Несомненно, что все указанные выше меры много содействовали успокоению православного населения г. Полтавы, взволнованного сектантской пропагандой. В заключение, в качестве приложения, приведем содержание нескольких «Братского Листка», выходившего в г. Полтаве в период сектантской пропаганды, и издававшегося под редакцией автора, Полтавским Епархиальным Миссионерским Советом, в количестве 5 т. экз., для бесплатной раздачи народу. Братский Листок. Приложение 111 гл. к ст. «Адвентизм»     Умоляю Вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. ( Рим.16:17 ).   «Непрошенные гости»   Недавно в местных Полтавских газетах появилось краткое сообщение о том, что в одном из домов на Сенной площади, открываются, с разрешения г. полициймейстера, «собрания для религиозных чтений». Прочитав эту заметку, иной обыватель, пожалуй, подумает: «что же? Религиозные чтения – дело доброе!... Отчего не пойти, не послушать?». И пойдет. Пойдет раз, пойдет другой. А там, смотришь, и вышло, по пословице: «коготок увяз – всей птичке пропасть». Наслушавшись на «религиозных чтениях» всяких лживых наветов на церковь православную и, приняв неправду за истину, он начнет охладевать к церкви, перестанет ходить в храм, а затем – и совсем погибла душа православная, отвратившись от совета истинной веры православной, и погрузившись во тьму сектантского суемудрия и заблуждения. Вот к каким печальным последствиям может повести маленькая, в несколько строк, совершенно по–видимому невинная, газетная заметка!... В чем же дело? А дело в том, что к нам в Полтаву пожаловали «непрошенные гости», какие–то сектантские проповедники. И смотрите, уже первый шаг изобличает их лукавую сектантскую физиономию и показывает, что они – именно те, от которых предостерегал Спаситель, говоря: «берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Ведь они пришли к нам для пропаганды своего сектантского учения, для уловления и совращения в свою секту православных, но маскируют это под видом «религиозных чтений». Почему же не сказать прямо, что это будут «религиозные чтения» штундистов, баптистов, адвентистов, иеговистов, пашковцев, толстовцев, хлыстов, скопцов или там каких нибудь других сектантов. Много ведь, теперь их появилось на белом свете!...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/adventiz...

Современники помнят это страшное смутное время, когда вдруг неожиданно поколебался оплот, железной стеной оборонявшийся от бесновавшихся раздорников, когда опять, вновь и вновь раздирали хитон Христов. Волновались церковные люди в тоске о мире. Некогда единое стадо, теперь оно разделилось, и как некогда коринфяне делились на Павловых, кифиных, аполлосовых, так и сейчас: одни стали «сергиевцами», другие – «григорьевцами», третьи – «иосифлянами». И снова скорбел дух божественного Павла: «Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» ( 1Кор. 1:13 ). И снова звучит его апостольский призыв: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны ... и уклоняйтесь от них» ( Рим. 16:17 ). В. Гюго говорил, что «события имеют свой вес, и к ним вполне применим закон квадрата скоростей. Обрушиваясь на публику, они с невероятной быстротой вызывают всевозможные толки». И это совершенно правильно, хотя к счастью для данного случая разновидность толков не поколебала в народе веру в созидающее начало Святой Христовой Церкви, и даже в этом разделении веруюшие люди нашли в себе силы для противопоставления своей веры разрушительной обновленческой стихии. Но, пока игру ведут обновленцы, какую бы принципиально-непримиримую позицию не занимала верующая масса, они используют размолвку в патриаршей ориентации как лишний козырь в своей игре и спешат им обыграть народ. Между тем Нижегородский митрополит Сергий, несмотря на образовавшиеся в самой структуре Патриаршей Церкви различные течения, с большой настойчивостью и административным тактом управлял Церковью. Иерархи православной ориентации твёрдо знали, кто стоит во главе Церкви, кому воздавать честь Первого Епископа, знали, на кого опираться в своей деятельности, если, конечно, над ними не довлело личное увлечение раскольническими течениями григориан и иосифлян. Они не могли не признавать за митрополитом Сергием и личного, если можно сказать, делового авторитета. И в действительности, митрополит Сергий умел, когда нужно, противопоставить свой авторитет любому обновленческому авторитету.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Поэтому, если человек не крещен в Церкви, не получил Духа Святого через таинство Миропомазания или, получив Его, отступил от Церкви и тем самим отлучил себя от Нее, то как бы он ни хотел стать братом православным, он не является им братом просто по своей природе. Помимо этого, Писание нам прямо говорит: «Остерегайтесь производящих разделения... и уклоняйтесь от них». Православные не могут ослушаться прямого повеления Ап. Павла. Некоторые протестанты, сторонники экуменизма, указывают на то, что различия всегда были в Церкви; что христианство Ап. Петра отличалось от христианства Ап. Павла; что Отцы Церкви имели разные взгляды по некоторым вопросам и т. д. Но неужели трудно понять отличие между разномыслием и разделением? При разномыслии сохраняется любовь, единство духа, общение. По всем второстепенным вопросам невозможно иметь одинаковых мнений. 141 Само восприятие одной истины у каждого человека разное. Простой человек понимает Истину по-своему, ученый мыслитель - по-своему, человек искусства - по-своему, но Истина остается одна при разном восприятии. Так и Ап. Павел воспринимал учение Христа, пропуская через свой опыт, разум и натуру, а Ап. Петр - через свою. Но неужели нужно доказывать то нерушимое единство учения Ап. Петра и Павла, единство в духе? При разделении же может не быть никакого разномыслия. Просто иссякает любовь, проявляется гордость. В чем мыслит «киевский патриархат» иначе, чем Церковь? Все доктрины теоретически у них те же - просто русских не любят, не хотят подчиняться; просто захотелось Филарету носить патриарший куколь - вот и все причины для раскола. Почему тот пастор из Макеевки отделился от ЕХБ? Доктрины все те же, но просто надоело терпеть старшего пресвитера и быть в подчинении. Главная, корневая причина разделений именно в истощении любви, как и говорили св. Киприан и блаженный Августин, а не в богословских вопросах. Вторая причина для отвержения единства, предлагаемого протестантами, догматическая. Протестанты предлагают: «Давайте жить дружно, не критиковать и не обличать друг друга».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

25. В. Тако анафемствуешь ли и сатанинское сборище глаголемое " сайентология " (или иное!) и отрекаешься ли от всех диавольских учений его? О. Анафемствую и отрекаюсь. 26. В. Приводя воспоминание о проповеди святаго апостола в языческих Афинах, когда принявшие веру христианскую вынесли и сожгли книги свои волхвовательные, разумеешь ли потребность немедленно избавитися от книг и иных записей всех сих пагубных и еретических учений? О. Разумею. Обещаю немедленно избавитися. 27. В. Разумеешь ли словеса, реченные Апостолом: «Выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор. 6:17)? Обещаешь ли прервать все душепагубные общения с теми, с кем был в отступлении от Христа и кто закоснел в своем заблуждении? О. Обещаю и немедленно сие сделаю. 28. В. Ведаешь ли, что святая Церковь хранит предания апостолов и отцов первых вселенских соборов, кои разъяснили нам мудрость Божественную, данную нам самим Богом через апостолов? Так говорят богоглаголевыя апостолы нам в церковных правилах: " с еретиками молившийся только, да будет отлучен " (Пр. 45-е). Обещаешь ли никогда не участвовать в совместных молениях с кем бы то ни было, кроме как с единоверцами Православно-Кафолической Церкви? О. Разумею и обещаю.   ОСОБО СТОЯЩИЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ: 1. Вопрос: Веруешь ли, что сия церковь, в коей зде стоиши - Русская Православная Церковь под омофором Святейшего Патриарха Всея Руси Кирилла - суть Церковь Апостольская, Православно-Кафолическая? Ответ: Тако верую.   2. В. Не разделяешь ли диавольского заблуждения что сия спасительная Церковь, пережившая в сем веке гонения от супостатов и украсившаяся сонмом новомучеников, утратила спасительную благодать Святаго Духа, сошедшего на апостолов в День Пятидесятницы?   О. Не разделяю. Верую, что сия спасительная Церква, в коей стою, есть та, о которой Божественный глагол изрек " врата ада не одолеют ее " (Мф.16-18).   В. Отрекаешься ли от глаголавших противное сему как от раскольников и разделителей, о коих говорил апостол [К Римлянам 16:17] " Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них " .

http://bogoslov.ru/article/1331505

1 . Каков жанр текста? О жанрах мы уже говорили в разделе 3.4., поэтому здесь мы не будем повторяться. Важно только отметить, что любой анализ художественного текста действительно начинается с определения его жанрового своеобразия. В псалме некое выражение может иметь иное значение, чем в повествовании, и в Послании многое выглядит иначе, чем в пророчестве. 2. Каковы основные темы и идеи текста? Даже художественные тексты пишутся не только для того, чтобы произвести на читателя эстетическое впечатление. Автор посвящает свое произведение определенной теме, т. е. некоторому важному для него кругу событий, вещей или понятий, и в произведении он выражает собственные идеи по их поводу. Например, центральная тема 1 и 2 книг Царств – установление в Израиле монархии и, в особенности, династии царя Давида, а центральная тема Послания к Римлянам – соотношение веры и закона в спасении человека. Разумеется, у каждой книги, и даже у небольшой главы может быть несколько дополнительных тем, которые в определенный момент могут выйти на первый план. Так, 1-я книга Царств открывается рассказом о первосвященнике Илии, который утратил контроль над ситуацией, и о пророке и судье Самуиле, который формально не обладал званием первосвященника, но по воле Божьей фактически заменил Илия. Сам по себе этот рассказ не есть часть рассказа об установлении царской власти, но он тесно с ним связан, поскольку тоже касается вопросов лидерства, преемственности, угодности правителя для Бога и т.д. Последняя, 16-я глава Послания к Римлянам содержит упоминания многих людей, и сами по себе они как будто не связаны с центральной темой Послания. Однако Павел, передавая приветы, на самом деле говорит о практической реализации в жизни церковной общины тех принципов, которым посвящена основная часть Послания – см. в особенности 16:17, где перечень имен вдруг прерывается увещеванием: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

С болезнью сердца объявляем о сем, заповедуем всем Православным архипастырям, пастырям и пасомым, руководствуясь 10-м Апостольским правилом, не иметь со всеми отступниками молитвенного общения, как преступного пред Богом и Церковью. «Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим.16:17 ). «Стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь» ( 1Кор.16:13 ). Тихон, Патриарх Московский и всея России. Апреля 2(15) дня 1924 г. Донской монастырь. 1. Архив составителя 2. Чиноприем обновленческой иерархии: Рукопись Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о пересмотре дела бывшего архиепископа Владимира [Путяты] Так как дело бывшего архиепископа Владимира в своё время рассматривалось Собором православных архиереев, причём последний вынес решение о лишении бывшего архиепископа Владимира архиерейского сана, то Святейший Патриарх и Священный при нем Синод не могут взять на себя ответственность не только по восстановлению бывшего архиепископа Владимира в прежнем сане, но и по пересмотру его дела, а потому все ходатайства и суждения по оному отложить до Собора православных епископов, который один только правомочен вынести по оному делу своё суждение... Дело бывшего архиепископа Владимира [Путяты]: Рукопись 29.04(12.05).1924. «Поручение», данное Святейшим Патриархом Тихоном обновленческому «епископу» Николаю [Соловью], отбывающему за границу 133 Церковное обновление. 1925. 14; 15/1 Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на покаянном заявлении лидера «Живой Церкви» протопресвитера В. Д. Красницкого 134 19 мая 1924 года. Ради мира и блага церковного, в порядке патриаршей милости, согласен принять в общение протопресвитера Владимира Красницкого, Священному Синоду предлагаю обсудить вопрос о включении его в состав образуемого Высшего Церковного Совета. Патриарх Тихон. 1. Догматика-каноническая оценка тихоновщины. Краснодар, 1026 2. Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1925. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Патриарх, рассуждая, что «оставить столько народа без пастырского попечения есть великий и тяжкий грех , а уступить воле Латинян и с отщепенцами заключить союз единения несогласно со строгостью канонов и несообразно с обычаями церкви», определил: о самом виде подчинения, требуемого Латинянами, отнестись к собору. На соборе было предложено епископу и игумену сказать по суще правде, чего, собственно, требуют Латиняне? И они объявили, что требуют непременно трех вещей: 1) подавать друг другу руки, священники священникам, наши латинянам; ибо это считается полным обеспечением от неприязни, знаком покорности обстоятельствам; 2) чтобы Ромей (то есть Грек, Ρωματος), возводимый на священную степень епископства или иерейства, или производимый в другой священный чин и игуменство, после избрания своими единоплеменниками, без воли латинского архиепископа не вступал в отправление своей должности (и этого Латины требуют единственно скверного ради прибытка); 3) пусть Греки подлежат суду своих епископов, когда нужно; но если кто из судящихся захочет обратиться с апелляцией к латинскому архиепископу, будет ли то клирик, или мирянин, то окончательный суд принадлежит ему. Что касается первого пункта, патриарх соборно определил; «Если, не отступая от канонов, преданий, обычаев и самой веры, что-нибудь благорассмотрительно, и без оскорбления церкви Христовой, могут сделать Кипрские епископы и некоторыми уступками поддержать свои церкви, которым грозит падение и сокрушение, то можно извинить такой порядок вещей». Когда же на соборе многие, особенно бежавшие из Константинополя, подняли вопль против такого решения, говоря, что, подавая руку Латинянам есть знак гражданского и церковного им рабства 34 , то патриарх, и не желая оставить без помощи Киприотов, которым нельзя же было поголовно оставить родину, и вместе опасаясь, чтобы и «пассажиров собственного корабля не довести до возмещения и раздоров», предоставил христианской совести каждого следующее наставление апостола Петра: умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

  ( < < back) “В этой ситуации многие прихожане заболели безумными настроениями: " Все — конец света! " , " Надо спасаться хотя бы в одиночку! " , " Пересидеть на трубах теплотрасс " и т. д. Между Александровом и Бужаниновым Владимирской губернии появилась некая женщина в черном одеянии, называющая себя " тайной монахиней " , которая призывает не молиться в храмах, даже в Троице-Сергиевой лавре, так как они " приняли печать антихриста — ИНН " и только якобы в одном храме во всей России можно молиться — святителя Николая на Берсеневке в Москве, который отказался от такого банковского реквизита, как ИНН. Самое страшное, что есть прихожане, которые не отвергают таких настроений, спрашивают — действительно ли нельзя молиться в храмах” (Добросоцких А. Раздувание истерики вокруг ИНН — путь к расколу. Выступление на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии, 19-20 февраля 2001 г.).   ( < < back) “…Даже если нас склоняют к принятию личных номеров-кодов некоторые современные архиереи, священники и старцы (Матф. 26,3-5)” — Листовка под названием “Обращение Православных Христиан России по благословению духовников известных монастырей к Патриарху Алексию II от 11 февраля 2001 года”. “Против отца Иоанна (Крестъянкина), призвавшего к христианскому трезвомыслию, началась настоящая кампания травли: находятся священники, которые обвиняют его еретиком, призывают не слушать его, не читать его книг и т. д. [такой случай был в июле 2000 г. во время панихиды на могиле иеросхимонаха Сампсона (Сиверса)]” (Добросоцких А. Раздувание истерики вокруг ИНН — путь к расколу. Выступление на VII Пленуме Синодальной Богословской Комиссии, 19-20 февраля 2001 г.).   ( < < back) Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Без подписи//Русский вестник. 2000, 43-45. А кто-то уже пустил по Москве и по Интернету слух о том, что якобы лаврское начальство запретило старцу Кириллу беседовать с братией — поскольку старец, мол, убеждает монахов вести войну с ИНН. Сам батюшка так ответил на эти сплетни: “Мне показали некоторые сообщения, которые распространяют в сети Интернет о том, что мне якобы запрещено " окормлять своих духовных чад " , исповедовать братию, что я подвергаюсь гонениям. Очень прискорбно, что люди, называющие себя православными, могут придумывать и распространять такие сплетни, вводя православных в соблазн, сея панику, недоверие друг к другу, к пастырям и архипастырям, поставленным Господом в нашей Церкви. Об истинной цели такого рода людей говорит апостол Павел: " Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных " (Рим. 16,17-18)” (http://beseda.mscom.ru/forum/20365.shtml).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=187...

На Соборах древняя Церковь отделяла православную истину от еретической лжи, порывая с ересями всякие связи: и догматические, и канонические, и сакраментально-литургические. Нынешний же экуменизм, наоборот, пытается установить разнообразные связи в Православии с отдельными вероисповеданиями, в том числе с самыми еретическими, вступая тем самым в противоречие с практикой древней Церкви. Это убедительно подчеркивает английский богослов др Мартин Ллойд Джонс, который пишет: «Нет ничего интереснее контраста между Вселенскими Соборами первых веков христианской эры и сегодняшним Экуменическим Советом церквей. Важнейшей задачей Соборов было вероучение — определение догматического учения и разоблачение заблуждений и ереси. Существенной же характеристикой нового движения (экуменизма) является безразличие к догматическому учению, примат духа инклюзивизма (включения) и сотрудничество на практической почве» 112 . Под духом инклюзивизма автор понимает стремление к объединению во что бы то ни стало всех деноминаций в одну общую организацию, независимо от того, правильно или еретически они веруют. Слово Божье повелевает нам не иметь ничего общего с еретиками. Св. ап. Павел наставляет: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит. 3, 10 ) и еще: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим. 16, 17 ). Сказано: «уклоняйтесь (!)», а не «сближайтесь с ними» (!) Экуменизм же сближает православных христиан с еретиками. Среди экуменистов раздаются голоса об «интерком-мунионе», т. е. об общении в таинствах между различными по вероисповеданию религиозными объединениями. Так, англикане уже причащаются вместе со старокатоликами, а в последнее время — и с методистами, которые крайне либерально смотрят на видимую церковь. С 1963 года англикане имеют полное литургическое общение с независимой Филиппинской церковью, с которой вошли в общение с 1965 года и Старокатолическая церковь, хотя Филиппинская церковь не совсем свободна от унитаристских тенденций 113 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Разве можно не взволноваться, прочитав эти проникновенные строки! Хочется поглядеть в глаза человеку, с сердцем и умом подбиравшему слово к слову, понимавшему, что читать это будут впредь на протяжении многих лет - в солнце и непогоду, пешие и «конные». Есть нам, грешным, над чем поразмыслить. Увы, не утрачивается, а даже возрастает для нас актуальность этих слов: «...бей врагов Отечества», «...остерегайтесь производящих разделения». И про служение чреву, как сегодня видим по новейшему суетному и украинскому евровыбору, тоже сказано точно, про них же. То есть и про нас. Ибо мы их «выбирали», посаждали во властные кресла. Где же брать силы на дальний пеший переход? Ведь каждый отрезок от одного харьковского Поклонного креста до другого - более двух десятков километров, а в колонне - на две трети женщины, среди которых немало пожилых. Да и дети тоже ведь идут в общем строю. Но дело в том, что каждый раз, даже после десятиминутного привала, следующего за каждым часом ходьбы, движение начинается с коленопреклонения. Все участники хода становятся друг за другом пред святынями, которые проносятся над каждым. Отсюда - силы. Со стороны Крестный ход выглядит весьма внушительно и прекрасно: впереди - Крест и синие хоругви, иконы, затем разобравшиеся по три в ряд крестоходы со своими иконками, поющие перекликающимися хорами - сначала мужской, идущий впереди, а затем женский. В этом строю поют все. Поют весь поход. Живое сердце откликается прежде умозрения, когда ты становишься сам в такую колонну и твой одиночный голос вливается в огромный хор, раз за разом - сотни раз - песенно повторяющий Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!» Ведь Крестный ход - это и совместная молитва многих людей, и возможность совершить свой малый духовный подвиг, и проникающий в самое сердце призыв идти за Христом. Идя в середине, понимаешь правоту простых слов известной песни иеромонаха Романа: «Русь еще жива, Русь еще поет...» Здесь ты отчетливо осознаешь: это твой народ, это твои братья и сестры. Собранные ради спасения града и Отечества от супостата, ради торжества Православия. В отличие от тех, что заняты постоянным «дерибаном» общественной собственности, еще недокраденной за 22 года незалежности, или корыстным перераспределением «финансовых потоков». В отличие от тех мазеп, кто готов быстро изменить своим предвыборным обещаниям в угоду сиюминутной политической конъюнктуре, засунуть в темный угол сознания свои духовные ценности, правду и честь пращуров.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010