Лк.23:3 . Пилáт же вопроси егó, глагóля: ты ли еси Цáрь Иудéом? Он же отвещáв речé емý: ты глагóлеши. (Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.) Ты ли еси Царь Иудейский? и пр. Другие евангелисты ( Мф.27:11 и дал.; Мк.15:2 и дал.), особенно Иоанн ( Ин.18:29 и дал.) подробнее говорят об этом допросе; еванг. же Лука излагает только существенное – именно то, на что Пилат обратил свое особенное внимание. На обвинение, что Иисус Христос развращает народ и запрещает платить подать Кесарю, Пилат не обратил внимания, потому что знал, что это ложь, клевета; так как ему было известно от своих чиновников все относительно Иисуса Христа. Ты глаголеши (говоришь). Это значит да. (Чит. в объясн. 70 ст. 22 гл.). Лк.23:4 . Пилáт же речé ко архиерéом и нарóду: никóеяже обретáю вины в человеце сéм. (Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.) Никоея обретаю вины (я не нахожу никакой вины) в Человеце сем. По Евангелию Иоанна, на вопрос: Ты Царь иудейскии? Иисус Христос даже объяснил Пилату, в каком смысле Он называет Себя царем, – не в политическом, а духовном смысле. Я Царь, но царство Мое не от мира сего, т. е. не имеет ничего общего с царствами этого мира, оно не такое, как ожидают иудеи. Если бы царство Мое было от мира сего, т. е. обыкновенное, земное, то служители Мои, т. е. подданные Мои подвизались бы, стали бы сражаться за Меня, чтобы Я не был предан иудеям, т. е. не допустили бы до того, чтобы Я впал в руки иудейского Синедриона; но ныне царство Мое не отсюда, и потому оно совершенно безопасно для римлян. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, т. е. устроить царство не земное, а духовное (ст. 36, 37), т. е. Я – обетованный Мессия, Спаситель рода человеческого. Вот почему Пилат скоро и прямо сказал обвинителям Господа, что он не нашел в Нем совсем никакой вины, – потому что из ответа Иисуса Христа он видел, что такой царь, каким представляется Иисусом Христом, нисколько не опасен для римского императора. Хотя он и не понял вполне объяснения Господа, но мог видеть, что Он не домогается земной царской власти, и только мог принять Его за мечтателя или за учителя народного, – за философа, как назывались такие люди у римлян и греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Читается в четверг 9-й недели по Пятидесятнице 17. И восход во потъ банадесте учнка на пт и реч имъ: И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им Здесь, на пути в Иерусалим, в котором Господь скоро имел пострадать, Он снова предсказывает Своим ближайшим, двенадцати ученикам о предстоящих Ему страданиях. Отозвал 12 учеников одних (поят обанадесяте ученика едины), т. е. отозвал от народа, который во множестве сопровождал И. Христа, отозвал, так как не хотел открыть народу о Своих страданиях, а не хотел потому, что видел, что ему еще рано и бесполезно было вполне открывать, хотя прикровенно, напр., под образом Ионы (12:39) и храма ( Ин. 2:19 ), не раз открывал; восхотел снова открыть только двенадцати Своим ученикам, открыть то, что также не раз открывал им, особенно когда уже приближалось время Его страданий (чит. 16 гл. 21 ст. 17 гл. 22 ст.). «Господь не раз открывал ученикам о предстоящих Ему страданиях, дабы, как замечает св. Златоуст, таким напоминанием приучить их уже помышлять об этом и смягчить их скорбь и дабы нечаянное приближение страданий не могло сильно смутить их». В настоящее время Господь не говорил народу о Своих страданиях, а в другое время говорил, хотя народ и не понимал Его, это «для того, толкует св. Златоуст, чтобы народ узнал впоследствии, что И. Христос предвидел Свои страдания и добровольно шел на оные». 18. с, восходимъ во и снъ преданъ бдетъ и книжникмъ: и сдтъ на смерть, вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть 19. и предадтъ зыкмъ на и и и въ день воскрнетъ. и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет Сын Человеческий, т. е. Он, Христос (20 ст. 8 гл.). Предан будет. Господь предвидел и предзнал, что один из 12-ти учевиков предаст Его. Архиереем и книжником. Книжники и первосвященники, вместе с народными старейшинами, составляли у Евреев важнейшее судилище, так называемый синедрион (2 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 23 Зач. 110. Иисус Христос на суде у Пилата. Читается во вторник сырной недели. Св. еванг. Лука повествует о суде над Господом у Пилата, Его распятии, смерти и погребении согласно с повествованиями об этом свв. Матфея ( Мф.27 ) и Марка ( Мк.15 ); разница состоит лишь в том, что он вносит некоторые свои подробности, а их подробности опускает. В том обстоятельстве, что в суде над Господом участвовали не только иудеи, но и язычники, св. Златоуст видит указание на то, что оправдание, приобретенное Господом чрез Его осуждение, принадлежит как иудеям, так и язычникам. Лк.23:1 . И востáвше всé мнóжество их, ведóша егó к пилáту. (И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,) Ведоша (повели) Его, – Иисуса Христа, к Пилату. С тех пор как иудеи подпали под власть римского царя, у СинедрионаСинедрионе чит. в объясн. 2 ст. 22 гл.) было отнято право наказывать преступников смертию, без утверждения Римского правителя ( Ин.18:31 ). Когда судили Иисуса Христа, тогда у иудеев правителем!) был Понтий, по прозванию, Пилат. Он получил правление (прокураторство), иначе, игемонство от Римского императора Тиверия в 26 г. до Р. Хр. Прокураторы жили в Кесарии ( Деян.23:23 ), но на праздник Пасхи переселялись в Иерусалим, по случаю большого собрания народа. У еванг. Матфея тут повествуется о погибели Иуды предателя, но св. Лука, как и Марк, это опускают. По Евангелию Иоанна ( Ин.18 ), члены Синедриона, приведшие Иисуса Христа к Пилату с тем, чтобы он утвердил смертный их приговор Господу, не вошли в преторию, потому что боялись оскверниться, а им надлежало по вечеру заколоть и есть пасху, – пасхального агнца. Пилат вышел к ним вон и сказал: " В чем вы обвиняете человека сего?» Они отвечали ему: Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.» Члены Синедриона, по всей вероятности, думали, что они делают великую честь Пилату своим появлением у претории, и что достаточно их одного слова, чтобы он исполнил их желание. Но Пилат, еще не слыша обвинения и не видя улик на Обвиняемого, сказал им: возьмите Его вы и судите по вашему закону. Но иудеи, т. е. судьи, сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого. Тогда Пилат приступил к суду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Поэтому, вышедши с архиерейского двора вон, горько заплакал (плакася). Это был плач грешника, мучимого раскаянием в грехе малодушия и измены своему Господу, и это свидетельствовало, что ап. Петр пламенно, глубоко раскаивался в своем великом грехе. Так он раскаивался, и – Господь простил его и после Своего воскресения снова восстановил в звании Своего ученика и апостола. Три раза отрекся ап. Петр, три раза Господь и вопрошал его тут: Симон Ионин, любишь ли ты Меня? ( Ин.21:16, 17 ) Но и после того память греха и чувство виновности пред Господом были так сильны в ап. Петре, что он, как говорит предание, до самой смерти, каждый раз, при пении петуха в полночь, повергался на землю с горькими слезами о допущенном им грехе и вел суровый образ жизни. Так обыкновенно каются искренним и истинным раскаянием! «Подобно Петру и ты, грешная душа, должна, оплакивать свои грехопадения, их у тебя много», обращается к своей душе благочестивый человек, читая о падении и раскаянии ап. Петра. «Плачь же горько вместе с Петром, поучает св. Димитрий Ростовский , ты, грешный человек, ежедневно своими грехами отвергающийся Бога, когда не по человечески, но по скотски живешь». Лк.22:63 . И мýжие держáщии Иисýса ругáхуся емý, биюще: Лк.22:64 . и закрывше егó, бияху егó по лицý, и вопрошáху егó, глагóлюще: прорцы, ктó éсть ударéй тя? Лк.22:65 . И ина мнóга хýляще глагóлаху нáнь. (Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него.) Мужие (люди) держащии Иисуса – это те, которым был поручен надзор за Иисусом Христом после первого собрания СинедрионаСинедрионе чит. 22:2) для суда над Ним, бывшего вечером в четверг, когда Его взяли в саду Гефсиманском ( Ин.18:19 и дал.). Известно, что было два собрания Синедриона для суда над Господом, первое, – когда Господь приведен был из Гефсиманского сада в дом к первосвященнику Каиафе, и второе утром в пятницу. О первом подробно, а о втором кратко говорят евангелисты Матфей и Марк ( Мф.27:1 ; Мк.15:1 ); св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Се есть ваша година (ваше время) и область темная (власть тьмы). Господь указывает этим на теперешний ночной час и показывает основание, почему враги Его теперь берут Его здесь, а не при дневном свете в храме, где Он каждый день учил народ. Это – час, назначенный Богом для них, чтобы они привели в исполнение свой злой умысел. В этот час, на время, возобладала власть тьмы, власть темная, – неправедная, власть духа тьмы и злобы, орудием которой были начальники народные и Иуда. Господь пользуется для выражения своей мысли образом теперешней ночной тьмы, в которую суждено тьме духовной совершить свое темное дело. (Мих.) По Евангелию Марка ( Мк.14:49 ) Господь прибавил здесь: да сбудется (исполнится) Писание, т. е. что Его предание и затем все, что последует за преданием, это должно быть по предсказанию древних пророков, – для спасения мира. Отречение Апостола Петра. Об этом обстоятельстве еванг. Лука повествует точно так же, как и Матфей ( Мф.26:58, 69, 75 ) и Марк ( Мк.14:54, 64, 72 ), но только с некоторыми, пополняющими их сказания, особенностями. Лк.22:54 . Емше же егó ведóша, и введóша егó во двóр архиерéов. Пéтр же вослед идяше издалéча. (Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.) Емше Его (Иисуса Христа) введоша Его во двор архиереов (взяв Его, привели в дом первосвященника). Первосвященником был в то время Каиафа. У него, как председательствующего, был собран целый Синедрион, высший суд еврейский (о Синедрионе чит. в объясн. 2 ст 22 гл.) Он был собран для суда над Господом. (См. Мф.26:59 ; Мк.14:53 .) Это собрание было необыкновенное, каковые всегда происходили в здании при храме, а особенное, тайное – для совещания по особенному (экстренному), спешному делу. Оно и было устроено не по закону: созвано ночью, когда, по закону нельзя было разбирать уголовных дел, и еще накануне таких праздников, как Пасха. Но Синедрион спешил привести дело к концу, поэтому не счел нужным сообразоваться с законом. По сказанию еванг. Иоанна, Господа сначала повели к бывшему первосвященнику Анне, тестю Каиафы, который спрашивал Его об Его учениках и учении ( Ин.18:13, 23 ); а потом уже к Каиафе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Об этих страданиях и смерти, а затем и о воскресении Иисус Христос не раз предсказывал апостолам, чтобы заранее приготовить их к этому. Такое предсказание Он и высказывает им в словах: подобает Сыну человеческому и пр. Сыну человеческому, это – Ему Самому (чит. объясн. 10 ст. 2 гл.). И в предсказании о Своих страданиях и смерти Своим ученикам Господь соблюдает постепенность. Теперь Он открывает им только то, что Ему должно пострадать и быть убиту, позднее уже скажет, что Он будет предан язычникам на распятие. Но чтобы облегчить тяжесть этих предсказаний для любящих сердец Своих учеников, каждый раз Господь прибавляет, что в третий день Он воскреснет. Пострадать, быть отвержену (искушену быти) старейшинами, первосвященниками и книжниками, Иисус Христос предвидел, что главными виновниками Его отвержения и смерти будут старейшины, первосвященники и книжники, потому так и говорит. Иудейские старейшины, т. е. старшие в роде, начальники, первосвященники (архиереи и старшие священники) и книжники – ученые люди, богословы, законоучители (о книжниках чит. в объясн. 6 ст. 2 гл.), ненавидели Господа за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ за учение и чудеса уважал Его более, чем их: это и послужило для них поводом к тому, чтобы осудить Господа. С другой стороны старейшины, первосвященники и книжники составляли так называемый синедрион, – высший суд, который судил и осудил на смерть Иисуса Христа ( Мк.14:53 и др.). Мк.8:32 . И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его начал прекословить Ему. Петр начат претити (начал прекословить) Ему и пр. У еванг. Матфея приведены самые слова прекословия Петрова: сохрани Бог , этого не будет с Тобою, Господи ( Мф.16:22 ). Как ясно ни говорил Господь апостолам о предстоящих Ему страданиях, на сей раз они еще не поняли слов Его: слова сии были для них сокровенны, замечает евангелист Лука, когда при другом случае Господь предсказывал апостолам о Своих страданиях ( Лк.18:31 и дал.). Апостолы так же, как и прочие иудеи, все еще думали, что Иисус Христос сделается царем на земле; поэтому, услышав о том, что Ему в скором времени предстоят страдания и смерть, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Отозвал двенадцать (поем обанадесять), т. е. отозвал от народа, который во множестве сопровождал Иисуса Христа, отозвал, так как не хотел открыть народу о Своих страданиях, а не хотел потому, что видел, что ему еще рано и бесполезно было вполне открывать, хотя прикровенно напр., под образом Ионы ( Мф.12:40 ) и храма ( Ин.2:19 ), не раз открывал; восхотел снова открыть только двенадцати Своим ученикам, открыть то, что также не раз открывал им, особенно когда уже приближалось время Его страданий. Господь не раз открывал ученикам о предстоящих Ему страданиях, «дабы, как замечает св. Златоуст, таким напоминаем приучить их уже помышлять об этом и смягчить их скорбь и дабы нечаянное приближение страданий не могло сильно смутить их». В настоящее время Господь не говорил народу о Своих страданиях, а в другое время говорил, хотя народ и не понимал Его, – это «для того, толкует св. Златоуст, чтобы народ узнал впоследствии, что Иисус Христос предвидел Свои страдания и добровольно шел на оные». Скончаются вся (совершится все) писанная пророки (чрез пророков) о Сыне Человечесте, т. е. все пророческие предсказания относительно искупительных страданий и смерти Его, Иисуса Христа. У еванг. Матфея тут сказано: предан будет (Он, Христос) первосвященникам и книжникам и осудят Его на смерть. Предан будет. Господь предвидел и предсказал, что один из 12-ти учеников Его предаст Его. Архиереям и книжникам. Книжники и первосвященники, вместе с народными старейшинами, составляли у евреев важнейшее судилище – так называемый синедрион ( Лк.9:22 . Мф.2:4 ). Осудят Его на смерть. Когда Римляне поработили Иудею, то предоставили иудеям право только осуждать преступников на смерть, но право предавать смерти оставили за самими собою. Так все это и исполнилось над Иисусом Христом (Чит. гл. 22 и далее). Лк.18:32 . предадят бо егó языком, и поругáются емý, и укорят егó, и оплюют егó, Лк.18:33 . и бивше убиют егó: и в трéтий дéнь воскрéснет. (ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Христа. С другой стороны, старейшины, первосвященники и книжники составляли так называемый синедрион высший суд, который судил И. Христа и осудил Его на смерть (о синедрионе чит. в объясн. 4 ст. 2 гл.). 22. И поемь петръ, начатъ прерцати глагол: млрдъ ты, гди: не имать быти теб И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Как ясно ни говорил Господь апостолам о предстоящих Ему страданиях, на сей раз они еще не поняли слов Его. Слова сии были для них сокровенны, замечает евангелист Лука, когда при другом случае Господь предсказывал апостолам о Своих страданиях (18:31 и дал.). Апостолы так же, как и прочие Иудеи, все еще думали, что И. Христос сделается царем на земле; поэтому, услышав о том, что Ему в скором времени предстоят страдания и смерть, ап. Петр, по своей пылкости, не мог вынести этой мысли о страданиях и смерти своего Учителя – Мессии и начал выражать желание и надежду, что Бог по Своей милости не допустит случиться с Ним тому, о чем Он говорит. Сохрани Бог! (милосерд Ты, Господи.). Этого не будет с Тобою, Господи (не имать быти Тебе сие). «Бог милостив, этого не случится с Тобою!» как бы так высказывает апостол Иисусу Христу по сему поводу. Св. Златоуст при этом замечает следующее: «Ап. Петр познал, что И. Христос есть Сын Божий; а что такое тайна креста и воскресения, то ему еще не было известно. Видишь ли, что И. Христос справедливо запретил сказывать другим? Если те, которые видели многия чудеса, слышали столько неизреченных тайн, соблазнились при одном слухе о страданиях, при том не только прочие апостолы, но и верховный из них Петр: то представь, какому бы соблазну подвергся народ, если бы он знал, что Иисус Христос есть Сын Божий, и при том увидел, что Его распинают и оплевывают, между тем как не разумел еще сокровенного в сих тайнах, не приняв Духа Святого?» 23. нъ же бращьс реч петрови: ид за мною, сатано, соблазнъ м к не мыслиши же (сть) но Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое Иди за Мною (отойди от Меня) и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

И тако архимандрит со священники и дияконы и со всею братьею преклоняются святителю. Святитель приим честный крест и целова л.252. его и паки рукою благословяет (чит. благословляет) архимандрита со священники и всю братию. И по благословении поведоша его в церковь честно Святыя Троицы. Он же, яко обычен (чит. обычай) есть святителем, начаша (чит. нача) святыя иконы целовати и ста на месте, иде же бе преже стояше архимандрит, и повеле священноиноку Пафнотию начати малую вечерню. И по отпусте входит в келию ва (чит. во) архимандричю, и тако от многа труда почи мало. По мале же времени и всеношное пение воздавше на херувимех седящаго (чит. седящему) Христу Богу нашему. И по совершении всенощнаго пения молебное пение совершив, и воду освятив, и своею печатию запечатав, еже послано бысть ко благочестивому царю. И божественну литогию (чит. литоргию) служа со всем освященным об. По скончании же божественыя литоргии идоша на место, иде же бе гроб преподобнаго отца Данила, и отверзше полатку и пойде внутрь ко гробу – с ним же пойдоша весь освященный собор – и виде преподобнаго Давила аки жива суща, и вся по чину, яже на нем, и прежде о том возвестишася. Святителю же зряще (чит. зрящу) преподобнаго, и глагола ту предстоящим: «зрите сего новаго исповедника и не прельщайтеся умом, будете ми, яко иногда свидетели пред царем, не един бо аз зрю сего светилника пресветлаго, но и вы вси зрите, яко нововозсиявшее солнце. Беяху (sic) же внутрь при гробе преподобнаго предстоящий (чит. предстоящии) л.253. детелие. Сие бо вашей любви хощу подщатися явственно исповедати, да не возревнует сердце ваше на мое худоумие, занеже предолжих (чит. предложих?) писанное сие и руководственое исправление. Первейши бо и начальнейший бо, иже Бога боящийся и царево повеление усердно исправляюще великое архиерейство имущии, смиренныи Иона, митрополит Ростовский и Ярославский. Инии же со святителем сослужители, иже с ним быша, Богом спасаемаго града Переяславля и иже имена тщуся явствено произявити, да не усумнительно будет сердце неразумных человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

И распространяюще место у гроба святаго, готовляше пришествие настоятелю – емуже в то время с передиреченными мнихами: со Иевом и Гаврилом в высоте стоящим – внезапу же падеся земля от десныя страны и обья по выю его. Настоятель же, видя велию нужду иконома, взя древо и сниде внутрь, аще бо и древностию одержим, не могий труды полагати, хотя иконома избавити л. 248. объятия земнаго, имаше бо землю и сыпаше в судно. Преже помянутый мних Иев и Гаврил свыше извну ужем судном землю влачаше и испрашняше (чит. влачаша и испражняша), по мале же времени опряташе (чит. опряташа) 1693 иконома. И обще приникнуше (чит. приникнуша) ко гробу преподобнаго и велий (sic) слезами просяще прощения, такожде и между собою любовно прощение сотворивше, и на всемогущаго Спаса, и на Пречистую Его Матерь, и на молитвы преподобнаго сего отца надеяся, отверзше гроб святаго и узреша мощи его яко миром помазаны. Одежда же святаго мало тлению предадеся; на главе же его скимный венець подобно быти яко нову, образ же лица его обращен на десную страну, зря церковь Святыя Троица, юже при себе созда. Десною ж [приб. своею] рукою мантию держа при ребрех своих; лице [лице] же его пренодобническими сединами об. украшено. Мы же, видевше толику благодать преподобнаго отца нашего Данила, от радости вопияху (чит. вопияхом): «Господи, Господи, Боже наш! Что Ти возможем принести противу благоутробия Твоего, или кими гласы воспоем тя, на херувимех седящаго, яко и по смерти угодшия Тебе яко живи нам предгаеши (чит. прелагаеши). Благодарим тя, преподобне отче нашь Даниле, яко не оставил еси нас сирых заблудити от пути истиннаго, но спал (чит. спасл) еси нас своим ныне явлением. И посем настоятель устроиша (чит. устрои) над мощьми гробницу древяную, и по чину вся добре устроив и 1694 учреди, и оболкшеся во освященныя ризы, и понахидное пение, и, довольно помолившеся, поклоняние сотворше. И тако осхавльше гроб преподобнаго и по л.249 . ствии укрепльше полатку, и разыдошася койждо во своя келии, славяще и бдагодаряще Бога, давшаго нам толику благодать рабом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010