Канон крестовоскресный не поется в те недели, в которые случится праздник святому с бдением, храмовой праздник, предпразднство или попразднство. Вообще он поется только тогда, когда каноны Минеи или Триоди святого или праздника поются на 6; если же они поются на 8, то крестовоскресный канон опускается. Канон Богородицы (помещаемый всегда на третьем месте в воскресной службе Октоиха) не поется в те недели, в которые случится предпразднство или попразднство, и при том еще святый с бдением или храмовой, или два святых, которым положено два канона и, вообще, когда поется, кроме воскресного канона, два канона, из которых один на 4, а другой на 6 (то есть всего на 10). В недели пения цветной триоди от Пасхи до недели Всех Святых воскресные, крестовоскресные и богородичные каноны Октоиха вообще не поются, а поются каноны только триоди. Если в эти недели придется храмовой праздник или святый с полиелеем, то поются каноны Триоди и Минеи. В конце 8-ой песни канона, перед катавасией, поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще Его во вся веки». Затем поется 9-ая песнь Священного Писания: «Величит душе моя Господа» с припевом: «Честнейшую херувим». Песнь «Честнейшую» это ирмос 9-ой песни трипеснца Великой пятницы «К тебе утреннюю», а составителем этого трипеснца является преп. Косма Маюмский (700–760 гг.). Он использовал для этой песни слова преп. Ефрема Сирина о Богоматери: «Честнейшая херувим и без сравнения всех небесных воинств» 21 . При пении этой песни положено каждение. Диакон или иерей, если диакона нет, уже во время 8-ой песни канона совершает каждение всего алтаря, затем, при пении катавасии 8-ой песни, выходит северными дверями из алтаря, кадит иконостас и, остановившись перед иконой Богоматери, как только закончат петь катавасию, возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим». После этого лик начинает петь «Величит душа Моя Господа…» припевая – «Честнейшую Херувим…» а диакон в это время совершает каждение всего храма. Все это пение, условно называемое в уставе «Честнейшая», не всегда в году бывает. В Типиконе есть особая глава 20, которая так и озаглавлена: «О еже когда поется Честнейшая и когда не поется». Так, «Честнейшая» не поется: 1. От Лазаревой субботы до недели Апостола Фомы. 2. Во все воскресные дни Цветной Триоди до отдания Пасхи. 3. Во все великие Господские праздники и отдания их, если отдание не случится в воскресение, и во все великие Богородичные праздники, если они не придутся в воскресение, как равно и отдания их. 4. В Преполовение Пятидесятницы и отдание его, в понедельник Св. Духа, второй день Рождества Христова 26 декабря, и второй день Богоявления 7 января, и 1 и 30 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Согласно совр. рус. Типикону, «Достойно есть» в конце канона исполняется только на будничной утрене (когда не поется Великое славословие ) вне пред- и попразднств, только если канон не имеет катавасии (впрочем, в Троицкую родительскую субботу указаны и катавасия, и «Достойно есть»). Т. о., весьма часто возникают случаи, когда «В.» на утрене поется, а «Достойно есть» - не исполняется. В старых редакциях Иерусалимского устава связь между «В.» и «Достойно есть» более отчетлива, т. к. последнее указывалось и для праздничной утрени и отменялось только вместе с «В.». Иногда «В.» отменяется. По совр. рус. Типикону (гл. 20) это случается в следующие дни: Страстную и Светлую седмицы (начиная с Лазаревой субботы и заканчивая Антипасхой); двунадесятые Господские праздники; двунадесятые Богородичные праздники; отдания двунадесятых праздников; Недели (воскресенья) Цветной Триоди, кроме 7-й; Преполовение Пятидесятницы и его отдание; следующий день после праздников Рождества Христова, Богоявления (26 дек. и 7 янв.) и Пятидесятницы (понедельник Св. Духа); Обрезание Господне (1 янв.) и праздник Трех святителей (30 янв.). Однако не во все эти дни «В.» отменяется безусловно: если двунадесятые Богородичные праздники (а также праздник Сретения Господня, имеющий характер и Господского, и Богородичного), отдания двунадесятых праздников, 26 дек. и 1, 7 и 30 янв. попадают на воскресные дни, то «В.» поется; «В.» может исполняться и на праздник Сретения Господня и на отдание Благовещения, если те попадут на нек-рые дни Триоди Постной. В совр. рус. практике «В.» может отменяться и на день Покрова Пресв. Богородицы (1 окт.). Отмена «В.», как правило, связана с пением на 9-й песни канона особых праздничных припевов (Μεγαλυνρια букв.- Величания). Однако в нек-рые дни «В.» отменяется, но не заменяется припевами: во всю Страстную седмицу (включая Лазареву субботу и Неделю ваий); в Недели (воскресенья) Цветной Триоди со 2-й по 6-ю; на Преполовение и его отдание; в понедельник Св. Духа и на отдание Пятидесятницы (на саму Пятидесятницу особый припев в Типиконе не указан, но он традиционно выписывается в певч. книгах).

http://pravenc.ru/text/150153.html

Таин. Приписывать артосу значение, какого он не имеет, – запрещено церковного властью (см. Ук. Св. Син. 1723, 15 июня). Недли по Пасх Всех недель после Пасхи – семь. Они называются неделями по Пасхе не только потому, что следуют за нею, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к прославлению воскресшего Господа (см. 621 стр.). Воспоминая в эти недели воскресение Христово, св. Церковь вместе с тем воспоминает в них и особые события, каждой неделе усвоенные. По этим особым воспоминаниям каждая из недель по Пасхе имеет свое название. Б. От недели ап. Фомы до Отдания Пасхи Ежедневное Богослужение от недели ап. Фомы до Отдания Пасхи имеет только следующие особенности пасхального Богослужения. – Каждое Богослужение начинается тропарем: «Христос воскресе», поемым 3-ды, «по внегда благословити иерею» (т.е., после возгласа иерея и следующего за ним: «Аминь»); и служба каждого часа (хотя и не все они имеют начальный возглас иерея) также предваряется: обыкновенно читаемым тропарем: «Христос воскресе», 3-ды (на всенощном бдении читаемое пред шестопсалмием: «Слава в вышних Богу», тоже обыкновенно предваряется троекратным пением тропаря: «Христос воскресе»). – На утрене 384 пред 50-м псалмом поется: «Воскресение Христово видевше»; в седмичные дни это песнопение поется 1-ды; в воскресные же дни, кончая 6-й неделей по Пасхе, указанное песнопение поется – 3-ды (вместо пения его 1-ды, как это положено в обычные воскресные дни в течение года); кроме того, в воскресные дни, кончая 5-й неделей по Пасхе, положено петь пасхальные ирмосы на катавасию после каждой песни канона, причем после 9-й песни поется только ирмос: «Светися, светися» (без припева). – На литургии после возгласа сам иерей поет: «Христос воскресе», 3-ды, «весь тропарь, кроме стихов: Да воскреснет Бог» 385 (обыкновенно же в 3-й раз иерей поет первую половину тропаря, а певцы допеваютъ: «и сущим во гробех живота даровав», причем, во время этого троекратного пения тропаря царские двери бывают открыты); вместо «Достойно», поется: «Ангел вопияше» и «Светися, светися», кроме Преполовения и его отдания; вместо: «Видехом свет поется «Христос воскресе», 1-ды. На отпусте литургии 386 после: «Слава Тебе, Христе Боже», поется: «Христос воскресе», 3-ды. – Кроме того, до праздника Пятидесятницы на всех службах, в последовании которых имеется в числе других молитвословие: «Слава Тебе Боже», «Царю Небесный», – это молитвенное обращение к Святому Духу, пришествие Которого еще ожидается, Уставом положено до праздника Пятидесятницы опускать (и предначинательные молитвы начинаются с «Трисвятаго»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Все недели по Пасхе, до отдания Пасхи, имея каждая особое воспоминание, посвящены и воспоминанию Воскресения Христова, что отражается в службах этих Недель и следующих за ними седмиц. После второй Недели и седмицы по Пасхе – о Фоме – следует Неделя святых жен-мироносиц. В эту Неделю Церковь воспоминает святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима – тайных учеников Христовых, которые были свидетелями смерти и Воскресения Господа. Воспоминания свидетелей погребения и Воскресения Господня, Церковь своим богослужением поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа и где затем мироносицы первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа. Церковь воспевает в этом богослужении Крест и спасительную смерть Господа, славное Его Воскресение, а потом уже святой подвиг веры и любви учеников и учениц Господних, напоминая, что первым и преимущественным предметом воспоминания и прославления должен быть и теперь, как всегда, Сам Господь, пострадавший за нас и воскресший. В четвертую Неделю по Пасхе Церковь воспоминает исцеление расслабленного, бывшего в недуге 38 лет ( Ин. 5, 1–14 ), совершенное словом Иисуса Христа во второй год Его евангельской проповеди во время иудейской Пятидесятницы. В исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого, но Воскресшего и озарившего мир светом Своего Воскресения. С воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона утрени соединяется прославление святого Архистратига Божия Михаила, потому что евангельское чтение о расслабленном благовествует, что ангел Господень возмущал воду в купели Силоамской, а Михаил есть Архистратиг небесных сил, служащих верующим. В среду четвертой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение (слав. – «половина») Пятидесятницы – половина времени от Пасхи (двадцать пять дней) до сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день воспоминается евангельское событие, когда Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме Иерусалимском о Своем Божественном посланничестве и живоносной воде, под которой разумеются благодатное учение Христово и дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре празднику. Поэтому в праздник Преполовения совершается в храмах освящение воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Человек имеет жажду вечной жизни, спасения, имеет это постоянно, независимо от переживаний и событий своего бытия. И это слово о жажде, которою одержим человек, является основной мыслью, лейтмотивом переживаемого отрезка времени. Становится понятным, что святые слова светильна должны как бы войти в жизнь человека, укрепиться в нем и составить утоление его печалей. Многие-многие годы слова светильна жили в сердце, составляя страницы жизни, принося истинную радость, утешение всех желаний, обретение искомого подлинного мира, которому по существу нет подлинного названия. Эксапостиларий праздника Вознесения Господня вызывает в сердце иные чувства, он действует не столь неотразимо, как сказанно выше о светильне Преполовения. Праздник Вознесения Господня проходит после отдания Пасхи, тут же, на другой день, и сердце еще не справилось с тем, что ему пришлось проститься с Пасхальной радостью. Также и напевы стихир и ирмосов праздника Вознесения Господня несут на себе отпечаток раздумья, грусти, иногда даже и скорби. В окружении подобного церковного устроения сердце верующего не сразу может принять переживаемое расставание с Господом. Напевы ирмосов Спасителю Богу дают душе описанное состояние, поддерживают его словами и напевом. Вероятно, поэтому эксапостиларий этого праздника меньше запоминается душой и занимает в ней меньше места, чем те светильны, которые несут положительный заряд, утверждают сознание, дают радостное состояние всему существу. А ведь среди них есть и светильны сравнительно малых праздников, такие, как Днесь весна благоухает… воскресенья апостола Фомы или глубочайший по смыслу светилен дня Преполовения Пятидесятницы Чашу имеяй неистощимых даров… Но церковное торжество имеет великое значение для нас, идущих по стезям церковной жизни, и потому мы смиренно вслушиваемся в слова эксапостилария праздника святого Вознесения Господня, чтобы продолжать жить в Церкви и вместе с нею исповедать происходящее: Учеником зрящим Тя, вознеслся еси Христе, ко Отцу соседя, ангели предтекуще, зовяху: возмите врата, возмите, Царь бо взыде к начальному Свету славы.

http://pravmir.ru/eksapostilarii-svetiln...

После же Недели (воскресения) ап. Фомы в последованиях Цветной Триоди находятся молитвословия Октоиха для всех дней каждой седмицы из одного гласа, но для каждого дня особые. Гласы Недель и седмиц следуют в таком порядке: в Неделю ап. Фомы песни Цветной Триоди (Октоих не поется в этот день) поются на первый глас, и в седмичные дни за этою Неделею в последованиях Цветной Триоди находятся песни Октоиха 1-го гласа. В Неделю Мироносиц и в седмичные за тем дни поются песни Октоиха 2-го гласа, в Неделю и седмицу Расслабленного – 3-го гласа, в Неделю и седмицу Самарянина – 4-го гласа, в Неделю и седмицу Слепого – 5-го гласа, в Неделю Св. Отец – 6-го гласа, в Неделю Пятидесятницы песни Цветной Триоди поются (Октоих не поется в этот день) на глас 1-й, в Неделю Всех Святых поются песни Октоиха 8-го гласа. Цветная Триодь, подобно Постной, иногда заменяет собою Минею, иногда поется вместе с нею. Минею Триодь заменяет вполне: в дни пасхальной седмицы, во все Недели (воскресения) Пятидесятницы, в день Преполовения и отдания его, в отдание Пасхи, в день Вознесения и отдания его, в субботу пред Пятидесятницей, в Пятидесятницу, в день Сошествия Святого Духа. Службы прилучившихся святых в эти дни (исключая служб среднему празднику, например, 23-го апреля, 8-го мая, или храмовому) переносятся на другие дни. В седмичные дни (исключая субботы пред Пятидесятницей) Цветная Триодь соединяется с песнопениями Минеи. Начиная с седмицы святого Фомы, устав церковный указывает петь в седмичные дни следующие песнопения Минеи: а) на вечерне – три стихиры на «Господи воззвах»; б) на утрени – канон на четыре. Впрочем, из Минеи поется и более песнопений, если случится память великого святого или храм святому. Молитвословия Цветной Триоди обозначаются в богослужебных книгах таким образом: 1) Если в Типиконе указывается на те песнопения, которые были петы в день Пасхи, то они называются словом «пасхальный», например: «кондак Пасхи», «стихиры пасхальныя». 2) Выражение же «стихиры воскресны» есть указание не на пасхальные (Триоди), а на воскресные стихиры Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

После же недели (воскресения) Ап. Фомы в последованиях Цветной Триоди находятся молитвословия Октоиха для всех дней каждой седмицы из одного гласа, но для каждого дня особые. Гласы недель и седмиц следуют в таком порядке: в неделю Ап. Фомы песни Цветной Триоди (Октоих не поется в этот день) поются на первый глас, и в седмичные дни этою неделею в последованиях Цветной Триоди находятся песни Октоиха 1-го гласа. В неделю Мироносиц и в седмичные за тем дни поются песни Октоиха 2-го гласа, в неделю и седмицу Расслабленного – 3-го гласа, в неделю и седмицу Самаряныни – 4-го гласа, в неделю и седмицу Слепого – 5-го гласа, в неделю Св. Отец – 6-го гласа, в неделю Пятидесятницы песни Цветной Триоди поются (Октоих не поется в этот день) на глас 1-й, в неделю Всех Святых поются песни Октоиха 8-го гласа. Цветная Триодь, подобно Постной, иногда заменяет собою Минею, иногда поется вместе с нею. Минею Триодь заменяет вполне в дни Пасхальной седмицы, во все недели (воскресения) Пятидесятницы, в день Преполовения и отдания его, в отдание Пасхи, в день Вознесения и отдания его, в субботу пред Пятидесятницею, в Пятидесятницу, в день сошествия Святого Духа. Службы прилучившихся святых в эти дни (исключая служб среднему празднику, например: 23-го апреля, 8-го мая, или храмовому) переносятся на другие дни. В седмичные дни (исключая субботы пред Пятидесятницею) Цветная Триодь соединяется с песнопениями Миней. Начиная с седмицы святого Фомы, устав церковный указывает петь в седмичные дни следующие песнопения Минеи: а) на вечерне–три стихиры на «Господи воззвах»; б) на утрени–канон на четыре. Впрочем из Минеи поется и более песнопений, если случится память великого святого или храм святому. Молитвословия Цветной Триоди обозначаются в богослужебных книгах таким образом: 1) Если в Типиконе указывается на те песнопения, которые были петы в день Пасхи, то они называются словом «пасхальный», например: «кондак Пасхи», «стихиры пасхальные». 2) Выражение же «стихиры воскресны » есть указание не на пасхальные (Триоди), a на воскресные стихиры Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Порядок стихословия праздничной редакции Б. п.: если канон поется на 12 с ирмосом (как правило, в этом случае ирмос поется дважды - см., напр., Типикон. Т. 2. С. 965, 968), то, поскольку в каждой песни по 12 стихов, после каждого из них припевается ирмос или тропарь; если же канон поется на 14, то ирмос и 1-й тропарь поются без библейского стиха (тропарь в этом случае может предваряться молебным припевом - напр., для 1-го тропаря канона утрени в воскресенье Типикон указывает «          », а для всех остальных - стихи Б. п.: Типикон. Т. 1. С. 23). Порядок стихословия будничной редакции Б. п.: песни 1, 3-5 и 8-я стихословятся до 14-го стиха (счет идет с конца) включительно, после к-рого поется ирмос, и далее после каждого стиха песни поется по тропарю; песни 6, 7 и 9-я по причине их краткости (по 12 стихов) стихословятся так же, как песни праздничной редакции. Порядок стихословия великопостной редакции песней: а) в понедельник, среду, четверг, пятницу и субботу те песни, где есть трипеснец (в субботу - четверопеснец), стихословятся так же, как песни будничной редакции, а из тех песней, где нет трипеснца, с тропарями стихословятся только последние 4 (если соединяются службы 2 святых, то 6) стиха (включая «      »), 2-я песнь опускается полностью; б) во вторник песни стихословятся так же, но полностью пропевается 2-я песнь (без присоединения тропарей), а ирмос, тропари и катавасия трипеснца поются сразу после нее (тропари с припевом «            »). Во все дни года, кроме двунадесятых праздников , их отданий , Лазаревой субботы , дней Страстной и Светлой седмиц, всех воскресений Пятидесятницы (кроме 7-го по Пасхе), Преполовения Пятидесятницы и его отдания, отдания Пасхи, праздников Обрезания Господня и свт. Василия Великого (1 янв.) и Трех святителей (30 янв.), 9-я песнь является составной: вначале поется песнь Пресв. Богородицы (6 стихов) с припевом «    », а затем - песнь Захарии с ирмосом и тропарями канона (Типикон. Гл.20). В указанные же дни песни Пресв. Богородицы и Захарии опускаются, уступая место особым праздничным припевам (Ирмологий. Т. 1. С. 188-196); если эти дни попадут на воскресенье, то (кроме двунадесятых Господских праздников , Пасхи и воскресений периода Пятидесятницы) 9-я песнь поется как обычно, с «    » и библейскими стихами. Во время 9-й песни совершается каждение храма; в те дни, когда песнь Пресв. Богородицы поется, она предваряется возгласом совершающего каждение диакона или священника: «          [или:    ]  ».

http://pravenc.ru/text/149135.html

    Подобает знать: «Честнейшую» поется в воскресенье в течение всего года – и в предпразднства, и попразднства, и в седмичные дни. Не поется же «Честнейшую» в следующие праздники: на Рождество Богородицы и на отдание праздника; на Воздвижение Честнаго Креста и на отдание; на Введение во храм Пресвятой Богородицы и на отдание; на Рождество Христово, на 26 декабря – Собор Пресвятой Богородицы и на отдание; на Обрезание Господне; на Богоявление, на 7 января – Собор Крестителя Господня Иоанна и на отдание; в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; на Сретение Господне и на отдание; на Благовещение Пресвятой Богородицы; в период от Лазаревой субботы до Недели Фоминой; во все Недели (воскресенья) Пятидесятницы, кроме Недели святых отец; на Преполовение Пятидесятницы и на отдание; в среду перед Вознесением (отдание Святой Пасхи); на Вознесение Господне и на отдание; на Троицу, на Духов день и на отдание; на Преображение Господне и на отдание; на Успение Пресвятой Богородицы и на отдание. (Если же праздник или отдание праздника случится в воскресенье, то поется «Честнейшую»).     На литургии в попразднство и в отдание прокимен праздника поется (трижды) вместо дневного прокимна. На малом входе в попразднство Господских праздников поется «Приидите, поклонимся» с особым праздничным припевом в конце, который берется из второго антифона литургии праздника, а в попразднство Богородичных праздников – «молитвами Богородицы…» (кроме дней воскресных, когда поется «воскресший из мертвых»).    В отдание Богородичных праздников (но не Господских) на литургии читаются Апостол и Евангелие праздника после рядового зачала. Причастен праздника поется в попразднство (но не в предпразднство) и в отдание. Задостойник поется во все дни попразднства (в том числе и в воскресенье) до отдания включительно.    В дни попразднства до отдания праздника включительно полагается полный отпуст праздника, только без упоминания седмичных святых, например, бесплотных сил и др., так как Октоих в попразднство не поется, но в воскресные дни – отпуст воскресный, а не праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Собственные Е., или светильны, имеются у большинства минейных последований. Е. служб святых сопровождаются богородичнами, к-рые по воскресеньям заменяются богородичнами воскресных Е. (в греч. практике это правило может не действовать; см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 57, 26), а по средам, пятницам и субботам - богородичнами вседневных Е. Октоиха (если те не отменяются вовсе), в попразднства - Е. праздника. Е. великих праздников, как правило, повторяются трижды или, если праздник имеет 2 Е. (или Е. и богородичен), исполняются с повторением 1-го; с повторением 1-го текста могут исполняться и Е. средних праздников. Е. двунадесятых праздников звучат также в периоды попразднств (предпразднства имеют особые песнопения), соединяясь с Е. рядовых святых,- они поются после рядовых минейных светильнов на       а могут и предварять их. Е. Минеи не поются на утрене в те дни, когда отменяется сама рядовая служба Минеи, напр. в воскресные и особые дни Триоди. Свои уникальные Е. имеются во все воскресенья (кроме Недели ваий) и в нек-рые особые дни (включая дни Страстной седмицы) и субботы Постной Триоди, а также во все воскресенья Цветной Триоди (включая Пасху и Пятидесятницу), в праздники Преполовения Пятидесятницы и Вознесения Господня. Е. недель Цветной Триоди, Преполовения и Вознесения исполняются и в периоды их попразднств (Е. Пасхи поется только на Светлой седмице, в недели жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом и в день отдания Пасхи, предваряя собственный Е. соответствующей недели). Кроме утрени Е. поется после канона в чине Елеосвящения (ср.: Вениамин. Новая скрижаль. [Т. 2.] С. 384); это объясняется тем, что некогда отдельные части этого продолжительного чина включались в состав суточных служб, в частности утрени. Светильны или Е. иногда выписываются вместе с канонами и в составе различных последований для келейной молитвы. Лит.: Κυρλλος (Αθανασιδης), εροδικ. Πρς τν ρωτσαντα περ τς πακος, το κοντακου, το οκου κα ξαποστειλαρου// Νικφορος Κλλιστος Ξανθπουλος. Ερμηνεα ες τος ναβαθμος Οκτωχου. Εν Ιεροσολμοις, 1862. Σ. 126-129; Christ, Paranikas. Anthologia. P. LX, 110-112; Παπαδπουλος Γ. Ι. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890. Σ. 257; Вениамин. Новая скрижаль. [Т. 1.] С. 121; [Т. 2.] С. 384, 438; Никольский. Устав. Т. 3. С. 312-314; Розанов. Устав. Passim; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 294-299; Tillyard H. J. V. Byzantine Music and Hymnography. L., 1923. P. 35 f.; Σοφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Κωνσταντνος Πορφυρογννητος//Ρωμανς Μελδς. 1932/1933. Τ. 1. Σ. 82; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography. P. 237; Θουντολης Ι., Γεοργου Π. Εξαποστειλριον//ΘΗΕ. 1964. Τ. 5. Σ. 712-715; Ξδης Θ. Βυζαντιν Υμνογραφα. Αθναι, 1978. Σ. 274, 278; Арранц М. Как молились Богу древние византийцы: Суточный круг богослужения по древним спискам визант. Евхология: Дис./ЛДА. Л., 1979; он же. Молитвы и псалмопение по к-польскому песненному последованию: Доп. к дис. Рим, 1997.

http://pravenc.ru/text/189659.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010