Глава четвертая . Переход к Казанскому ученому движению. – Массовые отпадения крещеных Татар. – Неудача первых попыток к просвещению Татар. – Н. И. Ильминский , как лингвист и богослов. – Учреждение Переводческой Коммиссии 1847 года. – Переход Ильминского в 1858 г. к народно-татарскому языку. – Проверка правильности новых воззрений. – Новая система переводов. – Три требования ее и взаимодействие двоякого рода сил для ее осуществления. – Трудность осуществления и общность для всего востока России. – Ильминский, как переводчик. – Василий Тимофеев. – Первые труды в новом направлении. – Образование новой Переводческой Коммиссии 1868 года. – Поддержка Братства св. Гурия и Православного Миссионерского Общества и поощрение властей. – Ильминский, как универсальный вдохновитель и руководитель в переводческом деле. – Громадность труда и изумление пастора Матьё. Полному расцвету сибирских миссий много способствовала Казань. Здесь, в 50-х годах прошлого столетия, возникло движение, которому суждено было пересоздать все миссионерское дело русской церкви. Вовремя поддержанное в отношении материальном и нравственном Миссионерским Обществом и его президентом, митрополитом Московским Иннокентием, и в отношении ученом и административном двумя обер-Прокурорами Святейшего Синода: бывшим – графом Д.А. Толстым и настоящим – К.П. Победоносцевым , оно воспроизвело из себя ученый центр для распространения христианства и русской культуры среди инородцев не только Казанского края, но и всей России, включая сюда и Сибирь. Восстановляя начала миссионерства в духе св. Стефана Пермского, движение это шаг за шагом пошло к разработке новых порядков в деле миссии и завершилось тем, что в Казани, по компетентному выражению К. П. Победоносцева , «открылась новая эпоха миссионерства для всего русского Востока». Внешним поводом к зарождению в Казани ученого движения послужили крайне тяжелые обстоятельства. Единичные случаи отпадения среди крещеных татар Казанского края, начавшиеся с конца XVIII ст., приняли к средине XIX массовый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

При этом основной сферой его научных интересов, как археолога и коллекционера, являлось изучение каменного века. Не в последнюю очередь это объяснялось тем, что до 1870-х гг. о существовании поселений каменного века на территории Казанской губернии не было известно практически ничего определённого. «Каменные орудия ускользали долгое время от внимания исследователей в Казанской губернии, - писал, в частности, в 1885 г. профессор А.А.Штукенберг. - Насколько мне известно, профессор Н.А.Головкинский первый заявил в печати о нахождении остатков каменного века в пределах нашей губернии. Он заявил это на первом съезде русских естествоиспытателей в Петербурге, происходившем в 1868 году(4)».(5) Подтверждения этому имелись и в коллекции А.Ф.Лихачёва, но ничего определённого об условиях нахождения поступивших к нему и Н.А.Головкинскому орудий каменного века тогда известно не было. Ситуация с изучением каменного века в Казанской губернии начало заметно меняться лишь после проведения в июле - августе 1877 г. в Казани IV археологического съезда. «Съезд этот, - отмечал в 1885 г. А.А.Штукенберг, - возбудил внимание в местном обществе к старине и памятникам прошлого. Явилась потребность собирать и сохранять эти памятники. К этому именно времени следует отнести основание в Казани нескольких коллекций каменных орудий. Более значительные коллекции этих предметов удалось собрать Обществу Археологии, Истории и Этнографии, В.И.Заусайлову(6) и Н.Ф.Высоцкому. Значительная коллекция каменных орудий местного края находится также в геологическом кабинете Казанского Университета».(7) Будучи профессиональным коллекционером, профессор Н.Ф.Высоцкий собрал такой большой и уникальный во всех отношениях историко-археологический материал, который его современники называли «частным музеем». Весьма существенная часть его экспонатов была добыта в процессе раскопок, осуществлённых в разное время самим Н.Ф.Высоцким. Кроме того, он тратил много сил и времени на организацию правильной консервации и создание должных условий для хранения древних артефактов, в результате чего, по свидетельству А.И.Александрова, экспонаты сохранялись «образцово, будучи совершенно защищены от гибельного влияния времени и окружающей обстановки».

http://ruskline.ru/analitika/2014/10/13/...

Кроме того, в НАРТ есть личные фонды, в которых собраны важные документы и рукописи людей, имевших отношение к КазДА: фонд 36 «Знаменский Павел Васильевич» (ед. хр. 165; 1856-1917 гг.), содержащий рукописи Знаменского, статьи, заметки, документы о его педагогической деятельности, биографические документы, материалы, собранные для научной работы, переписку с духовными и светскими лицами; фонд 968 «Ильминский Николай Иванович» (ед. хр. 202; 1855-1891 гг.) состоит из рукописей его трудов: «Киргизско-русский словарь» (незаконченный), «Начальный курс татарского языка», записей песен на киргиз. (казах.) языке, сведений по истории народов, населявших Ср. Азию и Юж. Сибирь с древнейших времен до IX в., о состоянии народных школ в Казанской губ. (1878-1881), а также ряд рукописей др. авторов, в частности Остроумова «Современные похороны крещеной мордвы», печатный тюркский словарь В. Радлова, русско-татарский словарь К. Насыри и проч.; фонд 1186 «Казем-Бек Александр Касимович» (ед. хр. 28; 1849-1868 гг.); фонд 969 «Катанов Николай Федорович» (ед. хр. 551; 1857-1916 гг.), в к-ром хранятся рукописи ученого, в т. ч. «Грамматика сагайского наречия», «Об особенностях урянхайского языка», «Дневник путешествий по Минусинскому округу Енисейской губ. 1889-1890 гг.», «Путешествие по Сибири, Дзунгарии и Восточному Туркестану» (дневник), «Поездка в Семиречье и Тарбагатай» (дневник) и др. сочинения, опубликованные в Казани в 1888-1916 гг., рукопись перевода на рус. язык сборника песен мари, записанных в селениях Бирского и Сарапульского уездов, переводы статей из татар. газет на рус. язык и проч.; фонд 967 «Машанов Михаил Александрович» (ед. хр. 320; 1821-1915 гг.), включающий его рукописи «Исторические и критические исследования о магометанстве», «Описание путешествия по Востоку» (часть), годовой отчет о занятиях за границей (отрывки), реферат для миссионерского съезда в Казани в 1910 г. и проч., переводы и конспекты англ., франц., нем., араб. книг и статей по истории мусульм. догматики, а также рукописи Г. С. Саблукова «Источники для истории монголов» (заметки и выписки на рус. и араб. языках), «Предание - источник магометанского вероучения», «Нравственное учение Корана», «Гадание у арабов» и др., Н. В. Ханыкова «Учение о мюридах и мюридизме», Остроумова «Исламоведение», Ф. Е. Егорова «Этнографические сведения о черемисах», «История чувашских переводов в связи с историей религиозно-нравственного просвещения инородцев вообще», др. авторов.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Не мое дело назначать количество выдачи и так сказать полагать границы милостям высшего начальства, но я считаю долгом довести о сем до сведения Вашего Сиятельства и до сождания от Вас разрешения приостановиться переводом денег преосвященному Петру (что впрочем и не может быть сделано ранее июня или мая). И потому покорнейше прошу Ваше Сиятельство почтить меня Вашим уведомлением о том, – в том ли самом количестве должны быть отправлены деньги к преосвященному Петру, в каком оне присланы из Духовно-учебного управления, или в меньшем? 5 января 1860. Якутск. 65 Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! 112 По поводу присылки из Духовно-учебного управления денег, следующих преосвященному Петру в добавок к полученным им прогонным деньгам при определении его ректором Новоархангельской семинарии, – инспектор той же семинарии, священник Афанасий Виноградов вошел ко мне с просьбою о выдаче и ему прогонных денег к полученным им из Казанского Академического Правления. Из прошения его видно, что он получил прогонные деньги от Казани до Аяна ординарные и только на две лошади, а на проезд от Аяна он получил 200 рублей. Рассчитывая же ему прогонные деньги на расстояние от Аяна до Ситхи 5698 верст на две лошади и вдвойне, так же, как и преосвященному Петру, ему, Виноградову, следовало бы выдать 341 руб. 88 коп., да от Жербинской станции или от границы Якутской до Аяна на 2016½ верст, ему следует еще додать 60 руб. 49½ коп., а всего ему следовало выдать 402 р. 37½ коп., за вычетом же из них вышеозначенных 200 руб., ему следует додать 202 руб. 37½ коп. Но если преосвященному Петру при определении его с инспекторской должности на ректорскую рассчитаны прогонные на 6 лошадей, то, по мнению моему, справедливость требует рассчитать и инспектору Виноградову прогонные деньги не на две лошади, а на 3; и посему вместо 402 р. 37½ коп. выдать ему 603 р. 56 к. , да еще от Казани до Жербинской станции на одну лошадь и оттуда до Аяна на 2 лошади. Инспектор Виноградов, заслуживает таковой милости, тем более, что он на выезд свой из Ситхи в Якутск не получил ничего в пособие себе, тогда как преосвященный Петр, хотя и по другому случаю, но получил прогонные на 4 лошади; а главное то, что он весьма благонадежен к прохождению своих должностей и поведения и нравственности примерной.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Все это делалось им с увлекательным мастерством, которое обнаруживало в нем редкое в одном лице соединение богословско-философской эрудиции с историческою, абстрактного мышления с истинно-художественным талантом, сильного синтеза и дедукции с уменьем изучать и разбирать самые конкретные факты и с чутким психологическим и художественным анализом» 33 . В плане изучения истории религий Хрисанф обнаруживает известную преемственность с киевлянином Орестом Новицким и во многом предваряет князя С. Н. Трубецкого. После себя в Казани он оставил не только благодарную память, но и такого блестящего ученика, как И. С. Бердников , которому в силу обстоятельств из области апологетики пришлось переключиться, в основном, на церковное право 34 . В. А. Снегирев не успел близко пообщаться с Хрисанфом, но, став преподавателем в 1868 году, давал своим студентам прекрасные образцы критического отношения и к истории философии, и к психологической проблематике. Он создал все необходимые предпосылки для религиозно-антропологического учения В. И. Несмелова , ставшего весьма значительным явлением в истории русской духовно-академической науки… В области догматического богословия в Казани тоже сложились условия для свежей мысли. Не один Тарасий (Курганский) тому примером. Так, проф. Н. В. Петровым со всей определенностью была высказана поддержка нравственно-психологической линии в решении проблемы искупления. «Нравственная теория искупления, – пишет он, – всецело основывается на ясных данных Священного Писания и находит себе бесспорное подтверждение также в церковном предании; эта теория, насколько то возможно для научно-богословской мысли, выражает дух Божественного Откровения в учении об искуплении, тогда как юридическая теория приспособляет это учение к ходячим понятиям, выработавшимся в атмосфере обыденной человеческой жизни» 35 . Нелишне также отметить, что воспитанник Казанской академии, будущий епископ Могилевский Стефан (Архангельский) сделал попытку целостной реконструкции нравственно-психологического учения свт.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

1966; ср. также: Он же. 1967). Начало научного изучения философии Л. в России связано с деятельностью В. И. Герье (1837-1919), предложившего подробный обзор жизни и учения Л. ( Герье. 1868-1871. Ч. 1), а также подготовившего к изданию документы, касающиеся связей Л. с Россией и его переговоров с имп. Петром I ( Он же. 1873; общий обзор: Он же. 1868-1871. Ч. 2). На рубеже XIX и XX вв. появилось значительное число переводов сочинений Л.; его философские и теологические взгляды неоднократно становились предметом исследования в диссертациях и научных статьях (обзор лит-ры см.: Баюк, Федорова. 2014). Важную роль в рецепции наследия Л. в России сыграл преподаватель Харьковской ДС К. Е. Истомин (1836 - ок. 1916), который в 1887-1892 гг. опубликовал в ж. «Вера и разум» полный рус. перевод «Теодицеи» и еще нескольких сочинений Л., а также обзорную статью о его жизни и религ. взглядах ( Истомин. 1887). Членами Московского психологического об-ва под рук. проф. В. П. Преображенского (1864-1900) был подготовлен и издан сборник переводов малых сочинений Л. ( Лейбниц. Избранные философские сочинения. 1890). Исследованию учения Л. о познании и в целом философского содержания «Новых опытов...» Л. посвящена магистер. диссертация В. М. Каринского (1874 - после 1930), защищенная в С.-Петербургском ун-те (см.: Каринский. 1912). В Казани работал ученик Боброва И. И. Ягодинский (1869 - после 1918), опубликовавший скрупулезное исследование раннего периода философской деятельности Л. ( Ягодинский. 1914), а также подготовивший издание неск. его малых сочинений с комментариями ( Он же. 1913, 1915, 1917). В диссертации ученика Ягодинского Н. Н. Сретенского была предложена сравнительная интерпретация философских систем Л. и Декарта ( Сретенский. 1915). Выполненное на высоком научном уровне сопоставление философского учения Л. со взглядами Спинозы было представлено в магистерской диссертации В. А. Беляева (1883 - после 1957), преподавателя С.-Петербургской ДА ( Беляев. 1914). Философскую оценку взглядам Л.

http://pravenc.ru/text/2463351.html

82 В 1867–1879 годах в Петербурге был частично издан в переводе главный труд одного из крупнейших европейских географов – Карла Риттера под заглавием «Земледелие Азии. География стран, входящих в состав Азиатской России или пограничных с нею». В 1894–1895 годах под тем же названием последовало продолжение этого издания. Па русский язык переводились также лекции и очерки Риттера по вопросам географии. 83 По другим источникам – Адольф Иванович Беседовский. См., напр.: Гвоздев П. Историческая записка о Второй казанской гимназии. Казань, 1876. С. 335. 84 Книга С.Д. Горского «О жизни и сочинениях князя Андрея Михайловича Курбского» была издана в Казани в 1858 году. 85 Имеется в виду «Учебная книга всеобщей истории» Н.И. Зуева (СПб., 1856) или его же «Начертания древней географии и истории древних азиатских и африканских государств» (СПб., 1855). Упоминание о курсе Зуева в рукописи сопровождено припиской Смоленского, сделанной позднее: «Тот зуевский учебник (а может быть, и Кайданова) отметил остроумный Иван Федорович Горбунов, смотри его замечания – «темна, как история мидян», и проч.». 87 Первая казанская гимназия была преобразована в строго классическую с двумя древними языками в 1865 году, в связи с уставом от 19 ноября 1864 года (латинский язык по новому уставу начинали преподавать с первого класса, греческий – с третьего). 1 января 1874 года вышел устав, по которому все мужское население империи, без различия сословий, подлежало воинской повинности. Под действие этого устава попадали юноши, поступившие в гимназию в 1868 году. 89 Популярное учебное пособие, издававшееся многократно в 1850–1890-е годы, – «Элементарный учебник немецкого языка для русского юношества, составленный по строго-прогрессивному методу А. Фишером, директором Ларинской гимназии. Курс 1–2». 92 У Смоленского неправильно – Константин Адамович Люстиг. См., напр.: Гвоздев П. Историческая записка о Второй казанской гимназии. Казань, 1876. С. 337. 98 П.Д. Миловидов, регент архиерейского хора, принимал самое живое участие в просвещении инородцев. В 1870 году он открыл певческо-регентскую школу для черемисов и чувашей, целью которой было приготовление не только регентов, но и учителей для школ этих народностей. Как писали «Казанские губернские ведомости», преподавал Миловидов на уроках пения «еще не слыханным до сих пор способом – по пальцам… изобретенным им самим» (1871, 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Некоторые из этих обществ, а равно и некоторые братства благодаря хорошему качеству почвы, на которой они возникли, а большей частью благодаря своим одушевлённым устроителям, выделялись из приходской и епархиальной сферы и достигли блестящего процветания и широкой, всероссийской известности. Некоторые и основаны были с задачами деятельности всероссийской. Таковы: общество для распространения Священного Писания в России, общество любителей духовного просвещения, миссионерское общество, братство святителя Гурия в Казани, общество восстановления православного христианства на Кавказе. Первым из перечисленных появилось общество восстановления православного христианства на Кавказе. Своим возникновением оно обязано тогдашним наместнику Кавказа, князю А.И. Барятинскому, и экзарху Грузии, архиепископу Исидору Никольскому , который, впрочем, скоро уступил своё место преосвященному Евсевию. Записка князя Барятинского об учреждении общества на первых порах, в 1857 году, встречена была с недоверием, и даже сам государь выразил сомнение относительно «совместности подобного братства с нашими учреждениями». Однако, прошло менее трёх лет, и не только был высочайше утверждён, 9 июня 1860 года, устав общества, но государь одарил общество большим пособием от казны и утверждение устава ознаменовал особой грамотой на имя наместника с пожеланиями доброго успеха и с извещением, что общество приняла под своё особое покровительство государыня императрица. Общество посвящено было святой Нине, просветительнице Грузии. Для привлечения большего числа членов общество установило для них знаки ордена святой Нины, в форме креста 349 . Общество для распространения Священного Писания в России основано в 1868 году кружком восьми светских лиц, в числе которых было только двое русских, а во главе стоял Николай Астафьев , в квартире которого и собирался кружок. Первоначально собравшиеся постановили «общества пока не составлять», а действовать без всяких формальностей, в тесном кружке. Целью было распространение книг Священного Писания, изданных святейшим синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

8) об изыскании способов оказания помощи бедным прихожанам. Некоторые предложения архиереев к компетенции Синода не относились, поэтому ряд решений должны были принимать другие государственные органы. Так, был восстановлен отмененный в 1862 году закон, согласно которому для строительства неправославного храма требуется разрешение епархиального начальства. Цензурное и полицейское ведомства получили указания следить за тем, чтобы православная вера не порицалась публично, чтобы не распространялись антиправославные книги и брошюры. Совещание обратилось также в Министерство народного просвещения с требованием, чтобы учителя народных школ были православными и отличались приверженностью к Церкви. На это предложение министерство ответило, что еще в 1868 году католикам было запрещено занимать какие-либо должности в Варшавском и Дерптском учебных округах Нужно сказать, что далеко не все пожелания Киевского собора были приняты. Так, например, не было поддержано предложение давать иностранцам разрешение на переезд в Россию лишь при том условии, что они примут православие. Православные священники не получили разрешения беспрепятственно входить в старообрядческие богадельни и больницы, о чем также просили участники совещания. Несмотря на просьбу совещания, старообрядцам не было запрещено употреблять за богослужением облачения, подобные православным, а штундистов, вопреки просьбе архиереев, не переселили вместе с семьями в отдаленные места. Не утвердили и предложение об обязательном обучении детей в школах с наложением денежного штрафа на лиц, не отпускающих детей на учебу. Некоторые предложения архиереев технически не могли быть превращены в законодательные акты. Утверждение, что в должностные обязанности священника входит наблюдение за тем, чтобы каждый прихожанин усвоил основные евангельские истины не только умом, но и сердцем, так и осталось благим пожеланием. После бурных событий начала XX века решения Киевского архиерейского совещания не кажутся особенно существенными. Однако в 1905 году, то есть в самом начале соборного движения, П. В. Гурьев , характеризуя решения этого совещания, писал:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

58 Ильминский Николай Иванович (24.04.182227.12.1891). В 1846 окончил КазДА. С 1850 в С.-Петербурге работал над переводами богослужебных книг на татарский язык. В 1851–1853 изучал арабский, турецкий и персидский яз. в Дамаске, Константинополе, Каире. С 1854 преподавал восточные языки в КазДА. 1861–1872 – проф. КазДА и Казанского университета. Был одним из основателей Братства Св. Гурия. С 1872 директор Казанской учительской семинарии (Отечественная история II. 341342). 59 Малов Евфимий Александрович (183525.02.1918). В 1862 окончил КазДА, пом. ректора Казанской ДС. 1863 – магистр богосл., бакалавр КазДА. 1868 – экстраорд. проф. 1869 – иерей. 1870 – благочинный училищ девиц дух. звания. 1880 – протоиерей. 1886 – орд. проф. 1901 – д-р богосл., проф. по кафедре противомусульманских миссионерских предметов (ИС 1905. 25; Русское православие). 60 Ивановский Николай Иванович (18401913). В 1865 окончил СПбДА, канд. богосл., бакалавр КазДА. 1867 – магистр, пом. инспектора КазДА. 1869 – экстраорд. проф. В 1876–1880 инсп. КазДА. 1883 – д-р богосл. и орд. проф. Автор работ, посвященных различным аспектам старообрядчества. С 1871 проводил миссионерские беседы со старообрядцами. Совершил ряд миссионерских поездок по епархии (Христианство III. 327; ИС 1905. 24). 61 Миротворцев Василий Васильевич (183822.09.1891). 1863 – окончил СПбДА, канд. богосл. Препод. КазДА. С 1881 – инсп. КазДА. 28 лет стоял во главе миссионерского отделения против буддизма и принимал активное участие в комиссии по переводу священных и богослужебных книг на инородческие языки (Брокгауз-Эфрон. XIX. 434). 62 Машанов Михаил Александрович (11.05.18521924). 1872 – окончил Тобольскую ДС и поступил в КазДА. В числе его преподавателей были Н.И. Ильминский , Е.А. Малов, Н.П. Остроумов . 1876 окончил КазДА, оставлен в Академии преподавателем миссионерских противомусульманских дисциплин. 1878 – приват-доц., 1884 – и. д. доцента на кафедре арабского яз. 1881– 1904 – член и делопроизводитель Братства Св. Гурия. 1885 – магистр богосл. и доц., командирован на два года в Сирию, Палестину, Египет и в Аравию для изучения арабского яз. и мусульманской богосл. литературы. 1887 – экстраорд. проф. С 1889 безвозмездно преподавал на двухгодичных миссионерских курсах. В 19191920, продолжая преподавательскую деятельность в КазДА, написал курс лекций «Ислам среди народов Восточной России» в 38 томах. Этот курс читал советским работникам на Восточном отделении открывшегося в 1917 Северо-восточного археологического и этнографического института (Хабибуллин).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010