Если не ниспослется дар, тщетен труд: окраден и поврежден он или небрежным и двоедушным совершением его, или примесью к нему тщеславия и человекоугодия. Неизреченное милосердие Божие да дарует нам законно и богоугодно подвизаться в снискании Божественной любви, и да увенчает нас даром любви за искреннее желание любви, за правильное стремление к любви. Любовь ко всему, что ни представляет преходящий мир в предметы любви, должна непременно расторгнуться по неустранимому определению Божию, по которому мы должны в свое время расстаться с этими предметами: стяжавший любовь к Богу, стяжал Бога, Который, соделавшись здесь, на земле, предметом любви и достоянием человека, пребывает им во веки веков. Аминь. Лк. 10:27; Мф. 22:37 Рим. 5:5 Макарий Великий. Слово 7-е, гл. 19 Пс. 33:15 Мф. 5:8 1Кор. 6:17 Мф. 15:7-9 Мф. 23:23 Рим. 7:11 Ин. 6:63 Рим. 8:6 Пс. 1:1-2 Рим. 12:2 Ин. 14:21, 23, 24 1Сол. 4:17 Рим. 12:1 1Кор. 15:53 1Кор. 15:44 Мк. 12:30 Мф. 22:37 1Ин. 5:3 Пс. 15:8 Ин. 15:5 Ответы 260, 261, 592-й Пс. 90:14-15 Святой Исаак Сирский. Слово 55-е, и другие отцы 1Ин. 2:5 Пс. 52:6 Гал. 1:10 Лестница. Слово 28-е, гл. 1 Притч. 1:7  Поучение 2-е в двадцать пятую неделю. О любви к ближнему Возлюбиши ближняго твоего якоже сам себе Возлюбленные братия! Такую заповедь Господа Бога нашего возвестило нам сегодня Евангелие. Евангелие присовокупляет, что в любви к Богу и любви к ближнему сосредоточивается весь Закон Божий, потому что любовь есть та добродетель, которая доставляется из полноты всех прочих добродетелей. Любы есть союз совершенства по определению апостола. Очевидно: чтоб возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя. Любим ли мы себя? Несмотря на странность этого вопроса — нового и занимательного только как будто по излишеству в нем, — должно сказать, что весьма редкий из человеков любит себя. Большая часть людей ненавидит себя, старается сделать себе как можно больше зла. Если измерить зло, соделанное человеку в его жизни, то найдется, что лютейший враг не сделал ему столько зла, сколько сделал зла человек сам себе. Каждый из вас, взглянув беспристрастно в свою совесть, найдет это замечание справедливым. Какая бы тому была причина? Какая причина тому, что мы почти беспрестанно делаем себе зло, между тем как постоянно и ненасытно желаем себе добра? Причина заключается в том, что мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Итак, всякое божественное действие и всякое высшее созерцание вырастает, как бы из корня, из обитающей в нем любви Христовой, и все, что бы он ни делал, ни говорил, есть плод любви, по которой он, возникая из нее всецело и постоянно погружаясь в ней, всегда созерцал в ней Бога, и, достигши крайнего совершенства в ней своим совершеннейшим беспристрастием и чистейшим умом, видел в ней исполнение закона Божия ( Рим.13:10 ), и признавал ее Богом ( 1Ин.4:8 ) и оседлывающею богоподобным. Но мы посмотрим, чем он был возбужден, и по какому направлялся и следовал пути, когда достиг такой высоты совершенства. Когда явился великий и истинный Свет для сидевших во тьме ( Ис.9:2 ), когда Отец славы возвестил с неба, что крещаемый есть возлюбленный Сын Его ( Мф.3:17 ), когда крестивший на земле засвидетельствовал, что Он – Агнец Божий ( Ин.1:29 ), и когда сошел в виде голубя Дух и подтвердил свидетельство обоих ( Мф.3:16 ), тогда, в числе прочих таинников Слова, и на сыновей Заведеевых пал как бы блеск какой солнца. И они, озарившись как бы искрою какою познания о свидетельствуемом, после того, как спустя немного предстал пред ними и призвал их Богоначальнейший, ни на минуту не воспротивились призванию и не удержались узами общения ни со своими, ни с друзьями, ни с товарищами, ни любовью и привязанностью к родным, но оставили все достояние и дом отцовский, даже самого отца с кораблем и рыбачьим ремеслом, и следуют (о вера!) за Иисусом, соединившись с Ним истинною и неподдельною сердечною любовью. Они освещались лучами исходящих из богоначальных уст слов благодати по уму, преобразовывались в нового и богоподобного человека, укреплялись в вере чудесными делами, усиливали в себе день ото дня пламень любви. Еще: как благороднейшие и нежнейшие растения, посаженные на тучной и прекрасной почве и достаточно взлелеянные садовником, быстрее растут в высоту и, пустив глубоко корни, скоро утолщаются и приносят, как следует, обильный плод, так и достойнейшие одобрения ученики Слова, обладая прекрасным и добрым настроением ума, углублялись в те священные тайны мудрости, в которые были посвящены, и, созерцая в них величие дел Христовых, возвышались умом до небесной высоты веры, и приносили наилучший и зрелый плод любви. Поэтому они, показав себя верными в меньшем, могли почитаться верными в большем и, полагая в основание совершенства в вере свет дел Иисусовых, явились достойными сверхъестественного Божества, насколько может вместить природа человеческая. Ибо Вышний, ясно видящий тайны сердца каждого, не многим вверил Себя ( Ин.2:24 ), даже ученикам не всем вверил Себя вдруг, но, взяв из них таких, о которых знал, как о достойнейших и более прочих верных, привел их на Фавор и показал им только отчасти славу свою во время преображения ( Мф.17:1–5 ; Мк.9:2–8 ; Лк.9:28–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Любовь Божия побуждает любить Его взаимно Оказавшаяся, хотя и во всех делах, однакож наипаче в страдании Христовом любовь Божия к нам, возбуждает нас Его «взаимно любить», яко Отца благоутробнаго. Бог высочайшее, вечное и непременяемое добро есть: и потому Сам в Себе достоин нашей любви. Кто бо великаго и непременяемаго добра не любит? Оно само собою, но познанное, к любви своей всякаго сердце влечет. Не дела любве Его, а паче страдание Христово, в котором непостижимая любовь Его к нам показалась, убеждают нас взаимно любить Его. Возлюбил Он нас, возлюбил недостойных: возлюбим и мы Его достойнаго всякия любве. Он наш Создатель, Он наш промыслитель, Он наш Искупитель, Он наш Любитель, Он наш Отец. «Господи! что есть человек, яко познался еси ему? или сын человечь, яко вменяеши его?» ( Пс. 143, 3 ). Чувствуем святую Его любовь, хотя и во всем, но наипаче в спасительном Его о нас смотрении. Возлюбим убо и мы Его, яко высочайшее наше добро и блаженство, и от любви покажем Ему ПОСЛУШАНИЕ и соблюдем святыя ЗАПОВЕДИ Его, и от всякаго греха, котораго Он ненавидит, уклонимся. Тако покажем любовь нашу к Нему, то есть, когда волю Его сотворим; без сего бо ЛЮБОВЬ быть не может ( Ин. 14, 15 и 21). Любителю неотменно должно волю любимаго творить. Иначе ложная и лицемерная любовь будет (4:275). Любовь Божия приводит к духовному совершенству (2:19, см. МУДРОСТЬ , 569). Все дарования без любви ничто Прочая дарования, как то многими языки глаголати, чудеса творити, и прочия, «без любви ничтоже суть» ( 1Кор. 13, 2 ). «Без любви, глаголет Златоуст святый, все дарования ничего не пользуют тем, кои имеют оныя» (Бес. 32-я на 1-е посл. к Кор.) (1:164). Без любви не может быть благодарение (5:281, см. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ , 767). Любовью Христовой побеждается злоба и ненависть (4:143, см. БРАНЬ , 176) (2:32, см. ПОДРАЖАНИЕ , 696). Любовь Божественная привлекает к добру (2:17, см. ПРЕМУДРОСТЬ , 763). Любовь Божия побуждает к ПОСЛУШАНИЮ К послушанию Его да подвигнет нас Божественная Его «любовь», которую Он о Христе Иисусе показал к нам. Сию любовь Его проповедал нам Христос, Сын Его: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк, веруяй вонь, не погибнет, но имать живот вечный»... ( Ин. 3, 16 ). Сие Его великое и умом непостижимое человеколюбие может и должно нас возбудить к послушанию Его, и творению повелений Его. Возлюбил Он нас, как Отец, возлюбим и мы Его, как отца чада, и от любви послушание Ему, как Отцу милостивому, показать потщимся, яко «чада послушания» ( 1Пет. 1, 14 ) (3:64).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Введение в деятельное Богословие Понятие о деятельном Богословии Деятельное Богословие есть основанное на слове Божием и в правильном порядке изложенное учение о том, как в падшем человеке силою благодатного возрождения востановляется потерянный образ Божий, и новая благодатная жизнь, начинается, возрастает, раскрывается и совершенствуется в благодатной деятельности. – Порядок вступления Дабы в истинном духе разуметь и в надлежащей полноте представить Деятельное учение веры, то в объяснение данного понятия о Деятельном Богословии надлежит предварительно показать отношение Деятельного Богословия к умозрительному; источник из коего почерпает оно свое учение, пользу и нужду изложения в правильном порядке, (вещественный) предмет или внутреннее свойство и дух оного; личный предмет, цель; образ изложения деятельных истин, наконец, разделение оного. Отношение деятельного богословия к умозрительному Хотя по тесной и неразрывной связи истин веры и деятельности нельзя строго отделять одних от других, потому что целость спасительного ведения слагается из неразрывного единства веры и любви. ( 2Тим.1:13 ) ( Гал.5:6 ), что и самые умозрительные истины имеют целию привести человека в благодатную деятельность ( 1Тим.2:4 ), ( Тит.2:11–12 ), ( Ин.13:17 ). Впрочем, Богословие умозрительное и деятельное как науки, нарочито излагающие истины веры и деятельности, правильно могут быть отделены и разделяются одна от другой: 1–е) по своему предмету 1 . Богословие умозрительное, излагая откровенное учение о Боге, о Его намерениях и благодеяниях в рассуждении человека, содержит истины необходимые для спасительного познания о Боге и о должном почтении к Нему. ( Ин.18:9 ), ( Ин.20:3 ). А Деятельное, изображая во всем пространстве отношение верующего человека к Богу, начертывает порядок внутренней и внешней деятельности. ( Мф.22:37, 39 ). Отселе во 2–х: по приложению к двум главнейшим способностям в человеке, – первое относится к исправлению ума, естественное омрачение и неведение коего озаряет и просвещает светом веры ( Флп. 3:7–10 ), последнее/относится/к исправлению воли и соделывает для воли человеческой единственным законом волю Божию ( Пс.39:7–9 ), ( Гал.2:20 ). Следовательно, в известном отношении различаются и по цели. Умозрительное Богословие, изличая начала духовного познания, научает деятельному употреблению членов веры ( Ин.20:31 ), а Деятельное прилагает духовные истины к самому употреблению ( Тит.2:11–12 ), ( 1Пет.4:2 ). И таким образом первое уготовляет и предрасполагает, а последнее направляет к Духовной деятельности и усовершает в оной ( 2Тим.3:14 ). Источник

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   Как же можно достигнуть умерщвления греховных удов, или совлечения ветхого человека? Апостол указывает для этого путь в воспитании в себе добродетелей, противоположных тем страстям, которыя ведут человека ко греху. Так, предла­гая Христианам облекаться в нового человека, он подробнее раскрывает это понятие, советуя облекаться во утробы щедрот (милосердие) и благость — это, конечно, противоположно любостяжанию; стяжать кротость и долготерпение, как противоположныя гневу и ярости; взаимно прощать друг другу грехи и оказывать любовь к ближним, в противоположность злобе и клевете, и так далее (10—15).    [Стих 6. Сынами противления — оι υιο απεθειας — вообще называются неверующие, απιστοι, и непокорные (1 Пет. 3:20; Еф. 5:6, Евр. 11:31); то есть, прежде всего неверующие из Иудеев, потом и язычники].     Стих 10. И облекшеся в нового, обновляемого в разуме. По совлечении ветхого человека Христианин безпрепятственно может облечься в нового, то есть всту­пить в новый образ деятельности, достигнуть высшого и совершеннейшого Богопознания (Рим. 6:4; Еф. 4:24), и мало-помалу уподобиться Самому Созда­телю в святости и совершенстве (Мф. 5:48), то есть Иисусу Христу, Который не только создал, но и возсоздал нас (2 Кор. 5:17).     Стих 11. Идеже несть Эллин, ни Иудей. В обновлении или для обновления не имеют значения ни племенныя, ни религиозныя отличия, ни состояния; все че­рез Христа получают обновление и во Христе становятся членами одного тела (Гал. 3:28). В том и высокое вечное достоинство и значение Христианства, что оно снимает со всех людей отличительную, а значит и разделяющую внешность и заставляет видеть в человеке прежде всего человека.     Стих 14. Стяжите любовь, яже есть соуз совершенства. Оканчивая Свою запо­ведь о любви к ближним, возвышающейся до любви ко врагам, Иисус Христос прибавил: будите убо вы совершени, яко же Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48), показывая тем, что любовь есть ближайший путь достигнуть Богоподобного совершенства, Апостолы с достаточной ясностью показали силу и важ­ность любви как Христианской добродетели, в которой сокращается весь Закон (1 Ин. 3:23; 4:21; Рим. 13:8,10 и другие) и которая выше всех добродетелей (1 Кор. 13). Теперь прямо Апостол называет любовь совокупностью совершенства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

220. Кто, надеясь на Божию помощь, а не на свой ревностный труд, сподобится достигнуть сей степени совершенства, тот из рабского состояния, в котором действует страх, и из состояния наемнического, в котором двигателем служит не внутренняя доброта действующего, а чаяние воздаяния, переходит в состояние усыновления, в котором не имеют места ни страх, ни желание награды, но непрерывно действует одна николиже отпадающая любовь. Кто чрез такую любовь восстановит в себе образ и подобие Божии, тот будет услаждаться добром уже по сердечному расположению к самому добру; и стяжав терпение и кротость, некако подобные Божиим, не будет потом гневаться ни на какие пороки согрешающих, но паче, соболезнуя и сострадая их немощам, молиться будет о помиловании их, вспоминая, что и сам дотоле был одолеваем подобными страстями, пока не спасло его милосердие Господа, и что не своими усилиями исторгся он из уз жизни плотской, а благодать Божия избавила его от нее; – чтоб уразумел, что не гнев, а сострадание должно изъявлять к согрешающим, в мирном устроении сердца поя Богу: растерзал еси узы моя: Тебе пожру жертву хвалы (Пс. 115, 7), – и еще: аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя (Пс. 93, 17); и чтобы находясь в таком смиренном настроении духа, мог исполнить и следующую заповедь Евангельского совершенства: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Мф. 5, 44); и таким образом удостоился получить и прилагаемую к сей заповеди награду, по коей не образ только и подобие Божии носить сподобляемся, но нарицаемся сынами Божиими: да будете, говорится там, сынове Отца вашего, Иже есть на небесех: яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя (ст. 45). Каковую любовь сознавая себя достигшим, блаж. Иоанн говорит: да дерзновение имамы в день судный, зане якоже Он есть, и мы есмы в мире сем (1 Ин. 4, 17). Ибо человек по природе своей немощный и слабый, чем другим может быть, якоже Он есть, если не простертием благожелательной любви сердца своего, по подражанию Богу, на добрых и злых, праведных и неправедных? – Так чтоб творил добро по приверженности к самому добру, являя в себе истинно всыновленного Богу, о коем тот же блаженный Апостол так возглашает: всяк рожденный от Бога, греха не творит, яко семя Его в нем пребывает, и не может согрешати, яко от Бога рожден есть (1 Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Средства касательные усовершения Любви к Богу Любовь к Богу рассматриваемая как живое, постоянное расположение сердца к Богу, не вдруг достигает своего совершенства, но постепенно и мало по малу раскрываются, возрастает, увеличивается и расширяется во многоразличных своих стремлениях, как древо во многоразличных отраслях и ветвях. Посему Христианин должен употребят всевозможные средства к тому, чтобы любовь к Богу, как внутренняя сила и жизнь благочестия, – непрестанно в нем питалась, укреплялась и возвышалась. Сии средства особенно суть: 1.) Созерцание Божественных совершенств в царстве природы представляющей чудеса премудрости и благости Божией ( Пс. 103:24 ) всюду неумолимо поведающей и возвышающей славу Божию ( Пс. 18:2–6 ). 2.) Созерцание Божественных совершенств в царстве благодати, ибо в Св. писании, которое есть зерцало благодатного царства Божия, Сам Бог непосредственно благоволил явить Самого Себя, волю свою, сокровенные свойства существа своего ( Ин. 1:16–17 ); и благоволил явить свои совесть ( 1Кор. 2:10, 12 ), намерения, и действия в рассуждении человека ( Флп. 2:13 ). Посему в царстве благодати нам открыты, и непрестанно могут быть открываемы такие сокровища и благодати Божией, которых око не видело, ухо не слышало и кои на сердце не восходили ( 1Кор. 2:3 ). 3.) Непрестанное памятование и размышление о благодеяниях Божиих непрестанно видимых и ощущаемых и в царстве природы, и в царстве благодати, коими благость Божия особенно приводит человека в чувство и сознание самого себя ( Рим. 2:4 ) и в соответствие своей любви требует от него (исправления, чистоты, сердца и) взаимной любви ( 1Ин. 4:10–12 ) ( Притч. 23:26 ). Частнейшие виды и следствия Любви к Богу При рассматривании любви в постоянном раскрытии ее в различных расположениях и действиях открывается что 1.) Христианин любящий Бога, оком любви взирая на Бога и Божественные совершенства рассматривает оные или со стороны величия и превосходства или благодетельности оных. В первом случае происходит высочайшее почтение или благоговение к Богу, во 2м благодарность. Далее стремясь к соединению с Богом, Христианин тщится всевозможно угодить Богу, для сего поставляет себя во всегдашней близости или в присутствии пред Богом и старается всевозможно уподобляться Богу; отселе происходит повиновение Богу, хождение пред Богом и подражание Богу. Таким образом, из любви к Богу как из особенного вида внутреннего Богопочтения прямо и непосредственно проистекают следующие частнейшие виды Богопочтения: Почтение или благоговение к Богу, и отселе происходящие – смирение и сыновний страх; благодарность к Богу, повиновение, хождение пред Богом, подражание Богу. Читать далее Источник: Введение в деятельное богословие [рукопись] : лекции по курсу деятельного богословия, читанные Евлампием Пятницким в Московской Духовной академии. - [Сергиев Посад, 1830-е годы]. - 186 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Такая любовь одинаково относится к врагу или падшему брату, который хотя бы и отклонился в жизни от своего первообраза — Божественной жизни любви,— однако он может исправиться и достичь высшего совершенства. Потому-то мы и должны любить даже грешников во имя идеи любви, или Божественной жизни. Эта любовь есть сила духовного мира, основа закона деятельности разумных существ,— закона, вложенного в человека и обязательного для него; ибо жизнь в союзе с Божественной жизнью любви есть вместе и истинная религия, и источник блаженства и вечной жизни. Бог, Который есть Любовь, избрал нас в царство Свое прежде сложения мира (Еф. 1:4), т.е. Господь для того только и создал человека, чтобы в нем или в жизни его проявлять Свою Божественную любовь и быть с человеком в единстве жизни, равно как и со всеми разумными тварями, дабы было полное единение с нами, как у детей с Отцом. Вот поэтому и молился Христос: Да будут все едино, как Ты во Мне, Отче, и Я в Тебе (Ин. 17:21). Поэтому Бог воспитывает человечество в общении любви, начиная с первых людей. Условием вступления в это общение отпадшего от Божественной жизни человека должно быть покаяние, сознание своего отпадения от Бога и самоосуждение в противовес самолюбию. Покаяние, смирение и самоосуждение человека привлекает к нему любовь Божию, почему Сам Христос прежде всего призывает грешников: Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное (Мф. 3:2; 4:17). Бог же может и должен царствовать внутри человека, т.е. в сердце его (см. Мф. 6:33; Лк. 12:31), когда человек живет Божественной жизнью любви. Вот почему Христос говорит, что гнев на брата содержит в себе зерно братоубийства и потому подлежит суду , и без примирения с братом никакие жертвы и молитвы не действительны и не приемлются Богом (Мф. 5:22-23). Христос, воплотившаяся Божественная любовь, в Своих беседах не выражает ни повелений, ни запрещений, но лишь указывает на добродетель — проявление любви,— необходимую для желающих вступить в царство Божие, или в единство жизни с Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2324...

Следствия по отношению к душе человека Человек в нарушении божественной заповеди обнаружил горделивое восстание против своего Творца, стремление к независимости от Бога, внутренне возжелал сам быть богом. Первым следствием такого отчуждения человека от Бога было то, что душа лишилась благодати Божией, ибо не может быть общения праведности с беззаконием, или света с тьмой ( 2Кор.6:14 ). Лишившись же благодати Божией, укреплявшей естественные силы невинного человека в направлении к добру, человек чрез это сам себя обрекал на духовную смерть, согласно определению Божию: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Смерть души есть не прекращение личного бытия человека, ибо душа бессмертна, но разъединение ее с Богом, в Котором жизнь всего живущего и животворный свет человеческого духа ( Ин.1:4 ; Пс.35:10 ; Иер.2:13; 17:13 ). Ибо мы Им живем и движемся и существуем ( Деян.17:28 ). Вследствие такого разъединения душа хотя сохраняет бытие, но жизнь ее, как отрешенная от высочайшего Источника жизни, принимает ложное, противное ее природе направление. Истинная жизнь духа проявляется в деятельном раскрытии и обнаружении его сил и совершенств сообразно со своим назначением, когда Бог служит целью и главным предметом человеческой любви, знания, всех стремлений; но такая жизнь души без благодати Божией так же невозможна, как невозможна жизнь телесная без пищи и воздуха. Посему насколько человек удаляется от Бога, устремляясь по пути зла, настолько приобщается духовной смерти ( Иак.1:15; 5:20 ; 1Ин.3:14; 5:16–17 ; Рим.1:32; 8:16 и др.), ибо Бог оставляет человека с одними его естественными силами. 353 Отсюда бывают различные степени духовной смерти, как и духовной жизни. Удаляясь от Источника духовной жизни, человек может доходить до такого состояния, когда голос совести умолкает, сердце огрубевает и воля ожесточается во зле ( Иуд.1:19 ; Рим.11:7; 2:5 ; Ин.12:40 ; Мф.13:15 ). Конечно, первые люди еще не ощущали всех ужасов духовной смерти, ибо раскаялись в своем грехе и получили обетование о Спасителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Таким образом, истинный христианин должен любить себя самого (вопреки учению квиэтистов), но не как существо чувственно-телесное (как учат эгоисты), а как существо духовно-разумное, долженствующее стать богоподобным созданием. Любя себя в таком смысле, он будет смотреть на свою земную жизнь, как на временное пристанище, а потому не станет гоняться за всеми ее благами, а будет пользоваться только теми из них, которые необходимы для более успешного развития, возвышения и совершенствования его духа. " Вемы, будет рассуждать истинно любящий себя христианин, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех. О сем воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе» ( 2Кор.5:1–2 ), а потому он будет любить в себе главным образом то, чем можно достигнуть вечных благ, т.е. будет всю свою душу, ум, волю и сердце устремлять к тому, чтобы стать человеком Божиим, созданным «по Богу в правде и в преподобии истины» ( Еф.4:24 ), и на всякое дело благое уготованным ( 2Тим.3:17 ). Он, при помощи благодати Св. Духа, будет истреблять в себе грех , отрекаться от всего дурного и своенравного, и раскрывать в своей душе веру, надежду и любовь к Богу; так что исполнение воли Божией для него будет такой же насущной потребностью, как для тела потребность в пище ( Ин.4:34 ). Любя себя, в смысле любви к Богу (как существо богоподобное), христианин будет любить и ближних, как подобие Божие и вместе как средство научиться любить Бога и доказательство любви к Богу. «Аще кто речет, яко люблю Бога, говорит Апостол, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, егоже не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него (Бога), да любяй Бога, любит и брата своего» ( 1Ин.4:20–21 ). Следовательно, христианство , поставляя своим последователям первой обязанностью любить Бога, требует от них самоотверженной любви к ближним и разумной, возвышенно-духовной любви к самим себе. Все эти виды любви в христианстве связаны самым тесным и неразрывным образом. «Пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» ( 1Ин.4:16 ). Поэтому только в христианстве и возможно полное и гармоническое развитие нравственного человека. Питая в своей душе и проявляя во всей своей нравственной деятельности любовь к Богу и ближним и сообразную с ней любовь к себе самому, христианин сохраняет и самостоятельность своего нравственного существа пред Богом (что невозможно в квиэтизме), и не остается в своей узкой личной сфере (что неизбежно при эгоизме), а всегда имеет готовность до положения своей души служить нравственно и материально всем ближним – таким же богоподобным существам, как и он сам, но не по альтруистическим соображениям, а по пламенному желанию исполнять волю Бога, давшего такую заповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010