Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 27 июля 2024 года 14. Суббота. Ап. от 70-ти Акилы. Мчч. Кирика и Иулитты (с 15 июля) . Прп. Никодима Святогорца (службу зри 1 июля) . Прп. Стефана Махрищского. Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (с 15 июля) . На этот день с 15 июля переносится служба мчч. Кирика и Иулитты. Служба ап. Акилы и мчч. Кирика и Иулитты шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Никодима Святогорца (Б) . А. На вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 1й – 3, и мучеников, глас 4й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6й: «Приидите и узрите…», «И ныне» – догматик, глас 3й: «Како не дивимся…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила…», 3й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила…», 4й: «Пророцы, и апостоли Христовы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – мучеников, глас 8й: «Трилетен Троицу проповедаше…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3й. «Слава» – тропарь мучеников, глас 4й: «Мученицы Твои, Господи…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3й: «Тя, ходатайствовавшую…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4й: «Мученицы Твои, Господи…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Соборное послание святого апостола Иакова Сведения о писателе Писатель сам называет себя " Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа " (1:1). В евангельской истории известно три лица с именем Иакова: 1) Иаков, сын Зеведея, — один из двенадп цати апостолов и брат св. Иоанна Богослова; 2) Иаков Алфеев, брат св. апостола и евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати; 3) Иаков, называемый братом Божиим, бывший одним из 70-ти апостолов Христовых и имевший братиями Иосию, Иуду и Симона (Мф. 13:55), ставший потом первым епископом Иерусалимским и получивший у иудеев прозвище " праведного " . В отличие от двух других, принадлежащих к лику двенадцати, он назывался еще " меньшим " . Св. Иаков Зеведеев очень рано окончил свою жизнь мученическою смертью (около 44 года в Иерусалиме, согласно Деян. 12:2). Св. Иаков Алфеев» как известно из предания, проповедовал среди язычников. Между тем послание св. Иакова обращено к иудеям, находящимся в рассеянии (1:1). Церковное предание и относит соборное послание св. апостола Иакова третьему Иакову — брату Божию, бывшему первым епископом Иерусалимским. В качестве такового он мог считать находящимися под своим иерархическим ведением всех христиан из иудеев, где бы они ни находились. Кроме того, он пользовался великим уважением и авторитетом среди всех иудеев, даже и не уверовавших во Христа, за свою праведность. Он вел строго подвижническую жизнь, был девственником, не пил ни вина, ни сикера, воздерживался от вкушения мяса, одежду носил только льняную и строго соблюдал закон, часто уединяясь для молитвы в иерусалимский храм. Иудеи, даже из числа не уверовавших во Христа, прозвали его " праведником " и " опорой народа " . Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем " двенадцати коленам, находящимся в рассеянии " . О жизни св. апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Симона, Иуды и Иосии (Мф.

http://sedmitza.ru/lib/text/430595/

Углич. Церковь Николая Чудотворца на Петухове. Николо-Петуховская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1758. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Углич, перекресток ул. Пролетарская и ул. Нариманова (старый адрес Углич, перекресток ул. Никольская и ул. Корсунская.) Координаты: 57.527718, 38.340012 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь, построенная в 1758 г. Одноэтажное четырёхчастное здание с двухсветной храмовой частью, увенчанной пятиглавием, с полукруглой алтарной апсидой, небольшой трапезной с тёплым храмом Рождества Богородицы и зауженной папертью, над которой возвышалась шатровая колокольня. Церковь закрыта в 1927 г., разрушена в 1940-1950-х гг. Около паперти церкви находился большой камень с выбитым изображением петушиной лапы, являвшийся древним мерянским межевым знаком, от которого, а также от легенды о появлявшемся на камне огромном петухе, предвещавшем несчастья, церковь получила название. В XVII в. церковь находилась при слободке Роговке Алексеевского монастыря. Лиуконен Е.А. Николопетуховская церковь.//Сообщения научных конференций Угличского музея 2002, 2003, 2004 гг. Углич, 2005, с. 195-204 Николо-петуховская церковь (г. Углич) Церковь Святителя и Чудотворца Николая, что на Петухове, каменная, приходская, прочная. Престолов два: Николая Чудотворца в летнем и Рождества Богородицы – в зимнем придельном. Построена в 1758 г. иждивением прихожан. Чтимая икона Божией Матери «Федоровская». Церковной земли 2895 кв. саж. церковный дом для жительства священника. Церковного капитала в проц. бум. 1758 руб. прихожан городских 277 м., 338 ж. и в деревнях: Хуторах 38 м., 36 ж.; Иванисове 69 м., 70 ж.; Уракове 56 м., 54 ж.; Петрове 23 м., 31 ж. Всего 463 м., 529 ж. Деревня Хуторы в 1-й версте от церкви; Иванисово в 3-х вер., Ураково в 4-х вер., Петрово в 5-ти вер. церковь в юго-восточной окраине города. Штатный состав причта – священник и псаломщик. Капитала причт. в % бум. 5914 руб.

http://sobory.ru/article/?object=37956

Церковь отмечает перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа 29 августа, 2014. Новостная служба Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. 29 августа. ПРАВМИР. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа было в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей (память 21 августа), который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 г. персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-pere...

Батюшка, а там, где был храм, но снесли, место святое? 04.09.2023 11:29:38 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2023/08/22/21-00 Н. Карташева: - Доброго дня, дорогие слушатели! Всем Божьего благословения и милости! Начнем нашу беседу сегодня с апостола Матфия, память которого совершается сразу после Преображения Господня. о. Алексей: - Апостола Матфия Церковь жребием избрала на место отпавшего Иуды. Его иногда путают с апостолом Матфеем. Даже та, Матфиевская церковь, которая стояла в Петербурге, сейчас остался только Матвеевский сад, как его немного неверно называют в народе. Нужно различать и четко помнить разницу между двумя апостолами. Откуда было брать ученика? К апостольству призывает Господь, благословляет священство, дары проповедания, чудотворения, научения, дар жизни, которая не терпит ничего лишнего. Мы же помним, в какие условия ставил Господь своих апостолов. Они из житейских необходимостей вырывались ради проповедания Слова Божия и новой реальности, жизни, которую Господь проводил через живое течение христианской жизни и Церкви во главе с Собой. Это новое особое служение требовало символического числа служителей – 12, ровно столько, сколько было колен Израилевых, сколько апостолов, которые при конце времен будут судить нас. От начала мира, от творения каждый апостол был избран. Случилось необыкновенное – жребием Господь показал, кого поставить на освободившееся место Иуды. Святой Матфий веровал в Господа как в Мессию, неотступно следовал за Ним, в числе 70-ти подвизался. По Вознесении жребий достался достойному. После сошествия Святаго Духа апостол проповедовал Евангелие в Иерусалиме, Иудее, с прочими апостолами ходил. Многогранна была его апостольская деятельность. Почитание апостола ширилось и имело в разных регионах свои особенности. Рекомендую ознакомиться поподробнее с житием апостола. Матфиевская церковь была изначально деревянной и называлась Петропавловской. В 1712 году произошла закладка великого собора, который совсем рядом, и храм не разобрали, а перенесли на место, где потом храм был освящен как Матфиевский.

http://radonezh.ru/2023/09/04/batyushka-...

В 1826 г. поступил, для получения высшего образования, в Московскую духовную академию, где 19 янв. 1830 г. пострижен в монашество с именем Филарета, данным ему в честь Филарета, митроп. московского. В том же 1830 г., по окончании академического курса вторым магистром, Филарет был определен в самую академию бакалавром церковной истории, с званием соборного иеромонаха, а в январе 1832 г. занял кафедру св. писания; с назначением же на должность инспектора академии (1 мая 1833 г.) перемещен на кафедру нравственного и пастырского богословия. В январе 1835 г. Филарет возведен в сан архимандрита и 14 дек. определен на должность ректора академии и профессора догматического богословия, с назначением в настоятели московского Богоявленского монастыря. Находясь на службе при академии, он, и как профессор, и как начальник, обнаружил, несмотря на слабость телосложения, необычайную энергию, талантливость и трудолюбие, при строго-иноческой келейной жизни. Обладая обширною начитанностью, он всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку, заинтересовывая слушателей историческими, филологическими и другими исследованиями в их области и сильною, остроумною, подчас даже резкою критикою противуположных взглядов. Как начальник, он всею силою своего влияния поощрял научную деятельность в академии, особенно строго следя за сочинениями студентов; он же основал академический журнал: «Творения св. Отцев в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания». По истечении 11-ти лет академической службы, для Филарета настала пора деятельности епархиальной. 21 декабря 1841 г. он, на 37-м году от рождения, был рукоположен во епископа рижского; затем (1848) переведен в Харьков, где 7 апреля 1857 г. был возведен в сан архиепископа, и, наконец, в 1859 г. перемещен на кафедру черниговскую, где и скончался от холеры, при посещении епархии, в г. Конотопе. В сане архиерейском он так же неутомимо трудился на пользу епархий, ему преемственно вверяемых; особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская епархия, незадолго пред тем (1836) открытая, с ее разноплеменным населением. Его труды здесь однако остались не бесплодны; в 1847 г. Филарета, приглашая воспитанников Московской духовной академии на службу в Лифляндию, писал профессору этой академии А. В. Горскому: «теперь обстоятельства здесь уже не прежние; Русь начинает иметь простор; теперь в одной Лифляндии до 70 православных священников, а прежде не было и семи». Точно так же Филарет заботился об обращении в православие и проживавших в его епархии раскольников. А в Харькове и Чернигове деятельному архипастырю предлежали другие заботы. Устройство женских духовно-учебных заведений в той и другой епархии исключительно на местные средства, основание духовного повременного издания в Чернигове: «Черниговские епархиальные известия», и многие другие дела останутся вечными памятниками его неутомимой деятельности в тех епархиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Глава II. Развитие церковного устройства от IV в. до разделения церквей восточной и западной § 14. Образование церковно-приходских общин 108 Епископская церковная община (παροκια, parochia)109 постепенно покрылась сетью приходов, парохий в тесном и собственном (нынешнем) смысле слова. Образование приходов шло двумя путями: во-первых, путем низведения хорепископов на степень приходских священников, подчиненных епископу городскому, и, во-вторых, путем превращения отдельных богослужебных пунктов, с временно назначавшимися в них членами епископского духовенства, в приходские церкви с приуроченным к ним приходским духовенством. Институт хорепископов для многих соборов, начиная с IV в., послужил предметом ограничительных определений, в основании которых лежала тенденция сосредоточить около городского епископа, как около центра, возможно больший географический район, в видах большого единства в управлении церковном, тем более что политическая организация римской империи, с которой вообще при христианских императорах стала сообразоваться церковная организация, не знала каких-либо самостоятельных, независимых от городов сельских административных округов110. Так собор неокесарийский111 говорит, что хорепскопы поставлены во образ 70 апостолов, а не 12-ти, как епископы. Собор анкирский112 запрещает хорепископам поставлять пресвитеров и дьяконов. Как собор местный, анкирский собор не мог предписать обязательных для всей церкви правил. Поэтому в 10-м правиле позднее состоявшегося (в 311 г.) антиохийского собора хорепископу, как получившему епископское рукоположение, предоставляется поставлять чтецов, заклинателей и иподьяконов, а с дозволения городского епископа – даже дьяконов и пресвитеров. Еще позднее сардикский собор 843 г. запретил на будущее время поставлять епископа в какое-либо село или в малый город, а лаодикийский (между 343 и 381 гг.) определил вместо хорепископов ставить периодевтов, т. е. странствующих с целью наблюдения визитаторов, поставленным же раньше хорепископам ничего не делать без воли епископа городского113.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Двадцать восьмой день. Поучение 1-е. Свв. апостолы от 70-ти: Иасон, Сосипатр и проч. с ними свв. мученики. (О том, что сделали св. апостолы для распространения христианской веры и что должны делать для ее распространения мы). I. Свв. апостолы Иасон и Сосипатр, память коих совершается ныне, ученики и сродники св. ап. Павла, вместе проповедывали Евангелие в разных странах. На острове Корцире (Корфу) они были заключены за это в темницу и здесь «обратили ко Христу семерых разбойников», которые приняли мученическую смерть за веру: они скончались в котле с растопленными смолою, серою и воском. Обращенный апостолами ко Христу темничный сторож был также предан смерти через обезглавление. Сами же апостолы Иасон и Сосипатр были подвергнуты истязаниям в глазах всего народа и потом снова брошены в темницу. На страдания их смотрела из окна дочь правителя Керкира, и так была поражена терпением мучеников, что исповедала себя христианкою. За это и она была заключена в темницу и потом, повешенная на дереве, приняла смерть за Христа, быв задушена дымом и поражена стрелами. После кончины дочери правитель стал еще ожесточеннее преследовать христиан, но, отправившись на остров с этою целию, он во время переезда утонул. Тогда, получив свободу, Иасон и Сосипатр продолжали просвещать народ; за это вновь были подвергнуты истязаниям, но оставшиеся невредимыми в котле с кипящею смолою, так поразили народ проявлением над ними такой Божественной силы, что многие уверовали тогда во Христа и даже новый правитель в умилении воскликнул: – «Бог Иасона и Сосипатра! помилуй мя!» и вслед за тем принял крещение от апостолов, которые дали ему имя: Севастиан. Свободные теперь проповедники слова Божьяго беспрепятственно распространяли его и, творя многия чудеса (между прочим, воскресили умершего сына правителя), обращали народ ко Христу. Иасон был впоследствии епископом в своем родном городе Тарсе, а Сосипатр в Иконии. Оба они мирно скончались в глубокой старости. II. Мы видели, братие, что св. апостолы Иасон и Сосипатр всю жизнь свою посвятили на обращение людей к свету христианской веры: быв заключены в темницу, они обратили ко Христу семерых разбойников, темничного сторожа, дочь правителя, нового начальника острова, и потом множество других язычников. Пример их св. жизни, посвященной на распространение истинного света Христова между язычниками, сидевшими в духовной тьме, побуждает и нас подражать св. апостолам в деле распространения христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преп. Серафим Саровский Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1754 года в г. Курске (родине прп. Феодосия Печерского, память 3/16 мая) в благочестивой купеческой семье Исидора и Агафии Мошниных. Во святом крещении был наречен Прохором в честь святого Прохора, апостола от 70-ти (память 4/17 января и 10/23 августа). Исидор Мошнин брал подряд на строительство каменных зданий; под конец жизни начал постройку церкви во имя преподобного Сергия Радонежского в г. Курске, но скончался до окончания работ. Трех лет святой Прохор лишился отца, завещавшего своей супруге окончить строительство храма. С младенчества святой Прохор был под особенным покровительством Промысла Божия. Однажды Агафия Мошнина взяла с собой сына на строительство храма и он, оступившись, упал с колокольни; но Господь сохранил жизнь будущего светильники Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Святой Прохор с детских лет любил посещать церковные службы и читать Священное Писание и Четьи-Минеи, но больше всего любил он молиться в уединении. На десятом году святой Прохор тяжело заболел; в сонном видении ему явилась Божия Матерь, обещая исцелить его от болезни. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамение Пресвятой Богородицы (Коренной); мать вынесла святого Прохора приложиться к святой иконе, после чего он быстро поправился. Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь Распятием, которое преподобный носил на груди всю жизнь. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую обитель. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными. 20 ноября 1778 года прибыл в Саров. День Введения во храм Пресвятой Богородицы был днем введения Прохора Мошнина в Саровскую обитель.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

И.Ц. Миронович Лекция 19. Погребение и  Воскресение Христово Кланяюсь всем вам. И вот наша встреча вне плана объясняется следующим. Мария Никандровна позвонила мне и сказала, что заболел Александр Васильевич , и не можешь ли ты подменить. Я говорю: с удовольствием – если буду жив-здоров, то приду. И вот причина, почему мы с вами сегодня видимся. Второе. Праздник Сретения. Праздник, в котором сочетаются два удивительных момента. Первый – встреча человека с Богом. Это радостный момент. Смеон Богоприимец – он так и называется Богоприимцем – он по преданию был из числа 70-ти переводчиков. И в своё время смутился словами пророка Исайи в 7-й главе. А тот сказал, обращаясь к царю Ахазу, – вот Ахаза не назовёшь неверующим человеком: теоретически он бытие Божие признавал, но на Него не надеялся. Вот это такое удивительное сочетание: может быть, что, да, что-то над нами есть, но надежды мы на это что-то не имеем. А если имеем конкретную веру – имеем и не надеемся, – то это вообще нонсенс. А он сочетается вот каким-то образом. Вот грехи против веры тоже надо исповедовать: слабая вера, колеблющаяся вера, сомневающаяся вера и плохо надеюсь на Господа. Вот надежда – это одна из таких добродетелей, которые на сей день пока необходимы. Придёт время, что они отомрут – и надежда, и вера. Любовь-то – нет, а вера и надежда . Потому что объект веры мы увидим, и, когда всё исполнится, отпадёт и надежда. Но вот в настоящем нашем бытии необходимы все три: вера, надежда и любовь (см. 1Кор. 13:13 ). Так вот, можно верить и не надеяться. Как это происходит? По какой причине? Очевидно, вера не соответствует тому, чему она должна соответствовать. Верим и сомневаемся. Пророк Исайя и говорит этому Ахазу: Проси себе знамения от Господа, – вот в удостоверение своей веры колеблющейся, ты проси себе знамения от Господа, – проси или в высоте, или в глубине, для тебя всё возможно. Я совершу чудо. Чудо будет для тебя, которое должно подтвердить и укрепить тебя. – Не буду просить, и не буду искушать Господа (см. Ис. 7:10–12 ), – вот такая ложная скромность . Его не назовёшь неверующим. Вы веруете, но вы не удостоверены – надежды на Бога нет. И это трагедия. Вот эту внутреннюю трагедию мы можем носить и внутри себя. – Тогда Сам Бог даст вам знамение, – говорит он, – даст знамение: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог (см. Мф. 1:23 ). Вот эти слова: Се, Дева во чреве приимет и родит – смутили, по преданию, переводчика Симеона, и он усомнился.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010