зач. 1–16 I.l-IV,44. зач. 17–38 V.I-VIII,39. зач. 39–62 VIII, 40-XII.1. зач. 63–82 XII. 2-XVI.18. зач. 83–105 XVI, 19-XXI.11. зач. 106–114 XXI. 12-XXIV, 53. Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны в 4 дня: 1-й день зач. 1–25 1.1-VIII.13. зач. 26–52 VIII. 14-XIII, 30 . зач. 53–78 XIII, 31-XIX,15. 2-й день зач. 79–101 XIX, 16-XXIV, 35. зач. 102–116 XXIV. 36-XXVIII. 20 зач. 1–39 I, 1-IX, 16. 3-й день зач. 40–71 IX. 17-XVI. 20. зач. 1–21 I,l-V.39. зач. 22–49 VI. I-IX.62. 4-й день зач. 50–76 Х. 1-XIV, 24. зач. 77–101 XIV. 25-ХХ, 26. зач. 102–114 ХХ, 27-XXIV, 53. Великий Четверг Утреня. Начало обычное. «Аллилуиа», глас 8. Тропарь: Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души. Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. (Трижды.) Кафизм нет. После окончания пения: тропаря открываются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию...» Евангелие от Луки, зач. 108-е. от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» без преступки (конец в зач. 109-м: «По Нем же идоста ученицы Его»). Чтец псалом 50-й. Молитву «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголем, но сразу канон, глас 6-й. творение св. Космы Маюмского: «Сеченое сечется...», ирмосы по дважды, тропари -на 6 с припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни поется ирмос песни. По 3-й песни малая ектения и седальны Триоди со «Слава» и «И ныне». По 6-й песни ектения малая, кондак Триоди и икос. Кондак, глас 2: Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека; и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец. «Честнейшую» не поем, но ирмос 9-й песни: «Странствия Владычня...» По 9-й песни и малой ектении ексапостиларий «Чертог Твой...» (трижды). Хвалитные псалмы и стихиры на 4. глас 2. По «Слава. и ныне» чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная. Стихиры на стиховне. глас 8. с особыми припевами. «Благо есть...» По Трисвятом тропарь: «Егда славнии ученицы...» и сугубая ектения. По возгласе: «Премудрость» «Сый благословен...» «Утверди, Боже...» и 1-й час.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас: «И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия...» не произносится, но только: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е. со слов: «И о сподобитися нам...», и далее порядок тот же. После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются. По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так: Понедельник На 3-м часе – Мф., зач. 1–66 (1, 1 – 16, 12). На 6-м часе – Мф., зач. 67–116 (16, 13 – 28, 20). На 9-м часе – Мк., зач. 1–39 (1, 1 – 9, 16). Вторник На 3-м часе – Мк., зач. 40–71 (9, 17 – 16, 20). На 6-м часе – Лк., зач. 1–38 (1, 1 – 8, 39). На 9-м часе – Лк., зач. 39–82 (8, 40 – 16, 18). Среда На 3-м часе – Лк., зач. 83–114 (16, 19 – 24, 53). На 6-м часе – Ин., зач. 1–26 (1, 1 – 7, 36). На 9-м часе – Ин., зач. 27–46 (7, 37 – 13, 32). Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее , то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке: Понедельник На 3-м часе – Ин., зач. 1–7 (1, 1 – 2, 25). На 6-м часе – Ин., зач. 8–12 (3, 1 – 4, 46). На 9-м часе – Ин., зач. 13–18 (4, 47 – 6, 13). Вторник На 3-м часе – Ин., зач. 19–25 (6, 14 – 7, 13). На 6-м часе – Ин., зач. 26–30 (7, 14 – 8, 30). На 9-м часе – Ин., зач. 31–34 (8, 31 – 9, 38).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

Петр и Андрей и др. ( Мк.1:16–20, 29; 2:14 ). Да не стужают Ему (дабы не теснили Его), – т. е. чтобы Ему удобнее было учить из лодки народ, находившийся на берегу (ср. Мф.13:2–3 ). Мк.3:10 . Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его. Мк.3:11 . И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. Мк.3:12 . Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным. Дуси нечистии, т. е. те духи, которые мучили так называемых бесноватых (чит. объясн. 23 ст. 1 гл.). Падали (припадаху) пред Ним – в знак покорности всемогущей власти Христовой над ними. Зваху глаголюще (кричали), яко Ты еси Сын Божий. Чит. объясн. 24 ст. 1 гл. Но Он строго запрещал (много прещание) и пр. Чит. объяснение 25 ст. 1 гл. Зач. 12. Избрание Иисусом Христом двенадцати Апостолов. Читается во вторник 12-й недели по Пятидесятнице. Мк.3:13 . Потом взошел на гору и позвал же к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. На гору, – лежавшую близ г. Капернаума, где в это время находился Иисус Христос (1 ст.). Эта гора известна до сих пор. Она называется „Горой блаженства“ от произнесённого на ней Господом учения о блаженстве (чит. у Матфея 5 гл. 1 ст. и дал.). По Евангелию Луки ( Лк.6:12 ), пред избранием Апостолов Иисус Христос всю ночь молился. О чем же Он молился? Можно думать, что полагая начало строения новозаветной церкви, Божественный Ходатай призывал на дело Свое благословение Отца Своего и просил ей крепости против царства тьмы (врата адова не одолеют ей); просил Отца Своего и о Своем укреплении на подвиги, Ему предлежащие – избрание сотрудников Себе. По сказанию Матфея, пред избранием Апостолов Господь сказал Своим ученикам следующие слова: жатвы много, а делателей мало. Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою. (9 гл. 37 и 38 ст.). Т. е. Господь сравнил еврейский народ с полем, покрытым спелой жатвой, которое нужно жать ( Ин.4:35 ), а жнецов мало, и этим выразил именно то, что многие из сего народа ищут царства Мессии и готовы вступить в него – готовы уверовать в Него, Христа, и сделаться Его учениками; но мало руководителей, приготовленных к этому делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Евангелия от Иоанна 38 , и на зач. 47 Евангелия от Луки 39 , и еще в Беседах Апостольских Златоуста, во восьмой беседе на первое послание к Коринфянам. 40 Вы же противоборствуете Евангелию, не исповедуете ныне быть на земле ни рабов, сиречь трех чинов священства, ни мнасов, т.е., благодатных даров Духа Святого, иже чрез рабов сих действует, ни купли, еже есть совершения таин. К сим же еще отметаете и Божьего человеколюбия таинство, еже хиротонисанными, аще и недостойными по житию, благодати Божьей действовать, о чем святой Златоуст, запрещая тако мудрствующим, пишет сице: «аще тем (иереем недостойным по житию) ничтоже Бог действует, ниже баню (крещение) имаши, ниже тайнам причащаешися, ниже благословения приимаеши: убо ни христианин еси» (Беседы на 2 посл. к Тимофею, нравоуч. 2, стр. 2552). Не имея в новом завете о прекращении благодатных действий в лице освященных ни единого доказательства, вы обращаетесь за таковыми доказательствами к священству ветхозаветному; но и в сем священстве, даже до самого конца его, т.е., до установления Завета Нового на тайной Христовой вечери, Дух Святой, при всем недостоинстве архиерействовавших лиц, действовал, как из выше приведенного примера Каиафы ясно видится. Вопрос третий Какой смысл в пророчестве и когда существенно исполнился, или исполнится, написанном у Даниила в 26 и 27 стихах 9 главы, и у Евангелистов: Мф.24: 15 ; Мк13:14 ; Лк.21:24 ? Ответ Слова пророка Даниила: и во святилищи мерзость запустения будет (9:27), на которые сделано указание Спасителем (Евангелие Мф.24:15 ; Мк.13:14 ), святой Златоуст (в Маргарите, в слове 3 на Иудея, лл. 116 и 117) толкует сице: «Святилище, в немже мерзость запустения станет, есть храм ветхого завета, стоящий в Иерусалиме, а мерзость запустения – кумир, или образ низложившего град, егоже постави иже град низложивый внутрь храма: понеже от иудеев всяко воображение человеческо мерзость именуется». Такожде разумеет сие изречение и Феофилакт Болгарский в Благовестнике, в толковании на слова Христовы у Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Архив Пн В Ташкенте проходит выставка-форум «Радость Слова» 26 ноября 2023 г. 09:15 24 ноября 2023 года, в день памяти мученика Викентия, в г. Ташкенте состоялось торжественное открытие просветительского проекта Издательского Совета Русской Православной Церкви выставки-форума «Радость Слова». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ташкентскую епархию был принесен ковчег с частицей мощей святителя Иоанна Златоуста из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы. В храме Успения Богородицы состоялось праздничное богослужение, которое возглавил глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий  в сослужении председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента По окончании богослужения митрополит Климент поздравил митрополита Викентия с днем тезоименитства, подарил Его Высокопреосвященству икону Божией Матери «Корсунская» и вручил медаль преподобного Тихона Калужского. Затем состоялся молебен перед мощами святителя Иоанна Златоуста и мученика Викентия. Перед началом церемония открытия выставки был совершен молебен у памятника святителя Луки Крымского на Соборной площади Успенского собора. После приветственных слов архиереи осмотрели книжную экспозицию, размещенную прямо на площади. В фойе здания управления Ташкентской епархии состоялась церемония передачи комплекта литературы Ташкентской духовной семинарии от Издательского Совета. В своих выступлениях Преосвященные архиереи поблагодарили друг друга за многолетнее соработничество в деле просвещения и организацию проекта в Ташкенте уже в шестой раз. Выставки «Радость Слова» в столице Узбекистана стали доброй ежегодной традицией. С приветственным словом к участникам церемонии открытия выставки также обратился почетный гость архимандрит Мелхиседек (Артюхин), книги которого были представлены на экспозиции. Ведущим церемонии стал куратор выставки-форума «Радость Слова» сотрудник Издательского Совета священник Андрей Степанов. Издательский Совет / Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6080272.ht...

23-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 38, гл. 8, ст. 26–39; Апост. к Ефесянам, зач. 220, гл. 2, ст. 4–10). 1) Все темы 5-ой недели по Пятидесятнице (см. ст. 31–32). 2) Напоминание слушателям об обязанности каждого христианина приносить Богу благодарение по получении от Него какого-либо благодеяния и рассказывать всем безбоязненно о чудесах Божиих (ст. 39; Лк.17:15, 16 ). 3) Какого человека можно назвать мертвым при жизни? Грешника, который умер для добрых дел. Раскаявшийся же грешник, напротив, человек воскресший ( Ефес.2:5, 6 ). Из апостольского чтения ( Ефес.2:8, 9 ). Не следует гордиться добрыми делами: это действует в нас благодать Божия, а не мы. Кроме того, если мы видим свое доброе, то, значит, мы не видим бездны злого в себе; а следовательно, зрение наше помрачено и душа потемнела. Мы так далеки от Святого Образа Иисуса Христа, Которому должны подражать, что наше добро – ничто, ничтожная тень. «Мы – рабы неключимые». 24-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 39, гл. 8, ст. 41–56; Апостол к Ефесянам, зач. 221, гл. 2, ст. 14–22). 1) Какую веру и надежду мы должны иметь на Бога, чтобы могли ожидать от Него себе помощи (ст. 41, 42, 44, 48)? Пример веры Иаира (ст. 41, 42). Пример веры кровоточивой жены (ст. 44, 48). 2) Касайтесь риз Господних. Ризы Божии – храм, святое богослужение, святое слово. Они хранят в себе силу исцеления. 3) Напоминание слушателям о том, что не должно стыдиться в болезнях как тела, так и души, обращаться за помощью (ст. 45, 47). Стыдиться же следует творить грех. 4) Христос примирил нас с Богом. Посему будем иметь мир со всеми людьми (ст. 17; Рим.12:18–21 ; Кол.3:12–14 ; Ефес.4:26 ; Пс.132:1–3 ). Будем миротворцами. Тот, кто сеет вражду, от диавола. Не передавайте злых речей ближнего о ближнем. Гасите вражду и свою и чужую в начале. Упустишь огонь – не потушишь. 5) Напоминание слушателям об обязанности каждого христианина стремиться к совершенству, к добродетели, чтобы сделаться достойным жилищем Святого Духа (ст. 21, 22; Мф.5:48 ; 1Кор.9:24, 25 ; Флп.3:12–14 ; Сол.4:3–5, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Предмет песнопений сего праздника есть а) сказание о досточудном рождении Предтечи, разрешившем «отчее безгласие и родшия неплодство» 101 ; б) выражение ему похвал, как первому из пророков 102 , земному ангелу и небесному человеку 103 , пустынному гражданину 104 и горлице 105 , в) уподобление Елисаветы – Церкви из язычников 106 и г) прошение ходатайства Предтечева за нас. На утрени читаются: паремии а) Бытия гл. 17., б) Судей гл. 13 и в) Исаии, гл. 40, 41, 45 и 48; а Евангелие от Луки зачало 5 (1:24, 25, 57–68, 76 и 80). На литургии: Апостол из послания к Римлянам, зач. 112 (15:11–14; 14:1–4); а Евангелие от Луки зач. 1 (1:5–25, 57–68, 76 и 80). Праздник сей совершается в 24 день июня «Ему подобает расти, мне же малитися» ( Ин.3:30 ). «Этот отзыв Предтечи, по словам св. Амвросия Медиоланского , подтверждается самым временем. Ибо в рождество Иисуса Христа день растет, а в рождество Иоанново умаляется. В рождество Иисуса Христа день прибывает, поскольку является Спаситель мира; а в рождество Иоанна умаляется, поскольку раждается последний пророк; ибо «закон и пророцы до Иоанна» ( Лк.16:16 ) " 107 . А блаженный Августин говорит: «Да уничижится человек, – Иоанн родился тогда, когда дни начинают уменьшаться; да превознесен будет Бог , – Христос родился, когда дни начинают возрастать» 108 . Праздник рождества Предтечи в православной Церкви отличается однодневным попразднством. А в западной Церкви с давних времен он совершается с препразднством и попразднством, а у некоторых с предшествующим постом 109 . г) Цель праздника Откровение Божие, сообщенное Захарии чрез ангела, исполнилось рождением от неплодной Елисаветы сына Иоанна. Этим ясно показал Бог Захарии и всем людям, что, как учит св. Иоанн Златоуст : «Когда Бог что-нибудь открывает, то мы не должны делать умозаключений, изыскивать последовательность вещей, представлять необходимость природы, или иное тому подобное» 110 . Безусловная покорность непостижимой, но всегда спасительной для нас воле Божией, низводит на верующих особенное благословение Божие. Это мы видим на Аврааме. Апостол Павел говорит о нем: «Он сверх надежды поверил с надеждою, так что сделался отцем многих народов, по сказанному: так многочислеино будет потомство твое ( Быт.15:5 ). И не ослабевая в вере тогда, как ему было до ста лет, не смотрел на то, что плоть его уже омертвела и что Саррина утроба также во омертвении. Он не был приведен в недоумение о обетовании Божием неверием, а пребыл тверд в вере, воздавая славу Богу, и будучи совершенно уверен, что Он силен исполнить обещанное; потому и вменилось ему в праведность» ( Рим.4:18–22 ). Что ни открывал бы нам Господь, всегда мы должны ответствовать Ему: «се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему» ( Лк.1:38 ); потому что «еда изнеможет у Бога слово?» ( Быт.18:14 ). «Не яко человек Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется: Той глаголаше, не сотворит ли? речет и не пребудет ли?» ( Числ.23:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Против таких, совершенно справедливых, доказательств брачные, в свою очередь, не могли сделать твердых возражений. Таким образом, обе стороны остаются безответными одна перед другой и обе в своем учении о браке отступают от правильного церковного учения о сем предмете. Образование толка самокрещенцев относится к концу 18-го столетия. Беспоповцы, известные под этим именем, получили свое название от того, что первые проповедники учения этой секты совершили крещение сами над собой. Желая следовать, основному правилу о невозможности совершать тайнодействия лицу неосвященному, самокрещенцы укоряли прочих беспоповцев за то, что они имеют наставников-мирян, присваивающих себе права священства, что эти наставники совершают у них крещение, исповедь и другие службы. Утверждая, что все это могут совершать только священники, они решили вопрос о крещении в смысле самосовершения, т. е. что можно крестить лишь самому себя. Совершая крещение в три погружения, они и самую формулу крещения: „крещается раб Божий“ изменили, согласно мысли о самокрещении, в формулу: крещаюсь аз раб Божий. Впрочем, самокрещение практиковалось только первыми проводниками учения этой секты, теперь-же фактов самокрещения почти не бывает. Крещение ныне, по словам сектантов, нужно совершать так, как его в нужном случае совершают повивальные бабки (бабушки): они, если умеют, прочитав символ веры , прямо крестят в три погружения. Отсюда это согласие в беспоповщине и называется „Бабушкиным“. Бабушкино согласие своим самокрещением сделало перерыв в преемственности крещения у раскольников, чем возбудило полемику с остальными беспоповцами. Последние, совершая крещение по примеру предков, называют самокрещенцев еретиками. Приводя благовествование архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о Христе, что царствию Его не будет конца и толкование Феофилакта, что богоразумию и христианству также не будет конца (Благов. от Луки зач. 3 ( Лк.1:24–38 )), беспоповцы обвиняют самокрещенцев в том, что у них нет преемственного крещения от предков, что, следовательно, у них христианство прекратилось и они его только возобновили. А кто проповедует прекращение и конец царства Христова, тот называется еретиком (Катихизис Великий, лист 111 на обор.). Против этого справедливого обвинения Бабушкины, или самокрещенцы, остаются безответными, но и сами поражают перекрещенцев не менее сильно. „Царство Христово, говорить они, устроено не с одним крещением, а со всеми седмью таинствами и с тремя чинами иерархии, а у беспоповцев этой полноты нет, поэтому нет у них и вечности царства Христова. Так сильно поражают раскольники друг, друга, обличая взаимную ложь. Самокрещенцы имеют небольшое число последователей, группирующихся, главным образом, в среднем Поволжье. 7. Странники или Бегуны

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

ж) Второе заклинание Златоуста же, чтение молитвы Господней, Богородице Дево и Возбранной воеводе, и Ев. от Марка, зач. 30 (гл. VII, ст. 24–30). з) С именем Григория Чудотворда второе запрещение из чина оглашения, псалом 3 и Ев. от Луки, зач. 38 (гл. VIII, ст. 26–39). и) Заклинание е именем свмч. Киприана, представляющее распространенную редакцию третьего (из принятых теперь) заклинаний с именем Златоуста, и Ев. от Матфея, из зач. 26 (гл. VIII, ст. 14–17). i) Пространное заклинание (с нач. «Заклинаю тя гордыне и всякоя злоба... изобретателю...»), снова – Отче наш , Богородице и Возбранной воеводе, – псалом 12 и Ев. от Луки, из зач. 4-го (гл. I, ст. 39–52) (утреннее в Богородичные праздники). и к) Псалом 30, Ев. от Луки, из зач. 4-го (гл. I, ст. 67–79) и в заключение – псалом 21, Символ веры Афанасия Александрийского и, на случай уврачевания бесноватого, – «Молитва благодарственная о изгнании беса». Каждую из указываемых теперь составных частей последования, – добавим, – отделяет от другой – осенение больного крестом, соединенное с произнесением краткой заклинательной формулы 43 . Таково в существенных чертах содержание чинопоследования над «страждущими от духов нечистых» в Требнике П. Могилы. Сравним теперь это содержание с содержанием нашего памятника. Результаты этого сравнения будут таковы: В нашем памятнике основа конструкции – систематическое чередование заклинаний и евангельских чтений (при отсутствии чтений апостольских). Совершенно тоже мы видим и у Могилы. Это сходство или правильнее сказать тожество настолько резко бросается в глаза, настолько представляется выдающимся, что невольно исключает всякую мысль об его случайности. В издаваемом нами памятнике предположено к употреблению в общей сложности 12 псалмов. Правда, здесь имеются в виду на столько псалмы, сколько их переделки и главным образом их сокращения. Но это в настоящем случае не имеет значения; важно только то, что в нашем последовании, как выражаемся мы, – предположено к употреблению указываемое число псалмов. Обращаясь к чинопоследованию П. Могилы, мы находим и здесь почти тоже самое число псалмов, именно – 11. Неспорно, это – псалмы другие, не совпадают с псалмами в нашем чине, кроме одного (27-го); но в этом случае важно не столько тожество псалмов, сколько одинаковое усвоение значения им в чине, – иначе говоря, – важно их общее количество, в отношении которого и Могилинский и наш чин почти совпадают. Правда, далее, у Могилы псалмы внесены не разом, не цельною группою, а перемежаясь с другими составными элементами последования, но 1) эта особенность обусловливается здесь только более стройною конструкциею, большею обработкою, – и 2) как у Могилы не проведен строго принцип чередования псалмов с другими элементами доследования (именно первые три псалма употребляются цельною группою), так обратно и в нашем памятнике совокупное употребление псалмов также не наблюдено во всей точности (один (58-й) псалом отмечен отдельно).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

13., в сп. 21. 23., въ коморз 40 вод (прочие – в скудельнице, 20 кърчазе). Ин. 2:10 . (понед. 2Ин.), в сп. 20. 25. 29. и гда упьютьс (тогда подаёт) та ( τν λσσω), 24. таише (в 23 и 30. ошибочно: пае, тации), в прочих по Остром. и нынешнему От местных наречий, может быть, зависят различные переводы Мф. 11:17 . (втор. 3 Мф.) 20. 26. пискахомъ, 24. 29. плескахомь, 27. пипелевахомъ, 22. 23. 25. 31. свирхомъ. д) При этих исправлениях, как уже из предыдущего можно видеть, списки даже ближайшие между собою по времени и месту написания, ни в отношении один к другому не имеют полного сходства, ни сами себе не остаются верными. Один и тот же список в одном месте следует исправлению такой рукописи и с нею сходствует, в другом столь же близко подходит к другой; в одном чтении известное место, или слово передаёт так, в другом иначе. 41 Сверх сего каждый список имеет свои какие либо особенности, которых нет в другом. Впрочем, имея здесь в виду только списки Синодальной библиотеки, мы ещё не имеем права прилагать замечания о их разнообразии ко всем прочим спискам, дошедшим до нас от древности. Может быть, в Синодальной библиотеке, прежде бывшей Патриаршею, нарочито собраны списки разных мест и времён, более разнящиеся между собою по чтениям, чтобы, при первом издании Новозаветных книг в печати, были в виду все сии разности и могли быть избраны лучшие чтения. – Заключения о состоянии Евангельского текста в эпоху рассматриваемых списков и при этом предположении будут иметь свою силу: потому что ни в сих рукописях, ни в списках других библиотек, на которые обращено было внимание, нет оснований к тому, чтобы разнообразие текста ограничивать одними рукописями бывшей Патриаршей библиотеки. Если и более других они представляются разнообразными в чтениях, то, без сомнения, потому что совмещают в себе рассеянное в других списках по частям. Взаимное отношение списков в дневных чтениях, кроме показанных уже разных чтений на простые дни 16 нед. от Матфея, видно ещё из следующего. Во втор. 8 нед. Мф. в сп. 21. 22. 23. 25. 27. Евангельское чтение составляет зач. 76-е ( Мф. 18:18–22 .), с прибавлением из 77 зач. двух (19:1. 2.) и из 18 двух же стихов (13. 14.), как читается и ныне; но в сп. 24 и 29. нет прибавочных стихов Мф. 19:1. 2 ., а в сп. 31. от. 13 и 14. – В сп. 22. 24. 25. 27. 30. 31. по ошибке пишется в третью субботу поста Евангельское чтение четвертой субботы, Марка зач. 31 (вм. 8), в четвертую – пятой, Мк. зач. 35, а в пятую – третьей, Мк. зач. 8-е. В сп. 22 и 24 во вторник 13 нед. Луки написано Евангелие положенное в среду, Мк. зач. 36, а в среду вторничное, Мк. 34 . Равным образом в сп. 21 и 25 в нед. 6. Лк. читается Евангелие 7 нед., зач. 39, а в нед. 7-ю Евангелие 6-й нед., зач. 38. В сп. 21 и 23., в конце Евангелия в четверток сыроп. нед., опущены целые 7 стихов Лк. 23:50–56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010