Итак, изготовив юбилейной атрибутики в десятки и сотни раз больше намеченного комиссией, я затоварил ею помещения Хозу, никому ничего не объясняя. Потому что в какой-то степени рисковал. Но это спасло ситуацию. Когда изделий, изготовленных юбилейной комиссией, стало недоставать, и все, в том числе и члены Синода увидели, что в Хозу появилась совершенно новая продукция, стали просить именно ее. Таким образом, вся тайно изготовленная атрибутика разошлась на празднование 1000-летия Крещения Руси " . К этому времени стало очевидно, что структура Хозяйственного управления набрала обороты. Об этом стали говорить откровенно и с восторгом, что, однако, вызывало зависть. За труды, понесенные по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси, архиепископ Мефодий был возведен в сан митрополита. В августе 1988 года он возглавил делегацию Русской Православной Церкви по празднованию 1000-летия Крещения Руси в США. Но прошли годы, в стране сформировался совершенно иной духовный климат, поменялось отношение к Церкви, которая в настоящее время не ограничена ни в издательской, ни в хозяйственной деятельности. Выходит в свет большое количество духовной литературы, проводятся исследования Новейшей истории Церкви, составляются исторические труды, отражающие жизнь Церкви в советский период. Среди таких изданий осуществляется выпуск многотомника " Православная Энциклопедия " , задача которого состоит в том, чтобы вобрать в себя все основные вехи истории Православной Церкви. " Будучи председателем Макариевского фонда, - рассказывает митрополит Мефодий, - в 2001 году я открыл том, посвященный жизни Русской Православной Церкви в советское время, и с величайшим для себя удивлением прочитал опубликованную в нем, статью историка и профессора, протоиерея Владимира Цыпина, посвященную празднованию 1000-летия Крещения Руси. Читаю о прошедшем в 1988 году Поместном соборе, о деятельности отделов Московской Патриархии по подготовке к юбилейным торжествам, об их проведении. О работе в этот период Издательского отдела, отдела Внешних церковных сношений, Управления делами... А о Хозяйственном управлении вообще не сказано ни слова. Не сказано ни о том, как подготовилось Управление к юбилею, какую работу проделали его сотрудники, не сказано о докладе, зачитанном на Соборе, ни о тех проблемах, которые в нем поднимались. Вообще не упоминается о существовании Хозу в структуре Церкви. И, надо сказать, что, прежде всего, это является искажением самой истории Русской Церкви, ее деятельности в то сложное время " .

http://ruskline.ru/analitika/2009/02/16/...

Не следует забывать, что весь этот титанический труд совершал человек, страдавший тяжелым сердечным недугом. Глубокое благочестие и твердая вера митрополита Никодима нашли выражение во время его болезни в решительном нераспространении предписанного ему врачами строгого лечебного режима на богослужения. Сразу же после первого инфаркта в келий митрополита Никодима был сооружен престол. Болящий ежедневно участвовал в богослужениях и причащался. Когда же он смог возобновить активную деятельность, то каждый день начинал с совершения Божественной литургии в своих Крестовых храмах в Москве или Ленинграде, а во все свои поездки брал с собой запасные Святые Дары, черпая силы в причащении Святых Тайн Христовых. В 1972 году после перенесенного инфаркта митрополит Никодим подал прошение Святейшему Патриарху и Священному Синоду об освобождении его от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений. Эта просьба Владыки была уважена. Однако он продолжал труды на посту Председателя комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Вместе с тем состояние здоровья митрополита Никодима продолжало ухудшаться. После перенесенного в октябре 1975 года пятого инфаркта врачи категорически потребовали от митрополита Никодима резко сократить объем работы. В ноябре 1976 года Священный Синод удовлетворил просьбу Высокопреосвященного Никодима, назначив ему в помощь в должности заместителя Патриаршего Экзарха Западной Европы епископа Выборгского Кирилла. Одновременно Владыка Никодим направил просьбу руководству Христианской Мирной Конференции об ограничении круга его обязанностей в этой организации, которая была удовлетворена на заседании рабочего комитета ХМК 22 апреля 1977 года. Но и после этого митрополит Никодим продолжал интенсивно участвовать в экуменической и миротворческой деятельности, одновременно управляя Ленинградской и Новгородской епархиями и Западноевропейским Экзархатом, окормляя Ленинградские Духовные школы. В последние годы жизни, невзирая на недуг, митрополит Никодим также участвовал и в различных богословских собеседованиях, осуществлял широкую переписку.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

Прот. Всеволод Чаплин полагает, что не нужно спешить с принятием законопроекта, определяющего новые виды преступлений в религиозной сфере 14 марта 2006 г. 13:00 Зампредседателя отдела внешних церковных сношений протоиерей Всеволод Чаплин считает не до конца продуманными поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предложенные парламентариями Кабардино-Балкарии. В своих поправках депутаты КБР «в целях недопущения религиозного экстремизма» предлагают ввести новые виды преступлений в религиозной сфере. «Бесспорно, данный законопроект, если он будет принят в нынешнем виде, лишает практически все религиозные общины возможности исповедовать и проповедовать свое учение, — заявил «Интерфаксу» во вторник о. Всеволод. «Достаточно сказать, что в нем предполагается наказание за «пропаганду превосходства одного вероучения над другим», в то время как большинство религиозных общин считают именно свое вероучение истинным и наиболее правильным», — отметил священнослужитель. В то же время о. Всеволод отметил, что в законопроекте есть и здравые идеи. По его мнению, предложения, выработанные в Кабардино-Балкарии, следовало бы внимательно обсудить «с участием тех государственных деятелей, которые на протяжении многих лет занимаются законодательством о религии, а также с представителями самих ведущих российских религиозных организаций». «Кто знает, может быть, некоторые из этих предложений и могут получить должную поддержку», — предположил собеседник агентства. В свою очередь председатель синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов высказал мнение, что поправки, подготовленные парламентариями Кабардино-Балкарии, направлены на борьбу с сектами. «Эти поправки направлены против сект. Это совершенно очевидно. Видимо, в Кабардино-Балкарии стала особо актуальной борьба с такими деструктивными явлениями в религиозной жизни», — заявил священник «Интерфаксу». Комментируя предложение наказывать административным арестом на срок от пяти до десяти суток или штрафом в размере 25 МРОТ за «действия по склонению к отказу от исполнения гражданских обязанностей по религиозным мотивам», собеседник агентства отметил, что «ни одна традиционная религиозная организация не призывает своих членов к отказу от службы в армии». «Речь идет, думаю, именно о сектах, поскольку каждая секта рассматривает себя как государство в государстве и враждебна той стране, в которой живет», — добавил о. Димитрий. В минувшую пятницу комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, подготовленные «в целях недопущения религиозного экстремизма» парламентом Кабардино-Балкарии.   Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/95437.html

«Священный Синод выносит заключения по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава» (5, 32). 31.6.Синодальные учреждения В отличие от предыдущего в новом Уставе в главу, посвященную синодальным учреждениям, включены также положения, касающиеся Московской Патриархии, которая определяется в нем как учреждение Русской Православной Церкви, объединяющее структуры, непосредственно руководимые и управляемые Патриархом Московским и всея Руси, а синодальное учреждение, согласно Уставу, – это учреждение Русской Церкви, ведающее кругом общецерковных дел, входящих в его компетенцию. «Московская Патриархия и синодальные учреждения являются органами исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Московская Патриархия и синодальные учреждения обладают исключительным правом полномочно представлять Патриарха Московского и всея Руси и Священный Синод в рамках сферы своей деятельности и в пределах своей компетенции». Синодальные учреждения, в соответствии с Уставом, создаются или упраздняются по решению Архиерейского Собора или Синода и подотчетны им. Положения (Уставы) Московской Патриархии и синодальных учреждений, и поправки к ним утверждаются патриархом с одобрения Синода. Синодальные учреждения возглавляют лица, назначаемые Синодом. Новый Устав, в отличие от предыдущего, не предусматривает обязательности архиерейского сана для председателя синодального учреждения. В Московскую Патриархию на правах синодального учреждения входит Управление делами, включающее канцелярию патриарха и Синода, синодальную библиотеку и архив. Одним из синодальных учреждений Церкви является Отдел внешних церковных связей. Наименование отдела изменено в сравнении с прежним – ранее он назывался Отделом внешних церковных сношений. В настоящее время в число синодальных учреждений входят также Издательский Совет; Учебный комитет; Отдел катехизации и религиозного образования; Отдел благотворительности и социального служения; Миссионерский отдел; Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; Отдел по делам молодежи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

УЧАСТНИКИ КОНГРЕССА ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЗАДАЧИ ЦЕРКОВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Москва, 6 марта. С докладами, посвященными разным аспектам современной церковной журналистики, выступили участники I Конгресса православной прессы на пленарном заседании форума, состоявшемся 6 марта в конференц-зале первого гуманитарного корпуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Секретарь Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата (ОВЦС МП) по связям с общественностью протоиерей Всеволод Чаплин выразил свою " озабоченность " тем, что у церковных журналистов в настоящее время " мало сил, знаний для адекватного реагирования на современные жизненные проблемы, мировые общественные процессы " . Это, по словам о. Всеволода, может сделать православную журналистику " второсортным участником этих процессов " . Другой немаловажной стороной деятельности церковной прессы, как считает о. Всеволод, является ее массовость, так как " интересы читателей вообще гораздо шире интересов людей церковных (священников, приходских старост, церковных работников) " . Говоря о проблеме взаимоотношения церковной и светской прессы, секретарь ОВЦС МП обозначил " открытость " как " норму взаимоотношения со светской прессой " . Однако, по словам о. Всеволода, " если мы видим злонамеренную деятельность какого-либо СМИ, направленную против Церкви, то в ответ должны приниматься адекватные меры против очернителей " . Такими мерами ответного воздействия могут быть - по нарастающей - " братская беседа, обращение на имя редакции, отказ данному СМИ или журналисту в аккредитации, обращение к общественности с требованием прекратить антицерковную деятельность конкретного СМИ или журналиста " . Главный редактор журнала " Православная беседа " , координатор Союза православных граждан Валентин Лебедев в своем выступлении сформулировал " основные принципы церковной журналистики " . Это, как считает Валентин Лебедев, " профессионализм, которого так всем не хватает " , " исполнение духа мирна, - так как от недостатка профессионализма мы начинаем браниться, по сути дела повторяя тех, кого мы браним " , и " знание церковной жизни " . Валентин Лебедев призвал православных журналистов " быть не актуалистами, не гнаться за самовыражением " . Способами приобретения профессионального опыта, по мнению редактора " Православной беседы " , могут быть " кротость и смирение " , а также " перенимание опыта лучших дореволюционных изданий " .

http://pravoslavie.ru/sobytia/cpp/blag_z...

Александр Морозов: В своем ядре русская церковная жизнь остается неповрежденной, всегда молитвенной и ориентированной на спасение Какой бы ни была риторика архиереев, обращенная к обществу в целом, она не является основанием сомневаться в том, что «малое стадо», ведомое этими архиереями, живет и спасается вокруг чаши причастия. 30 декабря, 2011 Какой бы ни была риторика архиереев, обращенная к обществу в целом, она не является основанием сомневаться в том, что «малое стадо», ведомое этими архиереями, живет и спасается вокруг чаши причастия. Социологическая служба «Среда» задалась целью выявить частоту упоминания определенных слов в патриарших проповедях. В ходе исследования (см.ниже Описание методологии исследования) были проанализированы проповеди патриархов Московских и всея Руси Алексия II (за 2005-2008 гг.) и Кирилла (за 2009-2011 гг.) общим объемом более полутора миллионов печатных знаков. Результаты исследования комментирует шеф-редактор Русского журнала, директор Центра медиаисследований УНИК Александр Морозов: Александр Морозов Эти данные можно интерпретировать в пользу того, что риторика Патриарха Алексия была более вероучительной, а риторика Патриарха Кирилла более «социальна».  Скорее всего, так оно и есть.  Чем это объясняется? Думаю, во-первых, тем, что покойный Патриарх – в силу биографии – больше опирался на традицию проповеди, сложившейся в конце синодального периода. Достаточно посмотреть, например, рождественские и пасхальные слова Патриарха Алексия I (Симанского), чтобы увидеть, что эта традиция сохранялась в русской Церкви всю первую половину ХХ века. После 1988, когда началось возрождение Церкви, те, кто активно участвовал в этом процессе, могли опереться в поисках публичного языка Церкви практически только на опыт конца синодального периода. Проповедь нынешнего Патриарха, еще в бытность его главой синодального отдела внешних церковных сношений в 90-е и нулевые годы, была уже несколько иной, более современной по языку, по лексике. Достаточно вспомнить телевизионную программу «Слово пастыря»,  в которой митрополит Кирилл много лет выступал с проповедью.  Это «Слово пастыря», как многие помнят, было больше ориентировано на христианскую трактовку социальных вопросов, чем на вероучительные темы.

http://pravmir.ru/aleksandr-morozov-v-sv...

В 1971-1994 гг. издание выходило и на англ. языке (The Journal of the Moscow Patriarchate). «Православний bichuk» (Львов, 1948-1962, 1968-1970; К., 1971-1991, 1996 - на укр. яз.) издавался Киевской митрополией и стал аналогом ЖМП для Украины. Журнал сыграл большую роль в становлении укр. языка как богословского. В Латвии была сделана попытка выпуска бюллетеня Рижской епархии «Вести» (Рига, 1948-1950. 4 номера), издание возобновилось уже в 1989 г. под названием «Вестник Рижско-Латвийской епархии». После возрождения МДА возник вопрос о возобновлении научно-богословского ж. «Богословский вестник». Однако от Совета по делам религий было получено разрешение лишь на издание ежегодного сб. «Богословские труды» , начавшего выходить с 1960 г. Задачей издания была публикация научных трудов правосл. авторов по догматическому, апологетическому, сравнительному и нравственному богословию, библеистике, литургике, патрологии, церковной истории, искусству и археологии, церковному праву, философии, много внимания уделялось переводам творений св. отцов. Сборник был единственным научным церковным изданием до 1989 г. С 1967 г. ОВЦС МП выпускал «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений МП» (до 1998 в форме машинописного пресс-релиза для служебного пользования, с 1999 - ежемесячно в полиграфическом варианте). Бюллетень не имел строгой периодичности и размещал информацию о международных церковных контактах, наиболее значимых событиях в РПЦ и др. Поместных и инославных Церквах, а также дайджесты статей, опубликованных в зарубежной церковной периодике, и др. В условиях отсутствия миссионерских, духовно-просветительных изданий некоторые верующие нелегально готовили Ж. д. в самиздате. Среди них были ж. «Надежда» (М., 1977-1985; за границей выходил до 1994), литературно-философский ж. «Выбор» (М., 1987-1992), катехизаторский и миссионерский ж. «Амвон» (М., 1988-1990), «Бюллетень христианской общественности» (М., 1988-1989), «Слово» (М., 1988-1989), правосл. жен. ж. «Мария - Марфа» (М., 1991), «Царь-колокол» (М., 1990) и др.

http://pravenc.ru/text/182371.html

Покойный архиепископ Клинский Лонгин (Талыпин) в письме автору данной статьи в июле 2012 г. писал следующее об архиепископе М. Симойоки: «Он принимал активное участие в жизни Церкви. Активно возражал и дискутировал с оппозиционерами, обличая их в антицерковном настроении. Общество часто сильно критиковало его из-за его мнений и высказываний. Он был борцом за христианскую мораль и за христианские ценности. Ему были очень близки социальные вопросы страны и народа. Он высказывал свое мнение об аборте, об эвтаназии, о разводе, о марксизме, о современной культуре. Он видел и замечал человека как индивидуума. Ему не было присуще давать ответ на проблемы, он часто сам ставил перед обществом вопросы. Он никогда не спешил в своих выводах, продуманно и спокойно после размышлений он высказывал свое мнение. У него не было много личных друзей. Духовенство часто чувствовало его не только отдаленным, но и строгим, хотя он не был таким. Ему был присущ редкий и простой юмор» . Во время очередной поездки в Финляндию в октябре 1964 г. протоиерей Евгений Амбарцумов запланировал посетить по приглашению архиепископа Мартти Симойоки г. Турку — духовный центр лютеранской Финляндии. Однако встреча произошла в Хельсинки. За обедом архиепископ Симойоки поднял вопрос о духовном окормлении ингерманландцев, проживавших на тот момент в Ленинградской области, а также рассказал о своей интронизации, печально констатируя, что на нее «никого не пригласили: ни шведское лютеранское духовенство, ни финское православное, а присутствовали лишь президент, министры и финские лютеранские епископы» . В период с 14 сентября по 8 октября 1965 г. по приглашению Православной и Евангелическо-лютеранской Церквей в Финляндии находилась делегация Русской Православной Церкви во главе с председателем Отдела внешних церковных сношений митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым). Письмо с приглашением от Лютеранской Церкви было направлено в Москву 30 января 1965 г. В нем, в частности, говорилось, что «для лютеранской церкви Финляндии было бы большой радостью ближе познакомиться с Русской Православной Церковью и со своей стороны показать современным представителям этой древней Церкви ту силу благодати Божией, которую Он показывает нашей Церкви по Своей милости и долготерпению» .

http://bogoslov.ru/article/5697574

9-й вопрос - Имеются ли среди выставленных экспонатов порнографические изображения, если да то какие именно? [ см. приложение Вывод " комплексной экспертизы " по 9-му вопросу - Порнографических изображений среди представленных произведений не имеется. [ см. приложение Все выше изложенное убеждает в том, что т.н. Заключение (эксперта по материалам дела) заведомо ложное. Кроме того, заведомая ложность заключения эксперта доказывается следующим образам : Первое - Совершенно очевидно, что по представленным на экспертизу материалам (фотографиям) невозможно определить даже подлинность исследуемых предметов. Следователь Игнатова И.В. также как и следователь Фролов хорошо знала о возбужденном уголовном деле 4616 по ст. 282 УК РФ в отношении экстремистов и представлять экспертам фотографии орудий преступления это абсурд. Второе - С учетом широкой компании в СМИ по освещению экстремистской акции под названием выставка " Осторожно религия " и участвующие в деле следователи, и директор (ГЦСИ) гр. Миндлин М., и ему подчиненные " эксперты " не могли не знать что: С 20 января 2003 г. в Прокуратуру г. Москвы и Таганскую Межрайонную прокуратуру гражданами было подано более пяти тысяч заявлений с требованием привлечь к уголовной ответственности организаторов и участников выставки " Осторожно религия " за возбуждение национальной, расовой и религиозной вражды. Заявления поступили из большинства регионов России, в том числе с Дальнего Востока, Сибири, Урала, а также из-за рубежа: Великобритания, Франция, Канада, США, Литва. Кроме того, были массовые обращения от организаций и органов власти. Так 20 января Митрополит Кирилл, Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, назвал провокацией организацию выставки, оскорбляющей религиозные чувства большинства населения России. Недопустимо оскорбление национальных чувств и разжигание религиозной розни, - заявил митр. Кирилл. - Всякая провокация, оскорбляющая чувства верующих и разжигающая религиозную вражду, согласно российскому законодательству должна быть квалифицирована как преступление.

http://moral.ru/Sud_Lukshin-2.htm

На архиерейском соборе 2000 года патриарх призвал глав епархий развивать сферу ИТ: " Настало время подумать о создании в нашей Церкви единой системы внутрицерковного обмена информацией с использованием в ней современных коммуникационных технологий. Это требует серьезной заботы правящих архиереев о необходимости приобретения современных технических средств связи. Разве так сложно купить компьютер, подключиться к сети Интернет и получать официальные церковные сообщения по электронной почте, распространяемые Службой коммуникации Отдела внешних церковных сношений, другими Синодальными учреждениями, некоторыми епархиальными управлениями? " . К 2000 году православный сегмент насчитывал более 500 страниц. Уже стало ясно, что альтернатива " миссионерская территория - гетто " неактуальна, потому что тенденцией развития узкотематических сайтов, в том числе религиозных, стало формирование корпоративных (или в другой трактовке - " клубных " ) сред. Семинары и конференции, посвященные освоению православными интернет-пространства, регулярно проводятся в рамках ежегодных " Рождественских чтений " . В конце 2003 года православный сегмент Сети насчитывает около 1600 ресурсов. Он пережил несколько информационных войн, самая громкая из которых разразилась по поводу отказа от ИНН, когда несколько активных сайтов (www.zaistinu.ru, www.pravoslavie.ru) спровоцировали полемику, приведшую к созыву специального заседания Синодальной богословской комиссии. Несмотря на определения этого заседания, некоторые околоцерковные СМИ и организации до сих пор протестуют против штрих-кодов и ИНН и призывают к неповиновению светским и церковным властям. Первая хакерская атака на православный сайт произошла вскоре после открытия сайта храма Христа Спасителя (www.xxc.ru) в августе 2000 года. Александр Дятлов, администратор проекта " Россия православная " , который обеспечивает хостинг этого сайта, 24 августа по электронной почте получил письмо от человека, представившегося " хакером, которому предложили взломать сайт www.xxc.ru за деньги " . После непродолжительной переписки они созвонились, и хакер сообщил, что не будет осуществлять взлом. Свое имя он назвать отказался, не назвал он и заказчика взлома. Дятлов убедился, что это была реальная угроза взлома, а не розыгрыш и не ложная тревога: хакер сообщил, что провел полный анализ системы безопасности " России Православной " и сообщил всю информацию о потенциально уязвимых местах, которые и были " залатаны " . На этом проблемы www.xxc.ru не закончились. Умельцы скопировали контент сайта на " Храм.ру " (www.xram.ru), добавили несколько рубрик и повесили объявление о том, куда направлять пожертвования. Сколько пользователей " пожертвовали " - неизвестно. Через некоторое время, после ряда обличающих публикаций, сайт-двойник прекратил свое существование.

http://religare.ru/2_7650.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010