50 «Некоторые говорят, что по вкушению плотского греха невозможно называться чистым... Если бы ключи Царства Небесного были вверены девственнику по телу, то мнение оное, может быть, имело бы основательность. Но да постыдит умствующих таким образом тот, кто имел тещу, а был чист и носил ключи Царствия» (Слово 15, гл. 66). См. также: Свт. Иоанн Златоуст . Поли. собр. творений. Т. 6. Беседа IV на слова пророка Исаии). 54 См., например, житие прп. Серафима Саровского . Особенно интересен случай, когда батюшка Серафим благословил на брак уже пожилую девицу, желавшую посвятить себя Богу. В преклонных летах она вступила в брак и, несмотря на это, была совершенно счастлива в семейной жизни («Радость моя...». М.: «Ковчег», 2003. С. 185). 55 «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей» ( 1Кор. 7, 10–11 ). 56 Здесь можно вспомнить юношу, обратившегося к Иисусу Христу со словами: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» В ответ Христос перечисляет ему заповеди Моисея, как достаточные для спасения. Далее, видя, что юноша преуспел в исполнении этих заповедей и желает большего, Господь дает ему иной, более высокий закон: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19, 21 ). «Спасение необходимо для всех; снискание совершенства предоставлено произволяющим», – комментирует этот евангельский отрывок свт. Игнатий (Брянчанинов) (Аскетические опыты. Т. 2. Слово о спасении и христианском совершенстве). 58 « Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимий, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимий, согласно правилам святого Василия Великого , увеличивается» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. X. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Вот такие незаживающие раны наносим мы людям своим неправедным гневом». Заканчивая разговор о гневе, хотелось бы вспомнить слова апостола Иакова: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией». Но продолжим нашу тему. Российский предприниматель , банкир Владимир Павлович Рябушинский , представитель купеческой династии Рябушинских , в своей книге « Московское купечество » писал , что вплоть до начала XIX века существовали устой чивые представления о специфических грехах хозяина , о которых специально спрашивали на исповеди . И что особо тяжким среди хозяйских грехов считалось умышленная невыплата заработной платы , обман и притеснение работников [ Рябушинский , с . 158] . Сейчас во времена становления нового российского предпринимательства , во времена возрождения деловой этики , основанной на православном мировоззрении , понимание этих специфических « грехов хозяина » становится очень актуальным . Именно поэтому при разработке « Основ социальной концепции Русской Православной Церкви » этому вопросу было уделено должное внимание . Вот , что мы можем прочитать в главе VI этого документа под названием « Труд и его плоды ». « Церковь учит , что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека , но и грехом перед Богом . Священное Писание говорит : « Не обижай наёмника ... В тот же день отдай плату его ... чтоб он не возопил на тебя к Господу , и не было на тебе греха » ( Втор . 24, 14–15) ; « Горе тому , кто ... заставляет ближнего своего работать даром и не отдаёт ему платы его » ( Иер . 22, 13) . Существует множество способов , как недо дать плату своему работнику , — способов об мана и скрытой эксплуатации работника работодателем . Православный предприниматель , живущий по заповедям Божиим , должен помнить слова из послания апостола Иакова : « Послушайте вы , богатые : плачьте и рыдайте о бедствиях ваших , находящих ( на вас ). Богатство ваше сгнило , и одежды ваши изъедены молью .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Исходя именно из таких позиций и основываясь на богооткровенном учении о человеке, Православная Церковь и формулирует своё отношение к проблеме трансплантологии в целом, конкретизируя оценку тех или иных частных её аспектов и нюансов, связанных главным образом с их осмыслением в телеологии учения о христианском спасении: «Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей), — отмечается в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви », — позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжёлую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определённые нравственные проблемы и может представлять опасность для общества» (XII.7) . Донорство органов как бескорыстное и жертвенное участие в судьбе больного человека (родственника или нет, неважно; важно, что это — твой ближний), конечно, является благородным делом, христианским подвигом, заслуживающим уважения. С другой стороны, посмертное донорство, поставленное, например, на коммерческую основу, или же воспринимаемое (с трагической неизбежностью общественного менталитета нынешних дней) в русле потребительской психологии массового общества, не имеет никаких оправданий; такое восприятие донорства — безнравственно. Действительно, в свете христианского учения о человеческом теле донорство органов имеет неоднозначную оценку. Человек несёт ответственность не только за свою душу, её нравственную чистоту и беспорочность, но и за тело, которое, являясь Храмом Духа Святого, также должно быть чисто и непорочно. Единство души и тела нарушается смертью, но смерть — не то, что изначально естественно для человека, это то, что вошло в мир с грехопадением прародителей и побеждается в Воскресении Христовом. В отличие от многих других религий христианство не воспринимает тело как темницу души, но как храм, что говорит о возможности обожения человека при жизни и о соединении души с телом во время всеобщего Воскресения мертвых: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1 Кор.15:42-44, 52-54).

http://bogoslov.ru/article/5706523

Как Спаситель говорил? «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Он же не сказал, что если у вас будет пятеро детей, если вы будете еженедельно причащаться и соблюдать Великий пост, вычитывать каноны и акафисты, но сказал, что узнает нас, «если вы будете иметь любовь между собой». Причем эта любовь не может не быть очевидной для окружающих. Она либо есть, либо ее нет. В «Основах социальной концепции» ясно сказано: «Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе». И в продолжение – едва ли можно сказать лучше, чем это сказано дальше: «супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни»».

http://pravmir.ru/nelzya-smotret-na-semy...

Муж и жена совместно владеют имуществом, имущественные права супругов регулируются не церковным, а гражданским правом. Обязанности супругов взаимны, но взаимность эта неодинакова. Муж, по Божественному праву, является главой семьи. Ап. Павел учит: «...жене глава - муж...» (1 Кор 11. 3). «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол 3. 18-19). «...А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим 2. 12-15). Комментируя учение ап. Павла о Б. и семье, Архиерейский Собор 2000 г. подчеркнул: «Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф 5. 22-23; Кол 3. 18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви, не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф 5. 21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор 11. 11-12)» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х 5). Мужу на основании учения, изложенного в Свящ. Писании, принадлежит право управлять семьей, но действовать при этом не с помощью жестоких и крутых мер, а посредством доброго совета и примера. Жена же обязана повиноваться мужу во всем и слушаться его, если только он не требует от нее чего-либо противного заповедям Божиим и нравственному закону Божию, ибо в таком случае справедливее более слушать Бога, нежели человека (ср.: Деян 4. 19).

http://pravenc.ru/text/Брак.html

неизлечимую тяжкую душевную болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как: заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (Комментарий к социальной концепции Русской Православной Церкви). Тем не менее, нужно помнить, что любое расторжение брака, кроме как по вине прелюбодеяния одного из супругов – тяжкий грех, последствия которого необходимо врачевать покаянием.] , причем изменившего Церковь лишает христианского благословения на следующий брак, т. е. не венчает. Пьянство или другие недостатки супруга воспринимаются христианином как крест, потому что причиной пьянства может быть жена, которая своим поведением подвигает своего супруга к этому болезненному пороку. Вступая в брак, вы давали обещание любви не только в светлые минуты, в минуты вашего счастья, но и обещание не оставлять своего супруга в болезни, а пьянство – это тоже болезнь. Поэтому от вас требуется молитвенный подвиг любви за вашего супруга. Развод – это очень легкий выход избавления от креста, но сможете ли вы понести крест безбрачия – это вопрос! Можно ли нарушить пост и исполнить супружеский долг по желанию маловерного (или неверующего) супруга (супруги)? Если нет, то как поступить после очередной просьбы, когда речь идет о поиске партнера на стороне? У святого апостола Павла есть такие слова: Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа… Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор.7:2–5 ). На основании этого послания Церковь имеет правило, чтобы не допускать блуда со стороны одного их супругов, уступать маловерующей (или неверующей) стороне в этом вопросе, однако верующий(ая) обязан(а) каяться в содеянном грехе невоздержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Он не только перевязал раны пострадавшего , не пожалев для этого вина и дорогого елея , но доставил его в гостиницу , заплатил вперёд за его содержание . « Кто из этих троих , думаешь ты , был ближний попавшемуся разбойникам ?» — спрашивает Спаситель законника . И законник отвечает : « Оказавший ему милость » . Тогда Иисус сказал : « Иди и ты поступай так же » ( Лк . 10, 25–37) . То есть наш ближний не обязательно наш родственник , или представитель той же национальности , или тот , кого мы знаем по имени , ближним может оказаться любой незнакомый нам человек , который в данный момент нуждается в нашей помощи . Любовь побуждает человека делиться теми благами , которые он имеет . В « Основах социальной концепции Русской Православной Церкви » записано : «… заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях , которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь , — о немощных , больных , пришельцах ( беженцах ), сиротах и вдовах — и делиться с ними плодами труда , « чтобы Господь , Бог твой , благословил тебя во всех делах рук твоих » ( Втор . 24, 19–22) . Продолжая на земле служение Христа , Который отождествил Себя именно с обездоленными , Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных . Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда , при котором богатый поддерживает бедного , здоровый — больного , трудоспособный — престарелого . Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае , если обеспечение жизни , здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств ». Были времена , когда Россия по благотворительности занимала ведущее место среди всех европейских стран . О масштабах этой деятельности свидетельствовал в 1856 году известный историк Михаил Погодин . « Наши купцы , — говорил он , — не охотники ещё до истории : они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц . Если бы счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие , то они составили бы такую цифру , какой должна бы поклониться Европа ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Примечания: 1. Флоровский Г., прот. Затруднения историка-христианина//Вера и культура: избранные труды по богословию и философии. СПб.: Русский Христианский Гуманитарный институт, 2002. – С. 696. 2. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 547-559. (Статья была написана в 1923 г., уже после закрытия Академии.) Такое понимание термина культура   нашло отражение и в «Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви» (Разд. 14.2). 3. Быт. 2:15: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»; Быт. 2:19-20: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым». Дар творчества как аспект образа Божия рассматривали блаж. Феодорит Кирский, преп. Анастасий Синаит, преп. Иоанн Дамаскин, а также церковный писатель V в. еп. Василий Селевкийский. — См.: Киприан (Керн), архим. Антропология святителя Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996.- С. 354-355. 4.  «Эту задачу он должен был осуществить в сфере своего произволения, путем свободного направления всех сил души к Богу . Человек, прежде всего, должен был победить бесстрастием разделение в себе (на полы); затем святой жизнью соединить мир и рай, чтобы и тот и другой для тела его одинаково были землей; потом равноангельской добродетелью утончить тело и чувства настолько, чтобы открыть себе доступ на небо; далее достигнуть равноангельского ведения и, таким образом, объединиться с миром мысленным; наконец, в любви недоведомо соединиться с Самим Богом. Объединяясь в конце концов с Богом, он достиг бы того, что на него излились бы потоки обожения, а через него и на все мировое бытие. Это обожение, соединение с Богом, погружение в Него, как естественная энергия тварного бытия, всегда стремящегося к своей Причине, доставило бы твари вечное и непреложное блаженство. Так осуществилась бы конечная цель, для которой Логос и поставил человека в центре мироздания, как Свой образ», — писал о миссии первозданного человека, обобщая мысли преподобного Максима Исповедника, С.Л. Епифанович. — Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: Мартис, 2003. — С.74-75.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

Таким образом, христианское отношение к телу вполне обоснованно может быть распространено и на окружающий мир в целом: « Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5:9). Тело нуждается в попечении, но« попечения о плоти»недолжны« превращаться в похоти» (Рим.13:14). « А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6:9). Как тело, безрассудно эксплуатируемое, страдает от греха невоздержанности и быстро умирает, так и окружающий мир. Между тем, по словам св. апостола Павла, « пользующиеся миром сим»должны быть« как не пользующиеся» (1 Кор. 7: 29-31). Христианская аскетика, умерщвляющая «ветхого человека», как здравая умеренность и действенная альтернатива языческому гедонизму совмещает земную мотивацию (дар здоровья ради служения Богу и ближним во время земной жизни) с несравненно более высокой – религиозной – в эсхатологической перспективе . Тело свято как нерукотворенный храм Божий (1 Кор. 6:19); оно, как и мир, призвано к преображению и вхождению в вечную жизнь (« чаю воскресение мертвых»; Рим. 8:11; Откр. 20:12-13; 21:1). Поэтому, в контексте рассмотрения нравственных аспектов современного экологического кризиса, так важно принять во внимание взгляд на эту проблему именно с сакраментальной точки зрения. Согласно христианскому пониманию, Космос есть также и храм, в котором человек является священником, служащим Единому Творцу . « В основе понимания природы как храма лежит идея теоцентризма: Бог, дающий «всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:25), является  источником бытия. Поэтому сама жизнь в многоразличных ее проявлениях носит священный характер, являясь Божиим даром, попрание которого есть вызов, брошенный не только божественному творению, но и Самому Господу», – сказано в « Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви» (Разд. 13.4) . Таким образом, корень всех экологических проблем – это прежде всего нравственное нестроение человека.

http://bogoslov.ru/article/2911841

Затем с основным докладом выступил митрополит Кирилл. Владыка, являвшийся председателем Синодальной рабочей группы по подготовке проекта Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, выразил признательность всем, кто потрудился в деле издания этого документа на сербском языке, в частности, епископу Бачскому Иринею и коллективу переводчиков и редакторов, настоятелю Подворья Русской Православной Церкви в Белграде священнику Виталию Тарасьеву, а также М. Радуловичу за финансирование настоящего издания Министерством по делам религии Сербии. Митрополит Кирилл рассказал собравшимся об особенностях общественной ситуации, в которой оказалось возможным создание Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, о побудительных причинах к выработке этого всеобъемлющего документа и о процессе работы над ним, о методологии, которой придерживалась Синодальная рабочая группа по подготовке «Основ». Владыка на конкретных примерах проиллюстрировал те подходы, которые использовались при создании и дальнейшем соборном рассмотрении Основ социальной концепции. Особое внимание было уделено описанию взаимоотношений между Церковью и государством, соотношения между христианской этикой и светским правом, особенностям отношения Церкви к национальному вопросу и государственному строю, проблемам глобализации. В заключение митрополит Кирилл показал, каким образом из принципов, сформулированных в Основах социальной концепции, вытекает отношение Русской Православной Церкви к решению вопроса о справедливом урегулировании положения в Косове и Метохии. Епископ Бачский Ириней сердечно поблагодарил митрополита Кирилла за продолжавшееся более часа выступление, выслушанное аудиторией с большим вниманием. При этом декан Богословского факультета отметил, что Основы социальной концепции это «документ не одной Поместной Церкви, но и всего Православия, всей Вселенской Церкви». По завершении презентации министр по делам религий Сербии М. Радулович сообщил, что экземпляры Основ социальной концепции Русской Православной Церкви будут вручены каждому члену Правительства страны.

http://patriarchia.ru/db/text/220837.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010