в) наконец такие недели, в которые отправляется одна только служба воскресная (из Октоиха), вместе со службою дневного святого (из Минеи). Пение Октоиха в воскресные дни начинается всегда по неделе всех святых и прекращается пятою неделею великого поста. 108 Октоих не поется, иначе сказать, воскресная служба оставляется, если в воскресный день случится Воздвижение честного Креста или Рождество Христово, или Богоявление или Преображение Господне. 109 Священное воспоминание, совершаемое Церковью в воскресенье, у нас, также как и у латинян распространяется и на дни седмичные. в) Дни праздничные Право учреждать праздники во всей западной Церкви принадлежит папе, а в некоторых только местах – национальным и областным соборам, и в частности епископам, но, чтобы эти праздники имели и гражданскую важность, для сего необходимо соизволение власти государственной; 110 оттого число обязательных праздников в разных западных государствах не одинаково. Подобным образом и у нас увеличение или уменьшение числа праздников, для общественного употребления, зависит как от высшей власти церковной, так и от власти государственной. 111 Причитать усопших к лику блаженных (beatificatio) и святых (canonisatio) у латинян (с X–XII века) имеет право один папа; у нас, по древнему обычаю, 112 Святейший Синод, 113 как власть Соборная. В западной Церкви, также как и в восточной, праздники разделяются 1, по месту на общие, отправляемые всею Церковью , и частные, совершаемые только в некоторых местах или церквах. 2, по предмету на Господские, Богородичные и святых, – ангелов и человеков, и на праздники, установленные в воспоминание замечательных событий в Церкви. Из событий в земной жизни Спасителя западная Церковь , также как и восточная, с особенным торжеством воспоминает и прославляет Рождество Христово (25 дек.), Обрезание (1 янв.), Сретение (2 февр.), Крещение (6 янв.), Преображение (6 авг.), Вход в Иерусалим (в неделю ваий), Умовение ног, Тайную вечерю и Предательство, Страдания и Распятие, Погребение и Сошествие во ад (в последние три дня страстной седмицы), Воскресение (в Пасху), Осязание от ап. Фомы (в неделю Фомину) и Вознесение на небо. Особенные праздники Господни в латинской Церкви: праздник св. имени Иисуса (во 2 нед. по Богоявл.), праздник св. сердца Иисусова (после отдания праздника тела Господня), праздник тела Христова (в первый четверг после отдания праздника Пятидесятницы) и некоторые местные. Особенные праздники Господни в нашей Церкви: Преполовение Пятидесятницы, или учение в праздник кущей, и Лазарева суббота или Воскрешение Лазаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Устав, говоря, что «всегда поется Честнейшая (т.е. «Честнейшую херувим») в неделях всего лета, в предпразднствах, и попразднствах, и в седмичные дни», вместе с тем отмечает те случаи, когда «Честнейшая» не поется и заменяется или 1) ирмосом 9й песни, или 2) особыми припевами вместе с ирмосом 9й песни. 1) «Честнейшая» заменяется ирмосом 9й песни: а) во все дни от субботы Лазаря до Пасхи, б) в недели от апостола Фомы и кончая неделею Пятидесятницы, в) в Преполовение и его отдание, г) в день Св. Духа, д) в отдание Пятидесятницы. 2) Особые припевы и ирмос 9й песни вместо «Честнейшей» поются: а) 6 янв., 2 февр. (если, впрочем, Сретение случится до Сырной субботы), 6 авг., 14 сент., 25 дек., в какие бы дни недели ни случились эти праздники; б) в великие Богородичные праздники, в отдания Господских и Богородичных праздников, 1,7 и 30 янв., 30 авг. (см. отдел. изд. служ. этого дня), 26 дек., если все эти праздники и отдания случатся в седмичные дни (но не в недели, когда поется «Честнейшая»); в) во всю Пасхальную седмицу (см. Устав 20 гл. и последование указанных дней). Когда полагаются особые праздничные припевы, диакон, вместо возгласа «Богородицу и Матерь Света», поет первый праздничный припев: «Величай, душе моя», а затем уже певцы поют другой праздничный припев и ирмос. «Достойно есть» по 9й песни канона. В седмичные дни, когда не поется канон праздника или Богородицы, т.е. если в эти дни не случится предпразднство или попразднство, или праздника с бдением и полиелеем, — перед малой ектенией после 9й песни поется «Достойно есть»: «Аще убо несть недели: Достойно есть. Аще же есть неделя — по ирмосе ектения» (Служебник). Возглашение «Свят Господь Бог наш». В воскресные дни, когда не поется светилен воскресный, а также в субботы Лазареву и Великую, диакон после ектении по 9й песни канона в глас Октоиха возглашает: «Свят Господь Бог наш» со стихами. Но если в воскресные дни поется светилен праздника, как бывает в воскресенья, в которые случаются Господские праздники, то «Свят Господь» не поется.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

в) В четвертую неделю воспоминается описанное в евангелии от Иоанна исцеление расслабленного при овчей купели, и вся неделя называется неделею о расслабленном. В своих песнопениях церковь прославляет Божественное всемогущество и славу распятого и воскресшего Господа, который Сам, как и Бог Отец, воскрешает мертвых и дает жизнь, обновляющую верующих чрез Его воскресенье, когда всею человека показал здрава прежде расслаблена суща (стих, на Господи возв. веч. недели). Празднование о расслабленном поется в понед. и вторник. г) В среду этой седмицы празднуется преполовение (половина) Пятидесятницы (т.-е. 25-й день от Пасхи). В этот день воспоминается евангельское повествование о том, как Господь в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском и в последний 8-й день этого праздника, когда совершалось торжественное возлияние воды, явил Себя, яко Бог , воззвавший: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет, указывая тем на предстоявшее ниспослание Св. Духа верующим ( Uoah. VII, 37. 38. 39 ). Особенности в Богослужении этого праздника по указанно церк. устава состоят в следующем: накануне праздника совершается великая вечерня с рядовою кафизмою (а не 1-й антифон только). На утрени – полиелея не полагается, а поется великое славословие, – катавасия как в самый праздник, так и в отдание праздника поется: Море огустил ecu . На литургии вм. достойно » Чужде матерем девство ». После литургии совершается крестный ход на реки или кладези для малого водоосвящения, заменивший ветхозаветный обряд торжественного возлияния воды на жертвенник. Праздник преполовения празднуется восемь дней и продолжается до среды следующей седмицы. д) В пятую неделю церковь воспоминает описанную в св. Евангелии беседу Господа с женою Самарянкою о воде живой и поклонении Богу духом и истиною. Попразднство этого праздника начинается с четверга следующей седмицы (так как средою оканчивается празднование преполовению) до субботы. е) В шестую неделю церковь воспоминает исцеление Иисусом Христом слепорожденного, который чрез это исцеление просвещся весь... и светодавца познает и светодателя, возсиявшего из гроба тридневно. Праздник сей продолжается до среды следующей недели, т.-е. до отдания Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Ефрема и «Лавсаик» 970 , да Синаксарь или Пролог, чтения же минейные не предполагаются. Отсюда имеется ряд замечаний подобных следующим: чте златоу. оставша жить стго семеона нд два (5 сентября) 971 ... чте едино златоу два оставшас стго ёвдоксни (7 сентября) 972 … чте в златоу и стго автонома мчнье еди (12 сентября) 973 ... стислови казму едину… и чтее кни сго ефр… и начинае велик ка… и чтеьт житие сты и прпбны мрни на два чте (четверг пятой седмицы поста) 974 . В неделю сыропустную (все списки) и недели первую и третью поста 328 и 380 чтение круга триодного указывают рядом со чтениями из Шестоднева, что согласуется с правилом Евергетидского Типикона, по которому в утрени недель чтения из чередной книги в том или другом числе непременно удерживаются; но о действии того же правила в продолжение целого года (как в Евергетидском) древние списки Иерусалимского Устава сами по себе не имеют указаний; приложенные же (в разном числе) к ним «Марковы главы», 975 вошедшие потом в самый текст Устава позднейших списков, не знают этого правила, а наоборот, при совпадении праздников с неделями, неизменно удерживают лишь на благословении хлебов чтение недельное – в «посланиях», а на утрене чтение указывается только праздника или святого 976 . Вопрос о сочетании чтений круга триодного с минейным в отношении памятей святых рядовых не выясняется. Служба этим святым (ε μ που τχει γου μεγλου μνμη) 977 , если памяти их падают на праздничные дни триодного круга – недели приготовительные, субботы сыропустную и мясопустную, субботы и недели Четыредесятницы, четверг пятой седмицы Четыредесятницы, недели Пятидесятницы, среду Преполовения (равно как и в среду отдания Преполовения), Вознесение (равно и отдание Вознесения), понедельник св. Духа, субботы пред и после праздника Пятидесятницы – отправляются или на ближайших повечериях, или (если падают на дни от субботы Лазаревой до недели Фоминой) на повечериях Четыредесятницы от понедельника второй седмицы, но об отмене или перенесении чтений минейных ничего не говорится, конечно, потому, что и самых чтений этих на месяцы великопостного периода (февраль–март) Уставом почти не назначается (всего около 5 чтений) 978 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

На литургии, по входе, «храма Христова и Богородицы кондак во всю 50-цу не глаголем»; «в литургиях же поется на блаженных, от канона праздника недели, песнь рядовая на кийждо день, с ирмосом на 6, сице: в понедельник 1-я, во вторник 4-я, в среду 5-я, в четверток 7-я, в пяток 8-я, в субботу 9-я». – См. в Уставе понедельника 2-й седмицы, « како поется от недели Фомины триодь с минеею (сн. 569 стр.) во всю 50-цу, коея седмицы, даже до отдания Пентикостии, кроме суббот и недель, на вечерни и на утрени». – «Известно же буди, яко каноны о усопших октоиха настоящего гласа, по вся субботы в 50-це, должны суть петися в пятках вечера, в повечериях». – См. в Уставе, после понедельника 2-й седмицы, о субботах Пятидесятницы (о субб. пред 50-цей см. ниже). – «Указ (изложенный в Уставе) о св. 50-це, в седмицах о пяти днех и о субботах, подобает настоятелю или екклисиарху всегда смотрети прилежно, с опасением и рассуждением; како поется служба минеи, коего святаго, с триодию, вечер и утро, и на литургии». В нарочитые седмичные дни периода Цветной Триоди (каковы: Преполовение, Вознесение и их Отдания, Отдание Пасхи, понедельник Святого Духа и Отдание Пятидесятницы) поются одни праздничные песнопения; а потому Богослужение в эти дни отправляется по одной Цветной Триоди; служба же рядового святого, случившегося в эти дни, обыкновенно поется на повечерии (в день памяти святого или накануне, а иногда «напреди»), за исключением нижеуказанных дней памяти святых. – О Богослужении в вышеуказанные нарочитые дни, а также и воскресные периода пения Триоди Цветной после Пасхи, если с этими днями совпадут праздничные дни памяти святых, празднуемых 23 апр., 8, 21 и 25 мая, 12 июня и храмовые праздники, – см. в Уст . в 48 гл. и 48–58 храм. гл. (и сн. выше, 181 стр.), а о днях Высокоторжественных см. ниже, во II отд. Вся вторая седмица по Пасхе, кончая субботой, посвящается попразднству недели Антипасхи. В Фомин вторник (в некоторых местах в понедельник) совершается поминовение усопших. 395 Собственно, в службе этих дней по Уставу не положено особых молитвословий за умерших, и поминовение в эти дни совершается по благочестивому обычаю русской Церкви. 396 Основанием для поминовения усопших, совершаемого в Фомин понедельник или вторник, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой – разрешение церковного Устава (сн. 555, 592, 596 и 645 стр.) творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. 397 По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о воскресении Христовом. 398 Отсюда и самый день поминовения называется радоницей. 399

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Вопр. Сразу хочется задать вопрос: А не кажется ли вам, что эти перечисленные праздники (о расслабленном, самаряныне, слепом) как-то не вяжутся с празднованием Пасхи? Праздники Антипасхи, жен-мироносиц еще понятно, а с этими какая связь? Связи с празником Пасхи на самом деле нет. И хотя связь исцеления слепого к празднику Воскресения Христова еще можно как-то усмотреть в том, что (как поется на службе) «слепый просвещься весь, и Светодавца познавает и Светодетеля, возсиявшаго из гроба тридневно и землю уяснившаго Своим воскресением, из Негоже возсия свет возсоздания во тьме держимым человеком», однако на самом деле эти праздники связаны не с Пасхой,… а с Пятидесятницей. — Каким образом? — А тем, что все они (как говорится в синаксаре) случились в Пятидесятницу. Да и весь период от Пасхи до праздника Пятидесятницы – это и есть собственно период (50-ти дней) Пентикостариона. Это еще одно (более соответствующее) название «Триоди цветной», означающее в переводе Пятидесятница. Середину этого периода составляет среда 4ой седмицы по Пасхе, называемая преполовением Пятидесятницы. Этот день соединяет собою два великих праздника — Пасху и Пятидесятницу. В этом году он будет 13 мая. А 27 мая (в среду 6ой седмицы) будет совершаться «Отдание Пасхи», по подобию отдания двунадесятых праздников. Обращаю внимание тех, кто не смог побывать на Пасхальном богослужении в храме, что в этот день (2022 года) по благословению Святейшего Патриарха будет совершаться Пасхальная служба в том виде, как она совершалась и в первый день Пасхи. Соответственно и все виды богослужений суточого круга этого дня можно будет совершать по пасхальному чину. Отметили себе, да?! А с сегодняшнего дня возвращаются все те последования суточного круга, о которых мы с вами говорили. Вновь совершаются службы Утрени, Часов, Вечерни, Повечерия, Полунощницы и совершаются они в соответствии с теми временными рамками, которые вы уже знаете. Есть только некоторые особенности их совершения в период пения Триоди. Так, в начале службы от 1го дня Пасхи и вплоть до его Отдания (которое совершается накануне праздника Вознесения Господня) вместо молитвы Царю Небесный поется троекратное «Христос воскресе». После которого читается все остальное «Трисвятое по Отче наш», «Приидите поклонимся» и т.д. Есть и другие особенности, но о них пока говорить не будем.

http://azbyka.ru/video/24-prazdniki-cvet...

Указание Типикона, Минеи или Триоди на «канон праздника» разумеет отнюдь не канон Пасхи, который всегда называется каноном Пасхи, а не праздника; каноном же «праздника» именуется канон соответственной недели, т.е. от Антипасхи 7 дней – канон Фомы, затем 7 дней – канон мироносиц, далее 3 дня – канон расслабленного, затем 8 дней – каноны Преполовения, далее 3 дня – канон самарянки, еще 4 дня – канон слепого, далее 9 дней – канон Вознесения, затем один день – заупокойный, затем 7 дней – каноны Пятидесятницы и, наконец, канон всех святых поется после воскресного канона 8-го гласа. То же касается и выражений «тропарь» или «кондак праздника». На 9-й песни утреннего канона во все дни недельные (воскресные), а равно в среду на 4-й седмице по Пасхе (день Преполовения) и среду на 5-й седмице (отдание Преполовения) «Честнейшая» не поется (не поются и припевы Пасхи; они поются лишь в отдание Пасхи); в остальные же седмичные дни «Честнейшая» поется. На литургии 126 во все дни от Фоминой недели до отдания Пасхи поются антифоны изобразительные; задостойник пасхальный и лишь в Преполовение и отдание – его ирмос: «Чужде матерем девство...»; в конце литургии вместо «Видехом Свет истинный...» – «Христос воскресе...» единожды; по произнесении священником «Слава Тебе, Христе Боже...» поется «Христос воскресе...» трижды, отпуст «Воскресый из мертвых Христос...» без креста и без приветствий, каковое потом бывает, и с крестом только на литургии дня отдания Пасхи, когда и отпуст произносится пасхальный. В дни недельные (воскресные), в день Преполовения и в отдание Пасхи поются лишь песнопения Цветной Триоди, в коей включены песнопения Октоиха, а песнопения Минеи не поются, кроме того случая, когда будет средний праздник или храмовый; в остальные же седмичные дни к Цветной Триоди присоединяются и песнопения Минеи. С Фоминой седмицы в Цветной Триоди включены песнопения Октоиха: в Фомину седмицу (но не неделю) – 1 гласа; в неделю и седмицу мироносиц – 2 гласа, расслабленного – 3 гласа, самаряныни – 4 гласа, слепого – 5 гласа. Вторая по Пасхе неделя о Фоме

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Святая Церковь в песнях Триоди призывает небо радоваться и землю веселиться, что Христос, избавив от нетления все человечество Своею смертью, и жене самарянке подает источник исцеления, яко един бессмертный 1063 . Равно в песнопениях слышим голос к Господу: Даруй жаждущим воду жизни, юже имяше, да не вжаждут паки во веки, Человеколюбче 1064 . Служба самарянине отиравляется в Неделю (воскресение) и потом в следующие за нею седмичные дни: четверток, пяток и субботу, а в понедельник, вторник и среду этой седмицы поется служба Преполовению 1065 . В следующую 6-ю Неделю (воскресение) по Пасхе св. Церковь воспоминает чудесное исцеление Спасителем слепорожденного, бывшее в дни Пятидесятницы. Это чудо озлобило Иудеев потому, что оно было сотворено в субботу 1066 , хотя чудо ясно свидетельствовало о божественной силе Христа 1067 . Отношение воспоминания этого чуда к празднику Воскресения Христова раскрывает нам Святая Церковь , когда поет, что слепый просвещся весь, и Светодавца познавает и Светодетеля возсиявшаго из гроба тридневно и землю уяснившаго Своим воскресением, из него же возсия свет возсоздания во тьме держимым человеком 1068 . Воспоминание чуда над слепорожденным совершается Церковью в Неделю (воскресение), понедельник, вторник и среду, в которую совершается отдание Пасхи. В Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи катавасия: «Спасителю Богу» (Тип., гл. 19). В отдание Пасхи служба совершается подобно тому, как в отдания двунадесятых праздников. Особенность лишь в том, что вечерню, утреню и литургию, как и в день Пасхи, священник начинает обыкновенно при отворенных Царских вратах с честным крестом, и, по указанию Типикона, с кадилом и свещею и с пением стихов: «Да воскреснет Бог» (Тип., послед. отдания Пасхи, вечерня, утреня). На вечерне, после стихиры воскресной на стиховне, поются стихиры Пасхи. Отпуст на вечерне, как и на утрени: «Воскресый из мертвых». На отпусте воспоминается святой дня; но отпуст без креста. Отпуст Пасхи с крестом говорится только после литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Богослужение в седмичные дни Цветной Триоди, кроме пасхальных песнопений, указанных выше (см. 647–648 стр.), содержит в себе песнопения «праздника триоди» (см. ниже, на 654 стр. 1 прим.) и рядового святого из Минеи; вместе с этим в указанные дни до Отдания Пасхи (за исключением Преполовения и его Отдания) поются и песнопения Октоиха (в вечерних стихирах «на стиховне», в седальнах, в стихирах «на хвалитех»). Но все церковный службы, за исключением повечерия, отправляются только до Триоди Цветной и Мес. Минеи, так как положенный на этих службах песнопения Октоиха 393 печатаются в Цветной Триоди на ряду. – О службах седмичных дней всего периода Цветной Триоди, начиная с вечера Фоминой недели (накануне понедельника), в Уставе даются такие указания: «От дне сего глаголем (обычное) повечерие малое (сн. 3 прим, на 619 стр.), и (на нем) поем канон молебный Пресвятой Богородицы, в октоихе, и трипеснцы триоди дня (см. их в конце Триоди цветной); идеже глаголем трипесно, Богородицы песнь канона оставляется; по Достойно, и по Отче наш , глаголем (только один) кондак праздника, во всю Пятидесятницу», – О полунощнице и начала утрени см. 2 прим. на 647 стр. На утрене «стихословим кафизмы две (с малыми ектеньями и возгласами после каждой кафизмы), а 3-я рядовая на вечерни, и тако поем псалтирь до 21 сентября»; «в среды и пятки предваряют» «седальны воскресны (а на вечерне – «стихиры крестныя»): занеже Господь наш первее распяся, посем же воскресе из мертвых»; каноны положены Триоди и Минеи (а в субботы, если храм святого, то и канон храма); они поются со стихословием песней Свящ. Писания: «Поем Господеви» (кроме субботы пред 50-ей, когда стихословится как и в Мясопустную субботу: «Господеви поем»); на 9-й песне «стихословим Честнейшую» 394 ; после хвалитных стихир читается (если рядовому святому не положено петь великое славословие): «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу» и проч.; после пения: «Утверди Боже», «абие совокупляем час 1-й, три псалма по обычаю»; по окончании 1-го часа «бывает совершенный отпуст, и обычная лития в притворе (сн. 596 стр.). Начинаем же от днесь и междочасия часов». –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1-я Неделя – Пасха; 2-я Неделя по Пасхе – Антипасха; 3-я Неделя по Пасхе – святых жен-мироносиц; 4-я Неделя по Пасхе – о расслабленном; среда 4-й седмицы – Преполовение Пятидесятницы; 5-я Неделя по Пасхе – о самаряныне; 6-я Неделя по Пасхе – о слепом; среда 6-й седмицы – отдание Пасхи; четверг 6-й седмицы – Вознесение Господне; 7-я Неделя по Пасхе – святых отцов I Вселенского Собора; суббота 7-й седмицы – Троицкая вселенская родительская суббота; 8-я Неделя по Пасхе – Пятидесятница. День Святой Троицы; понедельник Троицкой седмицы – День Святого Духа; 1-я Неделя по Пятидесятнице – Всех святых. Каждая неделя периода Цветной Триоди имеет особый глас, причем при нумерации недели предваряют соответствующие седмицы, то есть сначала идет 2-я Неделя по Пасхе, затем 2-я седмица по Пасхе, 3-я Неделя, 3-я седмица и так далее. Необходимо отметить, что глас недели и седмицы на единицу меньше ее порядкового номера: в Неделю Антипасхи и на 2-й седмице по Пасхе песнопения Триоди поются на 1-й глас, в Неделю мироносиц и затем в седмичные дни поются песнопения 2-го гласа, в Неделю о расслабленном и ее попразднство – 3-го гласа, в Неделю о самаряныне и ее попразднство – 4-го, в Неделю о слепом и ее попразднство – 5-го, в Неделю святых отцов I Вселенского Собора – 6-го, в Неделю Всех святых – 8-го гласа (на Неделю Пятидесятницы данное правило не распространяется, ибо это двунадесятый Господский праздник). Период пения Цветной Триоди можно разделить на три части: 1. Пасха и Светлая седмица. Так как Пасха – важнейший христианский праздник, то богослужение пасхальным чином совершается не только в сам день Пасхи, но и повторяется каждый день Светлой седмицы 156 . Кроме того, в пасхальную седмицу на каждый день положены воскресные песнопения особого гласа. Так, на Пасху поются воскресные песнопения 1-го гласа, в Светлый понедельник полагаются песнопения 2-го гласа, во вторник – 3-го, в среду – 4-го, в четверг – 5-го, в пятницу – 6-го, в субботу – 8-го 157 . 2. От Антипасхи до отдания Пасхи. Этот период охватывает 32 дня и отличается тем, что на его протяжении поются пасхальные песнопения 158 . Богослужение же совершается по образцу службы в попразднство двунадесятого праздника, причем «праздником» для седмичных дней данного периода является предшествующая Неделя или Преполовение Пятидесятницы (в частности, выражение «канон праздника» обозначает канон недели (Антипасхи, жен-мироносиц и других) или Преполовения) 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010