196 ...которым была поручена защита провинциалов... – Защитников провинциалам назначал сенат; в данном случае это были Тацит и Плиний. Они настаивали на расследовании всей деятельности Приска как наместника провинции, считая, что он повинен не в одном взяточничестве, но и в преступлениях уголовных. 197 Фронтон Катий – постоянный защитник обвиняемых сенаторов, опытный оратор. Консул-суффет (т. е. реально не управлявший) 96 г. 198 Юлий Ферокс – консул 99 г., между 105 и 109 гг. командовал армией, в 116–117 гг. был проконсулом Азии. 200 ...купил ссылку римского всадника... – Правитель провинции имел неограниченное право выслать из провинции любого, будь он римским гражданином или нет. Вина Приска в том, что высылка им «куплена». 201 ..его били палками... – Такому избиению можно было подвергнуть только человека, не имеющего прав римского гражданства. 202 ...приговорили к работе в рудниках и удушили в тюрьме. – Приговоренный к работе в рудниках терял не только свободу, но и все гражданские права. Приговор «в рудники» (in metallum) ставили рядом со смертным. – Удушение было старинной формой смертной казни; при империи она применялась редко; приговоренного к смерти обычно «наказывали мечом»: отсекали голову. Наместник провинции имел право выносить смертный приговор людям, не имевшим римского гражданства: Плиний отправил на казнь упорных христиан-провинциалов (Х.96.3–4), но послал в Рим римских граждан, ибо они имели права апеллировать к императору; апостол Павел потребовал, чтобы дело его было решено Августом ( Деяния 25, 11 ). Судьбу римских граждан-христиан, обвиненных в Лугудуне (ныне Лион), должен был решить Марк Аврелий. За такие преступления, как убийство, подлог, похищение детей, прелюбодеяние, наместник мог казнить смертью и римского гражданина. Приск был виноват не в превышении власти, а в торговле своим правом. 203 Тукций – так согласно называют его все рукописи, но правильно имя его было Туллий Цериал, консул 90 г. 204 ...в январе... собрания бывают особенно многолюдны. – Январь был началом служебного года; 1 января день вступления в должность новых магистратов. В январе, следовательно, в сенате появлялись новые сочлены и новые магистраты. Сенатские заседания происходили при открытых дверях, у которых и толпились люди, привлеченные громким делом. На заседания сената доступ был предоставлен, кроме сенаторов и магистратов, только служебному персоналу (писцам, посыльным, ликторам), отпущенникам, сопровождавшим патрона (секретари, слуги) и совершеннолетним сыновьям сенаторов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

«Кто неизгладимо сохраняет это в уме своем, тот никогда не подвигнется сердцем на недолжное, когда его учат, вразумляют и обличают. Ибо впадающий при этом в пагубный грех прекословия и неверия духовному отцу своему и учителю, еще живой бедственно низводится в глубину ада и становится жилищем сатаны и всего его нечистого воинства, как непокоривый сын погибели» 202 Еще несколько о сем искушении, о впадении послушника в ров осуждения своего духовного отца, будет сообщено ниже. Теперь скажу о том, что и как именно нужно открывать своим старцам. «Каждый из подчиненных, – говорит св. Василий Великий 203 – если хочет оказать значительный успех и привести жизнь свою в состояние, согласное с заповедями Господа нашего Иисуса Христа, должен ни одного своего движения душевного не оставлять в скрытности, ни одного слова не пропускать без испытания, но тайны сердечные обнажить пред теми из братии, кому поручено...» «Не скрывайте никаких помыслов, смущающих вас, – учил своих учеников авва Исаия , отшельник египетский 204 – ни скорбей, ни желаний, ни зазрений ваших (касательно ближнего); но все оные открывайте авве своему и принимайте с верою то, что от него услышите». Преп. авва Дорофей так еще, премудро и одновременно просто, говорит об этом же: «О тех, которые открывают свои помышления и поступки и делают все с советом, Писание говорит: Спасение есть вомнозе совете ( Притч. 11, 14 ). Не говорит: В совете многих», т.е. чтобы с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всем, конечно, с тем, к кому имеем доверие, и не так, чтобы одно говорить, а другое умалчивать, но все открывать и обо всем советоваться. Такому и есть верное спасение во мнозе совете. Ибо если человек открывает не все, что до него касается, и особенно если он был обладаем худым навыком или был в худом сообществе, то Диавол находит в нем одно какое-либо пожелание или одно самооправдание и им низлагает его» 205 Открывать надо не только каждую мелочь 206 но и без утайки, или умаления греха, или самооправдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Он может быть смешан с мукой, другим видом еды или брошен в колодец (или иной источник воды). Жертвы этого яда становятся опасно больными. У миссионеров есть лекарство, которое излечивает болезнь, но они дают его только тем людям (особенно женщинам), которые согласятся стать христианами» [Carlson 1974, с. 129]. Воздействие этого слуха было значительным. Как сообщает в своей работе Э.Карлсон, в Фучжоу люди отказывались есть что–либо приготовленное с использованием рисовой или пшеничной муки, что отражалось на обороте забегаловок и мелких торговцев. Особые меры безопасности были установлены для защиты от «отравления» колодцев, которые закрывали, или заваливали камнями, или же выставляли у них стражу. Однако во время антихристианских слухов и выступлений 1871 г. на юге Китая китайские чиновники действовали на стороне миссионеров, предотвращая распространение листовок, объявляя о наказании за распространение ложных слухов и своевременно решая вопрос о компенсации за причиненный ущерб (см. [там же, с. 131]). Эти слухи затрагивали глубины сексуальных и расовых эмоций людей, оживляя подозрения и страхи, накопившиеся у не христианского населения в процессе общения с миссионерами и обращенцами. Но если не воспринимать подобные слухи как «первоисточник», то мы не найдем серьезных подтверждений обвинениям миссионеров в посягательствах на своих прихожанок. Исследователи приходят к выводу о том, что «китайские критики миссионерского движения осознавали те изменения, которые произойдут в отношениях полов, и в особенности в роли женщин» [Smith С.Т. 1985, с. 204] Постулаты христианства «предоставляют теологическую основу для равенства полон, теоретически способную освободить женщин от их исторически подчиненной позиции. Китайцы ощутили, что подходы, практикуемые иностранцам» относительно отношений полов, если они распространятся между китайцами, разрушат давно установлен ные обычаи и изменят традиционные структуры» [там же, с. 203] Позднее разразилось антииностраиное восстание ихэтуанси, обернувшееся многими жертвами среди миссионеров и страшным поражением для китайцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Консистории особенно строго должны наблюдать, чтобы свидетели, проживающее в месте нахождения Консистории были допрошены в её Присутствии, а не чрез полицию, так как отступление от такого порядка было бы в ущерб самому существу дела: несомненно, что при допросе свидетелей в Консистории духовный суд, непосредственно руководя допросом, располагает большею возможностью точнее и несомненнее уяснить действительные обстоятельства дела и дать правильную оценку показаниям свидетелей, чем когда допрос производится чрез полицию, вне руководственного участия духовного суда (Из сепар. опр. Св. Син., 25 Окт.1896г., 3460). 46 . Каждому свидетелю, прежде привода его к присяге, предлагаются вопросы, относящиеся к определению его личности и отношении к участвующим в деле лицам (T.XVI, ч.I, Уст.Гражд. Суд., изд. 1892 года, ст.394). 47 . Предварительно допроса свидетелю надлежит дать очную ставку с лицом, против которого он представляется; на очной ставке тяжущийся объявляет, отводит ли он свидетеля или нет (T.XVI, ч.II, Зак. Суд. Гражд., изд. 1892г., ст.203 и 204). Примечание: Статья эта касательно очной ставки разъясняется примечанием к § 45. 48 . Тяжущийся должен предъявить отвод против свидетеля до приведения сего последнего к присяге; а если в это время не объявит, то уже впоследствии отвести его не может (T.XVI, ч.II, Зак. Суд. Гражд., изд. 1892г., ст.205). 49 . Отвод принимается только тогда, когда он основан на уважительных причинах и доказательствах (см. §§ 50–54); если для удостоверения в правильности отвода потребны справки и исследования, то до собрания их свидетель, хотя и может быть допрошен, но не под присягою (T.XVI, ч.II, Зак. Суд. Гражд., изд. 1892 года, ст.206). 50 . Не допускаются к свидетельству под присягою (по усмотрению суда или по отводу тяжущихся): а) малолетние, не достигшие пятнадцатилетнего возраста; б) безумные и сумасшедшие; в) глухонемые; г) лишенные всех прав состояния и вообще подвергшиеся таким наказаниям, с коими сопряжено лишение права быть свидетелем;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Не удивительно, что река, служившая источником таких благодеяний для египтян, сделалась предметом их религиозного почтения и источником религиозно-поэтического вдохновения. Не смотря на политическую разрозненность Египта и на множество своих особенных божеств в каждой отдельной области 203 , Нил, был одним из главных божеств, почитавшихся по всему Египту 204 . При воззрении на Нил, как на эманацию из Озириса 205 , его обоготворяли под различными именами и символами. Одним из таких имен, особенно известным по своей древности, было имя Гапи или Апис. Для египтян Нил был не простой рекой, даже не просто священной рекой; он был для них Hapi-Moou, «отцом оживотворителем всего существующего, отцом богов» 206 . Египтяне заботливо следили за каждой переменой в течении Нила; и каждая фаза в его жизни соответствующим образом отзывалась в их религиозном сознании и служила предметом специального олицетворения 207 . Обоготворяя под именем Гапи самую реку, в своих религиозных мифах они возносились к Нилу, орошающему воздушные поля Aaenron (рая), – к небесному Нилу, Nem Moou, первобытной воде 208 . – В честь бога Нила устроялись храмы 209 : существовали жрецы для отправления его культа 210 ; Нилу приносились жертвы 211 ; в честь его устраивались торжественные общенародные праздники 212 . Для прославления Нила слагались гимны, из коих один, написанный каким-то писцом Еинием около времени Исхода, дошел до нас; он начинается восторженным приветствием, обращенным к Нилу: «Привет тебе, о Нил! О, ты, который открываешься на этой земле и сходишь в мире, чтобы дать жизнь Египту! о тайный Бог!» 213 . Религиозное почитание не ограничивалось только рекой: оно простиралось на питаемых ею рыб и пресмыкающихся, даже на растущие по её берегам тростники и цветы. «В Ниле водятся, говорит Геродот, выдры (νδριες) почитаемые священными; из числа рыб почитаются священными так называемый лепидот (λεπιδωτς, чешуйчатый) и угорь (γχελυς) 214 . «Все египтяне, говорит Страбон, из водных животных чтут рыб лепидота и оксиринха» 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

60 Единственным специальным исследованием источников «Истории» Созомена до сих пор остается работа Schoo G. Dieerhaltenen schriftlichen Hauptquellen des Kirchenhistorikers Sozomenos. Berlin, 1911. 61 Baur F. Ch. Op. cit. S. 26; Staudlin C. F. Geschichte und Literatur der Kirchengeschichte. Hannover, 1827. S. 64–72. 65 Harnack A. Sokrates und Sozomenos//Realencyklopadie fur protes tantische Theologie und Kirche/Hrsg. von J. J. Herzog und A. Hauck. Bd. 14. S. 416. 66 Guldenpenning A. Quellen zur Geschichte des Kaiser Theodosius des Grosse. Halle, 1879. S. 25–31. 67 Eltester W. Sokrates... Col. 900. Из современных исследователей отметим Г. Чесната (Chesnut G. F. Histories... Р. 175 n. 1). 69 Ibid. Р. 1933. См. также: Momigliano A. Foundations... Р. 143; F. Kirchengeschichtswerke... S. 175. Из старых работ отметим М : Jeep L. О. cit. S. 139, 141. 71 Milburn R. L. Р. Op. cit. Р. 145. В то же время ученый отмечает «признаки поспешного составления и наивности» (ibid.). 74 Harnack A. Op. cit. S. 419–420; Staudlin С. F. Op. cit. S. 54–55; Valesius. De vita... Col. 24. А. П. Лебедев , в целом соглашаясь с негативными оценками Гарнака и Валуа (Указ. соч. С. 109–203), отмечает в то же время проявляемые иногда Созоменом критичность и беспристрастность (особенно при характеристике образованных еретиков) (Там же. С. 204–205). 78 Таково мнение Б. Балдвина (Baldwin В. Theodoret of Cyrrhus//The Oxford Dictionary... Vol. 3. P. 2049). 79 Наиболее подробный обзор биографии Феодорита см.: Глубоковский Н. Блаженный Феодорит... Т. 1. 80 Подробно о произведениях Феодорита см.: Глубоковский Н. Блаженный Феодорит ... Т. 2; Флоровский Г. В. Византийские Отцы V–VIII веков. С. 80 сл. Из исследований последнего времени отметим: Ashby G. Theodoret of Cyrus as Exegete of the Old Testament. Grahamstown, 1972; Canivet P. Le monachisme syrien selon Theodoret de Cyr. Paris, 1977; Clayton P. B. Theodoret, Bishop of Cyrus, and the mystery of the incarnation in late Antiochene Christianity//Dissertations Abstracts International. Ser. A. Vol. 46. 1986. P. 1978A-1979A; Cope G. M. An Analysis of the Heresiological Method of Theodoret of Cyrus in the «Haereticarum Fabularum Compendium»: Dissertation. Ann Arbor, 1990; Guinot J.-N. Theodoret, imitateur d’Eusebe. L’exegese de la prophetie des soixante-dix semaines ( Dan. IX, 24–27 )//Orpheus. Vol. 8. 1987. P. 283–309; Simonetti A La tecnica esegetica di Teodoreto nel Commento ai Salmi//Vetera Christianorum. Vol. 23. 1986. P. 81–116; Spadavecchia C. The rhetorical tradition in the letters of Theodoret of Cyrus//From late antiquity to early Byzantium/Ed. V. Vavrinek. Praha, 1986. P. 249–252.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(12 августа 1950 г.) Папа подтверждает здесь правила толкования Писания: его должно читать в согласии с Преданием и в Предании Церкви. Иначе понять безошибочность Писания невозможно. [Нормы для объяснения безошибочности Писания] (204, 3887) Действительно, некоторые дерзают извращать смысл определения Ватиканского Собора, провозглашающего Бога Автором Писаний, присоединяясь таким образом к неоднократно осужденному мнению, согласно которому безошибочность Писания в том, что касается Бога, распространяется только на мораль и религию. Более того, они несправедливо говорят о человеческом смысле Священных Книг, под которым якобы скрыт смысл Божественный, единственно непогрешимый. В толковании Писания они совершенно не хотят, чтобы учитывалась аналогия веры и Предания Церкви; так что пришлось бы скорее свести учение святых Отцов и Учительство к смыслу Писаний, толкуемому экзегетами чисто по-человечески, чем разъяснять Священное Писание согласно духу Церкви, которую Господь наш Христос учредил хранительницей и толковательницей всего залога Истины, явленной в Божественном Откровении. [Комментарий к Посланию Библейской комиссии кардиналу Сюару] 90 (205, 3898) Особенно следует сожалеть о некоторой слишком свободной манере толковать исторические Книги Ветхого Завета. Сторонники этой системы безосновательно ссылаются на недавнее послание Папской Комиссии по изучению Библии Архиепископу Парижскому [ХВ 203]. Действительна это послание ясно уведомляет, что первые одиннадцать глав Бытия, хоть они и не отвечают строго понятию истории, которого придерживались великие греческие и латинские историки или придерживаются Учители нашего времени, тем не менее, они в истинном смысле, который толкователям еще предстоит исследовать и установить, принадлежат к историческому жанру. Эти же главы, простым и образным стилем, более подходившим для ментальности не слишком развитого народа, доносят основополагающие истины, на которых покоятся поиски нашего вечного спасения; они по-народному описывают происхождение рода человеческого и избранного народа. (3899) Если древние агиографы и взяли что-то из народных рассказов (с чем можно согласиться), не нужно никогда забывать, что они сделали это при содействии Божественного вдохновения, которое хранило их от всякой ошибки при выборе и использовании этих документов. Поэтому никоим образом нельзя ставить народные рассказы, собранные в Священных Книгах, на тот же план, что мифы и т. п., являющиеся скорее плодом воображения, чем стремлением к истине и простоте, которыми столь сильно отмечены Священные Книги даже Ветхого Завета, и наших агиографов следует ставить гораздо выше профанных авторов древности. Инструкция Библейской Комиссии

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Подлинная по содержанию, по форме она представляет собою композицию евангелистов, которые соединили сродные между собой, но сказанные в различное время и по различным обстоятельствам, изречения в одно великое целое. Несомненно, что некоторые изречения эсхатологической беседы сохранили, говорят, свое первоначальное положение, но другие заимствованы евангелистами из иных речей Христа, поставлены, поэтому, в иную связь и, быть может, получили новый смысл и другое значение. Таким образом, эсхатологическая беседа снова обращается под руками западных ученых в мозаичную работу, составленную из малых, хотя и подлинных частей 202 . Лучшим доказательством мозаичности рассматриваемой беседы служат, будто бы, те различия в изложении, какие замечаются уже при первом сравнении синоптиков. Один из них вставил в эсхатологическую беседу такие изречения, которые отсутствуют у других; другой сохранил изречения опущенные первым; третий оттенил такие подробности, которых не достает ни первому, ни второму. Все это показывает, что евангелисты свободно обращались с передаваемым материалом, избирая и соединяя его по своему усмотрению. К этому, так сказать, фактическому доказательству присоединяют иногда и теоретические соображения. Так, напр., говорят, что и психологически невозможно, чтобы речи Христа, особенно длинные, могли быть переданы с буквальной точностью. Да этого и не требовалось от евангелистов, так как цель их повествования – дать общий обзор главных положений учения Иисуса Христа 203 . Поэтому, евангелисты собственно составили речи Господа и очень возможно, что при этом их собственные взгляды и представления не остались без влияния на формирование слышанного 204 . Но если, таким образом, устраняются теоретические соображения против возможности точного воспроизведения евангелистами пространной эсхатологической беседы, то во всей силе, по-видимому, остаются те фактические данные, которые для западной науки не оставляют никакого сомнения в искусственной обработке беседы. Разумеем различие синоптических повествований.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Напротив, прямой результат апостольских воззрений тот, что будущая жизнь должна быть новою, небесною. В этой связи независимость Павлова от эллинизма в изображении 2Кор.5:1 сл. тем бесспорнее 186 , что нигде не чувствуется веяний эллинского дуализма с господством враждебности и презрения к плоти 187 . При верности этого общего наблюдения – частные аналогии не могут давать иного результата. Все параллели слишком мелочны и случайны. Так, отмечаются созвучия (в 1Тим.2:11, 12 ) с Филимоном (361–263 гг.) 197 и (в 1Кор.6:7 ) Менандром (342–291 гг.) 198 и отсюда догадываются о любви апостольской к поэтам новой комедии, находя еще другие совпадения и с первым ( 1Тим.2:9–12 . Евр.4:12 . Кол.3:25 и 1Тим.3:3, 8 ; Тит.2:3 ) и со вторым (в 1Кор.15:33 ) 199 . – Здесь не доказана самая надобность внешних пособий, поскольку развиваемые мысли были общепринятыми, иногда по своей простоте легко приобретались каждым и в некоторых оттенках обрисовываются в новом свете. Считалась аксиомой соподчиненность женщины мужчине, а что она должна была украшаться больше скромностью, чем драгоценностями, и что пьянство есть порок, особенно неприличный для избранных лиц, – все это были общие места, самоочевидные для всякаго. Напротив, зазорность для христиан судов у язычников ( 1Кор.6:7 ) и неизбежность возмездия для обидчика ( Кол.3:25 ) обосновываются из христианских начал, что верующие святы и у них единый судья – Господь, Который нелицеприятен и ведает все человеческия тайны ( Евр.4:12–13 ). Во всех прочих примерах внушительность ничуть не выше. Когда благовестник заповедует удаляться глупых словопрений ( Тит.3:9 ), когда говорит, что для него и смерть желанна ( Флп.1:21 ), когда свидетельствует об искренности своей проповеди ( 2Кор.2:17 ) или сомневается в пригодности для церковных должностей плохого домоправителя ( 1Тим.3:5 ) 200 , – во всех этих случаях едва ли нужно содействие Эсхила (525–456 гг.) для таких осязательных истин. Если же для апостольских изречений разом приводятся Одиссея и Пифагор (для 2Фес.3:10 ) 201 , Гомер и Гезиод (для 1Тим.) 202 , Овидий, Гораций и Еврипид (для Рим.7:15 ) 203 , то почему не признать тут общих ходячих сентенций, какия допускаются даже без подобных оправданий (в Гал.5:15 ) 204 ? Для уравнения Церкви с телесным организмом ( 1Кор.12:12, 21, 24, 25, 26, 27 , Рим.12:5 ) требуется ли чтение Ливия (Histor. II, 23) 205 , коль скоро притча Менения Агриппы была в древности у всех на устах 206 , самая же идея содержалась в духовном инвентаре римской монархии 207 и в теологическом смысле применялась у раввинов 208 ? Возможны укоризненно-порицательные намеки на философию 209 , но необходимо ли принимать непосредственное литературное ознакомление с эпикуреизмом 210 , раз он был достаточно распространен и известен в Палестине 211 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

И. Калинину и А. И. Рыкову. Особенно благожелательно к нуждам Православной Церкви отнесся председатель СНК. Он обещал помочь в уменьшении налогов с храмов и духовенства, освобождении из ссылок, заключения ряда иерархов, уменьшить давление на религиозные организации со стороны властей и т. д. 202 В то время отнюдь не ставилась задача расправиться с религией «железной рукой пролетариата в два счета». Более того, установился, хотя и не надолго, период сравнительно спокойных отношений властей с церковными организациями, своеобразный «религиозный нэп». Это было вызвано необходимостью обеспечить экономическую и политическую стабильность в стране, укрепить «смычки» города с деревней, преимущественно религиозной, наладить внешнеполитические связи. Инициатором и проводником более мягкого курса являлась группа сторонников Н. Бухарина, некоторое время доминировавшая в партийном руководстве. Она считала возможным даже идти по ряду вопросов на сотрудничество с церковными организациями. Так, на XIII съезде ВКП(б) в мае 1924 г. по предложению М. Калинина было принято решение оказать материальную помощь религиозным сельскохозяйственным кооперативам. В другой резолюции съезда говорилось: «Необходимо решительно ликвидировать какие бы то ни было попытки борьбы с религиозными предрассудками мерами административными вроде закрытия церквей... Особо внимательно необходимо следить за тем, чтобы не оскорблять религиозного чувства верующего, победа над которым может быть достигнута только очень длительной, на годы и десятки лет рассчитанной работой просвещения...» 203 21 марта ЦИК СССР принял специальное постановление о прекращении дела по обвинению в антисоветских преступлениях Патриарха Тихона. Суд над ним, как этого ни добивались «борцы с религией», так и не состоялся. 25 августа при Председателе ВЦИК для рассмотрения дел и жалоб по религиозным вопросам (на решения губисполкомов о закрытии храмов, расторжении договоров с 20-ми и т. п.) был организован Секретариат по делам культов 204 . Патриарх не прекращая усилий в поисках возможностей для созыва Собора, образования церковного управления, признанного гражданской властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010