17. Внемлите же человкъ: предадтъ бо вы на сонмы, и на соборищихъ ихъ васъ, Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас Внемлите от человек (остерегайтесь людей), иначе: будьте мудры в обращении с людьми, т. е. не подвергайте себя опасности без нужды, старайтесь не вызывать, без необходимости, вражды к себе и преследований и не жертвуйте без нужды и пользы своею жизнью, которая так нужна для проповеди (Мих.) Предадят вы на сонмы будут отдавать вас за проповедь христианской веры, которая не понравится евреям и язычникам, в судилища, т. е. в судебные места, низшие Синедриона, какие находились в городах и более значительных селениях (чит. объясн. 22 ст. 5 гл.). И на соборищах их бьют (и в синагогах своих будут бить) вас. У Евреев тогда наказывали в самых синагогах провинившихся чем-либо били розгами или палками, положив на землю или привязав к столбу. Так, били и судили апостолов в Иерусалиме в начале их проповедывания ( Деян. 4 и 5 гл.); так бил в синагогах христиан Савл (апост. Павел), когда еще не был призван Христом ( Деян. 22:19 ). Так били и его самого, когда он сделался христианином и апостолом ( 2Кор.11:24 ). 18. и пред владыки же и цари ведени бдете ради, во свидтельство имъ и зыкмъ. и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками К правителям и царям, разумеется, языческим, потому что в то время не было у Евреев ни правителей, ни царей собственных. Это было предсказанием Господа, относившимся ко времени, когда апостолы после вознесения Его пойдут с проповедью к язычникам. Во свидетельство им и языком (для свидетельства пред ними и язычниками). То есть апостолы своею проповедию и жизнию должны будут свидетельствовать пред царями и народами о Христе, о жизни и учении Его, о благотворности евангелия и проч.; это свидетельство послужит и в обличение тех, которые не примут проповеди, не уверуют во Христа (Злат, и Зигаб.). Так все это и было с апостолами, напр., в Риме, Скифии, Индии и др. местах вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Искаху (искали) первосвященники и книжники и пр. О первосвященниках и книжниках чит. в объясн. 5 ст. 1 гл. и 17 ст. 5 гл. У еванг. Матфея сказано подробнее. Собрались первосвященники и книжники и старейшины народа, т. е. почетные и должностные лица, принимавшие участие в правительственных делах, во двор первосвященника Каиафы и положили в совет взять Иисуса хитростию и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделать возмущения в народе. Собрание это было собранием так называемого Синедриона, т. е. высшего суда у Евреев ( Мф.5:22 ), но не обыкновенное, каковые всегда происходили в здании при храме, а особенное, тайное. Синедрион, это было высшее судилище у них в Иерусалиме. (О нем чит. в объясн. 22 ст. 9 гл.) Каиафа, это было прозвание или фамилия первосвященника, имя же его было Иосиф. Первосвященство получил Каиафа за 25 л. до Рождества Христова, и в 36 году сменен Иоанафаном, сыном своего предшественника и тестя Анны или Анана. (Флав.) Сказано: первосвященники (архиереи), потому что тут разумеются бывшие прежде первосвященниками, так как в последнее время у Евреев часто менялись первосвященники. Св. Златоуст замечает при этом: «предпринимая дела беззаконные, идут к первосвященнику, надеясь получить дозволение там, где надлежало бы ожидать препятствий». Враги Господа первосвященники и книжники уже давно желали и искали смерти Его; теперь же в этом собрании они решительно положили предать Его смерти. Народ любил Иисуса Христа, еще так недавно самым торжественным образом встречал Его при входе в Иерусалим, как Мессию своего. Посему понятно опасение врагов Христовых, – боялись народа (бояхуся людей), чтобы не сделалось народного возмущения, и решение взять Его хитростию, тихонько от народа. Не в праздник: так как к празднику Пасхи стечение народа в Иерусалиме бывает громадное, до двух миллионов человек. Синедрион боялся, что народ вступится за Господа. Боялися и того, чтобы смерть Иисуса Христа не сделалась общеизвестною, если убьют Его в праздник: врагам Господа хотелось истребить и самую память о Нем. А между тем смерть Господа, по премудрым Божественным планам, должна произойти именно в праздник Пасхи, когда воспоминалось освобождение евреев от рабства Египетского, что было прообразом искупления рода человеческого от власти диавола, и когда заколался Агнец пасхальный, что и прообразовало искупительную смерть Господа ( 1Кор.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мк.14:53 . И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники, и старейшины и книжники. Ко архиерею, у еванг. Матфея, Каиафе ( Мф.26:57 ). Каиафа, это был первосвященник, председатель высшего еврейского суда, так называемого Синедриона (О Каиафе чит. в объясн. 1 ст.). Книжники и старцы собрались у Каиафы, это – члены Синедриона. Они собрались для суда над Иисусом Христом. Это собрание было второе (о первом чит. в объясн. 1 ст. и Мф.26:3 ст. и дал.), и не обыкновенное, каковые всегда происходили в здании при храме, а особенное, тайное – для совещания по особенному (экстренному) спешному делу. Оно и было устроено не по закону: устроено ночью, когда по закону нельзя было разбирать уголовных дел, и еще накануне таких праздников, как Пасха. Но Синедрион спешил привести дело к концу, поэтому не счел нужным справляться с законом. (О Синедрионе чит. в объясн. 1 и 10 ст.) По сказанию еванг. Иоанна, Господа сначала повели к бывшему первосвященнику Анне, тестю Каиафы, который спрашивал Его об Его учениках и учении ( Ин.18:13–23 ). Мк.14:54 . Петр издали следовал за Ним, до внутрь двора первосвященника; и сидел со служителями, и грелся у огня. Недавно Петр обещал идти со Христом в темницу и на смерть, и пытался защищать Его даже мечом, а теперь боится идти по близости Его и следует только издали, – конечно, с целью, чтобы его не заметили. Так начинают сбываться предречения Христовы о его отречении! У еванг. Матфея прибавлено: видети кончину (видеть конец), т. е. чем окончится суд над Иисусом Христом. Внутрь двора. Разумеется двор внутренний, окруженный зданиями. Греяся при свещи (грелся у огня). Это было ночью, – около полуночи. Так как двор, по восточному обычаю, не был покрыт, а между тем на дворе было холодно, как нередко бывает по ночам в конце марта и в начале апреля после жарких дней в теплых странах; то на дворе, был разведен огонь, т. е. на каменном помосте двора был разведен костер, где и грелись находившиеся на дворе. Мк.14:55 . Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мк.10:33 . вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; Мк.10:34 . и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет. Сын человеческий (чит. в объясн. 10 ст. 2 гл.). Предан будет. Господь предвидел и предзнал, что один из 12-ти учеников предаст Его. Архиереем и книжником. Книжники и первосвященники, вместе с народными старейшинами, составляли у Евреев важнейшее судилище, так называемый синедрион. Осудят Его на смерть. Когда Римляне поработили Иудеев, то предоставили Иудеям право только осуждать преступников на смерть, но право предавать смерти оставили за самими собой, как все это и исполнилось над Иисусом Христом (чит. 14 гл. 10 ст. и дал. 15 гл. 1 ст. и д.). Предадят Его языком (язычникам), т.е. римским властям для утверждения и исполнения смертного приговора над Ним, именно римскому правителю в Иудее в это время, Пилату и его войску. Поругаются Ему, уязвят Его, оплюют Его ( Мк.14:65; 15:19 и далее); оплевание, это – выражение крайнего презрения и унижения – и убиют Его, у еванг. Матфея, предадут на распятие (здесь Господь в первый раз упоминает о Своем распятии на кресте), и в третий день воскреснет. Так и совершилось все это (чит. 14 гл. с 46 ст.). Евангелист Лука, повествуя о предсказании Господа Своим ученикам о страданиях и смерти при другом случае, прибавляет: Но они ничего из этого (предсказания) не поняли; слова сии для них были сокровенны ( Лк.18:34 ). Так было и в это время, как видно из дальнейшего повествования. Апостолы никак не могли понять: как это Господь Бог, сотворивший все, мог подвергнуться мучениям и смерти? Мк.10:35 . Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы, Иаков и Иоанн, и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Мк.10:36 . Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Пред него приидоста (подошли к Нему) Иаков и Иоанн, сына Зеведеева, – по Евангелию св. Матфея, вместе с матерью своей Соломией. Вероятно, ото всех их троих была просьба, но Апостолы научили мать прежде подойти к Господу, или потому что стыдились других учеников сами подойти, или потому, что надеялись вернее получить просимое (Злат.), и – потом уже подошли сами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

14. И не вща ни къ глагол, к дивитис игемн И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. Ничего не отвечал (ничесоже отвещаваше), потому что всякий ответ был бы напрасен, ибо враги Христовы сами знали, что обвиняют невинного. Дивился Пилат тому, что обвиняемый, И. Христос ничего не говорит против обвинителей, в Свою защиту, тогда как мог бы вполне защитить Себя от клеветы и обличить Своих клеветников. 15. На (вскъ) же праздникъ бычай б игемн пщати народ свзн, хотх: На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Обычай бе игемону (правитель имел, обычай). Начало этого обычая неизвестно, и о нем нигде еще не упоминается. Вероятно, он введен Римлянами для приобретения расположения Иудеев к себе. Подобные милости несколько льстили народу и самолюбию их и мирили его с игом чужой власти (Мих.). 16. имх же тогда свзана нарочита, глаголемаго варавв: Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; Имяху же тогда связана нарочита, глаголемого Варавву (был тогда у них известный узник, называемый Варавва), т. е. известный своими преступлениями, грабежом и убийствами, который в то время содержался в темнице, по случаю какого-то убийства в городе, произведенного им во время мятежа (Богосл.). 17. собравшымс же имъ, реч имъ кого хощете ( бою) пщ вамъ: варавв ли, ил глаголемаго хрта; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? 18. Вдше бо, к зависти ради предаша ибо знал, что предали Его из зависти. Кого хощете (хотите) от обою отпущу вам и пр. Пилат знал и из допроса еще более увидел невинность И. Христа (ст. 18), поэтому желал отпустить Его. Не хотелось ему прямо отказать синедриону, осудившему Господа, и он прибегает к хитрости. Правитель знал, что И. Христа ненавидят только книжники и фарисеи, а народ любит Его, и поэтому, предложив вопрос, кою хотите, чтобы я отпустил вам, Варавву ила Иисуса, надеялся, что народ изберет И. Христа; но вышло не так. (Чит. ст. 20 и др.). Первосвященники и старейшины научили народ просить, чтобы лучше отпустили им Варавву, которого вероятно выставили пред ним только, как ревнителя их отечественной свободы (Богосл.). В предпочтении Господу Христу Вараввы Иудеями свв. отцы и учители церкви видели некоторое предзнаменование того, что и пред кончиною мира неверные Иудеи вместо Христа изберут антихриста (Ливр. Медиол. и др.). Предали (предаша) Его из зависти (зависти ради). Первосвященники и старейшины иудейские не только ненавидили И. Христа за то, что Он обличал их пороки, но и завидовали Ему завидовали тому влиянию, какое Он имел на народ, и той любви и почтению, которые народ оказывал Ему. Эти-то ненависть и зависть и возбудили первосвященников и старейшин иудейских против Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Кроме того Евангелисты сообщают еще об одном событии, могшем иметь значение для последующего поведения Иуды. «И вот один из бывших с Иисусом, повествует Матфей, простерши руку, извлек меч свой и, ударив архиерейского раба, отсек его ухо». Тоже Мк. Несколько иначе Лк.: «Видя же бывшие с Ним, что будет (к чему идет дело – нек. оп.), сказали: Господи, не ударить ли мечем? И (не дождавшись ответа Господа) один кто-то из них ударил архиерейского раба и отсек ухо его правое». Иоанн дополняет так: «Симон же Петр, имея меч, извлек его и ударил архиерейского раба и отсек его ухо правое: было же имя рабу Малх». На это, не соответствовавшее духу Христова учения о непротивлении злу и насилию злом и насилием, действие ап. Петра Господь сказал ему: возврати меч свой в место его, ибо есть, взявшие меч, мечом погибнут (т. е. по ветхозаветному закону возмездия и языческому jus talionis на насилие и зло отвечают насилием и злом, на меч – мечом, око за око, зуб за зуб, жизнь за жизнь, истребление первенцев, мщение до третьего, четвертого, даже десятого рода, – блажен, иже имет и разбиет младенцы о камень). Или думаешь, что не могу (др. чит. еще: »теперь») умолить Отца Моего, и предоставит Мне теперь более (др. приб. " нежели») двенадцати легионов (соответственно двенадцати апостолам, одним из коих был Петр со своим мечем) ангелов? Как же исполнятся писания, что так должно быть?» Мк. опускает речь Господа к Петру. Лк. так: «Тогда Иисус сказал: оставьте это. И, коснувшись уха, исцелил его». Ин.: «но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны, – чашу, что дал Мне Отец, неужели Мне не пить её?». После сего Господь обратился к пришедшей толпе со словами: »как (будто) на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня. По дням в храме сидел я и учил, и вы не брали Меня (Лк. приб.: но вот теперь ваше время и власть тьмы). Сие же все было, да исполнятся писания пророков. Тогда ученики все, оставив Его, бежали«. А воины, тысяченачальник и слуги иудейские схватили Иисуса, связали Его и повели к архиереям сначала к Анану, потом к Каиафе и в синедрион, наконец к Пилату.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

11-е зачало от Матфея читается во дни свв. святителей, т. е. святых из епископов или архиереев, потому что здесь указывается обязанность их, как преемников апостольских светить своей пастве учением Христовым и жизнью своею. Зач. 12-е. Объяснение Иисусом Христом 6-й заповеди Читается в среду 1-й недели по Пятидесятнице. 20. Глю бо вамъ, к аще не избдетъ правда ваша паче книжникъ и не внидете въ нбное. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное Правда (праведность) ваша, т. е. ваша добродетельная жизнь. Не избудет паче книжник и фарисей (не превзойдет), т. е. не будет лучше, чище праведности книжников и фарисеев. Книжников и фарисеев. Книжники это были ученые люди из Евреев, знатоки, толкователи закона, иудейские богословы. Они назывались законниками и законоучители народа (чит. объясн. 4 ст. 2 гл.). Некоторые из книжников были кланами синедриона, т. е. высшего еврейского суда (чит. 21 ст.). По мыслям и жизни своей почти все они походили на фарисеев, почему имя их часто употребляется на ряду с именем фарисеев ( Мф.23 ; Мих.). Фарисеи это особенная секта еврейская (о них чит. объясн. 7 ст. 3 гл.) Праведности книжников и фарисеев. Истинная праведность учеников Христовых должна быть основана на истинной вере во Христа Спасителя и на чистой любви к Богу и ближнему; такова была она у истинных и ветхозаветных праведников: Авраама, Давида и других; а фарисеи и книжники думали спастись одним внешним исполнением закона, без веры в Мессию и без истинной любви к ближнему, и исполнение это считали своею заслугою пред Богом. Потому их праведность была ложная, и притом еще она была надменная, без смирения, так как они любили хвалиться этою своею праведностью, и наружная и лицемерная, так как при ней могло оставаться нечистым сердце и под её личиною могли гнездиться даже пороки и страсти. В такой праведности Спаситель не раз обличал книжников и фарисеев (чит. о сем 23 гл.); хотя, должно сказать, правила закона фарисеи исполняли с особенною строгостью (Мих.). В дальнейших словах Господь разъясняет и пополняет заповеди закона, в своем новозаветном духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Так чисто и совершенно учение Христово! Это мы увидим и далее в разъяснении Христом закона. Рака – сирское бранное слово, означающее неуважение, презрение к ближнему. Оно значит: пустой или негодный человек и служит выражением гнева того, кто произносит это слово. Сонмищу – синедрионусинедрионе чит. выше в объясн. 21 ст.). Таким образом, когда говорится, что за название ближнего словом рака Иудей подвергается синедриону, а за простой гнев на ближнего только местному суду; то это значит, что первое виновнее последнего: так как гневающийся не мог сдержать гнева, а обнаружил его словом оскорбительным для ближнего. Некоторые толкователи под синедрионом разумеют страшный суд Христов. Уроде – безумный (глупый), нечестивый, бессовестный. У древних мудрость более означала благочестивую жизнь, чем просвещенный ум ( Пс.13:1 ). Следовательно, называть ближнего напрасно уродом или глупым, еще со злостью, гордостью и осуждением, означало обвинять его в каких-нибудь великих пороках. А это, конечно, еще преступнее, чем назвать его словом рака. «Не почитай маловажным называть другого безумным, учит св. Златоуст, ты этим отнимаешь у него то, чем мы отличаемся от бессловесных и что именно делает нас человеками, т. е. ум, рассудок, и чрез это ты лишаешь его всякого благородства. Ничто не бывает так несносно, как ругательство». Геенне огненной. Геенною называлась долина Енномова. Это сначала была прекрасная долина подле Иерусалима, к северо-востоку. Когда Евреи при нечестивых своих царях сильно предавались идолопоклонству, то в этой долине они совершали служение идолу Молоху. Молох был медный истукан с телячьей головой, в царской короне; руки его были протянуты так, как бы готовы принять кого-нибудь. Молоху приносили в жертву детей; зажигали внутри идола огонь, и когда он раскалялся, бросали ему на протянутые руки несчастных детей, где они тотчас же сожигались. И чтобы заглушить плач детей, обыкновенно поднимали сильный крик и шум и играли на разных инструментах. После Вавилонского плена, когда Иудеи получили отвращение от идолопоклонства, у них явилось отвращение и к этому месту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

мин. Пеш. чит. εχαριστας), то и тогда выразительное «после ужина» отсылает к чаше после вкушения пасхи, т. е. к третьей или четвертой. Какое же действие имела на Иуду пасхальная евхаристийная вечеря? Искариот пережил два душевных состояния и два настроения по отношению ко Христу. Они высказались в двух изречениях Иуды: «я вам предам Его» и «погрешил я, предав кровь невинную» (или «правую»). В процессе раскаяния Иуды и сознания им своего греха предания крови невинной или правой, евхаристия должна была со всею ясностью поставить пред взором Иуды правоту Христа в отмене старого завета. Синедрионский суд над Христом – образец полного попрания всех божеских и человеческих прав в пользу личных интересов судей, архиерейское пресмыкательство пред Кесарем и его заместителем и нигилистическое отречение от Мессии, – наконец нахальное равнодушие и бесчеловечный эгоизм архиереев в отношении к несчастному предателю – слепой жертве увлечения фальшивой маской святости и убеждения заправил иудейскою религией и нацией: – все это, как увидим, должно было снять с глаз ослепленного и мрачного фанатика-изувера ту пелену, что закрывала от него истину и действительность. Да, Иуда должен был понять, Кого, кому и во имя чего предал Он в лице Своего Учителя и друга. И если предатель не уверовал в Новый Завет , то предание Невинной Крови должно было запечатлеть ему полное уничтожение Старого Завета. Теперь Иуда должен был понять всю правду слов Христа, что Он уже не будет есть пасху и пить от плода виноградного за пасхальною вечерею. Пасхи и Старого Завета более нет. Кроме того, все действия Господа за пасхальною вечерею ясно показывали в Нем знание того, что Он делает: добровольно и с сознанием необходимости дела Он шел на пролитие Своей Крови и телесную смерть, как Агнец Непорочный и жертва любви невинная, но необходимая. Наконец, не могло остаться без всякого действия на Иуду и его, хотя и недостойное, общение со Христом в тайне евхаристии. Жизнь и общение с Тем, Кто греха не сотворил, – с Богочеловеком Христом, в течении Его спасительного служения, и увенчание этого общения приискреннейшим причастием Его телу и крови, Его богочеловеческой личности, – привели Предателя не только к раскаянию, к признанию «невинной или правой крови» во Христе, но и к такому самосуду и к такой самоказни, строже коих не знает человеческий суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Ст. 31–33. Ныне суд миру сему. Что значит суд над миром? Что такое мир? Мир – совокупность людей живущих по требованиям страстей; образчик такого мира представлял собой синедрион с его фарисеями и саддукеями; другой образчик – язычники. Там и здесь люди до того странны, что ложь принимают за истину и истину за ложь, суеверие за благочестие и благочестие за суеверие, грехи даже гнусные за забаву дозволенную, а подвиги против греха за дело фанатизма, за святошество глупое. Над этим миром суд. Кальвин и Гроций философствовали, что суд над миром, согласно с значением еврейского «мишпат», означает дарования свободные миру. Неумное умничанье! Суда такого над миром не знает писание. Не для чего уклоняться здесь от обыкновенного значения суда. Сын Божий, претерпевая крестную смерть за грехи мира, произнес тем осуждение легкомыслию мира. Прославленный Сын Божий своей славой показывает всем, что мнения мира – глупость и нечестие ( Рим.8:3 ), и что только в Его учении свет и жизнь для людей. Ныне князь мира сего изгнан будет вон. Князь мира, сатана, лишится власти своей над миром языческим и иудейским ( Лк.10:18 ). (Чит. бес. о страданиях 1, 150–151). И аще вознесен буду от земли, вся привлеку к себе. Торжество Спасителя не ограничивается победой над темными силами зла; деятельность Его обширнее того. Слова: вознесен буду означают крестную смерть; под этим образом выставлялась она прежде ( Ин.3:14, 8:28 ). Но прибавленное слово: от земли, если бы Иисус Христос говорил только о крестной смерти, было бы вовсе излишним, без значения. Итак, Спаситель с мыслью о крестной смерти соединяет мысль о своем прославлении небесном: Он вознесен будет путем креста в славу вечную. Так объяснял евангелист (ст. 33). Вся привлеку к себе. Так как привлечение выставляется здесь не делом людей, а делом Спасителя, то напрасно видели здесь веру людей; говорится о благодати Духа Св. которую ниспослал прославленный Сын Божий и которою привлек и продолжает привлекать к Себе народы не только для земного счастья их, но что важнее, для вечного блаженства их.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010