«Я есмь истинная виноградная лоза», – сказал Господь, – а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают». Эта притча настолько прозрачна по своему смыслу, что уже почти не является «притчей», а просто открытым свидетельством Христа о Себе, как о единственном Источнике, питающем все ветви Древа Жизни. Виноградная лоза, ее ветви и кисти плодов на все времена запечатлелись в сознании христианского мира, как необычайно яркий символ единения Христа и Его Церкви. И этот символ особенно дорог христианскому сердцу потому, что он напоминает о Святой Евхаристии, где плоды виноградной лозы претворяются в истинную кровь Христову, питающую Церковь для жизни вечной. Христос – «Лоза», – несет на себе много ветвей. Одни из них, не приносящие плода, Бог-Отец – «Виноградарь, – отсекает и предает огню, они погибают; другие, приносящие плоды, Отец очищает, чтобы они давали больше плодов. Слова «отсекает» и «очищает», имеют бездонную глубину и требуют всестороннего богословского толкования. Вообще же, они имеют ввиду жизнь членов Церкви, как грешников, так и праведников. И преддверие Суда. Но Апостолов, к которым непосредственно была обращена эта речь, Господь называет ветвями «очищенными». – «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам...» Что это значит? Это значит, что Апостолы, за все годы пребывания со Христом, слушали Слово Его и открывали свои сердца для принятия этого Слова. Слово Божие, очистив их души от греховной суеты, преобразило их жизнь и навек соединило со Христом. Такова сила Слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Что недавно доказывали мы вам о Таинстве священства? Лоза виноградная, зерно пшеничное и священство согласно устремлены к Единому. Но лоза и пшеница — это рабыни, а священство свободно. Потому, когда все они сведены в совокупность, тогда в благоухание Царю каждая составляющая становится предпочтительней всех сокровищ и приносит силу плодов своих. Лоза приносит кровь, а пшеница приносит хлеб. Священство же с полным дерзновением воспаряет с земли на небо до созерцания Самого Невидимого и, припадая, молится Владыке о рабах, вознося слезы и воздыхания сослужителей и с горячностью предлагая их в дар своему Владыке вместе с молением и покаянием, испрашивая у благосердного Царя прощения, помилования и милости, чтобы снисшел Дух Утешитель и освятил Дары, предлагаемые на земле. А как скоро Они принесены, соделавшиеся страшными Таинами, исполненными бессмертия, потому что предстоящий иерей совершает молитву о всех, тогда души приступают и в страшных Таинах приемлют очищение от скверн. Видите, боголюбцы, что лоза и пшеница не имеют действия на земле, если не снизойдет небесное повеление и не освятит Даров. Видел ты, человек, ясное чудотворение. Видишь, как священный сан удобно очищает душевные скверны. Да благословляется Спаситель, принесший на землю сей пресветлый, очистительный дар, просветивший благодатью иереев, чтобы сияли они, как светила, в мире! Народ, прежде нас бывший, через рог с елеем достигал освящения, а мы, потребные рабы Благословенного, не получили ни рога, ни чувственного елея, но Сама высокая и страшная Мышца, спустившись с неба, через возложение рук даровала нам Духа Своего, как огонь, сошедший на апостолов. О неизреченная сила, благоволившая вселяться в нас чрез возложение рук святых иереев! О, какой высокий сан имеет странное и чудное священство! Блажен, кто чисто и неукоризненно жительствует в сем достоинстве. Петр, нареченный Кифа и некогда на берегу озера уловленный мрежей, о котором великий Пастырь засвидетельствовал: на сем камени созижду Церковь Мою (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Другой вид этого хлеба – Хлеб сакральный, евхаристический, Хлеб Причастия, который, освящаясь, становится Телом Христовым. Всякий христианин приступает к этому Хлебу Жизни. Какое действие производит хлеб? Еще псалмопевец Давид говорил: Хлеб укрепляет сердце человека ( Пс.103:15 ). Это проявляется даже в физическом смысле: защемило сердце, поел – и полегчало. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Мы молимся: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» Возможно, при этом мы думаем только о простом, привычном для всех нас хлебе, но святые отцы толкуют это место Молитвы Господней, прежде всего, как моление о Хлебе Причастия. Ведь именно Христос, истинный Хлеб Жизни, укрепляет наше сердце. Другой библейский образ – виноградная лоза. Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь ( Ин.15:1 ), - говорит Христос. Итак, Отец Небесный – виноградарь, Христос – истинная виноградная лоза, а что означает вино и насколько оно необходимо? Ведь жаждущий вполне может выпить и воды. Однако псалмопевец подчеркивает: Вино веселит сердце человека ( Пс.103:15 ). Действительно, человеку нужно не только утолить голод и жажду. Он нуждается в радости. Христос – истинная виноградная лоза. Первое чудо, которое Он сотворил на земле, — превратил воду в вино, то есть пресноту и скуку земной суеты превратил в радость и крепость вина Царствия Божия. Вино – это любовь, веселие сердечное. И наконец, вино – это Кровь Христова. На Тайной Вечере Господь говорит: Сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается ( Лк.22:20 ). Нигде мы не приобщаемся этому Божественному Вину так действенно, как в Святой Евхаристии. Христос пришел принести нам радость и веселие, и главная христианская книга называется Евангелием (ευαγγλιον), что в переводе с греческого означает Благая, или Радостная, весть. Христос поит нас вином для того, чтобы мы обрели радость вечную, от которой не остается горького послевкусия, радость, которую никто не сможет у нас отнять. Огородники выращивают овощи, землепашцы сеют пшеницу и другие злаки, садовники снабжают нас фруктами, но есть и те, кто заботливо пестуют цветы. В Библии мы встречаем и такой образ Христа: Я нарцисс Саронский, лилия долин! ( Песн.2:1 ). Разумеется, нам необходим краеугольный камень для основания, конечно, все мы нуждаемся в питании. А цветы нам даны для радости, они символизируют красоту Царства Божия!

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Дева стала невестой Христовой и духовной матерью целой страны. Каппадокия славилась подвижнической жизнью монахов и анахоретов (отшельников), пустынями, скрывавшими христиан во время гонений, и пещерными монастырями. С детских лет душа Нины горела, как светильник, ангельской любовью к Богу. Отрочество ее прошло в святом граде Иерусалиме. Она была похожа на дивную пальму, растущую, как у источника вод, у иерусалимских святынь. Как некогда Дева Мария, она жила при храме и среди многолюдного восточного города была одинока, словно в пустыне. Гул толпы, точно огромного улья, блеяние овец, крики уличных торговцев и погонщиков верблюдов, свадебные песни и похоронные причитания, звон оружия легионеров, шум города, подобный шуму прибоя, разбивались и затихали у стен храма. В его незримом свете и таинственном безмолвии святая Нина слышала голос вечности. Ее воспитательница Нианфора рассказала ей о том, как Хитон Господень был перенесен из Иерусалима во Мцхета. Святая Нина захотела отправится в ту страну, где находился Хитон Господень, найти гробницу Сидонии, поклониться Ризе Христа и затем посвятить себя проповеди Евангелия жителям Грузии. Господь являлся святой Нине в видениях и благословил ее на апостольский подвиг, а Дева Мария чудесным образом вручила ей крест из виноградных лоз. Лоза – символ Грузинской Церкви. Эта чудная лоза стала быстро расти и умножаться, дала обильные плоды, дотянула свои ветви до вершин Кавказа, а сенью листьев покрыла долины Грузии. У Ездры написано: «Из всех растений Господь избрал Себе виноградную лозу». Лоза – образ Евангельского учения. У мистиков – образ любви к Богу, которая наполняет духовной радостью сердце человека. Лоза – это символ Евхаристической Чаши с Кровью Спасителя и чаши мученичества, наполненной до краев кровью святых. В Тбилиси, в кафедральном Сионском соборе, хранится крест из виноградной лозы, обвитый волосами святой Нины. От времени ветви лозы согнулись, словно опущенные крылья птицы – как бы под тяжестью, которую несла Грузинская Церковь в многовековой борьбе с язычеством и исламом, с видимыми и невидимыми врагами Креста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

Христос - истинная виноградная лоза (Ин. 15:1-17) Иоанна 15:1 Я есмь. Одно из славных высказываний Иисуса о Самом Себе (см. на 6:20. ср. 8:12. 10:7, 11. 11:25. 14:6). О значении " Я есмь " без местоимения " Он " - см. на 8:24. Истинная. Гр. " алетсенос " - " подлинный " . В Библии Израиль представленный виноградной лозой (Пс. 79:8-16. Ис. 5:1-7. 27:2, 3. Иер. 2:21. 12:1-10). Искусно сделанная из золота Лоза украшала вход в храм Ирода (см. Мишна Миддах 3, 8 в Талмуде изд. Санкина стр. 15), и изображение листьев лозы или кистей винограда свисали на углах и в архитектурном оформлении. Спасение Израиля зависело от его тесной связи и Истинной Лозой. Но Израиль проявил неверность к своим духовным преимуществам и отверг своего истинного Царя - Иисуса. Теперь Иисус представил Себя как истинную виноградную Лозу. Только через жизненную связь с Ним люди могут быть спасены. Виноградарь. Гр. " георгос " - " труженик земли " , здесь - виноградарь. Ср. применение " георгос " в Лк. 20:9. 2Тим 2:6. Иак. 5:7. Сначала Бог взял лозу из Египта (Пс. 79:9) и посадил её в земле ханаанской. Теперь Он взял другую Лозу - Своего Собственного Сына и посадил Его в земле Израильской (см. ЖВ 675). Иоанна 15:2 Всякую у Меня ветвь. Ученики представлены как ветви лозы. Как жизнь ветвей и принесение плода зависит от связи с главным стволом Лозы, так и духовная жизнь христиан и принесение плода зависит от их связи со Христом. Не приносящую плода. Заявляющие, что они пребывают во Христе, должны приносить плоды согласно своему исповеданию. Эти плоды в другом месте Св. Писания названы " Плод Духа " (Гал. 5:22. Еф. 5:9) или " плоды праведности " (Фил. 1:11. ср. Евр. 12:11), т. е. плоды, которые являются праведностью. Эти плоды, очевидны в характере и в жизни. Когда эти " добрые плоды " (Иак. 3:17) отсутствуют, возникает необходимость отсечь бесплодные ветви. Отсекает. Гр. " аиро " (см. ниже " очищает " ). Очищает. Гр. " катхаиро " - " очищать " , в данном случае удаляя лишние прорастания. Характер очищается посредством испытаний и опытов жизни. Отец, как небесный виноградарь наблюдает за этим процессом. И хотя наказание вначале кажется печалью, но после, наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11).

http://pravicon.com/info-861

Мир (т. е. не следующие за Христом люди) не знает этого Духа, но зато он известен ученикам. Более того, вскоре должно наступить время, когда Святой Дух будет не просто рядом с учениками, а вселится внутрь них. Мы знаем, что это время наступило после воскресения Иисуса и вознесения на небо, в день, когда Святой Дух сошел на христиан (см. Деян.2 ). С тех самых пор Дух Божий пребывает во всех, кто следует за Христом. Также важно отметить, что Иисус связывает пребывание Святого Духа внутри христиан с пребыванием Отца и Сына друг в друге. Благодаря пребывающему в нас Святому Духу мы можем знать, что Сын одновременно и в Отце, и в нас. Другими словами, Святой Дух – это связующее звено, которое объединяет отношения Сына с Отцом и отношения христиан с Сыном. Далее Иисус прояснит значение этой связи; сейчас же необходимо подчеркнуть, насколько взаимосвязаны между собой Отец, Сын, Святой Дух, христиане, любовь и послушание. Наша жизнь – словно гобелен взаимоотношений и поступков. Пока мы пытаемся разглядеть этот гобелен, я предлагаю взглянуть на следующую часть беседы Иисуса с учениками. Христианская любовь и любовь между Отцом и Сыном Один из самых известных и запоминающихся образов Иисуса – это виноградная лоза, о которой он говорит в пятнадцатой главе Евангелия от Иоанна. Несмотря на популярность этого образа, он не производит на нас того же впечатления, что на первоначальных слушателей, хотя бы потому что большинство из нас не живут в аграрных обществах. А вот для группы евреев, живших в древнем Израиле, не существовало лучшего символа для описания взаимоотношений между Богом, Иисусом и христианами, чем виноградная лоза. Виноград был одним из основных плодоносных растений в Израиле, так как он хорошо приживался в сухом климате, особенно на холмистых местностях страны. Для евреев он стал незаменимым продуктом, так как в условиях жаркого климата и нехватки чистой воды, вино считалось безопасней для питья, чем вода. Таким образом, виноград был тесно связан с жизнью, даже с выживанием, и его выращивание для большей части населения было средством к существованию. Давайте посмотрим на небольшую часть того, о чем Иисус говорит в этой знаменитой речи: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего…

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Главный мотив Варфоломея – подчинить Украину, а потом еще и зарабатывать на этом» Владимир Путин опасается, что автокефалистская затея Порошенко, турецкого патриарха и США может привести к кровавым последствиям 20.12.2018 829 «У меня есть еще один очень важный для нас вопрос. Я представляю телеканал " Царьград " , - представилась корреспондент телеканала " Царьград " Анна Вавилова-Доллежаль, - и мы хотели у Вас узнать, как Вы смотрите на ситуацию, которая сейчас складывается в мировом православии, с учетом раскольнических действий, которые предпринял сейчас Константинопольский Патриархат и Киев. И всем уже, наверное, становится понятно, что ключевой игрок здесь – Соединенные Штаты Америки. И получается, что геополитика теперь жестко довлеет над религией. Так ли это?» По словам В.Путина, «то, что сейчас происходит в Православии, это просто, как у нас в народе говорят, уму непостижимо. Это прямое вмешательство государства в церковную, религиозную жизнь. Такого не было еще никогда со времен Советского Союза. Вот, к сожалению, на Украине это сейчас происходит, создали вот эту объединенную раскольническую церковь стамбульского прихода. Это же: не нравится – московского прихода, будет – стамбульского прихода». «Причем ведь обратите внимание: Украинская Православная Церковь Московского Патриархата полностью независимой была. Может быть, об этом мало кто знает, это фактически полностью независимая Церковь. Они делали все самостоятельно, в том числе избирали иерархов. Единственная связь была – духовная, упоминали на проповедях имя Патриарха Московского и всея Руси. Всё. А сейчас посмотрите, какая зависимость наступает от Турции, от турецкого патриархата. Там и назначения, очень много, и деньги, что самое главное. Я думаю, что это главный побудительный мотив Варфоломея – подчинить эту территорию, а потом еще и зарабатывать на этом. Я думаю, что это главный побудительный мотив, ну, кроме, конечно, подсказки из Вашингтона», - считает Президент России.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/20/gl...

Деятельное участие учеников и почитателей Ф. Студита в эпоху восстановления православия весьма выразительно отмечается в литературе житий. Здесь следует напомнить тот мотив, слабо помеченный в летописи, что инициатива в деле восстановления православия принадлежала регенту Мануилу, который под влиянием студийских монахов, исцеливших его от болезни, неоднократно делал представления царице о необходимости восстановления православия. Этот мотив, будучи, по всей вероятности, заимствован из житий, развит в агиографической литературе, и именно – в чудесах, приписываемых подвижникам Студийского монастыря. Так, в жизнеописании Николая Студита сообщается чудо, содеянное святым над патрицием Мануилом. Раз Мануил, приговоренный врачами к смерти, обратился за помощью к святому. Этот предсказал ему выздоровление и присовокупил, что его ожидает высокая служебная карьера 48 . Подобная же черта отмечена в жизни Ф. Студита. Благодать исцеления здесь сообщена, впрочем, Варде, брату царицы Феодоры, когда он был военачальником на Востоке 49 . В литературе житий отмечен, далее, тот факт, что святым подвижникам на Олимпе открыто было заранее имеющее вскоре последовать восстановление православия 50 , вследствие чего они, по внушению свыше, отправились в Константинополь и рассказали о видении патриарху Мефодию, убеждая его принять зависящие от него предварительные меры. Здесь благочестивые сказания сосредоточиваются около имени пророчественного Иоанникия и Арсакия. Первому приписывается дар предсказания во многих случаях. Он предсказал Игнатию возведение его в высший духовный сан 51 ; Святой Ирине, посетившей его на пути в Константинополь, предсказал он поступление в иноческий сан 52 , что в особенности свидетельствовало о его даре прозрения, так как Ирина была вызвана по царскому приказу, повелевавшему явиться в Константинополь всем знатным и красивым девицам для выбора из них невесты царю Михаилу. В житиях, наконец, главнейше развит с особенными подробностями едва намечаемый в летописи мотив о предсмертном раскаянии и посмертном прощении Феофила. Мы видели уже развитие его в жизнеописании царицы Феодоры, встречаем его также в жизни святой Ирины 53 . Окончательную обработку получил этот мотив уже в синаксарях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Это новое напоминание великого призвания и положило начало журналу «Porefthendes» в 1959 году. А порожденные журналом интерес и поддержка привели в 1961 году к учреждению межправославного Миссионерского Центра, известного под названием Porefthendes. 441 Мотив любви Другой часто упоминаемый мотив – это любовь. «Туземцы должны понять, что мы любим их самих, их страну, любим их души, понимаем их проблемы и что только благодаря этой любви мы находимся среди них... Во всей своей полноте традиция Православия очень хорошо выражена в словах, сказанных митрополитом Московским Макарием архиепископу Казанскому Гурию в 1555 году по поводу христианизации татар: «Завоюй доверие, покори сердца татар и не пытайся приводить их к купели крещения путем иным, нежели единственно путем любви». Эти слова должны стать лозунгом современного православного миссионерства». 442 Эта цитата взята из статьи греческого автора «Некоторые размышления о православной миссии», написанной на греческом материале. Речь идет о миссии, выполняемой в Новое время, когда Греция уже не является колониальной державой. Мотивы греческих миссионеров не имеют отношения к предыдущим историческим режимам, независимы от колониального бремени. Их мотив любви к ближнему с большей вероятностью, чем что-либо другое, обеспечивает доверие туземцев. Мы уже говорили, что недостаток средств на осуществление зарубежных миссий породил сознание и практику, соответствующие практике древнего Православия и миссиологической мысли современного Запада. Туземная Церковь свободна развиваться самостоятельно с помощью других Православных Церквей. Когда миссионеры живут в «евангельской нищете», 443 туземцы имеют возможность понять, что имеется в виду, когда миссионеры говорят, что находятся среди них исключительно по любви. Мотив внутренней необходимости С мотивами, о которых мы только что говорили, тесно связано представление о миссии как о внутренней необходимости христианина. В отличие от мотива великого призвания в этом случае обязательство внутренне усваивается миссионером и становится частью его бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Апокрифическое сказание о трех крестных древах как нельзя более пришлось по вкусу народа, так как отвечало исконному народному приему троения мысли и предметов в поэзии. В силу этой наклонности народа, в песнях появляется не только три креста, но и три гроба. Исходным пунктом для последнего мотива, по-видимому, послужило сближение крестных деревьев с надмогильными крестами и основанное на бытовой жизни соображение, что над каждой могилой или гробом должен быть крест. Народная мысль работала самостоятельно и сильно на скудной почве немногих апокрифических фактов, и потому нет ничего удивительного в своеобразной народнопоэтической обрисовке трех крестов и трех гробов. Так, в одной галицко-русской песне, в сборнике г. Головацкого какими-то судьбами очутившейся в отделе «дум господарских и скотарских» (т. I, стр. 233), вдова встречает трех жиденков и упрекает их в том, что они Христа мучили. Потом она находит дерево (т. е. крестное), под которым три креста, а под теми крестами три гроба. Таков основной мотив колядки. Далее следует народное поэтическое толкование и расширение его, в силу этого толкования. В одном гробе лежит Сын Божий, в другом Богоматерь, в третьем св. Иоанн. Перед св. Иоанном играют органы, перед Богоматерью цветет роза, а перед Христом пылают свечи. В малорусских колядках органов нет, а в галицкие они попали как обычный предмет в католическом богослужении, роза вошла в духовные стихи, как такой цветок, с которым обыкновенно сравнивается Богоматерь, а свечи – как обычная жертва Богу. В другой галицко-русской колядке (Голов., т. II, стр. 6), вместо трех жиденков является одно «девча жидовчя» и говорится об одном «золотом» кресте, под которым стоит Христос в кровавой сорочке. Это развитие песни на тему, как жиды Христа мучили, без эпического троения лиц и предметов. Мотив о трех гробах встречается в западнославянской поэзии. Так, в одной моравской песне на белом камне стоите монастырь, а в монастыре находится три гроба; в одном гробу лежит Бог (Sam pan Buh lezi), в другом Богородица, в третьем св. Иоанн. Над Богом поют ангелы, над Богородицей горят свечи, а над св. Иоанном цветут розы. Из этих роз вылетела птичка; то не птичка – то Сын Божий, Творец мира и людей. 98 Здесь можно подозревать заимствование, и скорее заимствовали моравяне от галичан, чем галичане от западных славян, так как в галицко-русских и малорусских 99 колядках мотив этот сохранился в лучшем виде. Здесь нет затемняющего смысл песни белого камня, и розы цветут над Богоматерью, как и должно быть в малорусской поэзии при народнопоэтическом представлении пр. Девы Марии вышемирным и первозданным существом из цветов. Мотив о птице-Спасителе также встречается в малорусских колядках. Лучшим образцовым вариантом представляется вариант, записанный в козелецк. у., у Чубинского m.III, стр. 353.

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010