Статистика Лука, ап. Святой евангелист Лука родился в сирийском городе Антиохии. Родители его не принадлежали к еврейскому племени: об этом свидетельствует отчасти самое имя Лука, сокращенное из латинского слова «Лукан» (Примечание1: Это имя — «Лукан» — находится в некоторых древних рукописях латинского перевода Евангелия от Луки. Пример подобного сокращения имени можно видеть в имени Силы, которое сокращено из Силуана. (Деян 15,22; 2 Кор 1,19 и друг.).), а в особенности одно место из послания апостола Павла к Колоссянам, где святой Павел ясно отделяет Луку от «сущих от обрезания», т.е. иудеев (Кол 4,10— 15). В своих писаниях Лука однако обнаруживает обстоятельное знакомство с законом Моисеевым и иудейскими обычаями; посему можно думать, что Лука, еще до обращения своего ко Христу, уже принял иудейскую веру (Примечание 2: Язычники принимавшие иудейскую веру, назывались пришельцами врат, а кто из них, вместе с верою иудейскою, принимал и обрезание, тот назывался пришельцем правды. Таковы были в первенствующей церкви: вельможа ефиопской царицы Кандакии, крещенный апостолом Филиппом (Деян 8,27—40); таков был римский сотник Корнилий (Деян 10,1—3); таков был один из семи диаконов — Николай, родом, подобно Луке, — антиохиец (Деян 6, 5) и многие другие (Мф 23,15; Деян 2,10).). Кроме того, на, родине своей, славившейся цветущим состоянием наук и искусств. Лука обогатил свой ум разными научными сведениями. Из послания апостола Павла к Колоссянам мы видим, что Лука изучил врачебное искусство (Примечание 3: Ап. Павел называет Луку прямо врачом возлюбленным: «Приветствует вас Лука, — говорит он, — врач возлюбленный» (Кол 4,14).); предание же удостоверяет нас в том, что он был и живописцем. Несомненно также, что он получил вообще хорошее образование, потому что греческий язык его писаний гораздо чище и правильнее, чем язык прочих новозаветных писателей. Когда слух о чудесах и учении Господа Иисуса Христа распространился из Галилеи по всей Сирии и всем окрестным местам, тогда и Лука прибыл из Антиохии в Галилею, где Господь Иисус Христос начал сеять семена Своего спасительного учения (Мф 4,24—26; Лк 4,37). Семена сии нашли для себя в сердце Луки добрую почву и принесли здесь стократный плод. Вскоре святой Лука был удостоен принятия в лик 70-ти апостолов Христовых и, получив от Господа напутственные наставления и власть творить чудеса, стал ходить «пред лицом» Господа Иисуса Христа, проповедуя о наступлении Царствия Божия и уготовляя путь Христу Спасителю (Примечание 4: Ап. Павел называет Луку прямо врачом возлюбленным: «Приветствует вас Лука, — говорит он, — врач возлюбленный» (Кол 4,14).).

http://lib.cerkov.ru/authors/75

Что гостинником или врачом Христос назвал только епископа, видно из евангелия. «Самарянин же некто грядый, прииде над него (израненного), и видев его, милосердова: и приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино: всадив же его на свой скот, приведи его в гостинницу и прилежа ему: и на утрия изшед, иземь два сребрениика, даде гостиннику и рече ему: «прилежи ему: и еже аще прииждивеши, аз, егда возвращуся, воздам ти». ( Лук. 10:33–35 ). Под Самарянином разумеется Христос, под израненным – всё человечество, покрытое грехами, как ранами, под маслом и вином – тайны 69 : крещение, миропомазание, елеосвящение и причащение, под гостиницей – церковь , в которой больные люди очищаются от грехов через таинства, без которых получить исцеление и спасение невозможно, под гостинником – епископ, как о том сказано в кн. о Вере. «Кто гостинницы; апостоли, и по них восприемницы их, пастырие и учителие, архиепископи и епископи... архиереями и пастырьми наречени суть епископи, яко начальными над иереями, их же рукополагают», (л. 69 об.; Злат. X. 919; Благ. Лук. 105 об.). А что означают слова: «прилежи ему»? (выше 46 прим.). Разъяснение сих слов находим у св. Киприана. «Мы (пастыри) должны отводить приходящих в ту евангельскую гостиницу ( Лук. 10:34 ), говорит он, где избитые и раненые разбойниками находят у гостинника приём, лечение и безопасность. Ибо может ли быть лучшее и совершеннейшее занятие для пастырей церкви, как помогать исцелению и сохранению овец усердным попечением и спасительным врачеванием?» (пис. 55, стр. 311). Что же это такое за спасительное врачевание? Это наши спасительные тайны 70 , строить которые могут только святители хиротонисанные или гостинники. «Ими бо (тайнами) вси освящаемся и спасение содержим», читаем в Бол. Катех. (л. 353). Там же: «(Тайны) дают благодать Божию, освящающую и оправляющую приемлющим я, ибо душу нашу очищают от грех и богоугодну содевают, даров же Божиих различных ко спасению потребных исполняют ю» (357). Ещё: «(Тайны) суть заступление и возбранение от грехов, или божественные цельбы нашего Христа Бога». (360 л.) «(Тайна) приносит нам от Господа Бога невидимую благодать, освящающую человека, и до вечного живота вспомогающую», читаем в М. Кат. (л. 37); Б. Кат. л. 358, 393; читай выше).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

14. Среда. Ап. от 70-ти Акилы. Мчч. Кирика и Иулитты (с 15 июля). Прп. Никодима Святогорца (службу зри 1 июля). Прп. Стефана Махрищского. Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (с 15 июля). На этот день с 15 июля переносится служба мчч. Кирика и Иулитты. Служба ап. Акилы и мчч. Кирика и Иулитты шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Никодима Святогорца (Б). А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 1-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Приидите и узрите…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Люди беззаконнейшия…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 5-й. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Трилетен Троицу проповедаше…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Не терплю, Чадо…». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...», «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи...», «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), апостола на 4 и мучеников на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 2, с. 653. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучеников). По 3-й песни – кондак апостола, глас 4-й; седален апостола, глас тот же. «Слава» – седален мучеников, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 2-й: «Жертва приятна...». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 135 об.) этот кондак также отсутствует. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й.

http://patriarchia.ru/bu/2022-07-27/

15-е Святых Апостолов от 70-ти: Аристарха, Пуда и Трофима О Св. Аристархе, обращённом к И. X. Апост. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.19:29 ), что ремесленники, делавшие серебряные храмы Артемиды и получавшие от того немалую прибыль, возмутились против Апост. Павла и спутников его, проповедовавших, что «делаемые руками человеческими не суть боги», и, «схватив Македонян Гаия и Аристарха, они единодушно устремились на зрелище» ... Другое упоминание об Ап. Аристархе – в послании Ап. Павла к Колоссянам – свидетельствует о том, что он был узником вместе с Ап. Павлом: «Приветствует вас Аристарх, заключённый вместе со мной» ... (Посл. Кол.4:10 ). Ещё упоминает о нём св. Павел в послании к Филимону: «приветствуют тебя Епафрас, Марк, Аристарх и другие сотрудники мои» ( Флм.1:23 ). Аристарх был епископом в Апамее Сирской. – Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с Апп. Павлом, Пудом и Трофимом. Св. Пуд, упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею ( 2Тим.4:21 ): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был Римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы Церковью. Об Ап. Трофиме, бывшем родом из Ефеса, обращённом ко Христу св. Ап. Павлом, упоминается в «Деяниях Апостольских» ( Деян.20:4,21:29 ), что он сопровождал Ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею ( 2Тим.4:20 ) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими Апостолами. Святых мучениц Василисы и Анастасии Просвещённые верой Христовой от самих Апостолов, эти благородные Римлянки, посвятив себя на служение Христу, погребали замученных в Риме за исповедание Иисуса Христа и за это сами после истязаний обезглавлены при Нероне. – Мощи их в Риме, в церкви Божией Матери – Умиротворительницы. Свв. мучч. Сухия и 16 Месукевийцев

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

     — Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы? — Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви. Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии. — Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской? — Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66. — Чем вызвано такое разночтение? — Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

http://pravoslavie.ru/82616.html

Аннотация «Молитвы Божией Матери, учение Церкви о Ней, и новые чудеса Ее» – этот подзаголовок вполне описывает содержание книги Вениамина (Федченкова) . «Эта книжечка издается с единственной целью: чтобы молились Заступнице». В таких словах митрополит Вениамин (Федченков) , выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, богослов, оставивший обширное литературное наследие, сообщает читателю о причинах, побудивших его написать книгу о Пресвятой Богородице. «Исчезает из жизни молитва», – с горечью говорил владыка. В книге «Всех скорбящих Радость» он всеми возможными способами стремится показать, что молитвенное делание есть истинная жизнь души, основание духовного возрастания, и даже нарушает каноны повествования, помещая молитвословия в первые главы, а не в приложение, как это обычно делается. «Всех скорбящих Радость» начинается молитвами ко Пресвятой Богородице преподобных Ефрема Сирина , Парфения Киево-Печерского, Максима Грека . Вдохновленный песнопениями Октоиха, владыка составил «Молитвенный вопль» к Царице Небесной. Митрополит Вениамин приводит живое описание земного пути Девы Марии, опираясь на свидетельства Ее современников – священномучеников Дионисия Ареопагита , апостола от 70–ти († 96), и Игнатия Богоносца († 107), – что позволяет уйти от схематизма, подчас присущего агиографическим сочинениям. В сборнике цитируются высказывания святых отцов Церкви о Божией Матери. Книга рассказывает также о чудотворных иконах Пресвятой Богородицы, о знамениях и удивительных событиях последнего времени. Митрополит Вениамин писал эту книгу в Нью–Йорке около 1940 г., будучи экзархом Русской Православной Церкви в США. В России «Всех скорбящих Радость» печатается впервые. Текст дополнен примечаниями и недостающими ссылками на библейские и богослужебные источники. Молитвы ко Пресвятой Богородице Молитва первая, святого Ефрема Сирина 1 О Дево Владычице Богородице, Творца и Господа видимых всех и невидимых, Единаго от Троицы, Бога же и Человека рождшая! Обиталище Божие, вместилище святыни и благодати, в немже, благоволением Бога Отца и содействием Святаго Духа, телесне вселися полнота Божества! Всякое создание высотою превосходящая! Славо и утешение, радость и веселие Ангелов! Апостолов и пророков царственный венче; преестественная крепосте мучеников; ублажение и хвало преподобных, споборнице в их подвизех и побед подательнице; непрелестная путеводительнице спасения, безмолвия наставнице, двере откровений и тайн духовных; источниче света, врата жизни вечныя; неистощимая реко милосердия, море дарований и чудес неисчерпаемое!..

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Гвоздно (Наумовщина). Церковь Космы и Дамиана. Церковь. Действует.   Престолы: Космы и Дамиана Римских Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:Между 1909 и 1912. Архитектор: А.П. Аплаксин Адрес: Псковская область, Гдовский район, Гвоздно (Наумовщина) Координаты: 58.360031, 28.342011 Проезд: с шоссе Сланцы-Гдов-Псков поворот на В по указателю на Первомайскую. По асфальту и грейдеру ок. 20 км до дер. Заборовка, где свернуть направо и ехать по грунтовой дороге до дер. Гвоздно. Деревню проехать насквозь, повернув в конце главной улицы направо под горку. Церковь расположена на пригорке слев ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда с шоссе Сланцы-Гдов-Псков поворот на В по указателю на Первомайскую. По асфальту и грейдеру ок. 20 км до дер. Заборовка, где свернуть направо и ехать по грунтовой дороге до дер. Гвоздно. Деревню проехать насквозь, повернув в конце главной улицы направо под горку. Церковь расположена на пригорке слева уже на выезде из деревни. Напротив церкви заброшенный 2-этажный деревянный дом, который хорошо видно с дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Погост Гвоздна находится в 250 верстах от Петербурга и в 70 от Гдова. Название это усвоено ему со времени существования здесь церкви, т. е. с 1728 г., от выделываемых здесь деревянных гвоздей, которые употреблялись при постройке барок. А прежде был в актах Спасо-Елеазаровского монастыря (Псковские губерн. ведом. 1860 г.), он назывался Гвоздинскою губою Кобыльского уезда. Первая здешняя церковь устроена в 1728 г., с благословения Феофана Прокоповича, во имя св. Космы и Дамиана. Она была деревянная; о двух куполах, снаружи обшита досками и окрашена темно-желтой краской; внутри обита холстом и окрашена белой краской. В 8 окнах железные решетки. В иконостасе в 3 яруса были иконы частью древние, частью вновь написанные в 1826 г. В 1824 г. церковь исправлена, а в 1876 г. – по ветхости сломана. Вместо этой церкви, выстроен по плану архитектора Калитовича в 1863 г. каменный теплый храм во имя тех же святых, о 5-ти куполах и освящен 2 июля. В нем 12 окон с железными решетками и двойными рамами. Длина храма 11,5 саж., ширина 5,5 саж. Внутри храм оштукатурен и выбелен, храм окружает каменная ограда. В дубовом, в 2 яруса, иконостасе иконы написаны художником Михаилом Ивановичем Чернышовым. Антиминс освящен митр. Исидором и подписан 27 окт. 1862 г.

http://sobory.ru/article/?object=14679

Двадцать шестой день. Св. апостол Карп. (Причины, по которым наши молитвы не всегда бывают услышаны Богом). I. Ныне прославляемый св. апостол Карп был один из 70-ти апостолов. Однажды он просил Бога наказать двух грешников-христиан за то, что они живут нерадиво. Вдруг видит он глубокую пропасть, на краю которой стоят те два человека, о наказании которых он молился. В то же время явился Господь и сказал ему: «хочешь ли, чтобы эти люди погибли?» Он с радостию отвечал, что об этом он и молится. Но Господь сказал ему: «бей Меня, снова мучь, распинай, Я все готов терпеть, но не могу терпеть погибели грешников». Так Господь умерил ревность ап. Карпа. Не так ли Он остановил ап. Иакова и Иоанна, которые желали истребить селение самарянское за отказ принять Господа? Он сказал им: «Сын человеческий пришел не погублять души человеческия, а спасать» ( Лук. 9, 52–58 ). Истинный христианин должен просить Бога не о том, чтобы Он послал бедствия грешникам, а о том, чтобы вразумил и наставил их на путь истины. II. Этот случай в жизни св. ап. Карпа подает нам, братие, повод побеседовать с вами о «причинах, по коим наши молитвы не всегда бывают услышаны Богом», потому что не всегда они угодны Ему, как например не была угодна пред Ним молитва св. апостола Карпа о погублении грешников. «Просите и не приемлете», говорит св. апостол: «зане зле просите» ( Иак. 4, 3 ). Когда-ж и почему это бывает? а) Зле просим, во первых, когда просим не так, как заповедал просить Сам Господь. По Его обетованию, только та молитва бывает действенна и сопровождается благими плодами, которая оживлена живою, твердою и неотступною «верою: еже аще воспросите от Отца верующе, приимете»; та молитва, которая споспешествуется крепкою «любовию» к Богу и ближнему, ибо только «любящим Бога вся споспешествуют во благое»; та молитва, которая исходит от сердца, вполне и всесовершенно преданного Богу, «и на Него одного надеющаюся», когда, то есть, молясь Отцу небесному, мы, по примеру Самого Сына Его, предаем и себя самих и молитвы наши всецело и непоколебимо Его всесвятой воле, веруя от всего сердца, что только то нам истинно полезно и нужно, что находит таковым Его высочайшая премудрость и благость.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лотошино. Церковь Спаса Преображения (старая). Церковь Преображения Господня (старая) /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Согласно историческим документам, датированным периодом 1774–1857 гг., храм в селении Лотошино до XIX в. был деревянным. В начале XIX столетия князья Мещерские построили каменный двухэтажный храм с шестью престолами. Основной престол был освящен в честь Преображения Господня, остальные — во имя Святой Троицы, святителя Василия Великого, преподобного Сергия Радонежского, благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня храма стояла отдельно от него. Сломан в 1936 г. В наши дни у места храма поставлен памятный крест. http://forum.vgd.ru/2387/80012 / Село Лотошино, в нем церковь во имя Преображения Господня с двумя приделами, во имя Казанския Божия Матери и Василия Великаго, освященными, каменная, в твердости. Утварию довольна, построена в 1792 году, однокомплектная, книги приходорасходныя деньгам и опись церковной утвари имеются, земли при ней отмежовано 36 десятин, приходских дворов 175 и в них мужескаго пола 921 женскаго 926 душ, разстоянием от эпаршескаго города 70, от уезднаго 55 верст, в близости имеются селы: село Калицыно в 10-ти, село Щеглятьево в 15 верстах. В 1828 году служили: Священник Василий Алексеев - 23 года. В чтении и пении хорош. Окончивший богословский курс, аттестат имеет, в котором рекомендован успехов хороших, с поведением весьма хорошим, проповеди сказывает по назначению. Невдов. Произведен в священника в 1827 году и граммату имеет. Родства между собою не имеют. Подозрительных дел не было. В дурных поступках не замечены. Жена его Марья Иванова - 15 лет. Дочь их Надежда - 3 месяца. Диакон Димитрий Иванов - 28 лет. В чтении и пении хорош. Из философскаго класса. Состояния хорошаго. Невдов. Произведен в диакона в 1821 году и граммату имеет. Жена его Пелагия Михайлова - 22 года. Дьячек Василий Семенов - 25 лет. Читает и поет хорошо. Из Старицкаго уезднаго училища нисшаго отделения. Женат 1-м браком. Определен в дьячка в 1820 году и граммату имеет. Жена его Мавра Андреева - 23 года. Дети их: Марфа - 5 лет, Михаил - 3 года, Елена - 7 месяцев. Пономарь Петр Иванов - 23 года. Читает и поет хорошо. Из Тверскаго уезднаго училища высшаго отделения. Женат 1-м браком. Определен в пономаря в 1827 году и граммату имеет. Жена его Ксения Павлова - 24 года. Престарелый пономарь Павел Андреев - 61 год. Жена его Татиана Федорова - 56 лет. Дети их: Александра - 28 лет, Акилина - 22 года. Прихожан в селе Лотошино, в деревнях: Ивановское, Ашенево, Хилово, Кудрино, Звягино, Пешки, Абушково, Харпый, Софейское, Турово - 175 дворов (921 мужчина, 926 женщин).

http://sobory.ru/article/?object=23553

Пределы Никейского богословствования А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Никейское богословствование требовало не только времени для его постижения и усвоения широкими кругами общецерковного сознания, но оно имело и свои пределы и само нуждалось в уточнении. 70 лет длилась не только оппозиция Никее, но и оформление, чеканка догматического достижения Никеи. Как показал вскоре Сердикский собор 342-343 гг., сонная в этой сфере мысль Запада не могла помочь Востоку в его догматических исканиях, a только затянула процесс на некоторый срок. Позволим здесь же, ранее обстоятельного изложения этих восточных богословских «исканий,» некоторое общее указание, как постепенно прояснялось и оформлялось никейское догматическое сознание. Очень характерно, что первые ведущие ряды никейских и посленикейских отцов еще не разбирались в точном значении терминов «усиа» и «ипостасис.» Прежде всего сам Великий Афанасий до конца своих дней так и не заинтересовался их точным различением. Уже к концу своей жизни, как это выявилось на примирительном Александрийском соборе 362 г., св. Афанасий признал, по выслушании прений двух сторон, что догматическая мысль их одна и та же, хотя одни (александрийцы) привыкли утверждать «одну ипостась,» a другие (антиохийцы) «три ипостаси.» Признали также, что Никейский собор не разработал этого вопроса, т.е. не связал богословских исканий. Наступал момент победы младшего никейского поколения. Β его сознании восторжествовала не римо-александрийская, a антиохийская формулировка: «одна сущность (усиа) в трех ипостасях.» Это и закреплено в тексте общепринятого затем символа, прослывшего Никео-Цареградским. Β этот символ вошло Никейское вероопределение с исправлениями . Тут опущено « из сущности (эк ти усиас) Отца .» Опущено потому, что сущность (усиа) Отца не есть свойство и принадлежность Одного Отца. Она равно принадлежит также Сыну и Духу. Она y Отца Одна и та же , что и y Сына и Духа. Никейское выражение «рожденного из сущности Отца» логически открывало бы дорогу и к такому выводу, что Сын рожден как из сущности Отца, так и из Своей собственной сущности , a значит, и из сущности Духа Святого. Так мысль попадала бы в абсурд савеллианства, как слияние Лиц Св. Троицы. Гранью, предохраняющей от этого слияния, является четкое различие и разделение Лиц по ипостасям. Ипостаси максимально разделены для нашего человеческого различения и узрения. Одна, «безначальная,»— Отец, другая — «рожденная» от Отца, третья — «исшедшая» от Отца. Так сохраняется библейское и евангельское, если так можно выразиться, старейшинство Отца («Отец Мой болий Мене есть»), a вместе с тем и существенное богоравенство, т.е. божественное равенство Отца, Сына и Духа по единству их общей сущности.

http://sedmitza.ru/lib/text/434972/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010