, где он был едва ли не со времени Владимира Святого. Но, несмотря на это, Комиссия охотно даёт место для статьи, знакомящей впервые с интереснейшим археологическим памятником, в надежде, что она возбудит в археологах интерес к описываемому Кресту и вызовет о нём новые исследования. Крест этот находится в г. Переславле-Залесском, в Николаевском женском монастыре. 1 Он четырёхконечный, деревянный, обложен медными позолоченными листами, 2 длиною 3 аршина 7 вершков, см] а шириною 1 аршин 14 вершков. см] Как на лицевой, так и на задней стороне Креста все четыре конца его и средина украшены металлическими круглыми клеймами, на которых изображены праздники Господни. От этих клейм, по линиям Креста, идут серебряные ковчежцы с царскими коронами, на ковчежцах находятся изображения святых угодников Божиих, а в ковчежцах части мощей сих святых угодников. Кроме того, на лицевой стороне Креста помещены небольшие крестики из камней разных цветов, а с обеих сторон крестиков вставлены разноцветные камешки и хрусталики. Вся лицевая сторона Креста вокруг обнизана жемчугом, вперемежку с синеватыми хрусталиками. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Ярославль. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Крестах (Крестобогородская). Крестобогородская церковь Карта и ближайшие объекты В 1760 году на средства богатейших ярославских фабрикантов Затрапезновых была построена ныне существующая каменная Крестобогородская церковь. Она действующая, главная храмовая святыня - Животворящий памятный Крест. Ярославцы называют этот район города Крестами, а саму церковь иногда " Крест " . Одноглавый трапезного типа храм, построенный в 1760 году за пределами Ярославля, был призван служить визитной карточкой города при въезде в него со стороны Москвы. Над западным притвором возвышается шатровая колокольня, продолжающая традицию ярославских колоколен 17 века. История с. Крестобогородского началась в 1655 г., когда ростовский митрополит Иона Сысоевич водрузил здесь, «у врат града Ярославля, для его сохранения», крест в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 г. Место это, с древних времен носившее название Поклонная гора, - высшая географическая точка при въезде в Ярославль, и, как писал Н.Г. Первухин, «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов». Выбор владыки не был случаен, продолжает Нил Григорьевич, «ибо для золотого века допетровской Руси красота и религия были нераздельны и прекрасное венчалось крестом». Крест владыки Ионы находился сначала в деревянной часовне, рядом с которой поселились несколько семей из деревень Ильцино, Михайловское и из прихода церкви Николы в Меленках. В 1677 г. вблизи от часовни крестьянами Спасского монастыря была построена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Эти земли принадлежали Спасскому монастырю, который оснастил новый храм богослужебными книгами, иконами, утварью. Из монастыря были принесены иконы Смоленской Богоматери и Положения Ризы Богоматери, из Николо-Мельницкой церкви - икона Николая Чудотворца (они и ныне находятся в храме). В честь креста и Богородичного образа село получило название Крестобогородского, или Крест.

http://sobory.ru/article/?object=00585

Закрыть itemscope itemtype="" > Делегация Войсковой Православной Миссии приняла участие в открытии памятника Иоанну Грозному в Орле 19.10.2016 476 Время на чтение 4 минуты 14 октября 2016 г. в Праздник Покрова Божией Матери в г. Орле был торжественно открыт памятник Царю Иоанну Четвертому Васильевичу - Грозному для врагов России и Православия. На церемонию открытия прибыли из Москвы и генеральный директор Российской национальной скульптурной мастерской «Артпроект» Евгений Королев и начальник Войсковой Православной Миссии Игорь Смыков, доставившие на торжество чтимую икону Царя Николая Второго, сообщает пресс-служба Войсковой Православной Миссии. Монумент Грозному Царю был создан под руководством известного российского скульптора Олега Ивановича Молчанова, воплощён в бронзе в московской мастерской «Артпроект» и подарен городу Орлу Международным Фондом славянской письменности и культуры. Памятник был установлен возле Богоявленского собора, возле слияния рек Оки и Орлика, где 450 лет назад, в 1566 году по указанию Царя Иоанна IV был основана крепость Орёл, давшая начало современному городу. Во время открытия памятника прибывшие из Москвы братчики Союза Православных Хоругвеносцев выстроились у подножия с хоругвями и имперскими знамёнами, а после освящения встали у постамента с хоругвями Казанской иконы Пресвятой Богородицы, святых Царственных мучеников, знаменем битвы последних времён, имперским знаменем с ликом Спаса Нерукотворного и знаменем «Православие или смерть». «Установка монумента Ивану Грозному в городе Орле сегодня – это не только дань памяти Царю и воину, но и признание преемственности всех этапов нашей истории. Искренне рад за то, что жители города помнят и чтят свое прошлое. От всего сердца желаю Орлу и орловчанам мира, благополучия, новых достижений и процветания», — было сказано в поздравительном письме министра культуры Владимира Мединского. «Многие ждали, когда откроется этот памятник – может, даже не верили, что это случится, но всячески желали его открытия. И вот памятник Царю, который в одной руке держит символ защиты Отечества – меч, а в другой крест – духовное оружие, наконец открыт в Орле, городе, который Иоанн Грозный создал. Это первый памятник великому Царю, который не является противоречивой фигурой, а напротив – почитаем нашим народом как защитник. Он расширил пределы нашего государства, всю жизнь защищал его и был убит – так же, как были убиты его жёны и дети. В Грановитой палате есть икона Иоанна Грозного – в чине святого. Просто так нимб не даётся человеку… Символично, что памятник ему открыт сегодня, в праздник Покрова Божьей Матери», – сказал Николай Земцов, сопредседатель движения «Бессмертный полк России».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/19/de...

Кладбище Внутри монастыря, от частых перестроек оного, древнее кладбище почти уничтожилось и никаких могильных плит с надписями, даже от 17 столетия, не уцелело, кроме одной и то разбитой, на которой иссечена следующая надпись: «188(1670) года января в 3 день, раб Божий схимник Варсонофий». В этой пустыни исстари погребались князья Воротынские и здесь погребен кн. Иван Михайлович (в иноках схимник Иона), боярину † 8 янв. 1627 г., ж. Мария NN † 3 мая 1628 г., кн. И. М. сын Мих. Иван. «Государев слуга» замученного Иоанном Грозным † 12 июня 1573 г.; кн. Иван. Мих. кажется невольно пострижен при низложении царя Василия Шуйского, как свояк его по жене, княжне Марии (Репниной или Буйносовой Ростовской), умершей 3 мая 1628 г. За алтарем же соборной церкви, кроме заметно отличающегося от других, памятника г. Нарышкина, есть несколько простых памятников, в Форме гробниц и колонн, вытесанных из белого камня с надписями; памятники эти принадлежат частью к прошедшему, а частью к настоящему веку. 1) Памятник г. Нарышкина: пьедестал из серого полированного гранита. На верху пьедестала утвержден массивный гранитный же крест с бронзированным прикрепленным на нем распятием. На лицевой стороне пьедестала вделан медный бронзированный круг с изображением родового герба гг. Нарышкиных, около полукруга по граниту золоченая надпись: «Блажени милостивии, яко тии помилованы будут». Ниже: «Сергий Кириллович Нарышкин родился апреля 1819 года, скончался 15 июля года. Не вниди в суд с рабом Твоим, Господи». Весь памятник окружен железною решеткою. 2) Памятник г. Сокаревой. Надписи: а) 1819 года августа 20 числа, скончалась подпоручица Анна Ефимовна Сокарева, жития ее было 75 лет. б) Под сим камнем лежит примерная мать и друг своим детям. 3) Памятник иеросхимонаха Виталия: а) Господи прими дух, мой с миром. б) Здесь погребено тело Калужской Тихоновой пустыни иеросхимонаха Виталия, скончавшегося 1847 года, май 11 дня, на 82 году от рождения. 4) Памятник г. Моховой: а) Здесь покоится прах вдовы Аграфены Моховой, скончавшейся 1829 года, апреля 12 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Москва. Часовня Александра Невского и иконы Божией Матери " Знамение " . Памятник-часовня Гренадерам, павшим под Плевной Карта и ближайшие объекты Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной, была построена по инициативе Московского Археологического общества на добровольные пожертвования оставшихся в живых гренадеров - участников Плевненского сражения. Строительство памятника было поддержано всем русским обществом, воспринимавшим Русско-турецкую войну 1877-1878 годов как свой священный долг защиты братских единоверных народов. Открытие Плевненской часовни состоялось 27 ноября 1887 года, в день десятилетия героической битвы под Плевной. Автором проекта стал известный академик архитектуры В.О. Шервуд. Внутри часовня была украшена богатым керамическим декором, сплошь покрывающим все поверхности. У главных образов - святых Александра Невского, Георгия Победоносца и святителя Николая Чудотворца - горели неугасимые лампады. Облик шатровой часовни напоминает храмы XVI-XVII вв. Восьмиугольное в плане сооружение возведено из чугунных блоков на гранитной основании. Нижняя часть - восьмигранная часовня; на ней - такой же восьмигранный шатер, суживающийся кверху. Шатер увенчан короной в виде шапки Мономаха и завершен восьмиконечным крестом. Под бронзовым крестом, венчающим памятник, выделяется полумесяц как символ победы православного воинства над мусульманами - поработителями болгарского народа. Часовня украшена литыми барельефами из цинка, выполненными Шервудом. Первоначально памятник был полихромным. Крест, кокошник и главки были позолочены; шатер, двери и другие детали был окрашены под позолоту, горельефы были покрыты медью. Внутри в часовне был установлен майоликовый иконостас. Интерьер украшали цветные витражи по рисункам Шервуда. Пол был сделан из разноцветных граненых камней. Внутри находились бронзовые плиты с именами погибших гренадеров: 18 офицеров и 542 солдат. На внешних сторонах памятника были сделаны надписи: " Товарищам гренадерам, павшим в бою под Плевной 18 ноября 1877 г. " и " В память войны 1877-1878 гг. Плевна, Карс, Аладжа " . Перед входом в памятник-часовню были поставлены чугунные тумбы с надписями " В пользу увечных гренадер и их семейств " , и на этих тумбах до 1917 г. стояли кружки для пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=01968

Закрыть itemscope itemtype="" > В Переславль на богомолье с царем Иваном Васильевичем Грозным Фоторепортаж 27.09.2016 2139 Время на чтение 6 минут В небольшом сорокатысячном Переславле-Залесском пять действующих монастырей и более пятидесяти храмов, соборов, часовен, среди которых особое место занимают церковные строения, возведенные в годы царствования великого российского государя Ивана Васильевича Грозного. Много в жизни первого русского царя - и светлого, и славного, и драматического - связано с этим чудным древним градом. Перед въездом в Переславль со стороны Москвы на Ярославском шоссе слева нас встречает белокаменная часовня Крест. По преданию в 1557 году молодой царь Иван Васильевич со своей супругой Анастасией Романовной был на богомолье в переславском Никитском монастыре. На обратном пути, отъехав от города семь верст, в деревне Собилово царица благополучно разрешилась сыном. Неподалеку отсюда находился древний Федоровский монастырь, названный в честь святого великомученика Федора Стратилата. В честь этого особо почитаемого на Руси святого воина царь и назвал своего сына Федором. Федор Иоаннович, как известно, станет следующим после Ивана Грозного русским царем. В память о рождении сына государь в 1557 году построил деревянную часовню Крест, сохранение которой поручил Федоровскому монастырю и за это пожертвовал обители казенной земли с лесом около этого памятника в количестве 37 десятин. Каменную часовню Крест, которую мы видим сегодня, выстроили в 17 веке. К концу 19 века этот великолепный архитектурный памятник нуждался в серьезных реставрационных работах и в 1889 году была проведена его реставрация, руководил которой академик из столичной Академии художеств Владимир Васильевич Суслов. Часовня Крест Ивана Грозного стала южными воротами Ярославской области, она считается объектом культурного наследия 17 века и охраняется государством. При въезде в Переславль справа на холме возвышается древний Федоровский монастырь, который был основан в 1304 году. Прямо на этом месте в том далеком 1304-ом, раздираемом, увы, междусобными бранями, произошла битва между московской ратью и тверской. Победили москвичи, битва произошла 21 июня по новому стилю в день святого великомученика Федора Стратилата. Все монастырские здания были до Ивана Грозного здесь деревянными, пока два столетия спустя молодой государь в 1557 году не заложил на территории обители новый каменный Федоровский собор.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/28/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010