С темой рая как истинного назначения человека и человеческой общности связаны разнообразные попытки устроения рая на земле, от хилиастических движений внутри христианства до секулярных и богоборческих утопий, закончившихся построением настоящего ада на земле. Такому утопизму, как реакция на него, отвечает противоположная тенденция, к нынешнему времени, несомненно, победившая. В наш сборник включены работы, исследующие исчезновение и деградацию символа рая в позднейшей европейской культуре и такие характерные мотивы Модерна и Постмодерна, как «борьба с раем», «анти-рай». _________________________________ 3 В своей обзорной энциклопедической статье С.С.Аверинцев разделяет два рода представления рая: собственно теологическое – и мифологизирующее. «С точки зрения строгой теологии и мистики о рае известно только одно – что там человек всегда с Богом» («Рай» – С.С.Аверинцев. Ук.соч., с. 375). Блаженство этого состояния непредставимо для смертного человека: тем самым, фантазии на этот счет отменяются. Среди «мифологизирующих разработок образа рая» Аверинцев прослеживает три основных линии: рай как сад; рай как город; рай как небеса. 4 Тропарь Предпразднества Рождества, гл.4. 5 Канон Предпразднества Рождества Христова, песнь 1, тропарь 2. 6 С темой рая в славянских литургических текстах всегда связан мотив пищи: это слово, пища, появилось в переводе, по всей видимости, из-за смешения греческих слов trophe (питание) и truphe (наслаждение, блаженство). 7 Второй Канон Рождеству Христову, Кир Иоанна, Песнь 6, икос 1. 8 Вот замечательное описание-истолкование этой мозаики, сделанное нашим современником: «Если мы помедлим перед мозаикой, мы заметим, что этот центральный Крест в действительности представляет собой дерево, у корней которого бьют четыре водных источника, и олени утоляют из них свою жажду. «Как лань стремится к источникам водным, так желает душа моя к Тебе, Господи! Жаждет душа моя Бога…» (Пс.41,2-3). Дерево, растущее у живых вод, приносит плоды. Мы видим, что богато раскинутые ветви, наполняющие всю ширину изображения, – не просто орнамент. Это огромная лоза, чьи ветви растут из основания и перекладин Крестного Древа. Они распространяются по всему миру круговыми движениями, вбирая его в себя. Сам мир становится одним огромным виноградником. Между побегами лозы и в их спиралях движется вся полнота исторической жизни. Труды пастухов, земледельцев и монахов, всевозможные животные и люди, все цветное многообразие существования мы найдем здесь: оно передано в образах, полных фантазии и joie de vivre .

http://pravmir.ru/raj-tema-xristianskoj-...

стене от алтаря ко входу - Серафим Саровский и Нил Сорский, Мефодий Пешношский и Савва Сторожевский, Антоний Печерский и Феодосий Печерский. На столбах - ростовые фигуры воинов и мучеников. Иконы для 3-рядного иконостаса 1-го деревянного Успенского храма мон-ря, возможно, были созданы иконописцем Дионисием в Москве по заданным размерам (реконструкцию иконостаса см.: Архит. ансамбль. 1989. С. 59-60). К освящению в 1485 г. второго, уже каменного собора Дионисий с мастерами возглавляемой им артели написал иконостас. В описи мон-ря 1545 г., приводящей сведения о составе и виде иконостаса каменного храма, неоднократно указано «письмо Дионисьево». Согласно этой описи, иконостас составляли 9 икон поясного Деисуса, над ними 19 икон праздничного ряда и фланкирующие образ Божией Матери «Воплощение» (по описи 1572 г.) 6 икон пророческого ряда, на каждой из которых было представлено по 2 пророка. «В заворот» от икон деисусного ряда, соответственно у юж. и сев. стен, были помещены «на уских иконах» образы столпников. Кисти Дионисия принадлежали также иконы местного ряда («Богоматерь Одигитрия», 2 иконы «Успение Пресв. Богородицы» т. н. облачного и краткого изводов, ростовые образы ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца) и царские врата с изображением Благовещения и евангелистов, а также надвратная сень с образом Св. Троицы (ЦМиАР) ( Голубцов А. П. Мат-лы для истории древнерус. иконографии// Он же. Сб. статей по литургике и церк. археологии. Серг. Посад, 1911. С. 119-121). В 1740-1748 гг. взамен первоначального иконостаса (90-е гг. XVII в., работа московского резчика Евсевия Леонтьева), к к-рому «потребовалось прибавить новые иконы пророческие и праотеческие», был сооружен новый позолоченный каркас иконостаса ( Виноградов. 1898. С. 24). В создании иконостаса принимал участие иконописец Оружейной палаты И. Алексеев (РГАДА. Оп. 3. Ч. 3. Ед. хр. 42). О виде прежнего иконостаса можно судить по сохранившемуся нижнему ярусу, который богато декорирован «флемской» резьбой (от нем. flämisch - фламандский) с прорезными колонками и картушами, включающими элементы растительного орнамента (основной мотив - виноградная лоза). Иконостас сер. XVIII в. с чертами барокко более лаконичен по стилистике, его оформление дополняла круглая скульптура (не сохр.), снятая в 1847 г., в период обновления иконостаса. Пять рядов традиционного по составу высокого иконостаса с иконами сер. XVIII в. завершал нетипичный, 6-й ряд - святительский чин с оплечными образами в медальонах, написанными в 1698 г. иконописцами из Осташковской слободы братьями Фомой и Василием Потаповыми.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Символический способ толкования обычно сводится к усмотрению в отдельных элементах библейского повествования универсальных символических мотивов, которые могут рассматриваться как указания на христианские Таинства или соответствующие им мистические «события». Например, упоминания о виноградной лозе, вине, чаше и крови, опосредованные универсальным мотивом крови, рассматриваются в качестве указания на таинство Евхаристии, а упоминания о деревянном жезле, ковчеге, корзине, куске дерева (услащение вод Мерры и чудо с топором Елисея) или дровах (жертвоприношение Исаака), опосредованные мотивом древа (как вещества или как формы), – в качестве указания на таинство Крещения. Для символической типологии характерно особое внимание к парным мотивам: хотя для того, чтобы усмотреть в том или ином ветхозаветном контексте отражение, например, таинства Крещения, толкователю бывает достаточно какого-нибудь одного из ассоциирующихся с этим таинством мотивов (это может быть мотив древа-Креста или мотив перехода через воды), в основном предпочтение отдается контекстам, в которых представлены оба названных мотива (как, например, в рассказах о всплывшем топоре пророка Елисея, об услащении горьких вод Мерры, об источении Моисеем воды из скалы в Рефидиме, о Ноевом ковчеге или о Моисеевой корзине). Символические толкования, в отличие от аллегорических, не подразумевают замещения собственного смысла толкуемых образов. Так, насаждённая Ноем лоза не замещает собою Кровь таинства Евхаристии или само это Таинство: она лишь указывает на него 187 . Возможны случаи, когда универсальный символический мотив присутствует в толкуемом тексте как бы в своём чистом виде: например, «вода» указывает на «воду». Однако тавтологичность таких толкований – мнимая: «воды Мерры» или вода из скалы в Рефидиме – это не воды вообще, и они не тождественны ни воде крещальной купели, ни воде таинства Крещения. Труднее разграничить символические и эмблематические фигуры в тех случаях, когда типологическое уподобление основано на установлении не субстанциального, а формального сходства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Церковь вмц. Екатерины в Фессалонике. Кон. XIII - нач. XIV в. Церковь вмц. Екатерины в Фессалонике. Кон. XIII - нач. XIV в. В архитектуре этого времени появились новые художественные особенности. В традициях арголидского церковного строительства XII в. была возведена ц. Богородицы в Айия-Триаде (Мербаке), примечательная оформлением фасадов. Стены покоятся на 3-ступенчатом цоколе - эта черта античной архитектуры крайне редко встречается в средневек. греч. памятниках. До уровня начала окон, отмеченного горизонтальным карнизом и резным фризом (виноградная лоза, рыбы), стены выложены крупными блоками древних сооружений, далее - кладка в технике клуазоне, а чуть ниже карниза - кирпичный меандровый фриз. Особо богато украшена апсида с окнами, разделенными мраморными колоннами, с орнаментированным поясом, в к-ром резной виноградный орнамент чередуется с голубыми и зелеными глазированными блюдами. Фигурная кирпичная кладка применена и на барабане. Этот храм, один из лучших на Пелопоннесе,- единственный, созданный в этот период, поскольку исторические обстоятельства были благоприятны для развития зодчества в этом регионе только почти через столетие. Мастера Эпира тоже наследовали средства художественной выразительности, характерные для прошлой эпохи. Фасады ц. Богородицы Влахернского мон-ря (2-3-я четв. XIII в.) отражают традиц. систему оформления в наиболее классическом виде. Спаренные окна апсиды вписаны под большую арку. Аналогичный мотив из одного окна и боковых половинчатых ниш присутствует под вост. щипцом, занимая всю повышенную часть фасада центрального нефа. Эта 3-частная композиция под общей аркой вместе с керамо-пластическим декором по ее сторонам вписана в тонкую арку по всей ширине фасада. На боковых фасадах отсутствует традиц. фриз, полоса псевдомеандра проходит по основе выступающего рукава, под к-рым в арочном обрамлении помещен мраморный рельеф, изображающий архангела. Если повышенные торцы рукавов выложены кирпичными орнаментами, то основные стены исполнены в смешанной технике клуазоне, причем камни в рядах разделены вертикальными полосами из 3 кусочков горизонтально уложенных кирпичей. Колонки внутренних аркад, как и в др. храмах этого времени,- сполии, но здесь они оштукатурены и расписаны 2- и 3-цветными орнаментами.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар   Виноградная Лоза Симеона Мироточивого, Афон, Хиландар       Сначала вспомним  Житие прп. Симеона Мироточивого: ...Родитель прп. Симеона, прежде бывший царь Стефан, в иночестве Симеон, препроводил свою жизнь в Святой Горе Афонской, в своей обители Хиландарской (монастырь Хиландар), в монашеских по двигах, и с миром скончался. Из гроба от мощей святого Симеона потекло миро, и наполнило весь храм неизреченным благоухание. Греки удивились сему, и сказали архиепископу Савве. Все прославили Бога, и назвали святого Симеона Мироточивым... ( Житие прп. Симеона Мироточивого )   Затем напомним вам афонское монастырское предание:     " Когда со времени смерти святого Симеона (13 февраля 1200 г.) прошло 7 лет, пришел в монастырь святой Савва (сын св. Симеона), для того, чтобы забрать его мощи на родину в Сербию, для примирения враждовавших князей. Монахи Хилендара безутешно плакали.   Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенными на родину, но в утешение хилендарским братиям из его пустой гробницы произрастет лоза, и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хилендаре... " ( Предание о лозе прп. Симеона )   Тогда прп. Савва с мощами своего родителя отправился в Сербию, а из гроба святого Симеона выросла виноградная Лоза , которая и доныне приносит плод и исцеляет неплодных супругов. Эта виноградная лоза и сейчас растет в Хилендарском монастыре. Из стены соборной церкви выходит ее ствол на высоте полутора метров от земли, из пустой гробницы святого Симеона Мироточивого (Стефана Немани).   С тех пор на протяжении восьми веков вплоть до наших дней лоза каждый год обильно плодоносит. Еще удивительна и чудесна эта лоза тем, что от ее плодов и веточек разрешается бесплодие супругов. С древних времен и до сего дня братия монастыря приготовляет, а затем раздает и рассылает по почте такие " конвертики " бесплодным супругам по всему миру.

http://isihazm.ru/?id=2085&c_pid=29

прот. Александр Прокопчук Пятнадцатая Глава Образ виноградной лозы «Я – истинная виноградная лоза» (15:1). Это последнее в четвёртом Евангелии самоопределение, начинающееся с «Я есмь»; оно продолжено словами: «и Отец Мой – виноградарь» 181 . В этом сравнении, как и в некоторых других случаях (6:31, 15:11), Господь пользуется идеями и образами, которые были частью религиозного наследия иудейского народа. В Ветхом Завете Израиль часто изображается в виде виноградника: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев» ( Ис 5:17 ). «Я насадил тебя как благородную лозу», – говорит Бог Израилю через пророка Иеремию ( Иер 2:21 ). В пятнадцатой главе книги Иезекииля пророк уподобляет Израиль лозе. И далее: «Твоя мать была как виноградная лоза, посаженная у воды» ( Иез 19:10 ). «Израиль – ветвистый виноград, умножает для себя плод» (Ос 10:1). Лоза стала образом Израиля, она была эмблемой маккавейских монет. Одним из украшений храма была золотая лоза над входом в Святилище. Знаменательно, что лоза в Ветхом Завете всегда упоминается в связи с идеей вырождения. Исаия рисует картину одичавшего виноградника. Иеремия говорит, что лоза, которую Бог насадил как благородную и самую чистую, «превратилась в дикую отрасль чужой лозы». Бог ждал от неё доброго плода, однако лоза выродилась и стала производить негодные плоды. Поэтому в том, что Иисус назвал Себя «истинной виноградной лозой», присутствует идея замены. Израиль будет оставлен Богом из–за отвержения Его Сына. Иисус и те, кто приобщён к Нему своей верою, станут новой и истинной лозой. Виноградарь заинтересован в том, чтобы на лозе было «много плода». Для этого Он очищает её ветви, «чтобы больший плод приносили» (15:2). Очищение учеников через проповедь Иисуса Христа (15:3 «Вы уже чисты чрез слово, которое Я сказал вам») надо понимать не как произошедшую с ними нравственную перемену, а скорее как их готовность принести «плод» благодаря знанию Его учения 182 . Ранее Господь уже сказал, что принять Отца и Сына смогут лишь те, кто поверил в Его слова (14:26). Теперь Он пять раз повторяет призыв «Пребудьте во Мне» (в четырёх стихах, с 4–го по 7–й) и дважды указывает на взаимозаменяемость Своего слова и Себя Самого 183 : «Слово, которое Я сказал вам. Пребудьте во Мне, и Я – в вас», «Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут» (15:3 – 4, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Виноградная лоза не упоминается в Писании до повествования о потопе, а после, особенно после выхода израильтян из Египта, очень часто употребляется как символический образ для описания их жизни и их отношения к своему Богу. Виноград возделывался в Палестине повсеместно и ему уделялось много внимания. Закон наряду с полями и другой собственностью дает подробные указания и насчет виноградников. Ухоженная виноградная лоза (виноградник) есть символ мира и благополучия. Господь Иисус Христос Себя назвал истинной виноградной Лозой, а Своих учеников - ее ветвями. Последний храм, отстроенный и украшенный Иродом, имел над входом огромное золотое изображение виноградной лозы. От Иоанна 15 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. От Иоанна 15 1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Почему Христос называет Себя Лозой истинной? Разве обыкновенные лозы не истинные? 3десь прилагательное " истинный " (????????) имеет, несомненно, значение: " принадлежащий к вышнему миру, но действующий в этом мире среди людей подобно подчиненной закону органической жизни лозе " (Гольцман). Господь этим хочет сказать, что Его отношение к людям всего лучше (истинная) сравнить с отношением ствола виноградной лозы к ее веткам. Отец Мой - Виноградарь, т.е., как показывает употребленное здесь греческое слово (? ???????), не простой работник, а Хозяин. Он насадил истинную виноградную Лозу - Христа, пославши Его в мир. Ветви Лозы - Христа - это все верующие или обратившиеся в христианскую веру (Господь здесь взор Свой обращает на далекое будущее). Среди христиан будет немало таких, которые будут христианами только по имени, внутренне же будут далеки от Христа. Таких Бог отсекает от общения со Христом. Это отсечение сначала происходит невидимо, а потом совершится и на страшном последнем суде. Наоборот, ветви добрые Бог очищает, удаляя из них всё, что портит чистоту и вкус получаемого из лоз вина: это так называемые водянистые ветви. В отношении к истинным христианам, которые должны приносить только плоды добродетели, Бог действует так же. Он очищает, зачастую, путем тяжелых испытаний (1 Пет. 1:6, 7) их от всего, что мешает им идти по пути духовного самоусовершенствования.

http://pravicon.com/info-861

Теперь ученики Христовы будут называться народом Божиим, новым Израилем и виноградником Господа. «Призри с небесе, Боже, виждь, и посети виноград сей, и утверди и егоже насади десница Твоя». Вот такими словами епископ благословляет народ за Литургией во время пения Трисвятаго, называя молящихся в храме людей виноградом. Также был понятен образ Христа, образ который привел Христос, о ветвях винограда. Одни из них представляют собой живые ветви, плодоносящие, свежие, а другие не приносят плода, а значит, они не годятся больше ни на что. Поскольку древесина винограда слишком мягкая, и для какого-либо полезного применения она не годится. Единственное, что можно сделать с неплодными ветвями это отсечь их и сжечь, дабы они не мешали нормальному росту и развитию плодоносящей лозы. Но основной смысл слов Спасителя о виноградной лозе и ветвях значительно глубже. И, наверное, ученики поняли этот смысл по прошествии пятидесяти дней после Воскресения Христова, когда на них сошел Дух Святой. Как поняли они тогда и многое другое, что говорил и совершил Господь. Образ виноградной лозы и ветвей это прежде всего образ Церкви. Напомню еще раз ключевые слова Спасителя из сегодняшнего евангелия: «Я – лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». Я – лоза, а вы – ветви. А из чего состоит лоза? Лоза, как любой куст или дерево состоит из ствола, корней и веток. Но ведь Христос не сказал, что Я – ствол, а вы – ветви, или Я – корень, а вы – ветви. Он сказал: Я – лоза, а вы – ветви. А в понятие лозы входит и понятие ветвей: ветви это часть лозы. А значит, если оставить в стороне образ лозы и ветвей, то Христос сказал ученикам следующее: Вы, ученики, – это часть Меня. И как не могут ветви жить без лозы, потому что они питаются соком, который передает им лоза, так и человек не может жить без общения с Богом. А это общение совершается в Церкви и достигает своей кульминации в таинстве Святой Евхаристии, когда мы соединяемся со Христом, становимся с Ним одной плотью, Его частью или, говоря образом сегодняшнего евангелия, ветвями лозы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Но для нас вся эта история с обращением Иакова полезна и назидательна. Особенно во дни Великого поста, цель которого и есть изменение человека, приближение человека к Богу. И эта история свидетельствует, что путь покаяния ни для кого не заказан. И как бы ни велики были наши прегрешения, как бы ни велико было падение человека, и как бы маловероятным не казалось его обращение, для Бога ничего невозможного нет. И в ответ на наше желание и усилия выйти из-под власти греха Бог дает нам силу, Он дарует нам поток Своей Божественной благодати, воссоздающей и обновляющей нас. Аминь. Проповедь в Понедельник 7й седмицы по Пасхе Июнь 5ое 2011 Проповедь в Понедельник 7й седмицы по Пасхе Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшнее евангелие это часть прощальной беседы Христа с учениками. Совершенно естественно, что прощальная, последняя беседа до Его страданий, смерти и воскресения, она несет в себе напутствие ученикам. Христос говорит, что после того, как Он вознесется на небо, и ученики не будут его уже видеть рядом с собой, слышать Его голос, внимать Его наставлениям, то Он все равно всегда, останется с теми, кто любит Его, кто стремится к Нему и кто называет Христа своим Спасителем и Господом. Но будет Он присутствовать среди Своих учеников силой Святого Духа. И единство Христа и Его последователей будет столь плотным, что Христос уподобляет это единство единству виноградной лозы. Он называет Себя лозой, а Своих последователей ветвями: «Я есть лоза, а вы – ветви», – говорит Господь. Здесь, конечно, Господь использует образ, который был частью религиозного наследия иудейского народа. В Ветхом Завете Израиль часто изображается в виде виноградника Божьего. По этому поводу можно много и долго цитировать Ветхий Завет, но я приведу одно высказывание из книги пророка Исаии. Пророк говорит, что виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев. Виноградная лоза была символом Израиля. Одно время она была эмблемой Маккавейских монет. Вход в святилище Иерусалимского храма также украшала виноградная лоза. И когда Христос говорит, что Он – истинная виноградная лоза, то для Его слушателей это означало только одно. Богоизбранность, которой так гордился еврейский народ, и которую он в большинстве своем он неправильно понимал, и символом которой являлась виноградная лоза – вот это избранничество Божие переходит к последователям Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Люди, не вникающие в сущность религии, сближают иногда христианство с мифологией. Они не понимают того, что древние мифы в истории человечества есть не уход от реальности мира, но, напротив, интуитивное прозрение и предзрение подлинной, высшей реальности мира, могущей пока быть видимой лишь в образах и символах. Наука сейчас относится к мифам совершенно иначе, чем раньше. В основе древних мифов человечества и наука теперь видит глубокие идеи жизни, жажду высшей, подлинной действительности. Чрез открывающуюся во Христе полноту истины, можно теперь расшифровать смысл древних мифов как духовных исканий человечества... К символике первохристианства принадлежат Рыба, Якорь, Агнец, Виноградная лоза, Пастух... Это образы самого Спасителя. Евангелие от Иоанна (15, 4–5) передает слова Христовы: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»... На росписи купола храма пятого века в Эль Баунит Лоза помещена в центре купола, а ветви ее расходятся по сторонам. Встречается в катакомбах и символика сбора винограда, или птиц, клюющих виноград, что, конечно, относится к евхаристии, центральному таинству Церкви. Климент Александрийский в пятой главе своей книги «Педагог» говорит: «Виноград дает вино, как Слово дало Свою кровь». Упоминаемая в Ветхом Завете виноградная лоза, которую принесли посланцы Моисея из земли Ханаанской, была символом Земли обетованной... Лоза служит и теперь символом Земли обетованной для человечества, уже как Вечности во Христе. Люди причащаются Христа, Лозы; бессмертия. И в храмах наших мы видим образ Виноградной лозы, как Самого Христа, Божией Любви, несущей нам Вечную Жизнь. О евангельских и не евангельских грешниках Когда смотришь на евангельских грешников, слушаешь их слова и видишь их поступки, невольно думаешь, какие эти грешники, в сущности, хорошие люди, по сравнению с нами, с людьми нашей эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010