3. Жена твоя яко (виноградная) лоза плодовита в странах дому твоего. Жена, прибавляет, твоя, боящийся Бога, будет как виноградная лоза, изобилующая плодами, т. е. жена твоя будет многочадна в окрестностях, т. е. четырех странах и в ограде твоего дома. Другой перевел сие так: во внутреннейших местах дома твоего, называемых чертогами и девичьими покоями, где находится для успокоения и одр. 4. Сынове твои, яко новонасаждения масличная окрест трапезы твоея. Дети твои, продолжает, будут цвести, юнеть и красоваться около стола твоего, как нежные и новые масличные деревья. Тот же; Совершенному, т. е. любящему уготовано то, что око не видало и ухо не слыхало; а несовершенному и боящемуся Господа дана, как некая общница и супруга, жена, не обыкновенная, но истинному винограднику подобная, так что сказано о ней: жена добрая часть благая в часть (удел) боящимся Господа дана будет (Сир. 26, 4). И по словам Феодорита, и дети будут подобны новонасаждаемым маслинам, составляя около трапезы венец, как приемлющие росу благочестия и приносящие зрелый плод и не теряющие листьев. По словам преподобн. Стифатийского, жена богоугодного мужа есть благочестие, сыны и вообще дети те, которые рождаются и возрастают от учения его, дом его настоящая жизнь, в котором светит, как светильник в доме, благочестие его. Или под женою можешь разуметь, по словам его же, чистейшее размышление богоугодного мужа, из которого, как дети и плоды, рождаются произведения небесного познания, а под домом—свет Божий, которым он покрывается и просвещается; под трапезою естественное созерцание, на которой, как различные брашна, представляются слова о существах и чаша премудрости. Соименного ему Никиты в Своде Псалтири: Виноградною лозою псалмопевец называет Церковь; он так говорит загадочно к жениху Христу: жена твоя, как лоза (виноград.), изобилующая плодами, плод которой суть верующие, рожденные церковью, как матерью. Ориген под женою разумеет мудрость, а под сынами дела. 5. Се тако благословится человек, бояйся Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

В конце совершения Таинств Крещения и Миропомазания, когда младенца трижды обносят вокруг купели (если взрослый — то сам обходит), поется о том, что те, которые крестились во Христа облеклись. С этого момента человек делается родным чадом Божьим, т. к. в нем живет Христос и почиет Дух премудрости, радости, света и ведения, силы и крепости и страха Божия, как на Самом Христе c.42]. Итак, мы рождаемся водою и Духом в нового человека, Божия человека. А сколько раз можно родиться? Один. Значит и креститься можно только один раз. Встали, повторим еще одну строчку Символа веры: Итак, мы говорим, что веруем во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Едино крещение, одно крещение очищает нас от греха, с которым мы рождаемся от Адама и Евы и от всех наших грехов. В крещении мы соединяемся с Богом, как ветвь соединяется со стволом, у винограда ствол называется лоза. Господь сказал так: Я есть виноградная лоза, а вы ветви. И если будете во Мне, то много принесете плодов. Отец Мой виноградарь и всякую ветвь, которая приносит плод, Отец Небесный очищает, чтобы еще больше принесла плодов. А та ветвь, которая не приносит плодов, отсекается от лозы и бросается вон на сожжение. c.217] Смотрите на это растение (вьющееся комнатное растение) — видите, это ствол (лоза) — Господь Бог, а это листики — мы с вами. После крещения листик прирастает к стволу. Значит эти листики — все уже крещеные православные христиане. Придет виноградарь — Бог Отец — и посмотрит на нас, где наши плоды? Если плодов не найдет, отсечет нас от лозы и бросит вон на сожжение. Какие же плоды должны мы показать Богу Отцу, без которых никто не вошел в Царство Небесное? Плоды Духа Святого. Какие это плоды — любовь, вера, простота, воздержание. У кого эти плоды есть, на кого похож — на овцу. А какая овца? Добрая, смиренная, кроткая. Господь наш Иисус Христос указал нам 9 послушаний, которые говорят нам, как стать счастливым — овцой Божией. Тот кто их выполняет, тот похож на Сына Божьего Господа нашего Иисуса Христа, который говорит: научитесь у Меня. Будьте как Я, кротки и смиренны. Какие это 9 заповедей блаженства, каким должен стать человек, чтобы войти в Церковь Божию? Нужно быть:

http://azbyka.ru/deti/15-urokov-po-tradi...

И сегодняшнее приношение, и то, которое совершено вчера и совершается каждодневно, одинаково с тем, которое совершилось тогда, в Субботний день; и то нисколько не священнее этого, и это не ниже того, но и то и другое – одинаково, равно страшно и спасительно»... 123 «Иудейская (же) пасха есть образ, а христианская – истина. Смотри, какая между ними разность: та избавляла от телесной смерти, а эта (то есть смерть Господа, Сына Божия) ПРЕКРАТИЛА ГНЕВ (Божий), которому подпала вся вселенная... та погубила фараона, эта – диавола» 124 . Иисус Христос – посредник, жертва (Отцу) «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих 125 . Он – виноградная Лоза и, вместе, Дверь для заблудших овец; Лоза эта корнем утверждается на небесах, а ветви ее раскидываются на земле; Лоза, которая разветвляется в стволе, а не в корне, которая после трехдневного прозябания произрастила виноград воскресения. ОН ЕСТЬ И ДВЕРЬ, через которую верующие приходят ко МНЕ, ТАК КАК ОН – ПОСРЕДНИК МЕЖДУ МНОЮ И МОИМИ РАБАМИ; ибо совокупляет со Мною всех тех, которые стучатся ко Мне (в дверь). Сей есть Сын Мой возлюбленный 126 , и вместе с тем – АГНЕЦ; ИЕРЕЙ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЖЕРТВА, приносящий и одновременно приносимый, Тот, Которого приносят в жертву (Богу), и Тот, Который принимает эту жертву» 127 . Иисус Христос кровию искупил мир «Все это (вход [во Иерусалим], совещание иудеев против Иисуса Христа) было для того, чтобы Агнец Божий, вземляй грехи мира 128 , добровольно пострадал для нашего спасения, чтобы Он обращен БЫЛ КАК БЫ В ПРЕДМЕТ КУПЛИ и покупатели положили тридцать сребреников за Того, Кто ЖИВОТВОРЯЩЕЮ СВОЕЮ КРОВИЮ ИСКУПИЛ МИР, и чтобы Пасха наша, Христос, был заклан за нас 129 ; дабы те, которые окропляются драгоценною Его Кровию и которых уста, как верхи дверей, запечатлеваются ею, могли избегать стрел губителя; и дабы пострадавший плотию Христос, по тридневном воскресении, принял от всех тварей, вместе с Отцом и Святым Духом, равночестное и равномерное поклонение» 130 . Иисус Христос – посланник, примиритель кровью

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

С кротостию, смиренно и незлобиво обращайся с нищими, приходящими к тебе за милостию, памятуя, что они члены Христовы, что они не имеют где главу подклонить, что они приходят к тебе за своим добром, которое поручил тебе Господь для раздачи, что сам ты пользуешься множеством удобств и средств житейских незаслуженно, будучи великим грешником, и еще памятуя слова апостола: только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности [ Гал. 2, 10 ]. Диавол обыкновенно возжигает в нас страсть к корысти, когда подходят к нам нищие, и тем возбуждает крайнее нерасположение к нищим, особенно если их много и многое им надо дать. Но помнить надо слова Господни: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал... был наг, и вы одели Меня [ Мф. 25, 35–36 ] – и награду за дела милости – Царствие Небесное. Всемерно старайся служить Господу все службы или моления общественные и частные непреткновенно, несомненно, духом торжествующим, ибо в противном случае тебя уязвит сильным уязвлением сатана и долго, долго будет мучить тебя. Молитва есть спокойствие, свет, сила, дерзновение, жизнь души. Если сам будешь молиться спокойно, со дерзновением, силою, то и в молящихся с тобою прольешь спокойствие, дерзновение, свет и силу. Если ты будешь молиться неспокойно, малодушно, вяло, с сомнением, то и других приведешь в смятение. Сегодня я чувствую себя немощным по душе из-за вчерашнего чревоугодия у отца Петра Преображенского , штурманского священника, – чаю сладкого много пил. Обиделся на двенадцатилетнего мальчика Софронова, что при встрече не снял фуражки, как священнику и законоучителю. Честолюбие! Не в смирении ли величайшая честь? Аз есмь лоза, вы же рождие [рус.: Я есмь лоза, вы же ветви] [ Ин. 15, 5 ]. Христос, или Церковь Его, которой Он есть Глава, есть Лоза, а все христиане православные – рождие. Кто будет со Христовой Церковью, тот мног плод сотворит, как и сотворили все святые, бывшие в общении с Церковью, а кто не пребудет, отпадет от Церкви и от Христа, тот извержется вон, якоже розга, и изсышет: и... во огнь влагают, и сгарает [рус.: извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают] [ Ин. 15, 6 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Анастасия 2017/01/11, 01:06:50 Здравствуйте! Просим ваших молитв о прощении грехов и даровании здоровых чад рабам Божим Алексею и Ирине.Просим Вас прислать нам святые плоды и веточку виноградной лозы Преподобного Симеона Мироточивого.Мы состоим в венчанном браке ,у нас уже пятый год нет детей. Спасибо Вам за молитвы и помощь! г.Санкт-Петербург п.Металлострой.ул. Полевая 2/30 кв 39 2017/01/11, 00:59:45 Святые отцы и братья монастыря Хиландр. Очень прошу молитвенной помощи в зачатии и рождении здорового ребеночка, лозу и ягодки чудотворной лозы. Мы с мужем вместе почти 13 лет, из них 3 года в браке, а в прошлом году обвенчались. Так получилось что было 3 беременности и все 3 прервались из-за ген. патологий не совместимых с жизнью на раннем сроке. Продолжаем верить и молиться. Мы очень хотим стать родителями. Много слышала о людях, которым лоза помогла в этом. Помогите пожалуйста. Очень надеюсь на милость Божью и на прощение наших грехов р. Анны и р. Сергея. Наш адрес: Россия, 197082, Санкт-Петербург, Богатырский проспект, дом 53, корп 3, кв 38 2017/01/10, 23:39:06 Доброго времени суток, дорогие Святые Отцы и Братия Монастыря Хиландар!Просим Ваших молитв за рабов Божьих Виталия и Наталию о прощении наших грехов и даровании чуда рождения здоровых деток.В браке более десяти лет,венчанные,все лечение перепробовано, деток так и нет. Понимаем,что только по воле Господа случится чудо.Пожалуйста, вышлите нам святую веточку виноградной лозы Святого Симеона Мироточивого и ее плодов с рекомендациями.Очень ждём и надемся.Храни Вас Господь!От всего сердца благодарим Вас, низкий поклон. Адрес:117198 Россия,г.Москва, ул.Островитянова дом 5 кв32 Наталия 2017/01/10, 22:07:01 Здравствуйте, Святые Отцы и братья монастыря Хиландр. Просим Вас помолиться Господу Богу нашему Иисусу Христу, Царице Небесной и Святому Преподобному Симеону Мироточивому о прощении грехов наших рабы Божьей Наталии и раба Божьего Виктора. Просим Вас помолиться о даровании нам здорового ребенка, Мы в браке 7 лет. Пытаемся, но .... Может виноградная лоза Святого Симеона Милостивого и ее плоды нам помогут с Божьей помощью. Пожалуйста, вышлите нам святую веточку.

http://isihazm.ru/?id=2085&c_pid=11

Лоза и зерно являются рабами, священство же – свободными. Когда эти три вещи сойдутся, чтобы вознестись горé, то каждая из них приносит Царю в благоухание силу своих плодов. Лоза приносит сок своих гроздей, и пшеница – хлеб. Священство же дерзновенно возлетает от земли на небо, чтобы увидеть Самого Незримого и, преклонившись, молится перед Владыкой о рабах, нося слезы и воздыхания собратьев и принося их тепло Своему Владыке, а вместе с этим – также мольбу и покаяние, прося у Милосердного Царя прощения, милости и щедрот, чтобы снисшел Дух Утешитель и освятил предложенные на земле дары. И когда страшные, полные бессмертия, Таины принесены будут предстоящим иереем, творящим мольбу за всех, тогда приступают души, которые через страшные Таины получают очищение от скверн» 227 . Выражение «лоза приносит сок своих гроздей, а пшеница хлеб», несо­мненно, имеет в виду Евхаристическое приношение этих плодов – «Твоя от Твоих», подобно тому как последующее место излагает призывание. Слова о слезах и воздыханиях собратьев, а также о мольбе, покаянии, испрошении у Царя прощения, милости, щедрот и ниспослания Святого Духа показывают, что формула этого призывания была ходатайством, близким к тексту иерусалимского призывания. Таким образом, первоначально призывание, вероятно, было ходатайством священнослужителя за самого себя. Но было бы ошибочно думать, что здесь лежит и само начало призывания. Нет, корень его гораздо глубже. Таким корнем является христианское учение о том, что Евхаристия является источником благодатных сил. Свидетельств, иллюстрирующих последнее положение, можно привести массу, начиная с шестой главы Евангелия от Иоанна. Несомненно, в древних анафорах были прошения о том, чтобы Евхаристия стала для верующих источником благодати и Святого Духа. Интересный пример представляет римская молитва. В первой, древнейшей ее части об этом еще ни слова. Здесь стоят лишь прошение о принятии жертвы и сопровождающие его ходатайства. А в конце второго, более позднего, приношения читаем: «Повели, да будет принесено это руками ангела Твоего на горний жертвенник Твой перед лицом Божественного величества Твоего, дабы всякий раз, когда мы будем принимать от этого жертвенного причастия святейшее Тело и Кровь Сына Твоего, мы исполнялись всякого небесного благословения и благодати».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Слава благоутробию Его! И бесконечной Его милости, ибо Он так возлюбил род человеческий, удостаивая нас Своего Царства вовеки. Аминь. Слово 27. О том, что все видимое является образом невидимого мира Божества Все видимое этого мира является образом невидимого и неявляемого и скрытого мира Божества. Существует земля видимая, на которой были насаждены виноградная лоза, и плодоносные деревья, и семя, и большое богатство. Так существует и невидимая небесная земля жизни там, где христиане имеют свое богатство и отдохновение, и в этой скрытой земле жизни насаждены их души, и они приносят Богу плоды Духа, а сами предметы расположены в двух лицах. Ты будь лозой Господа, и Он — твоей, ибо Он говорит: «Я — лоза истинная» (Ин. 15, 1). И каким образом в видимых вещах лоза укореняется и насаждается на земле, так и души святых в небесной лозе, то есть в Господе, насаждены. И существует семя Духа Святого и семя человека, ибо сеется ум в живую землю Божественного слова, и снова сила Духа сеется в разумной земле верующей души. И как в видимом (мире) земля нуждается в работе, и выходят работающие и полагают в ней семя, и оно выращивает плоды, и в свое время жнецы берут серп и жнут; так существует невидимая земля Господня, душа человека, и добрый земледелец Господь. Обрабатывающие землю — это святые апостолы, унаследовавшие слово Господне, ибо Само Слово Отчее пришло в мир соделать новые небеса и приготовить новую землю, как было обещано: «Вот Я творю новые небеса и новую землю» (Откр. 21,1 и 5) непреходящую, ибо это небо и эта земля и все видимое разрешается и проходит, а разумная и духовная, возделываемая Господом земля — вечна. Потому что богатые этого мира, сколько ни приобретут и ни соберут еще большего богатства, при исходе их в свое время из мира уходят нагими, неспособными взять с собой ничего из их богатства. Здесь же христиане, если каким–нибудь духовным подвигом стяжут и отложат духовное богатство в живой земле сердца, при исходе из этого мира берут с собою такое их богатство и сокровище жизни, и плоды их трудов живые отходят в Небесное Царство, где находится их вечное упокоение и наследство. Ибо эта видимая земля проходит, и это богатство исчезает, и плоды истрачиваются, но те духовные вещи, не видимые этими глазами, сопребывают вовек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Лоза и ветви представляют собой единое целое: ветви растут на лозе, питаются ее соками, они не могут жить без лозы. При этом лоза продолжает жить, когда от нее отсекают бесплодные ветви: на их месте вырастают новые. Разница между божественным и человеческим естеством безмерно превышает разницу между природой человека и животного. Но через Евхаристию люди становятся «причастниками Божеского естества» ( 2Пет.1:4 ). Плоть и Кровь воплотившегося Бога становится плотью и кровью тех, о ком Иисус говорит: «Вы во Мне, и Я в вас» ( Ин.14:20 ). Пребывание Иисуса в верующих сравнивается с пребыванием ветвей на лозе. Подобно тому как лоза рождает ветви, Иисус рождает уверовавших в Него «от воды и Духа» ( Ин.3:5 ). Это рождение свыше ( Ин.3:3 ), происходящее в крещении, открывает путь к тому сверхъестественному соединению с Богом, которое возможно только через Евхаристию. Так в единую цепь сливаются три ключевых образа: воды, хлеба и вина. Все они в совокупности указывают на то изменение человеческого естества, которое происходит через крещение и Евхаристию. Благодаря этим двум таинствам Церкви онтологическая дистанция между Богом и человеком преодолевается: Бог вселяется в человека, а человек в клетках своего тела и крови носит Бога. Апостол Павел, говоря о едином Боге в афинском ареопаге, подчеркнул, что «от одной крови Он произвел весь род человеческий» ( Деян.17:26 ). Все люди как созданные одним Богом являются братьями по крови. Однако ощущение принадлежности к единой семье, единому «роду» было очень быстро утрачено людьми после грехопадения. Люди разделились на народы, семьи, кланы, между которыми возникла вражда. Понятие кровного родства сохранилось только для членов одной семьи или – в расширительном смысле – для представителей одного народа. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» Церковь – отнюдь не только корпорация лиц, объединенных общими интересами. Ее внутреннее единство проистекает не из общих интересов, целей или идеалов ее членов, а из Того, Кто является источником этого единства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

15 Ибо говорит Он: «Где Я, там и слуга Мой будет» 3989 , – и снова: «Отче, хочу, чтобы там, где Я, там и сии были со Мною, да видят славу Мою» 3990 , то есть те, кто члены Его и причастники Божественной и бессмертной Его силы. Ибо таким было благоволение Его и так пожелал Он даровать сему уничиженному естеству силу святой и божественной природы Духа и смешать со Своей силой Божества, чтобы произошли общение, смешение и соединение Божества и человечества. 16 О, несказанное благоволение и бесконечная благость Спасителя! Бог-Слово, придя на землю, и восприяв человека, и смешав его со Своим Божеством, «воссел одесную величия в вышних» 3991 , дабы соделать и верных и достойных Его, родившихся от Духа 3992 , сопрестольными и спрославляемыми как Собственные пречистые члены. Слава благоволению и величию Его! 17 Но как Бог отличается от так и родившиеся от Него праведники отличаются от остальных людей. 18 Стало быть, потщимся и мы во всем благоугодить Господу, чтобы, обретенные достойными Его, ставшие причастниками Духа Его, очищенные Им от всякой порочности и удостоенные стать Его членами, воцарились мы с Ним в бесконечные веки. Аминь. Слово 27 3993 . видимое является образом невидимого 3994 1,1 Все видимое этого есть образ невидимого, неявного и скрытого Божества. 1,2 Существует земля видимая, на которой насаждена виноградная лоза и плодоносные деревья, и семя, и [отложено] большое богатство. Так существует невидимая небесная земля жизни, где христиане имеют свое богатство и отдохновение, и в этой скрытой земле жизни насаждены их души, и они приносят Богу плоды Духа, 3995 . Ты будь лозой Господа, и Он – твоей, ибо Он говорит: «Я лоза истинная» 3996 . И каким образом в видимых вещах лоза укореняется и насаждается на земле, так и души святых в небесной лозе, то есть в Господе, насаждены. 1,3 И существует семя Духа Святого и семя человека, ибо сеется ум в живую землю Божественного слова, и снова сила Духа сеется в разумной земле верующей души. И как в видимом земля нуждается в работе, и выходят работники и полагают в ней семя, и [земля] выращивает 3997 плоды, и в свое время жнецы берут серп и жнут, так существует невидимая земля Господня – душа человека, и добрый земледелец – Господь, обрабатывающие землю – это 3998 апостолы, унаследовавшие слово Господне, 1,4 ибо Само Слово Отчее пришло в соделать новые небеса и приготовить новую землю, как было обещано: «Вот Я творю новые небеса и новую землю» 3999 , не преходящую, ибо это небо, и эта земля, и все видимое разрушается и проходит, а разумная и духовная, возделываемая Господом земля – вечна.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, " для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ " . Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве. Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.): 15 Подпора страждущих,   Вечный владыка,   Смертного рода   Спаситель Иисус,   Пастырь, пахарь, 20 Кормило, устье ,   Крыло Небесное   Святого стада.   Рыбарь всех смертных,   Тобою спасенных 25 В волнах неприязненных.   Из моря нечестия   Сладкою жизнью уловляющий,   Веди нас, овец 30 Разумных Пастырь   Святый, веди нас,   Царь детей непорочных.   Стопы Христа -   Путь Небесный . Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия. Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви - Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения - Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба. Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже). Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме.

http://pravoslavie.ru/archiv/simvolika/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010