Весьма показательно, что о Знаменском и о его «Руководстве» не забыли даже в советское время, в трудные годы торжества безбожия и абсолютного господства марксистских схем. Об этом свидетельствует, например, статья проф. С.С. Дмитриева в «Советской исторической энциклопедии». Первые пять изданий «Руководства» вышли в 1870, 1876, 1880, 1886, 1888 годах, после чего книга стала собственностью Училищного комитета при Св. Синоде. С этого момента Знаменский сделал в ней значительные изменения, диктовавшиеся синодальной учебной программой. Правда, как отмечает его биограф — К.В. Харлампович, большинство из них касались не столько идейной и фактической стороны, сколько порядка изложения материала. Знаменский должен был усвоить периодизацию российской церковной истории в соответствии с церковно-историческим курсом архиепископа Филарета (Гумилевского) [ 13 ]. В таком виде «Руководство» было напечатано в 1896 и в 1904 году. Передача рукописи «Руководства» Училищному комитету имела и определенные негативные последствия, т.к. впоследствии Синод, бывший (по меткому выражению проф. П.В. Верховского) «хранителем всяких традиций и преданий, хотя бы и не научных», не позволил Знаменскому отойти от официальной точки зрения по целому ряду церковно-исторических вопросов и переработать некоторые части своего труда. Вот почему в последних изданиях книги оказались неучтенными некоторые новейшие достижения церковно-исторической науки, как, например, исследования выдающегося церковного историка Е.Е. Голубинского. Кроме того Знаменский не смог отказаться от умолчаний о путях и об общем духе петровских церковных преобразований, а также о существе нового синодального строя Российской Церкви. В «Руководство» также не внесены данные исследований Знаменского о первобытных религиозных верованиях славяноруссов, которым он посвятил несколько академических лекций, читанных в Казани. Но, несмотря на это, сочинение Знаменского и до сего дня остается одним из лучших пособий по курсу русской церковной истории. Вот почему у нашего издательства есть все основания считать полезным переиздание этой книги сегодня, ибо и современные ее читатели почерпнут из неё для себя много полезного и интересного.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

IV.3. Поддержать предложенные Святейшим Патриархом и Священным Синодом меры, касающиеся распространения периодики. Оказывать содействие распространению изданий, включенных в списки рекомендуемых Синодальным информационным отделом. Уделять дополнительное внимание распространению официальных изданий Русской Православной Церкви – «Журнала Московской Патриархии» и «Церковного вестника». Регламент присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» (утвержден Патриархом Московским и всея Руси 1 сентября 2010 г.) 1. Основания для присвоения СМИ специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви». 1.1. Присвоение средствам массовой информации (СМИ) специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» (далее – Гриф) осуществляется Синодальным информационным отделом (СИНФО) на основании постановления Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2009 года (журнал 119). 1.2. Гриф допускает присутствие продукции СМИ (периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ и иных форм периодического распространения массовой информации) в системе церковного распространения. 1.3. Гриф присваивается лишь в том случае, если продукция СМИ не искажает православное вероучение, не противоречит официальной позиции Русской Православной Церкви, не содержит недостоверных и этически недопустимых сведений. 1.4. Во исполнение постановления Священного Синода епархиальным архиереям, наместникам (настоятельницам) ставропигиальных монастырей следует допускать к реализации через систему церковного распространения печатную, кино-, видео-, аудио- и иную продукцию СМИ, которой присвоен Гриф. 2. Порядок присвоения и отзыва Грифа. 2.1. Гриф может быть присвоен периодическим печатным изданиям, радио-, теле-, видеопрограммам, кинохроникальным программам, иным формам периодического распространения массовой информации, зарегистрированным в соответствии с действующим законодательством РФ либо законодательством страны регистрации, а также малотиражным СМИ (тиражом менее 1000 экземпляров), не подлежащим регистрации.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Липовецкий Павел Евгеньевич Статья кандидата богословия, доцента кафедры церковной истории Московской духовной академии Павла Евгеньевича Липовецкого и магистра богословия, аспиранта Московской духовной академии диакона Вячеслава Масина посвящена решениям Первого Всероссийского съезда монашествующих, касавшимся жизни русских монастырей и монашества. Начало ХХ века стало временем, когда монастыри и монашество достигли пика своего материального развития и численного увеличения за все время своего существования на территории исторической Руси. В то же время ввиду обстоятельств возникла необходимость в официальном обсуждении таких деструктивных явлений в монастырях, как падение дисциплины, низкий уровень нравственности и пьянство в среде насельников. Первым съездом монашествующих всероссийского масштаба, на котором широко обсуждались злободневные темы, стал съезд 1909 г. в Троице-Сергиевой Лавре. Главным вектором состоявшегося собрания монашествующих стало стремление вернуться к первоначальным истокам монашеской традиции. Во второй части статьи Павел Липовецкий, продолжая исследовать означенную тему, приходит к выводу о том, что авторы материалов церковной прессы начала XX века имели лишь самое общее представление о революционном движении. В связи с этим в печати создавался определенный образ революционера, без попытки вникнуть в суть происходящего более глубоко. Первая русская революция, произошедшая в 1905-1907 годах в России, стала предшественницей Революции 1917 года, которая разделила историю нашей страны на «до» и «после». В данной статье на основе материалов церковной периодики соответствующего периода показано, какими представлялись православным публицистам начала ХХ века их современники-революционеры. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/4920275

Чтобы в корпусе действующего канонического права Русской Церкви быстро находить нужные нормы, в Церкви необходимо инициировать работу по приведению церковно-правовых актов в единую, упорядоченную систему сотрудниками церковных структур, церковными организациями, духовными академиями и православными ВУЗами . Результатом такой общецерковной работы должна стать систематизация всех церковно-правовых актов Русской Церкви. В первую очередь нужно отметить, что в государственных органах и юридических организациях систематизацию и поиск нормативной информации осуществляют специальные отделы - т. н. кодификационные бюро, при ВУЗах - научно-кодификационные бюро, в составе нескольких человек . Целесообразным представляется создание специального учреждения, аппарата (например «отдела») по систематизации и кодификации действующего права Русской Церкви, по типу Юридической Службы Московской Патриархии . Создание службы по систематизации церковного права также представляется необходимым в рамках деятельности Общецерковного суда. Такая деятельность по сбору, хранению и поддержанию в актуальном состоянии правовых документов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, представляет собой учёт . Важно знать, что часто для решения научно-исторических и  канонических вопросов требуются тексты актов, утративших силу, поэтому необходима систематизация документов всех предшествующих периодов , в том числе – синодального и советского.   Сбор подлежащих учёту актов может осуществляться различными способами. В частности, значительную их часть можно получить из «Журналов заседания  Священного Синода», «Журнала Московской патриархии» и др., т.е. изданий, предназначенных для официального опубликования нормативных актов. Само  учреждение должно также иметь свой периодический печатный орган .   Совокупность собранных учреждением церковных актов может составить фонд, в котором канонические нормы, акты хранятся в определенном порядке . Фонд,  состоящий, возможно, из нескольких сотен или тысяч актов, делится на разделы, например, по правотворческим органам, т. е. акты каждого правотворческого  органа образуют раздел. Внутри раздела решения Соборов и указы Патриарха и проч. хранятся в хронологическом порядке. Для удобства может быть использован, например, предметно-алфавитный рубрикатор. Если нормативно-правовые акты располагаются по годам издания, то такая систематизация называется  хронологической, если по предмету регулирования — то предметной (систематической) .

http://bogoslov.ru/article/1632261

Это дело само по себе очень хорошее, но оно обставлено опять мучительными и совершенно излишними формальностями. По существующим правилам испытание по каждому предмету должно сопровождаться особым протоколом. В каждом протоколе должно быть указано время испытания, вопросы, предложенные испытуемому, а в конце протокола должно быть сделано общее заключение о познаниях испытуемого и произведена балловая оценка его познаний. Испытания бывают „полные“ и „сокращённые“. По каждому сокращённому испытанию пишется семь протоколов и журнал, а по каждому полному испытанию – одиннадцать протоколов и журнал. Нужно представить канцелярский труд, если в год придётся произвести пять–десять таких экзаменов учителям. Представьте архипастырский труд, если архиерею придётся в год прочитать тридцать–пятьдесят дел по производству испытаний на звание учителей церковно-приходских школ, этой бесплодной канцелярской литературы, – и вы придёте, по крайней мере, в глубокое смущение. Трудно понять те основания, по которым делу производства испытаний на звание учителей церковно-приходских школ дан такой обширный, судебно-следственный характер. Во всех учебных заведениях, низших, средних и даже высших, оканчивающие курс удостаиваются соответствующих прав исключительно на основании балловых отметок. Жизнь везде вполне удовлетворяется балловой оценкой. И при производстве испытаний на звание учителей церковно-приходских школ не баллы ставятся по протоколам, а, наоборот, протоколы подгоняются под балловую оценку. —495— Правления духовно-учебных заведений должны заботиться о пополнении фундаментальных и ученических библиотек. Духовные семинарии в библиотечном деле поставлены в достойное положение, духовные же училища и здесь обременены особенным, исключительным делопроизводством. В настоящее время книги для духовно-учебных заведений одобряются Св. Синодом и его учреждениями, и списки одобренных книг периодически печатаются в официальных изданиях. Несмотря на это, духовные училища не могут выписать ни одной книги из одобренных высшей духовной властью без разрешения семинарских правлений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На Синод возложено также одобрение уставов самоуправляемых Церквей и Экзархатов; принятие гражданских уставов Русской Церкви и её канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений; утверждение журналов Синода и Экзархата; решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчётных Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе; установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и иным церковным имуществом. В судебную компетенцию Синода входит, в связи с предусмотренным новым «Уставом» образованием общецерковного суда, утверждение его постановлений. Священный Синод, согласно «Уставу», избирает, назначает, а в исключительных случаях перемещает архиереев и увольняет их на покой; вызывает архиереев для присутствия в Синоде; рассматривает отчёты правящих архиереев о состоянии епархий и выносит по ним соответствующие постановления; инспектирует деятельность архиереев всякий раз, когда сочтёт это нужным; определяет содержание архиереев. Священный Синод назначает руководителей синодальных учреждений и, по их представлению, их заместителей; ректоров духовных академий и семинарий, настоятелей (настоятельниц) и наместников монастырей; архиереев, клириков и мирян для прохождения ответственного послушания за границей. Священный Синод может образовывать комиссии или иные рабочие органы для попечения о решении важных богословских проблем, о хранении текста Священного Писания, его переводах и издании; о хранении текста богослужебных книг, его исправлении, редактировании и публикации; о канонизации святых; о публикации сборников святых канонов, учебников и учебных пособий для духовных учебных заведений, богословской литературы, официальной периодики и иной литературы; о повышении богословской, духовной и нравственной подготовки клира и о деятельности духовных учебных заведений; о миссии, катехизации и религиозном образовании; о состоянии духовного просвещения; о делах монастырей и монашествующих; о делах милосердия и благотворительности; о состоянии церковного зодчества, иконописи, церковного пения и прикладных искусств; о церковных памятниках и древностях, находящихся в ведении Русской Церкви; об изготовлении церковной утвари, свечей, облачений и всего необходимого для богослужения; о пенсионном обеспечении духовенства и церковных работников; о решении иных экономических проблем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Под предлогом борьбы за чистоту Православия эти средства информации вносят нестроения в церковный организм, подрывают авторитет Священноначалия, распространяют клеветническую и ложную информацию. Мне уже неоднократно приходилось говорить о том, что время от времени появляются книги, брошюры и другие издания, якобы выходящие по моему благословению, но в действительности такого благословения не имеющие. Считаю подобный подлог противоречащим не только нормам церковной дисциплины, но и элементарным представлениям о нравственности и честности. Просил бы Преосвященных в случае появления литературы, имеющей благословение Патриарха и содержащей нечто, смущающее духовенство или верующих, выяснять статус таковых изданий через Издательский совет. Если благословение высшей церковной власти усвоено таковыми изданиями самочинно, то Издательский совет должен принять меры к информированию о том церковной общественности. В определенных случаях эти издатели могут быть подвержены каноническим прещениям или подлежать светскому суду. Хочу обратить особое внимание Преосвященных на то, что в наши дни издается немало религиозной «популярной» литературы, которая способствует возникновению суеверий, страхов, необоснованных апокалиптических предчувствий, а также разжигает межнациональную, межконфессиональную и межрелигиозную вражду. Издательскому совету Московского Патриархата надлежит в полной мере использовать свои полномочия для оценки выпускаемых изданий как до, так и после их выхода, дабы выносить суждение о целесообразности их распространения в храмах. Для этого можно и нужно запрашивать епархии, монастыри и приходы об их издательской деятельности, а те, в свою очередь, должны предоставлять в Издательский совет копии всех опубликованных книг, брошюр и периодических изданий. Конечно, при этом нельзя считать, что вообще не должны видеть свет книги и статьи полемического характера. Ведь в церковной жизни есть немало вопросов и проблем, нуждающихся в обсуждении. Однако внутрицерковная дискуссия должна вестись в духе братолюбия и взаимного уважения, а отстаивание истины не надо смешивать с выяснением личных отношений.

http://patriarchia.ru/db/text/421863.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РПУ и газета «Православная Москва» начинают совместный проект «Православный университет» 22.01.2013 Российский православный университет подписал соглашение о сотрудничестве с газетой « Православная Москва », в соответствии с которым в столичном периодическом издании при участии РПУ будет выходить тематический раздел «Православный университет». Круг тем, которые будет регулярно освещать тематическое приложение, включает в себя вопросы науки, образования, молодежной работы, деятельности православных молодежных организаций, домовых храмов при вузах Москвы. «В рамках этого совместного проекта мы будем говорить о самом важном и насущном в церковной жизни столицы — о миссии, проповеди, научении Евангельским истинам», — заявил ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев). Тематическая вкладка, по его словам, будет ориентирована на просветительскую работу с «самой отзывчивой и благодарной средой» для церковной проповеди — молодежью, которая сегодня приходит в московские храмы. В редакции газеты «Православная Москва» считают, что сотрудничество с РПУ позволит представлять на страницах издания полезную информацию, востребованную широким кругом читательской аудитории. «Создание тематического раздела совместно с Российским православным университетом, одним из прогрессивных и динамично развивающихся вузов столицы, ведущим активную просветительскую работу и осуществляющим целый ряд образовательных и молодежных проектов, — важный шаг для нашего издания. Эти страницы адресованы как тем, кто интересуется вопросами православного образования и саморазвития, воспитания детей в русле традиционных нравственных ценностей, так и самому юному поколению, представители которого смогут узнать много нового о жизни православной молодежи, о ее нравственных поисках и достижениях, об интересных проектах и мероприятиях», — отмечают в редакции. Работа по подготовке тематического приложения «Православный университет» будет осуществляться при участии коллектива двух кафедр Российского православного университета — кафедры журналистики и связей с общественностью и кафедры организации работы с молодежью и миссионерского служения. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.01.2013 15:46:50

http://drevo-info.ru/news/14561.html

Подробный анализ работы портала «Богослов.Ru» за два года был представлен в сообщении  главного редактора портала протоиерея Павла Великанова. Он отметил  особенности интернет-ресурса, который не является официальной интернет-площадкой МДА. Эта «особая ниша» дает порталу возможность проводить «открытые острые дискуссии, без которых невозможно развитие богословского знания, предоставлять свою площадку для высказывания полярных точек зрения» и взаимодействовать с католическими богословами. Главная задача портала—объединение творческой церковной интеллигенции в рамках проектов портала и обеспечение информационного сопровождения образовательного и исследовательского процессов, отметил главный редактор. Далее о.Павел привел статистические данные, которые свидетельствуют о востребованности портала: за год его аудитория выросла почти в три раза и составляет более 60 тысяч человек в месяц. Открывая версии на «непопулярных в Рунете языках»: греческом, немецком и испанском, редакция портала надеется увеличить свою аудиторию, состав которой весьма разнообразен. В докладе о.Павла содержались конструктивные предложения, направленные на дальнейшую интегрированность церковных информационных проектов, на создание единой экспертной базы внутри церковной системы образования, открытой научной богословской библиотеки в Интернете, доступного для всех пользователей  мультиязычного словаря богословской терминологии, а также богословской социальной сети и т.д. Все эти планы можно осуществить лишь во взаимодействии участников «кольца православных ресурсов» и специалистов в области духовного образования. Последние не заставили себя ждать: с докладом «Образовательные интернет-проекты в контексте новой парадигмы взаимодействия духовного и светского образования» выступил первый заместитель председателя Учебного Комитета РПЦ архимандрит Кирилл (Говорун). Он говорил об интеграции духовного образования в РПЦ в мировую систему признанных учебных заведении, а также о возможностях портала «Богослов.Ру», который может стать незаменимым помощником для преподавателей и студентов «в какой-нибудь далекой семинарии». Сообщение о проблемах, которые связаны с необходимостью привести духовное образование в соответствие с Болонской системой, сделал помощник ректора МДА игумен Мелетий (Соколов). Руководитель пресс-службы МДА Олег Суханов рассказал о работе аналитической службы портала «Богослов.Ру», которую он возглавляет, о проблематике актуальных дискуссий на портале и особенностях их модерирования. Заведующий греческим кабинетом МДА, доцент МДА игумен Дионисий (Шленов) представил доклад «Периодические издания Московской духовной академии на цифровых носителях». В частности, он говорил о проекте размещения на портале «Богослов.Ру» архива академического журнала «Богословский вестник»  за 1892-2006 гг. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В результате азбучной реформы Петра I были ликвидированы все надстрочные знаки, употреблявшиеся в К., упорядочены пунктуационные знаки, регламентировано употребление прописных букв, введена система обозначения чисел араб. (европейскими) цифрами (вместо буквенных обозначений). Гражданский шрифт был предназначен для печати светских изданий: офиц. публикаций и периодики, технической, военной, научной, учебной и художественной лит-ры. Применение же церковного кириллического шрифта было ограничено сферой богослужебной лит-ры. Наличие 2 вариантов гражданского шрифта привело к тому, что в 1711-1735 гг. светские издания печатались то одним, то др. составом азбуки. Азбучная реформа Петра I повлекла за собой ряд последующих реформ, осуществленных АН,- в 1735, 1738 и 1758 гг. В 1735 г. АН исключила буквы (кси), (ижица), (зело) и была восстановлена буква «й» (особый символ «й», представляющий собой сочетание буквы «и» и заимствованного из греч. яз. надстрочного знака краткости «  » «краткой», исчез при введении гражданского шрифта в 1707-1710, поскольку были отменены все надстрочные знаки). Часто 1735 г. указывают как дату возникновения буквы «й», но формально отдельной буквой она не считалась: официально буквой алфавита «й» стала только в результате орфографической реформы 1918 г. В 1738 г. АН унифицировала написание i: заглавная буква пишется без точки, строчная - с одной точкой, при добавлении ударения эта точка обычно исчезает (однако в дальнейшем, на протяжении еще довольно длительного времени, до нач. XIX в., буква i продолжала употребляться с 2 точками (ï)). Также было упорядочено применение этой буквы (во многом совпадающее с церковнослав. яз.): в позиции перед гласными и «й», в слове «мipъ» в значении «вселенная». В 1758 г. Российским собранием при АН новая азбука, получившая название «гражданица», была утверждена для набора и издания светских книг. Она включала 37 букв, в т. ч. вновь восстановленную АН букву (ижица), употреблявшуюся в отдельных заимствованных словах преимущественно церковного обихода (мро, смволъ, снодъ), а также лигатуру «io», введенную для обозначения звука [о], который возник в рус. языке в период с XII по XV в. в результате фонетического процесса перехода [ " e] > [ " o] в позиции после мягкого согласного. Не исключено, что изобретателем буквы «io» может считаться В. Е. Адодуров, зафиксировавший эту «двоегласную литеру» в своей пространной грамматике 1738-1740/41 гг.

http://pravenc.ru/text/1840455.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010