И хотя Некоторые усилия к сохранению церковно-исторических актов предпринимались со стороны высшей церковной власти в виде периодически появлявшихся указов и инструкций о собирании и должном хранении на местах епархиальных архивов, но практически ими мало руководствовались в повседневной жизни, так как сами «обстоятельства времени» и условия церковной жизни тех дней неизменно сводили на нет все эти благие начинания церковного руководства. Известно, например, что многие (если не все) преосвященные епископы, нередко управлявшие тогда несколькими епархиями одновременно, наученные горьким опытом своей административной деятельности, сознательно, «страха ради иудейска», систематически предавали уничтожению все поступавшие в их руки бумаги и переписку делового (а тем более личного!) характера, коль скоро в них миновала практическая надобность. Не упоминаем здесь о людской небрежности вообще, а в отношении к «разным бумажкам» – в особенности, которая ещё менее способствовала сохранению памятников церковной административно-деловой письменности в тот бурный период времени. Однако при всем (мягко выражаясь) «своеобразии» тогдашней церковной обстановки (20–40-е гг.) стремление к сохранению письменных памятников текущей церковной истории не ослабевало среди некоторых представителей общества, жившего интересами Церкви, хотя и было обставлено весьма значительными трудностями бытового порядка. Тем не менее имевшие место попытки частного собирательства церковной документации так или иначе осуществлялись, чему немало способствовала остроумная практика (и это следует особо отметить и подчеркнуть), применявшаяся возглавителями Церкви тех времён, начиная со Святейшего Патриарха Тихона (в прошлом большого и опытного миссионера), заключавшаяся в систематическом и обильном размножении если не всех, то хотя бы главных актов и официальной церковной документации по основным вопросам текущего церковного домостроительства и возможно широком распространении их среди православного населения в копиях, предварительно заверенных печатью и подписями ответственных иерархов из числа членов очередной синодальной сессии. Это мероприятие, возникшее, быть может стихийно, как замена полнейшего отсутствия церковной периодической и вообще какой бы то ни было печати, столь обильной в дореволюционное время, немало помогло проникновению в широкие круги верующих основных церковных документов, которые собирались и накапливались в руках лиц, болеющих интересами Церкви, или любителей памятников церковно-исторической письменности, способствуя таким образом возникновению и росту частных собраний различной полноты и исторической ценности.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Небольшое, но важное собрание документов Глубоковского имеется в Российском государственном историческом архиве (РГИА): семинарские и академические сочинения (всего более 40) 42 , дипломы о награждении и избрании почетным членом различных научных и церковных сообществ и учебных учреждений, в том числе духовных академий 43 , указы Св. Синода, связанные с его научно-педагогической деятельностью, а также материалы подготовленных и неизданных томов ПБЭ. Использованы материалы личного архива Глубоковского из Центрального государственного архива Болгарии (ЦДА, София), в составе которого находятся главным образом автографы (на русском языке) статей Глубоковского, опубликованных при его жизни в иностранных периодических изданиях (на сербском, болгарском, румынском, английском, немецком и других языках). Привлечена обширная переписка как академических преподавателей, так и светских ученых. Она представляет собой ценнейший источник биографических сведений и свидетельств о разных сторонах жизни духовной академической корпорации, о взаимоотношениях светских и церковных ученых и т.п. Избранный в 1909 г. в Императорскую Академию наук, Глубоковский поддерживал деловую и дружескую переписку с рядом академиков и членов-корреспондентов. Их архивы сохранились гораздо лучше, чем архивы профессоров духовных академий. Нами выявлено около 500 писем самого Η. Н. Глубоковского 44 и подготовлены к печати два тома его переписки с иерархами Русской Православной Церкви, с преподавателями академий и семинарий, чиновниками духовного ведомства, светскими учеными и другими корреспондентами. Отличительная черта этой переписки – скупость информации о «внешних», в частности общественных и политических, событиях. Совсем иною, исключительно ценной по содержащимся в ней сведениям и оценкам происходящего, становится она в 1917–1921 гг. (до отъезда Глубоковского за границу). Помимо личных фондов, использованы документы официального происхождения: доклады, протоколы различных заседаний и пр. из архивов С.-Петербургской (ЦГИА СПб), Московской (ОР РГБ), Киевской (Институт рукописей Научной библиотеки Украины им.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Регламент присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» 1 сентября 2010 г. 19:32 Утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. 1. Основания для присвоения СМИ специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» 1.1. Присвоение средствам массовой информации (СМИ) специального грифа: «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» (Гриф) осуществляется Синодальным информационным отделом (СИНФО) на основании постановления Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2009 года (журнал 1.2. Гриф допускает присутствие продукции СМИ (периодических печатных изданий, радио-, теле-видеопрограмм, кинохроникальных программ и иных форм периодического распространения массовой информации) в системе церковного распространения. 1.3. Гриф присваивается лишь в том случае, если продукция СМИ не искажает православное вероучение, не противоречит официальной позиции Русской Православной Церкви, не содержит недостоверных и этически недопустимых сведений. 1.4. Во исполнение постановления Священного Синода епархиальным архиереям, наместникам (настоятельницам) ставропигиальных монастырей следует допускать к реализации через систему церковного распространения печатную, кино-, видео-, аудио- и иную продукцию СМИ, которой присвоен Гриф. 2. Порядок присвоения и отзыва Грифа 2.1. Гриф может быть присвоен периодическим печатным изданиям, радио-, теле-видеопрограммам, кинохроникальным программам, иным формам периодического распространения массовой информации, зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством РФ либо законодательством страны регистрации, а также малотиражным СМИ (тиражом менее 1000 экземпляров), не подлежащим регистрации. 2.2. Официальные издания Русской Православной Церкви «Журнал Московской Патриархии» и газета «Церковный вестник» продолжают издаваться под грифом «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси». Периодические издания Синодальных учреждений издаются под грифом «Официальное издание Синодального отдела (название отдела)».

http://old.sinfo-mp.ru/reglament.html

Регламент присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» 1 сентября 2010 г. 19:32 Утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. 1. Основания для присвоения СМИ специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» 1.1. Присвоение средствам массовой информации (СМИ) специального грифа: «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» (Гриф) осуществляется Синодальным информационным отделом (СИНФО) на основании постановления Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2009 года (журнал 1.2. Гриф допускает присутствие продукции СМИ (периодических печатных изданий, радио-, теле-видеопрограмм, кинохроникальных программ и иных форм периодического распространения массовой информации) в системе церковного распространения. 1.3. Гриф присваивается лишь в том случае, если продукция СМИ не искажает православное вероучение, не противоречит официальной позиции Русской Православной Церкви, не содержит недостоверных и этически недопустимых сведений. 1.4. Во исполнение постановления Священного Синода епархиальным архиереям, наместникам (настоятельницам) ставропигиальных монастырей следует допускать к реализации через систему церковного распространения печатную, кино-, видео-, аудио- и иную продукцию СМИ, которой присвоен Гриф. 2. Порядок присвоения и отзыва Грифа 2.1. Гриф может быть присвоен периодическим печатным изданиям, радио-, теле-видеопрограммам, кинохроникальным программам, иным формам периодического распространения массовой информации, зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством РФ либо законодательством страны регистрации, а также малотиражным СМИ (тиражом менее 1000 экземпляров), не подлежащим регистрации. 2.2. Официальные издания Русской Православной Церкви «Журнал Московской Патриархии» и газета «Церковный вестник» продолжают издаваться под грифом «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси». Периодические издания Синодальных учреждений издаются под грифом «Официальное издание Синодального отдела (название отдела)».

http://patriarchia.ru/db/text/1265007.ht...

В Костромской митрополии подготовлено описание содержания журнала «Костромские епархиальные ведомости» за 1885-1917 годы 25 декабря 2020 г. 14:24 На сайте Костромской митрополии «Соборная библиотека» размещены полный комплект указателей содержания «Костромских епархиальных ведомостей» за 1885-1917 годы, а также электронные версии номеров журнала. «Костромские епархиальные ведомости», издание которых началось в 1885 году и продолжалось до 1918 года (в середине 1917 года журнал был переименован в «Костромской церковно-общественный вестник»), состояли из двух частей — официального и неофициального разделов. В первом разделе печатались документы и распоряжения высшей церковной власти и епархиального начальства, сведения о служебных назначениях по епархии, отчеты церковных учреждений и братств, журналы епархиальных съездов, объявления и другие официальные материалы. Неофициальный раздел составляли публикации самого различного характера: проповеди и богословские статьи, апологетические очерки и материалы для миссионерской деятельности, церковно-исторические работы, в том числе книги, печатавшиеся из номера в номер как приложения к журналу, новости церковной жизни, обзоры периодической печати, биографии и некрологи, описания торжественных событий и юбилейных празднований, богослужебные указания для духовенства, библиографические заметки, воспоминания, письма читателей, рассказы и стихотворения. Материалы журнала представляют собой детальную картину жизни Костромской епархии в течение более трех десятков лет. В указателях содержания журнала, составленных в хронологическом порядке и по частям — официальной и неофициальной, — перечислено более 14 тысяч публикаций с краткими аннотациями. Данные материалы представляют несомненный интерес для историков и краеведов, занимающихся исследованием прошлого Костромской земли, а ссылки на официальные документы и новости общецерковного значения могут быть полезны и для специалистов, изучающих историю Русской Православной Церкви. Описание содержания журнала «Костромские епархиальные ведомости» за 1885-1917 годы по благословению митрополита Костромского и Нерехтского Ферапонта выполнили старший научный сотрудник Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника А.В. Семенова и технический редактор сайтов Костромского кремля В.В. Шаталов. Костромская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Вот это «что-то особенное» в народе России, в движущих силах его истории, неуловимое для западноевропейского мышления, приобрело осязаемые смыслы в исследовании архимандрита Дамаскина (Орловского), результатом которого явился только что изданный труд «Слава и трагедия русской агиографии» . Многолетнее исследование, основанное на фундаментальной источниковой базе, на изучении обширного комплекса архивных документов официального и личного происхождения, источников устной истории, раскрыло неразрывную связь церковной истории и истории государства, подтвердив, что изъятие церковной истории из истории народа России привело к искажению исторического знания, утрате традиций, негативно отразилось на самосознании российского общества. Оценивая научно-историческое значение исследования канонизации святых Русской Православной Церкви, Козлов Владимир Петрович, д.и.н., член-корр. РАН, ряд других видных современных историков, в числе которых доктора исторических наук С.В. Перевезенцев, Ю.Ю. Иерусалимский, З.Д. Ильина и др., отметили, что данный труд представляет собой крупное явление в изучении отечественной истории, восполняет пробел в историографии, актуализирует проблему переосмысления официальной истории России ХХ в. с учетом религиозного фактора. Само понятие канонизации новомучеников впервые раскрывается на обширном документально удостоверенном конкретно-историческом материале. Историки высоко оценили представленную в труде архимандрита Дамаскина (Орловского) периодизацию истории канонизации в СССР – РФ в контексте внутрицерковных и церковно-государственных отношений, а также научное обоснование современной практики канонизации, реализуемой в условиях специфики изменений политического строя, что являет пример плодотворного сочетания церковно-канонической и научно-исследовательской деятельности в познании истории России.             Особо отмечается, что автор вводит новое знание, позволяющее осмыслить: – историю взаимодействия РПЦ и российского государства, трижды в ХХ веке изменявшего свою государственность;

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

III.5. Npuзhamь целесообразным открытие или активизацию деятельности при епархиальных управлениях, крупнейших городских храмах и монастырях библиотек, которые должны стать духовно-просветительскими центрами с организуемыми при них группами любителей христианского просвещения.   IV. Информационная деятельность IV.1. Приветствуя учреждение Синодального информационного отдела, уделять особое внимание присутствию Церкви в информационном пространстве, стремиться к проведению единой и скоординированной информационной политики на всех уровнях от общецерковного до приходского. С этой целью необходимо усилить взаимодействие ответственных сотрудников епархий и Синодального информационного отдела. IV.2. Omмemumь необходимость развития церковных средств массовой информации и контроля качества публикуемых ими материалов, чему будет способствовать решение Священного Синода от 25 декабря 2009 года о введении обязательной экспертизы Синодальным информационным отделом периодических изданий, поступающих в систему церковного книгораспространения. IV.3. Noддepжamь предложенные Святейшим Патриархом и Священным Синодом меры, касающиеся распространения периодики. Оказывать содействие распространению изданий, включенных в списки рекомендуемых Синодальным информационным отделом. Уделять дополнительное внимание распространению официальных изданий Русской Православной Церкви — «Журнала Московской Патриархии» и «Церковного вестника».   V. Взаимодействие с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями V.1. Oзaбomumьcя подбором кадров священнослужителей для назначения на штатные должности военных священников в войсковые части и соединения, находящиеся на канонической территории епархий. При этом правящим архиереям следует координировать свою деятельность с Синодальным отделом по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. V.2. Pekoмehдobamь Отделу по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями совместно с Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества подготовить предложения о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об альтернативной службе», которые предоставили бы возможность прохождения альтернативной службы священнослужителям, не прошедшими воинскую службу по призыву, на штатных должностях военных священников. Проработать подобные предложения об усовершенствовании законодательства в других государствах, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, – там, где это признается целесообразным.

http://patriarchia.ru/db/text/1061582.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Патриарх Алексий: " Единство Церкви - одна из наших главных забот " - Как вы сегодня чувствуете себя, Ваше Святейшество? Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий - Было несколько трудных дней, когда после ряда перенесенных недугов я вновь заболел тяжелой простудой. Сейчас чувствую себя нормально, хотя и повинуюсь врачам, они настаивают на постоянном уходе, на щадящем режиме. Конечно, скучаю по своей пастве, по приемным дням, в которые ко мне обычно приходит множество посетителей - церковных и светских. Однако и сейчас много общаюсь с людьми по телефону, решаю насущные вопросы по управлению Церковью, читаю периодику, письма, книги. Надеюсь вскоре вернуться к активному общению, а главное - к богослужению в храме. - В последнее время прокатилась волна публикаций, связанных с ситуацией в РПЦ. При этом последние решения Священного синода нередко увязываются со слухами о вашем здоровье и об интригах в высших церковных кругах. Может быть, это результат не только цинизма авторов таких публикаций, но и закрытости Московской патриархии? Общество не может получить достоверных сведений о том, что на самом деле происходит в церковных верхах, а потому и возникают домыслы? - Это не совсем так. Информацию о важных решениях Синода мы всегда обнародовали. Больше того, учитывая повышенный интерес общества, я дал указание начиная с июля 2002 года не ограничиваться пресс-релизами, а публиковать в Интернете на сайте " Седмица " полные протоколы - журналы Синода. В этот раз уже в шесть часов вечера 7 мая журналы Синода были опубликованы в Интернете. Так что нельзя говорить, будто мы что-то скрываем. И в опубликованных текстах есть все обоснования принятых решений. - Да, но это все же не более чем официальные формулировки, за которыми могут скрываться разные сюжеты. И без компетентных комментариев их можно трактовать по-разному. Например, перевод митрополита Мефодия из Воронежа в Казахстан многие считают наказанием за участие в придворных интригах. Чем на самом деле продиктовано такое решение?

http://pravoslavie.ru/4838.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010