Дорожат своими древними языками монофизиты. В богослужении армянской церкви употребляется древнеармянский язык – грабар, относящийся к V-мy столетию. Современные армяне с трудом понимают его, но они знают, что перевод древней гимнографии на современный язык будет означать разрыв с прошлым, что молитвенные гимны потеряют свою глубину. Египетские христиане – копты представляют собой остров в море мусульманского мира. Их богослужебным языком остается древнеегипетский – язык Антония и Макария Великих, язык Скита и Фиваиды. Они дорожат этим языком, изучают его в духовных и даже в светских школах. Эфиопия – единственная страна в Африке, где большинство населения христиане, где религиозная и монашеская жизнь находится на значительном уровне и церковь тесно связана с народом. Богослужебный язык, называемый геэз, основан на древнеэфиопском языке. Эфиопы особенно тщательно берегут его. Гимны, которые пишутся в честь новоявленных святых, должны пройти строгую цензуру – нет ли в них отклонения от языка геэз. Малейшее осовременение языка должно быть исправлено. Теперь перейдем к нехристианским религиям. Языком мечети является классический арабский язык. На нем написан Коран в VII-oм столетии. Перевод Корана на другие языки разрешается только как пояснение или толкование текста. Арабский язык – один из трудных для изучения. Его лексический фонд превышает три европейских языка, взятых вместе и, несмотря на это, в медресе кропотливо изучается классический арабский язык. Его должны знать теологи и служители мечети. Для мусульманина языковая реформа показалась бы кощунством. Индуизм пользуется древнеиндийским языком санскритом – языком Вед. На нем составлены храмовые песнопения и мантры. Маздеисты (парсы) – сравнительно небольшая община персидских огнепоклонников, которые сохранились в Индии, Америке и странах Ближнего Востока. Их культовым языком остается древнеперсидский язык. Иудейский народ не только сохранил свой древний национальный язык – иврит как язык синагоги, но ему во все времена обучали детей в еврейских общинах, разбросанных по всему свету. С образованием государства Израиль иврит стал обязательным для его граждан и имеет статус государственного языка.

http://pravoslavie.ru/48892.html

Геэз (древнеэфиопский язык) — язык, входящий в северную подгруппу эфиосемитских языков. С III—IV и до X—XI bb. находился в письменном и в устном употреблении, затем использовался в церковной и светской письменности. В настоящее время сохраняет функцию языка Литургии Эфиопской Православнойи Католической Церквей. Табот – ковчег, знаменующий Ковчег Завета. Литургия может совершаться только в том храме, где есть Табот. Когда освящается новая церковь, то для нее прежде всего освящается новый Табот. В некоторые дни (например, в праздник Богоявления) Священный Табот торжественно выносится из храма с песнями и танцами под ритмические удары молитвенными палочками по барабанам разной формы и цвета, и с ним совершается крестный ход. Тут имеет место прямая аналогия с радостью царя Давида перед «ковчегом Божиим»: «А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на кимвалах» (2 Царств, 6:5). Древневосточные православные церкви сохраняют христологическую формулу св. Кирилла Александрийского, освященную на Третьем Вселенском соборе: «μα φσις το θεο λγου σεσαρκωμνη» (одна природа Бога Слова воплощённая), почему их христологию называют миафизитской. Их оппоненты часто приписывают им исповедание монофизитства или монофелитства, хотя сами они анафематствуют монофизитство и его создателя Евтихия, и остаются, согласно их пониманию, верными дохалкидонскому православию. Подробнее об истории, культуре и религии Эфиопии см.: Эрлих Х., Соломон А., Каплан С., Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм, Раанана: издательство Открытого университета Израиля, 2006. Паула Римская, святая. Родилась 5.5.347 г., ее родители были христианами из древней патрицианской семьи. В 15 лет она вышла замуж за язычника Тозотия и стала матерью 5 детей, в том числе свв. Блазиллы и Евстахии и Паулины, супруги св. Паммахия. Когда ей был 31 год, она потеряла мужа и присоединилась к кружку св. вдовы Марцеллы, чей образ жизни считался в Риме образцовым для христианской вдовы. Под духовным руководством св. Иеронима она опекала кружок благородных римских дам. Паула вместе с дочерью Евстахией в 385 г. последовала за св. Иеронимом на восток и посетила с ним Св. Землю и монахов Нитрийской пустыни в Египте. В 386 г. она поселилась постоянно в Вифлееме и основала там приют для паломников, монастырь для Иеронима и его друзей и женский монастырь. Она сама постриглась в женский монастырь и посвятила себя молитвам и ученым занятиям. Умерла 26.1.404 г. в Вифлееме. Иероним посвятил ей блестящий некролог. Изображалась как паломница с посохом и бутылкой-тыквой или розгой, платком на голове, пишущая пером книгу. День памяти 26 января.

http://bogoslov.ru/article/1895521

(в основном парфянскими) заимствованиями, а в более поздний период - сир. и греч. словами. В кон. IV - нач. V в. у армян появился собственный оригинальный алфавит; примерно к этому же времени относится возникновение 2 др. закавказских алфавитов - груз. и кавказско-албан. (агванского). Арм. традиция связывает изобретение алфавита с именем св. Месропа Маштоца. Взяв за основу порядок греч. алфавита, Маштоц добавил недостающие буквы. По мнению нек-рых ученых, для этой цели он мог использовать оригинальную письменность, к-рая в той или иной форме существовала и ранее, как явствует из сказаний о т. н. данииловых письменах (22 знака, приписываемых сир. еп. Даниилу), а также из выявленных С. Ф. Ольдерогге параллелей арм. письменности с древнеэфиоп. Принцип алфавита Маштоца - фонематический (каждой букве соответствует определенная фонема). Как и в большинстве древнеближневост. языков, буквам арм. алфавита соответствуют цифровые значения. Основные виды письма: еркатагир («железное письмо»), древнейший вид, использовавшийся также в эпиграфике и характеризовавшийся монументальностью; нотргир («курсив»); болоргир («округлое письмо») распространен с XIII в. В совр. письме стандартизованный еркатагир используется для заглавных букв, болоргир - для строчных. Наиболее древние памятники арм. письменности относятся к 1-й пол. V в. Древнеарм. язык, на к-ром они написаны, называется «грабар» (), т. е. письменный язык. Он сложился на основе главного диалекта Вел. А.- останского говора, на к-ром существовала большая устная лит-ра, циклы эпических произведений, исполнявшихся сказителями (гусанами и випасанами). На этом языке написано большинство памятников арм. богословской и литургической лит-ры V-XI вв.; грабар считается одним из 6 важнейших языков христ. Востока. В дальнейшей истории языка выделяют среднеарм. (XII-XVI вв.) и новоарм. (с XVII в. до наст. времени) периоды. Новоарм. язык существует в виде 2 основных диалектов, различающихся фонетически, грамматически и лексически: зап.

http://pravenc.ru/text/76104.html

   001    002   003