Ос. 11 :7. Народ его удален 212 из (места) обитания своего, и Бог разгневается на дрогоценности 213 его и не возвысит 214 его. Ос. 11 :8. Как устрою тебя, Ефрем? Защищу-ли тебя, Израиль? Как поступлю с тобою? Поступлю-ли с тобою, как с Адамой и Севоимом 215 ? Повернулось сердце Мое из за него, возбудилось раскаяние во Мне 216 . Ос. 11 :9. Не поступлю по гневу ярости Моей, не допущу истребления Ефрема, ибо Я Бог, а не человек, среди тебя Святый, и не войду в город 217 . Ос. 11 :10. Вослед Господа пойду 218 : как лев Он возревет, ибо Он возревет, и ужаснутся чада вод 219 . Ос. 11 :11. И прилетят 220 , как птица, из Египта и как голубь из земли Ассирийской, и водворю их в домах их, говорит Господь. Ос. 11 :12. Окружил Меня ложью Ефрем и нечестием дом Израилев и Иуда, ныне Бог познал 221 их, и они назовутся 222 святым народом у Бога 223 . Глава 12 Ос. 12 :1. Ефрем — злой дух, гонялся за зноем весь день 224 : умножил пустое и суетное 225 , заключал союз с Ассириянами и посылал елей в Египет. Ос. 12 :2. У Господа суд (и) с Иудой, чтобы отомстить Иакову: по путям его и по замыслам его Он воздаст ему. Ос. 12 :3. Во чреве (матери) он запинал брата своего 226 и своим усилием преодолел Бога 227 . Ос. 12 :4. И боролся с Ангелом и превозмог 228 . Плакали и молились Мне, в дому Она нашли Меня и там сказано им 229 . Ос. 12 :5. Господь же — Бог Вседержитель, да будет память о Нем! Ос. 12 :6. И ты к Богу своему обратись, храни милость и правду, и будь всегда близок к Богу твоему. Ос. 12 :7. Ханаан 230 , — в руке его неправильные весы, — любит насилие. Ос. 12 :8. И говорит Ефрем: «однако я разбогател, нашел себе отдых»! Ос. 12 :9. Все груды его пропадут 231 для него ради неправд, которыми он согрешил. Ос. 12 :10. А Я Господь, Бог твой, извел тебя из земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника 232 . И Я говорил 233 пророкам, и Я видения умножал, и в руках пророков уподоблялся 234 . Ос. 12 :11. Если Галаад — ничто 235 , то лживы князья, приносившие жертвы и в Галгалах 236 , жертвенники их тоже, что черепахи 237 в поле диком.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Отвернемся от недостойного предательского убийства. В стане Евреев мы слышим трубные блестящие звуку победного гимна. Пророчица и Варак пели и пересказывали свои действия. Девора прославляла народ Иеговы, потому что он обнаружил воинский порыв выкупить своею кровью свою свободу. Она славила Бога Израилева, Бога Синая, потому что Он дал своему народу вдохновение героизма и честь победы. «Князи поступали, как князи во Израиле, Народ показал рвение: Прославьте Господа! Слышите цари, внемлите вельможи. Я Господу, я воспою, Бряцаю Господу, Богу Израилеву. Когда выходил Ты, Господи, от Сеира, Когда шел с поля Едомского, Тогда земля тряслась, и небо капало, И облака проливали воду; Горы растаявали от лица Господа, Сей Синай от лица Господа, Бога Израилева» 223 . В упоении торжеством пророчица припоминает прошедшие опасности. Прежде Еврей боялся выходить на равнину и идти по прямой дороге: за ним мог следить взор притеснителя. Леденея от страха, народ Божий скрывался и пробирался по горным тропинкам до тех пор, когда, наконец, Девора на своей груди отогрела Израиля, свое дитя. «Во дни Самегара, сына Анафова 224 , Во дни Иаили 225 , праздны были дороги, И ходившие прежде путями гладкими тогда ходили окольными дорогами. Не было вождей у Израиля, не было, Пока не восстала я, мать в Израиле» 226 . Народ заплатил рабством за неверность своему Богу. Не будучи больше поддерживаем Божественным Духом, он потерял силу, которая бы побуждала его действовать против опасности. Одинокий, он чувствовал себя слабым, он сделался трусом. «Избрали новых богов, От того война у ворот. Виден ли был щит и копье У сорока тысяч Израиля?» 227 Пророчица была строга, даже сурова в тот час, когда Израиль омыл стад своего прошедшего. Она, казалось, замечала это сама и с деликатностью, свойственной душам мужественным, она с энтузиазмом выражает свою любовь и свое удивление начальникам, которые вели Израиля на путь победы: «Сердце мое к вам, начальника Израилевы! К народу, показавшему рвение!» Но послушайте, кому она приписывает превозносимую ею силу:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

пер. 218 Ис 49:2,6, в Синод, переводе и соделал Меня стрелою изостренною И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим. — Прим. пер. 219 Лк 24:32, в Синод, переводе не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? — Прим. пер. 220 Песн 2.6, в Синод, переводе обнимает меня. — Прим. пер. 221 Ср. Прем 7:27. 100 Числ 24:9, в Синод, переводе лежит как лев и как львица. — Прим. пер. 222 Притч 3:16, в Синод, переводе долгоденствие. — Прим. пер. 223 Букв.: «часть руки от локтя до кисти». — Прим. пер. 224 Иез 13:18, в Синод, переводе горе сшивающим чародейные мешочки подмышки и делающим покрывала для головы всякого роста. — Прим. пер. 225 Исх 20:12, в Синод, переводе чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. — Прим. пер. 226 Песн 2:7, в Синод, переводе Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями. — Прим. пер. 227 Песн 2:7, в Синод, переводе не будите и не тревожьте возлюбленной. — Прим. пер. 228 Ис 1:21, в Синод, переводе Правда обитала в ней. — Прим. пер.. 229 Числ 24:9, в Синод, переводе лежит как лев и как львица. — Прим. пер. 230 Мф 8:23 и сл. 231 Быт 27:27. 232 Песн 2:7–8, в Синод, переводе не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно. Голос возлюбленного моего! — Прим. пер. 233 Песн 2:8, в Синод, переводе скачет по горам, прыгает по холмам. — Прим. пер. 234 Песн 2:9, в Синод, переводе Друг мой. — Прим. пер. 235 Ср. Втор 14:4. 236 " Серна " (греч.). — Прим. пер. 237 См. Лк 24:32. 238 Ориген производит слово dorkas от δρκωμα " видеть " . — Прим. пер. 239 Пс 73:13, в Синод, переводе Ты сокрушил головы змиев в воде. — Прим. пер. 240 2 Кор 10:5. 241 Греч, " иноплеменники " ; так Септуагинта называет филистимлян. — Прим. пер. 242 Песн 2:9, в Синод, переводе Вот он стоит у нас за стеною. — Прим. пер. 243 Песн 2:9, в Синод, переводе заглядывает в окно. — Прим. пер. 244 Иер 9:20, в Синод, переводе (Иер 9:21) входит в наши окна. — Прим. пер. 245 См. Мф 5:28. 246 Песн 2:9, в Синод, переводе мелькает сквозь решетку. — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

При обилии духовных дарований в апостольской церкви и широком применении их за богослужением, последнее тогда не могло не отличаться от нашего значительной свободой и разнообразием. Содержание богослужения обусловливалось тем, кто из харисматических лиц, участвовавших в нем, и какие откровения или какое вдохновение получал за богослужением. Но так как отличительным свойством христианского вдохновения является то, что «и духи пророческие послушны пророкам», т.е. сохранение при вдохновении полного сознания и самообладания, то и такая свобода и разнообразие тогдашнего богослужения допускала некоторое ограничение чрез правильный порядок и чин, путем свободного подчинения каковым она только выигрывала в своем величии и красоте. Так уже в этот «энтузиастический» период христианства положено начало строго определенному чину богослужения .Весь указанный отдел 1 послания к Коринфянам имеет целью именно ввести более порядка в богослужебные собрания и в частности определить порядок употребления за богослужением духовных дарований. Ап. Павел хочет, чтобы пророческие откровения, как дающие назидание не только сердцу, но и уму, преобладали за богослужением над языкоговорением, уступающим пророчеству по своей неопределенности и субъективности: «ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» 223 , – другими словами апостол хочет, чтобы дидактический элемент в богослужении преобладал над лирическим 224 ; – чтобы не было переполнения богослужебного материала однородным содержанием: «и если кто говорит на (незнакомом) языке, (говорите) двое или много трое, и то порознь, а один изъясняй; и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» 225 , чтобы не было одновременного говорения 226 нескольких лиц («и то порознь» требование не очень настойчивое). Во всех этих требованиях апостол ссылается на то, что «так бывает во всех церквах у святых» 227 . Следовательно, по разным церквам начинал уже устанавливаться более или менее одинаковый порядок богослужения. Оно происходило благообразно ( εσχμων, изящно, эстетически) и чинно ( κατà τξιν, в стройном порядке 228 : первое зависело от второго.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

При печали лица сердце делается лучше ( Еккл. 7:3 ). Когда мы гневаемся на себя и огорчаемся от того, что видим в себе склонность к дурным поступкам, то душа наша, конечно, восторгается красотой добродетелей. 222. Правителю дел Как говорит апостол: нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). Однако все верующие сохраняют принадлежность к мужскому и женскому полу. Здесь апостол Павел говорит не о видимом, имея в виду невидимое зрению, поскольку у взирающих на Бога мужская и женская похоть умерщвлена и намерением, и верой, и желанием. 223. Дометиану – чиновнику при градоначальнике Если Господь всяческих Христос Бог, умерши, не воскрес из мертвых, то: и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15:14 ), напрасно вкушаем мы Тело и Кровь Христовы для собственного нашего очищения, чтобы возвещать не только смерть Христову, но и воскресение, и славу, и вечное Царство Христово. 224. Докладчику Франку Когда донимает тебя плотская похоть, убойся вечных мук. И как говорит Соломон: и ты будешь, как спящий посреди моря и как спящий на верху мачты ( Притч. 23:54 ). Ибо если во время борения с возбуждающим тебя благообразным образом сможешь представить себе вечную муку, то сможешь спокойно переплыть бурное море, спокойно преодолев побуждение нападающих на тебя демонов. 225. Аристократу евнуху Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф. 3:11 ), под огнём понимай теплоту и возрождающую силу благодати и еще силу, истребляющую наши грехи. 226. Заседателю Аполофану Ты сделался каким-то блеющим и бессловесным, хотя думаешь о себе, что ты разумен, отказавшись от служения Богу и не захотев внимать Ему. Между тем ты охотно преклоняешь ухо к врагу, к погибели своей, возлюбив неестественного владыку, непрестанно выполняешь его повеления. Хорошо закон еврейский повелевал рабу, возненавидевшему свободу, провертеть шилом ухо, как бы в знак того, что никогда не примет он слова о свободе. Это самое сделано и с тобой, потому что ты стал вечным рабом сатаны, возлюбив его и земную жизнь и не желая хоть однажды услышать слова Божественного Писания, ни подумать о будущем веке. 227. Таксеоту Македонию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

При разделении Палестины между сынами Израилевыми, Изреельская равнина досталась в удел колену Иссахарову 224 . Потомки Иссахара постарались воспользоваться естественными богатствами своего удела и с усердием занялись земледелием, возделыванием виноградных садов и скотоводством. Эти занятия, с избытком вознаграждаемые, развили в потомках Иссахара наклонность к мирной, покойной жизни. Они выше всего ставили свое скромное, полное тихих радостей, существование среди плодородных полей, пастбищ и виноградников и тогда как другие колена для ограждения себя, для приобретения тех или других выгод обыкновенно обращались к оружию, колено Иссахарово предпочитало действовать в подобных случаях путем переговоров и уступок и даже готово было для охранения своего покоя скорее пожертвовать частью своих богатств, нежели взяться за оружие. И потому-то когда при передаче Давиду царства Саулова, все колена Израилевы прислали к Давиду в Хеврон многие тысячи воинов, носящих щит и копье 225 , готовых к сражению, вооруженных всякими военными оружиями, одно только колено Иссахарово отправило в Хеврон незначительное количество не воинов, но разумных мужей. Но в тоже время Иссахаряне, как бы желая сделать менее заметным отсутствие своих воинов и поставить выше всякого сомнения свою преданность Давиду, привезли в Хеврон, вместе с Завулонянами и Нефоалимлянами, целые караваны муки, смокв, изюма, вина и елея и пригнали множество крупного и мелкого скота 226 для прокормления многочисленных, собравшихся к новому царю, воинов. На то, что потомкам Иссахара достанется некогда в удел обильная водами, плодородная земля, что они полюбят мирную, спокойную жизнь, добровольно возьмут на себя бремя земледельческих трудов и из приобретенного будут выдавать известную часть другим, пророчески указал еще патриарх Иаков 227 , благословляя перед смертью своих сынов. Иссахару он сказал: Иссахар осел крепкий, лежащий между потоками вод. И увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и приклонил плеча свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани. Впрочем, при всей наклонности колена Иссахарова к мирной жизни, в нем никогда не угасал совершенно тот воинственный дух, который был свойствен древнему Израилю. В случаях крайности потомки Иссахара, подобно прочим Израильтянам, брались за оружие и между ними всегда находились храбрые мужи. Так во время Судей потомки Иссахара, вместе с двумя другими коленами, восстали с оружием в руках против угнетавших их Хананеев и свергли с себя их иго 228 ; во дни Давида между ними было 87 тысяч храбрых мужей 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Приведем несколько текстов. «Не укорит меня, – говорит Иов, – сердце мое во все дни мои» 223 . «Вздрогнуло сердце Давида, после того как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так» 224 . «Больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула» 225 . «Не будет сердцу Давида огорчением и беспокойством, что он не пролил напрасно крови и сберег себя от мщения» 226 . Книга псалмов говорит, то о терзаниях сердца грешника 227 , то о сердце чистом, то о сокрушенном 228 . Никто не станет спорить, что во всех приведенных текстах речь идет о совести, о ее тревогах, укорах или о ее спокойствии, одобрении. Но во всех этих случаях понятие совесть выражается словом сердце – leb, а сердце везде и всегда считается центром, седалищем чувствований, аффектов и других подобных же возбуждений человеческой души. В особенности же последнее справедливо в отношении к еврейскому языку 229 . Употребляя слово сердце для выражения понятий совести, еврейский язык делает сильное ударение на том, что важнейшею стороною этого явления служит чувство. Таким образом, одним из элементов, которые совместно сознаются в состоянии возбуждения совести, нужно признать чувство 230 . Более точному определению совести филологический разбор слов, ее обозначающих, способствовать не может. Поэтому мы должны обратиться теперь к метафорическим названиям совести, получившим наиболее широкое распространение в обыденной речи. Чаще всего совесть называется законодателем , судиею и мздовоздаятелем . Понятия, заключающиеся в этих метафорах, нужно поставить в отношение к полученному уже определению совести, как сознания, чтобы точнее выяснить содержание. В состав того вида сознания, которое известно под названием совести, входит прежде всего понятие о законе, правиле, нравственном идеале. Только при этом условии совесть может быть названа законодателем. Далее, в состав совести входит суждение. Это суждение или суд можно понимать в двояком смысле, – или как суждение о поступке, послужившем поводом к возбуждению совести, со стороны его нравственной ценности, или же как оценка со стороны нравственного достоинства самого субъекта, самого «я», которым совершен данный поступок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Приметьте из нынешнего Евангелия, как рыбари Петр и Андрей, Иаков и Иоанн поспешно и безвозвратно оставили дома свои и свое скудное имущество и последовали за Иисусом Христом; как они поступили просто и достолюбезно! Если бы они были богаты, – не оставили бы они так просто свои дома и имущество. Один богатый юноша подошел было к Иисусу Христу просить совета для достижения жизни вечной, но, как услышал, что надо имение раздать нищим, ушел прочь со скорбью от Иисуса Христа. Но в апостолах решительное оставление земных и тленных благ было, по благодати Божией, причиною их пламенной любви к Богу и ближнему и к высокому своему званию и своему делу; оно было их духовным богатством, их силою, славою, их украшением и светом. Кто отлучит нас от любви Божией, говорит апостол Павел: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ничто: ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни начала, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь 224 . А как они любили ближних! Не по нашему; – да нам и во сне не виделось, что мы любим кого-либо так, как любили апостолы: они готовы были всякий час души свои полагать за людей; за то и их любили люди благочестивые так, что готовы были исторгнуть свои очи и отдать им 225 . Апостолы ничего не имели, а всем обладали, – были как нищие, а многих обогащали благодатью Божиею. Серебра и золота нет у меня, – говорит апостол Петр хромому от рожденья, – а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея, встань и ходи; и хромой встал и начал ходить и скакать 226 . Вот какая сила у них: они исцеляли всякие болезни, воскрешали мертвых, изгоняли бесов, наступали на змею, и на скорпию, и на всю силу вражию 227 , т. е. бесовскую, без всякого для себя вреда; могли утешать всякого печального тем утешением, каким сами утешались от Бога. Это ли не сила? А какова их слава? Еще в бренной плоти, или вне плоти, они были восхищаемы до третьего неба и слышали неизреченные глаголы 228 ! Еще во плоти их считали за богов сошедших с неба и хотели чтить их жертвами и курениями! Все люди иерусалимские величали их 229 , говорит святой Евангелист Лука в Деяниях апостольских об апостолах и первых христианах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Псалом 101 Псалом начинается словами: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою!» В славянском тексте: «Молитва нищего, егда уныет и пред Господем пролиет уныние Свое». Страждущий – это человек, скорбящий о грехах, и ожидающий пришествия Спасителя. Можно также толковать как народ еврейский, как все человечество. Толкователи видят в этом псалме пророчество о пришествии в мир Спасителя, искуплении человеческого рода, основании Церкви Христовой, просвещении языческих народов. Святитель Афанасий Великий , приступая к толкованию псалма 101, говорит: «Нищий по Богу, т.е. лик пророков, исполненный печали о гибельной судьбе народа первого, приступает ко Господу, в посте и слезах воссылая моления о сем народе, чтобы и он был ущедрен; проповедует же и призвание язычников и Спасителя нашего Иисуса Христа». 222 Стихи 16–18: «И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; призрит на молитву беспомощных (слав.: смиренных) и не презрит моления их». «Яко созиждет Господь Сиона» – т.е. Церковь , – толкует святитель Афанасий Великий . 223 Стихи 19–23: «Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». «Напишется о сем для рода последующего» – священные книги Нового Завета будут возвещать о Боговоплощении, искуплении человеческого рода, деяниях и учении апостолов. Можно понимать здесь и ветхозаветные пророчества. «Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю». Здесь псалмопевец, как толкует святитель Афанасий Великий : «представляет нам причину призвания язычников. И это есть явление Спасителя нашего Христа, когда пришел Он, приклонив небеса». 224 «Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его – в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». «Призрит на молитву беспомощных». Слав.: Услышати воздыхания окованных. «Кто эти окованные, как не те, кого ненавистник добра диавол связал пленницами греха?» 225 «И не презрит моления их». Слав.: Разрешити сыны умерщвленных. «Сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников; потому что отцы их умерли еще идолослужителями во грехах своих». 226 «Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу». «Пророки, провидев Духом собрание язычников ко Господу, молились о том, чтобы и им сподобиться этого блаженного видения и события». 227

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Со всем тем, по братской Христианской любви надобно снисходить и уступать немощному в вере: ст. 15. Иначе, если за яству (твою) скорбит брат твой; в таком случае поступаешь ты не по любви. Яствою твоею не погубляй ты того, за кого Христос умер. 224 ст. 16. Итак блюдите, не хулится ли благо ваше (вера): 225 Будьте спокойны, мирны и любовны между собою; и ст. 17. Знайте, что царство Божие не составляют яства и питие, но правота, и мир и радость о Духе Святе: 226 1Кор.8:8 ст. 18. И сими-то (добродетелями) кто служит Христу; таковой благоугоден есть Богу, и полезен человекам. δχιμο искусить δικωμεν возлюбим ст. 19. Итак потщимся соблюдать мир (между собою), и все то, что служит нам ко взаимному устроению (общей пользы нашей). ст. 20. Не разрушай ты Божьего дела, 227 из (одной) яствы. Все подлинно чисто (а не скверно); но худо человеку, когда он ядением своим делает преткновение другому: ст. 21. Лучше, не есть мяса, и не пить вина, и ничего такого, от чего брат твой (сохристианин) подвергается преткновению (в вере) или соблазняется или изнемогает. ст. 22. Ты скажешь: я, де, имею веру (я по вере поступаю): сам у себя имей ее пред Богом. Блажен, кто одобряя что-либо (пред другими), не осуждается в том совестию. εν δοκιμζες о нем же искушается ст. 23. Напротив того, кто ест сомневаяся, таковой осуждается как ядущий не от веры. А все, что не от веры, грех есть. 228 ст. 24, 25 и 26. Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеданию Иисус Христову, по откровению тайны, от вечных лет умолчанной, а явленной ныне, во исполнении Пророческих писаний, по повелению вечного Бога, для приведения людей в послушание вере, во всех народах провозвещенной: единому премудрому Богу, (все совершающему) Иисусом Христом, Тому слава во веки, аминь. Глава пятнадцатая Апостол, в сей главе: 1) в подтверждение учения, предложенного им в предыдущей главе, заповедует, дабы совершеннейшие в вере Христиане снисходили немощным братиям, и споспешествовали их утверждению, соблюдая с ними Христианское единомыслие и единодушие: 2) доказывает достоинство и истину своего учения: 3) обещается сам прийти к Римлянам: и 4) просит верных, дабы они споспешествовали ему своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010