1844 г.Казанского уезда Царевококшайского у. 1854 г.Казанского уезда Царевококшайского у. 1864 г.Казанского уезда Царевококшайского у. 1874 г. 1884 г. 1894 г. 1904 г. 1914 г. 2 Как видно из «Православн. Собеседника» за 1868 г. «Казанская семинария в первое время ее существования» отчасти связана с именем храмоздателя Ив. Аф. Михляева. 3 См. подробнее у Пинегина. Казань. Помня услуги Алатского купца Парфена Дружинина, Пугачев запретил своим сообщникам разорять Алаты. 4 Почти все иконы написаны не ремесленно, не по-суздальски, не прямо на дереве, а сначала наклеивался тонкий холст, который покрывался левкасом; письмо близкое к новгородскому и строгоновскому; часть есть московского и афонского письма, только нет фряжского, как достояние помещичьих сел Александровки, Аркадии Хотни, Шапшей и нек. др. 7 Список с писцовых книг по г. Казани с уездом(15661568 г.). Казань, 1877 г. 63 стр; Список с переписной книги дворов и людей по дорогам Алацкой, Арской, Зюрейской и Ногайской. 7154 (1646) г., 7 и 11 главы. 8 Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII веке, изд. под редакцией Д.А. Корсакова. 11 Россия. Том 6. Поволжье. Издание А.Ф. Девриена под общим руководством П.П. Семенова. СПб. 1901. 351 стр. 12 Почти вся история Алат и Потонихи тесно связана с жизнью выдающегося местного самородка Ив. Аф. Михляева, успешно соперничавшего с немцами Юнгами. Но к сожалению, кроме истории Казани Пинегина и истории Казанской семинарии в первое время ее существования проф. Знаменского ничто не поясняет вещественных памятников и преданий о храмоздателе Алатской и Потонихинской церквей. 13 К сожалению, надпись внизу требника частью стерлась, частью оборвалась и при переплете заклеена. 15 «Даруга слово монгольское=правитель. Монголо-татарские улусы разделялись на округа, подчиненные даругам. Слово «даруга», при русском владычестве стало отождествляться с дорогой, т. е. путем, который вел от Казани в тот или другой округ Казанского улуса (Проф. Д.А. Корсаков, «Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме ординарных трудов по Миссионерскому Обществу на о. Алексея Осиповича были возлагаемы нередко еще и особые поручения. Так, на общем Собрании Православного Миссионерского Общества 11-го мая 1875 г. был поднят митрополитом Иннокентием вопрос о переводе и печатании священных, богослужебных и других христианских книг на инородческих языках. Но оказалось, что в Москве некому было поручить этого дела. Между тем митрополит знал Н.И. Ильминского , проживавшего в Казани, как человека, который мог бы делать как переводы, так и печатание книг на инородческих языках. Человек этот был лично известен митрополиту Иннокентью, и митрополит даже трижды беседовал с ним по этому вопросу, – в августе 1857 года, когда он проезжал через Казань в Петербург, в феврале 1858 года, когда он возвращался из Петербурга и в 1868 году, когда он ехал на митрополию. Протоиерей А.О. Ключарев заявил с своей стороны, что ему известны казанцы Е.А. Малов и Н.И. Золотницкий, как знатоки многих инородческих языков. Поэтому на общем собрании Православного Миссионерского Общества было решено образовать в Казани свою особую переводческую комиссию, на содержание которой было ассигновано четыре тысячи рублей. Для осуществления этого постановления в Казань был командирован Алексей Осипович . Прибыв в Казань, он скоро и удачно выполнил свое поручение: переводческая комиссия была им организована именно из тех лиц, которые были намечены на общем собрании Миссионерского Общества. Подробности ведения дела переводческою комиссиею были обсуждены общим собранием Прав. Мисс. Общества в Москве в следующем 1876 году. Об этом подробно писал А.О. Ключарев архиепископу казанскому Антонию и письмо его было заслушано в Совете братства Св. Гурия. Мысль о совершении богослужения у обращенных инородцев на их родном наречии всегда занимала Алексея Осиповича и впоследствии; когда он был уже епископом харьковским, он с радостью встретил указ Св. Синода (в 1883 г.), по которому епархиальным архиереям было предоставлено право, по усмотрению, разрешать совершение богослужения на инородческих языках. Он не утерпел, чтобы не выразить своей радости по этому поводу в письме к председателю переводческой коммисии в Казани Н.И. Ильминскому . В свою очередь и Ильминский писал Обер- Прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву от 21-го июня 1883 г. следующее: «Кстати скажу: кто больше всех посочувствовал синодальному указу 15-го января 1883 года за 1? – Преосвященный Амвросий, харьковский епископ. Он мне прислал печатную копию сего указа и поздравил письмом с этим актом, как оправданием трудов переводческой комиссии, и потом он перепечатал мою статейку о богослужении на инородческих языках в Харьковских Епархиальных Ведомостях. Преосвященный Амвросий, как некогда Елисей, унаследовал миссионерскую благодать и взгляды покойного митрополита Иннокентия, не только доселе не замененного, но и долго незаменимого. Вот бы кому быть руководителем и опорой миссионерского дела в митрополии приволжского исламизма».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

После всего сказанного пусть уж сами приемлющие австрийское священство ответят на вопрос: миропомазавшее Амвросия и так принявшее его в сущем сане старообрядческое общество может ли, по совести, считать себя действовавшим по каноническим правилам, а не по собственному произволу? И. Громогласов 2 О попытках раскольников отыскать себе епископа см. в соч. проф. Н.И. Субботина – Происхождение ныне существующей у старообрядцев, так называемой, австрийской, или Белокриницкой иерархии, Μ. 1874, стр. 13–32 и его же – История Белокриницкой иерархии, т. 1, Μ. 1874, стр. те же (второе из названных сочинений представляет иное, несколько измененное и обильно дополненное приложением материалов, издание первого). Сн. Мельникова. П. Исторические очерки поповщины, ч. 1, стр. 23–250. Μ. 1864. 3 Проф. Н.И. Ивановский. Об австрийском священстве. Публичн. лекции, чит. в Казани в марте месяце 1868 г. (Правосл. Обозрение за 1868 г., т. XXVI, стр. 45). 6 «Это была – по выражению одного из новейших раскольнических писателей, В. М(еханикова) – большая и невыразимая радость для старообрядцев, приемлющих священство. Теперь нет уже нужды в священнослужителях (sic!); прегражден путь самозванцам, настало время полного изобилия духовных дарований; духовная нива воскресла и процвела, как растение после обильного дождя» (В.Μ. Историко-каноническое обозрение старообрядческого общества. Первый систематический опыт. 1893 г. Л. 20 и об. по первому гектографическому изданию. Вышло уже и второе. Назв. сочинение печатается в «Братск. Слове» за текущий год с замечаниями редактора и разбором Е. Антонова). 7 См. об этом многочисленные сообщения в статьях Н.И. Субботина: Современные движения в расколе (печатавшихся в Русском Вестнике за 1863–4 г.). Из соврем. летописей раскола (там же за 1867 г.), Летописи происходящих в расколе событий (в Соврем. Летописи Русск. Вестника и в Братск. Слове за неск. лет) и мн. др.; также – во второй лекции проф. Ивановского – Об австрийск. священстве (Правосл. Обозр. 1868 г., т. XXVI, стр. 220–240).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Чрез год затем назначили его для особых поручений при главном докторе военно-временных госпиталей действовавшей тогда в Польше армии, а в начале 1832 г. перевели в Калишский госпиталь. Но Московская медико-хирургическая академия, не забывавшая талантливого своего воспитанника, исходатайствовала возвращение его к научной деятельности, и Е.Ф. в том же 1832 году назначен и. д. адьюнкта академии по зоотомии, сравнительной физиологии и эпизоотическим болезням. В 1834 г. получил он степень доктора медицины. В 1837 – командирован «для усовершенствования в анатомии» за границу, при чем посетил он Берлин, Галле, Лейпциг, Дрезден, Прагу, Вену, Мюнхен, Страсбург, Париж и Лондон; а по возвращении в Россию назначен был экстраординарным профессором университета в Казань, на кафедру анатомии, а в 1848 г. получил звание ординарного профессора. Закончив затем, в 1868 г., профессорскую свою деятельность, он прожив не выезжая из Казани, еще 7 лет; и тихо «один как перст» (его собственное выражение) скончался 26 октября 1875 г. в чине действительного статского советника, в званиях заслуженного профессора, почетного члена общества врачей гор. Казани и почетного члена общества естествоиспытателей при Казанском университете. Посмертным же отличием служит портрет его, помещенный в аудитории анатомического театра Казанского университета, где так долго раздавалось его мощное слово, и стипендия его имени на капитал, собранный почитателями Покойного. Как преподаватель, Аристов не был, по словам Н. Ковалевского 1 , «лабораторным учителем в нынешнем смысле, ведущим на помочах своих учеников. Он стремился лишь, пробудить интерес и самодеятельность в слушателях, самодеятельность в отношении наблюдения и самодеятельность в отношении осмысливания наблюдаемого. Обладая замечательным даром слова не изысканного, но живого русского слова, обладая образностью изложения и талантом быстро схватывать аналогии из единичной и общественной жизни человека и из жизни природы, Аристов, положительно увлекал молодежь того времени и картинностью описания анатомических объектов и смелостью обобщений.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

На этом мы закончим наше знакомство с Кудрявцевым и обратимся к изучению философских построений архиепископа Никанора 1552 . 8. Александр Иванович Бровкович – родился в семье священника в Могилевской губернии 1553 . Окончив семинарию, он поступил в Петербургскую Духовную академию, где, ещё будучи студентом, он принял монашество с именем Никанора. Вскоре после окончания академии архимандрит Никанор руководил различными семинариями, а в 1868 году был назначен ректором Казанской Духовной академии. Надо отметить, что когда архиепископ Никанор окончил академию в Петербурге (в 1850 г.), то сначала оставался там преподавателем, но недолго, так как был обвинен в «неправославии» (за введение элементов современности в курс «Введения в богословие», который он читал). Ко времени назначения его ректором Дух. академии в Казани архиеп. Никанор был уже доктором богословия (степень он получил за большую книгу, посвященную римскому учению о главенстве папы). Живой и творческий ум архиеп. Никанора и в Казанской академии казался не раз слишком смелым и уводящим за пределы традиции, и в качестве ректора академии в Казани он прослужил всего три года. Его удалили оттуда под предлогом почетного назначения в епархиальные архиереи. Последнее его место, уже как архиепископа, было в Одессе (с 1883 по 1890), где он и скончался. Архиеп. Никанор был чрезвычайно широко и разносторонне образован, много и очень тщательно работал научно, о чем свидетельствует его докторская диссертация. Он следил очень пристально за всеми проявлениями современной культуры, но с особой любовью и поразительной неутомимостью следил он за философскими течениями. Его основная книга по философии носит несколько одностороннее название («Позитивная философия и сверхчувственное бытие», т. I-III – всего 1358 стр. убористого текста), не дающее правильного представления об исключительном богатстве содержания. Книга осталась незаконченной, как свидетельствуют заключительные строки II тома, набрасывающие программу дальнейшего труда (из этой программы только часть выполнена в III томе). Труд архиепископа Никанора написан несколько утомительно: тщательность в разборе различных мелочей или оттенков той или иной идеи мешает читателю следить за главной мыслью автора. Формально книга посвящена гносеологии, но в действительности она содержит в себе богатейшие построения и по онтологии, и по этике, и по антропологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Мир Божий. 1892. 11. Отд. 2. С. 22–23. Еще к миссионерскому съезду в Казани. Вопрос об отбирании детей у сектантов. Мир Божий. 1897. 10. Отд. 2. С. 13–17. Миссионерский съезд в Казани (август 1897 г.). Вопрос о сектантстве. Мир Божий. 1898. 3. Отд. 2. С. 14–15. Курьезный проект. О проекте Брянского уездного собрания создать особые должности миссионеров. Прения по этому вопросу в Орловской губернии земском собрании. Мир Божий. 1901. 4. Отд. 2. С. 17–19. Баптизм и штунда. «Донская речь» по поводу разбора дела крестьян-баптистов пос. Б. Кащинки в Новочеркасском съезде мировых судей. Мир Божий. Внутреннее обозрение. 1905. 5. Отд. 2. С. 20–43. Указ 17 апреля 1905 г. о веротерпимости. М. Н. На предвыборных собраниях//Современный мир. 1909. 10. Отд. 2. С. 65–76. О выборах в III Думу. Модест, епископ Нижегородский и Арзамасский. Холмская православная епархия//Холмско-Варшавский епархиальный вестник. Варшава, 1886. Морозов П. Русское дело в Литовской Руси//Русский вестник. 1883. Т. 166. Июль. С. 5–73. Статья не окончена. Очерк управления Северо-Западным краем М. Н. Муравьева, К. П. фон Кауфмана и Э. Т. Баранова, 1863–1868 гт. Морошкин М. Иезуиты в России. Т. I–II. СПб., 1888. М. Р. Свобода совести и Закон 17 апреля 1905 г.//Русское богатство. 1905. 5. С. 135–163. Разбор положения до издания закона и рассмотрение указа. Муравьев М. Н. Из переписки относительно религиозных и церковно-обрядовых вопросов Северо-Западного края 1863–1864 гг. Сообщил А. Миловидов//Русский архив. 1914. Вып. 12. С. 546–565. Муравьев Н. Четвертая Дума и наше великодержавное будущее. СПб., 1912. Муханов А. А., Набоков В. Д. Первая Государственная Дума. Сборник статей. Вып. I–III. СПб., 1907. Мякотин В. По поводу статей «Права» о проекте церковной реформы//Русское богатство. 1905. 5. С. 186–192. Критика статьи Трубецкого, приветствующего церковную автономию, обеспечивающую, по мнению Мякотина, вмешательство в светскую жизнь. Наблюдатель. Националистические и национальные течения в III Думе//Русская мысль. 1912. Кн. 8. Отд. 2. С. 11–37.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

С пользой потрудился иеромонах Макарий и за пределами Алтая. Мы разумеем незабвенные занятия его в Казанской крещено-татарской школе. Дело обстояло так. По распоряжению начальства в июле 1868 года он был в Казани для участия в пересмотре и издании грамматики алтайского языка 8 . Предложенная работа всецело поглотила сибирского труженика, так что ему оставалось весьма мало времени для отдыха, но и этот последний он не проводил праздно, а стал посещать казанскую инородческую школу, куда влекли его миссионерские симпатии и самый вид крещено-татарских детей, напоминавших ему таких же алтайских, с которыми он сроднился душой. К тому же казано-татарское наречие, алтайскому родственное и очень ему близкое, предоставляло много интересного материала для сравнения. Наконец, будучи знатоком церковного пения и имея тонкий вкус, отец Макарий заметил в той же школе одноголосие и другие недостатки и возгорелся желанием их исправить. С благословения старших он начал приучать мальчиков и девочек исполнять хором на родном языке молитвы «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», а потом и другие песнопения. Этот добрый почин способствовал тому, что в казанской школе все богослужение постепенно упрочилось на татарском языке 9 , и его охотно стали посещать взрослые крещеные татары, на которых церковные службы производили неотразимое впечатление. Таким образом, казанская инородческая школа обязана иеромонаху Макарию (Невскому) постановкой систематического обучения воспитанников церковному пению и осуществлением богослужения на татарском языке. То и другое без столь деятельного и усердного участия сибирского миссионера, по всей вероятности, надолго бы еще задержалось. Оценив труды отца Макария, Совет Братства святителя Гурия тогда же избрал его пожизненным своим членом и исходатайствовал ему в Святейшем Синоде сан игумена 10 . Полтора года провел наш авва в Казани. Здесь он прошел как бы своего рода миссионерские курсы, блестяще применив потом на практике полученные знания. За время его отсутствия алтайская паства не забывала своего наставника и с нетерпением ожидала его возвращения, горя желанием поскорей услышать проникнутое отеческой любовью пастырское слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Через несколько лет Император Николай II отдал личное распоряжение о выделении средств на создание БИ при ИКУ, что стало поворотным событием в деле борьбы с инфекционными заболеваниями как в Казанской губернии, так в целом в Поволжье. «Жизнь требовала принятия неотложных мер» «На протяжении всего XIX века, - отмечается, в частности, в " Трудах Казанского НИИЭМ (1900 - 2000) " , - санитарно-эпидемиологическая обстановка в Российской Империи была неблагоприятной. Эпидемии часто выливались в настоящие народные бедствия. Особенно тяжёлая эпидемическая обстановка сложилась в губерниях Поволжья, Урала и Западной Сибири. [...] Крайне опасным было положение с сыпным и возратным тифом, дизентерией, оспой и холерой. Большую угрозу представлял грипп, распространённый в те времена столь же широко, как в наши дни, но тогда гораздо чаще дававший опасные осложнения. Никакой системы микробиологической диагностики и вакцинации в регионе не существовало, а разрозненные усилия врачей в борьбе с эпидемиями были обречены оставаться почти тщетными. Жизнь требовала принятия неотложных мер». с. 3] Борьбу с эпидемиями в Казанской губернии возглавил МФ ИКУ, который, как отмечал профессор Н.Ф. Высоцкий, «по крайней мере, в последнее 30-тилетие», помимо своей прямой педагогической деятельности, являлся «высшим научно-санитарным центром для обширного восточного края России, служа советником и руководителем органов местного управления, в деле попечения о здравии народном». с. (1)] По большому счёту, начало деятельности по созданию БИ при ИКУ положило создание в 1868 г. сотрудниками и преподавателями факультета «Общества врачей города Казани» (ОВГК), впоследствии - с 1877 г. - «Общества врачей при Императорском Казанском Университете» (ОВ при ИКУ), секретарём которого являлся Н.Ф. Высоцкий. Как подчёркивала в автореферате своей диссертации на соискание степени кандидата медицинских наук по теме «Н.Ф. Высоцкий как учёный и деятель общественной медицины в Казани во II половине XIX и начале XX столетий» (г. Казань, 1956 г.) Н.И. Жучкова: «Хирург-патолог Н.Ф. Высоцкий являлся инициатором противоэпидемической деятельности Общества врачей, предложив (6 апреля 1870 года) изучение " ...всех вообще болезненных форм, господствующих в городе " ». с. 10]

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/05/...

священник Василий Протопопов (1868–1938) священник Василий Протопопов Духовный писатель, воспитанник Казанской духовной академии, в которой состоял профессором по кафедре библейской истории. Биография Родился в 1868 году в селе Белоярка Шадринского уезда Пермской губернии (ныне Курганская обл.) в семье священника. В 1890 году окончил Пермскую духовную семинарию первым студентом, в 1894 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. С 7 сентября 1895 года - преподаватель гомилетики и соединенных с ней предметов в Тобольской духовной семинарии. В 1896 году удостоен степени магистра богословия, с 1899 года - доцент. Принимал участие в составлении " Толковой Библии " , а также писал статьи по библейской истории для " Православной богословской энциклопедии " . С 19 декабря 1904 года - экстраординарный профессор кафедры библейской истории, в связи с историей древнего мира Казанской духовной академии. После революции читал лекции на дому у профессоров, поскольку здание академии было отобрано. До 1921 года служил секретарём редакции губернского земского отдела в г. Казани. 19 апреля 1921 года был вызван повесткой в ТатЧК; не арестовывался. Проходил по групповому делу " Дело преподавателей Казанской Духовной Академии. Казань, 1921 г. " 6 октября 1921 года был осуждён по обвинению в " нарушении Декрета ВЦИК от 23.01.1918 г. " и приговорен к одному году заключения в концлагерь условно. Был рукоположен во священника. До 1938 года служил в селе Колесникове Курганской области. В январе 1938 года был арестован по обвинению в " контрреволюционной деятельности " . Проходил по групповому дело " Дело священнослужителей города Кургана, г. Курган, 1938 г. " 6 января 1938 года тройкой при УНКВД по Челябинской обл. приговорён к расстрелу с конфискацией имущества. Всего по делу было осуждено девять человек, все приговорены к высшей мере наказания. Среди них достоверно известно о пяти священниках: Серове, Парфенове, Удинцеве, Протопопове и Волчкове, а о четверых осужденных нет сведений об их принадлежности к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Борис Александрович Тураев (05.08.1868–23.07.1920) Заметки История Древнего Мира Филология Церковное искусство Борис Александрович Тураев Историк, создатель отечественной школы истории Древнего Египта. Автор свыше 150 работ, посвящённых проблемам истории, истории религии и Церкви, археологии, искусства, филологии, источниковедения и историографии, член Императорского Православного Палестинского Общества. Биография Родился 24 июля (5 августа) 1868 года в дворянской семье, сын титулярного советника. Среднее образование получил в 1-й гимназии Вильно. По окончании историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета (1891), где слушал лекции по истории Древнего Востока у О. Э. Лемма, во время заграничной командировки занимался у Адольфа Эрмана, Эберхарда Шрадера и Гастона Масперо, вёл научную работу в музеях Берлина, Парижа, Лондона и ряда городов Италии. Первая его диссертация (магистерская) была посвящена древнеегипетскому богу письма и мудрости («Бог Тот. Опыт исследования в области истории древнеегипетской культуры» 1898 года), а вторая (докторская) — агиологическим источникам истории Эфиопии (её он посвятил В. В. Болотову, который консультировал его по поводу древнеэфиопских текстов). С 1896 года — приват-доцент, с 1904 года — экстраординарный, с 1911 года — ординарный профессор Петербургского университета. С 1896 года он читал там лекции по древневосточной истории и преподавал древнеегипетский язык. С 1898 года был женат на княжне Елене Филимоновне Церетели (р. 1868), сестре Г. Ф. Церетели. В 1909 году произведён из коллежских в статские советники. Б. А. Тураев первым в России начал систематическое изучение и публикацию древнеегипетских памятников, преимущественно из отечественных музейных коллекций. Он, наряду с преподавательской и научной работой, занимался описанием собраний древнеегипетских древностей в музеях Российской империи (в Таллине, Риге, Вильнюсе, Казани, Одессе). С 1912 года — хранитель собрания египетских древностей Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в Москве. Превосходная коллекция В. С. Голенищева, составляющая основу этого собрания, осталась в России во многом благодаря Б. А. Тураеву, который жил в музее с 1911 года, занимаясь научным описанием коллекции и подготовкой первой экспозиции Отдела Востока. Он также собрал коллекцию египетских древностей, которая сейчас хранится в Государственном Эрмитаже.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010