...Вероятно, года через два-три мне удалось опять попасть в Гефсиманию. И там я узнал несколько подробностей о смерти батюшки. Об этом - особо. Смерть праведника Один из близких учеников и почитателей батюшки о. Исидора, молодой послушник, исполнявший у него иногда обязанности келейника, вот что рассказывал мне: Перед смертью батюшка позвал нас, близких, к себе, простился со всеми нами, дал нам наставления, а потом и говорит: - Ну, теперь уходите: я буду умирать. А святые не любили, чтобы кто-нибудь наблюдал таинство смерти. Так и сказал: святые. Батюшка был сам святой, - не сомневаясь, тихо и уверенно сказал послушник. Мы ушли. Через час постучались: ответа нет. Мы вошли. Он уже скончался, сложив на груди руки. Лик его был мирный. Похоронили его на общем кладбище и на крест сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки (+ 4 февраля 1908 г.). Святые не любили... Как он сравнивал себя с ними? Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича: - Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы! Да, святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал Апостол Любви Иоанн: Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1 Ин. 4, 17-18). Значит, и преподобный Серафим, и батюшка о. Исидор достигли высоты любви. И как просто говорил мне о. Исидор о прославленном уже тогда Саровском праведнике: - Преподобный Серафим-то не обидится на меня. Так мы говорим лишь про подобных или равных себе. Замечательно и другое обстоятельство в кончине батюшки. Он скончался 4 февраля. А в этот день творится память его ангела, преподобного Исидора Пелусиота... Значит, его святой одноименник и покровитель в иночестве призвал к себе, в горния селения, батюшку в день своей небесной славы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1035...

   — Христос — моя Си-и-ла, Бог и Госпо-одь!    И теперь мне предстояло упражняться в “Законе” через И. Ф.    “Как-нибудь уже старайтесь, хлопочите... во спасение обоих...”    И еще 11 лет пришлось мне “стараться”. Много всякого было... Но не об нас, немощных, речь. Потому ворочусь к дивному старцу Божию...    Должно быть, я после этой встречи его не видел уже. Так он и запечатлелся в моем сознании — смеющимся, ласковым. Он уже был “из того мира”. Он был — христолюбивый сын Любви. Воистину — соль земли.    ...Вероятно, года через два-три мне удалось опять попасть в Гефсиманию. И там я узнал несколько подробностей о смерти батюшки.    Об этом — особо. Смерть праведника    Один из близких учеников и почитателей батюшки о. Исидора, молодой послушник, исполнявший у него иногда обязанности келейника, вот что рассказывал мне:    “Перед смертью батюшка позвал нас, близких, к себе, простился со всеми нами, дал нам наставления, а потом и говорит:    — Ну, теперь уходите: я буду умирать. А святые не любили, чтобы кто-нибудь наблюдал таинство смерти.    Так и сказал: “святые”.    “Батюшка был сам святой”, — не сомневаясь, тихо и уверенно сказал послушник. “Мы ушли. Через час постучались: ответа нет. Мы вошли. Он уже скончался, сложив на груди руки. Лик его был мирный”.    Похоронили его на общем кладбище и на крест сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки († 4 февраля 1908 г.).    “Святые не любили”... Как он сравнивал себя с ними? Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича:    — Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы!    Да, святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал Апостол Любви Иоанн:     “Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.” (1 Ин. 4:17—18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АДАМ И ЕВА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сотворение Адама и Евы. Изгнание из рая Сотворение Евы. Современная икона Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевр. sela - это не только «ребро» (как в синодальном переводе), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. issah) от слова «муж» (is) ( Быт. 2, 23 ). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» ( Быт. 2, 18 ); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей . Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1 Ин. 4, 16 ). Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира ( Быт. 1, 28 ). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным ( Быт. 2, 19 -20), он призван «возделывать... и хранить» окружающий мир ( Быт. 2, 15 ). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» ( Мф. 5, 48 ). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла ( Быт 2, 17 ). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» ( Деян. 17, 25 ) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» ( Деян. 17, 28 ), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти ( Быт. 2, 17 ).

http://drevo-info.ru/articles/21084.html

Из этого апостольского свидетельства следует, что любящий считает важным не себя, а другого, и свою жизнь менее важной, чем другая жизнь. Любовь не умаляется при всех жизненных обстоятельствах, но лишь возрастает, ибо в браке двое составляют как бы одного человека – двуединство во Христе. Об этом Господь говорит так: оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть (Быт. 2: 24). Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мк. 10: 6–9). Суть любви – самоотверженная самоотдача ближнему. Человек узнает по-настоящему другого человека только любовью. Любовь есть переживание бытия одной личности, узнающей другую. Совершенное приятие и познание одной личностью другой совершается только во Христе. Ибо Христос – совершенная личность, достойная окончательной и всецелой любви, и Он Сам – полнота любви, дающий и любящим друг друга в Нем дар чистой, благодатной, непрекращающейся, но все возрастающей любви. И любовь Божия тем более раскрывается, реализовывается в человеке и между людьми, чем более они сами живут по Христу и во Христе. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (Господь) (1 Ин. 4: 17). Во Христе и супруги достигают постепенно полноты взаимного единства – единства любви. Муж, по учению слова Божия, должен любить свою жену, как Христос любит Церковь, то есть любить прежде всего жертвенно, до готовности страдать и умереть за нее. Такая любовь переносит все невзгоды, разность характеров и любые недостатки. Жене вместе с любовью к мужу должно быть присуще повиновение. Но, хотя по учению слова Божия мужу и дана власть, но на эту власть он должен смотреть не как на преимущество, а как на долг. Первенство вручено Богом мужу не для унижения жены, не для господства над нею, а для разумного, кроткого управления домом. Это власть любящего человека, строящего свои отношения со второй половиной по подобию союза, отношений Христа с Церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Закон и Евангелие § 6. Опасность буквалистического понимания евангельских наставлений Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин.1:17 ). Хотя в речах Господа находится много указаний на образ жизни ученика Христова, однако Евангелие не отменяло ветхозаветных нравственных правил и не учреждало нового кодекса нравственности. В Евангелии мы встречаемся не с предписаниями о порядочном поведении, но с вековечною целью нравственного совершенства, с такой целью, которая всегда впереди человека. Смотря на эту всегда далекую цель, христианин не считает себя достигшим, но, забывая пройденное, стремится вперёд, идя от силы в силу, домогаясь совершенства в меру возраста Христова ( Флп.3:12–16 ; Еф.6:13 ). Через это стремление к совершенству делание добра не только не теряет своей цены, но приобретает большее значение. Каждое доброе дело является не в одиночестве, не без связи с другими, но как неизбежная точка на пути к высшему Благу. «Как Закон требует части, так Евангелие в каждом добром деле требует целого» 14 . Упуская из виду это требование, мы рискуем не понять Евангелия, если в нём отдельные указания на поведение христианина будем толковать в их обособленности и придерживаться более буквы текста, чем духа Евангелия. Эта опасность лжетолкования тем возможнее, что Спаситель часто употреблял обороты речи фигуральные, приточные. Ближайшим своим ученикам Христос сказал: вам дано знать тайны царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; ...своими ушами слышат, и не разумеют ( Мк.4:11,12 ). Укажем несколько примеров неприменимости буквального и законнического толкования слов Господа. Он сказал: когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая; чтобы милостыня твоя была втайне ( Мф.6:3,4 ). Если кто выведет отсюда, что добрые дела должны совершаться в безусловной тайне, то это будет ошибочное заключение, так как редко возможно соблюсти тайну сделанного, и из Евангелия мы видим, что исцелённые Господом, несмотря на запрещение Его, разглашали о чуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Но это для лжеучителей лишь первые ступеньки лестницы ведущей вниз. Поскольку, по их понятиям, Бог единоличен, то стало быть Пресвятой Троицы нет, и «свидетели», наученные лженаставниками Расселом и его последователем – судьей Рутерфордом, кощунственно провозглашают, что учение о Троице ложно и выдумано сатаной. Можно ли измыслить слова более страшные и более отвратительные для христианского сердца?! Иеговистский бог скорее напоминает президента какого-нибудь островного государства, который не очень любит своих подданных и пользуется услугами экзекуторов и палачей. Более того, по «учению» свидетелей выходит, что Иегова сотворил сатану специально для того, чтобы доказать его бессилие и низвергнуть. Вы не находите, уважаемый читатель, что во всем этом есть нечто жестокое, не сообразующееся с тем, что ищет в Боге человеческое сердце? «Бог есть любовь» – вот какая радостная истина открыта нам чрез св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (1, 4, 16), «Бог есть любовь»; стало быть измерение любви – вечность. Но ведь никакая истинная любовь не может быть единоличной, направленной только на себя и в себя. Именно на стремлении к совершенству любви, которое вложено в нас Самим Творцом (но искажено грехом нашим), основана наша вера в Пресвятую Живоначальную Троицу: В Бога-Отца, Бога-Сына (Слово) и Бога Духа Святого. Бог один, но не единоличен. О Боге-Сыне (Слове) свидетельствуют первые же строчки Евангелия от Иоанна. Сыном Божьим исповедал Иисуса Христа апостол Петр, и Господь всецело принял это исповедание ( Мф. 16, 16 и далее). Нерасторжимое единство, единосущность Отца и Сына утверждает Сам Спаситель: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:11 ) и, обращаясь к Отцу: «Все Мое Твое и Твое Мое» ( Ин.17:10 ). Он говорит и о своем рождении (а не сотворении, как «научают» иеговисты) от Отца: «… так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» ( Ин.3:16 ). Господь открывает нам, через учеников Своих, и тайну о Боге-Духе Святом: «…приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам, Дух истины, Который от Отца исходит» ( Ин.15:26 ). А в Книге Деяний Свв. Апостолов мы находим прямое свидетельство апостола Петра о Духе Святом как Лице (Божественной Личности). Когда некий Анания солгал Церкви о цене за проданное им имение «Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому…» и далее: «Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:1-4 ). Т.е. Дух Святой есть Бог (Ипостась Триединого Божества).

http://azbyka.ru/iegovizm-kult-galantere...

В основе новозаветного совершенства лежит тесное взаимодействие со Христом. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне... без Меня не можете делать нечего ( Ин.15:4–5 ). Святость, приобретённая через Христа, является основным условием для гармоничного межличностного общения. Это прекрасно раскрывает Иоанн Богослов: Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём... Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом ( 1Ин.1:5–7 ). Таким образом, совершенствуясь, человек вступает в полноценное общение с Богом и ближним. Более того, гармоничное общение с Богом и другими людьми является залогом, по новозаветному учению, нашей вечной жизни в Царствии Божием, Царствии любви и мира, а не ненависти и раздора. Поэтому и важно приобрести человеку свойства Бога: любовь, милосердие, святость, благодаря которым он входит в вечность. Любовь является формой общения между Лицами Святой Троицы, и к присоединению в этой любви Христос призывает всех людей. В Своей Первосвященнической молитве Спаситель просит: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:21 ). Тема единства в любви – это центральная тема благовествования Христа. Именно ради воссоединения с Богом и примирения всех людей, не только иудеев, но и язычников, Спаситель пришёл в мир, пострадал и воскрес. Христианство возвещает не только совершенное этическое учение, но и окончательное. Подводя итоги различных взглядов на формирование этического учения, необходимо сказать: во-первых, безрелигиозный гуманизм, пытавшийся найти истоки нравственного учения вне Божественного Законодательства, был обречён. Причиной этого была неспособность повреждённой грехом природы человека выработать и достичь высокого идеала. Все попытки осуществления на практике вне религиозной этики закончились неудачей. То же самое мы можем сказать и о религиозно-философской этике Античности, где созданная человеком религия не могла привести в гармонию внутреннее нравственное сознание и религиозные нормы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Божьего (то есть того, что сокрыто в Боге, внутренней жизни Божества) никто не знает, кроме Духа Божия ( 1 Кор. 2:11 ). Тайна Святой Троицы отчасти открыта, но ее невозможно до конца исследовать, она остается непостижимой и для Ангелов, и для человека. Ее можно созерцать только очами веры. К образу высочайшей любви, в которой пребывают Лица Святой Троицы, призваны стремиться все, ибо Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём ( 1 Ин. 4:16 ). Учение о сущности Божией и энергиях Богопознание — это бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине В мире существует большое количество отраслей научного знания, или «ведения»: естествознание (природоведение), правоведение, искусствоведение и т.д. Быть специалистом в этих науках — значит владеть в совершенстве информацией по тому или иному вопросу. Однако в данный ряд наук мы не имеем права поставить боговедение, или богопознание, ввиду его особой исключительности. Познать какой-то предмет или явление — значит лично, на собственном опыте соприкоснуться с ним так, чтобы постигнуть его суть. Познать личность — это значит вступить с нею в личные отношения, приобщиться ее жизни. Познание Бога, Существа высочайшего, надмирного, всесовершенного, отличается от всех без исключения человеческих познаний. Богопознания невозможно достичь единой попыткой или каким-то законченным числом попыток. Богопознание, достигаемое через богообщение, — это цель и дело всей человеческой жизни, направленной в вечность: Бог от одной крови… произвел весь род человеческий… дабы они (люди) искали Бога… хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем ( Деян. 17:26-28 ). Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). Богопознание — это бесконечный процесс возрастания человека в благодати и истине. Бог постижим и непостижим одновременно. Он надмирен, но всё же присутствует в мире, неизречен и изрекаем, невидим и вместе с тем открывает Себя достойным. Человек не может увидеть Бога и остаться в живых ( Исх. 33:20 ), но некоторые избранники Божии со

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Только когда Господь, внезапно явившись, повелел им закинуть вновь сеть, был пойман достойный улов. Вот так же и мы что-то пытаемся делать, тщетно уповая на собственные силы, самонадеянно радея о духовном совершенствовании. Но ведь без благословения Божия невозможно преуспеть в духовных подвигах. Об этом должны мы взывать к Господу в молитвах, просить силы в сражении со злом, гнездящемся в наших душах. Бог есть Любовь ( 1 Ин.4:8 ). По нашему желанию и молитвам, Господь отверзет источник добра — любви к Богу и ближнему, текущий в жизнь вечную, и никакие силы ада не способны будут заглушить его. Вспомним также, как на вечере тивериадской Господь трижды спрашивал апостола Петра: Любиши ли Мя? Так хочется сразу же ответить утвердительным Петровым ответом. Но что является признаком и доказательством этой любви? Наша вера, которой порой так мало?! Или все-таки добрые дела, творимые во имя Христово? Вы помните, Спаситель Сам определил однажды, как следует Его любить: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его; и мы придем к нему, и обитель у него сотворим ( Ин.14:23 ). Любить Господа — значит всю жизнь свою строить по Закону Божиему, соблюдать слово Господне, очищать душу искренним покаянием. И как радостна и благодатна за то будет милость Господня: Кто имеет заповеди Мои, и соблюдает их, тот любит Меня: а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам ( Ин.14:21 ). Может ли что быть драгоценнее сего обетования?! Вкушая святой артос, в светлые и лучезарные пасхальные дни, уподобимся апостолам в твердости веры, в уверенности незримого присутствия среди нас воскресшего Спасителя. Мы, читающие Евангелие сегодня, не присутствовали на Тайной вечери, не сшестовали с апостолами в Еммаус, но если сердца наши горят любовью, Господь и нам откроется в преломлении благословенного хлеба. Аминь. Христос воскресе! Слово 17. О первой проповеди апостольской. В субботу Светлой седмицы (по Апостольскому чтению) Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали… ( Деян.3:13 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Сегодня в Апостольском чтении (см.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

XIII.2. Ведь те, которые тщательно исследуют христианство, прежде всего стараются познать совершенную волю Божию; для исполнения заповедей Господних они, с верою и упованием на (блаженную) цель, прилагают (много) усердия, трудов и усилий, подвизаясь великим борением; они надеются достичь и обрести (вожделенное) упокоение; в вере и благодати Христовой стремятся они (развить свою) склонность к добродетели, побуждаемые к совершенству словами Господа и апостолов. Таковые (подвижники) приносят (духовный) плод и стяжают (духовную) прибыль тремя вещами, получая назидание и пользу (душевную) тремя способами. XIII.3. Во–первых, они, как верные рабы, считают слова Господа и апостолов за подлинные (глаголы) Божий. Во–вторых, они, устремляя взор свой к цели христианства и сознавая высоту своего призвания, усиливаются быть мужественными и благородными; твердо, постоянно и непрестанно они трудятся, состязаются и борются, устремляясь к блаженному упованию любви и совершенства; не позволяют они себе расслабляться, зная о том, что цель их возвышенна. В–третьих, они, имея пред очами цель совершенства и веруя в истинность глаголов Господних, надеются на то, что искренне посвящающий себя служению Богу может достигнуть (великой) степени бесстрастия и свободы. Ибо к такому блаженству звания (христианского) призывает Господь следующих по стопам Его, говоря: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), — этими словами Он научает относительно того, что мы должны стать (обителью) совершенной чистоты. Этой чистотой обладала душа, сотворенная вначале по образу и подобию (Божиему) (Быт. 1, 26), и она же созидается (ныне) в верующей душе действием (Святого) Духа, согласно сказанному: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50, 12). И Господь, показывая восстановление тех, которые поспешают к совершенным степеням (христианской жизни), и молясь о них, сказал: «Отче! освяти их во имя Твое» (Ин. 17, 11, 17); еще Он изрек: «Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою» (Ин. 17, 24). Также Апостол говорит: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе» (Кол. 1, 28), и: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010