Мистическое перенесение на Папу свойств Церкви и благоговейное преклонение перед этим конкретным средоточием, воплощением жизни церковной, вот – истинный корень религиозного возвеличения папского престола и сидящего на нем Папы со стороны верующего католика. Это есть прежде всего предмет веры, а не результат рассуждений и исторических и экзегетических аргументов. История показывает лишь нам, как постепенно это притязание и эта вера возникли. Вот почему так трудно говорить с католиком на эту тему. Аргументам из истории и Священного Писания принадлежит на самом деле гораздо меньше значения, чем им видимо усваивается самими католиками в полемических выступлениях. Ведь смысл в этом основном – в стремлении конкретизировать до крайних пределов истину церковную в лице живого Папы, при чем практически иногда “Наместник” заслоняет образ невидимого Христа. Психологически это, может быть, и понятно, но ставится вопрос: христианский ли это дух, не встает ли здесь перед нашими глазами страшная опасность – замены? § 5. Эта вера, это мистическое чувство католичества в отношении папской власти, опирается, впрочем, и на ряд аргументов – аргументов из Писания и аргументов исторических. Мы уже видели, что практически для католика аргументы эти имеют лишь сравнительно второстепенное значение: они стремятся объяснить и оправдать и доказать то, что является основоположным камнем целого миросозерцания, предметом горячей веры и что собственно для католика не нуждается в доказательствах. Но историческая роль этих аргументов очень велика, ибо лишь благодаря им могли укрепиться и развиться тенденции, приведшие к этой вере; они явились необходимой почвой, необходимой предпосылкой для развития этих тенденций. Вера эта формулируется так: примат (первенство) Петра и непогрешимость Петра (в делах веры), обетованные ему Господом, перешли к его преемнику – римскому епископу, он – Петр, и его преемник – римский Папа – есть, по католическому убеждению, та скала, на которой построена Церковь . Обычными аргументами являются: 1) слова Христа Петру в Евангелии, 2) руководящая роль Петра среди апостолов, 3) основание Петром римской кафедры и смерть его в Риме, и наконец, 4) ссылка на традицию древней неразделенной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

В 879 году в Константинополе в храме святой Софии был созван собор, в деяниях которого участвовали папские легаты. На нем отменены были постановления собора 869 года, который впоследствии признан был в Риме за VIII Вселенский. Вопреки прежней агрессивной позиции римской курии, враждебной святителю Фотию, и главное, стремившейся распространить юрисдикцию Рима на Вселенскую Церковь, на этот раз, выполняя волю папы Иоанна, легаты поддержали решения собора, принятые под руководящим влиянием патриарха Фотия. На соборе подтверждено было первенство Римской кафедры в диптихе, но ее юрисдикция должна была распространяться лишь на западные церкви, но не на Восточные патриархаты. Так, благодаря гибкости, трезвости и здравомыслию Иоанна, сознававшего пределы возможностей своего престола, удалось предотвратить раскол между церквами Востока и Запада. Продолжая дружелюбную политику своего предшественника Адриана по отношению к миссии равноапостольного Мефодия среди славян центральной Европы, начатой им совместно с братом Кириллом, скончавшимся в Риме, Иоанн VIII в 880 году издал буллу « Industriae tuae », в которой провозгласил, что Создатель еврейского, греческого и латинского языка к вящей славе Своей создал и иные языки и что, следовательно, можно совершать богослужение, включая литургию, и на славянском языке. В своих отношениях с империей Каролингов папа Иоанн VIII ориентировался на западных франков, то есть романоязычных французов, но 13 октября 877 года император и король западных франков Карл Лысый скончался. В течение 4-х лет императорский престол оставался вакантным. Папа пытался противодействовать стремлению германской ветви Каролингов возложить императорскую корону на одного из них. Действуя в интересах германских Каролингов, герцог Сполетский Ламберт занял Рим и потребовал от Иоанна короновать короля Баварского Карломана, который в то время был смертельно болен, заразившись чумой. Папа не подчинился этому требованию, и в течение 30 дней оставался в своем дворце близ базилики апостола Петра под своего рода домашним арестом. Угрожая новым вторжением в Рим, Карломан покинул его. Вскоре после этого папа также оставил Рим и отправился в королевство западных франков. В Труа состоялась его встреча с королем Людовиком Заикой. 14 сентября папа созвал собор в этом городе, на котором были отлучены от Церкви Ламберт, епископ Формоз и несколько других его противников.

http://pravoslavie.ru/146322.html

II. Церковнослужители также разделяются на три степени: иподиакона, чтеца и певца 934 . Эти степени не имеют основания в божественном праве, а установлены позднее, по потребностям церкви 935 . Обязанности всех этих церковнослужителей касаются внешней стороны церковного служения 936 ; кроме того, епископы их употребляли, в качестве секретарей и писцов, в своих канцеляриях 937 . § 72. Управляющая иерархия В управляющей иерархии развилось с течением времени множество различных степеней, из которых некоторые уже не существуют или составляют просто почетные титулы. Основу, на которой они развились, составляют три упомянутые степени священнослужителей: епископская, пресвитерская и диаконская. В подробностях о существующих степенях управляющей иерархии мы будем говорить ниже, а здесь для систематичности только перечислим их. Из епископской степени возникли: 1. Митрополиты ( Μητροπολται). Этим именем назывались епископы, имевшие право власти над одною обширной областью ( παρχα), в которой было несколько епископов, и получившее свое наименование от названия главных городов ( μητρπολις) в греко-римском государстве. Это наименование впервые упомянуто в канонах I Вселенского собора 938 . 2. Архиепископы ( ρχιεποκοποι). Это собственно было церковное наименование, которое давалось старейшим епископам и соответствовало степени митрополита. Афанасий Великий первый употребил его для своего предшественника на александрийской кафедре, еп. Александра 939 . 3. Экзархи ( ξρχοι) были епископы, которые имели пребывание в главных городах больших округов греко-римского государства и потому пользовались преимуществом чести между митрополитами того округа ( διοκηοις) 940 . 4. Примасы (Primates, πρτοι, πρωτεοντες πισκοπν), бывшие на Западе тем же, чем экзархи на Востоке 941 . 5. Католикосы ( Καθολικο, catholici), как назывались экзархи или примасы в некоторых церквах Востока 942 . 6. Патриархи ( Πατριρχαι). Этим именем названы во время IV Вселенского собора некоторые епископы, которые ранее пользовались преимуществом чести между митрополитами больших округов, а теперь получили и первенство власти 943 . 7. Папы ( Ππαι), титул патриархов Александрийского и Римского 944 . 8. Автокефалы ( Ατοκφαλοι) – название всех епископов, имевших под своею юрисдикцией несколько епархий и пользовавшихся ею самостоятельно, независимо от каких бы то ни было церковных властей 945  . Все упомянутые степени представляют развитие епископской степени, так сказать, вверх, а развитие вниз дает нам: 1) хорепископов ( Χωρεπσκοποι) 946 , 2) епископов помощников ( Βοηθο) 947 и 3) епископских викариев ( πισκοπικο πτροποι) 948 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 12 июля 2012 г. Рейтинг: 9.5 Голосов: 322 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Изначально в Палестине их память праздновалась 28 декабря (свв. Иакова и Иоанна поминали 30 декабря, а свв. Петра и Иоанна – 31 декабря). Затем было введено празднование в этот день сначала в Риме, потом в Константинополе (519). По некоторым сведениям, его жена была дочерью Аристовула, брата апостола Варнавы. В некоторых рукописях под 31 мая поминается св. Петронилла, дочь св. Петра. Однако на самом деле это римская дева и мученица, жившая в I в. Это известное обетование Христа стало основным доводом апологетов католицизма, которые оправдывают им претензии Римского папы на юрисдикцию над всем миром и над остальными епископами. Однако, согласно святым отцам, как греческим, так и латинским, здесь идет речь не столько о личности св. Петра, сколько о «камне» его исповедания веры в Божество Христа, на котором Господь обещал воздвигнуть Свою Церковь. И всем, кто исповедует Его так же, как Петр, Он обещает дать ключи Царства Небесного, в особенности епископам, которые все восседают на «престоле Петра» (как говорит св. Киприан Карфагенский), ибо все Поместные Церкви обладают той же полнотой благодати (соборностью). В действительности никто никогда не помышлял подвергать сомнению первенство Римского епископа, признаваемое всей Древней Церковью, и не столько по причине того, что это апостольский престол – поскольку св. Петр основал и многие другие Церкви, например Антиохийскую, – сколько благодаря славе Рима как столицы империи (Халкидонский Собор, правило 28). Т. о., это первенство не имеет никакого отношения к юрисдикции над всем миром, но состоит только в «первенстве в любви», признаваемом ради должного порядка в церковных делах. Такое понимание первенства сохраняется в Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/54792.html

4 . Из этого же, только что приведенного, отрывка ясно вполне открывается, что Лев Великий понимает первенство римского епископа, как и его предшественники, не в смысле первенства чести, а именно – юрисдикции и основывает его на особенном положении в церкви ап.Петра. Мысль, что чисто гражданское значение города не может само по себе еще служить основанием к расширению прав епископской власти проводится с особенной настойчивостью. «Хотя, – говорится в письме к Маркиану (104) по поводу 28 правила IV Вселенского Собора, – теперь приводят блеск и могущество Константинополя, чтобы основать на этом преимущество своему епископу, но есть различие между мирским и духовным могуществом, и королевский город никаким образом не дает его епископу тех прав, какие имеет римский, ибо сей имеет их из апостольского постановления, которого тому (Константинопольскому) не достает», поэтому и возвышение патриарха Константинопольского на равную ступень с римским должно быть рассматриваемо как унижение апостольского престола, епископы которого от ап.Петра получили верховную власть. Мысль о приматстве ап.Петра во всей Церкви Христовой, а через преемство от него и римских епископов, в своем полном развитии у Льва Великого представляется в таком виде: «Господь наш Иисус Христос , – говорит Лев Великий в письме по поводу спора с Иларием Арелатским, – учредивши божественную религию, поручил миссию евангельской проповеди всем апостолам. Но особенно Он возложил ее на блаженного Петра, князя их. Он сделал его главой их, и из него должны истекать на всех членов божественные дары, и тот не принадлежит к божественному телу Иисуса Христа, кто отвращается от этого твердого камня, от этой связи невидимого единства, и тот имеет нечестивое высокомерие потрясти этот твердый камень, положенный Самим Господом, кто нападает на власть, которой Он символ, кто слушается только своих страстей и нерадит выполнять свои обязанности» (Epist.X, 1). Мысль, что ап.Петр есть основание и глава Церкви, повторяется Львом много раз с настойчивостью и получает у него строгое развитие и основание на самом Св.Писании. В отношении к ап.Петру он не употребляет других выражений, кроме названий: «глава апостольского чина» (princeps apostolici ordinis, sermo LXXXII, 3), «глава апостолов» (Sermo V, 4); «первый в апостольском достоинстве» (Sermo IV, 4), «приготовленный на управлении всей Церковью» (ad regimen totius Ecclesiae, sermo IV, 4). В десятом же послании св. Лев прямо заявляет: «Скала, на которой Христос основал Свою Церковь , есть ап.Петр» (Epist.X, 1) и подробно доказывает этот взгляд на ап.Петра преимущественно в речах на день своего посвящения и день празднования памяти апп.Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Начиная с седьмого столетия и в последующие времена произошла значительная перемена в жизни восточных народов. В связи с этим изменились внешние условия и патриархов. Патриархаты Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский много потерпели от магометан, а Константинопольский – от императоров иконоборцев. В противоположность им область римского патриарха распространилась по всей Западной Европе, и власть его возвысилась благодаря и тому ещё, что каждый коронованный папой западный император давал папе независимую церковную область. Таким образом папы, вместе с духовной властью, приобретали и светскую и стали горделиво думать о себе, забыв о равенстве с другими патриархами, и уже начали именовать себя наместниками Христовыми, преемникам апостола Петра, которому будто бы принадлежало главенство среди апостолов, и возымели намерение главенствовать над всей церковью. Учение это нечестивое. Грешит оно против Самого Господа Иисуса Христа, который есть един Патыреначальник и Глава церкви ( 1Пет.5:4 . Еф.6:23 ). При постепенном стремлении пап к первенству, в Западной Церкви вкрались некоторые заблуждения, которых папы, по своей гордости, не хотели сознать и исправить. Так, 14-е правило святых апостол возбраняло пост в субботу, а у них положено поститься; а в посты разрешено употреблять молоко и яйца. Вопреки повеления Первого Вселенского собора, введено безбрачие для всех священников. Но самое важное отступление заключается в учении об исхождении Духа Святого. В восьмом члене Символа веры между словами от Отца и исходящего вставлено лишнее слово и Сына, и таким образом, по учению римской церкви, Дух Святый исходит от Отца и Сына. Такое неправое учение, с одной стороны, и властолюбие пап, с другой, и были причинами отделения западной церкви от православной вселенской, начавшегося со второй половины девятого века при папе Николае 1-м, который, кроме сего, намеревался отменить законное определение Константинопольского собора, утвердившего избрание Фотия на Константинопольский патриарший престол. Окончательное же отступление произошло во второй половине одиннадцатого века (при папе Льве X), к каковому времени открылось ещё нововведение – это употребление на литургии опресноков, вместо квасного хлеба. Константинопольский патриарх Михаил Керулларий созвал в Константинополе в 1056 году собор, на котором были осуждены ереси, допущенные римской церковью, и с тех пор западная церковь считается окончательно отделившейся от восточной церкви 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Основную характерную черту периода от Халкидонского собора до патриарха Фотия следует усматривать не в том, что якобы папы «так или иначе задерживали естественный рост авторитета и юрисдикции константинопольских патриархов по отношению в трем другим патриархам косточным», а как раз наоборот – именно в том, что патриархи константинопольские в союзе с императорскою властно задерживали, насколько было возможно, быстрое развитие папской власти. Наделение константинопольских иерархов прерогативами первенствующих епископов империи шло параллельно обнаружениям папских претензий на всевластие в церкви и было, таким образом, противовесом папским притязаниям, вызывалось сими последними. В сущности, шла борьба коренных догматико-кононических принципов между независимыми церквами Востока с одной стороны и римскою церковью, постепенно распространявшею свою власть на весь Запад с другой. Восточные иерархи держались того принципа, что первенствующее значение епископов, таким образом власть патриархов, митрополитов и архиепископов, покоится на политическом значении городов, в которых находятся их кафедры. Этот принцип был провозглашен на соборах и сообразно ему определены права и власть высших иерархов в церкви, в том числе – и римского епископа (1 всел. соб. 6 пр.; Ант. соб. 9 пр.; 2 всел. соб. 3 пр.; 4 всел. соб. 28 пр.; Трулл. соб. 36 пр.) 7 . Между тем папы явились поборниками и ревностными пропагандистами легенды об апостоле Петре как яко бы князе апостолов, главе церкви, единственном наследнике верховных пастырских прав Основателя церкви, Господа I. Христа, каковые права он, во всей полноте их, передал своим преемникам – римским епископам. Таким образом, по этому воззрению, первенствующее положение римских епископов в церкви покоится не на политическом значении города, как это засвидетельствовано отцами на вселенских соборах, а на происхождении римской церкви от ап. Петра и наследовании ее епископами всех верховно-иерархических его прав, как князя апостолов, главы церкви, верховного ее учителя, наместника Самого Христа. Противоположность этого папского, покоящего на легенде, принципа первенствующего значения римских епископов в церкви сказанному принципу иерархических отношений, принятому вселенскими и поместными соборами и раскрытому на них, очевидна сама собою и не требует дальнейших разъяснений. Не трудно теперь предвидеть и неизбежность борьбы между этими принципами. Выдвинутый папами принцип, как покоящейся на легенде, вышедшей, к тому же, из круга еретиков 8 , в дальнейшем своем развитии, естественно, повлек к новым и новым подлогам, к новым и новым искажениям исторических событий; тем с большею последовательностью восточные отцы держались раз принятого ими и утвержденного на соборах принципа. Раскрыто и новое подтверждение его на последующих соборах было вместе с тем изобличением папских подлогов и осуждением их, как таковых.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Kurganov...

Папа сам занимался обеспечением защиты города. На средства, полученные с церковных земельных владений, занимавших площадь от 3,5 до 4,7 тысяч квадратных километров в Италии, Африке, Галлии и Далмации, а также на средиземноморских островах, он снабжал сограждан продовольствием, оплачивал войска, содержал стратегические объекты, откупался от варваров, выкупал пленных, обеспечивал необходимым беженцев. Неудивительно, что после смерти святителя Григория папская казна оказалась почти пустой: никогда ещё Римская церковь не брала на себя фактически полностью бремя светской власти " . Причем, папа не просто взял в свои руки власть в стране. Он поставил себя, епископа Римского, над всем этим хаосом вполне в духе уже выработанных папством теорий. Но то были теории, а у папы Григория они воплотились в жизнь. Повторимся: это вынужденная необходимость. Иначе просто не выжили бы. «До Григория римский епископ имел еще местное значение, неоспоримые права его простирались только на десять провинций его диоцеза. В Северной Италии его права оспаривали равеннский, миланский и аквилейский архиепископы. При лангобардах эти духовные властители должны были уступить Григорию. Последний, кроме того, шагнул далеко за границы Италии, когда он обратил в христианство вестготов в Испании, англосаксов в Британии и когда затем получил возможность назначать епископов и в лангобардские земли. В притворах церквей, в оградах монастырей в воскресные и праздничные дни бедные получали пищу и одежду из рук чиновников папы. Ворота города открыты были для больных, лишенных крова и пищи, бежавших от преследования лангобардов, в Риме принимали их, лечили и кормили. Таким образом, тесные обстоятельства времени должны были сблизить римское население с их епископом; со времени Григория епископский престол принимает значение национального учреждения». Папа Григорий был очень смиренным человеком. Он отказывался от почестей, полагавшихся гражданским правителям, однако его практический опыт был усвоен преемниками. Они пошли другим путем и уже сами включили эпитет «вселенский» в свою титулатуру.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/15/...

В 6 веке по Р. Х. появляется различие между Церквами уже в вероучении именно, на Западе с 6 века стало распространяться особое мнение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (Filioque), вопреки древнему Символу Веры , по которому Дух Святый исходит только от Отца: но это мнение до 9 века не было и на Западе принято повсеместно и не возводилось на степень общепризнанного Церковью догмата веры. 3 Вообще, эта разность в вероучении могла бы быть устранена мирным обсуждением и соглашением, и сама по себе, быть может, еще не привела бы к тому печальному явлению в христианском мире, которое известно под именем разделения Церквей. Существенной причиной разрыва между Восточной и Западной Церквами были иерархические несогласия римских пап с константинопольскими патриархами. Папы, вопреки самому духу христианства и прямым завещаниям И. Христа, стали мечтать о верховном господстве и первенстве над всем христианским миром, стали простирать свои властолюбивым притязания не только на все западные, но и на восточные Церкви; константинопольские же патриархи, как главные представители православного Востока, видя в притязаниях папских оскорбление и большую опасность для свободы и прав всей Церкви, сочли своим долгом дать им решительный отпор. Из-за этого возникли вековые споры между римской и восточной Церквами, которые и кончились решительным разрывом их взаимного союза. 4 Со времени разделения Церквей, в западной Церкви все более и более стали распространяться несогласные с древними преданиями нововведения в учение веры, церковном устройстве и богослужении. Главной причиной этому было самое разделение Церквей. Разорвав союз с восточной Церковью , западная Церковь лишилась в ней просвещенной руководительницы, которая могла вовремя останавливать и предостерегать западных богословов, и правителей церковных от намеренных и ненамеренных ошибок и отступлений. 5 Между прочим мнение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына делается теперь уже общепринятым догматом римской Церкви. Далее в римской Церкви распространяется обычай совершать литургию на опресноках.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

4. В борьбе против иконоборчества преп. Феодор опирался на оставшуюся верной иконопочитанию западную часть Церкви, то есть на Римский Патриархат. Он высоко превозносил честь кафедры св. апостола Петра. Высказываниями преп. Феодора в этом роде охотно пользуются католики для доказательства своей доктрины папства. В действительности же, преп. Феодор считал всех пятерых патриархов равными по епископскому достоинству. Иерархическую власть Церкви он считал пятиглавой. Как и все православные, он признавал первенство римского епископа, как первого по чести среди равных. И все же у преп. Феодора имеются отдельные слишком крайние высказывания, преувеличивающие власть римских пап. Так, он заявлял, что от папы римского «зависит авторитет Вселенского Собора» (Epist. II, 129, col. 1420. А. Migne). Подобные высказывания преп. Феодора были вызваны конкретными церковными нуждами и могут быть расценены исключительно, как его частное богословское мнение. При этом можно задать вопрос: носило ли для самого преп. Феодора это мнение устойчивый и абсолютный характер или оно всего лишь отвечало нуждам исторического момента? 5. Что касается аскетического учения преп. Феодора, то оно удовлетворяет, главным образом, запросы общежительного монашества. Преподобный прямо утверждает, что общежитие есть высший род подвижничества. Он говорит: «Конечно, велики служащие Богу в горах, вертепах и в пропастях земных ( Евр. 11:38 ), а также столпники всякого рода, затворники и другого рода подвижники. Но... Господь наш Иисус Христос, сойдя на землю, избрал не пустынное, не столпническое и не другое какое-либо из указанных житий, но закон и заповедь послушания» («Творения преп. Феодора Студита », т. I, Санкт-Петербург. 1907 г.; «Великое оглашение», Оглашение XLII). Центром аскетического учения преп. Феодора является отвержение своей воли и послушание воле Божией в лице настоятеля монастыря. Обладающий послушанием подражает Христу. Кроме послушания преп. Феодор призывает иноков к отречению от мира и его пристрастий, к воздержанию, смиренномудрию, частому откровению помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010