Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад руководителя Издательского совета Русской Православной Церкви протоиерея Владимира Силовьева на заседании рабочей группы Архиерейского Собора «Работа с молодежью, издательская и информационная деятельность Церкви» Проблемы современного православного книгоиздания. Из опыта деятельности Издательского совета Русской Православной Церкви в межсоборный период (2004–2008). Значение издательской деятельности Русской Православной Церкви в деле духовного просвещения верующих весьма важно — ведь сфера влияния печатного слова гораздо шире, чем устной проповеди, и церковный писатель имеет гораздо большие миссионерские возможности, чем даже очень хороший пастырь. С удовлетворением можно констатировать, что это направление деятельности сейчас находится на подъеме. Выпуск православных книг неуклонно возрастает, увеличивается количество церковных издательств, все активнее выпускают книги православной тематики многие светские издательства. Возглавить и координировать всю эту работу призван Издательский совет — один из старейших Синодальных отделов нашей Церкви. Одновременно Совет является и центральным церковным издательством, который издает официальную литературу, календари, богослужебную, научно-богословскую и духовно-просветительскую литературу. Так, мы издаем старейший официальный периодический орган Церкви — «Журнал Московской Патриархии». Осенью этого года исполняется 65 лет со дня его непрерывного выхода. В Журнале рассказывается о всех важнейших событиях церковной жизни, подробно освещается деятельность Святейшего Патриарха Алексия II, поездки Его Святейшества в епархии Русской Православной Церкви, встречи с государственными, общественными и религиозными деятелями; печатаются статьи о современной жизни епархий, монастырей и приходов, о деятельности Синодальных отделов. Таким образом постепенно создается подробная летопись нашей Церкви, которая дает возможность во всей полноте представить те грандиозные перемены, которые произошли в ее жизни и деятельности за последние два десятилетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429979/

А.В. Шадрина Глава 3. Материальное положение донского духовенства 1. Проблема материального обеспечения духовенства Российской империи во второй половине XIX – начале ХХ века Процесс инкорпорации духовного сословия в государственный механизм и связанная с этим процессом попытка государства повысить статус духовенства Русской Православной Церкви как составной части «образа самодержавия» 409 с необычайной остротой поставили вопрос о его материальном благополучии. Именно этот вопрос стал одним из самых дискутируемых в периодической печати на протяжении второй половины XIX – начала XX в. 410 До момента обращения пристального внимания государственной власти на уровень жизни священно- и церковнослужителей их доходы складывались главным образом из добровольных пожертвований за исполнение таинств и треб, доходов от отведенных причтам земельных угодий и процентов с причтовых капиталов. Во время правления императора Николая I, когда Церковь выдвинулась на первый план в официальной идеологии 411 , материальное обеспечение духовенства было признано «одною из величайших и неотложнейших задач времени» 412 . Если до 1830-х гг. обязанность содержания духовенства была и нравственной, и юридической аксиомой для прихожан 413 , то во второй половине XIX в. было заявлено не только о недостаточности перечисленных видов доходов духовенства, но и об унизительности для священнослужителей получать деньги за «исполнение духовных треб» 414 . Проблему бедности духовенства, и, как следствие, низкого социального статуса, император пытался решить путем обеспечения священно- и церковнослужителей определенными «штатными» окладами казенного жалованья (что повлекло за собой введение в 1842 г. штатов). С 6 декабря 1829 г. по повелению императора в распоряжение Св. Синода ежегодно перечислялось 500 000 руб. на жалованье духовенству наиболее бедных причтов. В 1842 г. сумма была уменьшена до 415 000 руб., а в 1843 г. увеличена до 1 000 000 руб. В 1844 и 1845 гг. на содержание духовенства из государственной казны отчислялось по 250 000 руб., с 1846 по 1860 г. включительно (за исключением 1858 г.) – по 100 000 руб. Эти суммы распределялись прежде всего на содержание духовенства западных епархий, а потом и остальных окраин России и Сибири 415 . В 1861 г. из казны на содержание 17 063 причтов поступило 3,6 млн. руб. серебром, притом что всего в России насчитывалось 598 соборов, 37 381 церковь , 12 186 часовен и молитвенных домов, а значит, дотации получало менее половины причтов (в среднем до 210 руб. в год) 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Киеве всё спокойно? Размышления о церковной журналистике 18.07.2013 1185 Время на чтение 23 минут В обществе, так или иначе связанном с церковной жизнью, периодически возникает вопрос, как подходить к оценке различных событий. При этом, какой бы случай или событие не обсуждались, точки зрения значительно разнятся в широком спектре от «молчать» (не обсуждать, не судить и не высказываться) до маргинальных заявлений, очерняющих всею Церковь в целом, ее внутрицерковный уклад. Непосредственным поводом для этой статьи явилась публикация в издании «Православие в Украине» главного редактора «Церковной православной газеты» ( http://cpg-ru.in.ua/ ), официального печатного издания Украинской Православной Церкви (УПЦ) архимандрита Лонгина (Чернухи), являющейся, в свою очередь, ответом на мнение протодиакона Андрея Кураева о церковной журналистике http://diak-kuraev.livejournal.com/489688.html . Ключевым абзацем статьи отца Кураева, определившим решимость архим. Лонгина высказаться по теме, явился, по-видимому, этот: « Признак истинно церковного журналиста: не замечать даже самых очевидных, кричащих проблем. Реагировать - так последними. «Мудро и взвешенно». И это при бесконечных заверениях в том, что мы находимся на фронте объявленной нам информационной войны. Но коли так, то на войне надо вести себя как на войне и, значит, соизволить заметить: танки Гудериана уже под Минском (или в данном случае - Киевом), а наша «Правда» все еще говорит о мирном советском небе и нерушимых границах» . Понятно, что протодиакон Кураев иронично характеризует образ «истинно церковного журналиста». Итак, самый публикуемый и известный дьякон в России, отличающийся нередко своими нестандартными и спорными высказываниями, в этом случае просто констатирует, что в Украине в силу подозрительно странного молчания в отношении целой вереницы событий принято вообще не высказываться о самой УПЦ, ее рядовых священниках и, тем более, архиереях. В основе главной надвигающейся беды на территории православной Украины лежит явно обозначенный крен в сторону раскола. А именно отделение УПЦ от юрисдикции Русской Православной Церкви (РПЦ). Наметившаяся тенденция к одностороннему достижению автокефалии в свете происходящих событий вызывают тревогу среди огромного числа верующих, монахов, священников УПЦ. Напомню, что в постановлении Поместного Собора РПЦ 6-12 июня 1990 года, было подчеркнуто, что «наша многонациональная Церковь благословляет национально-культурное возрождение входящих в нее народов, но отвергает шовинизм, сепаратизм и национальную рознь» . При предоставлении УПЦ независимости и самостоятельности в ее управлении отмечено: « Образование независимой УПЦ открывает возможность избежать раскола и изоляции от Вселенского Православия, осуществлять дальнейшее совершенствование своей самостоятельности, не погрешая при этом против священных канонов и сохраняя любовь и мир между чадами церковными» http://www.bogoslov.ru/text/269165.html#_ftn2

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/19/...

М.В. Медоваров Протоиерей Евгений Смирнов и церковная жизнь Англии 1890-х годов на страницах журнала «русское обозрение» Источник Содержание 1. Круг Ольги Новиковой и круг протоиерея Евгения Смирнова 2. Протоиерей E. К. Смирнов о церковной жизни Англии в 1893–1895 гг. 3. Протоиерей Е. К. Смирнов о церковной жизни Англии в 1896–1898 гг. Источники и литература     Статья посвящена рассмотрению английской церковной тематики на страницах консервативного журнала «Русское обозрение» в 90-е годы XIX в. В результате анализа опубликованных и неопубликованных материалов выявлены два центра, продуцировавшие две точки зрения на церковную жизнь Англии: круг Ольги Новиковой и круг протоиерея Евгения Смирнова . Показаны особенности их анализа конгрессов Англиканской церкви в Норвиче и Шрусбери. Отдельное внимание уделено деятельности Англо-русского литературного общества, равно как и фону православно-англиканских церковных отношений, особенно в связи с торжествами 1897 г. и официальным визитом русской делегации. Продемонстрирована роль Уильяма Биркбека, как основного защитника и апологета Русской Православной Церкви в Англии, его усилий по сближению Англиканской церкви с православием . Затронут вопрос о влиянии К. П. Победоносцева на редакционную политику «Русского обозрения» по англиканскому вопросу. Ключевые слова: англо-русские отношения, Англиканская церковь , «Русское обозрение», Шрусберийский конгресс, Ольга Новикова, Александр Киреев, протоиерей Евгений Смирнов , Уильям Биркбек, Уильям Стэд, Англо-русское литературное общество, консерватизм. Журнал «Русское обозрение», одно из ведущих периодических изданий конца XIX в., регулярно уделял внимание внешнеполитической, внутриполитической, общественной, культурной и церковной жизни Великобритании и Ирландии. Эти темы звучали в более чем половине всех номеров журнала и занимали десятую часть всего объема материалов о зарубежных странах. С помощью созданной нами электронной базы данных содержания журнала («Медоваров, 2017) удалось установить, что по количеству посвященных ей страниц «Русского обозрения» Великобритания занимала третье место, уступая среди зарубежных стран лишь Франции и Османской империи. Всего британской теме в «Русском обозрении» были посвящены 33 произведения, не считая отдельных упоминаний Соединенного Королевства в рубрике «Иностранное обозрение». Поскольку часть из этих произведений представляла собой серии очерков, продолжавшиеся из номера в номер, всего, по нашим подсчетам, можно зафиксировать не менее 70 «британских» материалов в журнале. Их можно разделить на три тематические группы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Материалы СМИ: «Фотограф Патриарха» 11 июня 2005 г. 18:35 Среди фотографов, которые снимают церковную жизнь, Сергей Власов — человек особенный. Почти десять лет он ведет уникальную фотолетопись служения Святейшего Патриарха Алексия. Его фотографии публикуются во многих книгах, альбомах и периодических изданиях и, конечно, в нашей газете. В этом номере Сергей Власов, официальный фотограф Святейшего Патриарха, рассказывает о своей работе. — Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, немного о себе. — Я родился в Москве. Мое детство прошло в поселке Внуково. После окончания школы поступил в авиационное училище в городе Кирсанове Тамбовской области. Там я одновременно и учился, и проходил военную службу. В 1985 году закончил училище и поступил на работу по распределению на Внуковскую авиационно-техническую базу. — Когда Вы начали заниматься фотографией? — Фотография — это мое детское увлечение. Мой первый фотоаппарат я хорошо помню. Мне его подарили в 14 лет. Назывался он «Этюд». Этот фотоаппарат на вид был детский, но снимал на широкую пленку. Правда, широкую пленку в те годы достать было очень сложно — надо было искать ее по магазинам. Я учился фотографировать сам. Сам и проявлял и печатал. Родители спят, а я до утра в ванной проявляю. Это были чисто практические знания. По теории фотографии я читал книги и журналы. — Как Вы стали фотографировать церковную тематику? — Вначале я снимал все подряд людей, животных, здания. Но однажды я побывал на экскурсии в Московском Кремле и был поражен красотой архитектуры Кремлевских соборов. В нашем поселке Внуково никогда не было храма. Ближайший храм — в Переделкино, на Патриаршем подворье. Неподалеку, в деревне Изварино, тоже был храм, но в те годы он использовался под склад киностудии «Мосфильм» и представлял собой горькое зрелище. По дороге из Москвы домой я проезжал мимо храма Архангела Михаила в Тропарево, который стоял под куполами, но давно не ремонтировался и вид имел унылый. Но с тех пор, как я увидел соборы  Московского Кремля, я стал совсем по-другому относиться к храмовому зодчеству. Мне стала открываться красота даже в самом, на первый взгляд, неприметном храме.

http://patriarchia.ru/db/text/24505.html

1882 г. 1 . – Материалы: 1. Чин избрания, наречения, благовестия, посвящения и шествия около города патриарха Никона . 2. Список с настольной грамоты патриарху Московскому Никону. Христианское Чтение (журнал, издаваемый С.-Петербургской духовной Академией), 1882 г., кн. 7–8. Отдельно Спб. 1882 г. (стр. 1–34) напечатано было 20 экземпляров. Получено гонорара ок. 63 рублей. 2 . – Собрание патриархом Никоном книг с востока. (Подписана: май 1882 г.). Там же кн. 9–10. Отдельно Спб. 1882 г. (стр. 1–51) напечатано было 30 экземпляров. Получено гонорара ок. 93 рублей. 1883 г. 3 . – Материалы для истории Русской церкви. (1. Резолюция Филарета митрополита Московского, последовавшая 2 февраля 1865 г. на докладе учрежденного собора Троице-Сергиевой Лавры об исправлении дома митр. Платона в Вифании и о прощении Вифанскому монастырю долга в 5000 рублей. – 2. Письмо иеромонаха Евграфа к Платону митрополиту Московскому). Христианское Чтение 1883 г., кн. 1–2, стр. 282–284. Отдельных оттисков не было. За эти материалы вместо гонорара были сделаны оттиски статей: 1) Чина п. Никона и 2) Собрания им книг с востока (см. выше 1 и 2). 4 . – Указатель ко всем периодическим изданиям (Императорского) Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете за 68 лет. 1815–1883 гг. Москва, 1883 г., типография Е. И. Погодиной, стр. 1–197+I–II. Был предложен для издания Обществу, но не принят. Напечатано было 600 экз. Уплачено было за печатание 166 рублей, за брошюровку 8 руб., за бумагу 37 руб. 80 коп. Отзывы: 1) Исторический Вестник 1884 г. февраль, стр. 431–433. К. Н. В. (Карнович). – 2) Журнал Учебного Комитета при Свят. Синоде от 6 декабря 1885 г. 480 (напечатан в Церковном Вестнике за 1886 г., 8, часть официальная. Указатель одобрен был для фундаментальных библиотек духовных семинарий). – 3) Библиограф 1885 г. сентябрь. – Я. – 5 . – «Статейный список» и «Прения с греками о вере» Троицкого Сергиева Богоявленского монастыря строителя старца Арсения Суханова . Христианское Чтение 1883 г., 11–12. Отдельные оттиски (в количестве 90 экземпляров), Спб. 1883 г. (стр. 1–69), с сорочкой (напечатанной в Москве): Старца Арсения Суханова «Статейный список» и «Прения с греками о вере». С предисловием, примечаниями и приложениями С. А. Б–ва). Получено гонорара 89 руб. 3 коп. 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

ЖМП 10 октябрь 2021 /  1 ноября 2021 г. 19:00 «Журналу Московской Патриархии» — 90 ЛИСТАЯ ПОДШИВКИ, ВСПОМИНАЕМ НАШИХ ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ Многие десятилетия «Журнал Московской Патриархии» был единственным религиозным изданием в Советском Союзе. В этом году исполняется 90 лет со дня выхода первого номера этого уникального издания. О том, как появился официальный печатный орган Русской Православной Церкви, как развивался все эти годы и как живет сегодня, наш рассказ.  PDF-bepcuя. В марте 1930 года будущий Патриарх Московский и всея Руси владыка Сергий (в то время — митрополит Нижегородский, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя) обратился к властям с просьбой разрешить издавать небольшой (до одного печатного листа) журнал, где публиковались бы распоряжения священноначалия, церковная хроника и календарь. Такое разрешение было получено, и с 1931 года начал выходить «Журнал Московской Патриархии» — орган Русской Православной Церкви, который издается по сей день, продолжая выполнять функцию официального периодического печатного СМИ. Первый цикл издания продлился лишь пять лет. Журнал представлял собой скромную тоненькую книжечку с количеством страниц около десятка и выходил всего несколько раз в год. Но и в таком виде журнал выглядел белой вороной среди всего корпуса прессы Страны Советов, власть которой стремилась к тотальной идеологической монополии. Поэтому неудивительно, что в 1935 году журнал вынужден был прекратить свое существование на долгих восемь лет, в течение которых государство не разрешало Церкви заниматься какой бы то ни было издательской деятельностью. Этот запрет был снят лишь во время Великой Отечественной войны. Четвертого сентября 1943 года состоялась историческая встреча Председателя Совета Народных Комиссаров СССР Иосифа Сталина с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) и митрополитом Киевским и Галицким Николаем (Ярушевичем) .  Глава советского правительства высказал одобрение патриотической деятельности духовенства и верующих Православной Церкви в дни Великой Отечественной войны. Во время этой беседы было принято решение о созыве в ближайшее время Собора епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования Священного Синода, а также об учреждении богословских школ для подготовки образованных кадров духовенства и об издании печатного церковного органа.

http://e-vestnik.ru/history/zhurnalu_mos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Борьба с кочетковщиной приобретает общецерковный характер? Синодальный информационный отдел запретил распространять в церковных лавках январский выпуск кочетковской газеты «Кифа» 31.07.2013 1613 Время на чтение 3 минуты 22 июля 2013 года председатель Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви (СИНФО) Владимир Легойда направил главному редактору газеты «Кифа» А.В.Колымагиной предупреждение о нарушении Регламента присвоения специального грифа: «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», сообщает официальный сайт СИНФО . В предупреждении говорится, что «редакция периодического издания, имеющего гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», должна придерживаться в своей работе предписаний, предусмотренных Регламентом грифа. Согласно Регламенту, для имеющего гриф издания является неприемлемой публикация недостоверных и этически недопустимых сведений, а также распространение информации, противоречащей официальной церковной позиции (п. 1.3.). Пункт 2.8. Регламента обязывает Председателя Синодального информационного отдела в письменной форме предупреждать руководителя СМИ о нарушении требований Регламента». «В печатном выпуске газеты «Кифа» за январь 2013 года на стр. 7 редакцией было допущено размещение карикатуры на Миссионерский отдел Архангельской и Холмогорской епархии. Публикация этой карикатуры в имеющем гриф издании является очевидным нарушением требований Регламента. Кроме того, в Интернет-версии газеты «Кифа» на сайте по адресу редакцией размещена статья под заголовком «Как преодолеть ложь и отчуждение» от 14.05.2013, которая содержит в себе некорректные заявления, относящиеся к правящим архиереям Архангельской и Уфимской епархий. Прошу Вас прекратить распространение печатного выпуска газеты «Кифа» за январь 2013 года, а также удалить публикацию «Как преодолеть ложь и отчуждение» с сайта», - отмечается в документе. Напомним, что газета «Кифа» является главным информационным органом секты священника Георгия Кочеткова.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/31/bo...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Согласно последней предреволюционной переписи населения, старообрядцем себя считал каждый десятый человек в России. Среди всех старообрядцев самым многочисленным направлением («согласием») были староверы-поповцы белокриницкой иерархии. К 1917 году они располагали в столице уже восемью храмами, крупнейшим из которых был величественный Покровский собор на Громовском старообрядческом кладбище. Помимо этого, были старообрядческие школы, старообрядческие богадельни, старообрядческие издательства… С приходом к власти большевиков все это достояние было последовательно уничтожено. Многие храмы были взорваны, собственность национализирована, священники и приходские активисты уничтожены в тюрьмах и лагерях. К 1937 году все старообрядцы в «городе Ленина» оказались лицами на «нелегальном положении». Репрессии не сломили приверженцев «старой веры». Помогла «генетическая память» - на протяжении большей части своей истории в России старообрядцы подвергались гонениям, и научились в них выживать. Презрев страх, верующие тайно собирались на частных квартирах, а для совершения треб ездили в места, где еще сохранялись священники. Так, в «застойные» годы ближайшим к Ленинграду действующим старообрядческим приходом была община протоиерея Илии Плужникова в деревне Сысоево Бежаницкого района Псковской области. Поскольку не все могли преодолеть такое расстояние, мужественный пастырь, несмотря на преклонный возраст, периодически сам тайно приезжал в Ленинград крестить младенцев, принимать исповедь, венчать браки, совершать другие духовные требы… Сегодня старообрядческие храмы вновь открываются. Постепенно старообрядцам возвращают их исторические здания - так, в конце сентября 2005 года, после почти пятилетних бюрократических проволочек, был передан верующим храм Лиговской старообрядческой общины на Лиговском проспекте в Петербурге. Численность старообрядцев в Северной столице неуклонно растет и достигает уже тысячи человек.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Κνυας], самая большая по числу верующих епархия Александрийской Православной Церкви . Совр. название с 2005 г. В 1958 г. патриаршим и синодальным томосом была основана Восточноафриканская и Иринупольская митрополия, к-рая охватывала территории совр. Кении, Танзании и Уганды. Первоначально предполагалось, что кафедра митрополии будет находиться в Кампале (Уганда), но церковно-адм. центром стал Дар-эс-Салам (совр. Танзания, дословно - «дом мира», что на греческий переводится как Иринуполь), а с 1968 г.- в Найроби (Кения). До основания митрополии в Вост. Африке проживавших там православных эмигрантов из Греции и Кипра окормляли периодически направляемые для этой цели греч. клирики, которые переезжали с места на место. Среди них были архимандриты Никодим (Сарикас), Филофей (Иеридис, из Махерасского мон-ря на Кипре), Арсений (Ребабис) и др. Все они, за исключением архим. Никодима, к-рый приехал в Моши (совр. Танзания) в 1910 г. и остался в Вост. Африке до своей смерти в 1942 г., служили в этом регионе временно. Архим. Никодим стал первым крестить коренных африканцев (1925), обращая их в правосл. веру, и неоднократно направлял запросы в Александрийский Патриархат с просьбой принять их официально под свое покровительство. Православие начало распространяться в Кении в 30-х гг. ХХ в. Первопроходцами-миссионерами в Вост. Африке были 3 коренных африканца: Рувим Спартас (Реубен Мукаса Себанза или Сесбанджа) и Овадия (Кабанка Басаджикитало) в Уганде, бывш. англикан. свящ. Артур Гатуна (в Православии Георгий) в Кении. В 1932 г. епископ т. н. Африканской Православной Церкви в Юж. Африке Даниел Уильям Александер (эта Церковь ведет епископское преемство от одной из древних вост. Церквей - Сирийской яковитской Церкви) посетил Уганду и рукоположил во иереев Рувима Спартаса и Овадию Басаджикитало. Однако один из живших там греков объяснил Рувиму Спартасу, что тот не является каноническим православным епископом, и посоветовал обратиться к архим. Никодиму. По просьбе Рувима Спартаса архим. Никодим прибыл в Уганду, наставил его с учениками в православной вере и посоветовал им обратиться в Александрийский Патриархат, чтобы т. о. обрести Церковь-Мать. Александрийский Патриарх Мелетий II (Метаксакис) (1926-1935), который предвидел распространение Православия по всей Африке, решил принять их в свою юрисдикцию, но не успел осуществить это намерение до своей смерти. В 1934 г. он прислал Рувиму Спартасу правосл. богослужебные книги на англ. языке для перевода их на язык луганда.

http://pravenc.ru/text/1684183.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010