Затем с основным докладом выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (текст доклада будет полностью опубликован позднее) . Владыка Кирилл, являвшийся председателем Синодальной рабочей группы по подготовке проекта Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, выразил признательность всем, кто потрудился в деле издания этого документа на сербском языке, в частности, епископу Бачскому Иринею и коллективу переводчиков и редакторов, настоятелю Подворья Русской Православной Церкви в Белграде священнику Виталию Тарасьеву, а также М. Радуловичу за финансирование настоящего издания Министерством по делам религии Сербии. Митрополит Кирилл рассказал собравшимся об особенностях общественной ситуации, в которой оказалось возможным создание Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, о побудительных причинах к выработке этого всеобъемлющего документа и о процессе работы над ним, о методологии, которой придерживалась Синодальная рабочая группа по подготовке " Основ " . Владыка на конкретных примерах проиллюстрировал те подходы, которые использовались при создании и дальнейшем соборном рассмотрении Основ социальной концепции. Особое внимание было уделено описанию взаимоотношений между Церковью и государством, соотношения между христианской этикой и светским правом, особенностям отношения Церкви к национальному вопросу и государственному строю, проблемам глобализации. В заключение митрополит Кирилл показал, каким образом из принципов, сформулированных в Основах социальной концепции, вытекает отношение Русской Православной Церкви к решению вопроса о справедливом урегулировании положения в Косове и Метохии. Епископ Бачский Ириней сердечно поблагодарил митрополита Кирилла за продолжавшееся более часа выступление, выслушанное аудиторией с большим вниманием. При этом декан Богословского факультета отметил, что Основы социальной концепции - это «документ не одной Поместной Церкви, но и всего Православия, всей Вселенской Церкви».

http://pravoslavie.ru/21513.html

- определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года " О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви " (п. 18) ; - постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года (п. 32) ; - определение Освященного Архиерейского Собора 1994 года " О задачах Русской Православной Церкви в области религиозного образования " (пп. 3, 5); - документы " О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви " , " Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви " , " Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви " , " О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви " ; - Положение о порядке реализации программ по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности , ; - церковные образовательные стандарты по подготовке специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности ; - Образовательная концепция Русской Православной Церкви (с момента ее утверждения); - иные документы данной сферы. Межведомственная комиссия при Учебном комитете действует на основании Положения о реализации программ подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности, принятого на заседании Священного Синода от 2 октября 2013 г (журнал 102). 3. Основные понятия, используемые в настоящем Положении 3.1 Экспертная оценка - это процедура, устанавливающая соответствие параметров деятельности образовательной организации условиям выдачи представления на право реализации образовательной программы, предусмотренным настоящим Положением. 3.2 Представление дает организации право вести образовательную деятельность по одной или нескольким образовательным программам подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. 3.3 Представление, при наличии государственной лицензии, дает право образовательной организации выдавать по окончании обучения выпускной документ собственного образца.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Искусственное оплодотворение, получая всё большее и большее распространение, перестаёт быть какой-то экзотикой. Цены медицинских услуг в этой сфере становятся более доступными для населения, а, следовательно, большее количество людей получает возможность к ним обращаться . Поэтому и для священников, и для мирян возрастает необходимость быть правильно осведомлёнными в отношении методик искусственного оплодотворения. К сожалению, пункт 4-ый XII-oй главы Основ Социальной концепции РПЦ (ниже — Концепция) не излагает эту тему с той ясностью и чёткостью, которая требуется для раскрытия вопросов, касающихся человеческой жизни. Если внимательно читать этот пункт, то получается, что сегодня согласно Концепции существует два метода репродуктивных технологий: искусственное и экстракорпоральное (т.е. внетелесное) оплодотворение. Первый из них, согласно Концепции, допустим с нравственной точки зрения, второй — в целом нет. Но здесь изначально присутствует серьёзная терминологическая ошибка: искусственное оплодотворение — это не обозначение какого-то конкретного метода, а наименование вообще явления, отличного от естественного зачатия. А экстракорпоральное оплодотворение (ниже — ЭКО) — это уже обозначение конкретного метода искусственного оплодотворения. Поэтому ЭКО и искусственное оплодотворение соотносятся как частное и общее, в то время как Концепция настраивает читателя, несведущего в вопросах репродуктивных технологий, на то, что это обозначение двух разных методов. Результатом такой неточной терминологии Концепции могут быть и являются ошибки в пастырском душепопечении -— цена которым человеческая жизнь. Приведу пример. На сайте «Жити завтра» Украинской Открытой Ассоциации Организаций, Групп и Лиц, работающих с детьми, страдающими онкозаболеваниями, есть раздел «вопросы священнику». Некая Виктория в этом разделе задаёт вопрос: «Батюшка, подскажите, пожалуйста, грех ли делать искусственное оплодотворение? Если молодая семья хочет иметь детей, но не получается, можно ли прибегнуть к такой помощи. Без детей ведь жизнь не полноценна»! Священник Виктор отвечает: «Здравствуйте дорогая Виктория, не буду ничего выдумывать, — приведу строки Социальной Концепции Русской Православной Церкви: " К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений " » .

http://bogoslov.ru/article/881322

Всего вместе с 11 войсковыми священниками несут свое послушание по всей России, Украине, Беларуси и Казахстану более тысячи казачьих духовников. Нами разработаны и утверждены Святейшим Патриархом и Высшим Церковным Советом Русской Православной Церкви 18 документов и методических материалов Эти документы были направлены нами в епархии и казачьи общества. Мы разработали программу духовного образования и воспитания в кадетских казачьих корпусах. В течение трех лет, прошедших с предыдущего IV Всемирного конгресса казаков, произошли события, заметно расширившие наши стратегические перспективы работы. Могу назвать ключевые: В сентябре на заседании Высшего Церковного Совета обсуждалась и была принята Концепция Русской Православной Церкви по духовному окормлению казачества. Настоящая Концепция является основополагающим документом Русской Православной Церкви в сфере взаимодействия с казачеством. В ней представлена официальная позиция Церкви по вопросам духовной жизни казачьих обществ; установлены руководящие принципы деятельности епископата, клира и мирян в данной области; даны ключевые понятия и определения духовного окормления казачества; указаны основные направления взаимодействия подразделений Русской Православной Церкви со структурами казачьей самоорганизации, действующими на всей ее канонической территории. В Концепции сформулированы основания духовного окормления и поддержки казачества, его цели и задачи, принципы реализации, описано пространство духовного окормления и поддержки казачества в применении к различным уровням казачьих обществ и общественных объединений казачества, учреждениям различных организационно-правовых форм, а также к органам управления, координации и обеспечения деятельности по взаимодействию с казачеством на канонической территории Русской Православной Церкви. Концепция создает нормативную базу для разработки и совершенствования новейших актов Русской Православной Церкви, регулирующих процессы духовного окормления казачества, развивая положения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и других документов. Целью настоящей Концепции является приобщение казаков к Православию через их катехизацию, воцерковление и становление христианского образа жизни внутри казачьих обществ.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4245926...

Сегодня перед Церковью стоят не менее серьезные вызовы. В последние десятилетия в обществе активно обсуждаются вопросы научно-технического прогресса, взаимоотношений Церкви и государства, биоэтики, отношения Церкви к современной культуре и многое другое. Священник сегодня не может не затрагивать в проповеди эти злободневные темы. Но при этом он должен быть крайне осторожен в своих суждениях. Проповедник призван адекватно излагать те идеи, которые распространены в современном обществе. Порой случается, что, рассуждая, например, об отношении Церкви к существующим теориям происхождения жизни на Земле, проповедник опирается на сочинения богословов XIX или начала XX в. В результате он воспроизводит взгляды, давно утратившие актуальность, а его проповедь, критикующая секулярные научные теории, превращается в борьбу с ветряными мельницами. Сегодня, стремясь дать в проповеди ответ на злободневные вопросы, священник должен опираться на более современную литературу. И здесь важнейшим пособием для него должен стать программный документ Русской Православной ЦерквиОсновы социальной концепции. Этот документ был принят Юбилейным Архиерейским Собором в Москве в августе 2000 г. Он как раз и призван дать ответ Церкви на актуальные вопросы современности. В отдельных разделах документа речь идет об отношении Церкви к политике, нации, государству, вопросам собственности, проблеме войны и мира, преступности, наказанию и исправлению, вопросам личной, семейной и общественной морали, проблемам биоэтики и экологии, светской науке, культуре и образованию, проблемам международных отношений, глобализации и секуляризму. Важно подчеркнуть, что Архиерейский Собор утвердил этот документ как официальную позицию Московского Патриархата в сфере отношений с государством и светским обществом. Именно поэтому документ был введен в учебные программы духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Кроме того, Основами социальной концепции было рекомендовано руководствоваться духовенству в пастырской практике, «связанной с новыми явлениями жизни общества». Поэтому Собор признал необходимым широкое распространение документа, чтобы с ним могли ознакомиться все священнослужители и миряне Русской Православной Церкви 202 . Во исполнение этого Соборного определения священник, стремящийся рассмотреть в проповеди актуальные вопросы жизни Церкви в современном мире, должен руководствоваться Основами социальной концепции. Этот документ дает проповеднику важную богословскую опору в его суждениях. 5.7.5. Проповедь и политика

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Митрополит Киевский Владимир напомнил духовенству о недопустимости политической агитации в храмах и монастырях Украинской Православной Церкви 16 октября 2012 г. 13:15 В преддверии выборов в Верховную Раду, которые состоятся 28 октября 2012 года, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир издал распоряжение , запрещающее политическую агитацию в храмах и монастырях Украинской Православной Церкви. «В связи с обращениями со стороны верующих и средств массовой информации напоминаем викарным епископам, наместникам и настоятельницям монастырей, настоятелям храмов и всем клирикам Киевской митрополии Украинской Православной Церкви о невозможности проведения политической агитации и раздачи политической агитационной литературы в храмах и монастырях Украинской Православной Церкви», — говорится в документе, опубликованном на официальном сайте УПЦ . В распоряжении отмечается, что политическая агитация в храмах и монастырях «противоречит решениям Священноначалия нашей Церкви —  Основам социальной концепции УПЦ (раздел V), Обращению Собора епископов УПЦ от 21 декабря 2007 года, Обращению Священного Синода УПЦ к православным гражданам в связи с предстоящими выборами в Верховную Раду Украины от 25 августа 2012 года, постановлению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года " Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний " , решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 октября 2012 года ( журнал ) и многочисленным напоминаниям Священноначалия о невозможности политизации церковной жизни». Кроме того, «политическая агитация религиозными организациями противоречит закону Украины " О свободе совести и религиозных организациях " (ст. 5)». Предстоятель Украинской Православной Церкви благословил во всех храмах и монастырях Киевской митрополии и в ставропигиальных монастырях Украинской Православной Церкви по окончании богослужения в ближайший воскресный день огласить Обращение Священного Синода УПЦ от 25 августа 2012 года в связи с предстоящими выборами. Также Блаженнейший митрополит Владимир призвал воздержаться от политической агитации в храмах и монастырях всех верующих Украинской Православной Церкви — кандидатов в депутаты и избирателей, а всех клириков Киевской митрополии — ознакомиться с вышеупомянутыми решениями Священноначалия. Нарушение данного распоряжения, как подчеркивается в документе, влечет за собой церковно-каноническую ответственность. Патриархия .ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2530552.ht...

Богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским 27 июня, 2008. Редакция " Правмира " Позиция Русской Православной Церкви по основным церковно-общественным вопросам нашла свое развернутое выражение в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Позиция по вопросам межхристианских отношений обозначена в документе «Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Оба документа были одобрены Архиерейским Собором 2000 года, участником которого был и епископ Диомид. Данный анализ проводился на основании изучения следующих документов: 1. «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви» (18.01.2007 г.) 2. «Пояснение к “Обращению” епископа Диомида клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии» (17.04. 2007 г.) 3. «Открытое письмо епископа Диомида, клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии Святейшему Патриарху» (6.06. 2007 г.) 4. «Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии» (6.06.2007 г.) 5. «Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II и ко всем верным чадам Русской Православной Церкви» (19.11.2007 г.) I. Богословский анализ Рассматриваемые тексты демонстрируют крайне низкий уровень богословской подготовки. В них не содержится указаний на какие-либо новые проблемы церковной или общественной жизни, не заявлено никаких новых позиций и аргументов по затрагиваемым вопросам. Вопросы, поднятые в «Обращениях» епископа Диомида , уже получили свое богословское и каноническое разрешение в соответствующих документах Высшей Церковной Власти. Позиция Русской Православной Церкви по основным церковно-общественным вопросам нашла свое развернутое выражение в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Позиция по вопросам межхристианских отношений обозначена в документе «Принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Оба документа были одобрены Архиерейским Собором 2000 года, участником которого был и епископ Диомид.

http://pravmir.ru/bogoslovsko-kanoniches...

Октавиан Август От демократии – к монархии. Возможно ли? В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сопоставляются три формы государственного правления – библейская теократия, монархия и демократия, – которые не равнозначны с высшей духовной точки зрения: подобно тому, как прямое богоправление, существовавшее в Древнем Израиле до поставления царем Саула, выше монархии, так и монархия, основанная на народной вере в богопоставленность правителя, царя, выше демократии, опирающейся, по крайней мере доктринально, исключительно на волеизъявление самого народа. И хотя, как утверждается в этом документе, искусственно стимулированная замена низшего по своей духовной природе государственного строя на более высокий строй – актуально: демократии на монархию – не может принести добрых плодов, если подобная трансформация не будет соответствовать религиозно-нравственному состоянию общества, сама возможность такой перемены «Основами социальной концепции» не исключается и расценивается как благо – в том случае, если она будет востребована народом, готовым принять ее. Относительно перспективы перемены форм правления в «Основах социальной концепции» содержится следующее положение: «Нельзя вовсе исключать возможность такого духовного возрождения, когда религиозно более высокая форма государственного устройства станет естественной» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. III, 7). В этом самая суть, квинтэссенция православного учения о форме правления. Доминирующая в современной теории государственного права систематика противопоставляет республику монархии, допуская при этом совместимость монархии с демократией, что и имеет место в большей части монархий, просуществовавших до наших дней. Насколько подобные государства при этом остаются подлинными монархиями, с одной стороны, и насколько они демократичны по существу дела, то есть имеет ли место в них действительное народоправие, – это большой вопрос: наблюдая за перипетиями политической жизни в таких странах, можно прийти к заключению, что при соблюдении в них монархического церемониала и демократических выборных процедур они все-таки не юридически, но в плане реальной политики представляют примеры олигархического правления, как, впрочем, и более типичные для нашего времени республики с их представительными органами власти в виде парламентов.

http://pravoslavie.ru/117895.html

Скачать epub pdf Молодежная работа в Русской Православной Церкви включает в себя миссионерскую, духовно-просветительскую, катехизическую, пастырскую и социальную деятельность в отношении молодых людей, а также служение самой молодежи в данных сферах жизни Церкви. Назначение церковной молодежной работы сообразно миссии Святой Церкви на земле и заключается в просвещении молодых людей светом евангельской истины и приобщении к жизни вечной во Христе Иисусе. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). Церковная молодежная работа имеет своим обоснованием учение Священного Писания и Священного Предания о многообразии форм и методов апостольского служения. Церковная молодежная работа ведется на основании постановлений Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, определений Священного Синода Русской Православной Церкви, решений Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, указов и распоряжений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Устава Русской Православной Церкви 1 и Синодального отдела по делам молодежи. Настоящий документ является развитием Концепции молодежного служения 2000 г. 2 и содержит в себе необходимые дополнения к документу «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви» 2011 г. 3 Актуальность документа заключается в закреплении единого понятийного аппарата, цели и задач современной церковной молодежной работы, а также описании проблем и тенденций развития на последующие периоды. h8 I. Основные понятия Молодежь (молодое поколение) – это особая социально-демографическая группа людей, отличающаяся возрастными рамками и переживающая активный период становления социальной зрелости, формирования духовных ценностей и нравственных ориентиров. Возрастные рамки данной группы и распределение по категориям определяются местным законодательством. В данном документе возраст молодого человека определен в интервале от 14 до 35 лет, охватывающем известные нормы стран канонического присутствия Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

Митрополит Киевский Владимир напомнил духовенству о недопустимости политической агитации в храмах Киев, 16 октября 2012 г. В преддверии выборов в Верховную Раду, которые состоятся 28 октября 2012 года, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир издал распоряжение, запрещающее политическую агитацию в храмах и монастырях Украинской Православной Церкви. «В связи с обращениями со стороны верующих и средств массовой информации напоминаем викарным епископам, наместникам и настоятельницям монастырей, настоятелям храмов и всем клирикам Киевской митрополии Украинской Православной Церкви о невозможности проведения политической агитации и раздачи политической агитационной литературы в храмах и монастырях Украинской Православной Церкви», — говорится в документе, опубликованном на официальном сайте УПЦ. В распоряжении отмечается, что политическая агитация в храмах и монастырях «противоречит решениям Священноначалия нашей ЦерквиОсновам социальной концепции УПЦ (раздел V), Обращению Собора епископов УПЦ от 21 декабря 2007 года, Обращению Священного Синода УПЦ к православным гражданам в связи с предстоящими выборами в Верховную Раду Украины от 25 августа 2012 года, постановлению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года " Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний " , решению Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 октября 2012 года (журнал 93) и многочисленным напоминаниям Священноначалия о невозможности политизации церковной жизни». Кроме того, «политическая агитация религиозными организациями противоречит закону Украины " О свободе совести и религиозных организациях " (ст. 5)». Предстоятель Украинской Православной Церкви благословил во всех храмах и монастырях Киевской митрополии и в ставропигиальных монастырях Украинской Православной Церкви по окончании богослужения в ближайший воскресный день огласить Обращение Священного Синода УПЦ от 25 августа 2012 года в связи с предстоящими выборами. Также Блаженнейший митрополит Владимир призвал воздержаться от политической агитации в храмах и монастырях всех верующих Украинской Православной Церкви — кандидатов в депутаты и избирателей, а всех клириков Киевской митрополии — ознакомиться с вышеупомянутыми решениями Священноначалия. Нарушение данного распоряжения, как подчеркивается в документе, влечет за собой церковно-каноническую ответственность. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/56771.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010