Притча о милосердом самарянине имеет еще следующий смысл: под видом пострадавшего от разбойников представляется вообще человек в его греховном состоянии; под именем священника и левита – ветхий закон с его служением, бывший не в состоянии доставить человеку всю помощь ко спасению, а под именем самарянина – Христос Спаситель, Который подал нам животворное врачевство Святых таинств. (Сл. митроп. Филарета). Зач. 54-е. Господь Иисус Христос у Марфы и Марии. Читается во дни праздников Пресв. Богородицы. Лк.10:38 . Бысть же ходящым им, и сáм вниде в вéсь некую: женá же некая именем мáрфа прият егó в дóм свóй. Лк.10:39 . И сестрá éй бе нарицáемая Мариа, яже и седши при ногý Иисýсову, слышаше слóво егó. (В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.) В весь некую (в одно селение), – по всей вероятности, в Вифанию, – селение, лежавшее близ Иерусалима на восточном склоне Елеонской горы. Тут жило благочестивое семейство Лазаря с сестрами Марфою и Мариею, – семейство, которое любил Иисус Христос за благочестие, так что называл Лазаря Своим другом и воскресил его из мертвых ( Ин.11 ). О посещении именно этого семейства и говорится здесь. О Лазаре не упоминает евангелист, быть может, или потому, что его не было в это время дома, или потому, что рассказом своим имел в виду сообщить только то, что касалось одних его сестер Марфы и Марии. (Мих.) Прият (приняла) в дом свой. Ни здесь, ни у еванг. Иоанна, который один повествует о воскрешении Лазаря, не говорится ни о мужьях Марфы и Марии, ни о жене их брата Лазаря. Быть может, они были безбрачными. Мария седши при ногу Иисусову (села у ног Иисуса), т. е. не разделяла заботливости своей сестры Марфы об угощении Иисуса Христа, а внимательно, как усердная ученица, слушала учение Его. Сидет у ног – означает смиренное и почтительное положение ученика или ученицы пред учителем, бывшее в употреблении у иудеев ( Деян.22:3 . Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

317 (1651 г.). «Тебе волителю спасения Слове припадаю, хотения вселукавая устави вскоре от моего сердца, иже распятие и страдание волею претерпел еси». Там же, богородичен: «Устави мою многоболезненную всю сердечную злобу, Марие мати Христова, сокруши стрелы и луки бесов борющих смиренную душу мою». Октоих гл. 6. в каноне п. 1. троп. 3: «Зверя кровопийца победи воистину, достохвальное мученик стояние, и огненное покори естество, росою божественныя благодати, и злую бурю многобожия устави». Там же, гл. 1, в неделю на вечерие, п. 7, троп. 2: «Устави чистая болезнь нестерпимую преокаянныя души». Благовестное евангелие от Иоанна зач. 23, л. 104 об.: «не бо человека проста плоть есть, еже ямы, но Божию, и обожити могущую, яко смесившуся Божеству. Тако есть истинное брашно... такожде и питие крове Господни, истинное есть питие, не яко временную жажду уставляет, но присно нежаждуща соблюдает и не требующа пития» (по рус. пер. стр. 165: «утоляет жажду»). Просветитель сл. 3, стр. 77 (изд. 2): «Бог раскопанием градным и нехотящих иудея от жертв устави». Наконец сами старообрядцы, сознавали всю неосновательность разобранного сейчас возражения, высказались так: «Славянское выражение «уставил», находящееся в новопечатных Октоихах, в службе 3 гласа, в среду на утрени, песнь 5, несомненно, выражено в смысле: «прекратил, уничтожил»... И было бы натяжкою доказывать, что в означенном тропаре господствующая церковь исповедует Христа установителем идольских жертв... Есть такое выражение в просительном смысле в одном из богородичных тропарей правильных канонов: «Устави смущение мое, Пречистая», здесь, понятно, разуметь нужно в смысле прекращения, утоления, утишения. Таким образом, выражение Октоиха 3 гласа можно толковать так и иначе. Но, повторяем, несомненно, в данном случае, слово «уставил» значит: «уничтожил, прекратил». (см. « Церковь » за 1911 г. 38, стр. 921–922). 13) В чине Елеосвящения и освящения храма в старых потребниках сказано: «прием архиерей (и иерей) сучец», а по новому: «прием (архиерей и иерей) стручец».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Евангельские чтения начинаются на 3-м и 9-м часах после Богородична часа, а на 6-м после паримии и 2-го прокимна. Всех евангельских чтений – 9. По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на два отдела, а Евангелие от Луки – на три. В соответствии с этим указанием они могут быть разделены примерно так: Понедельник на 3 часе Матф. 1–66 зач., I, 1–XVI, 12 « 6 часе « 67–116 зач., XVI, 13–XXVIII, 20. « 9 часе Марк. 1–39 зач., I, 1–1Х, 16. Вторник « 3 часе « 40–71 зач., IX, 17–XVI, 20. « 6 часе Луки 1–38 зач., I, 1–VIII, 39. « 9 часе « 39–82 зач., VIII, 40–XVI, 18 Среда « 3 часе « 83–114 зач., XVI, 19–XXIV, 53 « 6 часе Иоан. 1–26 зач., I, 1–VII, 36 « 9 часе « 27–46 зач., VII, 37–XIII, 32. Если Евангелие первых трех евангелистов прочитано ранее (на 6-й седмице), то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать в таком примерно порядке: Понедельник на 3 часе Иоан. 1–7 зач., I, 1–II, 25. « 6 часе « 8–12 зач., III, 1–IV, 46. « 9 часе « 13–18 зач., IV, 47–VI, 13. Вторник « 3 часе « 19–25 зач., VI, 14–VII, 13. « 6 часе « 26–30 зач., VII, 14–VIII, 30. « 9 часе « 31–34 зач., VIII, 31–IX, 38. Среда « З часе « 35–38 зач., IX, 39–X, 42. « 6 часе « 39–41 зач., XI, 1–XII, 18. « 9 часе « 42–46 зач., XII, 19–XIII, 32. Когда полагается чтение нового евангелиста, то после Богородична часа следует возглас: «И о сподобитися нам...» Когда же следует второе или третье чтение того же евангелиста, то возглас: «И о сподобитися...» не произносится, но только «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия...» После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Святое Евангелие в алтарь. Царские врата закрываются. Завеса Царских врат остается открытой. Изобразительны обычным великопостным порядком. После «Отче наш...» – кондак Триоди «Иаков рыдаше...» Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...» Вечерня с литургией Преждеосвященных Даров По предначинательном псалме ектения. Кафизма 18-я: «Ко Господу, внегда скорбети...» На «Господи, воззвах» – стихиры на 10, глас 1-й. «Слава, и ныне», глас 8-й: «Вторую Еву...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

б) Первое утреннее воскресное Евангелие (от Матфея, зач. 116=гл. XXVIII. ст. 16–20) и заклинания из принятых теперь – 3-е е именем Василия В,, и 3-е с именем И. Златоуста. То и другое, однако, здесь не надписываются именами этих отцов. в) Второе утреннее же воскресное Евангелие (Марка, зач. 70=гл. XVI, ст. 1–8) и заклинания, из принятых же теперь с именем И. Златоуста, – 1, 2 и снова (только и здесь без усвоения его имени) 3-е. г) Евангелие из ряда тех же – 4-е (Луки, зач. 112=гл. XXIV, ст. 1–12) и молитва е именем Иоанна Златоуста же – «ες σθενοντας» – «Δσποτα Κριε о ατρς τν νοσοντων κα Θες πσης παρακλσεως»... 9то – та самая молитва , которая как вообще врачевальная, без имени Златоуста, издана в сборнике А. Васильева – «Anecdota Graeco-Byzantina» 36 ; здесь, однако, она изложена в редакции очень отличной от напечатанного текста. д) Евангельское чтение из того же цикла 5-е (Луки, зач. 11З=гл. XXIV, ст. 12–35) и три заклинательных молитвы, над которыми не имеется надписаний. Первая из них, однако, составляет незначительную переделку третьего запрещения («Κριε Σαβαθ... μενο; πσαν νσον...) в чине оглашения. Вторая же и третья («ρκζ σε κατ το Θεο... ποισαντος τν ορανν»... И «Κα σ πνεμα πονηρν... δς δξαν κα λατρεαν τ Θε...») в сущности дела составляют переработку ранее существовавшей одной заклинательной молитвы, которая приписывалась – иногда св. Епифанию, иногда свмч. Киприану. 37 е) Утреннее же воскресное Евангелие 6-е (Луки, зач. 114, гл. ΧΧΙΥ, ст. 36–53) и с именем Златоуста – молитва «Πτερ γιε τν ψυχν κα τν σωμτων...» и 4-е (Τν θεαν κα μεγλην...») из принятых с его же именем заклинание. Под молитвою (не приведенною в подлиннике вполне), очевидно, нужно разуметь ту помянутую выше, общую врачевальную молитву, которая остается теперь, как единственная – «на всякую немощь» и вместе с тем составляет принадлежность принятого чинопоследования «над обуреваемым от духов нечистых» и чина елеосвящения. В том и другом случае она, однако, не усвояется Златоусту 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

И абие здрав бысть человек, и взяв одр свой и хождаше». И той купели и притворов теперь не знать ничего; токмо на том дворе кладезь каменный глубок, и поклонницы приходят, доставают из него воду и пьют; и платят турчину, от того, что пустит в дом Иоакима и Анны, и той купели место посмотреть, и воды испить; а вода солона, нельзя пить. От двора Иоакима и Анны то место на полночь сажен с шесть, а от переулка, что от двора Иоакима и Анны прямо улицею на запад до претора, в нем же Христос Бог наш судим бяше от Пилата, 100 сажен: о нем писано во Евангелии от Иоанна, зач. 59: «Ведоша же Иисуса от Каиафы в претор; бе же утро; и тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху». И ныне тот претор знать мало; чрез улицу свод каменный, а на том своде стена с зубцами, взялась из стены двора Пилатова; а иные сказывают: тот претор был тут и ворота к претору с Пилатова двора. Тут же недалеко чрез ту улицу переулок ко двору Иродову. В Пилатове дворе ныне паши живут иерусалимские, приезжают из Царьграда, якобы воеводы, а живут по году и больше, сколько кому укажут. От претора прямо тою же улицею до повороту, что около Пилатова двора, 83 сажени. Егда же ведяху Христа Бога нашего на распятие на лобное место вне града тою улицею, носящу же по нем крест некоему Симону Киринею, во след же его идяху народ мног и жены, яже плакахуся и рыдаху его, и тут де Господь рече им: дщери иерусалимские, не плачитеся обо мне, обаче себе плачите и чад ваших, якоже писано во Евангелии от Луки, зач. 110: «Пилат же посуди прошению их; отпусти же за крамолу и убивство всажденного в темницу, егоже прошаху, Иисуса же предав воли их; и яко поведоша Его, емше Симона некоего Киринея грядуща с села, возложиша крест носити. По Иисусе же идяше во след Его народ мног людей, и жены, яже плакахуся и рыдаху Его; обращшеся к ним Иисус, рече: дщери иерусалимские, не плачитеся обо Мне, обаче себе плачите и чад ваших; ако се дние грядут, в няже рекут: блажены неплоды, и утробы, яже не родиша, и сосцы, яже не доиша; тогда начнут глаголати горам: падите на ны, и холмам: покройте ны; зане аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет»? И от того места улицею поворотить налево, и от того поворота 38 сажен, а от того поворота паки прямо на запад, на пригорье, к горе Голгофе улицею, что около церкви Воскресения Христова, и патриарша старого и днешнего двора, 180 сажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Праздное слово, т. е. несообразное с делом, ненужное, бесполезное, ложное, пустое, возбуждающее беспорядочный смех, бесстыдное, неблагопристойное, срамное (Злат, и Феоф.). В день судный (суда), т. е. при втором пришествии Христовом (25 гл. 31–46). 37. словесъ бо своихъ правдишис и словесъ своихъ сдишис. ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься Это изречение Господа должно понимать не так, что слова человека будут единственною причиною оправдания или осуждения его на суде Христовом. Здесь под словами разумеются дела: так как слова суть выражение мыслей, чувств, вообще внутреннего нравственного состояния человека (35 ст.). По словам, как дерево по плоду, узнается человек (ст. 33). Хороший человек говорит хорошее, худой – худое. С другой стороны, здесь указывается, что и слова человека имеют большое нравственное значение, что за них будет и награда, и наказание на суде. Язык небольшой член, а мною делает, пишет ап. Иаков (чит. послан. Иак. 3:3–12 ). Зач. 48-е. О суде за неверие во Христа Читается в среду 5-ой недели по Пятидесятнице 38. Тогда вщаша нцыи книжникъ и глаголюще: учтлю, хощемъ видти. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение Знамение, это какое-нибудь необыкновенное действие или чудо, которое прямо свидетельствовало бы о том, что И. Христос есть божественный Мессия. Хотелось бы нам (хощем) видеть от Тебя знамение. Это говорят фарисеи после того, как видели множество таких знамений, каково, напр., совершенное перед речью Иисуса Христа, исцеление бесноватого глухонемого, и говорят, следовательно, с целью искушения, т. е. чтобы своим требованием поставить Его в затруднение. У евангелиста Луки прямо говорится, что фарисеи требуют – знамение, искушая И. Христа (11, 16). 39. нъ же вщавъ реч имъ: родъ лкавъ и прелюбодй ищетъ, и не дастс токм пррока: Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Святые отцы всегда подчеркивали реальность человеческой личности Иисуса Христа, и при этом говорили, что нерасторжимым, неизреченным образом Его человеческое естество было соединено с Его Божественным естеством, а потому для нас Он не просто человек, но Богочеловек Иисус Христос и Спаситель мира. Мы можем вспомнить еще один эпизод из Евангелия от Луки, где рассказывается, что когда Иисусу было 12 лет, родители вместе с Ним пришли в Иерусалимский храм, а так как там было много людей, то они Его потеряли: идя обратно, они обнаружили, что Его нет с ними. Они вернулись в храм и увидели Его, «сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушающие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:46-47). То есть смотрите, что получается: 12-летний Иисус сидел среди учителей и спрашивал их, в то же время они удивлялись разумности Его ответов. Это значит, что Он у них учился, но в то же время это означает, что Он уже в 12-летнем возрасте обладал такой мудростью, которая удивляла окружающих. Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:27-28). Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/md/db/text/5663323...

А могли ли, является вопрос, апп. Иаков и Иоанн сделать это? Они надеялись, что сделают по силе, данной от Господа им вместе с прочими Апостолами, совершать многие чудеса, когда ходили с проповедию Его (см. ст. 6 и 10). Лк.9:55 . Обрáщься же запрети има, и речé: не веста, кóего дýха естá вы: Лк.9:56 . Сын бо человеческий не прииде дýш человеческих погубити, но спасти: и идóша во ину вéсь. (Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.) Не весте (не знаете), коего (какого) духа есте вы, т. е. не знаете, что дух строгости и кары, это был дух Ветхого завета, но дух Моего – Нового завета будет не таков, – он дух любви и милости; потому и проповедники Нового завета не должны действовать так, как действовали ветхозаветные. Надобно оставить этот старый дух неприязни и кары к людям, притом не столько упорным, сколько нравственно слепым и неведущим истины, потому что они со временем могут прозреть, – узнать истину и обратиться. (Мих.) Да и цель Моего пришествия – не погублять, но спасать: Сын бо Человеческий, т. е. Он, Христос (24 ст. 5 гл.) не прииде и проч. Пошли в другое селение (идоша во ину весь), – по всей вероятности, не самарянское. Встретив недружелюбный прием, Господь, вероятно, возвратился в Галилею и пошел в Иудею другим путем, чрез Перею, восточным берегом Иордана, где была большая караванная дорога, по которой преимущественно отправлялись путешественники и богомольцы с севера в Иерусалим. Из последующих повествований св. Луки видно, что Иисус Христос после сего был и еще в Галилее и Перее, и затем уже в Иудее (Мих.). Зач. 49-е. Ответы Господа желавшим быть последователями Его. Читается в субботу 26-й недели по Пятидесятнице. Об этих ответах повествует и еванг. Матфей ( Мф.8:19, 22 ); еванг. Лука повествует одинаково с ним: разница только в том, что первый помещает их в своем Евангелии гораздо ранее, а последний к двум таковым ответам прибавляет еще третий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В Евангелиях Матфея и Марка здесь прибавлено: Многие же будут первые последними, и последние первыми. Это значит, что раздаяние будущих небесных наград будет зависеть от веры и добрых дел, а не от раннего или позднего обращения ко Христу, ни от знатности или незнатности и т. п. Разумеется здесь и то, что иудеи, быв некогда первыми по избранию Божию или мечтавшие получить великие земные блага в царстве Мессии, не уверовав во Христа, станут последними, а язычники, прежде последние, уверовав, будут первыми. Иуда был сыном царствия и вместе с другими Апостолами слышал: сядете на двенадцати престолах ( Мф.19:28 ), однакож сделался сыном геенны; а ефиоплянин ( Деян.8:27 ), будучи варваром, язычником, удостоился венцев вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом. Зач. 92. Новое предсказание Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении. Читается в четверг 27-й недели по Пятидесятнице. Это новое, по счету, по Евангелию Марка третье, предречение Господа о Своих страданиях, смерти и воскресении находится и в Евангелии Матфея ( Мф.20:17, 19 ) и Марка ( Мк.10:32, 34 ), но у еванг. Луки оно изложено несколько полнее, чем там. Оно было высказано Господом на пути в Иерусалим (се восходим в Иерусалим), где в скором времени имел Он пострадать. У еванг. Марка сказано, что когда шел туда Иисус Христос с Апостолами, то Апостолы были в страхе за Него, своего Учителя; так как знали, что против Него возбуждены начальники иудейские: но Господь шел впереди их, как бесстрашный вождь, предшествующий своим воинам на битве духовной, каковую готовилось дать всему Иудейству малое воинство Христово под водительством Его, своего великого Вождя (Мих.). С другой стороны этим шествием Господь показывал, что Он ради спасения рода человеческого поспешает к страданию и не убегает от смерти (Феоф.). Лк.18:31 . Поéм же обанáдесяте ученики своя, речé к ним: сé восхóдим во Иерусалим, и скончáются вся писанная прорóки о Сыне человечесте: (Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом,)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 21 Лк.21:1 . Воззрев же виде вметáющыя в хрáм: набдящии имения дары своя богáтыя. Лк.21:2 . Виде же и некую вдовицу убóгу вметáющу тý две лéпте, Лк.21:3 . и речé: воистинну глагóлю вáм, яко вдовица сия убóгая мнóжае всех ввéрже: Лк.21:4 . вси бо сии от избытка своегó ввергóша в дáры богови: сия же от лишéния своегó всé житиé, éже име, ввéрже. (Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.) Сказания о вдовице, положившей в церковную сокровищницу две лепты, нет у еванг. Матфея, а находится оно у Марка ( Мк.12:41, 44 ) и Луки, и сей последний излагает это обстоятельство с небольшим отличием от сказания первого. У Марка говорится, что Иисус Христос сидел против сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги туда. Сокровищницею называлась сборная кружка, находившаяся в храме на так называемом дворе жен, в которую клали добровольные приношения в пользу храма, т. е. на его поддержку, богослужебные принадлежности и пр. Пред праздником Пасхи особенно много собиралось таких пожертвований, потому что пред этим праздником никто не входил в храм, не положив в эту кружку сколько-нибудь денег, по мере своего усердия и средств. (Чит. о храме в объясн. 27 ст. 2 гл.) Две лепты. Лепта, это – самая мелкая монета, равнявшаяся четверти нашей копейки, так называвшейся у нас прежде полушке. Две лепты равнялись мелкой же римской монете, называвшейся кодрантом, который составлял половину нашей копейки, – так называвшейся нашей деньге, денежке. Больше (множае) всех положила (вверже). Больше и по сравнению с другими жертвователями, потому что те подавали, не истощая своих средств (от избытка своего), а она положила от скудости своей (от лишения своего) все пропитание (житие) свое, какое имела (еже име), т. е. свое последнее, и поэтому больше и по ценности. Зач. 104-е. Пророчество о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010