Представители Церкви приняли участие в IV Всероссийском форуме «Право. Религия. Государство» 17 декабря 2021 г. 15:15 15 декабря 2021 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся IV Всероссийский форум «Право. Религия. Государство». В качестве организаторов мероприятия выступили Комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация защиты религиозной свободы», некоммерческое партнерство «Славянский правовой центр». Модерировали мероприятие председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений В.Ю. Зорин, председатель Российской ассоциации защиты религиозной свободы С.А. Мельников. В форуме приняли участие эксперты, правозащитники, представители религиозного сообщества. Со стороны Русской Православной Церкви с докладами выступили руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) , заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе , секретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Сергий Звонарев, юрисконсульт Учебного комитета Русской Православной Церкви Н.С. Семенова. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда направил видеоприветствие организаторам и участникам мероприятия. В.В. Кипшидзе в своем докладе отметил, что принцип свободы совести нельзя абсолютизировать и выводить из системы моральных координат. По его словам, подобная тенденция существует в практике ряда правозащитных учреждений, таких как Европейский суд по правам человека. Заместитель председателя Синодального отдела подчеркнул, что свобода совести, как это отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви , может использоваться для аргументации полного безразличия государства к церковному служению, и это является крайне нежелательной интерпретацией. Во второй части мероприятия состоялся круглый стол на тему «Национальная безопасность и свобода совести», сомодераторами которого стали член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека В.В. Ряховский и руководитель Управления по работе с государственными структурами Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ П.В. Лебедев. Всероссийский форум «Право. Религия. Государство», начало которому было положено в 2018 году — уникальная площадка для профессионального экспертного взаимодействия, для обмена мнениями с представителями государственных органов, для анализа существующих проблем и поиска путей их преодоления в сфере государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5873053.ht...

Динара Бухарова, руководитель Региональной общественной организации по сохранению и развитию родного языка и культуры «Союз православных татар», директор Татарской национально-культурной автономии района Тёплый Стан ЮЗАО г. Москвы, руководитель Московской татарской православно-христианской общины, прочитала доклад «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви и принятая в 2020 году стратегия развития татарского народа». В нём было отмечено, что святой благоверный князь Александр Невский сделал исторический выбор между римокатолическим Западом и веротерпимым Востоком в пользу Востока ради сохранения и распространения веры Христовой среди татар и подчинённых им народов. Основанием для объединения с татарами был тот факт, что значительная их часть уже были христианами как православными, так и неправославными, но в условиях свободы вероисповедания, гарантированной основным законом — Ясой, легко переходящими в Православие. Тем более, что ханы имели особое расположение к Православной Церкви. Тем самым Татарско-русское единство сложилось естественным образом на православной основе в первый период существования Золотой Орды — в период веротерпимости. Затем последовала насильственная исламизация татар, из-за чего татарско-русское единство пошатнулось, а сами татары стали разделённым народом. И сейчас спустя 7 веков татары, осознав ошибку хана Узбека, 29 августа 2020 года в Казани на расширенном заседании «Милли джиены» с участием Рустама Минниханова, Минтимера Шаймиева, Марата Хуснуллина и всей элиты Татарстана приняли судьбоносный манифест — стратегию развития татарского народа, где признали Православие исторически традиционным для татарского народа. Татары официально на высоком уровне признали себя членами семьи восточных народов, окормляемых Русской Православной Церковью. Тем самым татары не только признали исторический факт, но и задекларировали намерение быть в единстве с русскими на основе Православия при условии сохранении своей национально-культурной идентичности. Право оставаться татарами, пребывая во Христе в единстве со всеми, зафиксировано в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Теперь основной миссионерский документ «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» следует применять по отношении к татарам и другим потомкам исламизированных ордынцев с учётом уже принятого судьбоносного манифеста — стратегии развития татарского народа. Сегодня эти документы являются основными официально принятыми документами, регламентирующими отношения Церкви Христовой и татар.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/18/ta...

Задачи Стандарта православного компонента общего образования: • организация систематического и системного изучения православной веры, религии и культуры; • формирование духовной и нравственной ответственности бого-зданного человека; • воспитание православного сознания и поведения человека, отношения к Богу, миру и социуму; • изучение, сохранение и развитие национальных культурно-исторических традиций; • формирование уважительного отношения к представителям другой культуры, национальности, религии; • воспитание человека, способного к благотворительности, милосердию и состраданию; • воспитание жертвенного служения и любви посредством актуализации социокультурного опыта личности обучающегося, его размышлений о жизни и подвиге святых; • формирование сознания единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека; взаимосвязи духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания; • раскрытие понятия свободы как независимости от безнравственных поступков, как независимости от греха, в соотношении понятий свободы выбора и свободы от зла (из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основ учения о достоинстве, свободе и правах человека»); • повышение педагогической и культурологической компетентности родителей (законных представителей детей), стремящихся воспитывать своих детей в православной традиции, содействие сплочению родителей (законных представителей детей) и педагогов в процессе воспитания детей. Стандарт православного компонента общего образования вводится на основании принципа единства и взаимодействия Церкви, семьи и школы в деле воспитания обучающихся. Реализация данного принципа возможна при следующих условиях: • воцерковление, вхождение в литургическую жизнь Церкви, создание церковной среды, в которой происходит освящение личности и ее преображение в духе истины и любви; • понимание воспитательного значения содержания образования, формирование цикла взаимосвязанных учебных предметов по основам православной веры и православной культуры; раскрытие связи веры и знания, вероучительных предметов с другими областями знаний;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

 Основная масса участников и докладчиков были именно со стороны Русской Православной Церкви. Скажу пару слов о том, почему вообще этот вопрос возник. Раньше было все понятно – и для меня, и, думаю, для многих других. Двадцать лет назад в «Основах социальной концепции» было высказано утверждение о том, что процедура ЭКО для православного человека недопустима, поскольку она предполагает умерщвление избыточных эмбрионов, что с православной точки зрения является убийством. Здесь все было понятно. Но за эти двадцать лет технологии не стояли на месте, и стали раздаваться голоса о том, что есть возможность осуществлять эту процедуру без собственно греха убийства. Я сам с этим столкнулся с неожиданной для себя стороны. Помню, как ко мне пришла на исповедь одна женщина, которую я хорошо знал. Она участвовала в жизни общины, помогала, у нее был ребенок, я его тоже знал и причащал и так далее. И вот на исповеди она сказала, что этот ребенок, собственно, говоря родился в результате ЭКО. И я ей по «Основам социальной концепции» стал говорить, что это грех, потому что там убиваются избыточные эмбрионы. И она мне говорит, что она это все знает, и поэтому, когда она обращалась к врачу, то она сказала, что для неё как для христианки, это неприемлемо. Потому что для неё являются непременным условием, чтобы никакие избыточные эмбрионы не производились и не умерщвлялись. И что врач ее заверил, что именно так ей все и сделали. И тогда я оказался в некотором недоумении, потому что я не знал: если сказать, что она согрешила – то в чем в таком случае, если не было убийства, в чем ее грех, против какой заповеди? Вот этот вопрос я задавал многим критикам ЭКО и до конференции, и на конференции, и какого-то удовлетворительного ответа мне не удалось услышать. Если у кого-то из зрителей данного видео будет свой вариант ответа, то конечно, пожалуйста, пишите. Но это не то, что формирует мое мнение к ЭКО, это, скажем так, моя предыстория, когда я вообще и благодаря чему обратил внимание на данную проблему. Поскольку как раз таки не только я сталкивался с такими случаями, то и возник проект документа, который (если очень грубо говоря) изменяет сказанное ранее в социальной концепции таким образом, что при следующем наборе условий экстракорпоральное оплодотворение для православных христиан допустимо. Этот проект вызвал большие споры, большие дебаты в православной среде. И конечно же, он упоминался и на нашем собрании. Ну это я предысторию рассказал вам, а теперь перейду к рассказу о конкретных выступлениях, что интересного и неожиданного для себя я услышал по данной теме.

http://azbyka.ru/zdorovie/problema-jeko-...

Почему проваливались попытки вынести это тело из мавзолея? Вы помните, что в течение нескольких лет рядом с Лениным в том же самом мавзолее лежал Сталин. Потом его вынесли, когда было принято решение об отказе от культа личности Сталина. Тогда же и все памятники на территории Советского Союза были демонтированы и большинство из них уничтожено. Но и тогда Ленин оставался незыблемым авторитетом. После распада Советского Союза началась кампания по уничтожению памятников советского периода: тогда убрали памятник Дзержинскому с Лубянской площади, переименовали ее обратно в Лубянскую площадь; тогда же, конечно, могли вынести и тело Ленина из мавзолея, но этого не было сделано. Не было этого сделано и в конце правления Бориса Ельцина, хотя такие планы были. Я думаю, власть всегда опасалась, как и сейчас опасается, что коммунисты будут использовать эту акцию, чтобы возбудить народное недовольство, вывести людей на улицы. Я думаю, что не надо им давать такого шанса. Надо подождать до тех пор, пока коммунистическая идеология окончательно уйдет в прошлое, и тогда тихо и спокойно вынести его и захоронить. Е. Грачева: Владыка, на днях в Русской Православной Церкви вновь озвучили призыв к государству вывести аборты из списка услуг обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день полис  ОМС предполагает и возможность аборта, и возможность ЭКО. Кто конкретно от Русской Православной Церкви ведет переговоры с Минздравом об этом, если ведет, или у Русской Православной Церкви какая-то объединенная позиция на этот счет? Митрополит Иларион: Конечно, у Русской Православной Церкви есть единая позиция на этот счет, она зафиксирована в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» , где говорится о том, что аборт — это убийство, и аборт не может быть приравнен к лечению. Инициатива вывести аборт из системы обязательного медицинского страхования принадлежит Святейшему Патриарху Кириллу, который ее озвучивал неоднократно. А сейчас ее озвучил новоназначенный глава Патриарший комиссии по защите материнства и детства священник Феодор Лукьянов, который пришел на смену отцу Димитрию Смирнову и возглавил эту комиссию. Я так понимаю, что именно эта комиссия и ведет переговоры с Минздравом относительно этой инициативы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5701316...

В Патриархии прошел круглый стол по вопросам поддержки образовательных программ и взаимодействия Церкви и бизнеса 18 февраля, 2011. Редакция " Правмира " В Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви состоялся круглый стол «Поддержка образовательных программ: благотворительность, инвестиции, сотрудничество» В Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви состоялся круглый стол «Поддержка образовательных программ: благотворительность, инвестиции, сотрудничество». Организаторами форума выступили Отдел религиозного образования и некоммерческое партнерство грантодающих организаций «Форум доноров», сообщает patriarchia.ru . Важной темой встречи стала выработка подходов к развитию православного и в целом религиозного образования в России. Ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) представил собравшимся новую концепцию православного вуза, которая с 2011 года положена Московским Патриархатом в основу возглавляемого им учебного заведения. В силу своей новизны этот проект стал пилотным для апробации новых подходов Церкви в высшем образовании. В частности, новая концепция базируется на принципе «Православие основа модернизации России». Обсуждались также вопросы взаимодействия некоммерческого сектора с Русской Православной Церковью и основными направлениями поддержки образования со стороны светских и религиозных организаций. Поднимались темы разных моделей работы с финансовыми донорами, внедрения в России института целевых некоммерческих фондов (эндаумент) и их перспективы, а также правильной организации денежных благотворительных потоков (фандрайзинг). В этой связи было высказано предложение о создании банка социальных проектов, к которому по мере готовности могли бы обращаться субъекты бизнеса и об организации площадок взаимодействия компаний-доноров и операторов социальных проектов. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-patriarxii-proshel-k...

— благодаря активной деятельности экспертных органов при Издательском Совете и Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви существенно улучшилось качество православной литературы, распространяемой через церковную торговую сеть, а также учебных пособий для воскресных школ, учебников по «Основам православной культуры» и др. Участники Чтений наметили перспективные направления деятельности православного сообщества в сфере образования и духовно-нравственного воспитания, в том числе: дошкольного и школьного, высшего теологического образования, повышения образовательного уровня монашества, развития катехизической деятельности и системы воскресных школ, просветительской работы с молодежью, военнослужащими, казачеством, заключенными, а также темы ювенальной юстиции и электронного контроля. Конкретные предложения были выказаны по таким важным темам как: — практическая реализация положений нового закона «Об образовании в Российской Федерации» как основы для дальнейшего развития преподавания знаний о культуре религии в общеобразовательных школах и теологии в вузах; — обеспечение равного с государственными школами финансирования православных образовательных организаций как ориентированных на социально незащищенные слои населения и дающих традиционное образование; — расширение сети православных детских садов во всех епархиях Русской Православной Церкви; — разработка и реализация Концепции расширения курса ОРКСЭ по всем ступеням общего среднего образования; — полноценная профессиональная подготовка учителей по «Основам православной культуры»; — разработка новых учебных пособий по «Основам православной культуры»; — распространение преподавания «Основ православной культуры» в русских школах за рубежом, в том числе, в школах при посольствах Российской Федерации; — развитие, стандартизация и контроль качества деятельности воскресных школ при приходах, создание на их базе центров по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей и взрослых; — создание систем подготовки кадров и обеспечения методическими материалами педагогов воскресных школ, катехизаторов, преподавателей «Основ православной культуры», миссионеров, священнослужителей, окормляющих военнослужащих, казачество, заключенных;

http://patriarchia.ru/db/text/2752950.ht...

При этом руководству Русской Православной Церкви внушается, что будто бы это только временно предусмотрена организация курса в конце четвертого класса, а в дальнейшем планируется продолжение курса в 5 и в последующих классах. Имеются все основания считать, что чиновники Минобрнауки России банально лгут, как лгали осенью 2007 года, когда протаскивали законопроект, ликвидировавший региональный и школьный компоненты стандарта. Никакого продолжения не планируется. Очевидно также, что введением изучения православной культуры лишь в конце четвертого класса невозможно заменить практику изучения православной культуры в течение многих лет (как это делалось до настоящего времени), и такое решение не отвечает сложившемуся социальному образовательному запросу православного населения России. В начале сентября 2009 г. был представлен очередной документ из множества документов в составе " проекта стандарта " группы А.М. Кондакова – проект " Концепции предметной области " Духовно-нравственная культура народов России " , включенной в инвариантную часть базисного учебного плана общеобразовательной школы в экспериментальном режиме на период 2010-2011 гг. (4 четверть 4 кл. – 1 четверть 5 кл.) " из названия которого следует подтверждение сказанного выше относительно преподавания религиозной культуры в четвертом классе лишь в четвертой четверти. На странице 3 указанного документа сказано: " В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебных предметов, входящих в ПО ДНКНР, осуществляется в 18 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 кл. и 1 четверти 5 кл. " . О пятом классе можно говорить применительно к этой концепции, как уже было отмечено выше, только после готовности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (для 5-9 классов общеобразовательной школы). 2.2. Обременение епархий Русской Православной Церкви юридически и фактически необоснованными требованиями как условие реализации преподавания православной культуры в школах

http://religare.ru/2_68449.html

учитывать различные аспекты миссионерского поля; проектировать и осуществлять миссионерские проекты с использованием современных технологий, не нарушая церковной традиции; использовать в миссионерском служении гуманитарные и естественнонаучные знания с позиций православного мировоззрения; владеть: методиками миссионерской работы; методиками миссионерского сопровождения Таинств и обрядов; методикой консультирования по вопросам веры и участия в жизни Церкви; основными нормативными документами, регламентирующими деятельность Церкви в сфере миссионерского служения; способами и формами духовно-нравственного просвещения в разных возрастных группах; основами экскурсионно-паломнической деятельности; методиками преподавания вероучительных дисциплин; основами религиозной коммуникации и культуры речи; навыками разработки организационно-технической документации, церковного документооборота; способами психолого-педагогической поддержки и сопровождения в процессе приобщения к жизни Церкви, ее традициям; навыками психологического консультирования; правовыми, социальными, педагогическими, психологическими и иными основами работы с различными категориями людей. Миссиология История миссии Принципы и методы миссионерской деятельности Религиоведение Сектоведение Расколоведение Информационные техно- логии Логика, теория и практика аргументации Практическая психология Основы социальной концепции Русской Православной Церкви К-9 К-10 К-11 К-12 К-13 К-14 К-15 К-16 К-17 К-18 К-19 Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП образовательного учреждения) Б.3 Учебная практика (практические умения и навыки определяются ООП образовательного учреждения) Б.4 Итоговая аттестация Выпускной квалификационный экзамен, выпускная квалификационная работа (проект) Общая трудоемкость основной образовательной программы 60 з. е. (2160 ак. ч.) VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ 7.1. Учебные заведения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП по подготовке миссионеров, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие православное воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

То есть, логически продолжая эту мысль, можно прийти к выводу, что те разновидности экстракорпорального оплодотворения, которые не предполагают заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, Православной Церковью допускаются. Однако на практике это не так. Большинство священнослужителей, специализирующихся на данном вопросе, говорят о полной недопустимости методов ЭКО 400 . В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» явная недомолвка. Что явилось причиной такой неточности? Быть может, недоработанность документа. Не исключено, что в то время, когда он готовился, не учитывались возможности медицины и биологии в ближайшей перспективе разработать такой способ проведения ЭКО, при котором бы удалось обходиться без заготовления, консервации и разрушения «избыточных» эмбрионов, и приведённой выше формулировки было достаточно, чтобы закрыть этот вопрос. Так или иначе, священник должен уметь донести до вопрошающих позицию Церкви. Но на что ему опереться в своих ответах? Частично на «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», уточняя недомолвки мнением священнослужителей и богословов, специализирующихся на данном вопросе. Большая же часть из них говорит о полной неприемлемости данной процедуры. Как же осуществляется экстракорпоральное оплодотворение? Сама процедура ЭКО включает в себя несколько этапов. 1 . Подготовка к ЭКО. Стимуляция овуляции. Для успешного проведения искусственного оплодотворения необходимо получить, как правило, несколько (от 5 до 10) женских половых клеток – яйцеклеток. Достигается это путём гормональной стимуляции организма женщины. В результате вместо одной яйцеклетки в яичниках созревает несколько женских половых клеток. То есть посредством гормональных препаратов вызывается суперовуляция. 2 . Пункция фолликулов. После гормональной стимуляции назначается пункция фолликулов. Как правило, эту процедуру проводят трансвагинально (через влагалище под контролем УЗИ). Стерильной одноразовой иглой делается прокол яичника и изымаются фолликулы с яйцеклетками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010