12) «Воскресение Христово видевше...» на воскресной утрене поется трижды, а в прочие дни на утрене, перед 50-м псалмом, единожды. 13) Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряныне и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых...» по каждой песни и без припевов на 9-й песни канона. В седмичные дни (на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи (кроме Преполовения и его отдания). 14) Во все Недели (т. е. воскресенья) до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поется. Каждение храма на 9-й песни канона совершается. 15) Ексапостиларий «Плотию уснув...» поется на воскресной утрене в Недели, когда полагается канон Пасхи. 16) На 1-м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо «Взбранной Воеводе...» петь кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...». 17) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: «Ангел вопияше...» и «Светися, светися...». 18) Причастен Пасхи «Тело Христово приимите...» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством. 19) Земные поклоны до дня Святой Троицы Уставом отменяются. О соединении Триоди с Минеей в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи, кроме суббот и воскресений Службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем при пении стихир, тропарей и канона исполняются сначала песнопения Триоди, а потом Минеи. Первым поется канон Триоди, к которому присоединяются тропари канона святого. Катавасия, если служба с великим славословием, – Пасхи, но не Минеи. Если служба без великого славословия, то катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – канона Минеи. Следует помнить, что под «праздником» в Цветной Триоди подразумевается служба воскресного дня (ближайшего из прошедших) или праздники Преполовения, Вознесения и Пятидесятницы (в сами эти праздники и в их попразднства). Наименование «праздник» ни в коем случае не относится к празднику Пасхи или празднику Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-11/

12) «Воскресение Христово видевше…» на воскресной утрене поется трижды, а в прочие дни на утрене, перед 50м псалмом, единожды. 13) Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен-мироносиц, расслабленного, о самаряныне и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного «Христос воскресе из мертвых…» по каждой песни и без припевов на 9й песни канона. В седмичные дни (на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи (кроме Преполовения и его отдания). 14) Во все Недели (т. е. воскресенья) до отдания Пасхи на воскресной утрене «Честнейшую» не поется. Каждение храма на 9й песни канона совершается. 15) Ексапостиларий «Плотию уснув…» поется на воскресной утрене в Недели, когда полагается канон Пасхи. 16) На 1м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо «Взбранной Воеводе…» петь кондак Пасхи, глас 8й: «Аще и во гроб…». 17) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…». 18) Причастен Пасхи «Тело Христово приимите…» поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством. 19) Земные поклоны до дня Святой Троицы Уставом отменяются. О соединении Триоди с Минеей в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пасхи, кроме суббот и воскресений Службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем при пении стихир, тропарей и канона исполняются сначала песнопения Триоди, а потом Минеи. Первым поется канон Триоди, к которому присоединяются тропари канона святого. Катавасия, если служба с великим славословием, – Пасхи, но не Минеи. Если служба без великого славословия, то катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – канона Минеи. Следует помнить, что под «праздником» в Цветной Триоди подразумевается служба воскресного дня (ближайшего из прошедших) или праздники Преполовения, Вознесения и Пятидесятницы (в сами эти праздники и в их попразднства). Наименование «праздник» ни в коем случае не относится к празднику Пасхи или празднику Минеи.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

По Трисвятом – тропарь прп. Евфросинии, глас 8й. «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. Примечание. Если в попразднство Преполовения случится святой, которому Типикон назначает всенощное бдение (например, храмовый святой), то на благословении хлебов не должен петься тропарь праздника Преполовения, так как в последовании этих дней составитель Цветной Триоди придерживается обычного общего порядка богослужения, свойственного вообще всем дням Святой Пятидесятницы (до отдания праздника Пасхи включительно). Именно поэтому попразднство Преполовения мало чем отличается от обычного попразднства дня воскресного. Таким образом, устав пения тропарей на великой вечерне, если случится великий святой с бдением, – обычный, т. е. поется тропарь святого (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8й (дважды). «Слава» – тропарь прп. Евфросинии, глас тот же, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. Кафизмы 13я и 14я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален прп. Евфросинии, глас 5й: «Доблественне Богу работавши…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8й: «Стоя посреде святилища…» (см. в седальнах по 2м стихословии) . По 2м стихословии – седален прп. Евфросинии, глас 4й: «Плоть распяла еси со страстьми…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8й: «Стоя посреде святилища…» (см. в седальнах по 2м стихословии). Полиелей. Величание прп. Евфросинии и избранный псалом. Седален прп. Евфросинии по полиелее, глас 2й: «Твердое изволение…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 8й: «Стоя посреде святилища…» (см. в седальнах по 2м стихословии). Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен прп. Евфросинии, глас 4й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев»; стих: «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Евангелие прп. Евфросинии. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобныя матере нашея Евфросинии…». Стихира прп. Евфросинии.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Принятый ныне в РПЦ Типикон предписывает петь З. на литургии праздников: Рождества Пресв. Богородицы (здесь же говорится и о пении З. вообще во все Господские и Богородичные праздники), Рождества Христова, Благовещения Пресв. Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Пасхи, Преполовения Пятидесятницы, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресв. Богородицы, а также Великих четверга и субботы. В совр. практике З. поются также и на литургиях всех остальных двунадесятых праздников : Воздвижения Креста Господня, Введения Пресв. Богородицы во храм, Богоявления, Сретения Господня и, кроме того, в Лазареву субботу. Помимо дней самих двунадесятых праздников и Пасхи З. поются и за литургиями в периоды попразднств, до отдания включительно (Типикон содержит соответствующие указания лишь для праздников Рождества Христова, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресв. Богородицы). При этом З. Пасхи не поется в дни Преполовения Пятидесятницы и отдания (но не попразднства) этого праздника, т. к. в эти дни поется З. Преполовения. В совр. греч. практике З. исполняется лишь в сам день того или иного праздника и в день его отдания, тогда как в периоды попразднств, если на утрене есть «Величит душа Моя Господа», на литургии поется обычное «Достойно есть» (см.: Ργας Γ. Τυπικν. Θεσσαλονκη, 1994. Σ. 128-129. (Λειτορυγικ Βλατδων; 1); Βιολκης. Τυπικν. Σ. 38-39). Кроме того, выбор З. в греч. традиции отличается от русской. так, на Преображение Господне в качестве З. используется тропарь 7-й песни 2-го праздничного канона Νν τ νκουστα κοσθη (при этом на отдание З. служит, как обычно, ирмос 9-й песни канона), на Рождество Христово и Богоявление в день праздника З. служит ирмос 1-го канона праздника, а на следующий день и на отдание - ирмос 2-го канона (см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 125, 126, 145, 146; Τυπικν τς θω ερας μονς το γου Διονυσου. Αγιον Ορος, 2004. Σ. 132, 140, 159, 165). Поскольку по месту в службе З. является аналогом «Достойно есть», он часто уподобляется этому песнопению и по структуре.

http://pravenc.ru/text/182477.html

В современной практике задостойники поются также и на литургиях всех остальных двунадесятых праздников: Воздвижения Креста Господня, Введения Пресвятой Богородицы во храм, Богоявления, Сретения Господня и, кроме того, в Лазареву субботу. Помимо дней самих двунадесятых праздников и Пасхи задостойники поются и за литургиями в периоды попразднств, до отдания включительно (Типикон содержит соответствующие указания лишь для праздников Рождества Христова, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы). При этом задостойник Пасхи не поется в дни Преполовения Пятидесятницы и отдания (но не попразднства) этого праздника, так как в эти дни поется задостойник Преполовения. Всего задостойник используется около 120 дней в году. Поскольку по месту в службе задостойник является аналогом «Достойно есть», он часто уподобляется этому песнопению и по структуре. Как «Достойно есть» состоит из припева «Достойно есть» и ирмоса трипеснца Великой пятницы «Честнейшую херувим», так и к задостойнику, ирмосу 9й песни праздничного канона, обычно прибавляется предваряющий его припев, взятый из 9й песни того же канона. В современном русском Типиконе о припеве как о части задостойника говорится лишь в описании службы на Рождество Пресвятой Богородицы, но на практике задостойник всегда, за исключением Лазаревой субботы, Входа Господня в Иерусалим, Великих Четверга и Субботы и Преполовения Пятидесятницы, включает припев (в том числе и на Пятидесятницу, хотя канон этого праздника, согласно стандартным изданиям Триоди, не имеет никаких особых припевов). В дни совершения литургии свт. Василия Великого вместо «Достойно есть» поется тропарь «О Тебе радуется» (кроме Великих Четверга и Субботы, а также случая совпадения праздника Благовещения Пресвятой Богородицы или его отдания с одним из воскресений Великого поста), который в некоторых литургических памятниках также может называться задостойником. Наибольшее количество гармонизаций сочинено на текст задостойника Пасхи: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: Радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый: людие веселитеся. Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего». Рождество Пресвятой Богородицы. 8 (21) сентября Глас 8: Чужде мáтерем дéвство, и стрáнно дéвам деторождéние; на Тебé, Богорóдице, обоя устрóишася. Тем Тя вся племенá земнáя непрестáнно величáем. Чуждо матерям девство, и невозможно девам деторождение; на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое, потому все мы, народы земные, непрестанно величаем Тебя. Воздвижение Честного и Животворящего Креста 14 (27) сентября Глас 8: Тáин еси, Богорóдице, рай, невоздéланно возрастивший Христá, Имже Крéстное живонóсное на земли насадися дрéво. Тем ныне возносиму, покланяющеся ему, Тя величáем.

http://azbyka.ru/zadostojnik

8) В воскресенье, по отпусте Литургии, по древнему обычаю, иерей трижды осеняет народ Крестом и возглашает: “Христос воскресе!”, как и в дни Светлой седмицы. Певцы поют заключительное “Христос воскресе из мертвых...” ( трижды), “ И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению” ( единожды). По седмичным дням осенения Святым Крестом не бывает. 9) Тропарь “Христос воскресе из мертвых...” поется также в начале молебнов, панихид, Крещения, отпевания и других треб. 10) “ Царю Небесный...” не читается и не поется до дня Святой Троицы. 11) Службы случившихся святых во все воскресные дни Святой Пятидесятницы ( кроме вмч. Георгия, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свв. равноапостольных Константина и Елены, храмовых и полиелейных праздников) не соединяются с воскресной службой, а вычитываются на повечериях вместе с каноном Богородицы из Октоиха и трипеснцами Цветной Триоди ( помещены в приложении Триоди). 12) “Воскресение Христово видевше...” на воскресном бдении поется трижды, а в прочие дни на утрене, перед 50– м псалмом, единожды. 13) Канон Пасхи поется на воскресной утрене в Недели жен– мироносиц, расслабленного, о самаряныне и о слепом, со всеми тропарями и Богородичнами, без заключительного “Христос воскресе из мертвых...” по каждой песни и без припевов на 9– й песни канона. В седмичные дни ( на будничных службах) канон Пасхи петь не положено. В Неделю Антипасхи и в праздники с великим славословием положено петь на катавасию ирмосы Пасхи. 14) Во все Недели до отдания Пасхи на воскресной утрене “ Честнейшую” не поем. 15) Ексапостиларий “Плотию уснув...” поется на воскресной утрене в Недели, когда полагается канон Пасхи. 16) На 1– м часе во все дни от Недели Фоминой до Вознесения принято вместо “ Взбранной Воеводе...” петь “Аще и во гроб...”. 17) На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: “Ангел вопияше...” и “Светися, светися...”. 18) Причастен Пасхи “Тело Христово приимите...” поется во все дни до отдания Пасхи, кроме седмицы Фоминой и Преполовения с попразднством.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

19) Земные поклоны до дня Святой Троицы Уставом отменяются. О соединении Триоди с Минеей в седмичные дни от Недели Фоминой до отдания Пятидесятницы, кроме суббот и воскресений Службы Цветной Триоди соединяются с Минеей, причем при пении стихир, тропарей и канона исполняются сначала песнопения Триоди, а потом Минеи. Первым поется канон Триоди, к которому присоединяются тропари канона святого. Катавасия, если “ служба с великим славословием,– Пасхи или праздника Триоди, но не Минеи. Если служба без великого славословия, то катавасия по 3– й, 6– й, 8– й и 9– й песни – канона Минеи. Следует помнить, что под “ праздником” в Цветной Триоди подразумевается служба воскресного дня ( ближайшего из прошедших) или праздники Преполовения, Вознесения и Пятидесятницы ( в сами эти праздники и в их попразднства). Наименование “ праздник” ни в коем случае не относится к празднику Пасхи или празднику Минеи. I. На Литургии в седмичные дни полагаются: 1) На блаженны – песни праздничного канона на 6: в понедельник – 1– я песнь, во вторник – 4– я, в среду – 5– я, в четверг – 7– я, в пятницу – 8– я, в субботу – 9– я. 2) По входе – тропари и кондаки: а) На Фоминой седмице – тропарь праздника ( Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого ( если есть), тропарь другого рядового святого ( если два святых, и оба с тропарями); кондак храма святого, кондак первого рядового святого. “ Слава” – кондак второго рядового святого, “ И ныне” – кондак праздника. б) В седмицу святых жен– мироносиц – тропарь праздника: “Благообразный Иосиф...”, воскресный: “Егда снизшел еси...”, праздника: “Мироносицам женам...”, тропарь храма Богородицы. в) В попразднство Преполовения – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь рядового святого ( одного или двоих); кондак храма святого, кондак рядового святого. “ Слава” – кондак другого рядового святого ( если их два), “ И ныне” – кондак праздника. г) Во все остальное время – так же, как в попразднство Преполовения, только вместо тропаря праздника – тропарь воскресный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вопр. Сразу хочется задать вопрос: А не кажется ли вам, что эти перечисленные праздники (о расслабленном, самаряныне, слепом) как-то не вяжутся с празднованием Пасхи? Праздники Антипасхи, жен-мироносиц еще понятно, а с этими какая связь? Связи с празником Пасхи на самом деле нет. И хотя связь исцеления слепого к празднику Воскресения Христова еще можно как-то усмотреть в том, что (как поется на службе) «слепый просвещься весь, и Светодавца познавает и Светодетеля, возсиявшаго из гроба тридневно и землю уяснившаго Своим воскресением, из Негоже возсия свет возсоздания во тьме держимым человеком», однако на самом деле эти праздники связаны не с Пасхой,… а с Пятидесятницей. — Каким образом? — А тем, что все они (как говорится в синаксаре) случились в Пятидесятницу. Да и весь период от Пасхи до праздника Пятидесятницы – это и есть собственно период (50-ти дней) Пентикостариона. Это еще одно (более соответствующее) название «Триоди цветной», означающее в переводе Пятидесятница. Середину этого периода составляет среда 4ой седмицы по Пасхе, называемая преполовением Пятидесятницы. Этот день соединяет собою два великих праздника — Пасху и Пятидесятницу. В этом году он будет 13 мая. А 27 мая (в среду 6ой седмицы) будет совершаться «Отдание Пасхи», по подобию отдания двунадесятых праздников. Обращаю внимание тех, кто не смог побывать на Пасхальном богослужении в храме, что в этот день (2022 года) по благословению Святейшего Патриарха будет совершаться Пасхальная служба в том виде, как она совершалась и в первый день Пасхи. Соответственно и все виды богослужений суточого круга этого дня можно будет совершать по пасхальному чину. Отметили себе, да?! А с сегодняшнего дня возвращаются все те последования суточного круга, о которых мы с вами говорили. Вновь совершаются службы Утрени, Часов, Вечерни, Повечерия, Полунощницы и совершаются они в соответствии с теми временными рамками, которые вы уже знаете. Есть только некоторые особенности их совершения в период пения Триоди. Так, в начале службы от 1го дня Пасхи и вплоть до его Отдания (которое совершается накануне праздника Вознесения Господня) вместо молитвы Царю Небесный поется троекратное «Христос воскресе». После которого читается все остальное «Трисвятое по Отче наш», «Приидите поклонимся» и т.д. Есть и другие особенности, но о них пока говорить не будем.

http://azbyka.ru/video/24-prazdniki-cvet...

13 сентября – память обновления святого храма Воскресения Христова в Иерусалиме на Голгофе; 23 сентября – праздник Зачатия честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 2 июля – праздник Положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне; 1 августа – Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Эта служба соединена со службой свв. мученикам Маккавеям. Где в этот день отмечается храмовой праздник, то положено совершать особую службу «Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии» с величанием. «Происхождение» иначе вынос Животворящего Креста Господня, который совершался в Константинополе из императорских покоев в церковь Св. Софии. При этом совершаемо было и водоосвящение. Праздник Всемилостивому Спасу совершается в память двух побед: константинопольского имп. Мануила над сарацинами и вел. кн. Андрея Боголюбского над волжскими болгарами, которые совпали в один и тот же день 1 августа 1164 года. Оба государя видели с войсками своими светлые лучи, исходившие от взятых на войну икон Спасителя и Богоматери. В день 1 августа как бы предначинается празднование Животворящему Кресту: с этого дня и до отдания Воздвижения поется на всех праздничных утренях катавасия: «Крест начертав Моисей». После Великого славословия выносится крест на середину храма и бывает поклонение ему с пением: «Кресту Твоему покланяемся Владыко», подобно тому, как в неделю Крестопоклонную и в праздник Воздвижения. Обыкновенно после литургии совершается малое освящение воды. Крест остается на середине храма до вечерни следующего дня 2 августа: после отпуста вечерни он торжественно, при пении тропаря и кондака, вносится снова в алтарь. С 1-го августа начинается Успенский пост, так что 31 июля бывает мясопуст, или заговены. Если 31 июля придется в постный день среду или пяток, – заговены бывают 30 июля. 16 августа – праздник Перенесения Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше Святого Убруса, от Эдесса в Константинополь град. Это перенесение было в 944 г. Авгарь, царь Эдесский, будучи болен послал Ананию к Господу Иисусу Христу с письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. Авгарь поручил также Анании, бывшему живописцем, написать изображение лика Христова. Но последнему это не удавалось. Тогда Господь отер лицо Свое полотенцем, или убрусом, и на нем чудесно отобразился Его Божественный Лик. Помолившись перед этим чудесным изображением, Авгарь исцелился. В царствование имп. Константина Багрянородного этот Нерукотворенный Образ был перенесен в Константинополь, в память чего и был установлен праздник 16 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Как «Достойно есть» состоит из припева «Достойно есть» и ирмоса трипеснца Великой пятницы «Честнейшую херувим», так и к З., ирмосу 9-й песни праздничного канона, обычно прибавляется предваряющий его припев, взятый из 9-й песни того же канона. В совр. рус. Типиконе о припеве как о части З. говорится лишь в описании службы на Рождество Пресв. Богородицы, но на практике З. всегда, за исключением Лазаревой субботы, Входа Господня в Иерусалим, Великих четверга и субботы и Преполовения Пятидесятницы, включает припев (в т. ч. и на Пятидесятницу, хотя канон этого праздника, согласно стандартным изданиям Триоди, не имеет никаких особых припевов). В рус. певч. рукописях припевы чаще всего не нотировались; они стали фиксироваться в послениконовский период (ранее всего припев З. Пасхи; см.: [Синодальный] Обиход. М., 1902). В старообрядческой традиции и совр. греч. практике мн. З., исполняемые в послениконовской рус. традиции с припевом, не имеют припева. В дни совершения литургии свт. Василия Великого вместо «Достойно есть» поется тропарь «О Тебе радуется» (кроме Великих четверга и субботы, а также случая совпадения праздника Благовещения Пресв. Богородицы или его отдания с одним из воскресений Великого поста), к-рый в нек-рых литургических памятниках также может называться З. З. в русской певческой традиции до сер. XVI в., как правило, не выделялись из состава нотированного Ирмология. Тем не менее в виде цикла З. в порядке 8 гласов (от З. Пасхи 1-го гласа до З. Рождества Богородицы 8-го гласа) знаменного распева обнаружены в рукописи 1-й четв. XVI в. (РГБ. Ф. 173. I. 231. Л. 101-103). С кон. XVI в. систематически фиксируются по отдельности в составе Стихирарей месячного и постного или в виде цикла З. путевого распева , записываемые путевой или знаменной нотациями (РГБ. Ф. 354. 140; РНБ. Солов. 690/763 и др.). В XVI-XVII вв. этот распев был наиболее распространенным (см.: РГБ. Ф. 379. 18. Л. 92 об.- 98, посл. четв. XVII в.; расшифровку см.: Пожидаева Г. А. Певческие традиции Др.

http://pravenc.ru/text/182477.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010