Литература 1 . Речь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на торжественном акте по случаю присвоения ему ученой степени доктора богословия honoris causa Тбилисской Духовной академии во время визита Его Святейшества в Грузию 27 апреля–1 мая 1996 г. См.: Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата от 1 июля 1996 г., С.3. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://favor2.chat.ru/miss34patr.htm 2 . Сысоев Д. иер. Проведение библейских бесед на приходе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bible.predanie.ru/groups/info/i/156628/ 3 . Уличных миссионеров обучат работе с сектантами. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hramnagorke.ru/world/152/ 4 . Максимов Ю. «Сиять, как звезда». Несколько слов об отце Данииле Сысоеве . [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/33354.htm 5 . Материалы СМИ: Миссионер. Отец Олег Стеняев представляет в православной церкви тип священника-воина. [Электронный ресурс] – Режим доступа: 6 . Стеняев О. свящ.: Бывшие сектанты становятся прекрасными миссионерами. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.arh-eparhia.ru/news/index.php Понимание христианской теологии Далай-Ламой XIV и христианская проповедь, обращенная к буддистам Готман Роман Сергеевич, магистрант Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Одна из серьезных проблем в восприятии новой информации, новых идей связана с отношением к человеку, который эти идеи высказывает. В подавляющем большинстве случаев люди с легкостью учатся у того, кто обладает авторитетом в их глазах, и не воспринимают очевидные истины от тех, кого не уважают. Это свойство восприятия в разной степени характерно практически для всех представителей рода человеческого, и любой проповедник должен это учитывать. Мы сами с легкостью принимаем определенные истины из Писания, внимаем проповеди православного священника и стараемся следовать наставлениям своего духовника, но те же идеи, даже в тех же формулировках, высказанные представителями иной религии, прочитанные в Коране либо буддийских сутрах, – с легкостью проходят мимо нашего внимания. При этом наша проповедь по той же причине в большинстве случаев либо просто не воспринимается иноверцами, либо подвергается серьезной критике с их стороны. Миссионер или христианский апологет должен принимать ситуацию изначального неприятия его благовествования большинством из его слушателей в качестве нормы. Но при этом проповедник должен искать возможности заинтересовать людей, искать возможности устранения препятствий, которые мешают им принять весть о Христе и спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14 июня 1944 г. в Москве открылись Православный Богословский институт и Богословско-пастырские курсы. Постановлением СНК СССР от 22 марта 1945 г. Московской Патриархии разрешалось открыть Богословско-пастырские курсы в Киеве, Ленинграде, Львове, Луцке, Минске, Одессе и Ставрополе . 10 мая 1945 г. в Ленинграде архиепископ Григорий писал: «Вчера в среду 9.V служил в 1 ч[ас] дня торжественный молебен по случаю капитуляции немцев, говорил слово в Ник[ольском] соборе. Молебен совершил по чину молебна Филаретовского об избавлении от нашествия галлов . На всех произвелобольшое впечатление. При возглашении “вечной памяти” многие рыдали» . С окончанием Великой Отечественной войны дело восстановления духовных школ пошло быстрее: в ноябре 1945 г. открылись Богословско-пастырские курсы в Ленинграде и постепенно еще в нескольких епархиях. 2 апреля 1946 г. в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церкви 1945 г.» на заседании Священного Синода постановили организовать отделы при Синоде. 3 апреля 1946 г. митрополит Григорий составил «Положение» об Учебном комитете, и 4 апреля на заседании Синода были утверждены «Положения» Отдела внешних церковных сношений, Учебного комитета и Миссионерского совета; на заседании 5 апреля – составы отделов в составе архиерея, двух членов и секретаря. Митрополит Григорий был утвежден председателем Учебного комитета (1946–1955 гг.). 20 июня 1946 г. митрополит Григорий писал: «Все эти дни составлял проект “Положения“ о дух[овных] академиях и дух[овных] семинариях с учебными планами. Вчера закончил и после обеда в Патриархии собрал Уч[ебный] к[омите]т, который принял [эти документы]. Сегодня в заседании Синода я доложил свой проект и, с некоторыми добавлениями, он был целиком принят. Теперь твердая база положена в основание организации дух[овных] академий и дух[овных] семинарий» . На торжественнм акте открытия Ленинградской духовной академии митрополит Григорий говорил: «Сейчас эти курсы в Москве и здесь, в Ленинграде, преобразованы в духовные семинарии, Богословский институт в Москве преобразован в духовную академию, а мы присутствуем сегодня на открытии духовной академии в Ленинграде. Это присвоение нашим духовным школам прежних наименований весьма знаменательно. Оно означает, что новая духовная школа пережила временную форму Пастырских курсов, идет к развитию в сторону семинарского и академического строя в его испытанных и наилучших свойства, и что, имея в виду высшие интересы Церкви, она стремится к высотам прежней богословской образованности с желанием превзойти их в будущем» .

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Следует отметить, что в этот период митрополит Кирилл встречался также с руководителями и других силовых министерств и ведомств, имевших законные вооруженные формирования¸ а также принял участие в апреле 1994 года в расширенном заседании Коллегии Минобороны России, на котором обсуждался вопрос о развитии сотрудничества Вооруженных Сил с Русской Православной Церковью.  Важным результатом обсуждения стало принятие постановления Коллегии Минобороны России «О мерах по усилению военно-патриотического воспитания военнослужащих и молодежи в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации». В соответствии с которым впервые в Российской Армии и на Флоте была сформирована штатная структура для обеспечения прав верующих военнослужащих. В частности в составе Управления воспитательной работы МО РФ была создана группа по связям с религиозными объединениями, а в округах, объединениях и военных академиях - введены должности офицеров по связям с религиозными объединениями. Первым начальником группы был полковник Б.М.Лукичев Отметим, что позднее участие Святейшего Владыки в расширенных заседаниях Коллегии Минобороны России стало обычной практикой. Так, 11 декабря 2015 года Президент Российской Федерации В.В. Путин провел расширенное заседание коллегии Министерства обороны Российской Федерации в новом здании Центра управления национальной обороной на Фрунзенской набережной. По приглашению Министра обороны С.К.Шойгу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присутствовал на этом заседании коллегии, где глава государства определил приоритетные задачи в сфере обороны на 2016 год и на перспективу. Церковно-армейское сотрудничество, миссия пастырского попечения и духовного просвещения военнослужащих приобретали все большую актуальность, и, соответственно начал расширяться круг задач, увеличиваться объем работы. Митрополит Кирилл в июле 1995 года подготовил и внес на рассмотрение Священного Синода предложение «выделить эту область деятельности из внешних церковных сношений и образовать на общецерковном уровне специальную самостоятельную структуру». На основании рапорта Владыки Священный Синод принял постановление об образовании Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

http://radonezh.ru/analytics/patriarkh-k...

Вторая часть книги состоит из приложений, в которых приведены тексты значительной части материалов, на которые даны ссылки в первой части. Здесь же размещены некоторые письма и документы, ранее не публиковавшиеся в открытой печати.           В целом весь корпус текстов и материалов, отражает творческий процесс размышлений Святейшего Патриарха Кирилла о путях возрождения института военного духовенства в Вооруженных Силах, рассказывает о масштабном объеме проделанной работы по разработке им духовных, теоретических и церково-правовых основ службы военного духовенства. На примере архипастырских трудов Предстоятеля Церкви по организации взаимодействия с органами военного управления и ВУЗами, его личного опыта окормления военнослужащих различных категорий, на основе высказанных им в разное время идей, мыслей и оценок, настоящая книга фактически предлагает рекомендации о том, какими человеческими качествами и пастырским опытом должен обладать военный священник, какие цели и задачи стоят перед институтом военного духовенства, какие формы, методы и средства необходимо иметь на вооружении, чтобы достичь этих целей. В то же время разъясняется общественности позиция Церкви в вопросах окормления верующих военнослужащих, защиты их права исповедовать свою веру в условиях армейской и флотской службы.           Книга может быть источником информации и профессиональным подспорьем для тех, кто интересуется историей возрождения и развития взаимодействия Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил Российской Федерации, быть пособием в работе православных военных священников, духовных лиц других вероисповеданий, окормляющих военнослужащих-единоверцев, для офицеров органов военного управления и должностных лиц в силовых структурах, осуществляющих взаимодействие с традиционными религиозными объединениями России. В начале книги повествуется о выступлении председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на историческом Всеармейском совещании, которое состоялось 17 января 1992 года в Государственном Кремлевском Дворце под председательством главкома СНГ маршала авиации Е.И. Шапошникова, в присутствии пяти тысяч представителей офицерских собраний, а также президентов Российской Федерации Б.Н. Ельцина и Казахстана Н.А. Назарбаева.

http://radonezh.ru/analytics/patriarkh-k...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «На чудо надеются те, кому недостает веры», — сильные цитаты почетного Патриаршего экзарха Беларуси митрополита Филарета 4 мин., 13.01.2021 12 января 2021 года в возрасте 85 лет отошел ко Господу митрополит Филарет (Вахромеев). Многие люди называют его человеком-эпохой: будущий владыка родился в 1935 году, пережил войну, а свое служение в Церкви начал сразу после школы, став иподиаконом патриарха Алексия I (Симанского). За свою долгую жизнь он сменил много послушаний: был ректором Московских Духовных школ, председателем отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), Патриаршим экзархом Западной Европы, а в 2009 году был одним из трех кандидатов на патриарший престол.  Отдельная и важная часть жизни владыки — управление Белорусской Церковью. С 1992 по 2013 год он был митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси. При нем были восстановлены все исторические епархии, возобновили деятельность монастыри, а также духовные школы, которым митрополит особо уделял внимание. «Фома» публикует подборку его цитат и высказываний о себе и Церкви.     ... В воскресенье 22 июня (1941 года) отец взял меня с собой в магазин на Добрынинскую площадь, чтобы исполнить моё давнишнее желание — купить мне большой мяч. Здесь, на площади, мы и услышали выступление Молотова с сообщением о том, что немецкие войска нарушили нашу западную границу и бомбят многие населённые пункты. Вместо мяча я получил маленький заплечный мешок, в который мама собрала самое необходимое для тех случаев, когда объявляли воздушную тревогу. В школе сидел за одной партой с Алёшей Ушаковым, с которым только мы вдвоём из всего класса носили на груди кресты. Мы их не снимали никогда, и все, в том числе и педагоги, знали, что мы — «верующие учащиеся». По этому поводу, правда, у нас не возникало никаких проблем… С большим драматизмом мое решение стать монахом восприняла мама — не смогла удержаться от слёз: «А я-то думала, что понянчу твоих деток», — и так далее… Но такие настроения, естественные материнские переживания, со временем сменились радостью. Однако, присутствуя на постриге, она горько плакала, — сердце её материнское чувствовало: не всё будет гладко и радостно, ещё предстоят скорби в нашей жизни, в жизни её сына… А отец принял эту новость, как и прежде, спокойно.

http://foma.ru/na-chudo-nadejutsja-te-ko...

Низы церкви — приходские общины в лице церковного совета и духовенства — будут смиряться со всем, молчать и молчать, зная прекрасно, что при малейшем возражении будут наказываться: священники — лишаться права на служение, а члены церковного совета — освобождаться и заменяться другими, по усмотрению уполномоченных. Верха церкви — деятели Патриархии во главе с председателем Отдела внешних сношений митрополитом Никодимом – будут усиленно приглашать к себе гостей из братских православных и иностранных Церквей, возить их по показательному маршруту Москва—Ленинград—Киев—Одесса и показывать им «цветущее» положение Русской Православной Церкви. Также и сами будут ездить за границу, говорить там о «процветании» Церкви, опровергать заграничную клевету о притеснении Церкви в СССР и призывать всех к борьбе за мир во всем мире. «Журнал Московской Патриархии» окончательно превратится в орган, описывающий только деяния Первоиерархов, их миротворческие путешествия, плодотворную работу в экуменическом движении. О внутреннем фактическом положении Р[усской] П[равославной] Ц[еркви] не проронит ни слова. Журнал же наступающей стороны — «Наука и религия» — будет делиться опытом научно-атеистической работы, беспрестанно подчеркивать, что она должна вестись только и только идейным порядком без применения каких-либо административных мер, оскорбления чувств верующих и проч. Да, именно так пошла жизнь Р[усской] П[равославной] Ц[еркви] в 1962 году. Буквально каждый месяц приносил новые факты планомерного, организованного наступления. Но поскольку идти прежним курсом — путем массового закрытия — было нельзя, ибо, с одной стороны, несмотря на скрытность, сведения о нем просочились за границу, и в Риме была организована соответствующая фотовыставка, и были запросы со стороны католических кардиналов, а с другой, епископы Р[усской] П[равославной] Ц[еркви] на заграничных совещаниях должны были кого-то представлять, то наступление пошло по линии максимального сокращения штата священников, нарушения богослужения за счет ограничения дней службы, разгона хоров и проч. Но, конечно, все это нужно было делать благопристойно, на законном основании. Вот, например, так.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

19 октября 1955 г. архиепископ Днепропетровский и Запорожский; 21 мая 1959 г. возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Минским и Белорусским. Митрополит Ленинградский и Ладожский с 19 сентября 1960 г. Постоянный член Священного Синода. С 14 ноября 1961 г. митрополит Симферопольский и Крымский, временно управляющий Днепропетровской епархией. Пимен (Извеков; 27 июля 1910 г. – 3 мая 1990 г.), 17 ноября 1957 г. хиротонисан во епископа Балтского викария Одесской епархии. В июле 1960 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии. С 1 ноября 1959 г. временно управлял Костромской епархией. 23 ноября 1960 г. возведен в сан архиепископа и стал постоянным членом Священного Синода. С 16 марта 1961 г. архиепископ Тульский и Белевский с сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии; с 14 ноября того же года митрополит Ленинградский и Ладожский; с 1959 по 1962 г. временно управлял Луганской, Смоленской и Тамбовской епархиями; с 9 октября 1963 г. митрополит Крутицкий и Коломенский. С 1963 г. член Всемирного Совета мира и советского комитета защиты мира, член советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. 18 апреля 1970 г. после кончины Святейшего Патриарха Алексия вступил в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола; 2 июня 1971 г. избран Патриархом Московским и всея Руси. Никодим (Ротов; 15 октября 1929 г. – 5 сентября 1978 г.), 10 июля 1960 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии, назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата; с 28 августа того же года член комиссии по межхристианским связям, а с 19 сентября руководил издательским отделом Московской Патриархии; с 16 марта 1961 г. постоянный член Священного Синода. С 23 ноября 1960 г. епископ Ярославский и Ростовский, с 10 июня 1961 г. архиепископ. С 3 июля 1963 г. председатель Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. 3 августа того же года возведен в сан митрополита, назначен на Минскую и Белорусскую кафедру; с 9 октября того же года митрополит Ленинградский и Ладожский; с 7 октября 1967 г. управляющий Новгородской епархией с титулом «Ленинградский и Новгородский».

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

На ликвидацию же Минской и Волынской не было получено согласия руководства Патриархии, и они прекратили свое существование исключительно в результате принятых административных мер. Минская семинария из-за открытого противодействия местных властей не могла с 1959 г. произвести набор воспитанников и поэтому после выпуска 1963 г. последних 5 учащихся фактически перестала функционировать. Подобным же способом в соответствии с постановлением ЦК Компартии Украины должна была в 1963 г. прекратить существование и Волынская семинария. Но все усилия республиканского руководства оказались тщетны, полностью сорвать набор новых учащихся не удалось. Тогда горисполком изъял у семинарии второй этаж здания, снял номерные знаки с ее автомашины и т. п. В 1964 г., утратив возможность нормально функционировать, она была вынуждена прекратить свою деятельность 1030 . В 1961 г. встал вопрос уже о существовании Ленинградской Духовной Академии и семинарии. Местная газета «Смена» целый номер посвятила «гнезду контрреволюции» в городе трех революций. В Академию перестали пускать посетителей, верующим запретили посещать ее храм. Казалось, что крупнейший центр духовного образования обречен. Но он не сдавался и в декабре 1962 г. даже ходатайствовал о возобновлении приема на заочный сектор. Помог Академии выстоять назначенный в октябре 1963 г. главой Ленинградской епархии митрополит Никодим (Ротов). Как Председатель Отдела внешних церковных сношений он энергично стал включать Академию в международную деятельность, зачастили иностранные делегации, профессора начали значительно активнее посещать различные богословские конгрессы. Зная о ярко выраженных симпатиях Н. Хрущева к развивающимся африканским странам, митрополит смог пригласить на учебу 7 африканцев из Уганды и Кении. Еще больше представителей государств «третьего мира» обучалось в Московской Духовной Академии. Под предлогом необходимости иметь подготовленные кадры для международной деятельности Патриархии удалось открыть в ней в 1964 г. небольшой заочный сектор и аспирантуру 1031 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. Обеспечить практику посещения священнослужителями войск гражданской обороны и аварийно-спасательных служб с целью проведения духовно-назидательных бесед, укрепления нравственной мотивации для выполнения предупредительных и спасательных работ, совершения Таинств и треб для военнослужащих и спасателей по их желанию, на добровольной основе, создав условия для ознакомления с духовной литературой и церковной периодикой. 8. В целях совершенствования профессионального и патриотического воспитания, повышения морального духа войск гражданской обороны и спасателей МЧС России подготовить и издать совместно с Русской Православной Церковью рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания личного состава. 9. С целью сохранения для грядущих поколений памяти о совершенных спасателями и сотрудниками МЧС России высокогуманных поступков при выполнении своего служебного и общечеловеческого долга, отмеченных самопожертвованием и героизмом, учредить в МЧС России и в Московской Патриархии «Книгу Памяти». 10. Для обсуждения наиболее важных вопросов взаимодействия Русской Православной Церкви и МЧС России предусматривать встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви и Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В случае возникновения чрезвычайной необходимости считать полезным установление оперативного контакта между каноническими структурами Русской Православной Церкви и соответствующими службами МЧС России. 11. В целях реализации достигнутых договоренностей создать рабочую группу из представителей Русской Православной Церкви и МЧС России. Сопредседателями рабочей группы назначить: От Русской Православной Церкви – заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата протоиерея Виктора Петлюченко; От Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – начальника Управления делами Министерства генерал-лейтенанта С.М. Кудинова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь, в этом городе, сформировался и мой духовный путь. Мне очень повезло в жизни — моим наставником стал выдающийся человек — митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, который в то время занимал также должность председателя Отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви. Он нес ответственность за связи с зарубежьем, государственными учреждениями и общественными организациями. В советское время это был очень большой труд и тяжелый крест — доказательством героической жизни владыки Никодима служит то, что он умер в 48 лет от седьмого инфаркта. Не может человек, живущий комфортно, благополучно, умереть от седьмого инфаркта в 48 лет! Эти инфаркты, эти рубцы были рубцами не только на его сердце, но на всей нашей Церкви, которая тогда пребывала в очень трудных условиях. Любовь к Петербургу, к моему городу, всегда была в моем сердце и, я уверен, сохранится до скончания моих дней. И звание почетного гражданина значит для меня не столько высокую оценку моих скромных собственных трудов, сколько признание огромного вклада епископата, клира, мирян нашей Церкви в духовное и культурное развитие города на Неве. Их трудами сегодня восстанавливаются разрушенные храмы, некогда переоборудованные в разного рода учреждения и иные помещения для светских нужд. Я очень надеюсь, что наш город постепенно перестанет быть городом снесенных или закрытых храмов и что никогда более подобная духовная и культурная трагедия не постигнет северную столицу Россию. Санкт-Петербург становится пространством активной церковной жизни, масштабных дел милосердия, культурно-просветительской деятельности. Здесь священником Русской Церкви был создан первый в России детский хоспис, ведет свою работу центр социальной адаптации малолетних преступников, учрежденный одним из приходов. Слово Спасителя о любви к ближнему никогда не оставалось без отклика в сердцах жителей северной столицы. Истинное лицо Церкви в Санкт-Петербурге узнается не по отдельным публикациям в некоторых СМИ — иногда, к сожалению, очень необъективным, пристрастным, — но по трудам православных петербуржцев, которые составляют, несомненно, большинство населения города.

http://patriarchia.ru/db/text/4912195.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010